VATNIKSTAN продолжает регулярную кинорубрику «Русский киностриминг». В конце каждого месяца мы знакомим вас с новинками отечественного кинематографа и сериалов, появившихся на онлайн-площадках.
Январь в наступившем году выдался очень ярким для стриминговых сервисов. Ещё в новогодние каникулы нас оглушили сериалом «Почка», который начинается как чёрная комедия, а по дороге заруливает во все важнейшие стороны современной российской жизни, затрагивая и такой редчайший для экрана вопрос, как трансплантация органов.
Фэнтези и фантастика в этом году — важнейший тренд среди сериалов во всём мире, и Россия пока не стала исключением. Экранизация цикла знаменитых романов Веры Камши «Отблески Этерны» порадовала поклонников книжного цикла, но смутила всех остальных. С нетипичным для российского сериального проекта огромным бюджетом стартовал первый сериал Данилы Козловского «Карамора». С бюджетом несравнимо более скромным, но не менее, а, пожалуй, даже более оригинальной идеей вышел новый мини-сериал «Сергий против нечисти». Этот проект ожидали ещё осенью минувшего года под другим названием — «Отец Сергий», которое, с одной стороны, отсылало к Толстому, а с другой — ироничнее относилось к религиозному вопросу. С осени увеличилось количество уголовных дел об «оскорблении чувств верующих», вероятно, поэтому авторы решили сменить название на более нейтральное, а заодно переделали запоминающуюся фразу из старого трейлера сериала: «Шалом, православные», сменив последнее слово на «люди добрые», когда главный герой приветствует прихожан у церкви.
Наконец, якутский кинематограф, громко заявивший о себе в прошлом году, продолжает выдвигать локальное кино на главные позиции по России. Новая драма «Ыт» настолько хороша, что заинтересует вас якутскими фильмами, если вы ещё не успели ими проникнуться по прошлогодним великолепным картинам «Иччи» и «Пугало».
«Почка», Kion
Прожжённая, как вокзальная секс-работница, Наташа Кустова (Любовь Аксёнова) работает в пожарной службе, выбивая взятки у всех: от церквей до ресторанов. Под её исполненным презрения к человечеству взглядом человечество быстро становится шёлковым и стелется под шпильки её лубутенов. Взятками Наташа делится с начальницей (Ирина Розанова, которая в своих коротких явлениях блистает, как взрыв сверхновой), по ночам гуляет в клубах и, напившись, храпит на мужа-пожарного — полнейшее ничтожество, как окажется очень скоро. На плановом медосмотре выясняется, что у хозяйки жизни отказали почки. У неё есть три месяца на поиски донора. Для этой цели лучше всего подходит родная кровь. Но семейство ненавидит Наташу, и её первые попытки разжалобить, развести и подкупить дражайших родственников ни к чему не приводят.
Чем сложнее становится российская жизнь, тем злее российская сатира. Про коррупцию, особенно низовую, местечковую и давно всем привычную, у нас не снимал только ленивый. В «Почке» же достаточно серьёзно достаётся РПЦ, причём со вступительных кадров. Наташа осматривает на предмет пожарной безопасности церковь своего брата-священника (как всегда, замечательный Дмитрий Лысенков), находит, к чему придраться, и спокойно уезжает в своей иномарке под его пожелание: «Что б тебя Бог наказал!» Авторы тут поднимаются до уровня сарказма Александра Дюма в «Графине де Монсоро»:
«„Сдохнет! Уже сдыхает!“ — радостно орал трактирщик в порыве христианского милосердия».
Хотя некоторые кинокритики нашли сериал хоть и очень смелым, но всё же не революционным, можно с уверенностью сказать, что даже они смотрели «Почку» не отрываясь, проглотив в один присест. Это смешной, страшный, действительно необычный сериал, дерзко сделавший всех главных героев мерзавцами в той или иной степени. Тут обходятся без заезженных сюжетных ходов, неожиданным станет даже финал. Если поначалу кажется, что это стереотипная история перевоспитания злодея, да ещё и со слезоточивым религиозным отливом, а цинизмом, как фиговым листком, прикрыты наши вечные надежды на чудеса, то постепенно наступает облегчение.
В «Почке» нет не только морализаторства, но даже морали, как и должно быть в чёрных комедиях. Разве что вывод по группе «Кровосток»: «Никого не жалко, жизнь — большая свалка». Вот тут-то, кстати, можно и слезу пролить, когда это осознаёшь.
Смотрите сериал на сайте онлайн-кинотеатра.
«Этерна: Часть первая», Kinopoisk HD
В далёкой-далёкой от российских реалий вселенной Веры Камши, напоминающей Европу XVII века, происходит немыслимое количество событий с упоминанием немыслимого количества имён и названий, которые невозможно запомнить человеку, не знакомому с книжным циклом. До такой степени, что людей, которые не читали романы писательницы, можно практически сразу вычесть из аудитории.
Некоторые обозреватели сериала ударились в народную забаву: сравни это с «Игрой престолов». Действительно, если натянуть одно фэнтези на другое, сходство найти можно. Вот молодой принц в изгнании (Анар Халилов), который живёт в южном городе и мечтает сесть на трон своих предков в северном, — чем не Дейнерис? К тому же тоже блондин. Вот его верный, преданный и сдержанный наставник (Павел Крайнов) с благородным лицом, на котором буквально написано: «Разве вам не бросилась в глаза моя грусть?» Чем не Джорах Мормонт? А вот коварный, опасный, ледяной полководец, поставленный при королеве, с которой он спит, давить восстания. Чем не Джейме Ланнистер? А вот битва, а вот принцесса, а вот странный религиозный орден. Ну чем, чем не главное телевизионное фэнтези на свете?
На самом деле — всем.
От «Игры престолов» тут только политические интриги. Начало фэнтези-саги, снятое в формате полнометражного фильма, перегружает нас информацией, от которой не становятся понятнее законы местного мира. За отчаянно пафосными репликами персонажей с трудом читаются какие-то характеры. Главный злодей в исполнении Чурсина получился гротескным. Всё настолько бескровно, стерильно и плоско, что порадовать, наверное, действительно может только фанатов книжной серии.
И консервативных зрителей, которых возмущает в фэнтези и исторических сериалах дайверсити-каст (не одни белые актёры), а также представители ЛГБТ. В «Этерне» ни того, ни другого. Гетеронормативность, патриархальность и одна белая раса на всю вселенную. Если «Игра престолов» — яркое блюдо со специями, оставляющее долгое послевкусие, то «Этерна» — это манная каша. Сахара добавили, а посолить уже забыли.
Смотрите сериал на сайте онлайн-кинотеатра.
«Ыт», Kion
Новая якутская драма выходит в стриминговом прокате только 1 февраля, но фильм настолько хорош, что мы решили рассказать о нём сейчас, чтобы вы его не пропустили. Картина успела завоевать два приза на Международном кинофестивале в Варшаве. На международных фестивалях независимых фильмов любят давать призы необычному локальному кинематографу, иногда только за то, что он — локальный. Но якутский фильм заслуживает своих наград.
Это семь не связанных между собой новелл о деревенской жизни, почти каждая из которых заканчивается кровавым убийством. Каким-то волшебным образом главные современные якутские постановщики Дмитрий Давыдов и Степан Бурнашёв обошлись в своей истории насилия без всего, что могло бы её испортить. Это не «чернуха» — фильм проникнут своеобразным юмором с каменным лицом, который чаще встречается в западном кино, чем в отечественном. Это не догматика с религиозным подтекстом, сквозящим почти в каждом российском фильме об ужасах нашего городка. Это послание из другой цивилизации, далёкой от Садового кольца, как Альфа Центавра: «Привет, россияне. У нас тоже есть водка, коррупция и зашкаливает бытовое насилие. Но мы на вас всё равно не похожи. Ыт, ыт, ыт».
«Карамора», Start
В России начала XX века пылкий идеалист, страстный влюблённый, идейный анархист и просто красавец с внешностью Данилы Козловского (Данила Козловский) по прозвищу Карамора хочет отдать земли крестьянам, а фабрики — рабочим. Но не тут-то было. Россией, а заодно всей Европой правят кровососы. В прямом смысле этого слова: правящие аристократы все поголовно оказываются вампирами. Хорошо, хоть живут не вечность, а всего по 600 лет, но им хватает для очередного обнуления. Карамора готов к самым решительным подрывным действиям против кровопийц, когда импозантный 111-летний вампир (Филипп Янковский), которого в своё время обратил другой, ещё более древний вампир (Андрей Смоляков с серьгой в ухе), обращает возлюбленную Караморы, Алину (Дарья Балабанова).
«Ты отнял единственное, чем я дорожил», — глаголит Карамора драматическим шёпотом Козловского, и всё, как говорится, завертелось.
Вертится, конечно, лихо. Смешались в хореографически стройную кучу кони, люди и вампиры (больше 100 человек актёрского состава). Кровь на экране брызжет, что у твоего Родригеса в «От заката до рассвета». Костюмы красивы, интерьеры изысканны, грим не подкачал; техническая сторона сериала получилась прямо-таки голливудского размаха, и художественный отдел поработал на совесть. С событийной насыщенностью всё вроде тоже в порядке — как-никак революционный террор, плюс вампиры, плюс любовь. На экране появляется то Маяковский (вокалист группы Shortparis Николай Комягин в дебютной роли), то Сталин, то Столыпин, то Шаляпин. Ну и сам Козловский в байроническом плаще что-то постоянно делает с приличествующей томностью.
Проблема в том, что всё вышеперечисленное, при всей визуальной красочности и отчасти даже смелости, которая требуется в 2022 году для упоминаний в России революции, не заполняет царящую в кадре большую пустоту. «Государством правят кровопийцы» — мысль настолько нафталиновая, что она требует самого нетривиального воплощения и самых жёстких драматургических решений, на которые был способен Сергей Винокуров, снявший за три копейки великий российский хоррор «Упырь» в 1997 году, и оказался не способен Козловский в своём режиссёрском дебюте 2022 года для канала Start.
Беспомощные диалоги, плоские персонажи, пережёвывание сто раз проглоченного ещё сильнее заметны из-за того, что задрапированы в красивые визуальные рюшечки. И если Янковский с артистами старшего поколения ещё как-то героически пробиваются сквозь сценарий, то молодые исполнители сделать этого не в состоянии. Они откровенно теряются каждый раз, когда их персонажам приходится открывать рот.
«Мы победим вампиров ради справедливости», — проникновенно шепчет Козловский. Не надо, Start. Лучше второй сезон «Вампиров средней полосы» покажите. Там диалоги, персонажи и подача кровососущей природы государственности — совсем другого уровня.
Смотрите сериал на сайте онлайн-кинотеатра.
«Сергий против нечисти», Kion
В Москве, в нашей с вами современности, отстранённый от служения, но сохранивший приличествующее священнику благообразное обличье, слегка подпорченное употреблением алкоголя, Сергий (Роман Маякин) охотится на нечисть. Нечисть наша, родная, знакомая с детства по фольклору: Баба-яга, Кощей Бессмертный, кот Баюн (вернее, Баюнша) и прочие реальные упыри. Для правоохранительных органов действия борца с нечистью, правда, выглядят банальными убийствами. Находят, допустим, мёртвую старушку всю в крови. И кто знает, что ночью эта бабушка разговаривала голосом демона из «Изгоняющего дьявола»? Знает некая торгующая в церковной лавке «тётушка» (Ирина Розанова), которая платит Сергию за истребление нечистой силы. Не знает молодая следовательница Катя Земцева (Лукерья Ильяшенко), подозревающая Сергия в убийствах. Ей предстоит открыть для себя тёмную сторону московской жизни.
Сериал влюбляет в себя примерно на второй минуте, когда Сергий, истребив старушку, божьего одуванчика, под забойный рок саундтрека говорит:
«Фаталити, мымра».
Влюбляет и больше не отпускает. Короткие, всего по 20 минут, динамичные серии проносятся метеором. Это весёлое, местами по делу жестокое, рок-н-ролльное зрелище с харизматичным главным героем (священник, пусть и бывший, с колом наперевес!), модным типажом «сильной следовательницы», в которой больше глубины, чем в иных феминистских героинях драматических сериалов, и оригинальным «переводом» на русскую народную речь «Ведьмака» с «Константином». По большому счёту это пока лучшее российское фэнтези после «Вампиров средней полосы».
Смотрите сериал на сайте онлайн-кинотеатра.
Читайте также о фильмах и сериалах, которые вышли в январе прошлого года «Русский киностриминг. Январь».