«Пристрастия детства – Есенин, Хлебников, окраина Москвы – я обязан был стать музыкантом»

EEEda — музы­каль­ная груп­па из Моск­вы, чьё твор­че­ство слож­но огра­ни­чить рам­ка­ми одно­го жан­ра. В 2020 году у кол­лек­ти­ва вышел аль­бом «Каче­ства», а так­же сра­зу несколь­ко синглов и EP — «Насто­я­щие», «Глу­по­сти», «По-ново­му» и «Поч­та России».

VATNIKSTAN пого­во­рил с фронт­ме­ном груп­пы и авто­ром всех тек­стов Нико­ла­ем Рат­ни­ко­вым о новом аль­бо­ме, отно­ше­ни­ях внут­ри кол­лек­ти­ва, источ­ни­ках вдох­но­ве­ния и твор­че­ских планах.

EEEda, 2021 год

— Если бы Вы были музы­каль­ным кри­ти­ком, как бы Вы оха­рак­те­ри­зо­ва­ли свой стиль?

— Поче­му «если бы был»? Я и так кри­тик, я слу­шаю музы­ку посто­ян­но и отби­раю для себя что-то сто­я­щее и под­хо­дя­щее. Так что Арте­мий Тро­иц­кий и редак­ция Rolling Stone из меня вполне. А если серьёз­но, одним сло­вом или сти­лем слож­но — гаражеиндипопрокфюжен.

— В октяб­ре 2020 года вышел новый аль­бом. Что отли­ча­ет его от преды­ду­щих релизов?

— EP «Каче­ства», навер­ное, наш самый необыч­ный релиз вооб­ще. Во-пер­вых, он был при­ду­ман и запи­сан в крат­чай­шие сро­ки, а имен­но за вто­рую поло­ви­ну сен­тяб­ря, то есть в нача­ле меся­ца даже идеи не было, ни тек­стов, ни музы­ки (за исклю­че­ни­ем пес­ни «Встре­ча», но дела это не меня­ет). Во-вто­рых, в тот момент, а имен­но в сен­тяб­ре, трое из нас забо­ле­ли COVID-19, вся рабо­та велась дистан­ци­он­но, а сво­дил нас мой друг из Крас­но­да­ра Вася Тере­хов. Тем не менее вся пла­стин­ка про­ни­за­на общим настро­е­ни­ем тяже­сти про­ис­хо­дя­ще­го. Пес­ню «Калей­до­скоп» счи­таю насто­я­щим эпи­ло­гом, не зря она закан­чи­ва­ет альбом.


— Для кого ваше твор­че­ство? Ваша музы­ка для груст­ных или для весёлых?

— Наша музы­ка для насто­я­щих, то есть раз­ных! Общей кон­цеп­ции нет, как и силь­ной при­вяз­ки к сти­лям, отто­го и пуб­ли­ка раз­ная. Раду­ет одно — слу­ша­тель вни­ма­тель­ный, хочет­ся про­дол­жать писать.

— Как дол­го пишут­ся пес­ни? И кто или что вдох­нов­ля­ет на их написание?

— Как ни стран­но, в нашем слу­чае пес­ни рож­да­ют­ся быст­ро и без осо­бых слож­но­стей, а вот аран­жи­ру­ют­ся и обыг­ры­ва­ют­ся дол­го. Что такое пес­ня? Это же про­сто поток мыс­лей и эмо­ций. Если какая-то вещь не идёт, мы про­сто её откла­ды­ва­ем и идём даль­ше. Вдох­нов­ля­ет жизнь. Общая фра­за, да? Ну что, внут­рен­ние пере­жи­ва­ния от сопри­кос­но­ве­ния с внеш­ним миром: боль от рас­ста­ва­ния, поте­ря близ­ко­го чело­ве­ка, лето, ветер, кото­рый дует с моря, гла­за сидя­ще­го напро­тив в мет­ро, в общем, мно­го чего.

— Какие у вас отно­ше­ния внут­ри груп­пы? Есть ли глав­ный или ско­рее реа­ли­зо­ван битт­лов­ский прин­цип, оно же пра­ви­ло круг­ло­го стола?

— У нас кон­сти­ту­ци­он­ная монар­хия (шучу). В основ­ном идеи для песен (то есть музы­ку и сло­ва) при­но­шу я. Одна­ко это услов­но, так как всё пере­кра­и­ва­ет­ся и пере­пи­сы­ва­ет­ся ребя­та­ми, ста­ра­ем­ся услы­шать каж­до­го — так интересней.

— Что повли­я­ло на ваш выбор быть музыкантом?

— При­стра­стия дет­ства — Nirvana, ГрОб, Мая­ков­ский, Есе­нин, Хлеб­ни­ков, окра­и­на Моск­вы, пиво в подъ­ез­дах, отсут­ствие денег — я обя­зан был стать музыкантом.


— А кого из совре­мен­ных арти­стов пред­по­чи­та­е­те слушать?

— Это очень слож­но — назы­вать име­на. Про­сто ска­жу, что из послед­не­го доба­вил в плей­лист — име­ют­ся в виду пес­ни, груп­пы знаю дав­но. «Теле­экран» — нере­аль­но кру­тые! «Шум­ные и угро­жа­ю­щие выход­ки» заста­ви­ли поду­мать до мура­шек послед­ним рели­зом. «Ploho» — грусть, кото­рая лег­ко ложит­ся в голо­ву и не отпускает.

— Если у вас осо­бые пути пре­одо­ле­ния твор­че­ских кризисов?

— Рань­ше очень пере­жи­вал по это­му пово­ду — пил, нерв­ни­чал, менял обста­нов­ку и так далее. Сей­час не обра­щаю вни­ма­ния, даже когда дол­го не пишу. Свет, когда ему нуж­но, най­дёт щель и про­льёт­ся на мир.

— У вас уже чет­вёр­тый аль­бом и посто­ян­но даё­те кон­цер­ты. Как вам уда­ёт­ся быть настоль­ко плодотворными?

— Тут про­сто: от слов к делу. Я лич­но не сто­рон­ник мучить мате­ри­ал и к это­му под­тал­ки­ваю свою коман­ду, счи­таю, что пес­ни долж­ны писать­ся, пока пишет­ся, и оста­нав­ли­вать­ся нель­зя. А каче­ство, сыг­ран­ность и осталь­ное при­хо­дят во вре­мя EEEdы.

— Музы­ка для вас — это дея­тель­ность, хоб­би или профессия?

— Я бы ска­зал так: образ жиз­ни и образ мыш­ле­ния. Осталь­ное для меня деко­ра­ции. Как толь­ко я не смо­гу рисо­вать свои кар­ти­ны нота­ми и сло­ва­ми, я поте­ряю смысл дви­гать­ся дальше.

— Вы изда­ли сбор­ник сти­хо­тво­ре­ний. Какие были ощу­ще­ния, когда появи­лась книга?

— Кни­га — это, пожа­луй, луч­шее на сего­дняш­ний момент, что я смог сде­лать. Наде­юсь, она не послед­няя. Мне было тяже­ло и даже немно­го страш­но брать­ся за соб­ствен­ный сбор­ник, но бла­го­да­ря помо­щи чита­те­лей и близ­ких — всё полу­чи­лось. Ощу­ще­ние было непе­ре­да­ва­е­мые, но уже про­шли, впе­ре­ди новые сборники.

— Какие пла­ны на 2021 год?

— Здесь про­сто: Аку­сти­че­ский кон­церт (уже гото­вим про­грам­му), новый аль­бом и тур. Мне кажет­ся, это­го долж­но хватить.



Читай­те так­же пре­зен­та­цию одной из преды­ду­щих работ груп­пы «„Вари­ан­ты“ от EEEda. Лидер груп­пы о новом аль­бо­ме».

Поделиться