Летом 2023 года электроклэш-дуэт «БАРТО» выпустил первый за шесть лет альбом «Возраст согласия». Минималистичные аранжировки, депрессивная лирика с мрачной сатирой и реакцией на современные события, немного инфантильный голос Марии Любичевой — главные составляющие пластинки. Группа сохранила фирменный стиль, но добавила в него новые формы и чувства.
Художник Николай Копейкин послушал и оценил свежий релиз.
Вышел новый альбом группы «БАРТО» «Возраст согласия». Долгожданный, надо заметить, альбом. Прослушал несколько раз. Нахожусь под сильным впечатлением.
Сразу предупрежу: я не зануда-меломан, не педантичный музыкальный критик, которые, в силу своей осведомлённости, не обходятся без сравнений и аналогий. Поэтому буду придерживаться критериев неискушённого слушателя уровня «нравится/не нравится». Постараюсь, по крайней мере.
Согласитесь, трудно писать о музыке, да и обо всём, связанном с творчеством, без эмоций. Поэтому без «нравится/не нравится» никуда не деться. Тем более в данном случае очень даже «нравится». Впрочем, без примитивного умничанья тоже не обойдусь. Так что потерпите и будьте снисходительны к моей рецензии. Я их сроду не писал.
Несомненно, каждый альбом Барто это высказывание: художественное, литературное, музыкальное, гражданское, наконец. И «Возраст согласия» не исключение.
Минимализм в звучании, сама музыка и вокал с железными менторскими нотками держат в напряжении с первой песни до последней. Тексты настолько лаконичны, экспрессивны и выразительны, что первое впечатление от прослушанного, как после просмотра психологического триллера с мрачными убийствами, паническими атаками, войной, маньяками, тревожными комплексами и фобиями, населяющими сумрачные мегаполисы. В общем, не для любителей расслабона.
Сорок с лишним минут напряжённого просмотра, в смысле прослушивания. Это не совсем оговорка. Ведь альбом настолько образно и точно передаёт переживания, пограничные состояния и признаки времени, что слушаешь, а в голове словно прокручивается кинолента. В треке «Найди меня» по сути использован тот же киношный приём, что и в депрессивной драме Питера Джексона «Милые кости», где события показаны глазами убитой маньяком девочки. Но, согласитесь, одно дело фильм с готовым режиссёрским видеорядом, и другое дело музыка, рождающая в голове фантазии, которых в кино не покажут. Тут «БАРТО» превзошли самих себя.
Если говорить о драматургии альбома (а мне кажется это уместным в данном случае), то половина треков (5 из 10!) создаёт тревожную социально-политическую декорацию, на фоне которой происходит личностная трансформация главной героини. От её имени звучат три самые важные, на мой взгляд, песни альбома. Основной посыл, как мне показалось, доносится именно из этих треков: «Чего», «Девочка», «Нарколог». Вся экзистенциальная суть замысла скрыта в них: и яростное неприятие («Чего»), и пронзительно звучащее согласие («Девочка»), и поиск выхода («Нарколог»).
Личная драма героини, её переживания искренни и глубоки. Им веришь сразу и безоговорочно. Вообще в альбоме много личного, искреннего, интимного, если хотите, что делает его особенно ценным. Чувствуется, что для создателей «возраст согласия» вовсе не пустой звук, а скорее этап жизненного пути.
Отдельное место занимает завершающая композиция «Химический Али», напоминающая скорей саундтрек к компьютерной игре времен Sega и Dendy. В чем её роль, для меня загадка. Какой ещё Химический Али? При чём тут брат Саддама Хуссейна, этот душегуб с внешностью добродушного дедули? Сложно сказать. Так же сложно, как понять, например, роль ковбоя, появляющегося пару раз в психологической головоломке Дэвида Линча «Малхолланд Драйв». Что за чёрт был этот ковбой? Что за шайтан, этот Химический Али? А может это намёк на следующий альбом? Что ж, поживем-увидим…
А пока наслаждайтесь тревожным и напряженным «Возрастом согласия». Без всякой надежды на хэппи-энд. Разве что на продолжение…
Презентация альбома состоится 24 сентября в петербургском клубе «Ласточка». О концерте в Москве группа сообщит позже.