2020 год почти всех познакомил с понятием «дистанционка». Вот и российский кинобизнес решил освоить данное направление, активно переводя силы на онлайн-кинотеатры «боевых действий». В нынешних условиях важнее, когда фильм появится в интернете, ведь ходить в кино с риском заболеть хочет не каждый.
Завершить первый месяц нового 2021 года VATNIKSTAN решил открытием новой регулярной рубрики — «Русский киностриминг». В конце каждого месяца мы будем публиковать авторские подборки киноновинок, которые появились на просторах сети.
«Цой», Okko
Нашумевший фильм нашумевшего режиссёра. Не впервые кинокартину Алексея Учителя пытаются запретить к показу. Против «Матильды» выступала Наталья Поклонская, оперируя статьёй 148 Уголовного кодекса РФ. Против «Цоя» обращался сын знаменитого русского рокера Александр:
«Я был против этого фильма с самых первых версий сценария, которые мне показали. Рассказанная в нём история — полностью вымышленная, кроме факта гибели моего отца в аварии в Латвии в 1990 году. Я это знаю точно, потому что я там был. Создатели пытаются использовать известную фамилию, чтобы заработать на сомнительных фантазиях».
Сына Виктора в фильме сыграла дочь режиссёра — Мария Пересильд.
Фильм, между тем, с первых кадров настаивает на своей «нефантазийности». Перед нами реальные документальные кадры, на которых Виктор Цой готовится к концерту. Съёмку ведёт молодой Алексей Учитель. И это единственные кадры в фильме, на которых появляется главный персонаж. Почти сразу же за этим — авария с «Икарусом». Музыкант гибнет, но нам его больше не покажут. В центре сюжета — история водителя автобуса. Тут и начинается фантазия.
![](https://vatnikstan.ru/wp-content/uploads/2021/01/kinostriming-yanvar-1-scaled.jpg)
По странным обстоятельствам именно водителю «Икаруса» (Евгений Цыганов) нужно везти гроб с телом Цоя. Трагикомичные события прилагаются. Режиссёр вполне конкретно высказал свою позицию, которую очень сложно заметить за зрелищем на экране:
«У нас огромный коллектив с прекрасными исполнителями ролей и творческой группой. Неужели мы все задумывали очернить имя Виктора Цоя? Это невозможно. Я знал Виктора лично, общался с ним, снимал, сделал две документальные картины о нём. И испытываю к нему огромное уважение и трепет, как и вся творческая группа. И фильм мы делали о любви к Цою и Цоя — ко всем».
По словам «Okko», именно из-за обширных споров вокруг картины на премьерную демонстрацию они решили пригласить самих авторов.
Смотрите фильм на сайте онлайн-кинотеатра.
«Дорогие товарищи!», Start
Специальный приз жюри в Венеции, номинация на «Золотого льва» и выдвижение от России на «Оскар» — далеко не полный список новых наград для знаменитого мэтра Кончаловского. Фильм рассказывает о страшном событии — разгоне мирной демонстрации в Новочеркасске в 1962 году. Тогда на улицы города вышли люди, требующие от государства снизить цены на продукты и повысить зарплаты. Интересно подметить, что фильм спонсировала «Россия 1» и фонд Алишера Усманова.
![](https://vatnikstan.ru/wp-content/uploads/2021/01/kinostriming-yanvar-2.jpg)
Называть фильм «клюквой», или, вслед за Антоном Долиным, «антисоветчиной» не стоит. Политике уделено не так много времени. Советские граждане выглядят в первую очередь как люди, а не как серая масса. Правых здесь нет, виноваты в разной степени все. Сам режиссёр комментировал критику так:
«Мои коллеги разделились на два лагеря. Одни говорили, что фильм антисоветский, другие, что фильм сталинистский. Это хорошо. Это значит, что фильм — о правде жизни. Как говорил Чехов, важно и очень сложно соединить прекрасное с ужасным, глупое с мудрым, комическое с трагическим. Я следовал этому правилу».
В центре сюжета — трагедия убеждённого партийца, товарища Сёминой (Юлия Высоцкая). Её дочь, комсомолка, красавица, труженица завода, идёт на несанкционированную акцию протеста… Бьются стёкла, слышны выстрелы. Жестокость в фильме присутствует, но в отстранённом формате. Об этом Кончаловский сказал:
«В фильме страдания тех людей, которые строили коммунизм. В 1960‑е годы я бы снял картину намного страшнее. Это дань нашим родителям, которые это пережили».
Смотрите ленту на сайте онлайн-кинотеатра.
«Неадекватные люди 2», КиноПоиск HD
Первый полнометражный фильм Романа Каримова окупился в шесть раз. При бюджете в 100 000 долларов он собрал 639 000. Российские продюсеры такие успешные проекты обязательно снабжают продолжениями. Сиквел вышел.
В первом фильме перед зрителем молодой человек (Илья Любимов), который только начинает искать работу, девушка (Ингрид Олеринская), которая только начала учиться в вузе. «Неадекватные люди 2», по меткому выражению «Российской газеты», «очень по-домостроевски мудрое кино». Знакомые стране герои первой части рисуются в кризисном состоянии. С хэппи-энда, показанного на экранах в 2011 году, прошло десять лет. Виталий и Кристина уже не такие искромётные, не такие молодые. Работы всё больше, юмора всё меньше. Домострой здесь скрыт в этике фильма — если ты не держишь жену на коротком поводке, то у неё обязательно будут любовники, если она не занята хозяйством, то проблем не избежать.
![](https://vatnikstan.ru/wp-content/uploads/2021/01/kinostriming-yanvar-3.jpg)
Сюжет фильма подаётся через флэшбэки, без чётко обозначенной структуры. От этого невероятно сложно уследить за последовательностью поступков, за причинами и следствием, за мотивацией. Трагикомедия а‑ля «русский сериал, но для умных» обязательно понравится фанатам первого фильма, но вызовет сомнение у тех, кому первая часть не показалась привлекательной.
Смотрите ленту на сайте онлайн-кинотеатра.
«Доктор Лиза», КиноПоиск HD
Приз зрительских симпатий на фестивале «Кинотавр» в 2020 году и превосходный рейтинг на «КиноПоиске» настраивают на позитивный лад. Фильм и правда получился зрительским, удобным, без особо острых углов, но с мощным конфликтом и кристально чистой мотивацией. Вот здесь злые, они хотят денег. Здесь добрые, они помогают задаром. А ведь так и было!
![](https://vatnikstan.ru/wp-content/uploads/2021/01/kinostriming-yanvar-4.jpg)
История прототипа заглавного героя — история, собранная из тысячи осколков. Елизавета Глинка, которую на экране сыграла Чулпан Хаматова, и правда очень интересная личность, которая осталась в памяти современной России самым ярким бессребреником. Ежедневный досуг доктора Лизы — помощь. Вот и в фильме перед нами один среднестатистический день из жизни знаменитого мецената, «королевы бомжей», как в фильме и в реальной прессе называли Глинку. На неё, как и в любой другой день, валится тысяча проблем — нечистые на руку сотрудники силовых структур, бездомные у Павелецкого вокзала, годовщина свадьбы, отсутствие лекарств. Всё это решить без покровительства «свыше» никогда не получится. За тесную связь с российскими чиновниками Елизавета Глинка получала критику неоднократно.
Четыре документальных фильма про доктора Лизу выходили ещё при её жизни. Художественное осмысление появилось впервые. Чулпан Хаматова и Константин Хабенский, будучи учредителями благотворительных фондов, не понаслышке знают о цене безвозмездной помощи. Именно к таким, как доктор Лиза, тянутся все, кто без защиты.
Смотрите фильм на сайте онлайн-кинотеатра.
«Против течения», Пилигрим
«Пилигрим» — это онлайн-платформа, где можно бесплатно и легально посмотреть фестивальное кино из России и других стран постсоветского пространства. Проект живёт на пожертвования зрителей. Авторы фильмов самостоятельно и безвозмездно отсылают свои киноработы администраторам. Почти к каждому фильму прилагается список фестивалей, на которых был представлен фильм, киношкола, где учились авторы, продюсерская команда.
![](https://vatnikstan.ru/wp-content/uploads/2021/01/kinostriming-yanvar-5.jpg)
«Против течения» — документальная работа, несколько недель из жизни 19-летнего паралимпийца Андрея Филиппова, мастера спорта международного класса по плаванию слепых. Андрей родился альбиносом с 5% зрения, ему с детства приходится бороться с этим миром. Клиническая смерть сразу после рождения, унижения на улицах родного Волгограда, борьба за «нормальность». Это фильм о том, каково быть особенным в провинциальной России.
Вопрос передвижения по городу, вопрос обучения в школе, проблема социализации — побочные темы фильма. С детства Андрею приходилось учиться дистанционно. Сам он говорит об этом без восторга:
«Здесь ты учишься, здесь ты отдыхаешь, здесь ты умираешь».
Пример Андрея — пример настоящего мужества. Его общение с родными, удачно подснятые невзначай, — наиболее трогательные сцены. Как бы то ни было, в одном из моментов главный герой с горечью замечает:
«Я сам не знаю. Всё, что я сейчас говорю — стремление стать обычным человеком».
Смотрите фильм на сайте онлайн-кинотеатра.
«Трое», IVI
Новый полнометражный проект Анны Меликян получил приз за операторскую работу на фестивале «Кинотавр» в 2020 году. Жюри присудило приз молодому оператору Николаю Желудовичу, до этого снимавшему документальное кино. Визуальная часть — явный успех картины. Сюжетный минимализм и заезженность истории снабжена красивейшей оболочкой.
![](https://vatnikstan.ru/wp-content/uploads/2021/01/kinostriming-yanvar-6.jpg)
Саша (Константин Хабенский) — ведущий в развлекательной программе. Его жена Злата (Виктория Исакова) — популярный инстаграм-психолог. Они богаты и на первый взгляд самодостаточны, вместе уже десять лет, без детей. Они оба тонут в рутине и безнадёжной банальщине. Со стихией воды, кстати, будут связаны самые важные для фильма образы — дождь, поток реки, ванная комната.
Смотрите фильм на сайте онлайн-кинотеатра.
«Топи», КиноПоиск HD
28 января вышли три серии первого сезона нового сериала по сценарию Дмитрия Глуховского. История о том, как молодые москвичи бегут от своих проблем в русскую глушь. Чем дальше от МКАДа, тем чудеснее русский народ, окружающий главных героев.
![](https://vatnikstan.ru/wp-content/uploads/2021/01/topi.jpg)
Денис (Иван Янковский) — создатель популярного мессенджера. По совету матери он отправляется в таинственный монастырь в Архангельском краю. Злоключения начинаются с первых сцен — главные герои попадают в жуткую аварию. Дальше — больше. Через местную реку их перевозит грузовик, везущий гроб — аналог лодки Харона. Почти всё намекает на то, что герои попали в иной мир. А как же ещё москвичам воспринимать русскую глубинку? О странностях сериала отвечает сценарист и автор идеи Глуховский:
«Меня очень интересует столкновение рационального, понятного, хотя и небезопасного, городского пространства с мистическим, очень отрешённым миром русской глубинки. Москва — это город, полностью игнорирующий смерть. Это праздник, который с тобой 24/7. Разговоры о смерти не приветствуются. Если кто-то умирает, его запихивают в мешок, стыдливо хоронят и едут дальше. Теракты забываются на следующий день. Москва вообще очень про жизнь, про отрицание смерти. В глубинке же смерть всегда рядом. Все время по соседству кто-то умирает, в грузовиках по улицам везут гробы, за ними идут люди, похороны не прячут, их не стыдятся. Средний возраст, написанный на мужских могилах в селе, — 50–60 лет. Отношение к смерти там примерно такое, как в Москве к ковиду. Ты быстро перестаёшь её бояться и отрицать, принимаешь как факт».
Смотрите сериал на сайте онлайн-кинотеатра.
Выбирайте также фильм для просмотра из нашей подборки «Тарантино по-русски».