Рецензия Николая Копейкина на новый альбом «БАРТО» «Возраст согласия»

Летом 2023 года элек­тро­кл­эш-дуэт «БАРТО» выпу­стил пер­вый за шесть лет аль­бом «Воз­раст согла­сия». Мини­ма­ли­стич­ные аран­жи­ров­ки, депрес­сив­ная лири­ка с мрач­ной сати­рой и реак­ци­ей на совре­мен­ные собы­тия, немно­го инфан­тиль­ный голос Марии Люби­че­вой — глав­ные состав­ля­ю­щие пла­стин­ки. Груп­па сохра­ни­ла фир­мен­ный стиль, но доба­ви­ла в него новые фор­мы и чувства.

Худож­ник Нико­лай Копей­кин послу­шал и оце­нил све­жий релиз.


Вышел новый аль­бом груп­пы «БАРТО» «Воз­раст согла­сия». Дол­го­ждан­ный, надо заме­тить, аль­бом. Про­слу­шал несколь­ко раз. Нахо­жусь под силь­ным впечатлением.

Сра­зу пре­ду­пре­жу: я не зану­да-мело­ман, не педан­тич­ный музы­каль­ный кри­тик, кото­рые, в силу сво­ей осве­дом­лён­но­сти, не обхо­дят­ся без срав­не­ний и ана­ло­гий. Поэто­му буду при­дер­жи­вать­ся кри­те­ри­ев неис­ку­шён­но­го слу­ша­те­ля уров­ня «нравится/не нра­вит­ся». Поста­ра­юсь, по край­ней мере.

Согла­си­тесь, труд­но писать о музы­ке, да и обо всём, свя­зан­ном с твор­че­ством, без эмо­ций. Поэто­му без «нравится/не нра­вит­ся» нику­да не деть­ся. Тем более в дан­ном слу­чае очень даже «нра­вит­ся». Впро­чем, без при­ми­тив­но­го умни­ча­нья тоже не обой­дусь. Так что потер­пи­те и будь­те снис­хо­ди­тель­ны к моей рецен­зии. Я их сро­ду не писал.

Несо­мнен­но, каж­дый аль­бом Бар­то это выска­зы­ва­ние: худо­же­ствен­ное, лите­ра­тур­ное, музы­каль­ное, граж­дан­ское, нако­нец. И «Воз­раст согла­сия» не исключение.

Мини­ма­лизм в зву­ча­нии, сама музы­ка и вокал с желез­ны­ми мен­тор­ски­ми нот­ка­ми дер­жат в напря­же­нии с пер­вой пес­ни до послед­ней. Тек­сты настоль­ко лако­нич­ны, экс­прес­сив­ны и выра­зи­тель­ны, что пер­вое впе­чат­ле­ние от про­слу­шан­но­го, как после про­смот­ра пси­хо­ло­ги­че­ско­го трил­ле­ра с мрач­ны­ми убий­ства­ми, пани­че­ски­ми ата­ка­ми, вой­ной, манья­ка­ми, тре­вож­ны­ми ком­плек­са­ми и фоби­я­ми, насе­ля­ю­щи­ми сумрач­ные мега­по­ли­сы. В общем, не для люби­те­лей расслабона.

Сорок с лиш­ним минут напря­жён­но­го про­смот­ра, в смыс­ле про­слу­ши­ва­ния. Это не совсем ого­вор­ка. Ведь аль­бом настоль­ко образ­но и точ­но пере­да­ёт пере­жи­ва­ния, погра­нич­ные состо­я­ния и при­зна­ки вре­ме­ни, что слу­ша­ешь, а в голо­ве слов­но про­кру­чи­ва­ет­ся кино­лен­та. В тре­ке «Най­ди меня» по сути исполь­зо­ван тот же кинош­ный при­ём, что и в депрес­сив­ной дра­ме Пите­ра Джек­со­на «Милые кости», где собы­тия пока­за­ны гла­за­ми уби­той манья­ком девоч­ки. Но, согла­си­тесь, одно дело фильм с гото­вым режис­сёр­ским видео­ря­дом, и дру­гое дело музы­ка, рож­да­ю­щая в голо­ве фан­та­зии, кото­рых в кино не пока­жут. Тут «БАРТО» пре­взо­шли самих себя.

Если гово­рить о дра­ма­тур­гии аль­бо­ма (а мне кажет­ся это умест­ным в дан­ном слу­чае), то поло­ви­на тре­ков (5 из 10!) созда­ёт тре­вож­ную соци­аль­но-поли­ти­че­скую деко­ра­цию, на фоне кото­рой про­ис­хо­дит лич­ност­ная транс­фор­ма­ция глав­ной геро­и­ни. От её име­ни зву­чат три самые важ­ные, на мой взгляд, пес­ни аль­бо­ма. Основ­ной посыл, как мне пока­за­лось, доно­сит­ся имен­но из этих тре­ков: «Чего», «Девоч­ка», «Нар­ко­лог». Вся экзи­стен­ци­аль­ная суть замыс­ла скры­та в них: и ярост­ное непри­я­тие («Чего»), и прон­зи­тель­но зву­ча­щее согла­сие («Девоч­ка»), и поиск выхо­да («Нар­ко­лог»).

Лич­ная дра­ма геро­и­ни, её пере­жи­ва­ния искрен­ни и глу­бо­ки. Им веришь сра­зу и без­ого­во­роч­но. Вооб­ще в аль­бо­ме мно­го лич­но­го, искрен­не­го, интим­но­го, если хоти­те, что дела­ет его осо­бен­но цен­ным. Чув­ству­ет­ся, что для созда­те­лей «воз­раст согла­сия» вовсе не пустой звук, а ско­рее этап жиз­нен­но­го пути.

Отдель­ное место зани­ма­ет завер­ша­ю­щая ком­по­зи­ция «Хими­че­ский Али», напо­ми­на­ю­щая ско­рей саунд­трек к ком­пью­тер­ной игре вре­мен Sega и Dendy. В чем её роль, для меня загад­ка. Какой ещё Хими­че­ский Али? При чём тут брат Сад­да­ма Хус­сей­на, этот душе­губ с внеш­но­стью доб­ро­душ­но­го деду­ли? Слож­но ска­зать. Так же слож­но, как понять, напри­мер, роль ков­боя, появ­ля­ю­ще­го­ся пару раз в пси­хо­ло­ги­че­ской голо­во­лом­ке Дэви­да Лин­ча «Мал­хол­ланд Драйв». Что за чёрт был этот ков­бой? Что за шай­тан, этот Хими­че­ский Али? А может это намёк на сле­ду­ю­щий аль­бом? Что ж, поживем-увидим…

А пока насла­ждай­тесь тре­вож­ным и напря­жен­ным «Воз­рас­том согла­сия». Без вся­кой надеж­ды на хэп­пи-энд. Раз­ве что на продолжение…



Пре­зен­та­ция аль­бо­ма состо­ит­ся 24 сен­тяб­ря в петер­бург­ском клу­бе «Ласточ­ка». О кон­цер­те в Москве груп­па сооб­щит позже.

Поделиться