Львовский еврей Леопольд Вайс — идеолог Исламской Республики Пакистан

Мухам­мад Ассад (Лео­польд Вайс) — жур­на­лист, писа­тель и мыс­ли­тель, дипло­мат, пред­ста­ви­тель Паки­ста­на в ООН. Он родил­ся в еврей­ской семье, но его идеи изме­ни­ли ислам­ский мир и почи­та­ют­ся мусуль­ма­на­ми по все­му миру. Рас­ска­зы­ва­ем уди­ви­тель­ную исто­рию его жизни.

Лео­польд Вайс на засе­да­нии в Пакистане

Пер­вый офи­ци­аль­но заре­ги­стри­ро­ван­ный граж­да­нин Паки­ста­на и один из идео­ло­гов его госу­дар­ствен­ной систе­мы, преж­де чем стать Мухам­мад Аса­дом был Лео­поль­дом Вайсом.

Он родил­ся 2 июля 1900 года во Льво­ве. Тогда это ещё была Гали­ция в соста­ве Авст­ро-Вен­грии, а теперь — центр запад­ной Укра­и­ны. Дед Вай­са по мате­рин­ской линии был одним из бога­тей­ших бан­ки­ров Льво­ва, а со сто­ро­ны отца — ува­жа­е­мым рав­ви­ном, поэто­му семья Лео­поль­да жила бога­то. Впро­чем, как утвер­ждал сам Лео­польд, иуда­изм не играл осо­бую роль в жиз­ни семьи, так как отец с мате­рью не были рели­ги­оз­ны. Несмот­ря на это, Поль­ди, как назы­ва­ли его роди­те­ли, сво­бод­но изъ­яс­нял­ся на иври­те и изу­чил Тору.

Уже поз­же Вайс при­знал­ся, что еврей­ская рели­гия не каза­лась ему прав­ди­вой. В ней, как гово­рил Лео­польд, Бог был боль­ше занят одним избран­ным наро­дом — евре­я­ми — в то вре­мя как в мире поми­мо них суще­ство­ва­ло мно­го дру­гих народов.

В 1918 году Лео­польд Вайс посту­пил в Вен­ский Уни­вер­си­тет, где изу­чал исто­рию, а сво­бод­ное вре­мя про­во­дил на выступ­ле­ни­ях австрий­ских пси­хо­ана­ли­ти­ков. Со вре­ме­нем он пере­стал тяго­теть к исто­рии и отпра­вил­ся в Бер­лин, где зани­мал­ся жур­на­ли­сти­кой и даже успел про­дать пару кино­сце­на­ри­ев. Вайс про­явил себя как высо­ко­класс­ный жур­на­лист, встре­тив­шись с женой Мак­си­ма Горь­ко­го, Ека­те­ри­ной Пеш­ко­вой, кото­рая пове­да­ла ему об ужас­ней­ших мас­шта­бах голо­да в Повол­жье. Его ста­тья ста­ла хитом, и после её пуб­ли­ка­ции Вай­су посту­пи­ли пред­ло­же­ния сра­зу несколь­ких круп­ней­ших немец­ких издательств.

Обу­стро­ив­шись в изда­нии «Франк­фур­тер-Цай­тунг», Лео­польд Вайс отправ­ля­ет­ся в Бри­тан­скую Пале­сти­ну, по при­гла­ше­нию сво­е­го дяди Дори­а­на, быв­ше­го уче­ни­ка Зиг­мун­да Фрей­да. В Иеру­са­ли­ме Вайс впер­вые в жиз­ни сопри­ка­са­ет­ся с ислам­ским миром и узна­ёт о сио­низ­ме. Лео­польд счёл эту идео­ло­гию опас­ной зате­ей не толь­ко для ара­бов, но и для самих евре­ев. Он писал, что идеи сио­низ­ма амо­раль­ны: как мож­но мир­но стро­ить госу­дар­ство, когда имми­гран­ты при содей­ствии ино­стран­ных госу­дарств при­ез­жа­ют в дру­гую стра­ну в надеж­де ее окку­пи­ро­вать, и таким обра­зом изгнать мест­ных жите­лей за пре­де­лы их же границ.

С тех пор Лео­польд Вайс борол­ся с сио­низ­мом. В Иеру­са­ли­ме он вёл дис­кус­сии по пово­ду араб­ско­го вопро­са с буду­щим пре­зи­ден­том Изра­и­ля Хаи­мом Вейц­ма­ном и глав­ным идео­ло­гом засе­ле­ния Пале­сти­ны Мена­хе­мом Усыш­ки­ном. Что Вейц­ман, что Усыш­кин, оба явля­лись выход­ца­ми из Рос­сий­ской Импе­рии. Тогда же Вайс зару­чил­ся под­держ­кой Яко­ба Исра­э­ля де Хаа­на, еврей­ско­го жур­на­ли­ста из Нидер­лан­дов. Де Хаан, как и Вайс, разо­ча­ро­вал­ся в сио­низ­ме и пото­му пытал­ся заклю­чить дого­вор меж­ду ара­ба­ми и англи­ча­на­ми, что­бы те не при­зна­ва­ли руко­вод­ства про­си­о­нист­ки настро­ен­ных евре­ев. Де Хаа­на застре­лил в 1924 году в Иеру­са­ли­ме Авра­ам Техо­ми, актив­ный дея­тель под­поль­но­го дви­же­ния «Хага­на».

Де Хаан в араб­ском костюме

Одна­ко до гибе­ли, летом 1923 года, Де Хаан успел све­сти Вай­са с эми­ром Абдул­лой (1882 — 1951), пра­ви­те­лем Иор­да­нии. В 1924 году Вайс вер­нул­ся в Гер­ма­нию, где опуб­ли­ко­вал кни­гу об араб­ском наци­о­на­лиз­ме с ярко выра­жен­ны­ми антиб­ри­тан­ски­ми очер­ка­ми. Эта рабо­та пода­ри­ла Вай­су воз­мож­ность ещё раз вер­нуть­ся на Ближ­ний Восток.

Его оче­ред­ное путе­ше­ствие затя­ну­лось на два года, он побы­вал в Каи­ре, где позна­ко­мил­ся с шей­хом Муста­фой аль-Мара­ги. Позд­нее он ста­нет рек­то­ром ислам­ско­го уни­вер­си­те­та аль-Азхар. Бла­го­да­ря зна­ком­ству с шей­хом, как гово­рил Вайс, он открыл для себя дру­гой ислам, не тот, о кото­ро­му ему рас­ска­зы­ва­ли в Евро­пе, а тот, что прак­ти­ко­ва­ли сами мусуль­мане. Заин­те­ре­со­вав­шись новой рели­ги­ей, Вайс отправ­ля­ет­ся в ислам­ское турне, посе­ща­ет Сирию, Ирак, Кур­ди­стан, Иран, Афга­ни­стан, Тур­ке­стан и откры­ва­ет для себя мусульманство.

В 1926 году Вайс вер­нул­ся во Франк­фурт, где женил­ся на худож­ни­це-вдо­ве Эль­зе, кото­рая была стар­ше его на 15 лет. Рассо­рив­шись с редак­ци­ей газе­ты «Франк­фур­тер-Цай­тунг», Вайс с семьёй пере­ез­жа­ет в Бер­лин, где он берёт­ся за изу­че­ние ислам­ских наук. Осе­нью 1926 года Лео­польд с женой при­ни­ма­ет ислам, и меня­ет своё имя на Мухам­мад Асад, а в янва­ре 1927 года отправ­ля­ет­ся на хадж в Мек­ку. Его супру­га скон­ча­ет­ся на свя­щен­ной зем­ле, а роди­те­ли Эль­зы забе­рут её сына под свою опе­ку. Вайс кра­соч­но опи­сы­ва­ет эти собы­тия в сво­ей кни­ге «Путь в Мекку».

В 1927 году в биб­лио­те­ке мече­ти Масджид аль-Харам Лео­польд Вайс зна­ко­мит­ся с прин­цем Фай­са­лом, и по при­гла­ше­нию монар­ха, удо­ста­и­ва­ет­ся чести встре­тить­ся с коро­лём Абдель-Ази­зом, отцом осно­ва­те­лем Сау­дов­ско­го Коро­лев­ства. Ибн-Сауд (Абдель-Азиз) будучи впе­чат­лён­ным Лео­поль­дом, раз­ре­ша­ет ему посе­лить­ся в Недж­де, кото­рый на тот момент был закрыт для въез­да иностранцам.

Инте­рес­но, что в 1928 году Вай­са подо­зре­ва­ли в пособ­ни­че­стве боль­ше­ви­кам и счи­та­ли совет­ским шпи­о­ном. Вайс, в отмест­ку на эти слу­хи, стал соби­рать важ­ную для коро­ля инфор­ма­цию в Кувей­те, куда он напра­вил­ся в 1929 году. В Кувей­те Вайс рабо­тал над раз­об­ла­че­ни­ем дви­же­ния ихва­нов, ссы­ла­ясь на их воз­мож­ную связь с Бри­та­ни­ей. Коро­лю эта инфор­ма­ция пока­за­лась досто­вер­ной, и Вайс вер­нул­ся в Ара­вию. В 1930 году он женил­ся на араб­ской жен­щине по име­ни Муни­ра, из пле­ме­ни Шам­мар, кото­рая роди­ла ему сына Талала.

Во вре­мя пре­бы­ва­ния в Сау­дов­ской Ара­вии Вайс наде­ял­ся, что Ибн-Сауд нач­нёт зани­мать­ся воз­рож­де­ни­ем и рас­про­стра­не­ни­ем исла­ма в сосед­них госу­дар­ствах. Тем не менее, кон­со­ли­ди­ро­вав власть в сво­их руках, Ибн-Сауд, как писал Вайс, пре­вра­тил­ся в про­сто­го коро­ля, чем-то напо­ми­на­ю­ще­го восточ­но-евро­пей­ско­го царя. Вайс счи­тал, что король напрас­но зани­ма­ет­ся попу­ля­ри­за­ци­ей запад­но­го обра­за жиз­ни сре­ди араб­ско­го насе­ле­ния, забы­вая о насто­я­щих цен­но­стях исла­ма. Разо­ча­ро­ван­ный в коро­лев­ской семье Вайс свя­зы­ва­ет­ся с Сану­си­та­ми, и отправ­ля­ет­ся в Кире­на­и­ку, где под­дер­жи­ва­ет анти­ита­льян­ское вос­ста­ние ливийцев.

В 1932 году король Сау­дов­ской Ара­вии реша­ет разо­рвать свя­зи с Лео­поль­дом. Вайс поки­нул Ара­вию в 1932 году и начал оче­ред­ное путе­ше­ствие по Тур­ке­ста­ну, Китаю, Индо­не­зии и, нако­нец, ока­зал­ся в Индии. Южная Азия, а в осо­бен­но­сти Каш­мир, при­вле­ка­ли Вай­са. Вме­сте с мусуль­ман­ски­ми учё­ны­ми Лео­польд разъ­ез­жа­ет по всей Индии, зани­ма­ясь в основ­ном пре­по­да­ва­ни­ем. Во вре­мя визи­та Вай­са, в Каш­ми­ре нача­лись мас­со­вые вол­не­ния. Бри­тан­ская раз­вед­ка так и не поня­ла, что имен­но сде­лал Вайс. После это­го инци­ден­та его выпро­во­ди­ли из реги­о­на, и он пере­брал­ся в Лахор.

Вайс в Лахоре

В Лахо­ре Лео­польд Вайс зна­ко­мит­ся с Мухам­ма­дом Икба­лом, каш­мир­ским мусуль­ма­ни­ном и зна­ме­ни­тым на всю мусуль­ман­скую Индию поэтом-фило­со­фом. С это­го момен­та Лео­польд реша­ет зани­мать­ся исклю­чи­тель­но ислам­ской дея­тель­но­стью и писать ста­тьи на мусуль­ман­скую тема­ти­ку, шари­ат­ское пра­во и об ислам­ской культуре.

В мар­те 1934 года он изда­ёт кни­гу «Ислам на Рас­пу­тье», в кото­рой высту­па­ет про­тив запад­но­го капи­та­ли­сти­че­ско­го вли­я­ния на восток. В этой книг Вайс рас­кры­ва­ет неко­то­рые идеи кото­рые и по сей день оста­ют­ся акту­аль­ным для ислам­ских фун­да­мен­та­ли­стов. Кни­га полу­ча­ет широ­кое рас­про­стра­не­ние как в Индии, так и на Ближ­нем Востоке.

В октяб­ре 1938 года Вайс поки­да­ет Индию и воз­вра­ща­ет­ся в Евро­пу. В Лон­доне он умо­ля­ет англий­ское пра­ви­тель­ство про­длить его бри­тан­скую визу, дабы он смог спа­сти свою семью в Австрии. Одна­ко это ему так и не уда­лось. Вся его семья погиб­ла в конц­ла­ге­рях. Само­го Вай­са депор­ти­ро­ва­ли в Индию летом 1939 года, где его аре­сто­ва­ли. Сво­бо­ду он полу­чил лишь в авгу­сте 1945 года. В тюрь­ме он не вёл днев­ни­ков и пол­но­стью абстра­ги­ро­вал­ся от всех поли­ти­че­ских бед, кото­рые про­ис­хо­ди­ли в Евро­пе. Он счи­тал, что его, как мусуль­ма­ни­на, не долж­ны забо­тить про­бле­мы Европы.

Осво­бо­див­шись из заклю­че­ния, Вайс посвя­тил себя Паки­ста­ну и про­бле­ме индий­ских мусуль­ман. В 1947 году, когда Паки­стан обрёл неза­ви­си­мость, Лео­польд был назна­чен гла­вой депар­та­мен­та воз­рож­де­ния исла­ма. Он стал одним из глав­ных идео­ло­гов постро­е­ния совре­мен­ной систе­мы госу­дар­ствен­но­го управ­ле­ния Паки­ста­на. Вайс счи­тал, что новое госу­дар­ство долж­но осно­вы­вать­ся на прин­ци­пах исла­ма, пар­ла­мент­ской демо­кра­тии и либе­раль­но-демо­кра­ти­че­ских цен­но­стях в мусуль­ман­ском пони­ма­нии. Вайс так­же стал пер­вым офи­ци­аль­но при­знан­ным граж­да­ни­ном Ислам­ской Рес­пуб­ли­ки Пакистан.

В 1949 году Вайс вновь разо­ча­ро­вы­ва­ет­ся в оче­ред­ном ислам­ском пра­ви­тель­стве, счи­тая, что оно боль­ше ори­ен­ти­ру­ет­ся на свет­ские идеи, неже­ли на мусуль­ман­ские цен­но­сти. Вайс счи­тал, что имен­но Икбал по пра­ву дол­жен был стать гла­вой Паки­ста­на, а не Али Джин­на, кото­рый в своё вре­мя высту­пал про­тив отсо­еди­не­ния Паки­ста­на от Индии. В нача­ле 1952 года Вай­са отпра­ви­ли в Нью-Йорк в каче­стве посто­ян­но­го пред­ста­ви­те­ля Паки­ста­на при ООН.

Вайс высту­па­ет на паки­стан­ском радио

В Нью-Йор­ке Вайс раз­во­дит­ся с женой Муни­рой и женит­ся на поль­ке Поле Хами­ди, кото­рая пере­хо­дит из като­ли­че­ства в ислам. С ней он и про­ве­дёт после­ду­ю­щие 40 лет жиз­ни. За раз­вод Вай­са кри­ти­ко­ва­ли паки­стан­ские чинов­ни­ки. Не дожи­да­ясь уволь­не­ния, он сам пода­ёт в отставку.

В США Вайс вос­со­еди­ня­ет­ся с род­ствен­ни­ка­ми, и даже посе­ща­ет Бар-миц­вы пле­мян­ни­ков, но в тоже вре­мя не пре­кра­ща­ет кри­ти­ко­вать Изра­иль. Мос­сад даже как-то пытал­ся завер­бо­вать Вай­са, пред­ла­гая ему перей­ти на их сто­ро­ну, но полу­чил твёр­дый отказ. Новой жене Вай­са не нра­ви­лось, что он стал про­во­дить слиш­ком мно­го вре­ме­ни с людь­ми, под­дер­жи­ва­ю­щи­ми Изра­иль, и тогда Лео­польд сокра­тил обще­ние с род­ствен­ни­ка­ми. Как поз­же рас­ска­зы­вал муж его сест­ры, Вайс так и остал­ся убеж­дён­ным про­тив­ни­ком сионизма.

В 1954 году Вайс издал кни­гу «Путь в Мек­ку», кото­рая созда­ла такой ажи­о­таж в Азии и Нью-Йор­ке, что неко­то­рые чита­те­ли пере­шли в ислам. Одной из них ста­ла Мар­га­рет Мар­кус, аме­ри­кан­ская еврей­ка, поме­няв­шая имя на Мари­ям Джа­ми­ля. В сере­дине 1950‑х гг. она поки­нет США и пере­едет в Паки­стан, где ста­нет извест­ным идео­ло­гом ислам­ско­го фун­да­мен­та­лиз­ма, и будет кри­ти­ко­вать пози­цию запа­да по отно­ше­нию к ислам­ско­му миру.

В кон­це 1950‑х гг. Лео­польд пере­би­ра­ет­ся в Швей­ца­рию и осе­да­ет в Жене­ве. Там он изда­ёт кни­гу «Прин­ци­пы госу­дар­ствен­но­го раз­ви­тия в исла­ме» (1961 год). Эта кни­га силь­но повли­я­ла на пре­зи­ден­та Паки­ста­на, Аюб Хана. Он при­гла­сил Вай­са обрат­но в Азию, пообе­щав ему долж­ность совет­ни­ка. Вайс всё же решил отка­зать­ся, так как был занят пере­во­дом Кора­на на англий­ский язык. По это­му слу­чаю принц Фай­сал, с кото­рым Вайс был зна­ком с 1927 года, устро­ил ислам­скую кон­фе­рен­цию в Мек­ке. В 1963 году он вос­ста­но­вил покро­ви­тель­ство Вай­са в Сау­дов­ском Коро­лев­стве и пред­ло­жил Вай­су воз­вра­тить­ся в Ара­вию. Лео­польд, веж­ли­во отка­зав­шись, пере­ез­жа­ет в марок­кан­ский Танжир.

Во вре­мя ара­бо-изра­иль­ско­го кон­флик­та 1967 года Вайс писал, что на запа­де никак не хотят при­ни­мать факт, что Иеру­са­лим, дол­жен быть сто­ли­цей Пале­сти­ны, госу­дар­ства в кото­ром без евро­пей­ско­го вме­ша­тель­ства могут жить и евреи, и мусуль­мане, и хри­сти­ане. Одна­ко из-за отда­лён­но­сти Паки­ста­на от Ближ­не­го Восто­ка повли­ять на пра­ви­тель­ство сво­ей малой роди­ны он так и не смог. Паки­стан так и не сыг­рал осо­бой роли в ара­бо-изра­иль­ском кон­флик­те, а боль­ше скон­цен­три­ро­вал­ся на Индии.

После ислам­ской рево­лю­ции в Иране Вайс, отве­чая на вопро­сы жур­на­ли­стов, гово­рил, что Хомей­ни хуже шаха, и что его поли­ти­ка не име­ет ниче­го обще­го с исла­мом. Он высту­пал про­тив неко­то­рых аспек­тов меж­ду­на­род­ной поли­ти­ки Сау­дов­ской Ара­вии, за что в 1974 году его пере­вод Кора­на (непол­ный на тот момент) был запре­щён в коро­лев­стве Ибн-Сауда.

В 1980 году Вайс нако­нец-таки завер­шил пере­вод Кора­на, и был при­гла­шен пре­зи­ден­том Паки­ста­на, Зией уль-Хаком, в оче­ред­ной раз наве­стить стра­ну, кото­рую он когда-то помо­гал отстра­и­вать. Это был его послед­ний визит в Паки­стан. В Исла­ма­ба­де его встре­ча­ли как дол­го­ждан­но­го гостя, где уже в аэро­пор­ту его встре­тил доро­гой лиму­зин и тол­пы обра­до­ван­ных людей. Во вре­мя крат­ко­сроч­но­го пре­бы­ва­ния в Паки­стане, о наве­стил ста­рых дру­зей в Лахо­ре, поучаст­во­вал в кон­фе­рен­ции с пре­зи­ден­том стра­ны, где он под­дер­жал неко­то­рые рефор­мы. Вайс так­же насто­ял на том, что­бы пра­ви­тель­ство Паки­ста­на ока­за­ло суще­ствен­ную под­держ­ку жен­щи­нам, пото­му что счи­тал, что они долж­ны играть осо­бую роль в политике.

После Вайс пере­ез­жа­ет в Лис­са­бон, а отту­да пере­би­ра­ет­ся на юг Испа­нии. Принц Сал­ман, один из сау­дов­ских монар­хов, зани­мав­ший на тот момент пост губер­на­то­ра Рияда, вновь попы­тал­ся при­гла­сить Вай­са в Ара­вию. Тот сослав­шись на ста­рость, остал­ся в Испа­нии. В воз­расте 91 года, 20 фев­ра­ля 1992 года, Мухам­мад Асад скон­чал­ся в Гра­на­де, где был похо­ро­нен на мусуль­ман­ском клад­би­ще. Его жиз­нен­ный путь и идеи поспо­соб­ство­ва­ли раз­ви­тию исла­ма в Евро­пе и в Азии. Бла­го­да­ря его настав­ле­ни­ям, 2 декаб­ря 1988 года, Бена­зир Бхут­то ста­ла пер­вой жен­щи­ной пре­мьер-мини­стром Паки­ста­на. Кни­ги Мухам­ма­да Аса­да повлек­ли за собой пере­ме­ны в обра­зо­ва­тель­ной систе­ме Паки­ста­на. Идеи, над кото­ры­ми в своё вре­мя тру­дил­ся Асад, до сих пор оста­ют­ся акту­аль­ны­ми и попу­ляр­ны­ми в Пакистане.


Пуб­ли­ка­ция под­го­тов­ле­на авто­ром теле­грам-кана­ла «Тур­ке­стан и Повол­жье» при под­держ­ке редак­то­ра руб­ри­ки «На чуж­бине» Кли­мен­та Тара­ле­ви­ча (канал CHUZHBINA).


 

Поделиться