В интервью программе «ещёнепознер» Артемий Троицкий сказал, что Борис Гребенщиков за свою жизнь написал несколько песен, из которых вывел все остальные. Возможно, что это так, но есть минимум 14 весомых поводов сомневаться в справедливости данного мнения.
По просьбе VATNIKSTAN музыкальный журналист Пётр Полещук собрал 14 неповторимых и уникальных песен БГ.
«Летающая тарелка»
Музыкально эта песня во всех вариантах представляет собой классический «Аквариум», но лирически она значительно отличается. Композиция написана по мотивам статьи в газете «Известия» от 20 сентября 1977 года. В материале говорилось, что в Петрозаводске обнаружили летающую тарелку. Гребенщиков был в диком восторге, потому что у него было ощущение: наши прилетели. Всё, что не было связано с СССР, было для него нашим.
Пожалуй, одна из немногих ранних песен, где Гребенщиков оставляет пространство для бытовых коллизий, а место более традиционного дзен-буддизма здесь занимают намёки на научную фантастику. Бытовой её делает и акцент на сниженную лексику, что встречалось редко не только у интеллигента БГ, но и в русском роке вообще. В одной из версий Гребенщиков поёт:
«Я над Петрозаводском не стал бы летать никогда,
Я над этим г‑ом не стал бы летать никогда».
Позже строчки превратились в более дипломатичные:
«Я над этой планетой не стал бы летать никогда,
Я над местом таким не стал бы летать никогда».
«Иду на ты»
Песня записана для легендарной «Ассы». И хотя версия в фильме отличается от официального саундтрека, «Иду на ты» оказалась одной из самых знаковых, но непохожих на другие песни БГ: механизированный ритм, вокальная имитация то ли компьютера, то ли робота, напоминает о работах Гэри Ньюмана.
«Прекрасный дилетант»
Концертная версия песни, которая и в оригинале была названа подпольной рок-прессой «лучшей композицией 1981 года» — одна из самых пылких песен Гребенщикова. Прямая бочка, зацикленная гитара, рефрен «того ли ты ждал»: такая, если угодно, предельная структурность песни далеко не всегда характерна БГ.
«Кто ты теперь»
Заключительная композиция с альбома «Электричество», пожалуй, одна из самых чувствительных к джазу песен «Аквариума». Во многом за особое настроение ответственен Сергей Курёхин. И хотя русский рок так и не прошёл стадию трансформации в музыку танцевальную, курёхиновское влияние заметно обогатило «грув» даже интеллигентского «Аквариума».
«Пепел»
«Пепел» до сих пор остаётся одной из самых любимых фанатами композиций БГ — эзотеричная, но более нервозная, чем традиционный аккомпанемент к метафорическим и символическим песням «Аквариума».
«Время луны»
Эта песня с альбома «Радио Африка» хорошо иллюстрирует, насколько условен термин «русский рок», в рамку которого, как можно услышать, помещали даже нью-вейв.
Одной из фишек «Время луны» стало непривычное для группы использование синтезаторов: музыканты хотели, чтобы получилось, как у популярной в 1980‑е годы английской электронной группы Orchestral Maneouvres In The Dark.
«Танцы на грани весны»
Одна из самых примечательных песен БГ, где очевидно влияние Talking Heads.
«Сегодня ночью кто-то»
Именно эту композицию с альбома 1982 года «Табу» впервые услышала Джоанна Стингрей из всего русского рока. То, что песня пришлась ей по вкусу, вполне закономерно. С одной стороны, союз БГ и Курёхина всегда отдавал чем-то от джазовых пируэтов тандема Боуи и Гарсона в Aladdin Sane. С другой — всегда более центробежный характер песен: прямая бочка, которую Гребенщиков часто использовал в связке с экспериментальным джазом перегнала увлечение Боуи подобным приёмом в 1990‑х годов.
«Капитан Африка»
Пожалуй, наиболее известная «нетипичная» песня «Аквариума», ещё и написанная при участии классических музыкантов. Упругий фанковый ритм, довольно редко встречающийся у Гребенщикова, роднит эту песню скорее с «АукцЫоном», нежели с более привычным материалом самого «Аквариума».
«Ещё один упавший вниз»
Заключительная композиция с альбома «Радио Африка». Не случайно, что песню оценил сам Дэвид Боуи (правда, буквально только её со всего альбома), так как выполнена она явно в манере, схожей с Боуи в период берлинской трилогии и Scary Monsters.
«2128506»
Одна из самых весёлых песен «Аквариума», разошедшаяся как по кинематографу, так и по отсылкам в чужих песнях, например у «Алисы». На мой скромный взгляд, одна из лучших композиций группы вообще.
«500»
И хотя мы запомнили 2019 год рэпом от Гребенщикова, но «Баста Раста» не первый и не единственный пример его речитатива. На мой взгляд, гораздо более удачный вариант — песня с незамысловатым названием «500».
«Народная песня из Паламоса»
Самая «пинк флойдовская» софт-роковая вещь Гребенщикова.
«Новогоднее поздравление»
Праздничный джингл для радиостанции «Европа Плюс». С тех пор ни одно радио больше не просило «Аквариум» писать джинглы.
Больше о творчестве БГ можно узнать в нашем материале «10 главных песен Бориса Гребенщикова».