Русский киностриминг. Июнь

VATNIKSTAN про­дол­жа­ет регу­ляр­ную руб­ри­ку «Рус­ский кино­ст­ри­минг». В кон­це каж­до­го меся­ца мы рас­ска­зы­ва­ем вам о рос­сий­ских сери­аль­ных и кино-новин­ках, вышед­ших на онлайн-платформах.

Пер­вый месяц лета вышел бога­тым на пре­мье­ры. Люби­те­лей инста­г­рам­но­го обра­за жиз­ни пора­ду­ет тре­тий сезон «Содер­жа­нок» об омер­зи­тель­ном свет­ском обще­стве, куда все меч­та­ют попасть. Сезон, обе­ща­ю­щий стать послед­ним, опять сни­ма­ет новый режис­сёр. Ею ста­ла Дарья Жук («Хру­сталь»), а сре­ди актрис, раду­ю­щих глаз вне зави­си­мо­сти от сте­пе­ни стер­воз­но­сти геро­инь, появи­лась Вик­то­рия Толстоганова.

Чис­ло лет­них коме­дий, необя­за­тель­ных для про­смот­ра, но спо­соб­ных скра­сить досуг в душ­ном горо­де (или заста­вить воз­не­на­ви­деть его окон­ча­тель­но), попол­не­но филь­мом «Любовь в жар­кие неде­ли» режис­сё­ра Гай­ка Аса­тря­на из фран­ши­зы ром­ко­мов, в кото­рую вхо­дят уже три сери­а­ла и один фильм со Свет­ла­ной Ход­чен­ко­вой. Шут­ки об импо­тен­ции, сте­рео­тип­ные восточ­ные муж­чи­ны, назы­ва­ю­щие сла­вян­ских жен­щин «Ната­ша­ми», озве­рев­шие дети, в кото­рых как буд­то все­лил­ся демон из филь­ма «Изго­ня­ю­щий дья­во­ла», море и алко­голь. Рос­сий­ская «народ­ная» коме­дия вер­на себе.

О дру­гих новин­ках мы рас­ска­жем подробнее.


«Иччи», Кинопоиск HD, Premier

Моло­дая семья при­ез­жа­ет в пас­то­раль­ную на вид глушь на бере­гах Лены, где когда-то слу­чи­лось что-то ужас­ное, после чего отту­да сбе­жа­ли все люди. Но роди­те­ли Тими­ра (Илья Яко­влев) про­дол­жа­ют там жить. Как гово­рит его мама (Мат­рё­на Кор­ни­ло­ва): «Мы люди совре­мен­ные», но при этом рас­ска­зы­ва­ет город­ской невест­ке (Мари­на Васи­лье­ва) про сво­е­го деда, кото­рый одна­жды встре­тил стран­ную жен­щи­ну, и поёт вну­ку колы­бель­ные про всад­ни­ка, кото­рый при­ве­дёт доб­ро­го духа, иччи, и всех спа­сёт. Тимир при­е­хал не про­сто так: он круп­но задол­жал в горо­де и пыта­ет­ся уго­во­рить роди­те­лей про­дать зем­лю, на кото­рой сто­ит их дом. Отец (Дмит­рий Михай­лов) от этой идеи не в вос­тор­ге. А ещё по дому ходит мол­ча­ли­вый брат Тими­ра (Бори­слав Сте­па­нов), то ли бла­жен­ный, то ли дура­чок. Потом ночью в дом зале­тит воро­на, и тут начнётся…

«Иччи» — тре­тий по счё­ту фильм режис­сё­ра Коста­са Мар­са­а­на, чей дебют­ный трил­лер «Мой убий­ца» про­рвал­ся на Запад, и тре­тий якут­ский хор­рор в обще­рос­сий­ском про­ка­те в этом году. Пожа­луй, мы уже можем гово­рить о трен­де, отме­тив инте­рес фести­ва­лей, кри­ти­ков, а посте­пен­но — и зри­те­лей к кине­ма­то­гра­фу Саха. Подоб­но тому, как в про­ти­во­вес все­мо­гу­ще­му и подав­ля­ю­ще­му Гол­ли­ву­ду появил­ся евро­пей­ский «локаль­ный кине­ма­то­граф» со все­ми этно­гра­фи­че­ски­ми осо­бен­но­стя­ми, в про­ти­во­вес рос­сий­ско­му (про кош­мар­ную жизнь в глу­бин­ке или про сто­лич­ную рос­кошь, тре­тье­го не дано), посте­пен­но явля­ет себя миру оте­че­ствен­ный «реги­о­наль­ный кине­ма­то­граф», рас­ска­зы­вая о кото­ром кино­кри­ти­ки упо­треб­ля­ют сло­во «коло­рит­ный».

Коло­ри­та в «Иччи» хоть лож­кой ешь. Даже воз­ни­ка­ет впе­чат­ле­ние, что мифо­ло­гия, гео­гра­фия и кра­со­ты род­но­го края инте­ре­су­ют Мар­са­а­на боль­ше, чем соб­ствен­ная исто­рия и пер­со­на­жи, набро­сан­ные ску­пы­ми штри­ха­ми с очень сла­бы­ми намёт­ка­ми на лич­ность (кро­ме героя заме­ча­тель­но­го Сте­па­но­ва, кото­ро­го хоть сей­час на глав­ную роль во что-нибудь задум­чи­вое и кро­ва­вое в южно­ко­рей­ском артхаусе).

Впе­чат­ле­ние уси­ли­ва­ет отлич­ная опе­ра­тор­ская рабо­та Лео­ни­да Ники­фо­рен­ко и выда­ю­щий­ся, без пре­уве­ли­че­ния, саунд­трек Андрея Гурья­но­ва. Сно­вид­че­ские сце­ны, веч­ный покой рав­но­душ­ной при­ро­ды, поту­сто­рон­нее зву­ча­ние рису­ют кар­ти­ну мира, кото­рой не очень тре­бу­ет­ся человек.

Кар­ти­на не без недо­стат­ков: мама пери­о­ди­че­ски начи­на­ет озву­чи­вать пра­ви­ла мест­ной все­лен­ной; начи­ная со вто­рой поло­ви­ны у филь­ма, по сути, про­па­да­ет сюжет. В фина­ле вме­сте с вопро­са­ми воз­ни­ка­ет лёг­кое раз­дра­же­ние: хоте­лось бы, что­бы было чуть более понят­но, како­го чёр­та у них там слу­чи­лось. Но «Иччи» — без­услов­но, один из важ­ней­ших филь­мов, вышед­ших в Рос­сии в этом году, и, если даже он не силь­но испу­га­ет, то выход из про­то­рен­ной колеи рос­сий­ско­го кино в якут­ские топи мож­но толь­ко приветствовать.

Смот­ри­те фильм на сай­те онлайн-кинотеатра.


«Призрак», Кинопоиск HD

В небе летит само­лет (один из худ­ших при­ме­ров CG, кото­рый мож­но уви­деть в наше вре­мя). По сало­ну рас­ха­жи­ва­ет муж­чи­на с воле­вым под­бо­род­ком, сталь­ным взгля­дом и в костю­ме Джейм­са Бон­да (Павел При­луч­ный), кото­рый при­тво­ря­ет­ся офи­ци­ан­том с под­но­сом (пря­ча в рука­ве шприц) и соби­ра­ет­ся отра­вить блон­дин­ку (Севе­рия Яну­ша­ус­кай­те). Блон­дин­ка пока­зы­ва­ет нам (и в мень­шей сте­пе­ни Джейм­су Бон­ду) бере­мен­ный живот, и рука убий­цы со шпри­цом дрог­нет, а сам он вспом­нит дру­гую бере­мен­ную (флэш­б­эк повто­рит­ся ещё не раз) и засты­нет. Но охра­ну блон­дин­ки игра­ю­чи пере­бьёт, после чего спрыг­нет на зем­лю с парашютом.

Хоте­лось бы ска­зать насчёт пара­шю­та: «Шут­ка», но, увы, нет. Имен­но этим анек­до­ти­че­ским эпи­зо­дом начи­на­ет­ся мини-сери­ал режис­сё­ра Ана­рио Маме­до­ва («Анна-детек­тивъ»), забот­ли­во спи­сан­ный с гол­ли­вуд­ской фран­ши­зы о Джейм­се Борне. Пер­со­наж При­луч­но­го тоже ока­жет­ся поте­ряв­шим память быв­шим наём­ни­ком, кото­ро­го разыс­ки­ва­ют таин­ствен­ные хозя­е­ва. В сек­рет­ной ячей­ке его точ­но так же будут ждать день­ги, пас­пор­та и ору­жие. И встре­тит­ся ему такая же сим­па­тич­ная деви­ца (Луке­рья Илья­шен­ко). И у всех будут такие же очень серьёз­ные лица.

Почти все попыт­ки адап­та­ций запад­ных хитов для наше­го экра­на про­ва­ли­ва­ют­ся. «При­зрак» не стал исклю­че­ни­ем из пра­вил. Будь это само­быт­ная исто­рия, сери­ал мог пре­тен­до­вать на зва­ние дина­мич­но­го бое­ви­ка. Но вышел лишь «Борн» на минималках.

Смот­ри­те сери­ал на сай­те онлайн-кинотеатра.


«Инсталайф», Premier

Пять моло­дых моск­ви­чек фол­ло­вят друг дру­га в соц­се­тях и выкла­ды­ва­ют в «Инста­гра­ме» кар­тин­ки кра­си­вой жиз­ни, кото­рую на самом деле не ведут. В прин­ци­пе, стран­но, что сери­ал на эту тему не вышел рань­ше, пото­му что про­ти­во­по­став­ле­ние отфиль­тро­ван­но­го гла­му­ра и непри­чё­сан­но­го реа­ла — это «Секс в боль­шом горо­де» наших дней. На неё толь­ко что накри­чал матом кли­ент, а она постит фот­ку со ста­кан­чи­ком из «Стар­бак­са»: «Пью кофе на люби­мой рабо­те!». Кому из сете­вых деву­шек такая кар­ти­на сей­час незнакома?

Неиз­вест­но, хва­тит ли режис­сё­ру Юлии Тро­фи­мо­вой этой нехит­рой идеи для пол­но­цен­ной дра­ме­ди, но корот­кие серии по 20 минут, уча­стие акту­аль­ных моло­дых арти­сток (в том чис­ле Луке­рьи Илья­шен­ко и Анны Кото­вой-Деря­би­ной) и, самое глав­ное, назрев­шее у зри­те­лей жела­ние печаль­но вздох­нуть: «Всё имен­но так», дают сери­а­лу шанс.

Смот­ри­те сери­ал на сай­те онлайн-кинотеатра.


«Скажи ей», Premier

В 1999 году в Пите­ре Све­та (Свет­ла­на Ход­чен­ко­ва) и Артём (звез­да «Дура­ка» Артём Быст­ров) окон­ча­тель­но пере­ста­ют друг дру­га выно­сить и после отвра­ти­тель­ной сце­ны на гла­зах сво­е­го деся­ти­лет­не­го сына Саши (Кай Гетц) пода­ют на раз­вод. Маль­чик любит обо­их роди­те­лей: и слег­ка раз­дол­ба­и­сто­го папу, кото­рый водит его по клу­бам на рок-кон­цер­ты, и маму, кото­рая отыс­ка­ла себе како­го-то аме­ри­кан-боя и всё чаще заво­дит раз­го­во­ры о том, что в Аме­ри­ке гораз­до лучше.

До опре­де­лён­но­го момен­та всё кажет­ся более-менее нала­жен­ным: часть неде­ли Саша про­во­дит с папой, а потом на дру­гом кон­це питер­ско­го моста его встре­ча­ет сия­ю­щая мама. Но одна­жды она ста­вит вопрос реб­ром: едет ли Саша с ней жить в Аме­ри­ку или оста­ёт­ся с отцом.

При всём оби­лии филь­мов о рас­ста­ва­ни­ях супру­же­ских пар, пора­зи­тель­но мало из них посвя­ще­ны глав­ным жерт­вам раз­во­да — детям. Режис­сёр Алек­сандр Молоч­ни­ков очень удач­но вос­пол­нил этот про­бел, сняв кар­ти­ну гла­за­ми ребён­ка, кото­ро­го рвут на части. К оже­сто­чён­ной борь­бе супру­гов при­со­еди­ня­ют­ся папин папа (Алек­сандр Сереб­ря­ков), кото­рый заяв­ля­ет ребён­ку: «Вы там нахрен нико­му не нуж­ны», и мами­на мама (Ири­на Роза­но­ва), устра­и­ва­ю­щая вну­ку без­об­раз­ные исте­ри­ки. Вооб­ще взрос­лые ведут себя так, что мог­ли бы испор­тить Саши­ну пси­хи­ку навсе­гда, и, несмот­ря на доволь­но лёг­кую инто­на­цию, места­ми смот­реть фильм пси­хо­ло­ги­че­ски тяже­ло. Пожа­луй, его сто­ит пока­зы­вать раз­во­дя­щим­ся парам, что­бы они поня­ли, чем их дра­ма обо­ра­чи­ва­ет­ся для ребён­ка, — схват­кой жабы с гадюкой.

Реа­лии в филь­ме изоб­ра­жа­ют­ся несколь­ко стран­но, наро­чи­то сте­рео­тип­но. Все аме­ри­кан­цы гром­ко жуют в кино­те­ат­рах поп­корн, пого­лов­но слу­ша­ют рэп и меч­та­ют добить­ся успе­ха. Все рус­ские —инфан­тиль­ные хули­га­ны или интел­ли­гент­ные пусто­зво­ны. Воз­мож­но, мир кажет­ся таким кари­ка­тур­ным в вос­при­я­тии Саши, осо­бен­но, когда он при­ез­жа­ет в Аме­ри­ку, где «все фаль­ши­вые». Прав­да, тогда непо­нят­но, поче­му его тянет обрат­но в роди­мое питер­ское боло­то, где, по той же логи­ке, «все алко­го­ли­ки». Но мело­дра­ма Молоч­ни­ко­ва настоль­ко берёт за душу, так хоро­шо сыг­ра­на и креп­ко постав­ле­на, что не хочет­ся ругать её за этот курьёз, как и за вез­де­су­щий жёл­тый фильтр, кото­рым режис­сё­ры всех стран изоб­ра­жа­ют ретро. Тем более даже фильтр тут сра­ба­ты­ва­ет в фина­ле, когда Ход­чен­ко­ва в жёл­той коф­те улы­ба­ет­ся сквозь слё­зы, солн­це гла­дит её золо­тые воло­сы, и мы вспо­ми­на­ем полу­за­бы­тое уже ощу­ще­ние кра­со­ты, а не кра­си­во­сти на экране.

Смот­ри­те фильм на сай­те онлайн-кинотеатра.


«Чиновница», Kion

30 июня созда­тель­ни­ца став­ше­го очень успеш­ным на онлайн-плат­фор­мах филь­ма «Док­тор Лиза» Окса­на Карас пред­став­ля­ет новый про­ект, затра­ги­ва­ю­щий тему рос­сий­ско­го здра­во­охра­не­ния и муже­ствен­ных жен­щин, сопро­тив­ля­ю­щих­ся тому, как у нас «всё устро­е­но». Глав­ную роль в сери­а­ле игра­ет Вик­то­рия Тол­сто­га­но­ва. Её геро­и­ня — чинов­ни­ца реги­о­наль­но­го Мин­здра­ва, чей любов­ник (Мак­сим Витор­ган) вла­де­ет фар­ма­цев­ти­че­ским пред­при­я­ти­ем. По его прось­бе она ста­вит под­пи­си под доку­мен­та­ми, одоб­ря­ю­щи­ми выпуск всё новых фуфло­ми­ци­нов. Денег она за это не полу­ча­ет, но он дарит ей доро­гие подар­ки. Всё идёт глад­ко, пока у геро­и­ни не уми­ра­ет мать, став­шая жерт­вой одно­го из под­дель­ных пре­па­ра­тов. Гла­за чинов­ни­цы откры­ва­ют­ся, и она бро­са­ет­ся раз­об­ла­чать всю кор­рум­пи­ро­ван­ную цепоч­ку, гото­вясь дой­ти до само­го верха.

Сери­а­лы о чинов­ни­ках (самые замет­ные из них «Послед­ний министр» Рома­на Воло­бу­е­ва и «Домаш­ний арест» с Пав­лом Дере­вян­ко) фак­ти­че­ски ста­ли новым рос­сий­ским сери­аль­ным под­жан­ром. Режис­сё­ры пока дер­жа­лись абсур­дист­ской коме­дии в про­ве­рен­ной вре­ме­нем тра­ди­ции Гого­ля и Сал­ты­ко­ва-Щед­ри­на, но у Карас всё пре­дель­но серьёз­но, и это ско­рее насто­ра­жи­ва­ет. Созда­тель­ни­це сери­а­ла при­дёт­ся силь­но поста­рать­ся, что­бы убе­дить нас в досто­вер­но­сти её реши­тель­ной геро­и­ни, кото­рая взят­ки пусть и берёт «бор­зы­ми щен­ка­ми», и маму навер­ня­ка люби­ла, вот толь­ко вин­ти­ки про­тив систе­мы нико­гда не идут.

Смот­ри­те сери­ал на сай­те онлайн-кинотеатра.


«Конец фильма», Ivi

Режис­сёр како­го-то шир­по­тре­ба (Вален­тин Само­хин) с отвра­ще­ни­ем сни­ма­ет оче­ред­ной фильм. Артист глав­ной роли (Борис Камор­зин) каприз­ни­ча­ет, мол, он народ­ный артист, кото­ро­му сам Путин руку пожи­мал, а дол­жен нести в кад­ре чушь. Артист­ка глав­ной роли не при­шла на пло­щад­ку — она в гости­ни­це зани­ма­ет­ся сек­сом с про­дю­се­ром. Асси­стент­ка (Лина Весёл­ки­на) смот­рит влюб­лён­ны­ми гла­за­ми, а дома — жена (Ната­лья Сур­ко­ва), любов­ни­ца (Яна Тро­я­но­ва), вне­зап­но вырос­шая дочь, кото­рая бро­си­ла шко­лу и спит с пато­ло­го­ана­то­мом, сло­вом, весь этот джаз, кото­рый мы зна­ем ещё по Бобу Фос­су. Вне­зап­но появ­ля­ет­ся Мар­чел­ло Мастро­ян­ни (Егор Беро­ев), кото­рый гово­рит режис­сё­ру, что тот про­дал свой талант. Тот пару минут раз­мыш­ля­ет и ухо­дит с пло­щад­ки в ту жизнь, в кото­рой он может творить.

Абсур­дист­ская тра­ги­ко­ме­дия Вла­ди­ми­ра Кот­та (режис­сёр появ­ля­ет­ся в сво­ём филь­ме в роли, разу­ме­ет­ся, режис­сё­ра) начи­на­ет­ся так лихо и так ост­ро­ум­но высме­и­ва­ет тре­бо­ва­ния совре­мен­но­го кине­ма­то­гра­фа, от «Оска­ра» до рос­сий­ско­го Мин­куль­та, что во всём про­ис­хо­дя­щем видит­ся заяв­ка на рос­сий­ско­го Вуди Алле­на, кото­ро­го аль­тер эго Кот­та даже напо­ми­на­ет внешне, стра­дая таки­ми же запу­тан­ны­ми отно­ше­ни­я­ми с жен­щи­на­ми. Но кар­ти­на быст­ро теря­ет темп, обрас­та­ет ненуж­ны­ми подроб­но­стя­ми и тоск­ли­вой мело­дра­ма­тич­но­стью. Ост­рая сати­ра на месте, но стэн­да­пе­ры шутят ост­рее, Кот­та в основ­ном лишь озву­чи­ва­ет то, что и так зна­ют все. Напри­мер, фор­му­ли­ру­ют­ся запро­сы госу­дар­ства, кото­рые нуж­но удо­вле­тво­рить, что­бы дали денег на съёмки:

— А пат­ри­о­ти­че­ское это что?
— Ну это дети, вой­на, Крым.
— И про хоккей?
— И про хоккей.

Пожа­луй, глав­ная про­бле­ма это­го неор­ди­нар­но­го, в общем-то, для рос­сий­ско­го кино мизан­тро­пи­че­ско­го филь­ма — дог­ма­тич­ность, кото­рую не может поз­во­лить себе коме­дио­граф, рабо­та­ю­щий на мин­ном пси­хо­ло­ги­че­ском поле Алле­на и Фел­ли­ни (образ Мастро­я­ни выле­за­ет, конеч­но, из «8 с поло­ви­ной»), так часто рас­суж­дав­ших о твор­че­ском кра­хе, риф­муя его с лич­ным. Тут тыкать в кого-либо паль­цем, вклю­чая себя, чре­ва­то тяже­ло­вес­но­стью и занудством.

Имен­но так в «Кон­це филь­ма» и полу­чи­лось. И это при­во­дит к осо­зна­нию, что ни Аллен, ни Фел­ли­ни в совре­мен­ном рос­сий­ском кино невоз­мож­ны. Пото­му что, сколь­ко ни копай­ся в сво­ей тон­кой душев­ной орга­ни­за­ции и ни ругай себя за ком­про­мис­сы, обви­ня­ю­щий перст всё рав­но упрёт­ся в Мин­культ. Какая, к чёр­ту, пси­хо­ло­гия твор­ца и мета­ния, когда госу­дар­ству нуж­но про Крым и про хоккей?

Смот­ри­те фильм на сай­те онлайн-кинотеатра.


Читай­те так­же «Рус­ский „Оскар“: о чём сни­ма­ет худож­ник Алек­сандр Пет­ров». 

Поделиться