В интер­вью про­грам­ме «ещёне­поз­нер» Арте­мий Троиц­кий ска­зал, что Борис Гребен­щи­ков за свою жизнь напи­сал несколь­ко песен, из кото­рых вывел все осталь­ные. Воз­мож­но, что это так, но есть мини­мум 14 весо­мых пово­дов сомне­ваться в спра­вед­ли­во­сти дан­но­го мнения.

По прось­бе VATNIKSTAN музы­каль­ный журна­лист Пётр Поле­щук собрал 14 непо­вто­ри­мых и уникаль­ных песен БГ.


 «Летающая тарелка»

Музы­каль­но эта пес­ня во всех вари­ан­тах пред­став­ля­ет собой клас­си­че­ский «Аква­ри­ум», но лири­че­ски она зна­чи­тель­но отли­ча­ет­ся. Ком­по­зи­ция напи­са­на по моти­вам ста­тьи в газе­те «Изве­стия» от 20 сен­тяб­ря 1977 года. В мате­ри­а­ле гово­ри­лось, что в Пет­ро­за­вод­ске обна­ру­жи­ли лета­ю­щую тарел­ку. Гре­бен­щи­ков был в диком вос­тор­ге, пото­му что у него было ощу­ще­ние: наши при­ле­те­ли. Всё, что не было свя­за­но с СССР, было для него нашим.

Пожа­луй, одна из немно­гих ран­них песен, где Гре­бен­щи­ков остав­ля­ет про­стран­ство для быто­вых кол­ли­зий, а место более тра­ди­ци­он­но­го дзен-буд­диз­ма здесь зани­ма­ют намё­ки на науч­ную фан­та­сти­ку. Быто­вой её дела­ет и акцент на сни­жен­ную лек­си­ку, что встре­ча­лось ред­ко не толь­ко у интел­ли­ген­та БГ, но и в рус­ском роке вооб­ще. В одной из вер­сий Гре­бен­щи­ков поёт:

«Я над Пет­ро­за­вод­ском не стал бы летать никогда,
Я над этим г‑ом не стал бы летать никогда».

Поз­же строч­ки пре­вра­ти­лись в более дипломатичные:

«Я над этой пла­не­той не стал бы летать никогда,
Я над местом таким не стал бы летать никогда».


«Иду на ты»

Пес­ня запи­са­на для леген­дар­ной «Ассы». И хотя вер­сия в филь­ме отли­ча­ет­ся от офи­ци­аль­но­го саунд­тре­ка, «Иду на ты» ока­за­лась одной из самых зна­ко­вых, но непо­хо­жих на дру­гие пес­ни БГ: меха­ни­зи­ро­ван­ный ритм, вокаль­ная ими­та­ция то ли ком­пью­те­ра, то ли робо­та, напо­ми­на­ет о рабо­тах Гэри Ньюмана.


«Прекрасный дилетант»

Кон­церт­ная вер­сия пес­ни, кото­рая и в ори­ги­на­ле была назва­на под­поль­ной рок-прес­сой «луч­шей ком­по­зи­ци­ей 1981 года» — одна из самых пыл­ких песен Гре­бен­щи­ко­ва. Пря­мая боч­ка, зацик­лен­ная гита­ра, рефрен «того ли ты ждал»: такая, если угод­но, пре­дель­ная струк­тур­ность пес­ни дале­ко не все­гда харак­тер­на БГ.


«Кто ты теперь»

Заклю­чи­тель­ная ком­по­зи­ция с аль­бо­ма «Элек­три­че­ство», пожа­луй, одна из самых чув­стви­тель­ных к джа­зу песен «Аква­ри­ума». Во мно­гом за осо­бое настро­е­ние ответ­стве­нен Сер­гей Курё­хин. И хотя рус­ский рок так и не про­шёл ста­дию транс­фор­ма­ции в музы­ку тан­це­валь­ную, курё­хи­нов­ское вли­я­ние замет­но обо­га­ти­ло «грув» даже интел­ли­гент­ско­го «Аква­ри­ума».


«Пепел»

«Пепел» до сих пор оста­ёт­ся одной из самых люби­мых фана­та­ми ком­по­зи­ций БГ — эзо­те­рич­ная, но более нер­воз­ная, чем тра­ди­ци­он­ный акком­па­не­мент к мета­фо­ри­че­ским и сим­во­ли­че­ским пес­ням «Аква­ри­ума».


«Время луны»

Эта пес­ня с аль­бо­ма «Радио Афри­ка» хоро­шо иллю­стри­ру­ет, насколь­ко усло­вен тер­мин «рус­ский рок», в рам­ку кото­ро­го, как мож­но услы­шать, поме­ща­ли даже нью-вейв.

Одной из фишек «Вре­мя луны» ста­ло непри­выч­ное для груп­пы исполь­зо­ва­ние син­те­за­то­ров: музы­кан­ты хоте­ли, что­бы полу­чи­лось, как у попу­ляр­ной в 1980‑е годы англий­ской элек­трон­ной груп­пы Orchestral Maneouvres In The Dark.


«Танцы на грани весны»

Одна из самых при­ме­ча­тель­ных песен БГ, где оче­вид­но вли­я­ние Talking Heads.


«Сегодня ночью кто-то»

Имен­но эту ком­по­зи­цию с аль­бо­ма 1982 года «Табу» впер­вые услы­ша­ла Джо­ан­на Стин­грей из все­го рус­ско­го рока. То, что пес­ня при­шлась ей по вку­су, вполне зако­но­мер­но. С одной сто­ро­ны, союз БГ и Курё­хи­на все­гда отда­вал чем-то от джа­зо­вых пиру­этов тан­де­ма Боуи и Гар­со­на в Aladdin Sane. С дру­гой — все­гда более цен­тро­беж­ный харак­тер песен: пря­мая боч­ка, кото­рую Гре­бен­щи­ков часто исполь­зо­вал в связ­ке с экс­пе­ри­мен­таль­ным джа­зом пере­гна­ла увле­че­ние Боуи подоб­ным при­ё­мом в 1990‑х годов.


«Капитан Африка»

Пожа­луй, наи­бо­лее извест­ная «нети­пич­ная» пес­ня «Аква­ри­ума», ещё и напи­сан­ная при уча­стии клас­си­че­ских музы­кан­тов. Упру­гий фан­ко­вый ритм, доволь­но ред­ко встре­ча­ю­щий­ся у Гре­бен­щи­ко­ва, род­нит эту пес­ню ско­рее с «Аук­цЫ­о­ном», неже­ли с более при­выч­ным мате­ри­а­лом само­го «Аква­ри­ума».


«Ещё один упавший вниз»

Заклю­чи­тель­ная ком­по­зи­ция с аль­бо­ма «Радио Афри­ка». Не слу­чай­но, что пес­ню оце­нил сам Дэвид Боуи (прав­да, бук­валь­но толь­ко её со все­го аль­бо­ма), так как выпол­не­на она явно в мане­ре, схо­жей с Боуи в пери­од бер­лин­ской три­ло­гии и Scary Monsters.


«2128506»

Одна из самых весё­лых песен «Аква­ри­ума», разо­шед­ша­я­ся как по кине­ма­то­гра­фу, так и по отсыл­кам в чужих пес­нях, напри­мер у «Али­сы». На мой скром­ный взгляд, одна из луч­ших ком­по­зи­ций груп­пы вообще.


«500»

И хотя мы запом­ни­ли 2019 год рэпом от Гре­бен­щи­ко­ва, но «Баста Рас­та» не пер­вый и не един­ствен­ный при­мер его речи­та­ти­ва. На мой взгляд, гораз­до более удач­ный вари­ант — пес­ня с неза­мыс­ло­ва­тым назва­ни­ем «500».


«Народная песня из Паламоса»

Самая «пинк флой­дов­ская» софт-роко­вая вещь Гребенщикова.


«Новогоднее поздравление»

Празд­нич­ный джин­гл для радио­стан­ции «Евро­па Плюс». С тех пор ни одно радио боль­ше не про­си­ло «Аква­ри­ум» писать джинглы.


Боль­ше о твор­че­стве БГ мож­но узнать в нашем мате­ри­а­ле «10 глав­ных песен Бори­са Гре­бен­щи­ко­ва»

Поделиться