В 1920‑х годах перед молодым советским государством стояла грандиозная задача по переустройству общества, культуры и быта. В традиционном укладе коммунисты видели массу недостатков и намеревались их искоренить. В том числе большевики хотели раскрепостить женщин и помочь им скинуть с себя бремя домашних обязательств, такие как приготовление пищи и мытьё посуды.
Такой подход в борьбе за эмансипацию можно объяснить не только гуманными порывами, но и практическими соображениями. Домашние дела отнимали у женщины силы, необходимые на работе, и ограничивали вклад в общее дело — построение светлого будущего.
Идея фабрик-кухонь казалась вполне здравой после многих неурожайных лет и постоянной нехватки продовольствия. По замыслу властей, централизованное питание позволило бы государству полностью контролировать распределение продуктов и не допустить неэкономного расхода товаров. Также считалось, что хозяйка не могла обеспечить дома на кухне достаточный уровень санитарных условий, из-за чего распространялись заболевания желудочно-кишечного тракта.
О возникновении фабрик-кухонь, разнообразных формах работы и архитектурных особенностях передовых предприятий общепита раннего СССР — в материале Павла Свеженцева.
Ивановская фабрика-кухня
Первую в стране фабрику-кухню организовал председатель товарищества «Народное питание» Артемий Багратович Халатов. Ивановская фабрика-кухня разместилась в старом кирпичном здании бывшего общежития Ситцепечатной фабрики Фокиных и открыла двери для посетителей 29 марта 1925 года.
Газета «Известия ЦИК СССР и ВЦИК» писала:
«Редакция приветствует красных ткачей Иваново-Вознесенска в день открытия самой большой в Союзе механизированной общественной фабрики-кухни, являющейся лучшим показателем нового быта трудящихся и крупнейшего дела по пути раскрепощения женщин. В эпоху нашего мирного строительства каждое подобное начинание — завоевание в деле улучшения быта рабочих по пути к коммунизму».
Большевики формировали, меняли и совершенствовали концепцию фабрики-кухни в течение нескольких лет, однако определяющие черты уже можно было проследить в Иваново. Технологи старались автоматизировать процесс приготовления, на фабрике использовали самое современное оборудование и оптимизировали пространство, в котором готовили и принимали пищу.
На фабрике были установлены холодильники, подъёмники, электрические мойки, сушилки, хлеборезки и картофелечистки. Оборудование вывело процесс приготовления на совершенно иной уровень, сравнимый с производственным циклом. На предприятиях, которые обслуживала фабрика, повысилась производительность труда, а также упала себестоимость питания благодаря экономичному расходу продуктов и топлива для перевозки. Фабрика-кухня сначала могла обслужить 600 человек в день, но после установки 19 котлов, заказанных в Германии, объёмы увеличились до 4,5−5 тысяч.
Опыт Иваново был признан удачным и стал примером для других городов СССР. В 1927 году фабрики-кухни появились в Нижнем Новгороде и рабочем посёлке строителей Днепровской ГЭС.
Писатель Юрий Олеша описал этот процесс в романе «Зависть»:
«Объявлена война кухням. Тысячу кухонь можно считать покорёнными. Кустарничанию, восьмушкам, бутылочкам он положит конец. Он объединит все мясорубки, примуса, сковороды, краны… Если хотите, это будет индустриализация кухонь. Он организовал ряд комиссий. Машины для очистки овощей, изготовленные на советском заводе, оказались превосходными. Немецкий инженер строит кухню…»
Москва. Фабрика-кухня № 1
Ивановская фабрика-кухня стала образцом для предприятий подобного типа. Однако эталоном архитектурной формы стало здание первой московской фабрики-кухни, заработавшей в 1928 году. Сооружение спроектировал архитектор Алексей Иванович Мешков. В конце 1920‑х в Советском Союзе были популярны авангардные течения искусства, в частности конструктивизм, что отразилось на заведениях общественного питания.
В Москве с начала 30‑х годов было построено множество фабрик-кухонь и столовых, а также многофункциональных зданий, устроенных по таким же принципам.
Фабрика-кухня № 2 (для рабочих Хлопчатобумажной фабрики имени М. В. Фрунзе)
Фабрика-кухня на Ткацкой
Фабрика-кухня № 3. Бужениновка
Фабрика-кухня на Новокузнецкой
Клуб-столовая
Фабрика-кухня ЗИЛ
Дом-комбинат с фабрикой-кухней (НИИ Молочной промышленности)
Особой разновидностью фабрик-кухонь стали жилые дома с предприятиями общепита. По всей стране встречались примеры соединения различных общественных функций в одном здании, однако идея размещать на первых этажах домов столовые распространилась только в Москве.
Дом-комбинат с фабрикой-кухней в составе комплекса жилых домов по Малой Тульской
Комбинат питания «Салют»
Фабрики-кухни строили в Москве на протяжении примерно десяти лет. Архитектура фабрик была разной: от функционального и лаконичного конструктивизма до изобилующего излишествами советского ампира. Во внешнем виде последних отчётливо читаются классические формы, но иногда появлялись гибриды, сочетающие в себе несоединимое.
Комбинат питания «Салют», расположенный на проспекте Будённого, 2 и открытый в 1937 году, — яркий примером такого явления. Пилястры, лепнина, руст, имитирующий каменную кладку, и фигурные карнизы удивительным образом уживаются с простой геометрией основных объёмов и ленточным остеклением здания.
Ленинград. Фабрика-кухня Выборгского района
Первая ленинградская фабрика-кухня была открыта в 1930 году по адресу Большой Сампсониевский проспект, 45/2. Здание построено по проекту коллектива архитекторов: Армена Константиновича Барутчева, Исидора Альбертовича Гильтера, Иосифа Айзиковича Меерзона, Якова Осиповича Рубанчика.
Фабрика-кухня завода «Большевик»
Универмаг и фабрика-кухня Кировского района
Знаковое здание соединило в себе функцию фабрики-кухни и универмага, чем значительно опередило своё время, предсказав появление торговых центров современного формата. Универмаг, спроектированный коллективом архитекторов Барутчева, Гильтера и Меерзона, открыл двери в 1930 году. Масштабное здание, с просторным внутренним двором, крышей, на которой размещалось летнее кафе, занимало площадь целого квартала. Работники предприятий Кировского района обедали и покупали нужные товары в одном месте.
В 2019 году в здании провели качественную реконструкцию, в ходе которой были восстановлены исторические, выполненные в стиле конструктивизма вывески, установленные на крыше.
Василеостровская фабрика-кухня
Фабрика-кухня общежитий Политехнического института
Невская фабрика-кухня
Самара. Фабрика-кухня для Завода имени А. А. Масленникова
Вероятно, самый узнаваемый пример фабрики-кухни — это здание общепита в Самаре. Сооружение, возведённое в 1932 году на улице Новой Садовой, является памятником конструктивистской архитектуры: сверху сооружение выглядит как символ Советского Союза — скрещённые серп и молот.
Создательница проекта Екатерина Максимова считается одной из первых отечественных женщин-архитекторов. Максимова является автором реконструкции здания общежития в Иваново под нужды первой в стране фабрики-кухни. Архитектор участвовала во многих подобных проектах в Москве, Ленинграде и в других городах.
В 2022 году здание было отремонтировано и сегодня в нём размещается самарский филиал Третьяковской галереи.
РСФСР
После того в Москве и Ленинграде проектирование и организация работы фабрик-кухонь были хорошо проработаны, аналоги появились и в регионах. Фабрики-кухни строили для рабочих предприятий и производств, поэтому существовала прямая связь между уровнем развитости промышленности региона и наличием в нём прогрессивного общепита.
Фабрика-кухня ЦРК
Образовывала единый производственный комплекс с хлебозаводом, построенным в 1926 году, который позднее занял пространство всего здания.
Фабрика-кухня № 1
Фабрика-кухня № 1 Треста общественного питания
Костромская фабрика-кухня
Фабрика-кухня № 5 посёлка Калининского
Тульская фабрика-кухня
В конце 1980‑х годов заведение общепита было закрыто, ныне в здании расположены офисы.
Фабрика-кухня «Нарпит № 2»
В 1952 году полностью перестроена в стиле советского классицизма по проекту архитектора Александра Ивановича Панова.
Коломенская фабрика-кухня
Фабрика-кухня Челябинского тракторного завода
Фабрика-кухня в Мотовилихе
Фабрика-кухня в Березниках
Фабрика-кухня паровозостроительного завода имени Рудзутака
Фабрика-кухня № 2 для работников Обувной фабрики
Новосибирская фабрика-кухня
Фабрика-кухня при Саркомбайне
Фабрика-кухня Болшевской трудовой коммуны
Магнитогорский ресторан
Фабрика-кухня Уральского завода тяжёлого машиностроения «Уралмаш»
Фабрика-кухня Сталинградского тракторного завода
Фабрика-кухня Пермского моторостроительного завода
Украинская ССР
Союзные республики не отставали от РСФСР. Известно, что в Украинской ССР, в посёлке строителей Днепровской ГЭС, одного из ключевых объектов первой пятилетки, была открыта третья в стране фабрика-кухня (после Ивановской и Нижегородской). Никакой информации о ней не сохранилось, но вряд ли здание, в которой она располагалась, имело архитектурную ценность. Идея подобных столовых отлично прижилась в восточной части республики, где была развита угольная и металлургическая промышленности.
Запорожская фабрика-кухня
Клуб-столовая Харьковского тракторного завода
Белорусская ССР. Минская фабрика-кухня
В Беларуси идея фабрик-кухонь получила не очень широкое распространение. В Минске по адресу улица Свердлова, 2 по проекту И. Е. Губерта было воздвигнуто потрясающее здание, поражающее не только вместимостью, но и красотой архитектуры.
В 2019 году здание было реконструировано, что ещё ярче подчеркнуло его первоначальные достоинства.
Азербайджанская ССР
В Азербайджане было много фабрик-кухонь, особенно в Баку. С середины XIX века Россия разрабатывала богатые нефтегазовые месторождения, расположенные близ города. В 1930‑е годы в столице Азербайджанской ССР росли посёлки для рабочих добывающей отрасли и смежных с ней сфер.
Бакинские фабрики-кухни были просторны и отличались эффектными пространственными решениями, ставящими их в один ряд с образцами подобной архитектуры Москвы и Ленинграда.
Фабрика-кухня в Сабунчах
Образцовая фабрика-кухня № 4 в Баилово
Узбекская СССР. Фабрика-кухня в Ташкенте
В Узбекистане было всего одно предприятие подобного рода, о котором сохранились хоть какие-то сведения. Фабрика-кухня была построенное по проекту архитектора С. Чернявского и открыта в 1934 году. В 2012 году здание снесли.
Ликвидация фабрик-кухонь
Закат недолгого века фабрик-кухонь пришёлся на конец 30‑х годов. К середине десятилетия нередко здания предприятий передавались под нужды организаций, не связанных со сферой общепита, а те, что продолжали возводиться, тяготели к классическим формам в архитектуре.
В 1951 году в Саратове, по адресу Молодёжный проспект, 2, было возведено последнее в стране здание фабрики-кухни. Дворцовый стиль сталинского ампира без малейшего намёка на конструктивизм совершенно не выдаёт то, что в сооружении размещалось предприятие общепита нового типа. Впрочем, зданию куда больше идёт быть вместилищем знаний, чем столовой: сейчас там находится филиал одного из высших учебных заведений Саратова.
И пусть больше полувека не открываются новых фабрики-кухни, но не стоит преуменьшать пользу, которую они принесли обществу: начиная от приучения смотреть на проблемы женщины серьёзно и заканчивая значительным вкладом в архитектуру функционализма. Устройство фабрики-кухни стало прообразом современных точек общепита, и, по сути, эти предприятия не исчезали вовсе, а превратились в столовые, рестораны и кафе, которые сегодня окружают нас на каждом шагу.
Смотрите также «Будни советской больницы в фотографиях Владимира Соколаева».