Русский киностриминг. Январь

2020 год почти всех позна­ко­мил с поня­ти­ем «дистан­ци­он­ка». Вот и рос­сий­ский кино­биз­нес решил осво­ить дан­ное направ­ле­ние, актив­но пере­во­дя силы на онлайн-кино­те­ат­ры «бое­вых дей­ствий». В нынеш­них усло­ви­ях важ­нее, когда фильм появит­ся в интер­не­те, ведь ходить в кино с риском забо­леть хочет не каждый.

Завер­шить пер­вый месяц ново­го 2021 года VATNIKSTAN решил откры­ти­ем новой регу­ляр­ной руб­ри­ки — «Рус­ский кино­ст­ри­минг». В кон­це каж­до­го меся­ца мы будем пуб­ли­ко­вать автор­ские под­бор­ки кино­но­ви­нок, кото­рые появи­лись на про­сто­рах сети.


«Цой», Okko

Нашу­мев­ший фильм нашу­мев­ше­го режис­сё­ра. Не впер­вые кино­кар­ти­ну Алек­сея Учи­те­ля пыта­ют­ся запре­тить к пока­зу. Про­тив «Матиль­ды» высту­па­ла Ната­лья Поклон­ская, опе­ри­руя ста­тьёй 148 Уго­лов­но­го кодек­са РФ. Про­тив «Цоя» обра­щал­ся сын зна­ме­ни­то­го рус­ско­го роке­ра Александр:

«Я был про­тив это­го филь­ма с самых пер­вых вер­сий сце­на­рия, кото­рые мне пока­за­ли. Рас­ска­зан­ная в нём исто­рия — пол­но­стью вымыш­лен­ная, кро­ме фак­та гибе­ли мое­го отца в ава­рии в Лат­вии в 1990 году. Я это знаю точ­но, пото­му что я там был. Созда­те­ли пыта­ют­ся исполь­зо­вать извест­ную фами­лию, что­бы зара­бо­тать на сомни­тель­ных фантазиях».

Сына Вик­то­ра в филь­ме сыг­ра­ла дочь режис­сё­ра — Мария Пересильд.

Фильм, меж­ду тем, с пер­вых кад­ров наста­и­ва­ет на сво­ей «нефан­та­зий­но­сти». Перед нами реаль­ные доку­мен­таль­ные кад­ры, на кото­рых Вик­тор Цой гото­вит­ся к кон­цер­ту. Съём­ку ведёт моло­дой Алек­сей Учи­тель. И это един­ствен­ные кад­ры в филь­ме, на кото­рых появ­ля­ет­ся глав­ный пер­со­наж. Почти сра­зу же за этим — ава­рия с «Ика­ру­сом». Музы­кант гиб­нет, но нам его боль­ше не пока­жут. В цен­тре сюже­та — исто­рия води­те­ля авто­бу­са. Тут и начи­на­ет­ся фантазия.

Кадр из фильма

По стран­ным обсто­я­тель­ствам имен­но води­те­лю «Ика­ру­са» (Евге­ний Цыга­нов) нуж­но вез­ти гроб с телом Цоя. Тра­ги­ко­мич­ные собы­тия при­ла­га­ют­ся. Режис­сёр вполне кон­крет­но выска­зал свою пози­цию, кото­рую очень слож­но заме­тить за зре­ли­щем на экране:

«У нас огром­ный кол­лек­тив с пре­крас­ны­ми испол­ни­те­ля­ми ролей и твор­че­ской груп­пой. Неуже­ли мы все заду­мы­ва­ли очер­нить имя Вик­то­ра Цоя? Это невоз­мож­но. Я знал Вик­то­ра лич­но, общал­ся с ним, сни­мал, сде­лал две доку­мен­таль­ные кар­ти­ны о нём. И испы­ты­ваю к нему огром­ное ува­же­ние и тре­пет, как и вся твор­че­ская груп­па. И фильм мы дела­ли о люб­ви к Цою и Цоя — ко всем».

По сло­вам «Okko», имен­но из-за обшир­ных спо­ров вокруг кар­ти­ны на пре­мьер­ную демон­стра­цию они реши­ли при­гла­сить самих авторов.

Смот­ри­те фильм на сай­те онлайн-кино­те­ат­ра.


«Дорогие товарищи!», Start

Спе­ци­аль­ный приз жюри в Вене­ции, номи­на­ция на «Золо­то­го льва» и выдви­же­ние от Рос­сии на «Оскар» — дале­ко не пол­ный спи­сок новых наград для зна­ме­ни­то­го мэт­ра Кон­ча­лов­ско­го. Фильм рас­ска­зы­ва­ет о страш­ном собы­тии — раз­гоне мир­ной демон­стра­ции в Ново­чер­кас­ске в 1962 году. Тогда на ули­цы горо­да вышли люди, тре­бу­ю­щие от госу­дар­ства сни­зить цены на про­дук­ты и повы­сить зар­пла­ты. Инте­рес­но под­ме­тить, что фильм спон­си­ро­ва­ла «Рос­сия 1» и фонд Али­ше­ра Усманова.

Кадр из фильма

Назы­вать фильм «клюк­вой», или, вслед за Анто­ном Доли­ным, «анти­со­вет­чи­ной» не сто­ит. Поли­ти­ке уде­ле­но не так мно­го вре­ме­ни. Совет­ские граж­дане выгля­дят в первую оче­редь как люди, а не как серая мас­са. Пра­вых здесь нет, вино­ва­ты в раз­ной сте­пе­ни все. Сам режис­сёр ком­мен­ти­ро­вал кри­ти­ку так:

«Мои кол­ле­ги раз­де­ли­лись на два лаге­ря. Одни гово­ри­ли, что фильм анти­со­вет­ский, дру­гие, что фильм ста­ли­нист­ский. Это хоро­шо. Это зна­чит, что фильм — о прав­де жиз­ни. Как гово­рил Чехов, важ­но и очень слож­но соеди­нить пре­крас­ное с ужас­ным, глу­пое с муд­рым, коми­че­ское с тра­ги­че­ским. Я сле­до­вал это­му правилу».

В цен­тре сюже­та — тра­ге­дия убеж­дён­но­го пар­тий­ца, това­ри­ща Сёми­ной (Юлия Высоц­кая). Её дочь, ком­со­мол­ка, кра­са­ви­ца, тру­же­ни­ца заво­да, идёт на несанк­ци­о­ни­ро­ван­ную акцию про­те­ста… Бьют­ся стёк­ла, слыш­ны выстре­лы. Жесто­кость в филь­ме при­сут­ству­ет, но в отстра­нён­ном фор­ма­те. Об этом Кон­ча­лов­ский сказал:

«В филь­ме стра­да­ния тех людей, кото­рые стро­и­ли ком­му­низм. В 1960‑е годы я бы снял кар­ти­ну намно­го страш­нее. Это дань нашим роди­те­лям, кото­рые это пережили».

Смот­ри­те лен­ту на сай­те онлайн-кино­те­ат­ра.


«Неадекватные люди 2», КиноПоиск HD

Пер­вый пол­но­мет­раж­ный фильм Рома­на Кари­мо­ва оку­пил­ся в шесть раз. При бюд­же­те в 100 000 дол­ла­ров он собрал 639 000. Рос­сий­ские про­дю­се­ры такие успеш­ные про­ек­ты обя­за­тель­но снаб­жа­ют про­дол­же­ни­я­ми. Сиквел вышел.

В пер­вом филь­ме перед зри­те­лем моло­дой чело­век (Илья Люби­мов), кото­рый толь­ко начи­на­ет искать рабо­ту, девуш­ка (Ингрид Оле­рин­ская), кото­рая толь­ко нача­ла учить­ся в вузе. «Неадек­ват­ные люди 2», по мет­ко­му выра­же­нию «Рос­сий­ской газе­ты», «очень по-домо­стро­ев­ски муд­рое кино». Зна­ко­мые стране герои пер­вой части рису­ют­ся в кри­зис­ном состо­я­нии. С хэп­пи-энда, пока­зан­но­го на экра­нах в 2011 году, про­шло десять лет. Вита­лий и Кри­сти­на уже не такие искро­мёт­ные, не такие моло­дые. Рабо­ты всё боль­ше, юмо­ра всё мень­ше. Домо­строй здесь скрыт в эти­ке филь­ма — если ты не дер­жишь жену на корот­ком повод­ке, то у неё обя­за­тель­но будут любов­ни­ки, если она не заня­та хозяй­ством, то про­блем не избежать.

Кадр из фильма

Сюжет филь­ма пода­ёт­ся через флэш­б­эки, без чёт­ко обо­зна­чен­ной струк­ту­ры. От это­го неве­ро­ят­но слож­но усле­дить за после­до­ва­тель­но­стью поступ­ков, за при­чи­на­ми и след­стви­ем, за моти­ва­ци­ей. Тра­ги­ко­ме­дия а‑ля «рус­ский сери­ал, но для умных» обя­за­тель­но понра­вит­ся фана­там пер­во­го филь­ма, но вызо­вет сомне­ние у тех, кому пер­вая часть не пока­за­лась привлекательной.

Смот­ри­те лен­ту на сай­те онлайн-кино­те­ат­ра.


«Доктор Лиза», КиноПоиск HD

Приз зри­тель­ских сим­па­тий на фести­ва­ле «Кино­тавр» в 2020 году и пре­вос­ход­ный рей­тинг на «Кино­По­ис­ке» настра­и­ва­ют на пози­тив­ный лад. Фильм и прав­да полу­чил­ся зри­тель­ским, удоб­ным, без осо­бо ост­рых углов, но с мощ­ным кон­флик­том и кри­сталь­но чистой моти­ва­ци­ей. Вот здесь злые, они хотят денег. Здесь доб­рые, они помо­га­ют зада­ром. А ведь так и было!

Кадр из фильма

Исто­рия про­то­ти­па заглав­но­го героя — исто­рия, собран­ная из тыся­чи оскол­ков. Ели­за­ве­та Глин­ка, кото­рую на экране сыг­ра­ла Чул­пан Хама­то­ва, и прав­да очень инте­рес­ная лич­ность, кото­рая оста­лась в памя­ти совре­мен­ной Рос­сии самым ярким бес­среб­ре­ни­ком. Еже­днев­ный досуг док­то­ра Лизы — помощь. Вот и в филь­ме перед нами один сред­не­ста­ти­сти­че­ский день из жиз­ни зна­ме­ни­то­го меце­на­та, «коро­ле­вы бом­жей», как в филь­ме и в реаль­ной прес­се назы­ва­ли Глин­ку. На неё, как и в любой дру­гой день, валит­ся тыся­ча про­блем — нечи­стые на руку сотруд­ни­ки сило­вых струк­тур, без­дом­ные у Паве­лец­ко­го вок­за­ла, годов­щи­на сва­дьбы, отсут­ствие лекарств. Всё это решить без покро­ви­тель­ства «свы­ше» нико­гда не полу­чит­ся. За тес­ную связь с рос­сий­ски­ми чинов­ни­ка­ми Ели­за­ве­та Глин­ка полу­ча­ла кри­ти­ку неоднократно.

Четы­ре доку­мен­таль­ных филь­ма про док­то­ра Лизу выхо­ди­ли ещё при её жиз­ни. Худо­же­ствен­ное осмыс­ле­ние появи­лось впер­вые. Чул­пан Хама­то­ва и Кон­стан­тин Хабен­ский, будучи учре­ди­те­ля­ми бла­го­тво­ри­тель­ных фон­дов, не пона­слыш­ке зна­ют о цене без­воз­мезд­ной помо­щи. Имен­но к таким, как док­тор Лиза, тянут­ся все, кто без защиты.

Смот­ри­те фильм на сай­те онлайн-кино­те­ат­ра.


«Против течения», Пилигрим

«Пили­грим» — это онлайн-плат­фор­ма, где мож­но бес­плат­но и легаль­но посмот­реть фести­валь­ное кино из Рос­сии и дру­гих стран пост­со­вет­ско­го про­стран­ства. Про­ект живёт на пожерт­во­ва­ния зри­те­лей. Авто­ры филь­мов само­сто­я­тель­но и без­воз­мезд­но отсы­ла­ют свои кино­ра­бо­ты адми­ни­стра­то­рам. Почти к каж­до­му филь­му при­ла­га­ет­ся спи­сок фести­ва­лей, на кото­рых был пред­став­лен фильм, кино­шко­ла, где учи­лись авто­ры, про­дю­сер­ская команда.

Кадр из фильма

«Про­тив тече­ния» — доку­мен­таль­ная рабо­та, несколь­ко недель из жиз­ни 19-лет­не­го пара­лим­пий­ца Андрея Филип­по­ва, масте­ра спор­та меж­ду­на­род­но­го клас­са по пла­ва­нию сле­пых. Андрей родил­ся аль­би­но­сом с 5% зре­ния, ему с дет­ства при­хо­дит­ся бороть­ся с этим миром. Кли­ни­че­ская смерть сра­зу после рож­де­ния, уни­же­ния на ули­цах род­но­го Вол­го­гра­да, борь­ба за «нор­маль­ность». Это фильм о том, како­во быть осо­бен­ным в про­вин­ци­аль­ной России.

Вопрос пере­дви­же­ния по горо­ду, вопрос обу­че­ния в шко­ле, про­бле­ма соци­а­ли­за­ции — побоч­ные темы филь­ма. С дет­ства Андрею при­хо­ди­лось учить­ся дистан­ци­он­но. Сам он гово­рит об этом без восторга:

«Здесь ты учишь­ся, здесь ты отды­ха­ешь, здесь ты умираешь».

При­мер Андрея — при­мер насто­я­ще­го муже­ства. Его обще­ние с род­ны­ми, удач­но под­сня­тые невзна­чай, — наи­бо­лее тро­га­тель­ные сце­ны. Как бы то ни было, в одном из момен­тов глав­ный герой с горе­чью замечает:

«Я сам не знаю. Всё, что я сей­час гово­рю — стрем­ле­ние стать обыч­ным человеком».

Смот­ри­те фильм на сай­те онлайн-кино­те­ат­ра.


«Трое», IVI

Новый пол­но­мет­раж­ный про­ект Анны Мели­кян полу­чил приз за опе­ра­тор­скую рабо­ту на фести­ва­ле «Кино­тавр» в 2020 году. Жюри при­су­ди­ло приз моло­до­му опе­ра­то­ру Нико­лаю Желу­до­ви­чу, до это­го сни­мав­ше­му доку­мен­таль­ное кино. Визу­аль­ная часть — явный успех кар­ти­ны. Сюжет­ный мини­ма­лизм и заез­жен­ность исто­рии снаб­же­на кра­си­вей­шей оболочкой.

Кадр из фильма

Саша (Кон­стан­тин Хабен­ский) — веду­щий в раз­вле­ка­тель­ной про­грам­ме. Его жена Зла­та (Вик­то­рия Иса­ко­ва) — попу­ляр­ный инста­грам-пси­хо­лог. Они бога­ты и на пер­вый взгляд само­до­ста­точ­ны, вме­сте уже десять лет, без детей. Они оба тонут в рутине и без­на­дёж­ной баналь­щине. Со сти­хи­ей воды, кста­ти, будут свя­за­ны самые важ­ные для филь­ма обра­зы — дождь, поток реки, ван­ная комната.

Смот­ри­те фильм на сай­те онлайн-кино­те­ат­ра.


«Топи», КиноПоиск HD

28 янва­ря вышли три серии пер­во­го сезо­на ново­го сери­а­ла по сце­на­рию Дмит­рия Глу­хов­ско­го. Исто­рия о том, как моло­дые моск­ви­чи бегут от сво­их про­блем в рус­скую глушь. Чем даль­ше от МКА­Да, тем чудес­нее рус­ский народ, окру­жа­ю­щий глав­ных героев.

Кадр из сериала

Денис (Иван Янков­ский) — созда­тель попу­ляр­но­го мес­сен­дже­ра. По сове­ту мате­ри  он отправ­ля­ет­ся в таин­ствен­ный мона­стырь в Архан­гель­ском краю. Зло­клю­че­ния начи­на­ют­ся с пер­вых сцен — глав­ные герои попа­да­ют в жут­кую ава­рию. Даль­ше — боль­ше. Через мест­ную реку их пере­во­зит гру­зо­вик, везу­щий гроб — ана­лог лод­ки Харо­на. Почти всё наме­ка­ет на то, что герои попа­ли в иной мир. А как же ещё моск­ви­чам вос­при­ни­мать рус­скую глу­бин­ку? О стран­но­стях сери­а­ла отве­ча­ет сце­на­рист и автор идеи Глуховский:

«Меня очень инте­ре­су­ет столк­но­ве­ние раци­о­наль­но­го, понят­но­го, хотя и небез­опас­но­го, город­ско­го про­стран­ства с мисти­че­ским, очень отре­шён­ным миром рус­ской глу­бин­ки. Москва — это город, пол­но­стью игно­ри­ру­ю­щий смерть. Это празд­ник, кото­рый с тобой 24/7. Раз­го­во­ры о смер­ти не при­вет­ству­ют­ся. Если кто-то уми­ра­ет, его запи­хи­ва­ют в мешок, стыд­ли­во хоро­нят и едут даль­ше. Тер­ак­ты забы­ва­ют­ся на сле­ду­ю­щий день. Москва вооб­ще очень про жизнь, про отри­ца­ние смер­ти. В глу­бин­ке же смерть все­гда рядом. Все вре­мя по сосед­ству кто-то уми­ра­ет, в гру­зо­ви­ках по ули­цам везут гро­бы, за ними идут люди, похо­ро­ны не пря­чут, их не сты­дят­ся. Сред­ний воз­раст, напи­сан­ный на муж­ских моги­лах в селе, — 50–60 лет. Отно­ше­ние к смер­ти там при­мер­но такое, как в Москве к кови­ду. Ты быст­ро пере­ста­ёшь её боять­ся и отри­цать, при­ни­ма­ешь как факт».

Смот­ри­те сери­ал на сай­те онлайн-кино­те­ат­ра.


Выби­рай­те так­же фильм для про­смот­ра из нашей под­бор­ки «Таран­ти­но по-рус­ски».

Поделиться