Противостояние красных и белых на плакатах

Про­па­ган­да — нераз­луч­ная спут­ни­ца любой вой­ны. Ещё Напо­ле­он гово­рил: «Трёх газет я боюсь боль­ше, чем сто­ты­сяч­ной армии». Спу­стя сто­ле­тие после Напо­лео­на пра­ви­те­ли нача­ли боять­ся не толь­ко газет, но и про­па­ган­дист­ских плакатов.

Граж­дан­ская вой­на в Рос­сии выве­ла пла­кат­ную про­па­ган­ду на новый уро­вень. Враж­ду­ю­щие сто­ро­ны вир­ту­оз­но поли­ва­ли друг дру­га гря­зью, писа­ли на пла­ка­тах ино­гда прав­ду, но чаще — ложь, сгу­ща­ли крас­ки, изоб­ра­жа­ли про­тив­ни­ков алко­го­ли­ка­ми, тира­на­ми, гра­би­те­ля­ми, убий­ца­ми, угне­та­те­ля­ми и даже демо­на­ми, чер­тя­ми и пса­ми. Себя, конеч­но же, изоб­ра­жа­ли осво­бо­ди­те­ля­ми, защит­ни­ка­ми, пат­ри­о­та­ми и дру­зья­ми сла­бых и угнетённых.

В нашей под­бор­ке собра­ны пла­ка­ты крас­ных и белых при­мер­но в рав­ном коли­че­стве. И всё выше­пе­ре­чис­лен­ное на них мож­но увидеть.

У мно­гих навер­ня­ка воз­ни­кал вопрос, а чья же про­па­ган­да в Граж­дан­скую вой­ну была силь­нее? Тут мож­но отве­тить одно­знач­но: силь­нее и убе­ди­тель­нее про­па­ган­да у того, кто в ито­ге побе­дил. Со сла­бой про­па­ган­дой граж­дан­ские вой­ны не выиг­ры­ва­ют­ся. В дан­ном же слу­чае крас­ная про­па­ган­да не про­сто силь­нее белой, но силь­нее, понят­нее и убе­ди­тель­нее на несколь­ко уровней.

Это мож­но счи­тать пара­док­сом, но боль­ше­ви­ки, сре­ди кото­рых было мно­го евре­ев, латы­шей, укра­ин­цев, гру­зин и дру­гих наци­о­наль­но­стей, зна­ли рус­ский народ, и в осо­бен­но­сти рус­ско­го кре­стья­ни­на, гораз­до луч­ше, чем белые гене­ра­лы, счи­тав­шие себя пат­ри­о­та­ми Рос­сии и обла­дав­шие непло­хим обра­зо­ва­ни­ем. Белые про­па­ган­ди­сты до само­го кон­ца вой­ны так и не смог­ли при­ду­мать ниче­го умнее, чем изоб­ра­жать боль­ше­вист­ских вождей в обра­зе чер­тей и демо­нов, при­пле­тать рели­гию и лозун­ги о «вели­кой и неде­ли­мой Рос­сии». Белая про­па­ган­да очень абстракт­на, тогда как крас­ная вполне кон­крет­на и направ­ле­на на опре­де­лён­ные цели.

Про­сто­му кре­стья­ни­ну в то вре­мя было абсо­лют­но пле­вать на идеи «вели­чия» и даже на то, что в Крем­ле сидят демо­ны. Но не пле­вать было на то, с зем­лёй он будет или без. Смо­жет ли про­кор­мить свою семью или нет. И крас­ные пла­ка­ты дава­ли ему ответ на эти вопро­сы, тогда как белые — нет.


Плакаты красных

Вик­тор Дени. 1919 год
Вик­тор Дени. 1919 год
Алек­сандр Апсит. 1919 год
Пётр Кисе­лис. 1919 год
И. Оси­нин (псев­до­ним Алек­сандра Апси­ти­са). 1919 год
Вик­тор Дени. 1919 год
К. Спас­ский. 1919 год
Алек­сандр Апсит. 1919 год
Алек­сандр Апсит. 1918 год
Йири Аррак. 1919 год
Дмит­рий Моор. 1919 год
Дмит­рий Моор. 1920 год
Автор неиз­ве­стен. 1919 год

 

Автор неиз­ве­стен. 1918–1920‑е гг.

 

Автор неиз­ве­стен. 1921 год

 


Плакаты белых

Автор неиз­ве­стен. 1918–1920‑е гг.
Автор неиз­ве­стен. 1918–1920‑е гг.
Автор неиз­ве­стен. 1918–1920‑е гг.
Автор неиз­ве­стен. 1918–1920‑е гг.
Автор неиз­ве­стен. 1918–1920‑е гг.
Автор неиз­ве­стен. 1918–1920‑е гг.

 

Пла­кат посвя­щён похо­ду Дени­ки­на на Моск­ву в 1919 году, закон­чив­ше­му­ся для него поражением

 

Кол­ча­ков­ский пла­кат. 1919 год

 

Автор неиз­ве­стен. 1918–1920‑е гг.
Автор неиз­ве­стен. 1918–1920‑е гг.

 

Анти­се­мит­ский пла­кат белых. Лозунг с это­го пла­ка­та в годы ВОВ заим­ство­ва­ли наци­сты, кото­рые пере­ина­чи­ли его в «Бери хво­ро­сти­ну, гони жида в Палестину!»

 

Над­пись: «Пой­дём мы туда не для того, что­бы вер­нуть­ся к ста­рым поряд­кам, не для защи­ты сослов­ных и клас­со­вых инте­ре­сов, а что­бы создать новую, свет­лую жизнь всем: и пра­вым, и левым, и каза­ку, и кре­стья­ни­ну, и рабочему»
Троц­кий в обра­зе демо­на. Автор неиз­ве­стен. 1918–1920‑е гг.

Читай­те, как барон Вран­гель поте­рял послед­ний шанс на побе­ду, в мате­ри­а­ле «Бои за Кахов­ку: глав­ное тан­ко­вое сра­же­ние Граж­дан­ской вой­ны»

Поделиться