Представляем вашему вниманию новую рубрику «Музыкальные релизы» — в конце каждого месяца мы будем рассказывать о новых интересных синглах и альбомах отечественных музыкантов самых разных жанров.
Сегодня в подборке бодрый инди-поп, внезапное возвращение группы Manicure, дарк-фолк и многое другое.
Раёк — «Море огня»
Украинский дуэт «Раёк» раньше записывал бодрый инди-поп про облака и Сашу Долгополова, а теперь выпустил альбом «Море огня», который в медиа окрестили одним из лучших танцевальных релизов месяца.
Пожалуй, «Море огня» действительно может заставить вас пуститься в пляс, однако, медийная перекодировка той же «Афишей» группы «Раёк» из инди в поп «премиального сегмента» кажется слишком преждевременным восторгом. Справедливые сравнения с «ВИА Гра», скорее, должны вызывать вопросы — это действительно та поп-музыка, которая нужна нам сегодня?
Можно было занять противоположную позицию и объявить «Раёк» частью (очередного) сегмента «новых танцевальных и сентиментальных», прибив к той же гавани, что и Starcardigan и других не очень сексуальных артистов, однако было бы это комплиментарно? Едва ли. В общем, «Раёк» пример ещё одной «качественной танцевальной музыки», которая, быть может, и заставит наточить ваши каблуки об танцпол, но, к сожалению, этим всё и ограничивается. Красиво и беззубо.
Manicure — «Моя вечная весна»
Внезапно вернувшаяся группа Manicure удивила не только самим фактом возвращения (разве хоть кто-нибудь вообще их ждал?), но и тем, как органично зазвучала с группой «Комсомольск». Если угодно, то звучит это почти как два разных времени, сведённые друг с другом. Впрочем, что «Комсомольск», что Manicure — группы, неровно дышащие в сторону брит-попа и прочей музыки британского пошиба. Но, что интересно, звучит всё это почти как панихида по временам, когда выстраивать свой саунд с ориентиром на иностранных корифеев не считалось моветоном.
Евгений Новиков, поющий, как подвыпивший Лагутенко — чем не метафора на похмелье от времён групп «европейского проекта»? В последнее время с бомбардировкой заказных положительных рецензий на «Тиму Ищет Свет» и чествованием прочих реаниматоров музыки нулевых, которые как бы преломляют музыку недавнего прошлого через призму 2021 года.
Manicure выгодно отличаются тем, что всё то же самое можно найти просто в их неприхотливой музыке, но без всяких надстроек в виде манифестов и прочего «зеркализма».
Eeva — «Ведущий/Король червей»
Группа Eeva ответственна за одну из лучших русскоязычных песен отечественного пост-хардкора «Агент». Ещё с этой песни стало ясно, что Eeva умеет рисовать и музыкой, и текстами.
Подобный кинематографический образ вырисовывается и на новом релизе: «Ведущий» — это практически «Звуки Му» с их «Постовым» и «Союзпечатью» от пост-хардкора, но, к добру или к худу, с характерной жанру прямолинейностью и отсутствием юмора. В свою очередь, песня «Король Червей» немного проигрывает грувом и точностью образа «Ведущему», впрочем, не теряя узнаваемого почерка группы.
Zventa Sventana — «На горе мак»
Филипп Горбачёв как-то сказал о том, что у русского языка есть особый грув. С тех пор эта идея стала созвучна целому поколению музыкантов, и певица Тина Кузнецова на пару с продюсером Юрием Усачёвым в рамках Zventa Sventana, кажется, доводят этот грув до апогея. Как говорит сама Тина:
«Альбом „На горе мак“ знакомит слушателя с уникальным фольклорным материалом. Это наша экзотика, и мы продолжаем её доставать из глубины веков. Хочется верить, что в мировом контексте это добавит российской музыкальной сцене аутентичности».
Однако, у подобной музыки всегда одна и та же проблема: неизбежная экзотизация типичных черт «деревенской» России, чего и этот альбом, увы, не избежал. С другой стороны — хороший продукт на экспорт.
Tyagotenie — «Жар»
Самарская апокалиптик-фолк группа выпустила, пожалуй, самый незаслуженно проигнорированный альбом месяца. Несмотря на то что участники проекта определяют свою музыку как «дарк-фолк», в альбоме «Жар» нет упражнений в типичных клише жанра: вы не услышите здесь милитаристского конца света как у Death In June, скорее, на вас обрушится гнев природы.
Зато эсхатологическое ощущение, исходящее от музыки группы, невольно заставляет прибегнуть к другому клише, уже журналистскому, и назвать саунд «Жар» «шаманским», чего в данном случае действительно сложно избежать — включите и убедитесь сами.
Воллны — «Мексика»
Говорят, что у групп, копирующих Joy Division, сегодня есть преимущество на фоне манчестерской группы — на эпигонов можно сходить. Может быть, но так ли нужно? Вопрос справедлив в адрес второго альбома пост-панк-группы «Воллны» после 7‑летнего перерыва.
Феликс Бондарев стал звездой и теперь потихоньку возвращает к жизни свои старые проекты и выпускает их на мейджорах. Этот альбом вышел на Universal. Можно было ли представить такое семь лет назад? Сам выход на мейджере, конечно, нет, а вот музыку запросто — это именно тот сорт монохромного пост-панка, который по-хорошему должен был стать пережитком и уступить место тому цветнику, который недавно был представлен во всей красе в изданной на русском книге Саймона Рейнольдса «Всё порви, начни сначала». Зато можно сходить на концерт группы «Воллны». Только это, скорее, повод для грусти.
NEW SYLVEON — ZVER
«Гиперпоп» постепенно популяризируется в России — его влияние уже очевидно в клипах и песнях Pussy Riot, к его эстетике тяготеет рэпер Zavet, а Институт музыкальных инициатив устраивает разбор полётов по канонам жанра.
Но если всё это похоже на инкорпорирование отдельных элементов гиперпопа в рамки схожих, но всё-таки других жанров, то альбом Zver артиста New Sylveon — это пример полноценного гиперпопа на русском языке.
Если утрировать, то гиперпоп звучит так, словно всю музыку пропустили через автотюн, а затем искусственно принялись менять по тону, что для кого-то может быть комплиментом, а для кого-то нет. Примерно так звучит и этот альбом — перемалывание хип-хопа, поп-мелодий и гитар напоминает лабиринт, в котором нетрудно заблудиться, не в последнюю очередь из-за того, что Zver больше похож на публичную тренировку в жанре, чем на полноценное высказывание.
Читайте также наш материал «Начало советского джаза. Первые джаз-банды, популярность и критика».