Русский киностриминг. Январь 2022 года

VATNIKSTAN про­дол­жа­ет регу­ляр­ную кино­руб­ри­ку «Рус­ский кино­ст­ри­минг». В кон­це каж­до­го меся­ца мы зна­ко­мим вас с новин­ка­ми оте­че­ствен­но­го кине­ма­то­гра­фа и сери­а­лов, появив­ших­ся на онлайн-площадках.

Январь в насту­пив­шем году выдал­ся очень ярким для стри­мин­го­вых сер­ви­сов. Ещё в ново­год­ние кани­ку­лы нас оглу­ши­ли сери­а­лом «Поч­ка», кото­рый начи­на­ет­ся как чёр­ная коме­дия, а по доро­ге зару­ли­ва­ет во все важ­ней­шие сто­ро­ны совре­мен­ной рос­сий­ской жиз­ни, затра­ги­вая и такой ред­чай­ший для экра­на вопрос, как транс­план­та­ция органов.

Фэн­те­зи и фан­та­сти­ка в этом году — важ­ней­ший тренд сре­ди сери­а­лов во всём мире, и Рос­сия пока не ста­ла исклю­че­ни­ем. Экра­ни­за­ция цик­ла зна­ме­ни­тых рома­нов Веры Кам­ши «Отблес­ки Этер­ны» пора­до­ва­ла поклон­ни­ков книж­но­го цик­ла, но сму­ти­ла всех осталь­ных. С нети­пич­ным для рос­сий­ско­го сери­аль­но­го про­ек­та огром­ным бюд­же­том стар­то­вал пер­вый сери­ал Дани­лы Коз­лов­ско­го «Кара­мо­ра». С бюд­же­том несрав­ни­мо более скром­ным, но не менее, а, пожа­луй, даже более ори­ги­наль­ной иде­ей вышел новый мини-сери­ал «Сер­гий про­тив нечи­сти». Этот про­ект ожи­да­ли ещё осе­нью минув­ше­го года под дру­гим назва­ни­ем — «Отец Сер­гий», кото­рое, с одной сто­ро­ны, отсы­ла­ло к Тол­сто­му, а с дру­гой — иро­нич­нее отно­си­лось к рели­ги­оз­но­му вопро­су. С осе­ни уве­ли­чи­лось коли­че­ство уго­лов­ных дел об «оскорб­ле­нии чувств веру­ю­щих», веро­ят­но, поэто­му авто­ры реши­ли сме­нить назва­ние на более ней­траль­ное, а заод­но пере­де­ла­ли запо­ми­на­ю­щу­ю­ся фра­зу из ста­ро­го трей­ле­ра сери­а­ла: «Шалом, пра­во­слав­ные», сме­нив послед­нее сло­во на «люди доб­рые», когда глав­ный герой при­вет­ству­ет при­хо­жан у церкви.

Нако­нец, якут­ский кине­ма­то­граф, гром­ко заявив­ший о себе в про­шлом году, про­дол­жа­ет выдви­гать локаль­ное кино на глав­ные пози­ции по Рос­сии. Новая дра­ма «Ыт» настоль­ко хоро­ша, что заин­те­ре­су­ет вас якут­ски­ми филь­ма­ми, если вы ещё не успе­ли ими про­ник­нуть­ся по про­шло­год­ним вели­ко­леп­ным кар­ти­нам «Иччи» и «Пуга­ло».


«Почка», Kion

Про­жжён­ная, как вок­заль­ная секс-работ­ни­ца, Ната­ша Кусто­ва (Любовь Аксё­но­ва) рабо­та­ет в пожар­ной служ­бе, выби­вая взят­ки у всех: от церк­вей до ресто­ра­нов. Под её испол­нен­ным пре­зре­ния к чело­ве­че­ству взгля­дом чело­ве­че­ство быст­ро ста­но­вит­ся шёл­ко­вым и сте­лет­ся под шпиль­ки её лубу­те­нов. Взят­ка­ми Ната­ша делит­ся с началь­ни­цей (Ири­на Роза­но­ва, кото­рая в сво­их корот­ких явле­ни­ях бли­ста­ет, как взрыв сверх­но­вой), по ночам гуля­ет в клу­бах и, напив­шись, хра­пит на мужа-пожар­но­го — пол­ней­шее ничто­же­ство, как ока­жет­ся очень ско­ро. На пла­но­вом мед­осмот­ре выяс­ня­ет­ся, что у хозяй­ки жиз­ни отка­за­ли поч­ки. У неё есть три меся­ца на поис­ки доно­ра. Для этой цели луч­ше все­го под­хо­дит род­ная кровь. Но семей­ство нена­ви­дит Ната­шу, и её пер­вые попыт­ки раз­жа­ло­бить, раз­ве­сти и под­ку­пить дра­жай­ших род­ствен­ни­ков ни к чему не приводят.

Чем слож­нее ста­но­вит­ся рос­сий­ская жизнь, тем злее рос­сий­ская сати­ра. Про кор­руп­цию, осо­бен­но низо­вую, местеч­ко­вую и дав­но всем при­выч­ную, у нас не сни­мал толь­ко лени­вый. В «Поч­ке» же доста­точ­но серьёз­но доста­ёт­ся РПЦ, при­чём со всту­пи­тель­ных кад­ров. Ната­ша осмат­ри­ва­ет на пред­мет пожар­ной без­опас­но­сти цер­ковь сво­е­го бра­та-свя­щен­ни­ка (как все­гда, заме­ча­тель­ный Дмит­рий Лысен­ков), нахо­дит, к чему при­драть­ся, и спо­кой­но уез­жа­ет в сво­ей ино­мар­ке под его поже­ла­ние: «Что б тебя Бог нака­зал!» Авто­ры тут под­ни­ма­ют­ся до уров­ня сар­каз­ма Алек­сандра Дюма в «Гра­фине де Монсоро»:

«„Сдох­нет! Уже сды­ха­ет!“ — радост­но орал трак­тир­щик в поры­ве хри­сти­ан­ско­го милосердия».

Хотя неко­то­рые кино­кри­ти­ки нашли сери­ал хоть и очень сме­лым, но всё же не рево­лю­ци­он­ным, мож­но с уве­рен­но­стью ска­зать, что даже они смот­ре­ли «Поч­ку» не отры­ва­ясь, про­гло­тив в один при­сест. Это смеш­ной, страш­ный, дей­стви­тель­но необыч­ный сери­ал, дерз­ко сде­лав­ший всех глав­ных геро­ев мер­зав­ца­ми в той или иной сте­пе­ни. Тут обхо­дят­ся без заез­жен­ных сюжет­ных ходов, неожи­дан­ным ста­нет даже финал. Если пона­ча­лу кажет­ся, что это сте­рео­тип­ная исто­рия пере­вос­пи­та­ния зло­дея, да ещё и со сле­зо­то­чи­вым рели­ги­оз­ным отли­вом, а циниз­мом, как фиго­вым лист­ком, при­кры­ты наши веч­ные надеж­ды на чуде­са, то посте­пен­но насту­па­ет облегчение.

В «Поч­ке» нет не толь­ко мора­ли­за­тор­ства, но даже мора­ли, как и долж­но быть в чёр­ных коме­ди­ях. Раз­ве что вывод по груп­пе «Кро­во­сток»: «Нико­го не жал­ко, жизнь — боль­шая свал­ка». Вот тут-то, кста­ти, мож­но и сле­зу про­лить, когда это осознаёшь.

Смот­ри­те сери­ал на сай­те онлайн-кино­те­ат­ра.


«Этерна: Часть первая», Kinopoisk HD

В далё­кой-далё­кой от рос­сий­ских реа­лий все­лен­ной Веры Кам­ши, напо­ми­на­ю­щей Евро­пу XVII века, про­ис­хо­дит немыс­ли­мое коли­че­ство собы­тий с упо­ми­на­ни­ем немыс­ли­мо­го коли­че­ства имён и назва­ний, кото­рые невоз­мож­но запом­нить чело­ве­ку, не зна­ко­мо­му с книж­ным цик­лом. До такой сте­пе­ни, что людей, кото­рые не чита­ли рома­ны писа­тель­ни­цы, мож­но прак­ти­че­ски сра­зу вычесть из аудитории.

Неко­то­рые обо­зре­ва­те­ли сери­а­ла уда­ри­лись в народ­ную заба­ву: срав­ни это с «Игрой пре­сто­лов». Дей­стви­тель­но, если натя­нуть одно фэн­те­зи на дру­гое, сход­ство най­ти мож­но. Вот моло­дой принц в изгна­нии (Анар Хали­лов), кото­рый живёт в южном горо­де и меч­та­ет сесть на трон сво­их пред­ков в север­ном, — чем не Дей­не­рис? К тому же тоже блон­дин. Вот его вер­ный, пре­дан­ный и сдер­жан­ный настав­ник (Павел Край­нов) с бла­го­род­ным лицом, на кото­ром бук­валь­но напи­са­но: «Раз­ве вам не бро­си­лась в гла­за моя грусть?» Чем не Джо­рах Мор­монт? А вот ковар­ный, опас­ный, ледя­ной пол­ко­во­дец, постав­лен­ный при коро­ле­ве, с кото­рой он спит, давить вос­ста­ния. Чем не Джей­ме Лан­ни­стер? А вот бит­ва, а вот прин­цес­са, а вот стран­ный рели­ги­оз­ный орден. Ну чем, чем не глав­ное теле­ви­зи­он­ное фэн­те­зи на свете?

На самом деле — всем.

От «Игры пре­сто­лов» тут толь­ко поли­ти­че­ские интри­ги. Нача­ло фэн­те­зи-саги, сня­тое в фор­ма­те пол­но­мет­раж­но­го филь­ма, пере­гру­жа­ет нас инфор­ма­ци­ей, от кото­рой не ста­но­вят­ся понят­нее зако­ны мест­но­го мира. За отча­ян­но пафос­ны­ми репли­ка­ми пер­со­на­жей с тру­дом чита­ют­ся какие-то харак­те­ры. Глав­ный зло­дей в испол­не­нии Чур­си­на полу­чил­ся гро­теск­ным. Всё настоль­ко бес­кров­но, сте­риль­но и плос­ко, что пора­до­вать, навер­ное, дей­стви­тель­но может толь­ко фана­тов книж­ной серии.

И кон­сер­ва­тив­ных зри­те­лей, кото­рых воз­му­ща­ет в фэн­те­зи и исто­ри­че­ских сери­а­лах дай­вер­си­ти-каст (не одни белые актё­ры), а так­же пред­ста­ви­те­ли ЛГБТ. В «Этерне» ни того, ни дру­го­го. Гете­ро­нор­ма­тив­ность, пат­ри­ар­халь­ность и одна белая раса на всю все­лен­ную. Если «Игра пре­сто­лов» — яркое блю­до со спе­ци­я­ми, остав­ля­ю­щее дол­гое после­вку­сие, то «Этер­на» — это ман­ная каша. Саха­ра доба­ви­ли, а посо­лить уже забыли.

Смот­ри­те сери­ал на сай­те онлайн-кино­те­ат­ра.


«Ыт», Kion

Новая якут­ская дра­ма выхо­дит в стри­мин­го­вом про­ка­те толь­ко 1 фев­ра­ля, но фильм настоль­ко хорош, что мы реши­ли рас­ска­зать о нём сей­час, что­бы вы его не про­пу­сти­ли. Кар­ти­на успе­ла заво­е­вать два при­за на Меж­ду­на­род­ном кино­фе­сти­ва­ле в Вар­ша­ве. На меж­ду­на­род­ных фести­ва­лях неза­ви­си­мых филь­мов любят давать при­зы необыч­но­му локаль­но­му кине­ма­то­гра­фу, ино­гда толь­ко за то, что он — локаль­ный. Но якут­ский фильм заслу­жи­ва­ет сво­их наград.

Это семь не свя­зан­ных меж­ду собой новелл о дере­вен­ской жиз­ни, почти каж­дая из кото­рых закан­чи­ва­ет­ся кро­ва­вым убий­ством. Каким-то вол­шеб­ным обра­зом глав­ные совре­мен­ные якут­ские поста­нов­щи­ки Дмит­рий Давы­дов и Сте­пан Бур­на­шёв обо­шлись в сво­ей исто­рии наси­лия без все­го, что мог­ло бы её испор­тить. Это не «чер­ну­ха» — фильм про­ник­нут свое­об­раз­ным юмо­ром с камен­ным лицом, кото­рый чаще встре­ча­ет­ся в запад­ном кино, чем в оте­че­ствен­ном. Это не дог­ма­ти­ка с рели­ги­оз­ным под­тек­стом, скво­зя­щим почти в каж­дом рос­сий­ском филь­ме об ужа­сах наше­го город­ка. Это посла­ние из дру­гой циви­ли­за­ции, далё­кой от Садо­во­го коль­ца, как Аль­фа Цен­тав­ра: «При­вет, рос­си­яне. У нас тоже есть вод­ка, кор­руп­ция и зашка­ли­ва­ет быто­вое наси­лие. Но мы на вас всё рав­но не похо­жи. Ыт, ыт, ыт».


«Карамора», Start

В Рос­сии нача­ла XX века пыл­кий иде­а­лист, страст­ный влюб­лён­ный, идей­ный анар­хист и про­сто кра­са­вец с внеш­но­стью Дани­лы Коз­лов­ско­го (Дани­ла Коз­лов­ский) по про­зви­щу Кара­мо­ра хочет отдать зем­ли кре­стья­нам, а фаб­ри­ки — рабо­чим. Но не тут-то было. Рос­си­ей, а заод­но всей Евро­пой пра­вят кро­во­со­сы. В пря­мом смыс­ле это­го сло­ва: пра­вя­щие ари­сто­кра­ты все пого­лов­но ока­зы­ва­ют­ся вам­пи­ра­ми. Хоро­шо, хоть живут не веч­ность, а все­го по 600 лет, но им хва­та­ет для оче­ред­но­го обну­ле­ния. Кара­мо­ра готов к самым реши­тель­ным под­рыв­ным дей­стви­ям про­тив кро­во­пийц, когда импо­зант­ный 111-лет­ний вам­пир (Филипп Янков­ский), кото­ро­го в своё вре­мя обра­тил дру­гой, ещё более древ­ний вам­пир (Андрей Смо­ля­ков с серь­гой в ухе), обра­ща­ет воз­люб­лен­ную Кара­мо­ры, Али­ну (Дарья Балабанова).

«Ты отнял един­ствен­ное, чем я доро­жил», — гла­го­лит Кара­мо­ра дра­ма­ти­че­ским шёпо­том Коз­лов­ско­го, и всё, как гово­рит­ся, завертелось.

Вер­тит­ся, конеч­но, лихо. Сме­ша­лись в хорео­гра­фи­че­ски строй­ную кучу кони, люди и вам­пи­ры (боль­ше 100 чело­век актёр­ско­го соста­ва). Кровь на экране брыз­жет, что у тво­е­го Род­ри­ге­са в «От зака­та до рас­све­та». Костю­мы кра­си­вы, инте­рье­ры изыс­кан­ны, грим не под­ка­чал; тех­ни­че­ская сто­ро­на сери­а­ла полу­чи­лась пря­мо-таки гол­ли­вуд­ско­го раз­ма­ха, и худо­же­ствен­ный отдел пора­бо­тал на совесть. С собы­тий­ной насы­щен­но­стью всё вро­де тоже в поряд­ке — как-никак рево­лю­ци­он­ный тер­рор, плюс вам­пи­ры, плюс любовь. На экране появ­ля­ет­ся то Мая­ков­ский (вока­лист груп­пы Shortparis Нико­лай Комя­гин в дебют­ной роли), то Ста­лин, то Сто­лы­пин, то Шаля­пин. Ну и сам Коз­лов­ский в бай­ро­ни­че­ском пла­ще что-то посто­ян­но дела­ет с при­ли­че­ству­ю­щей томностью.

Про­бле­ма в том, что всё выше­пе­ре­чис­лен­ное, при всей визу­аль­ной кра­соч­но­сти и отча­сти даже сме­ло­сти, кото­рая тре­бу­ет­ся в 2022 году для упо­ми­на­ний в Рос­сии рево­лю­ции, не запол­ня­ет царя­щую в кад­ре боль­шую пусто­ту. «Госу­дар­ством пра­вят кро­во­пий­цы» — мысль настоль­ко наф­та­ли­но­вая, что она тре­бу­ет само­го нетри­ви­аль­но­го вопло­ще­ния и самых жёст­ких дра­ма­тур­ги­че­ских реше­ний, на кото­рые был спо­со­бен Сер­гей Вино­ку­ров, сняв­ший за три копей­ки вели­кий рос­сий­ский хор­рор «Упырь» в 1997 году, и ока­зал­ся не спо­со­бен Коз­лов­ский в сво­ём режис­сёр­ском дебю­те 2022 года для кана­ла Start.

Бес­по­мощ­ные диа­ло­ги, плос­кие пер­со­на­жи, пере­жё­вы­ва­ние сто раз про­гло­чен­но­го ещё силь­нее замет­ны из-за того, что задра­пи­ро­ва­ны в кра­си­вые визу­аль­ные рюшеч­ки. И если Янков­ский с арти­ста­ми стар­ше­го поко­ле­ния ещё как-то геро­и­че­ски про­би­ва­ют­ся сквозь сце­на­рий, то моло­дые испол­ни­те­ли сде­лать это­го не в состо­я­нии. Они откро­вен­но теря­ют­ся каж­дый раз, когда их пер­со­на­жам при­хо­дит­ся откры­вать рот.

«Мы побе­дим вам­пи­ров ради спра­вед­ли­во­сти», — про­ник­но­вен­но шеп­чет Коз­лов­ский. Не надо, Start. Луч­ше вто­рой сезон «Вам­пи­ров сред­ней поло­сы» пока­жи­те. Там диа­ло­ги, пер­со­на­жи и пода­ча кро­во­со­су­щей при­ро­ды госу­дар­ствен­но­сти — совсем дру­го­го уровня.

Смот­ри­те сери­ал на сай­те онлайн-кино­те­ат­ра.


«Сергий против нечисти», Kion

В Москве, в нашей с вами совре­мен­но­сти, отстра­нён­ный от слу­же­ния, но сохра­нив­ший при­ли­че­ству­ю­щее свя­щен­ни­ку бла­го­об­раз­ное обли­чье, слег­ка под­пор­чен­ное упо­треб­ле­ни­ем алко­го­ля, Сер­гий (Роман Мая­кин) охо­тит­ся на нечисть. Нечисть наша, род­ная, зна­ко­мая с дет­ства по фольк­ло­ру: Баба-яга, Кощей Бес­смерт­ный, кот Баюн (вер­нее, Баюн­ша) и про­чие реаль­ные упы­ри. Для пра­во­охра­ни­тель­ных орга­нов дей­ствия бор­ца с нечи­стью, прав­да, выгля­дят баналь­ны­ми убий­ства­ми. Нахо­дят, допу­стим, мёрт­вую ста­руш­ку всю в кро­ви. И кто зна­ет, что ночью эта бабуш­ка раз­го­ва­ри­ва­ла голо­сом демо­на из «Изго­ня­ю­ще­го дья­во­ла»? Зна­ет некая тор­гу­ю­щая в цер­ков­ной лав­ке «тётуш­ка» (Ири­на Роза­но­ва), кото­рая пла­тит Сер­гию за истреб­ле­ние нечи­стой силы. Не зна­ет моло­дая сле­до­ва­тель­ни­ца Катя Зем­це­ва (Луке­рья Илья­шен­ко), подо­зре­ва­ю­щая Сер­гия в убий­ствах. Ей пред­сто­ит открыть для себя тём­ную сто­ро­ну мос­ков­ской жизни.

Сери­ал влюб­ля­ет в себя при­мер­но на вто­рой мину­те, когда Сер­гий, истре­бив ста­руш­ку, божье­го оду­ван­чи­ка, под забой­ный рок саунд­тре­ка говорит:

«Фата­ли­ти, мымра».

Влюб­ля­ет и боль­ше не отпус­ка­ет. Корот­кие, все­го по 20 минут, дина­мич­ные серии про­но­сят­ся метео­ром. Это весё­лое, места­ми по делу жесто­кое, рок-н-ролль­ное зре­ли­ще с хариз­ма­тич­ным глав­ным геро­ем (свя­щен­ник, пусть и быв­ший, с колом напе­ре­вес!), мод­ным типа­жом «силь­ной сле­до­ва­тель­ни­цы», в кото­рой боль­ше глу­би­ны, чем в иных феми­нист­ских геро­и­нях дра­ма­ти­че­ских сери­а­лов, и ори­ги­наль­ным «пере­во­дом» на рус­скую народ­ную речь «Ведь­ма­ка» с «Кон­стан­ти­ном». По боль­шо­му счё­ту это пока луч­шее рос­сий­ское фэн­те­зи после «Вам­пи­ров сред­ней полосы».

Смот­ри­те сери­ал на сай­те онлайн-кино­те­ат­ра.


Читай­те так­же о филь­мах и сери­а­лах, кото­рые вышли в янва­ре про­шло­го года «Рус­ский кино­ст­ри­минг. Январь»

Поделиться