В рубрике «Музыкальные релизы» мы каждый месяц рассказываем о новых интересных синглах и альбомах отечественных музыкантов самых разных жанров, которые вполне могут украсить ваш плейлист.
Сегодня в подборке релиз от Shortparis в атмосфере революционной России, новый альбом «Психеи» и многое другое.
Shortparis — «Говорит Москва»
Месяц начался с нового клипа Shortparis. Группа продолжает традицию релизов на знаменательные даты: хит «Cтрашно» был выпущен 12 декабря 2018 года, в День Конституции, а «Говорит Москва» вышел в первый день мая. Нужно отдать должное, санкт-петербургская группа с новокузнецкими корнями всё ещё занимает место одной из самых эффектных групп в России, что закрепил и новый клип.
«Говорит Москва» — это путешествие по образам революционной России, которые, несмотря на эпический размах клипа, работают менее успешно, чем триггеры в «Страшно».
Если в своём первом настоящем хите группа смогла достаточно ловко отразить идею, что теперь «политическое равно личному», то новая работа представляет политическое как нечто надличностное. Оттого и клип кажется менее тонкой работой, чем «Страшно».
Однако новый релиз обнажает и другие проблемы, которые стали замечаться и аудиторией группы: с 2018 года Shortparis пишут исключительно на один набор тем (политика, милитаризм, насилие), что ощутимо снижает эффект от выхода каждого нового видео. Помимо этого, буквально никаких изменений не претерпела и музыка — это по-прежнему бойкий пост-панк с неменяющейся интонацией Николая Комягина.
В 2019 году я написал, что «практически все треки группы звучат как идеальный саундтрек к хоррор-фильму, к ним трудно относиться как к „песням“ в самом банальном смысле слова. Особенно учитывая, что и сам коллектив просит, чтобы к нему относились не как к арт-проекту, а как к музыкальной группе. Выражаясь более популярно, это музыка существует, простите, не „для души“, а в качестве подпоры для концертов, перформансов, клипов». Увы, это замечание актуально до сих пор.
Хаски — «NPC»
Рэпер Хаски, как и Shortparis в своём сегменте, бьёт все рекорды по количеству потраченных на препарирование его музыки букв. Тем не менее причина не только в музыке, но и во всевозможных перформативных выходках рэпера, которые, положа руку на сердце, выглядят сумасбродством ради сумасбродства. Теперь подобным образом слушается и музыка.
Ещё с прошлого альбома «Хошхоног» создалось впечатление, что Хаски потерял тему: если раньше в его музыке через «Я» сквозило «Мы», то в последнем альбоме собеседником Хаски выступает как будто он сам. Что, возможно, осознанный жест, учитывая обложку альбома, где Хаски смотрит на себя в зеркало.
В новом треке «NPC» собеседника нет и вовсе. Это короткий скетч к сериалу «Happy End», тематически в чём-то вторящий давнишнему «Пироману», только завязанный на юморе, а не на злобе. Что осталось прежним, так это практически подростковое отторжение от сетевого образа жизни. Несмотря на свою утилитарную функцию, трек оставляет закономерный вопрос — что рэпер будет делать дальше, когда темы для творчества, кажется, иссякли?
«Комсомольск» — «Ретро»
Участники группы «Комсомольск» когда-то сказали:
«Когда мы поймём, что уже не попадаем в повестку дня и актуальность в том виде, в котором мы есть, тогда группа „Комсомольск“ прекратит существование. Постараемся уйти вовремя».
О том, что их время прошло стали говорить ещё по выходу двух предыдущих релизов. Некогда безотказно работавший метод использования мемов, как поп-языка, быстро канул в Лету. Группа, славящаяся тем, что относилась к себе, как к сторонним комментаторам по принципу «я просто текст», тоже.
Теперь «Комсомольск» о банальной рефлексии, раскатанной по целым альбомам, где каждая песня звучит идентично следующей и предыдущей. Этот альбом, увы, только подтверждает опасения, что группа исписалась. Слушать дальше ребят, к сожалению, не возникает никакого желания. По крайней мере, до тех пор, пока «Комсомольск» не переизобретут если не себя, то свой вокабулярий. Хотя, конечно, хотелось бы услышать изменений и чисто музыкальных.
«Тима Ищет Свет» — «Тост»
Расхваленный «Тима ищет свет» выпустил первый полноценный клип на песню «тост». Казалось бы, уже миновало то время, когда «Афиша» могла создавать новые имена в музыке. Тем не менее она во многом оказалась ответственна за концептуализацию ряда артистов, которых обозначила «новыми грустными». И главным лицом этих грустных стал Тима.
История, стоящая за последним альбомом, на песню с которого и вышел клип, следующая: Тима использовал дешёвую рекламу, расклеивая тизер альбома в стиле плакатов с пропажей людей, после чего телеграм-каналы о музыке разразились ещё более открытой рекламой релиза.
Идея, стоящая за пиар-кампанией альбома и его музыкой проста и гениальна одновременно: Тима по большому счёту просто переупаковал для поколения зумеров залежавшийся и, казалось бы, забытый рок, вроде «7б» и «Кукрыниксов». К счастью, вышедшее видео не выглядит такой дешёвой работой, как пиар-кампания альбома «Зеркало» и интонационный бубнёж с него же.
При всей аскетичности, это действительно хорошая операторская работа с аллюзиями на «Настоящий детектив». Правда, случайные они или нет сказать трудно, так как никакого целеполагания всё равно не формируют. Но красиво.
Другое дело, что всё, что предлагает видеоряд, мы раз от раза наблюдаем последние годы. Это снова изображение России, как беспросветной территории. Снова Россия, агрессивная к частному человеку. Снова игра на устаревшем клише, что «Россия для грустных».
Вполне легитимное изображение, но безумно осточертевшее. По большому счёту, «Тост» — это рисование чёрной краской на чёрной бумаге. Проблема в том, что это видео существует не вопреки ситуации. А уж очень хочется надеяться на появление артиста, способного сказать новое слово в отечественной визуальной культуре. Вряд ли этот артист Тима, но, хочется надеяться, что и он найдёт какой-то новый свет.
«Психея» — «Видения»
«Психея» относится к тем группам, о которых нынешнее поколение двадцатилетних знает, но не слушало. Психея, это как The Fall — осмелиться послушать их сегодня практически равносильно отправке в эдакую аудио-экспедицию. Правда, в отличие от манчестерской группы, здесь дело не столько в количестве альбомов, сколько в коннотациях — так ли много людей на самом деле хотят вернуться в пресловутый 2007?
Может быть, для тех самых двадцатилетних выход нового альбома «Психеи» окажется событием, дескать: «можем говорить про себя как про современников». Что ж, можно только порадоваться. Правда больше за слушателей, чем за группу.
Фео — человек, чьи интервью (на мой сугубо личный взгляд) всегда были интереснее музыки (во многом, как и в случае с Марком Е. Смитом). И когда такому человеку оказывается нечего сказать, тогда страдает и без того слабая музыка. Думаю, что без исключения все поколения помнят разговор Фео с редакцией The Flow в небезызвестной документалке, где фронтмен «Психеи» стёр в порошок современных рэперов (что, конечно, вызвало негодование у интервьюеров). Очень бы хотелось, чтобы схожие эмоции вызвал и новый альбом. К сожалению, он оторван от нынешнего момента настолько, насколько можно представить в отношении этой группы.
«Йулай» — «Несносный мальчик»
«Йулай» — это одновременно коллаборация поэта Вани Пинженина и музыканта Димы Eto Eto c молодой артисткой Юлии Мельник, и альтер-эго самой Юлии. Во времена тривиальной и вирусной поп-музыки, которая не осточертела, разве что, самым непритязательным слушателям, всё же есть один положительный момент: они неизбежно порождают артистов, готовых идти вопреки времени. «Йулай» — пример именно такой артистки.
Со своей тягой к монохромной поэтизации повседневной жизни, она не боится показаться анахроничной на фоне цветастых артистов, агрессивно пытающихся вызвать выброс дофамина. Вместо этого «Йулай» пишет грустные, но в меру саркастичные песни, созвучные русскому духу. В определённом смысле «Йулай» примиряет два времени: с одной стороны, ностальгию Луны по временам, когда девушки хотели быть любимы, а с другой — времена автономности Земфиры, когда девушки стали любимы, но на других основаниях.
О новинках прошлого месяца читайте в материале «Музыкальные релизы: что мы слушали в апреле».