VATNIKSTAN продолжает регулярную рубрику «Русский киностриминг». В конце каждого месяца мы рассказываем читателям о фильмах и сериалах, вышедших на онлайн-площадках.
К маю этого года российские зрители успели немного привыкнуть к новым реалиям. Кинопрокат лишился голливудских блокбастеров, и мы переключили внимание на менее громкие проекты, включая отечественные. Месяц оказался очень богат на примечательные премьеры в онлайн-кинотеатрах, почти заменивших нам обычные. Некоторые сериалы даже позиционировались как «первые российские…» (нужное вставить).
Главный хит — «Нулевой пациент» о начале эпидемии СПИДа в СССР. Картина больше похожа на лютейший «Чернобыль» от HBO, чем на традиционное российское сериальное ретро, тоскующее по стране, которую отечественный кинематограф сам себе и придумал. Получились хроники рушащейся империи: жёстко, динамично и круто.
Гораздо менее хитовый проект «Домашнее поле» со Светланой Устиновой мы берём на себя смелость назвать первым российским феминистским сериалом. После стольких провальных попыток наконец свершилось. Особенно приятно, что фильм вышел сразу после антифеминистской комедийной антиутопии «Два холма», которую в качестве кликбейта позиционировали как «первый российский сериал про матриархат».
Другой «первый» сериал, драмеди AMORE MORE, худо-бедно пытается поднять тему полиамории действительно впервые на нашем экране. Впрочем, обычного ромкома там больше, чем полиамории. Лёгкое эскапистское зрелище о благополучных людях.
Чёрное комедийное роуд-муви «Оторви и выбрось» с Анной Михалковой вызывает противоречивые впечатления. Фильм яркий и злой, но людей, пострадавших от домашнего насилия, выражаясь современным языком, может триггернуть.
Наконец, сериал «Смычок» с обилием свежих молодых лиц, который не позиционирует себя как что-то «первое», возможно, станет первой российской «Эйфорией». Неоновый нуар аккуратно вписан в питерские реалии, в которых юный талантливый скрипач внезапно попадает в водоворот наркотической жизни.
«Нулевой пациент», Кинопоиск
1988 год, Элиста. Молодой врач лучшей областной больницы Кирсан Аюшев (Аскар Ильясов) обнаруживает у маленьких пациентов странные симптомы. В Москве сын известного врача Дмитрий Гончаров (Никита Ефремов) ведёт разгульную номенклатурную жизнь, но не очень ей радуется. В рабочее время Гончаров заведует одной из немногих в СССР лабораторий, исследующих болезнь, которой в Союзе номинально не существует, но его лично она очень пугает. В обход начальства Кирсан отправляет Дмитрию анализы подопечных детей. Областной педиатр и московский эпидемиолог понимают, что они столкнулись со вспышкой СПИДа.
За первую неделю и два эпизода сериал установил рекорд просмотров среди всех проектов «Кинопоиска». Насколько это оправдано, если не считать страстного интереса отечественного зрителя ко всему советскому? Оправдано, несмотря на сцены московской жизни, которые во всех российских ретросериалах похожи на косплей. Девушки одеты как в журнале «Бурда», один из нарядов передаёт привет «Маленькой Вере». Ретровейв в саундтреке мешается с культовой композицией «На заре» группы «Альянс». Если пить воду, то не из графина или из-под крана, а из автомата с газировкой. Это не советская жизнь, а компиляция воспоминаний о ней, вымещенная из коллективного бессознательного населения, которое мечтает о «вкусном пломбире».
Но в отличие от какой-нибудь «Оттепели», где огламуривание советского быта тонко сочетается с государственными ужасами, «Нулевой пациент» намного больше ретроклише и даже больше своей темы. Это кино не совсем про СПИД — оно про развал СССР.
Гомосексуальный персонаж, служивший переводчиком в военной части, рассказывает о своих 24 (!) любовниках среди солдат. Гончаров приезжает проверять.
— Этого не может быть! — восклицает старый военный.
Ну конечно, не может, нам же это телевизор сказал. Разве телевизор соврёт? В СССР секса нет, геев нет, проституток нет. Любовь только одна — к Родине. Государство отрицает ваше существование, хотя уголовную статью на всякий случай держит.
А где-то, не совсем на заднем плане, идут политические события. Афганистан. Митинги в Армении и Карабахе. А параллельно — немножко в другом времени, но всё в той же реальности — будет сериал «Чернобыль» канала HBO. С него «Нулевой пациент» списал главные точки опоры: катастрофа, которую не признаёт завравшееся государство, даже когда специалисты кричат, что она уже почти свершилась.
Журналист (создатель сериала Евгений Стычкин) резюмирует:
«Мы к беде не готовы. Строили развитой социализм. „Солнечный круг, небо вокруг“ и так далее. Земля гудит под ногами, сейчас треснет. И разнесет всё».
Ни в коем случае. Страна будет здравствовать вечно. Что её сломит, когда ни СПИДа, ни Чернобыля, ни Армении? Только вкусный пломбир и мёртвые с косами вдоль дорог стоят.
Смотрите сериал на сайте онлайн-кинотеатра
«Домашнее поле», More.tv
Провинциальный футбольный клуб, ничем особенно не блиставший, кроме слегка задающейся звезды Фила (Иван Янковский), остаётся без тренера. Спонсор (Игорь Верник) считает, что тренером должен стать Фил. Но внимание генерального директора (Максим Матвеев) привлекает тренерша женской сборной Елена (Светлана Устинова), успевшая вывести свою команду в Лигу чемпионов. Елена становится первой в России (или даже в Европе) женщиной-тренером в мужском спорте. Спонсор колеблется, Фил в ярости. Команда встречает наставницу в раздевалке без трусов, чтобы шокировать. Но шокировать её не так просто — она пришла, чтобы выиграть в Премьер-лиге.
Трудно поверить, но перед нами первый настоящий российский феминистский сериал, а не то, что прикидывается таковым. Отечественные киноделы пытались оседлать феминистский тренд, действуя на проверенном Западом детективном поле: крутая следовательница ищет маньяка. Это пробовали в сериалах «Коса», адаптации французского «Богомола», в «Хорошем человеке» Константина Богомолова и отчасти с персонажем Аннушки в «Вампирах средней полосы». Получалось плохо, даже в полюбившихся всем «Вампирах».
Российская «сильная независимая женщина» — это токсичный мужик: самодовольный, лишённый эмпатии, агрессивный до рукоприкладства и трагически одинокий, потому что козёл. Этим грешат и в западных сериалах вроде «Агент Картер». Героини настолько неприятны, что это кажется скрытым сексизмом авторов, а единственный способ для них показать женскую «силу» — ослабить мужских персонажей, выставив их идиотами.
С первого же эпизода «Домашнего поля» очевидно, что это совсем не тот случай. Сериал является адаптацией норвежского «На своём поле», и есть лишь один повод придраться к отечественной ленте. Как в любом российском сериале, который не про ужасы жизни на родине, это никакая не Россия, а всё та же Европа. «Скандинавская» холодная гамма, роскошные квартиры в глубинке, Устинова с модельным лицом.
Но этим самым лицом артистка правильно распоряжается: у неё интересная и какая-то очень достоверная мимика. Героиня увлечена делом, а не пришла доказывать, что она «не хуже мужчин». Мужчин не принижают — у персонажей есть особенности. Матвеев обаятелен в необычной роли, Янковский сочится ядом. Если авторы продержатся так все восемь эпизодов, это станет действительно чем-то новым для российского экрана.
Смотрите сериал на сайте онлайн-кинотеатра
«Два холма», Start
После глобальной катастрофы (намёк на коронавирус) на планете почти перестали рождаться мужчины. И женщины построили собственное общество, где занимаются политикой, заботятся об экологии, пользуются вибраторами, практикуют вегетарианство и живут без мужчин. Живут очень долго и хорошо, пользуясь продвинутой медициной и высокими технологиями. Душевности в прозападном обществе, конечно, нет: все фальшиво улыбаются, показывая хорошие зубы.
Этот образ жизни не устраивает учительницу Раду (Полина Невзорова), которая чувствует сердцем, что женское счастье — это не зубы, а «был бы милый рядом». Счастье ей принесёт Гера (Никита Кологривый) — выходец из мужского города, где на фоне советских ковров не пожелавшие жить по законам матриархата мужчины пьют, дерутся, живут без технологий и зубов, зато не в хюгге-хорроре. К тому же во главе у них стоит харизматичный Епифанцев.
Рада и Гера встретятся. Она его слегка облагородит, он же подарит женщине радость прикосновения к члену, а не бездушному вибратору.
Сериал можно воспринимать как набор пошлых скетчей, размазанных по облегчённому сюжету очаровательного постапокалипсиса «Тепло наших тел». Высмеивание феминисток подаётся под издевательским тэглайном «сильный и независимый сериал». Идея проста: женщины глупее и хуже, мужчины умнее и лучше, а спасёт всех любовь. Но единственной причиной, почему мужчины лучше, у авторов оказывается член. Про пенис тут больше, чем в гей-порно. Им трясут, его друг другу показывают, им угрожают, на весь экран демонстрируют вибратор. Хотели посмеяться над феминизмом, а вышло наоборот. Даже трудно представить, каким надо быть фанатом патриархального образа жизни, чтобы остаться им после сериала «Два холма».
Смотрите сериал на сайте онлайн-кинотеатра
AMORE MORE, Kion
Успешный бизнесмен и полиамор Георгий (Андрей Бурковский) стесняется сообщить своей новой девушке Алисе (режиссёр сериала Яна Гладких) о романтических и сексуальных предпочтениях. Услышав о чём-то подобном, Алиса ужасается, как будто Георгий сказал, что ест на завтрак детей. Некоторые подозрения всё же закрадываются в её чистую душу, когда Алиса понимает, что Георгий спит с матерью своего ребёнка Дашей (Виктория Корлякова).
Бухгалтерша Лена (Александра Урсуляк) пытается вытащить из депрессии мужа, шеф-повара Сергея (Юрий Чурсин). Потеряв во время пандемии ресторан, он неубедительно пытается покончить с собой, но передумывает, когда встречает Алису. Алиса ревнует к Даше, Даша ревнует к Алисе, Лена ревнует мужа, наивный Георгий пытается убедить всех в прелестях свободной любви.
Российский сериал о полиаморных отношениях предсказуемо оказался историей о борьбе женщин за бесценных мужчин. Полиамория кончается на вступительной сцене, где в баре для свингеров Сергей хочет утопиться в бассейне, в котором плавают три женщины с обнажённой грудью. Так обычно и выглядит на российском экране разнузданный секс — фрагментом мужских фантазий, подогретых алкоголем в стрип-клубе.
Зато сериал довольно весёлый, нескучный и, хоть и робко, пытается показать нечто нетрадиционное. Секса у нас по-прежнему нет: российский кинематограф не смог одолеть родовую травму, оставшуюся от советского. От комедии можно было ожидать очередного грубого фарса с шутками про члены, как в «Два холма», но, к чести Гладких, многочисленные эротические сцены сняты чувственно. Секс-просвета про полиаморию, может, не вышло, но это забавное и симпатичное зрелище.
Смотрите сериал на сайте онлайн-кинотеатра
«Оторви и выбрось», Okko.tv
Вера Павловна (Анна Михалкова) не хочет отдавать внучку Машу (Софья Кругова) дочери Оле (Виктория Короткова), которая недавно откинулась с зоны и преисполнена желанием компенсировать ребёнку годы отсутствия. Для охоты на сбежавших родственниц Вера Павловна нанимает одноглазого мента (Александр Яценко), который когда-то Олю страстно любил, поэтому по российской традиции бил. Оля в ответ выколола полицейскому глаз, но его чувства от этого не уменьшились. Кипение страстей отправляется в дорогу.
Режиссёр «Папа, сдохни» Кирилл Соколов закрепил новой чёрной комедией репутацию «русского Тарантино». Действительно, всё тут очень по-тарантиновски: кровавый трэш, одноглазые люди, дорога ярости. Но больше всё же по-русски: домашнее насилие, домашнее насилие и домашнее насилие. А также зона, колония и пытки, над которыми после слитых архивов ФСИН посмеяться как-то совсем не получается.
Над пытками, в общем, Соколов смеяться и не предлагает. Наверное, логика у режиссёра такая: раз уж круг насилия, взаимной ненависти, агрессии и беспредела замкнулся, нужно довести происходящее до апофеоза и абсурда. Может, какой-нибудь зритель увидит на экране собственные любящие глаза и не станет, например, избивать беременную жену.
Смотрите фильм на сайте онлайн-кинотеатра
«Смычок», Start
Скрипач из Пятигорска Сеня (Марк Эйдельштейн) едет покорять Северную столицу. В поезде он знакомится с разбитной красоткой Лерой (Кристина Кучеренко), которая после флирта и страстного секса наутро пускает слезу и просит помочь. Почти силой Лера втюхивает музыканту пакет с наркотиками. На вокзале уже ждёт полиция.
Едва успев смыть «груз» в унитаз, Сеня думает, что легко отделался. Но не тут-то было. Лера вместе с драгдилером подкарауливает его в подворотне и «ставят на счётчик». Альтернативы простые: или вернуть полмиллиона, или стать «закладчиком». Сеня выбирает второй вариант, но не всё ещё мечтает о музыкальной карьере. Утром — в консерваторию, вечером — на «закладки». Сеня живёт в квартире с начинающим рэпером Максом (Рузиль Минекаев), у которого недавно из-за наркотиков девушка впала в кому.
С одной стороны, мы всё это уже где-то видели, причём примерно раз пятьсот. С другой — смотреть на «русского Тимоти Шаламе» Эйдельштейна с его романтическими кудрями, очень приятно, как и на множество других молодых звёзд. Примелькавшиеся лица, кочующие из сериала в сериал, успели надоесть. Тут есть история, саспенс, пульс времени, тема почти мифологической в России «культуры закладок», запоминающийся саундтрек и сексуальный вайб. Словом, всё то, что и сделало «Эйфорию» феноменом.
Смотрите сериал на сайте онлайн-кинотеатра
Читайте также «Детям до шестнадцати: эротика в советском кино».