Музыкальные релизы: что мы слушали в мае

В руб­ри­ке «Музы­каль­ные рели­зы» мы каж­дый месяц рас­ска­зы­ва­ем о новых инте­рес­ных син­глах и аль­бо­мах оте­че­ствен­ных музы­кан­тов самых раз­ных жан­ров, кото­рые вполне могут укра­сить ваш плейлист.

Сего­дня в под­бор­ке релиз от Shortparis в атмо­сфе­ре рево­лю­ци­он­ной Рос­сии, новый аль­бом «Пси­хеи» и мно­гое другое.


Shortparis — «Говорит Москва»

Месяц начал­ся с ново­го кли­па Shortparis. Груп­па про­дол­жа­ет тра­ди­цию рели­зов на зна­ме­на­тель­ные даты: хит «Cтраш­но» был выпу­щен 12 декаб­ря 2018 года, в День Кон­сти­ту­ции, а «Гово­рит Москва» вышел в пер­вый день мая. Нуж­но отдать долж­ное, санкт-петер­бург­ская груп­па с ново­куз­нец­ки­ми кор­ня­ми всё ещё зани­ма­ет место одной из самых эффект­ных групп в Рос­сии, что закре­пил и новый клип.

«Гово­рит Москва» — это путе­ше­ствие по обра­зам рево­лю­ци­он­ной Рос­сии, кото­рые, несмот­ря на эпи­че­ский раз­мах кли­па, рабо­та­ют менее успеш­но, чем триг­ге­ры в «Страш­но».

Если в сво­ём пер­вом насто­я­щем хите груп­па смог­ла доста­точ­но лов­ко отра­зить идею, что теперь «поли­ти­че­ское рав­но лич­но­му», то новая рабо­та пред­став­ля­ет поли­ти­че­ское как нечто над­лич­ност­ное. Отто­го и клип кажет­ся менее тон­кой рабо­той, чем «Страш­но».

Одна­ко новый релиз обна­жа­ет и дру­гие про­бле­мы, кото­рые ста­ли заме­чать­ся и ауди­то­ри­ей груп­пы: с 2018 года Shortparis пишут исклю­чи­тель­но на один набор тем (поли­ти­ка, мили­та­ризм, наси­лие), что ощу­ти­мо сни­жа­ет эффект от выхо­да каж­до­го ново­го видео. Поми­мо это­го, бук­валь­но ника­ких изме­не­ний не пре­тер­пе­ла и музы­ка — это по-преж­не­му бой­кий пост-панк с неме­ня­ю­щей­ся инто­на­ци­ей Нико­лая Комягина.

В 2019 году я напи­сал, что «прак­ти­че­ски все тре­ки груп­пы зву­чат как иде­аль­ный саунд­трек к хор­рор-филь­му, к ним труд­но отно­сить­ся как к „пес­ням“ в самом баналь­ном смыс­ле сло­ва. Осо­бен­но учи­ты­вая, что и сам кол­лек­тив про­сит, что­бы к нему отно­си­лись не как к арт-про­ек­ту, а как к музы­каль­ной груп­пе. Выра­жа­ясь более попу­ляр­но, это музы­ка суще­ству­ет, про­сти­те, не „для души“, а в каче­стве под­по­ры для кон­цер­тов, пер­фор­ман­сов, кли­пов». Увы, это заме­ча­ние акту­аль­но до сих пор.


Хаски — «NPC»

Рэпер Хас­ки, как и Shortparis в сво­ём сег­мен­те, бьёт все рекор­ды по коли­че­ству потра­чен­ных на пре­па­ри­ро­ва­ние его музы­ки букв. Тем не менее при­чи­на не толь­ко в музы­ке, но и во все­воз­мож­ных пер­фор­ма­тив­ных выход­ках рэпе­ра, кото­рые, поло­жа руку на серд­це, выгля­дят сума­сброд­ством ради сума­сброд­ства. Теперь подоб­ным обра­зом слу­ша­ет­ся и музыка.

Ещё с про­шло­го аль­бо­ма «Хош­хо­ног» созда­лось впе­чат­ле­ние, что Хас­ки поте­рял тему: если рань­ше в его музы­ке через «Я» скво­зи­ло «Мы», то в послед­нем аль­бо­ме собе­сед­ни­ком Хас­ки высту­па­ет как буд­то он сам. Что, воз­мож­но, осо­знан­ный жест, учи­ты­вая облож­ку аль­бо­ма, где Хас­ки смот­рит на себя в зеркало.

В новом тре­ке «NPC» собе­сед­ни­ка нет и вовсе. Это корот­кий скетч к сери­а­лу «Happy End», тема­ти­че­ски в чём-то вто­ря­щий дав­ниш­не­му «Пиро­ма­ну», толь­ко завя­зан­ный на юмо­ре, а не на зло­бе. Что оста­лось преж­ним, так это прак­ти­че­ски под­рост­ко­вое оттор­же­ние от сете­во­го обра­за жиз­ни. Несмот­ря на свою ути­ли­тар­ную функ­цию, трек остав­ля­ет зако­но­мер­ный вопрос — что рэпер будет делать даль­ше, когда темы для твор­че­ства, кажет­ся, иссякли?


«Комсомольск» — «Ретро»

Участ­ни­ки груп­пы «Ком­со­мольск» когда-то сказали:

«Когда мы пой­мём, что уже не попа­да­ем в повест­ку дня и акту­аль­ность в том виде, в кото­ром мы есть, тогда груп­па „Ком­со­мольск“ пре­кра­тит суще­ство­ва­ние. Поста­ра­ем­ся уйти вовремя».

О том, что их вре­мя про­шло ста­ли гово­рить ещё по выхо­ду двух преды­ду­щих рели­зов. Неко­гда без­от­каз­но рабо­тав­ший метод исполь­зо­ва­ния мемов, как поп-язы­ка, быст­ро канул в Лету. Груп­па, сла­вя­ща­я­ся тем, что отно­си­лась к себе, как к сто­рон­ним ком­мен­та­то­рам по прин­ци­пу «я про­сто текст», тоже.

Теперь «Ком­со­мольск» о баналь­ной рефлек­сии, рас­ка­тан­ной по целым аль­бо­мам, где каж­дая пес­ня зву­чит иден­тич­но сле­ду­ю­щей и преды­ду­щей. Этот аль­бом, увы, толь­ко под­твер­жда­ет опа­се­ния, что груп­па испи­са­лась. Слу­шать даль­ше ребят, к сожа­ле­нию, не воз­ни­ка­ет ника­ко­го жела­ния. По край­ней мере, до тех пор, пока «Ком­со­мольск» не пере­и­зоб­ре­тут если не себя, то свой вока­бу­ля­рий. Хотя, конеч­но, хоте­лось бы услы­шать изме­не­ний и чисто музыкальных.


«Тима Ищет Свет» — «Тост»

Рас­хва­лен­ный «Тима ищет свет» выпу­стил пер­вый пол­но­цен­ный клип на пес­ню «тост». Каза­лось бы, уже мино­ва­ло то вре­мя, когда «Афи­ша» мог­ла созда­вать новые име­на в музы­ке. Тем не менее она во мно­гом ока­за­лась ответ­ствен­на за кон­цеп­ту­а­ли­за­цию ряда арти­стов, кото­рых обо­зна­чи­ла «новы­ми груст­ны­ми». И глав­ным лицом этих груст­ных стал Тима.

Исто­рия, сто­я­щая за послед­ним аль­бо­мом, на пес­ню с кото­ро­го и вышел клип, сле­ду­ю­щая: Тима исполь­зо­вал дешё­вую рекла­му, рас­кле­и­вая тизер аль­бо­ма в сти­ле пла­ка­тов с про­па­жей людей, после чего теле­грам-кана­лы о музы­ке раз­ра­зи­лись ещё более откры­той рекла­мой релиза.

Идея, сто­я­щая за пиар-кам­па­ни­ей аль­бо­ма и его музы­кой про­ста и гени­аль­на одно­вре­мен­но: Тима по боль­шо­му счё­ту про­сто пере­упа­ко­вал для поко­ле­ния зуме­ров зале­жав­ший­ся и, каза­лось бы, забы­тый рок, вро­де «7б» и «Кукры­ник­сов». К сча­стью, вышед­шее видео не выгля­дит такой дешё­вой рабо­той, как пиар-кам­па­ния аль­бо­ма «Зер­ка­ло» и инто­на­ци­он­ный буб­нёж с него же.

При всей аске­тич­но­сти, это дей­стви­тель­но хоро­шая опе­ра­тор­ская рабо­та с аллю­зи­я­ми на «Насто­я­щий детек­тив». Прав­да, слу­чай­ные они или нет ска­зать труд­но, так как ника­ко­го целе­по­ла­га­ния всё рав­но не фор­ми­ру­ют. Но красиво.

Дру­гое дело, что всё, что пред­ла­га­ет видео­ряд, мы раз от раза наблю­да­ем послед­ние годы. Это сно­ва изоб­ра­же­ние Рос­сии, как бес­про­свет­ной тер­ри­то­рии. Сно­ва Рос­сия, агрес­сив­ная к част­но­му чело­ве­ку. Сно­ва игра на уста­рев­шем кли­ше, что «Рос­сия для грустных».

Вполне леги­тим­ное изоб­ра­же­ние, но безум­но осто­чер­тев­шее. По боль­шо­му счё­ту, «Тост» — это рисо­ва­ние чёр­ной крас­кой на чёр­ной бума­ге. Про­бле­ма в том, что это видео суще­ству­ет не вопре­ки ситу­а­ции. А уж очень хочет­ся наде­ять­ся на появ­ле­ние арти­ста, спо­соб­но­го ска­зать новое сло­во в оте­че­ствен­ной визу­аль­ной куль­ту­ре. Вряд ли этот артист Тима, но, хочет­ся наде­ять­ся, что и он най­дёт какой-то новый свет.


«Психея» — «Видения»

«Пси­хея» отно­сит­ся к тем груп­пам, о кото­рых нынеш­нее поко­ле­ние два­дца­ти­лет­них зна­ет, но не слу­ша­ло. Пси­хея, это как The Fall — осме­лить­ся послу­шать их сего­дня прак­ти­че­ски рав­но­силь­но отправ­ке в эда­кую аудио-экс­пе­ди­цию. Прав­да, в отли­чие от ман­че­стер­ской груп­пы, здесь дело не столь­ко в коли­че­стве аль­бо­мов, сколь­ко в кон­но­та­ци­ях — так ли мно­го людей на самом деле хотят вер­нуть­ся в пре­сло­ву­тый 2007?

Может быть, для тех самых два­дца­ти­лет­них выход ново­го аль­бо­ма «Пси­хеи» ока­жет­ся собы­ти­ем, дескать: «можем гово­рить про себя как про совре­мен­ни­ков». Что ж, мож­но толь­ко пора­до­вать­ся. Прав­да боль­ше за слу­ша­те­лей, чем за группу.

Фео — чело­век, чьи интер­вью (на мой сугу­бо лич­ный взгляд) все­гда были инте­рес­нее музы­ки (во мно­гом, как и в слу­чае с Мар­ком Е. Сми­том). И когда тако­му чело­ве­ку ока­зы­ва­ет­ся нече­го ска­зать, тогда стра­да­ет и без того сла­бая музы­ка. Думаю, что без исклю­че­ния все поко­ле­ния пом­нят раз­го­вор Фео с редак­ци­ей The Flow в небезыз­вест­ной доку­мен­тал­ке, где фронт­мен «Пси­хеи» стёр в поро­шок совре­мен­ных рэпе­ров (что, конеч­но, вызва­ло него­до­ва­ние у интер­вью­е­ров). Очень бы хоте­лось, что­бы схо­жие эмо­ции вызвал и новый аль­бом. К сожа­ле­нию, он ото­рван от нынеш­не­го момен­та настоль­ко, насколь­ко мож­но пред­ста­вить в отно­ше­нии этой группы.


«Йулай» — «Несносный мальчик»

«Йулай» — это одно­вре­мен­но кол­ла­бо­ра­ция поэта Вани Пин­же­ни­на и музы­кан­та Димы Eto Eto c моло­дой артист­кой Юлии Мель­ник, и аль­тер-эго самой Юлии. Во вре­ме­на три­ви­аль­ной и вирус­ной поп-музы­ки, кото­рая не осто­чер­те­ла, раз­ве что, самым непри­тя­за­тель­ным слу­ша­те­лям, всё же есть один поло­жи­тель­ный момент: они неиз­беж­но порож­да­ют арти­стов, гото­вых идти вопре­ки вре­ме­ни. «Йулай» — при­мер имен­но такой артистки.

Со сво­ей тягой к моно­хром­ной поэ­ти­за­ции повсе­днев­ной жиз­ни, она не боит­ся пока­зать­ся ана­хро­нич­ной на фоне цве­та­стых арти­стов, агрес­сив­но пыта­ю­щих­ся вызвать выброс дофа­ми­на. Вме­сто это­го «Йулай» пишет груст­ные, но в меру сар­ка­стич­ные пес­ни, созвуч­ные рус­ско­му духу. В опре­де­лён­ном смыс­ле «Йулай» при­ми­ря­ет два вре­ме­ни: с одной сто­ро­ны, носталь­гию Луны по вре­ме­нам, когда девуш­ки хоте­ли быть люби­мы, а с дру­гой — вре­ме­на авто­ном­но­сти Зем­фи­ры, когда девуш­ки ста­ли люби­мы, но на дру­гих основаниях.


О новин­ках про­шло­го меся­ца читай­те в мате­ри­а­ле «Музы­каль­ные рели­зы: что мы слу­ша­ли в апре­ле». 

Поделиться