Послевоенная мода. Военная форма, женские шляпки, пиджаки стиляг

Какой была мода вто­рой поло­ви­ны 1940‑х годов? Эпо­ха про­ти­во­ре­чи­ва: с одной сто­ро­ны, стра­на вос­ста­нав­ли­ва­ет­ся после вой­ны и людям вро­де бы не до кра­си­вых наря­дов. С дру­гой — когда, как не сей­час, сво­бод­но вздох­нуть и вспом­нить, что одеж­да может быть спо­со­бом само­вы­ра­же­ния: не толь­ко прак­тич­ной, но и кра­си­вой. VATNIKSTAN рас­ска­зы­ва­ет о мод­ных тен­ден­ци­ях после­во­ен­но­го пери­о­да, вли­я­нии тро­фей­но­го кино на мас­со­вую моду и стилягах.


Модные тенденции второй половины 1940‑х годов

После вой­ны мода в СССР оста­ёт­ся уде­лом «избран­ных», пре­иму­ще­ствен­но жен­щин и горо­жан. Одеж­ды не хва­та­ет, поэто­му прак­тич­ность и дол­го­веч­ность боль­шин­ство людей ценят силь­нее красоты.

Госу­дар­ство в этот пери­од при­зна­ёт важ­ность моды: она пред­став­ля­ет­ся пар­тий­цам одним из средств про­па­ган­ды и даже ору­ди­ем борь­бы в Холод­ной войне. Пра­ви­тель­ство хоте­ло, что­бы в СССР шили совре­мен­ные наря­ды по соб­ствен­ным эски­зам, а не копи­ро­ва­ли Запад. Для это­го в 1944 году начал рабо­ту Мос­ков­ский дом моде­лей одеж­ды. Под его руко­вод­ством совет­ская швей­ная про­мыш­лен­ность долж­на была стать «син­те­зом луч­шей миро­вой и оте­че­ствен­ной практики».

Жур­нал Мос­ков­ско­го дома моделей

Пожа­луй, глав­ная тен­ден­ция мас­со­вой моды кон­ца 1940‑х годов — под­ра­жа­ние запад­ным обра­зам, кото­рые совет­ские граж­дане узна­ва­ли из кине­ма­то­гра­фа. Тро­фей­ные лен­ты пока­зы­ва­ли в кино без уточ­не­ния, в какой стране они сня­ты. Пока­зу пред­ше­ство­ва­ли тит­ры напо­до­бие таких:

«Этот фильм взят в каче­стве тро­фея после раз­гро­ма Совет­ской Арми­ей немец­ко-фашист­ских войск под Бер­ли­ном в 1945 году».

Боль­ше все­го зри­те­лей при­вле­ка­ли раз­вле­ка­тель­ные, позна­ва­тель­ные и музы­каль­ные лен­ты: «Индий­ская гроб­ни­ца», «Охот­ни­ки за кау­чу­ком», «Тос­ка», «Чио-Чио-сан», «Девуш­ка моей меч­ты», а так­же био­гра­фии Рем­бранд­та, Моцар­та, Шил­ле­ра. Кино было не толь­ко вари­ан­том вре­мя­пре­про­вож­де­ния, но и источ­ни­ком вдох­но­ве­ния. Так, совет­ские мод­ни­цы вдох­нов­ля­лись обра­за­ми немец­ких актрис, под­ра­жа­ли их наря­дам и причёскам.

Немец­кая актри­са Мари­ка Рёкк в филь­ме «Девуш­ка моей меч­ты» (1944)

Зна­че­ние тро­фе­ев для моды упо­ми­нал и Эду­ард Лимо­нов в кни­ге «У нас была вели­кая эпоха»:

«На бара­хол­ках стра­ны при­зем­ли­лись и пошли по рукам пла­тья, костю­мы, паль­то для всех полов и воз­рас­тов — „тро­фей­ное барах­ло“, выве­зен­ное сол­да­та­ми в веще­вых меш­ках из поко­рён­ной Гер­ма­нии… Ката­ло­гом и гидом для путе­ше­ствий по морю кожа­ных тироль­ских шорт, румын­ских, ита­льян­ских и вен­гер­ских воен­ных паль­то и дет­ских бер­лин­ских костюм­чи­ков слу­жи­ли аме­ри­кан­ские филь­мы… Гля­дя на гол­ли­вуд­ских деву­шек и суро­вых ганг­сте­ров в дву­борт­ных костю­мах и шля­пах, запо­ми­на­ла рус­ская моло­дёжь моде­ли одежды».

Одеж­ду на заказ в этот пери­од почти не шьют, для боль­шин­ства это слиш­ком доро­го. Начи­на­ет­ся мас­со­вый пошив гото­вой одеж­ды, из мно­го­об­ра­зия кото­рой пред­ла­га­лось фор­ми­ро­вать соб­ствен­ный стиль.


Московский дом моделей одежды

Мож­но пред­по­ло­жить, что в ката­стро­фи­че­ски труд­ные годы вой­ны раз­ви­тие моды в Совет­ском Сою­зе оста­но­ви­лось. Одна­ко это прав­да толь­ко отча­сти. Воз­рож­де­ние отрас­ли ожи­да­е­мо стар­то­ва­ло в Москве. Уже в 1944‑м в сто­ли­це начал рабо­ту Мос­ков­ский дом моде­лей одеж­ды (МДМО).

Перед этим учре­жде­ни­ем пра­ви­тель­ство ста­ви­ло несколь­ко задач: созда­ние новых совре­мен­ных моде­лей, внед­ре­ние их в мас­со­вое швей­ное про­из­вод­ство, а так­же кон­троль пред­при­я­тий в сфе­ре лёг­кой про­мыш­лен­но­сти. Если пер­вые два направ­ле­ния дава­лись учре­жде­нию отно­си­тель­но лег­ко и впи­сы­ва­лись в виде­ние его руко­во­ди­те­лей, то для кон­тро­ля у Дома моде­лей не было ни ресур­сов, ни пол­но­мо­чий. Эти про­ти­во­ре­чия сохра­нят­ся на про­тя­же­нии всех деся­ти­ле­тий рабо­ты МДМО.

Дом моде­лей созда­ва­ли на базе веду­щих сто­лич­ных учре­жде­ний моды 1930‑х годов — худо­же­ствен­но­го ате­лье на Куз­нец­ком мосту и тре­ста «Мосин­до­деж­да».

Зда­ние дома моде­лей на Куз­нец­ком мосту

Сло­жи­лась двой­ствен­ная ситу­а­ция: госу­дар­ство хоте­ло раз­ви­вать моду, но не име­ло для это­го денег. У Дома моде­лей не было соб­ствен­ной маши­ны, а за поме­ще­ние на Куз­нец­ком мосту при­шлось побо­роть­ся с воен­ны­ми учре­жде­ни­я­ми. Пла­ни­ро­ва­лось, что МДМО будет раз­ра­ба­ты­вать моде­ли одеж­ды для швей­ных фаб­рик, а те будут пла­тить ему за новые выкрой­ки. Учре­жде­ние долж­но было стать само­оку­па­е­мым и не тре­бо­вать на свою дея­тель­ность денег из бюд­же­та. На прак­ти­ке схе­ма ока­за­лась нера­бо­чей, пото­му что швей­ные пред­при­я­тия не хоте­ли поку­пать новин­ки и шили по ста­рым образ­цам 1920‑х и 1930‑х годов.

Источ­ни­ком дохо­да Дома моде­лей в годы вой­ны ста­ли зака­зы Гла­во­соб­тор­га. Работ­ни­ки МДМО не толь­ко раз­ра­ба­ты­ва­ли эски­зы новой одеж­ды, но и сами шили её неболь­ши­ми пар­ти­я­ми. Хотя изна­чаль­но такая зада­ча перед ними не ста­ви­лась. В 1945–1947 годах МДМО пере­стро­ит­ся на граж­дан­скую одеж­ду и сно­ва будет про­из­во­дить её само­сто­я­тель­но, а не толь­ко гото­вить выкройки.

Пред­по­ла­га­лось, что после вой­ны Дом моде­лей создаст кон­цеп­цию «совет­ской моды». Она долж­на была стать осно­вой для пла­ни­ро­ва­ния в лёг­кой про­мыш­лен­но­сти на годы впе­рёд. При этом МДМО насто­я­тель­но при­зы­ва­ли «не брать ино­стран­ные жур­на­лы мод и копи­ро­вать, а созда­вать своё». Мода рас­смат­ри­ва­лась как сред­ство про­па­ган­ды и источ­ник повы­ше­ния куль­ту­ры граж­дан. Так сфор­ми­ро­вал­ся основ­ной прин­цип совет­ско­го моде­ли­ро­ва­ния наря­дов — «нуж­но соеди­нить меч­ту и фан­та­зию худож­ни­ка с мастер­ством кон­струк­то­ра и совре­мен­ной тех­ни­кой про­из­вод­ства», как гла­си­ла фор­му­ла искус­ство­ве­да-кон­струк­то­ра МДМО Наумовой.

Совет­скую моду, по мне­нию пра­ви­тель­ства, дол­жен был отли­чать демо­кра­тизм, мас­со­вость, «бес­со­слов­ность» и обще­до­ступ­ность. Таким обра­зом она про­ти­во­по­став­ля­лась «запад­ной» моде, кото­рая, по пред­став­ле­нию пар­тий­цев, была «при­ви­ле­ги­ро­ван­ной» и «бур­жу­аз­ной». При этом не запре­ща­лось заим­ство­вать пере­до­вой миро­вой опыт. В общем, сплош­ные противоречия.

Для попу­ля­ри­за­ции сво­ей дея­тель­но­сти Дом моде­лей про­во­дил выстав­ки и пока­зы мод, где пред­став­лял новые кол­лек­ции. Мод­ные пока­зы сопро­вож­да­лись рас­ска­за­ми искус­ство­ве­дов, а посе­ти­те­ли ста­ци­о­нар­ных выста­вок мог­ли запол­нить анке­ту и поде­лить­ся мне­ни­ем о пред­став­лен­ной одеж­де. С 1951 года каж­дый посе­ти­тель мог полу­чить кон­суль­та­цию для созда­ния инди­ви­ду­аль­но­го стиля.

Дом моде­лей будет рабо­тать несколь­ко деся­ти­ле­тий, а рас­цвет его дея­тель­но­сти при­дёт­ся на 1960–1970‑е годы.


Как выглядели советские модницы

Жен­щи­ны оста­ва­лись основ­ны­ми заказ­чи­ка­ми мод­ной инду­стрии. Все, кто мог поку­пать новую одеж­ду и изба­вить­ся от прак­тич­ных муже­по­доб­ных наря­дов, при пер­вой же воз­мож­но­сти дела­ли это. Речь, конеч­но, о житель­ни­цах круп­ных горо­дов, где уже рабо­та­ли дома мод — Москве, Ленин­гра­де, Мин­ске, Кие­ве, Риге, Львове.

Мод­ни­ца вто­рой поло­ви­ны соро­ко­вых носила:

  • под­клад­ные плечи;
  • рас­кле­шён­ные пла­тья с узкой талией;
  • юбки и пла­тья дли­ной чуть ниже колена;
  • блуз­ки с рукавами-фонариками;
  • тироль­ские шляпы;
  • малень­кие шляпки;
  • туфли на плат­фор­ме или танкетке.

Набор не слу­ча­ен — мы уже рас­ска­за­ли о тро­фей­ных кино­лен­тах, геро­и­ни кото­рых бли­ста­ли имен­но в таких наря­дах. В жен­скую моду проч­но вошли наплеч­ни­ки, кото­рые дела­ли силу­эт похо­жим на песоч­ные часы. Их при­ши­ва­ли не толь­ко к паль­то, но и к блуз­кам, и пла­тьям. Неко­то­рые исто­ри­ки моды пред­по­ла­га­ют, что эта тен­ден­ция свя­за­на с жела­ни­ем жен­щин выгля­деть силь­нее, так это или нет — судить не берём­ся. Напри­мер, брю­ки почти не носи­ли, хотя, разу­ме­ет­ся, ника­ких запре­тов на них не было.

Дру­гой обя­за­тель­ный атри­бут мод­ни­цы — малень­кая шляп­ка: «таб­лет­ка» (круг­лая шляп­ка, сдви­ну­тая на макуш­ку) и «арбуз­ная кор­ка» (полу­ме­сяц от уха до уха). Пре­иму­ще­ство таких шля­пок в том, что боль­шая часть волос оста­ёт­ся откры­той, а зна­чит, мож­но про­де­мон­стри­ро­вать и при­чёс­ку, и новый голов­ной убор. Иро­нич­но, что такие шляп­ки назы­ва­ли «менин­гит­ка­ми», хотя их люби­тель­ни­цы утвер­жда­ли, что они отлич­но обе­ре­га­ют голо­ву от мороза.

Парал­лель­но с немец­ким сти­лем в моду вошёл испа­но-лати­но­аме­ри­кан­ский. Для совет­ских жен­щин он выра­жал­ся в юбках и пла­тьях в горо­шек, бере­тах и тюр­ба­нах. Послед­ние труд­но было най­ти в про­да­же, пото­му их роль испол­ня­ла сло­жен­ная полос­кой косын­ка, кото­рую зама­ты­ва­ли на макуш­ке кон­ца­ми вверх.

Если одеж­ду ещё мож­но было най­ти в мага­зи­нах, то обувь и чул­ки в после­во­ен­ные годы были в остром дефи­ци­те. Достать капро­но­вые чул­ки счи­та­лось боль­шой уда­чей. Впро­чем, эта про­бле­ма была харак­тер­на не толь­ко нашей стра­ны, а для всей после­во­ен­ной Евро­пы. Зару­беж­ные мод­ни­цы реша­ли про­бле­му твор­че­ски — рисо­ва­ли швы и пят­ки на ногах или кра­си­ли кожу в цвет чулок. Дела­ли ли так в СССР, точ­но неиз­вест­но — най­ти фото­гра­фии или дру­гие источ­ни­ки не уда­лось. Совет­ские жен­щи­ны заме­ня­ли чул­ки белы­ми носоч­ка­ми и носи­ли с туф­ля­ми и босоножками.


Мужская мода

Муж­ская мода раз­ви­ва­лась не так бур­но, как жен­ская. Боль­шин­ство муж­чин про­дол­жа­ли носить воен­ную фор­му: не толь­ко из-за недо­стат­ка новых костю­мов, но и из-за попу­ляр­но­сти обра­за воен­но­го-защит­ни­ка в целом.

Попу­ляр­ны сво­бод­ные широ­кие силу­эты, дву­борт­ные пиджа­ки, длин­ные кожа­ные паль­то и курт­ки на мол­нии — их назы­ва­ли «моск­вич­ки» или «хули­ган­ки». Во вто­рой поло­вине 1940‑х годов носят рубаш­ки с мяг­ким ворот­ни­ком, уко­ро­чен­ные пиджа­ки, брю­ки-гольф и вяза­ные сви­те­ра. Гал­сту­ки широ­кие и корот­кие (в про­ти­во­по­лож­ность узким гал­сту­кам сти­ляг), узор в горо­шек или в полос­ку. Тона пре­иму­ще­ствен­но тём­ные, достать костюм свет­ло­го оттен­ка или в полос­ку счи­та­ет­ся рос­ко­шью. Из голов­ных убо­ров — фет­ро­вые шля­пы и кеп­ки-вось­ми­клин­ки, про­зван­ные в наро­де «лон­дон­ка­ми».


Стиляги

У боль­шин­ства сей­час сло­во «сти­ля­ги» проч­но ассо­ци­и­ру­ет­ся с одно­имён­ным филь­мом Вале­рия Тодо­ров­ско­го. В этой музы­каль­ной исто­рии яркие моло­дые ребя­та-сти­ля­ги про­ти­во­по­став­ле­ны скуч­ным и серым ком­со­моль­цам. Про­ти­во­сто­я­ние в филь­ме пока­за­но гро­теск­но, хотя и в реаль­но­сти сти­ля­гам при­хо­ди­лось убе­гать от ком­со­моль­ских активистов.

Обще­ствен­ное мне­ние неред­ко виде­ло в сти­ля­гах туне­яд­цев, про­хин­де­ев, хули­га­нов и, конеч­но, «под­ра­жа­те­лей запа­ду». Пожа­луй, это стрем­ле­ние выде­лить­ся, мод­но одеть­ся на запад­ный манер и вызы­ва­ло боль­ше все­го недо­воль­ства. Внеш­ний вид сти­ляг высме­и­ва­ли в кари­ка­ту­рах и фельетонах:

Ино­стран­цы! Иностранки!
Нет! От пяток до бровей
Это мест­ные поганки
Домо­ро­щен­ный Бродвей.

«Бро­д­ве­ем» на слен­ге сти­ляг име­но­ва­лась пра­вая сто­ро­на ули­цы Горь­ко­го, одно­го из глав­ных мест сбо­ра сти­ляг в столице.

Внеш­ний вид сти­ляг эво­лю­ци­о­ни­ро­вал. В самом нача­ле их облик дей­стви­тель­но был почти кари­ка­тур­ным: яркие широ­кие шта­ны, меш­ко­ва­тые пиджа­ки, нос­ки кри­ча­щих цве­тов и широ­ко­по­лые шляпы.

Из вос­по­ми­на­ний Дмит­рия Беля­е­ва, авто­ра фелье­то­на про сти­ляг «Типы, ухо­дя­щие в прошлое»:

«В две­рях зала пока­зал­ся юно­ша. Он имел изу­ми­тель­но неле­пый вид: спи­на курт­ки ярко-оран­же­вая, а рука­ва и полы зелё­ные; таких широ­чен­ных шта­нов кана­ре­еч­но-горо­хо­во­го цве­та я не видел даже в годы зна­ме­ни­то­го клё­ша; ботин­ки на нем пред­став­ля­ли собой хит­ро­ум­ную ком­би­на­цию из чёр­но­го лака и крас­ной зам­ши. Юно­ша опёр­ся о косяк две­ри и каким-то на ред­кость раз­вяз­ным дви­же­ни­ем заки­нул пра­вую ногу на левую. Обна­ру­жи­лись нос­ки, кото­рые сле­пи­ли гла­за, до того они были ярки…»

Бли­же к 1950‑м годам образ «типич­но­го сти­ля­ги» изме­нил­ся. Ста­ли носить узкие брю­ки-дудоч­ки, более акку­рат­ные пиджа­ки с широ­ки­ми пле­ча­ми, тон­кие гал­сту­ки-селёд­ки, при­чёс­ку «кок» и лако­вые туфли на свет­лой кау­чу­ко­вой подош­ве. Девуш­кам стать «сти­ля­гой» было ещё про­ще — доста­точ­но было ярко накра­сить­ся, завить воло­сы и надеть узкую юбку.

Чего хоте­ли сти­ля­ги? Вопрос до сих пор оста­ёт­ся дис­кус­си­он­ным. Прес­са того вре­ме­ни и обще­ствен­ное мне­ние пыта­лись пред­ста­вить их как лен­тя­ев и идей­ных вра­гов, кото­рые стре­мят­ся под­ра­жать «бур­жу­аз­но­му обра­зу жиз­ни». Их обви­ня­ли в «низ­ко­по­клон­стве перед запа­дом» и в том, что они не раз­де­ля­ют ком­му­ни­сти­че­ские цен­но­сти. Исто­ри­ки видят при­чи­ну появ­ле­ния такой суб­куль­ту­ры в акти­ви­за­ции меж­ду­на­род­ных кон­так­тов СССР: дипло­ма­ты при­во­зи­ли одеж­ду и музы­ку из зару­беж­ных стран, поэто­му их дети стре­ми­лись вести дру­гой образ жизни.

Мож­но пред­по­ло­жить, что для моло­дё­жи идей­ная сто­ро­на оста­ва­лась вто­ро­сте­пен­ной. Сти­ля­ги вооб­ще отли­ча­лись наро­чи­той апо­ли­тич­но­стью. Мод­ная, непо­хо­жая на скуч­ную школь­ную фор­му одеж­да, кра­си­вые тан­цы под загра­нич­ные рит­мы и своя «тусов­ка» были спо­со­бом само­вы­ра­же­ния и дари­ли ощу­ще­ние кра­си­вой жиз­ни «как в кино».


Мода вто­рой поло­ви­ны 1940‑х харак­те­ри­зу­ет­ся про­ти­во­ре­чи­я­ми: стрем­ле­ние мод­но оде­вать­ся огра­ни­чи­ва­лось нехват­кой денег, отсут­стви­ем това­ров, а ино­гда и обще­ствен­ным мне­ни­ем, как в слу­чае со сти­ля­га­ми. Жите­ли СССР в поис­ке новых обра­зов неред­ко вдох­нов­ля­ют­ся запад­ным кине­ма­то­гра­фом. Пра­ви­тель­ство пони­ма­ло зна­чи­мость хоро­шей совре­мен­ной одеж­ды и уже в 1944 году учре­ди­ло Дом моде­лей, но нагру­зи­ло его допол­ни­тель­ны­ми непо­силь­ны­ми зада­ча­ми — кон­тро­ли­ро­вать всю швей­ную про­мыш­лен­ность. Дом моде­лей будет опре­де­лять мод­ные тен­ден­ции сле­ду­ю­щие несколь­ко десятилетий.


История советской моды Виктории Мокиной
Мода 1930‑х. Милитаризм, спорт, агиттекстиль
Мода 1950‑х. Дома моделей, «самопошив», «песочные часы»

Поделиться