Самым влиятельным режиссёром 1990‑х был Квентин Тарантино. Его главный хит «Криминальное чтиво» 1994 года добился и коммерческого, и фестивального успеха, став олицетворением слова «блокбастер». Фильм расхваливали кинокритики, а зрители растаскивали на цитаты. Режиссёру подражали до такой степени, что Тарантино превратился в имя нарицательное. В новейшем издании Оксфордского словаря есть статья про прилагательное «тарантиновский» (Tarantinoesque).
Режиссёр сформировал рецепт удачных фильмов второй половины 1990‑х годов. Криминал в трактовке обладателя Оскара и гран-при Канн становился комичным и приобретал богемность, кровь лилась рекой, тщательно подбирался саундтрек, для интеллектуалов расставлялись ссылки на другие произведения культуры. Повествование было максимально доступным, ироничным и многослойным, подача была как в комиксе.
Похожие картины начали снимать по всему миру. Британским ответом Тарантино становится Гай Ричи, отметившийся криминальной комедией «Карты, деньги, два ствола» в 1998 году. Снятые в подобном ключе фильмы появляются и в России. Выделим наиболее удачные из них.
Мама, не горюй (1997)
«Мама, не горюй» (первая постановка по сценарию Константина Мурзенко, ключевой фигуры данного материала) — остроумная комедия со стрельбой. Совершенно точно первая работа, в которой угадывался стиль Тарантино, но вписанный в знакомые реалии. Морячка, избившего на свадьбе пристававшего к его невесте криминального авторитета, ищут все бандиты и милиция провинциального города, но поймать не могут. Фильм стал сенсацией и превратил во всероссийских звёзд Гошу Куценко и Андрея Панина.
Упырь (1997)
И вновь сценарий Константина Мурзенко, на этот раз написанный в соавторстве с погибшим Сергеем Добротравским. «Упырь» — очень смелый фильм и по подаче, и по стилистике, и с точки зрения сюжета. Местом действия стрелялки про вампиров становится Кронштадт 1990‑х, мрачный и пустынный город. Все персонажи «Упыря» очень серьёзны, их речь по-театральному драматична. Роль главного истребителя вампиров исполняет Алексей Серебряков, которому очень идёт амплуа русского супергероя. Если бы в «Упыре» не фигурировала «нечистая сила» и так часто не стреляли, то фильм мог сойти за социальную драму в духе Сигарева.
Тело будет предано земле предано, а старший мичман будет петь (1998)
Ещё один, без нечистой силы, но не менее изощрённый сценарий Константина Мурзенко. Сюжет фильма с названием-пересказом содержания разворачивается вокруг злоключений гангстера-гомосексуалиста, передвигающегося на «Ягуаре», не слишком удачливой актрисы и модного диджея в антураже снятого в стиле журнала «Птюч» «бандитского Петербурга». Эксцентричная кинокомедия предвосхитила своё время и осталась в должной степени не оценённой.
Окраина (1998)
Вершина творчества считающегося культовым дуэта сценаристов Петра Луцика и Алексея Саморядова. Для Петра Луцика эта картина стала единственной полнометражной работой в качестве режиссёра. «Окраина» — это грандиозное смешение киностилей, которые кажутся далёкими друг от друга. С одной стороны, фильм впитал в себя эстетику и пафос кино времён «великого перелома», а с другой стороны — использованы все приёмы новомодного боевика с галлонами крови. Персонажи, эпические «народные мстители», будто бы взятые из 1930‑х годов, карают карикатурных нуворишей 1990‑х, претендующих на народное богатство. Скандальная фабула для новой русской богемы, за два года до выхода фильма всерьёз опасавшейся «красного реванша» на президентских выборах.
Апрель (2001)
Режиссёрский дебют Константина Мурзенко начинается со сцены с участием Михаила Круга. Шансонье, как водится, играл очень солидного криминального авторитета. Фильм по сюжету является прологом для истории из «Мамы, не горюй». Бандит Артур в исполнении Гоши Куценко на месте, а вместо морячка Панина — Евгений Стычкин во всей красе. Нельзя сказать, что фильм выдающийся, но «Апрель» определённо сильнее сиквела «Мамы, не горюй», вышедшего пару лет спустя.
Даже не думай (2002)
Клипмейкерский фильм для поколения MTV, сделанный под влиянием Гая Ричи. Эта будто бы более комичная версия «Карты, деньги, два ствола» даже использует карточную тематику. Фильм изобилует яркими карикатурными персонажами, роль одного из которых исполнил музыкант Дельфин. У фильма стильный саундтрек, отражающий самые актуальные тенденции начала 2000‑х, — особенно классный заглавный трек «Даже не думай» группы «Бонч бру Бонч». Фильм стал одной из первых заметных ролей скандального актёра Алексея Панина. «Даже не думай» по всем параметрам добился успеха. Режиссёр Руслан Бальцер оперативно снял сиквел, но он потерял в лёгкости в сравнении с первым фильмом.
Жмурки (2005)
Ругательная статья в «Российской газете», посвящённая выходу «Жмурок», так и называется — «Наш ответ Тарантино». Сам режиссёр Алексей Балабанов под этими словами только подписался бы. За его плечами уже были и всенародный хит «Брат‑2», и фестивальный успех «Про уродов и людей». Он сознательно шёл на эксперимент, хотел снять что-то лёгкое и задорное, а‑ля Квентин Тарантино. Получилось очень удачно, для многих именно «Жмурки» — любимый фильм Балабанова. Смотрится картина как киновоплощение циничного анекдотического фольклора из 1990‑х про новых русских в красных пиджаках и быков, но с прямыми отсылками к «Криминальному чтиву», считывающимися на раз зрителями со всего мира. Балабанов показал, что антураж отечественных 1990‑х идеально соответствует криминальным кинокомедиям.
Одна любовь на миллион (2007)
Фильм, который явно получил меньше внимания, нежели заслуживал, хоть его и отрецензировали главные кинокритики 2000‑х. В главных ролях — уже позабытый участник телепроекта «Фабрика звёзд» Руслан Курик и театральная актриса Лина Миримская. Прямо заявляется, что «Одна любовь на миллион» — это адаптация сценария Квентина Тарантино «Настоящая любовь». Но ценен фильм совсем не сюжетными поворотами, а штрихами и деталями, из которых сформирован миф 1990‑х, когда разворачиваются действия картины. Герой Курика упоминает культовую группу «Стук Бамбука в XI часов», а музыканты «Технологии» играют сами себя. Фильм не без откровенных ляпов, но с явным шармом.
Бабло (2011)
Если время действия почти всех фильмов этого списка — 1990‑е, то фильм «Бабло» про здесь и сейчас образца 2011 года. Криминал трансформировался. Теперь оборотни в погонах решают вопросы, кожаны сменились на дорогие костюмы, а Москва, где стартует повествование, выглядит глянцевой, яркой и богатой — в общем, достоверной. «Бабло» — гомерически смешной фильм, уровень сатиры — Салтыков-Щедрин, но в то же время зафиксированы определённые моменты, которые были характерны для столицы эпохи сытой стабильности.
Всё и сразу (2014)
Роман Каримов экранизировал историю про мелкий криминал из провинциальной России первой половины 2010‑х. Получилось очень задорно и драйвово. Одного из центральных персонажей фильма сыграл рэпер ОСТ из «Рыночных Отношений», который сам впоследствии станет фигурантом криминальных репортажей. «Всё и сразу» — это ещё и редкая для России последних лет попытка снять кино про провинцию без чернушных красок отечественного арт-хауса. Попытка оказалась удачной.