2020 год почти всех познакомил с понятием «дистанционка». Вот и российский кинобизнес решил освоить данное направление, активно переводя силы на онлайн-кинотеатры «боевых действий». В нынешних условиях важнее, когда фильм появится в интернете, ведь ходить в кино с риском заболеть хочет не каждый.
Завершить первый месяц нового 2021 года VATNIKSTAN решил открытием новой регулярной рубрики — «Русский киностриминг». В конце каждого месяца мы будем публиковать авторские подборки киноновинок, которые появились на просторах сети.
«Цой», Okko
Нашумевший фильм нашумевшего режиссёра. Не впервые кинокартину Алексея Учителя пытаются запретить к показу. Против «Матильды» выступала Наталья Поклонская, оперируя статьёй 148 Уголовного кодекса РФ. Против «Цоя» обращался сын знаменитого русского рокера Александр:
«Я был против этого фильма с самых первых версий сценария, которые мне показали. Рассказанная в нём история — полностью вымышленная, кроме факта гибели моего отца в аварии в Латвии в 1990 году. Я это знаю точно, потому что я там был. Создатели пытаются использовать известную фамилию, чтобы заработать на сомнительных фантазиях».
Сына Виктора в фильме сыграла дочь режиссёра — Мария Пересильд.
Фильм, между тем, с первых кадров настаивает на своей «нефантазийности». Перед нами реальные документальные кадры, на которых Виктор Цой готовится к концерту. Съёмку ведёт молодой Алексей Учитель. И это единственные кадры в фильме, на которых появляется главный персонаж. Почти сразу же за этим — авария с «Икарусом». Музыкант гибнет, но нам его больше не покажут. В центре сюжета — история водителя автобуса. Тут и начинается фантазия.
По странным обстоятельствам именно водителю «Икаруса» (Евгений Цыганов) нужно везти гроб с телом Цоя. Трагикомичные события прилагаются. Режиссёр вполне конкретно высказал свою позицию, которую очень сложно заметить за зрелищем на экране:
«У нас огромный коллектив с прекрасными исполнителями ролей и творческой группой. Неужели мы все задумывали очернить имя Виктора Цоя? Это невозможно. Я знал Виктора лично, общался с ним, снимал, сделал две документальные картины о нём. И испытываю к нему огромное уважение и трепет, как и вся творческая группа. И фильм мы делали о любви к Цою и Цоя — ко всем».
По словам «Okko», именно из-за обширных споров вокруг картины на премьерную демонстрацию они решили пригласить самих авторов.
Смотрите фильм на сайте онлайн-кинотеатра.
«Дорогие товарищи!», Start
Специальный приз жюри в Венеции, номинация на «Золотого льва» и выдвижение от России на «Оскар» — далеко не полный список новых наград для знаменитого мэтра Кончаловского. Фильм рассказывает о страшном событии — разгоне мирной демонстрации в Новочеркасске в 1962 году. Тогда на улицы города вышли люди, требующие от государства снизить цены на продукты и повысить зарплаты. Интересно подметить, что фильм спонсировала «Россия 1» и фонд Алишера Усманова.
Называть фильм «клюквой», или, вслед за Антоном Долиным, «антисоветчиной» не стоит. Политике уделено не так много времени. Советские граждане выглядят в первую очередь как люди, а не как серая масса. Правых здесь нет, виноваты в разной степени все. Сам режиссёр комментировал критику так:
«Мои коллеги разделились на два лагеря. Одни говорили, что фильм антисоветский, другие, что фильм сталинистский. Это хорошо. Это значит, что фильм — о правде жизни. Как говорил Чехов, важно и очень сложно соединить прекрасное с ужасным, глупое с мудрым, комическое с трагическим. Я следовал этому правилу».
В центре сюжета — трагедия убеждённого партийца, товарища Сёминой (Юлия Высоцкая). Её дочь, комсомолка, красавица, труженица завода, идёт на несанкционированную акцию протеста… Бьются стёкла, слышны выстрелы. Жестокость в фильме присутствует, но в отстранённом формате. Об этом Кончаловский сказал:
«В фильме страдания тех людей, которые строили коммунизм. В 1960‑е годы я бы снял картину намного страшнее. Это дань нашим родителям, которые это пережили».
Смотрите ленту на сайте онлайн-кинотеатра.
«Неадекватные люди 2», КиноПоиск HD
Первый полнометражный фильм Романа Каримова окупился в шесть раз. При бюджете в 100 000 долларов он собрал 639 000. Российские продюсеры такие успешные проекты обязательно снабжают продолжениями. Сиквел вышел.
В первом фильме перед зрителем молодой человек (Илья Любимов), который только начинает искать работу, девушка (Ингрид Олеринская), которая только начала учиться в вузе. «Неадекватные люди 2», по меткому выражению «Российской газеты», «очень по-домостроевски мудрое кино». Знакомые стране герои первой части рисуются в кризисном состоянии. С хэппи-энда, показанного на экранах в 2011 году, прошло десять лет. Виталий и Кристина уже не такие искромётные, не такие молодые. Работы всё больше, юмора всё меньше. Домострой здесь скрыт в этике фильма — если ты не держишь жену на коротком поводке, то у неё обязательно будут любовники, если она не занята хозяйством, то проблем не избежать.
Сюжет фильма подаётся через флэшбэки, без чётко обозначенной структуры. От этого невероятно сложно уследить за последовательностью поступков, за причинами и следствием, за мотивацией. Трагикомедия а‑ля «русский сериал, но для умных» обязательно понравится фанатам первого фильма, но вызовет сомнение у тех, кому первая часть не показалась привлекательной.
Смотрите ленту на сайте онлайн-кинотеатра.
«Доктор Лиза», КиноПоиск HD
Приз зрительских симпатий на фестивале «Кинотавр» в 2020 году и превосходный рейтинг на «КиноПоиске» настраивают на позитивный лад. Фильм и правда получился зрительским, удобным, без особо острых углов, но с мощным конфликтом и кристально чистой мотивацией. Вот здесь злые, они хотят денег. Здесь добрые, они помогают задаром. А ведь так и было!
История прототипа заглавного героя — история, собранная из тысячи осколков. Елизавета Глинка, которую на экране сыграла Чулпан Хаматова, и правда очень интересная личность, которая осталась в памяти современной России самым ярким бессребреником. Ежедневный досуг доктора Лизы — помощь. Вот и в фильме перед нами один среднестатистический день из жизни знаменитого мецената, «королевы бомжей», как в фильме и в реальной прессе называли Глинку. На неё, как и в любой другой день, валится тысяча проблем — нечистые на руку сотрудники силовых структур, бездомные у Павелецкого вокзала, годовщина свадьбы, отсутствие лекарств. Всё это решить без покровительства «свыше» никогда не получится. За тесную связь с российскими чиновниками Елизавета Глинка получала критику неоднократно.
Четыре документальных фильма про доктора Лизу выходили ещё при её жизни. Художественное осмысление появилось впервые. Чулпан Хаматова и Константин Хабенский, будучи учредителями благотворительных фондов, не понаслышке знают о цене безвозмездной помощи. Именно к таким, как доктор Лиза, тянутся все, кто без защиты.
Смотрите фильм на сайте онлайн-кинотеатра.
«Против течения», Пилигрим
«Пилигрим» — это онлайн-платформа, где можно бесплатно и легально посмотреть фестивальное кино из России и других стран постсоветского пространства. Проект живёт на пожертвования зрителей. Авторы фильмов самостоятельно и безвозмездно отсылают свои киноработы администраторам. Почти к каждому фильму прилагается список фестивалей, на которых был представлен фильм, киношкола, где учились авторы, продюсерская команда.
«Против течения» — документальная работа, несколько недель из жизни 19-летнего паралимпийца Андрея Филиппова, мастера спорта международного класса по плаванию слепых. Андрей родился альбиносом с 5% зрения, ему с детства приходится бороться с этим миром. Клиническая смерть сразу после рождения, унижения на улицах родного Волгограда, борьба за «нормальность». Это фильм о том, каково быть особенным в провинциальной России.
Вопрос передвижения по городу, вопрос обучения в школе, проблема социализации — побочные темы фильма. С детства Андрею приходилось учиться дистанционно. Сам он говорит об этом без восторга:
«Здесь ты учишься, здесь ты отдыхаешь, здесь ты умираешь».
Пример Андрея — пример настоящего мужества. Его общение с родными, удачно подснятые невзначай, — наиболее трогательные сцены. Как бы то ни было, в одном из моментов главный герой с горечью замечает:
«Я сам не знаю. Всё, что я сейчас говорю — стремление стать обычным человеком».
Смотрите фильм на сайте онлайн-кинотеатра.
«Трое», IVI
Новый полнометражный проект Анны Меликян получил приз за операторскую работу на фестивале «Кинотавр» в 2020 году. Жюри присудило приз молодому оператору Николаю Желудовичу, до этого снимавшему документальное кино. Визуальная часть — явный успех картины. Сюжетный минимализм и заезженность истории снабжена красивейшей оболочкой.
Саша (Константин Хабенский) — ведущий в развлекательной программе. Его жена Злата (Виктория Исакова) — популярный инстаграм-психолог. Они богаты и на первый взгляд самодостаточны, вместе уже десять лет, без детей. Они оба тонут в рутине и безнадёжной банальщине. Со стихией воды, кстати, будут связаны самые важные для фильма образы — дождь, поток реки, ванная комната.
Смотрите фильм на сайте онлайн-кинотеатра.
«Топи», КиноПоиск HD
28 января вышли три серии первого сезона нового сериала по сценарию Дмитрия Глуховского. История о том, как молодые москвичи бегут от своих проблем в русскую глушь. Чем дальше от МКАДа, тем чудеснее русский народ, окружающий главных героев.
Денис (Иван Янковский) — создатель популярного мессенджера. По совету матери он отправляется в таинственный монастырь в Архангельском краю. Злоключения начинаются с первых сцен — главные герои попадают в жуткую аварию. Дальше — больше. Через местную реку их перевозит грузовик, везущий гроб — аналог лодки Харона. Почти всё намекает на то, что герои попали в иной мир. А как же ещё москвичам воспринимать русскую глубинку? О странностях сериала отвечает сценарист и автор идеи Глуховский:
«Меня очень интересует столкновение рационального, понятного, хотя и небезопасного, городского пространства с мистическим, очень отрешённым миром русской глубинки. Москва — это город, полностью игнорирующий смерть. Это праздник, который с тобой 24/7. Разговоры о смерти не приветствуются. Если кто-то умирает, его запихивают в мешок, стыдливо хоронят и едут дальше. Теракты забываются на следующий день. Москва вообще очень про жизнь, про отрицание смерти. В глубинке же смерть всегда рядом. Все время по соседству кто-то умирает, в грузовиках по улицам везут гробы, за ними идут люди, похороны не прячут, их не стыдятся. Средний возраст, написанный на мужских могилах в селе, — 50–60 лет. Отношение к смерти там примерно такое, как в Москве к ковиду. Ты быстро перестаёшь её бояться и отрицать, принимаешь как факт».
Смотрите сериал на сайте онлайн-кинотеатра.
Выбирайте также фильм для просмотра из нашей подборки «Тарантино по-русски».