Музыкальные релизы: что мы слушали в апреле

Пред­став­ля­ем ваше­му вни­ма­нию новую руб­ри­ку «Музы­каль­ные рели­зы» — в кон­це каж­до­го меся­ца мы будем рас­ска­зы­вать о новых инте­рес­ных син­глах и аль­бо­мах оте­че­ствен­ных музы­кан­тов самых раз­ных жанров.

Сего­дня в под­бор­ке бод­рый инди-поп, вне­зап­ное воз­вра­ще­ние груп­пы Manicure, дарк-фолк и мно­гое другое.


Раёк — «Море огня»

Укра­ин­ский дуэт «Раёк» рань­ше запи­сы­вал бод­рый инди-поп про обла­ка и Сашу Дол­го­по­ло­ва, а теперь выпу­стил аль­бом «Море огня», кото­рый в медиа окре­сти­ли одним из луч­ших тан­це­валь­ных рели­зов месяца.

Пожа­луй, «Море огня» дей­стви­тель­но может заста­вить вас пустить­ся в пляс, одна­ко, медий­ная пере­ко­ди­ров­ка той же «Афи­шей» груп­пы «Раёк» из инди в поп «пре­ми­аль­но­го сег­мен­та» кажет­ся слиш­ком преж­де­вре­мен­ным вос­тор­гом. Спра­вед­ли­вые срав­не­ния с «ВИА Гра», ско­рее, долж­ны вызы­вать вопро­сы — это дей­стви­тель­но та поп-музы­ка, кото­рая нуж­на нам сегодня?

Мож­но было занять про­ти­во­по­лож­ную пози­цию и объ­явить «Раёк» частью (оче­ред­но­го) сег­мен­та «новых тан­це­валь­ных и сен­ти­мен­таль­ных», при­бив к той же гава­ни, что и Starcardigan и дру­гих не очень сек­су­аль­ных арти­стов, одна­ко было бы это ком­пли­мен­тар­но? Едва ли. В общем, «Раёк» при­мер ещё одной «каче­ствен­ной тан­це­валь­ной музы­ки», кото­рая, быть может, и заста­вит нато­чить ваши каб­лу­ки об танц­пол, но, к сожа­ле­нию, этим всё и огра­ни­чи­ва­ет­ся. Кра­си­во и беззубо.


Manicure — «Моя вечная весна»

Вне­зап­но вер­нув­ша­я­ся груп­па Manicure уди­ви­ла не толь­ко самим фак­том воз­вра­ще­ния (раз­ве хоть кто-нибудь вооб­ще их ждал?), но и тем, как орга­нич­но зазву­ча­ла с груп­пой «Ком­со­мольск». Если угод­но, то зву­чит это почти как два раз­ных вре­ме­ни, све­дён­ные друг с дру­гом. Впро­чем, что «Ком­со­мольск», что Manicure — груп­пы, неров­но дыша­щие в сто­ро­ну брит-попа и про­чей музы­ки бри­тан­ско­го поши­ба. Но, что инте­рес­но, зву­чит всё это почти как пани­хи­да по вре­ме­нам, когда выстра­и­вать свой саунд с ори­ен­ти­ром на ино­стран­ных кори­фе­ев не счи­та­лось моветоном.

Евге­ний Нови­ков, пою­щий, как под­вы­пив­ший Лагу­тен­ко — чем не мета­фо­ра на похме­лье от вре­мён групп «евро­пей­ско­го про­ек­та»? В послед­нее вре­мя с бом­бар­ди­ров­кой заказ­ных поло­жи­тель­ных рецен­зий на «Тиму Ищет Свет» и чество­ва­ни­ем про­чих реани­ма­то­ров музы­ки нуле­вых, кото­рые как бы пре­лом­ля­ют музы­ку недав­не­го про­шло­го через приз­му 2021 года.

Manicure выгод­но отли­ча­ют­ся тем, что всё то же самое мож­но най­ти про­сто в их непри­хот­ли­вой музы­ке, но без вся­ких над­стро­ек в виде мани­фе­стов и про­че­го «зер­ка­лиз­ма».


Eeva — «Ведущий/Король червей»

Груп­па Eeva ответ­ствен­на за одну из луч­ших рус­ско­языч­ных песен оте­че­ствен­но­го пост-хард­ко­ра «Агент». Ещё с этой пес­ни ста­ло ясно, что Eeva уме­ет рисо­вать и музы­кой, и текстами.

Подоб­ный кине­ма­то­гра­фи­че­ский образ выри­со­вы­ва­ет­ся и на новом рели­зе: «Веду­щий» — это прак­ти­че­ски «Зву­ки Му» с их «Посто­вым» и «Союз­пе­ча­тью» от пост-хард­ко­ра, но, к доб­ру или к худу, с харак­тер­ной жан­ру пря­мо­ли­ней­но­стью и отсут­стви­ем юмо­ра. В свою оче­редь, пес­ня «Король Чер­вей» немно­го про­иг­ры­ва­ет гру­вом и точ­но­стью обра­за «Веду­ще­му», впро­чем, не теряя узна­ва­е­мо­го почер­ка группы.


Zventa Sventana — «На горе мак»

Филипп Гор­ба­чёв как-то ска­зал о том, что у рус­ско­го язы­ка есть осо­бый грув. С тех пор эта идея ста­ла созвуч­на цело­му поко­ле­нию музы­кан­тов, и певи­ца Тина Куз­не­цо­ва на пару с про­дю­се­ром Юри­ем Уса­чё­вым в рам­ках Zventa Sventana, кажет­ся, дово­дят этот грув до апо­гея. Как гово­рит сама Тина:

«Аль­бом „На горе мак“ зна­ко­мит слу­ша­те­ля с уни­каль­ным фольк­лор­ным мате­ри­а­лом. Это наша экзо­ти­ка, и мы про­дол­жа­ем её доста­вать из глу­би­ны веков. Хочет­ся верить, что в миро­вом кон­тек­сте это доба­вит рос­сий­ской музы­каль­ной сцене аутентичности».

Одна­ко, у подоб­ной музы­ки все­гда одна и та же про­бле­ма: неиз­беж­ная экзо­ти­за­ция типич­ных черт «дере­вен­ской» Рос­сии, чего и этот аль­бом, увы, не избе­жал. С дру­гой сто­ро­ны — хоро­ший про­дукт на экспорт.


Tyagotenie — «Жар»

Самар­ская апо­ка­лип­тик-фолк груп­па выпу­сти­ла, пожа­луй, самый неза­слу­жен­но про­игно­ри­ро­ван­ный аль­бом меся­ца. Несмот­ря на то что участ­ни­ки про­ек­та опре­де­ля­ют свою музы­ку как «дарк-фолк», в аль­бо­ме «Жар» нет упраж­не­ний в типич­ных кли­ше жан­ра: вы не услы­ши­те здесь мили­та­рист­ско­го кон­ца све­та как у Death In June, ско­рее, на вас обру­шит­ся гнев природы.

Зато эсха­то­ло­ги­че­ское ощу­ще­ние, исхо­дя­щее от музы­ки груп­пы, неволь­но застав­ля­ет при­бег­нуть к дру­го­му кли­ше, уже жур­на­лист­ско­му, и назвать саунд «Жар» «шаман­ским», чего в дан­ном слу­чае дей­стви­тель­но слож­но избе­жать — вклю­чи­те и убе­ди­тесь сами.


Воллны — «Мексика»

Гово­рят, что у групп, копи­ру­ю­щих Joy Division, сего­дня есть пре­иму­ще­ство на фоне ман­че­стер­ской груп­пы — на эпи­го­нов мож­но схо­дить. Может быть, но так ли нуж­но? Вопрос спра­вед­лив в адрес вто­ро­го аль­бо­ма пост-панк-груп­пы «Волл­ны» после 7‑летнего перерыва.

Феликс Бон­да­рев стал звез­дой и теперь поти­хонь­ку воз­вра­ща­ет к жиз­ни свои ста­рые про­ек­ты и выпус­ка­ет их на мей­джо­рах. Этот аль­бом вышел на Universal. Мож­но было ли пред­ста­вить такое семь лет назад? Сам выход на мей­дже­ре, конеч­но, нет, а вот музы­ку запро­сто — это имен­но тот сорт моно­хром­но­го пост-пан­ка, кото­рый по-хоро­ше­му дол­жен был стать пере­жит­ком и усту­пить место тому цвет­ни­ку, кото­рый недав­но был пред­став­лен во всей кра­се в издан­ной на рус­ском кни­ге Сай­мо­на Рей­нольд­са «Всё порви, нач­ни сна­ча­ла». Зато мож­но схо­дить на кон­церт груп­пы «Волл­ны». Толь­ко это, ско­рее, повод для грусти.


NEW SYLVEON — ZVER

«Гипер­поп» посте­пен­но попу­ля­ри­зи­ру­ет­ся в Рос­сии — его вли­я­ние уже оче­вид­но в кли­пах и пес­нях Pussy Riot, к его эсте­ти­ке тяго­те­ет рэпер Zavet, а Инсти­тут музы­каль­ных ини­ци­а­тив устра­и­ва­ет раз­бор полё­тов по кано­нам жанра.

Но если всё это похо­же на инкор­по­ри­ро­ва­ние отдель­ных эле­мен­тов гипер­по­па в рам­ки схо­жих, но всё-таки дру­гих жан­ров, то аль­бом Zver арти­ста New Sylveon — это при­мер пол­но­цен­но­го гипер­по­па на рус­ском языке.

Если утри­ро­вать, то гипер­поп зву­чит так, слов­но всю музы­ку про­пу­сти­ли через авто­тюн, а затем искус­ствен­но при­ня­лись менять по тону, что для кого-то может быть ком­пли­мен­том, а для кого-то нет. При­мер­но так зву­чит и этот аль­бом — пере­ма­лы­ва­ние хип-хопа, поп-мело­дий и гитар напо­ми­на­ет лаби­ринт, в кото­ром нетруд­но заблу­дить­ся, не в послед­нюю оче­редь из-за того, что Zver боль­ше похож на пуб­лич­ную тре­ни­ров­ку в жан­ре, чем на пол­но­цен­ное высказывание.


Читай­те так­же наш мате­ри­ал «Нача­ло совет­ско­го джа­за. Пер­вые джаз-бан­ды, попу­ляр­ность и критика». 

Поделиться