Тарантино по-русски

Самым вли­я­тель­ным режис­сё­ром 1990‑х был Квен­тин Таран­ти­но. Его глав­ный хит «Кри­ми­наль­ное чти­во» 1994 года добил­ся и ком­мер­че­ско­го, и фести­валь­но­го успе­ха, став оли­це­тво­ре­ни­ем сло­ва «блок­ба­стер». Фильм рас­хва­ли­ва­ли кино­кри­ти­ки, а зри­те­ли рас­тас­ки­ва­ли на цита­ты. Режис­сё­ру под­ра­жа­ли до такой сте­пе­ни, что Таран­ти­но пре­вра­тил­ся в имя нари­ца­тель­ное. В новей­шем изда­нии Окс­форд­ско­го сло­ва­ря есть ста­тья про при­ла­га­тель­ное «таран­ти­нов­ский» (Tarantinoesque).

Режис­сёр сфор­ми­ро­вал рецепт удач­ных филь­мов вто­рой поло­ви­ны 1990‑х годов. Кри­ми­нал в трак­тов­ке обла­да­те­ля Оска­ра и гран-при Канн ста­но­вил­ся комич­ным и при­об­ре­тал богем­ность, кровь лилась рекой, тща­тель­но под­би­рал­ся саунд­трек, для интел­лек­ту­а­лов рас­став­ля­лись ссыл­ки на дру­гие про­из­ве­де­ния куль­ту­ры. Повест­во­ва­ние было мак­си­маль­но доступ­ным, иро­нич­ным и мно­го­слой­ным, пода­ча была как в комиксе.

Похо­жие кар­ти­ны нача­ли сни­мать по все­му миру. Бри­тан­ским отве­том Таран­ти­но ста­но­вит­ся Гай Ричи, отме­тив­ший­ся кри­ми­наль­ной коме­ди­ей «Кар­ты, день­ги, два ство­ла» в 1998 году. Сня­тые в подоб­ном клю­че филь­мы появ­ля­ют­ся и в Рос­сии. Выде­лим наи­бо­лее удач­ные из них.


Мама, не горюй (1997)

Евге­ний Сидихин

«Мама, не горюй» (пер­вая поста­нов­ка по сце­на­рию Кон­стан­ти­на Мур­зен­ко, клю­че­вой фигу­ры дан­но­го мате­ри­а­ла) — ост­ро­ум­ная коме­дия со стрель­бой. Совер­шен­но точ­но пер­вая рабо­та, в кото­рой уга­ды­вал­ся стиль Таран­ти­но, но впи­сан­ный в зна­ко­мые реа­лии. Моряч­ка, избив­ше­го на сва­дьбе при­ста­вав­ше­го к его неве­сте кри­ми­наль­но­го авто­ри­те­та, ищут все бан­ди­ты и мили­ция про­вин­ци­аль­но­го горо­да, но пой­мать не могут. Фильм стал сен­са­ци­ей и пре­вра­тил во все­рос­сий­ских звёзд Гошу Куцен­ко и Андрея Панина.


Упырь (1997)

Алек­сей Серебряков

И вновь сце­на­рий Кон­стан­ти­на Мур­зен­ко, на этот раз напи­сан­ный в соав­тор­стве с погиб­шим Сер­ге­ем Доб­ро­трав­ским. «Упырь» — очень сме­лый фильм и по пода­че, и по сти­ли­сти­ке, и с точ­ки зре­ния сюже­та. Местом дей­ствия стре­лял­ки про вам­пи­ров ста­но­вит­ся Крон­штадт 1990‑х, мрач­ный и пустын­ный город. Все пер­со­на­жи «Упы­ря» очень серьёз­ны, их речь по-теат­раль­но­му дра­ма­тич­на. Роль глав­но­го истре­би­те­ля вам­пи­ров испол­ня­ет Алек­сей Сереб­ря­ков, кото­ро­му очень идёт амплуа рус­ско­го супер­ге­роя. Если бы в «Упы­ре» не фигу­ри­ро­ва­ла «нечи­стая сила» и так часто не стре­ля­ли, то фильм мог сой­ти за соци­аль­ную дра­му в духе Сигарева.


Тело будет предано земле предано, а старший мичман будет петь (1998)

Алек­сандр Лаза­рев и питбуль

Ещё один, без нечи­стой силы, но не менее изощ­рён­ный сце­на­рий Кон­стан­ти­на Мур­зен­ко. Сюжет филь­ма с назва­ни­ем-пере­ска­зом содер­жа­ния раз­во­ра­чи­ва­ет­ся вокруг зло­клю­че­ний ганг­сте­ра-гомо­сек­су­а­ли­ста, пере­дви­га­ю­ще­го­ся на «Ягу­а­ре», не слиш­ком удач­ли­вой актри­сы и мод­но­го диджея в анту­ра­же сня­то­го в сти­ле жур­на­ла «Птюч» «бан­дит­ско­го Петер­бур­га». Экс­цен­трич­ная кино­ко­ме­дия пред­вос­хи­ти­ла своё вре­мя и оста­лась в долж­ной сте­пе­ни не оценённой.


Окраина (1998)

Народ­ные мстители

Вер­ши­на твор­че­ства счи­та­ю­ще­го­ся куль­то­вым дуэ­та сце­на­ри­стов Пет­ра Луци­ка и Алек­сея Само­ря­до­ва. Для Пет­ра Луци­ка эта кар­ти­на ста­ла един­ствен­ной пол­но­мет­раж­ной рабо­той в каче­стве режис­сё­ра. «Окра­и­на» — это гран­ди­оз­ное сме­ше­ние кино­сти­лей, кото­рые кажут­ся далё­ки­ми друг от дру­га. С одной сто­ро­ны, фильм впи­тал в себя эсте­ти­ку и пафос кино вре­мён «вели­ко­го пере­ло­ма», а с дру­гой сто­ро­ны — исполь­зо­ва­ны все при­ё­мы ново­мод­но­го бое­ви­ка с гал­ло­на­ми кро­ви. Пер­со­на­жи, эпи­че­ские «народ­ные мсти­те­ли», буд­то бы взя­тые из 1930‑х годов, кара­ют кари­ка­тур­ных нуво­ри­шей 1990‑х, пре­тен­ду­ю­щих на народ­ное богат­ство. Скан­даль­ная фабу­ла для новой рус­ской боге­мы, за два года до выхо­да филь­ма все­рьёз опа­сав­шей­ся «крас­но­го реван­ша» на пре­зи­дент­ских выборах.


Апрель (2001)

Евге­ний Стычкин

Режис­сёр­ский дебют Кон­стан­ти­на Мур­зен­ко начи­на­ет­ся со сце­ны с уча­сти­ем Миха­и­ла Кру­га. Шан­со­нье, как водит­ся, играл очень солид­но­го кри­ми­наль­но­го авто­ри­те­та. Фильм по сюже­ту явля­ет­ся про­ло­гом для исто­рии из «Мамы, не горюй». Бан­дит Артур в испол­не­нии Гоши Куцен­ко на месте, а вме­сто моряч­ка Пани­на — Евге­ний Стыч­кин во всей кра­се. Нель­зя ска­зать, что фильм выда­ю­щий­ся, но «Апрель» опре­де­лён­но силь­нее сикве­ла «Мамы, не горюй», вышед­ше­го пару лет спустя.


Даже не думай (2002)

Кли­п­мей­кер­ский фильм для поко­ле­ния MTV, сде­лан­ный под вли­я­ни­ем Гая Ричи. Эта буд­то бы более комич­ная вер­сия «Кар­ты, день­ги, два ство­ла» даже исполь­зу­ет кар­точ­ную тема­ти­ку. Фильм изоби­лу­ет ярки­ми кари­ка­тур­ны­ми пер­со­на­жа­ми, роль одно­го из кото­рых испол­нил музы­кант Дель­фин. У филь­ма стиль­ный саунд­трек, отра­жа­ю­щий самые акту­аль­ные тен­ден­ции нача­ла 2000‑х, — осо­бен­но класс­ный заглав­ный трек «Даже не думай» груп­пы «Бонч бру Бонч». Фильм стал одной из пер­вых замет­ных ролей скан­даль­но­го актё­ра Алек­сея Пани­на. «Даже не думай» по всем пара­мет­рам добил­ся успе­ха. Режис­сёр Рус­лан Баль­цер опе­ра­тив­но снял сиквел, но он поте­рял в лёг­ко­сти в срав­не­нии с пер­вым фильмом.


Жмурки (2005)

Дмит­рий Дюжев и Алек­сей Панин

Руга­тель­ная ста­тья в «Рос­сий­ской газе­те», посвя­щён­ная выхо­ду «Жму­рок», так и назы­ва­ет­ся — «Наш ответ Таран­ти­но». Сам режис­сёр Алек­сей Бала­ба­нов под эти­ми сло­ва­ми толь­ко под­пи­сал­ся бы. За его пле­ча­ми уже были и все­на­род­ный хит «Брат‑2», и фести­валь­ный успех «Про уро­дов и людей». Он созна­тель­но шёл на экс­пе­ри­мент, хотел снять что-то лёг­кое и задор­ное, а‑ля Квен­тин Таран­ти­но. Полу­чи­лось очень удач­но, для мно­гих имен­но «Жмур­ки» — люби­мый фильм Бала­ба­но­ва. Смот­рит­ся кар­ти­на как кино­во­пло­ще­ние цинич­но­го анек­до­ти­че­ско­го фольк­ло­ра из 1990‑х про новых рус­ских в крас­ных пиджа­ках и быков, но с пря­мы­ми отсыл­ка­ми к «Кри­ми­наль­но­му чти­ву», счи­ты­ва­ю­щи­ми­ся на раз зри­те­ля­ми со все­го мира. Бала­ба­нов пока­зал, что анту­раж оте­че­ствен­ных 1990‑х иде­аль­но соот­вет­ству­ет кри­ми­наль­ным кинокомедиям.


Одна любовь на миллион (2007)

Фильм, кото­рый явно полу­чил мень­ше вни­ма­ния, неже­ли заслу­жи­вал, хоть его и отре­цен­зи­ро­ва­ли глав­ные кино­кри­ти­ки 2000‑х. В глав­ных ролях — уже поза­бы­тый участ­ник теле­про­ек­та «Фаб­ри­ка звёзд» Рус­лан Курик и теат­раль­ная актри­са Лина Мирим­ская. Пря­мо заяв­ля­ет­ся, что «Одна любовь на мил­ли­он» — это адап­та­ция сце­на­рия Квен­ти­на Таран­ти­но «Насто­я­щая любовь». Но ценен фильм совсем не сюжет­ны­ми пово­ро­та­ми, а штри­ха­ми и дета­ля­ми, из кото­рых сфор­ми­ро­ван миф 1990‑х, когда раз­во­ра­чи­ва­ют­ся дей­ствия кар­ти­ны. Герой Кури­ка упо­ми­на­ет куль­то­вую груп­пу «Стук Бам­бу­ка в XI часов», а музы­кан­ты «Тех­но­ло­гии» игра­ют сами себя. Фильм не без откро­вен­ных ляпов, но с явным шармом.


Бабло (2011)

Посе­ре­дине — Дмит­рий Куличков

Если вре­мя дей­ствия почти всех филь­мов это­го спис­ка — 1990‑е, то фильм «Баб­ло» про здесь и сей­час образ­ца 2011 года. Кри­ми­нал транс­фор­ми­ро­вал­ся. Теперь обо­рот­ни в пого­нах реша­ют вопро­сы, кожа­ны сме­ни­лись на доро­гие костю­мы, а Москва, где стар­ту­ет повест­во­ва­ние, выгля­дит глян­це­вой, яркой и бога­той — в общем, досто­вер­ной. «Баб­ло» — гоме­ри­че­ски смеш­ной фильм, уро­вень сати­ры — Сал­ты­ков-Щед­рин, но в то же вре­мя зафик­си­ро­ва­ны опре­де­лён­ные момен­ты, кото­рые были харак­тер­ны для сто­ли­цы эпо­хи сытой стабильности.


Всё и сразу (2014)

В мас­ке — Алек­сандр Паль

Роман Кари­мов экра­ни­зи­ро­вал исто­рию про мел­кий кри­ми­нал из про­вин­ци­аль­ной Рос­сии пер­вой поло­ви­ны 2010‑х. Полу­чи­лось очень задор­но и драй­во­во. Одно­го из цен­траль­ных пер­со­на­жей филь­ма сыг­рал рэпер ОСТ из «Рыноч­ных Отно­ше­ний», кото­рый сам впо­след­ствии ста­нет фигу­ран­том кри­ми­наль­ных репор­та­жей. «Всё и сра­зу» — это ещё и ред­кая для Рос­сии послед­них лет попыт­ка снять кино про про­вин­цию без чер­нуш­ных кра­сок оте­че­ствен­но­го арт-хау­са. Попыт­ка ока­за­лась удачной.

Поделиться