«С какого района?» Молодёжные банды в СССР

«Всё идёт по пла­ну» — это под­каст режис­сё­ра Вла­ди­ми­ра Коз­ло­ва об СССР. Осно­вы­ва­ясь на соб­ствен­ных вос­по­ми­на­ни­ях, автор рас­ска­зы­ва­ет о жиз­ни в СССР, раз­ве­и­ва­ет мифы и опро­вер­га­ет фей­ки. Сего­дня мы пуб­ли­ку­ем тек­сто­вую вер­сию выпус­ка, посвя­щён­но­го моло­дёж­ным бан­дам в СССР — поче­му по инду­стри­аль­ным совет­ским горо­дам не сто­и­ло ходить в оди­ноч­ку, отку­да про­изо­шло сло­во «гоп­ник» и мно­гое другое.


При­вет! Это — Вла­ди­мир Коз­лов с новым эпи­зо­дом под­ка­ста «Всё идёт по плану».

В сере­дине 50‑х мой отец окон­чил Моги­лёв­ский маши­но­стро­и­тель­ный тех­ни­кум, и по рас­пре­де­ле­нию его напра­ви­ли в город Рыбинск, тогда назы­вав­ший­ся Щер­ба­ков — на завод дорож­ных машин мини­стер­ства стро­и­тель­но­го и дорож­но­го машиностроения.

В пер­вый вечер он с сосе­дя­ми по обща­ге — таки­ми же выпуск­ни­ка­ми тех­ни­ку­мов, при­быв­ши­ми на завод рабо­тать масте­ра­ми? — вышли про­гу­лять­ся по цен­тру горо­да. Ребя­та обра­ти­ли вни­ма­ние на то, что про­хо­жие ста­ра­ют­ся идти побли­же к про­ез­жей части и, соот­вет­ствен­но, подаль­ше от кустов и дере­вьев. Они спро­си­ли у мест­ных, в чём дело, и им отве­ти­ли: «Пото­му что урки напа­да­ют и тянут в кусты, а там гра­бят». После это­го они выхо­ди­ли в город толь­ко боль­шой ком­па­ни­ей. Когда я услы­шал от отца эту исто­рию, я спро­сил у него: «К вам когда-нибудь кто-нибудь при­вя­зы­вал­ся? — Обыч­но нас было мно­го, толь­ко раз по-насто­я­ще­му при­ста­ли, — отве­тил он. — Но мы от них отби­лись — касте­та­ми и финками».

Такой была реаль­ность сред­не­го раз­ме­ра инду­стри­аль­но­го совет­ско­го горо­да 50‑х годов. Уро­вень кри­ми­на­ли­за­ции был высо­ким в СССР прак­ти­че­ски все­гда, несмот­ря на гром­кие заяв­ле­ния вла­стей о про­грес­се в иско­ре­не­нии пре­ступ­но­сти по мере дви­же­ния к социализму.

Пол­но­стью дове­рять совет­ской ста­ти­сти­ке пре­ступ­но­сти я бы не стал, тем более что чис­ло заре­ги­стри­ро­ван­ных пре­ступ­ле­ний ста­ли фик­си­ро­вать толь­ко с 1961 года, а до это­го ста­ти­сти­ка велась толь­ко по осуж­дён­ным. Но даже соглас­но офи­ци­аль­ной ста­ти­сти­ке начи­ная с 1966 года и вплоть до рас­па­да СССР про­ис­хо­дит рост обще­уго­лов­ной пре­ступ­но­сти, и каж­дые пять лет при­рост сред­них коэф­фи­ци­ен­тов пре­ступ­но­сти почти удваивался.

Рыбинск. 1950‑е годы

Под­рост­ко­во-моло­дёж­ная пре­ступ­ность так­же суще­ство­ва­ла во все совет­ские пери­о­ды — при этом пики её при­хо­ди­лись на пери­о­ды ката­клиз­мов в стране. Пер­вым таким пери­о­дом были 20‑е годы, когда после рево­лю­ции и Граж­дан­ской вой­ны мил­ли­о­ны детей оста­лись сиро­та­ми и всту­пи­ли в ряды бес­при­зор­ни­ков, запо­ло­нив­ших круп­ные горо­да — там было про­ще про­жить, поби­ра­ясь или воруя.

В 1921–1922 годах общее чис­ло бес­при­зор­ных детей в Рос­сии достиг­ло, по раз­ным оцен­кам, от четы­рёх до семи мил­ли­о­нов. После это­го, в резуль­та­те неко­то­рой нор­ма­ли­за­ции ситу­а­ции в стране и одно­вре­мен­но уста­нов­ле­ния более жёст­ко­го кон­тро­ля госу­дар­ства над все­ми сфе­ра­ми жиз­ни, коли­че­ство бес­при­зор­ни­ков в СССР нача­ло сокра­щать­ся. Но толь­ко в сере­дине 30‑х совет­ские вла­сти отра­пор­то­ва­ли о «пол­но­стью завер­шён­ной лик­ви­да­ции дет­ской бес­при­зор­но­сти». Прав­да, уже через несколь­ко лет нача­лась её новая боль­шая вол­на, вызван­ная Вели­кой Оте­че­ствен­ной войной.

С бес­при­зор­ни­ка­ми нача­ла 20‑х свя­за­на одна из глав­ных вер­сий про­ис­хож­де­ния сло­ва «гоп­ник». В 1918 году совет­ская власть кон­фис­ко­ва­ла зда­ние гости­ни­цы «Боль­шая Север­ная» в Петер­бур­ге — сей­час она назы­ва­ет­ся «Октябрь­ская», это извест­ное зда­ние пря­мо напро­тив Мос­ков­ско­го вок­за­ла. В гости­ни­це устро­и­ли Город­ское обще­жи­тие про­ле­та­ри­а­та — сокра­щён­но ГОП, — но сели­ли в ней не про­ле­та­ри­ев, а бес­при­зор­ни­ков. Жите­ли ГОПа зани­ма­лись в окру­ге — в основ­ном в рай­оне Мос­ков­ско­го вок­за­ла и Лигов­ско­го про­спек­та — мел­ким кри­ми­на­лом и, по неко­то­рым источ­ни­кам, были про­зва­ны гоп­ни­ка­ми. Сло­во «гоп­ник» в каче­стве сино­ни­ма к сло­ву «блат­ной», к мое­му удив­ле­нию, зна­ла даже моя бабуш­ка — 1915 года рож­де­ния, — хотя услы­шал его от неё я лишь раз.

Бес­при­зор­ни­ки. 1925 год

Яко­бы аль­тер­на­тив­ная вер­сия — соглас­но кото­рой сло­во гоп­ник про­ис­хо­дит от поня­тия «гоп-стоп», улич­ный гра­бёж, — мне не кажет­ся такой уж «аль­тер­на­тив­ной». Жите­ли город­ско­го обще­жи­тия про­ле­та­ри­а­та как раз гоп-сто­пом и зани­ма­лись, и само сло­во «гоп-стоп», а заод­но и «гоп­ник» мог­ло появить­ся как раз в свя­зи с их деятельностью.

В 80‑е годы сло­во «гоп­ник» попу­ля­ри­зи­ро­ва­ла нефор­маль­ная, суб­куль­тур­ная моло­дёжь, кото­рой от этих самых гоп­ни­ков доста­ва­лось за длин­ные воло­сы и про­чие попыт­ки выде­лить­ся сво­им видом из тол­пы. В таком зна­че­нии — моло­дые люди с кри­ми­наль­ны­ми наклон­но­стя­ми, часто, но необя­за­тель­но явля­ю­щи­е­ся участ­ни­ка­ми груп­пи­ро­вок — я и буду упо­треб­лять здесь это слово.

Заме­чу ещё, что суб­куль­ту­рой гоп­ни­ков я нико­гда не счи­тал и не счи­таю, это ско­рее соци­аль­ная груп­па, образ жиз­ни и набор моде­лей пове­де­ния. Глав­ное отли­чие от суб­куль­тур в том, что у гоп­ни­ков нет само­иден­ти­фи­ка­ции: они не назы­ва­ют себя гоп­ни­ка­ми, это уни­чи­жи­тель­ное, отча­сти оскор­би­тель­ное про­зви­ще, кото­рое им дали.

Но в рам­ках сего­дняш­не­го эпи­зо­да меня инте­ре­су­ют не осо­бен­но­сти пове­де­ния и идео­ло­гия гоп­ни­ков, а тер­ри­то­ри­аль­ные моло­дёж­ные груп­пи­ров­ки и дра­ки «рай­он на район».

О при­чи­нах фено­ме­на меж­рай­он­ных драк напи­са­ны целые серьёз­ные науч­ные иссле­до­ва­ния. Про­ци­ти­рую одно из них — «Делин­квент­ные груп­пи­ров­ки в совре­мен­ной Рос­сии» авто­ров Сала­га­е­ва и Шашкина.

«Потреб­ность в рабо­чей силе ста­ла при­чи­ной мас­со­вой мигра­ции сель­ско­го насе­ле­ния в боль­шие горо­да. Мно­гие из участ­ни­ков вели­ких стро­ек ХХ века сохра­ни­ли сель­ские нор­мы, цен­но­сти и тра­ди­ции, пере­не­ся их в транс­фор­ми­ро­ван­ном виде в урба­ни­зи­ро­ван­ную сре­ду. Одной из таких тра­ди­ций были дра­ки дерев­ня на дерев­ню, в кото­рых при­ни­ма­ла уча­стие бОль­шая часть муж­ско­го насе­ле­ния. Вто­рое поко­ле­ние мигран­тов адап­ти­ро­ва­ло дан­ную тра­ди­цию к город­ским усло­ви­ям. Пере­се­ле­ние быв­ших сель­ских жите­лей из бара­ков в новострой­ки, про­изо­шед­шее в 1960–1970‑х годах в свя­зи с мас­штаб­ным жилищ­ным стро­и­тель­ством, при­ве­ло к тому, что моло­дые жите­ли дво­ров или коро­бок нача­ли защи­щать свою тер­ри­то­рию, устра­и­вать дра­ки стен­ка на стен­ку, ули­ца на ули­цу и т. п.».

При­мер­но то же самое я наблю­дал в 80‑е годы на Рабо­чем посёл­ке Моги­лё­ва — рай­оне, создан­ном спе­ци­аль­но для жите­лей близ­ле­жа­щих заво­дов и фаб­рик в пери­од инду­стри­а­ли­за­ции. Един­ствен­ным отли­чи­ем было то, что жили эти люди, при­е­хав­шие из дере­вень и устро­ив­ши­е­ся на завод искус­ствен­но­го волок­на или лен­то­т­кац­кую фаб­ри­ку, в основ­ном не в панель­ных короб­ках, а в част­ном сек­то­ре — в таких же дере­вян­ных домах, что и в род­ной деревне. При этом сохра­нять эле­мен­ты и поня­тия дере­вен­ско­го обра­за жиз­ни было ещё про­ще. О сво­ей шко­ле и одно­класс­ни­ках — как пра­ви­ло, город­ских жите­лях во вто­ром поко­ле­нии, — я рас­ска­зы­вал пер­вом эпи­зо­де под­ка­ста «Здесь десять клас­сов пройдено…».

Итак, идея о том, что тра­ди­ция драк дерев­ня на дерев­ню была пере­не­се­на на город­ские рай­о­ны, вполне име­ет пра­во на суще­ство­ва­ние. Прав­да, я ни разу не слы­шал, что­бы кто-то гово­рил: мой дед драл­ся за свою дерев­ню. Но пом­нить и знать это не обязательно.

Важ­нее — при­ми­тив­ный мен­та­ли­тет, раз­де­ле­ние всех людей на сво­их и чужих и агрес­сия по отно­ше­нию к чужим, выплёс­ки­вав­ша­я­ся на жите­лей дру­гих районов.

Ещё одной при­чи­ной меж­рай­он­ных драк мож­но счи­тать отсут­ствие аль­тер­на­тив­ных вари­ан­тов досу­га: на Рабо­чем посёл­ке, напри­мер, не было не то что кино­те­ат­ра (их все­го было несколь­ко в горо­де), но даже клу­ба или дома куль­ту­ры. Не было кафе, спор­тив­ных секций.

К 80‑м годам доба­ви­лись ещё две при­чи­ны моло­дёж­но­го кри­ми­на­ла в прин­ци­пе и меж­рай­он­ной дви­жу­хи как одной из его форм: пол­ный кол­лапс ком­му­ни­сти­че­ской идео­ло­гии и раз­ло­же­ние орга­нов вла­сти, вклю­чая сило­вые, веду­щее к поте­ре госу­дар­ством кон­тро­ля над тем, что происходит.

Идео­ло­ги­че­ский ваку­ум — не един­ствен­ная при­чи­на того, что под­рост­ки сби­ва­лись в бан­ды, но это игра­ло свою роль. Если вокруг посто­ян­но врут про успе­хи на пути стро­и­тель­ства ком­му­низ­ма, а в реаль­ной жиз­ни ты видишь лишь облез­лые сте­ны домов и веч­но пья­но­го отца-про­ле­та­рия, то это спо­соб­ству­ет делин­квент­но­му поведению.

Вспо­ми­наю, что в 80‑е годы вооб­ще было ощу­ще­ние того, что буду­ще­го нет. Ника­ко­го ком­му­низ­ма не будет, а соци­а­лизм — вот он, вокруг: пустые пол­ки мага­зи­нов, выло­ман­ные две­ри подъ­ез­дов. Какие у тебя пер­спек­ти­вы в этой систе­мы? Стать рабо­тя­гой на заво­де? Или, про­су­шив моз­ги пять лет в инсти­ту­те, инже­не­ром или учи­тель­ни­цей? В этом смыс­ле несколь­ко поко­ле­ний совет­ских ребят не силь­но отли­ча­лись, напри­мер, от сверст­ни­ков из нью-йорк­ско­го гет­то. Толь­ко в СССР таким гет­то были целые спаль­ные мик­ро­рай­о­ны в каж­дом городе.

По мере того как совет­ская систе­ма дрях­ле­ла, она всё мень­ше и мень­ше мог­ла кон­тро­ли­ро­вать сво­их граж­дан. В 80‑е на весь Рабо­чий посё­лок, рас­тя­нув­ший­ся на десят­ки улиц част­но­го сек­то­ра, при­хо­дил­ся один участ­ко­вый милиционер.

Помощь доб­ро­воль­ной народ­ной дру­жи­ны была крайне услов­ной — это были, как пра­ви­ло, мужи­ки 40—50 лет, для кото­рых дежур­ство было фор­маль­ной повин­но­стью. Боль­шую часть вре­ме­ни они про­сто сиде­ли в опор­ном пунк­те, смот­ре­ли теле­ви­зор и игра­ли в кар­ты и лишь изред­ка про­хо­ди­ли по окрест­ным ули­цам. Их никто все­рьёз не вос­при­ни­мал и не боялся.

Моги­лёв к тому вре­ме­ни был поде­лён на два десят­ка враж­до­вав­ших друг с дру­гом рай­о­нов. Они, как пра­ви­ло, сов­па­да­ли с нефор­маль­ным гео­гра­фи­че­ским деле­ни­ем города.

Моги­лёв. 1973 год

Рядом с Рабо­чим посёл­ком, за желез­но­до­рож­ным пере­ез­дом, по доро­ге в при­го­род­ную дерев­ню Тишов­ка — посё­лок Ямниц­кий. В моё вре­мя в меж­рай­он­ных раз­бор­ках он, как пра­ви­ло, не счи­тал­ся отдель­ным рай­о­ном, пото­му что учи­лись тамош­ние паца­ны в 28‑й шко­ле на Рабочем.

Бли­же к цен­тру — «Мен­жин­ка», назван­ная по ули­це Мен­жин­ско­го. Чуть в сто­роне, у к желез­но­до­рож­ной стан­ции Могилеёв‑2 — ДОК (от нахо­дя­ще­го­ся там дере­во­об­ра­ба­ты­ва­ю­ще­го ком­би­на­та). Это был един­ствен­ный «рай­он», дру­же­ствен­ный Рабо­че­му — если не счи­тать Ямниц­кий отдель­ным районом.

«Пио­не­ры» — прак­ти­че­ски весь центр, назва­ние — от ули­цы Пио­нер­ской. «Миры» — от мик­ро­рай­о­нов Мир‑1 и Мир‑2. На выез­де из горо­да в сто­ро­ну Мин­ска — Кази­ми­ров­ка. За вок­за­лом — «Вось­мой» (от Вось­мо­го кир­пич­но­го заво­да) и, воз­мож­но, что-то ещё, что уже не вспом­ню. «Юби­лей­ный» — в честь одно­имен­но­го мик­ро­рай­о­на меж­ду цен­тром и рекой Днепр. За Дне­пром — «Куте­по­ва», «Гага­ри­на» (от одно­имён­ных улиц), «Шмид­та» (от про­спек­та), «Буль­вар» (от буль­ва­ра Непо­ко­рён­ных), «Дет­дом» — пытал­ся выяс­нить у моги­лев­чан про­ис­хож­де­ние это­го назва­ния, но не уда­лось. Ника­ко­го дет­до­ма там нет, про­сто панель­ные дома, и на их месте дет­до­ма вро­де как и рань­ше не было. Ино­гда попа­да­ет­ся такая вот труд­но­объ­яс­ни­мая народ­ная топонимика.

Дру­гие рай­о­ны — Пере­езд, Семь вет­ров или про­сто «Вет­ры», Уро­жай­ка, Абис­си­ния, «Фати­на». Гре­бе­нё­во — ста­рый рай­он, состо­я­щий исклю­чи­тель­но из част­но­го сек­то­ра, самый, пожа­луй, кри­ми­на­ли­зи­ро­ван­ный, с несколь­ки­ми цыган­ски­ми семья­ми. Ста­рое назва­ние Гре­бе­нё­ва — Бро­дЫ, имен­но так, с уда­ре­ни­ем на вто­рой слог.

Враж­да меж­ду рай­о­на­ми сво­ди­лась к тому, что, если ты ока­зы­вал­ся в чужом рай­оне, то мог запро­сто полу­чить «по ушам». А так­же по суб­бо­там про­хо­ди­ли «сбо­ры» — паца­ны 14–18 лет из како­го-нибудь рай­о­на соби­ра­лись и еха­ли драть­ся с дру­гим рай­о­ном или же несколь­ко рай­о­нов объ­еди­ня­лись про­тив других.

В моё вре­мя — во вто­рой поло­вине 80‑х — дра­лись в основ­ном воз­ле «Тре­ста» — так назы­ва­ли клуб строй­т­ре­ста № 12 в цен­тре, на Совет­ской пло­ща­ди, где по суб­бо­там про­хо­ди­ли дис­ко­те­ки. Теперь в этом зда­нии ЗАГС. Это была не то что­бы ней­траль­ная тер­ри­то­рия — фор­маль­но «Трест» отно­сил­ся к «Пио­не­рам», но запре­тить дру­гим враж­до­вав­шим меж­ду собой рай­о­нам выяс­нять там отно­ше­ния «Пио­не­ры», есте­ствен­но, не могли.

«Налё­ты» на чужие рай­о­ны в моё вре­мя не прак­ти­ко­ва­лись. По край­ней мере, что­бы какой-нибудь враж­деб­ный рай­он при­е­хал на Рабо­чий — это было немыс­ли­мо. Да и Рабо­чий, кро­ме Тре­ста, нику­да с агрес­сив­ны­ми целя­ми не выбирался.

В под­ва­лах суще­ство­ва­ли «кон­то­ры» — поме­ще­ния, где тусо­ва­лись паца­ны. Инте­рес­но, что в дру­гих горо­дах «кон­то­ра­ми» назы­ва­ли соб­ствен­но улич­ные бан­ды. В кон­то­рах Рабо­че­го, как пра­ви­ло, при­сут­ство­ва­ли ган­те­ли, гири и само­дель­ные штан­ги, и любой пацан, имев­ший доступ к кон­то­ре, мог там качать­ся. Но там же и выпи­ва­ли, и игра­ли в карты.

К сере­дине 80‑х враж­да меж­ду моло­дёж­ны­ми тер­ри­то­ри­аль­ны­ми груп­пи­ров­ка­ми суще­ство­ва­ла прак­ти­че­ски во всех круп­ных и сред­них горо­дах Совет­ско­го Союза.

В дру­гих частях стра­ны всё было ещё более жёст­ко, чем в Моги­лё­ве. Уже тогда, пом­ню, до меня дошла какая-то инфор­ма­ция о «Казан­ском фено­мене»: бла­го­да­ря пере­строй­ке сни­ма­лись табу, и СМИ мог­ли писать на преж­де запре­щён­ные темы. Не то что­бы мне так уж инте­рес­на была эта тема — сво­ей реаль­но­сти хва­та­ло, — но, про­чи­тав в какой-то ста­тье про «про­беж­ки» по чужо­му рай­о­ну с арма­ту­рой и изби­е­ни­ем всех, кто попа­дёт­ся под руку, я поду­мал: «Ниче­го себе. У нас тако­го, к сча­стью, нет».

Казань. 1990 год

В 2020 году вышла доку­мен­таль­ная кни­га Робер­та Гара­е­ва «Сло­во паца­на» со мно­же­ством сви­де­тельств оче­вид­цев и участ­ни­ков «Казан­ско­го фено­ме­на» — реко­мен­дую её тем, кто хотел бы подроб­нее погру­зить­ся в тему.

В 80‑е Казань была прак­ти­че­ски поде­ле­на на тер­ри­то­рии моло­дёж­ных груп­пи­ро­вок — «кон­тор», «улиц» или «мота­лок», и в пери­од рас­цве­та этой дви­жу­хи чис­ло груп­пи­ро­вок пере­ва­ли­ва­ло за сот­ню. При­чём нача­лось всё несколь­ко рань­ше — ещё с кон­ца 70‑х была извест­на груп­пи­ров­ка «Тяп-Ляп», назван­ная так по месту дис­ло­ка­ции — в рай­оне заво­да «Теп­ло­кон­троль».

В груп­пи­ров­ках была стро­гая иерар­хия и раз­де­ле­ние по «воз­рас­там»:

  • млад­ший воз­раст (от 12) — скор­лу­па или шелуха;
  • супера;
  • моло­дые;
  • сред­ние;
  • стар­шие;
  • ста­ри­ки;
  • лидер.

Каж­дый «воз­раст» соби­рал­ся по несколь­ко раз в неде­лю, ино­гда под кон­тро­лем более стар­ше­го возраста.

Цити­рую кни­гу «Сло­во пацана»:

«В раз­го­во­рах с улич­ны­ми паца­на­ми я встре­чал мне­ния, что такая струк­ту­ра мно­го­сту­пен­ча­той воз­раст­ной иерар­хии напо­ми­на­ет одно­вре­мен­но лагер­ные масти, нефор­маль­ные струк­ту­ры в Совет­ской армии, струк­ту­ру бое­вых ком­со­моль­ских дру­жин и даже пио­нер­ских отря­дов. Социо­лог Свет­ла­на Сти­вен­сон счи­та­ет, что струк­ту­ра не при­шла извне, а воз­ник­ла сама по себе в свя­зи с осо­бен­но­стя­ми дея­тель­но­сти груп­пи­ров­ки. Одна­ко для сти­хий­ной само­ор­га­ни­за­ции она уж очень витиевата».

Я согла­сен, что для сти­хий­ной само­ор­га­ни­за­ции как-то уж слиш­ком слож­но. Воз­мож­но, к фор­ми­ро­ва­нию подоб­ных жёст­ко иерар­хи­че­ских моло­дёж­ных груп­пи­ро­вок при­ло­жи­ли руку либо уго­лов­ни­ки более стар­ше­го воз­рас­та, либо даже вла­сти — мили­ция или КГБ. Намё­ки на это я встре­чал и в этой кни­ге, и в дру­гих источ­ни­ках, хотя явных под­твер­жде­ний нет. С дру­гой сто­ро­ны, вре­мя от вре­ме­ни появ­ля­ет­ся инфор­ма­ция о том, как в раз­ных стра­нах спец­служ­бы с боль­шим или мень­шим успе­хом пыта­лись про­ник­нуть в ради­каль­ные моло­дёж­ные груп­пи­ров­ки, а то и поучаст­во­вать в их созда­нии, что­бы кон­тро­ли­ро­вать ситуацию.

Зачем совет­ским вла­стям мог­ли пона­до­бить­ся подоб­ные груп­пи­ров­ки? Напри­мер, для подав­ле­ния анти­со­вет­ских выступ­ле­ний. Но, даже если вла­сти и при­ло­жи­ли руку к моло­дёж­ным груп­пи­ров­кам на каком-то эта­пе, потом всё раз­ви­ва­лось сти­хий­но, что неуди­ви­тель­но: к кон­цу 80‑х ком­му­ни­сти­че­ские вла­сти поте­ря­ли кон­троль над мно­ги­ми сфе­ра­ми жиз­ни в стране.

Моло­дёж­ные груп­пи­ров­ки 80‑х по сво­ей орга­ни­за­ции мож­но срав­нить и с «фир­ма­ми» фут­боль­ных хули­га­нов, кото­рые появи­лись несколь­ко поз­же, в 1990‑е годы, и заим­ство­ва­ли фор­му орга­ни­за­ции у ино­стран­ных, преж­де все­го бри­тан­ских, «фирм».

В опи­са­нии дея­тель­но­сти казан­ских груп­пи­ро­вок обра­ща­ет на себя вни­ма­ние жёст­кий запрет на алко­голь и куре­ние. Хотя, по сло­вам быв­ших участ­ни­ков «мота­лок», стар­шие тре­бо­ва­ли соблю­де­ния это­го запре­та от млад­ших, но сами дале­ко не все­гда его соблюдали.

Если срав­ни­вать казан­ские груп­пи­ров­ки с тем, что я видел сво­и­ми гла­за­ми, то в Моги­лё­ве всё было более «лай­то­во». Да, реаль­ность Рабо­че­го посёл­ка вто­рой поло­ви­ны 80‑х или нача­ла 90‑х была жёст­кой: пар­ня мог­ли силь­но избить, девуш­ку — изнасиловать.

Но орга­ни­зо­ван­ных под­рост­ко­вых — или каких-либо ещё — банд там не было. Не было ника­кой орга­ни­за­ции или струк­ту­ры. Ты мог «лазить» или не «лазить» за рай­он — это вли­я­ло на твой «авто­ри­тет» на рай­оне, но такой уж осо­бой роли не играло.

Посто­ян­но­го «соста­ва» для выез­да на дра­ки с дру­ги­ми рай­о­на­ми не было: кто при­хо­дил, тот при­хо­дил. В прин­ци­пе, если попы­тать­ся оце­нить, какой про­цент всех паца­нов с Рабо­че­го посёл­ка в воз­расте 15–18 лет, то регу­ляр­но участ­во­ва­ли в дра­ках за рай­он, то я бы ска­зал, что про­цен­тов 20, вряд ли больше.

Суще­ство­ва­ла услов­ная «бан­да» Рабо­че­го толь­ко в день «сбо­ров». На всё осталь­ное вре­мя она рас­сы­па­лась на мел­кие ком­па­нии паца­нов, дру­жив­ших меж­ду собой, и ника­кой дея­тель­но­сти не вела. Прак­ти­ко­вал­ся сбор денег «на залёт» — если на кого-либо из паца­нов напи­са­ли «заяву», как пра­ви­ло, за изби­е­ние кого-нибудь, то постра­дав­ше­му соби­ра­ли день­ги, что­бы он заяв­ле­ние забрал. Но дело это было ско­рее доб­ро­воль­ное. Паца­ны помлад­ше порой сами ста­ра­лись сунуть трёш­ку или пятёр­ку «на залёт», что­бы повы­сить улич­ный авто­ри­тет. Наг­лые паца­ны из «осно­вы» ино­гда поль­зо­ва­лись этим, что­бы собрать денег себе на выпивку.

Поче­му в Моги­лё­ве не было «насто­я­щих» моло­дёж­ных банд, как в Казани?

Если не рас­смат­ри­вать вер­сию об уча­стии вла­стей, то, ско­рей все­го, глав­ная при­чи­на в том, что не было вли­я­ния уго­лов­ни­ков стар­ше­го поко­ле­ния или оно было недо­ста­точ­но сильным.

Да, были отси­дев­шие, даже сде­лав­шие по несколь­ко «ходок», но, учи­ты­вая гео­гра­фи­че­скую про­тя­жён­ность того же Рабо­че­го посёл­ка и его доста­точ­но боль­шое насе­ле­ние, то их было явно мало, до кри­ти­че­ской мас­сы они недо­тя­ги­ва­ли. И, опять же, боль­шин­ство из них было про­сто при­блат­нён­ны­ми, пью­щи­ми про­ле­та­ри­я­ми. Или при­блат­нён­ны­ми алка­ша­ми, а не людь­ми, хоро­шо раз­би­рав­ши­ми­ся в воров­ских поня­ти­ях, да ещё и с хариз­мой и лидер­ски­ми каче­ства­ми, что­бы увлечь паца­нов блат­ной романтикой.

Насто­я­щих блат­ных, жив­ших по поня­ти­ям, или не было вовсе, или в пацан­ской сре­де они себя не про­яв­ля­ли. Жил на Рабо­чем впо­след­ствии уби­тый цыган­ский барон, кото­рый кри­ми­наль­ной дея­тель­но­стью явно зани­мал­ся. Его дети учи­лись со мной в одной шко­ле, но были ско­рее обыч­ны­ми гопа­ря­ми, а не носи­те­ля­ми какой-то блат­ной идеологии.

Отдель­ное место сре­ди моло­дёж­ных кри­ми­наль­ных груп­пи­ро­вок 1980‑х годов зани­ма­ют любе­ры — или любе­ра. Назва­ние про­ис­хо­дит от горо­да Любер­цы, но так назы­ва­ли пар­ней и из дру­гих под­мос­ков­ных горо­дов, совер­шав­ших набе­ги на столицу.

Вся стра­на узна­ла про лЮбе­ров в янва­ре 1987 года, когда в жур­на­ле «Ого­нёк» вышла ста­тья Вла­ди­ми­ра Яко­вле­ва «Кон­то­ра любе­ров». В ней рас­ска­зы­ва­лось про под­мос­ков­ных ребят, кото­рые не пьют, не курят, кача­ют мыш­цы в под­валь­ных «кон­то­рах» и вре­мя от вре­ме­ни при­ез­жа­ют на элек­трич­ках в сто­ли­цу, что­бы изби­вать пан­ков, хип­пи и метал­ли­стов. В отли­чие от боль­шин­ства полу­кри­ми­наль­ных моло­дёж­ных груп­пи­ро­вок, у любе­ров была чёт­кая идео­ло­гия: «Хип­пи, пан­ки и метал­ли­сты позо­рят совет­ский образ жиз­ни. Мы хотим очи­стить от них сто­ли­цу». При­во­дит­ся в ста­тье и «гимн» люберов:

Роди­лись мы и вырос­ли в Люберцах.
Цен­тре гру­бой физи­че­ской силы.
И мы верим, меч­та наша сбудется:
Ста­нут Любер­цы цен­тром России.

Сло­ва эти пре­крас­но зна­ко­мы слу­ша­те­лям «Граж­дан­ской обо­ро­ны»: они цити­ру­ют­ся в песне «Эй, брат любер» с аль­бо­ма того же 1987 года «Тота­ли­та­ризм», напи­сан­ной, кста­ти, не Его­ром Лето­вым, а Евге­ни­ем Лищен­ко, тоже дав­но уже покой­ным лиде­ром омской груп­пы «Пик КлАксон».

В этой песне любер­ский гимн зву­чит орга­нич­но — как сло­ва, ска­зан­ные как бы от име­ни любе­ра, иро­ни­че­ски. А вот в то, что ребя­та из под­валь­ных кача­лок все­рьёз назы­ва­ли свой город «цен­тром гру­бой физи­че­ской силы», как-то не очень верит­ся — и сло­ва не из их лек­си­ко­на, и иро­ния откро­вен­но при­сут­ству­ет. В интер­не­те я нашёл инфор­ма­цию о том, что этот текст напи­сан Алек­сан­дром Сизо­нен­ко, «как иро­нич­ное опи­са­ние мыш­ле­ния и жиз­ни „любе­ров“ и атмо­сфе­ры „кача­лок“, как зари­сов­ка, но был вос­при­нят „любе­ра­ми“, как гимн». Кто такой Алек­сандр Сизо­нен­ко, про­яс­нить я не смог. А то, что кто-то мог вос­при­нять подоб­ный текст все­рьёз, не уви­дев в нём иро­нии, мно­го гово­рит о таких людях.

Думаю, что-то в той ста­тье и дру­гих пуб­ли­ка­ци­ях о любе­рах мог­ло быть иска­же­но и пере­дёр­ну­то. «Идео­ло­ги­че­ские» гоп­ни­ки были для СМИ того вре­ме­ни гораз­до более инте­рес­ной темой, чем гоп­ни­ки обычные.

В прин­ци­пе, в том, что гоп­ни­ки нена­ви­де­ли все­воз­мож­ных нефор­ма­лов и при любой воз­мож­но­сти на них напа­да­ли, ниче­го уди­ви­тель­но­го нет. Напри­мер, о дра­ке моги­лёв­ских вок­заль­ных гоп­ни­ков с участ­ни­ка­ми и зри­те­ля­ми фести­ва­ля «Рок-съезд» в 1989 году я упо­ми­наю в преды­ду­щем эпи­зо­де под­ка­ста. При этом ника­кой идео­ло­гии за этим не было — нефор­ма­лов нена­ви­де­ли инстинк­тив­но, как чужих, выде­ля­ю­щих­ся из тол­пы. А отно­ше­ние к вла­стям и осо­бен­но к мили­ции и у гоп­ни­ков, и у нефор­ма­лов было при­мер­но одинаковым.

Пес­ча­ный карьер в пяти кило­мет­рах от Любер­цев — одно из люби­мых мест сбо­ра люберов

Но поче­му бы не при­крыть­ся идео­ло­ги­ей, когда раз­го­ва­ри­ва­ешь с кор­ре­спон­ден­том жур­на­ла «Ого­нёк»? А может, и потрол­лить его, гово­ря совре­мен­ным язы­ком. И если за изби­е­ние нефор­ма­лов мож­но было полу­чить от вла­стей какие-либо «ков­риж­ки» или хотя бы про­ще­ние соб­ствен­ных про­ступ­ков, то ребя­та из кача­лок шли на это без вся­ких угры­зе­ний совести.

Мне попа­да­лась, напри­мер, инфор­ма­ция о том, как мест­ные вла­сти — и в про­вин­ции, и в Москве — исполь­зо­ва­ли гоп­ни­ков для борь­бы с нефор­ма­ла­ми — «анти­со­вет­ским эле­мен­том» — во вто­рой поло­вине 80‑х.

В 1987 году в Москве про­шли круп­ные дра­ки меж­ду нефор­ма­ла­ми и любе­ра­ми, в кото­рых участ­во­ва­ло, по слу­хам, до тыся­чи чело­век и боль­ше, самая извест­ная дра­ка была и на Крым­ском мосту. При­мер­но в то же вре­мя в Моск­ву при­ез­жа­ли и ребя­та из казан­ских груп­пи­ро­вок — драть­ся с любе­ра­ми и сни­мать с про­хо­жих доро­гую фир­мен­ную одежду.

Вооб­ще, во вто­рой поло­вине 80‑х суще­ство­ва­ла неко­то­рая пута­ни­ца в назва­ни­ях, и любе­ра­ми мог­ли назы­вать любых гоп­ни­ков, напа­да­ю­щих на нефор­маль­ную молодёжь.

Если верить сооб­ще­ни­ям СМИ, то в 1990‑е годы мно­гие быв­шие любе­ры вошли в Любе­рец­кую пре­ступ­ную груп­пи­ров­ку — одну из наи­бо­лее круп­ных, извест­ных и вли­я­тель­ных рос­сий­ских пре­ступ­ных груп­пи­ро­вок того времени.

В прин­ци­пе, как более орга­ни­зо­ван­ные, так и менее орга­ни­зо­ван­ные совет­ские моло­дёж­ные груп­пи­ров­ки 1980‑х в сле­ду­ю­щем деся­ти­ле­тии дви­ну­лись при­мер­но в одном направ­ле­нии — в пол­но­цен­ный, бес­пре­дель­ный бандитизм.

К нача­лу 90‑х сбо­ры «за Рабо­чий» прак­ти­че­ски сошли на нет — это было уже неин­те­рес­но. Кто-то из «основ­ных» паца­нов пере­клю­чи­лись на фар­цов­ку на Быхов­ском база­ре, а боль­шин­ство нашли себя в бан­дит­ских делах.

Судь­ба моих кри­ми­на­ли­зи­ро­ван­ных ровес­ни­ков в ито­ге ока­за­лась замет­но не такой, как у преды­ду­щих поко­ле­ний тех, кто «лазил» за свой рай­он. Ребя­та преды­ду­щих поко­ле­ний, поучаст­во­вав в меж­рай­он­ной дви­жу­хе лет до восем­на­дца­ти, потом ухо­ди­ли в армию, вер­нув­шись, устра­и­ва­лись на заво­ды, заво­ди­ли семьи и ста­но­ви­лись нор­маль­ны­ми — как пра­ви­ло, пью­щи­ми и склон­ны­ми к наси­лию, — пролетариями.

Но те, кому 18 испол­ни­лось в самом кон­це 1980‑х — нача­ле 1990‑х годов, в армию уже не ухо­ди­ли: откру­тить­ся было срав­ни­тель­но лег­ко. Рабо­тать на заво­ды они тоже не шли — вме­сто это­го от мел­ко­го гоп­ни­че­ско­го кри­ми­на­ла пере­хо­ди­ли к более круп­но­му, как пра­ви­ло, рэкету.

Cамая извест­ная бан­да Рабо­че­го посёл­ка зани­ма­лась уго­на­ми авто­мо­би­лей в сосед­ней Поль­ше. Угнан­ные тач­ки при­го­ня­ли в Моги­лёв, пере­би­ва­ли номе­ра дви­га­те­лей и про­да­ва­ли. Бан­да пре­кра­ти­ла суще­ство­ва­ние в сере­дине 90‑х, когда её участ­ни­ки, по слу­хам, угна­ли авто­мо­биль чинов­ни­ка адми­ни­стра­ции тогдаш­не­го пре­зи­ден­та Поль­ши Леха Вален­сы. Поль­ская поли­ция вела пре­сле­до­ва­ние чуть ли не до самой гра­ни­цы, и в ито­ге участ­ни­ки бан­ды были задер­жа­ны и отправ­ле­ны отбы­вать сро­ки в Беларусь.

Закон­чу под­каст доволь­но неве­сё­лой мыс­лью. Гоп­ни­че­ская идео­ло­гия так или ина­че зара­зи­ла доста­точ­но мно­гих людей в быв­шем СССР — даже тех, кто, воз­мож­но ни в какие моло­дёж­ные бан­ды не вхо­дил, но про­сто вынуж­ден­но или доб­ро­воль­но нахо­дил­ся в гоп­ни­че­ской сре­де. Гру­бое и при­ми­тив­ное раз­де­ле­ние на сво­их и чужих, прин­цип «кто силь­нее, тот и прав», или пони­ма­ние, что «кинуть лоха» — это нор­маль­но — всё это про­яв­ля­ет­ся у людей, зани­ма­ю­щих высо­кие посты в биз­не­се и государстве.


Под­пи­сы­вай­тесь на «Всё идёт по пла­ну» на «Apple Podcasts», «Яндекс.Музыке» и дру­гих плат­фор­мах, где слу­ша­е­те подкасты.


Читай­те так­же наш мате­ри­ал «Дети Граж­дан­ской вой­ны. Бес­при­зор­ни­ки 1920‑х годов».

Поделиться