В рубрике «Музыкальные релизы» VATNIKSTAN каждый месяц рассказывает о новых интересных синглах и альбомах отечественных музыкантов самых разных жанров, которые могут украсить ваш плейлист.
В этот раз: ненужный альбом «Хадн Дадн», слабейший релиз IC3PEAK, занятный клип «ЗАЛПОМ» и как всегда сумрачные «4 Позиции Бруно».
Хадн Дадн — Переобуваюсь
Самый бесполезный альбом месяца. Я уже неоднократно ругал «Хадн Дадн» за неоднозначное и неосторожное позиционирование. Переобуваться не буду: свежий альбом даёт новые причины для критики. Помимо банальных музыкальных нюансов — саунд группы до сих пор куцый, здесь не случилось существенных изменений, — работа ужасно бедна содержательно.
Сегодня мы нуждаемся в таком творчестве меньше всего. «Переобуваюсь» звучит так, будто на дворе всё тот же 2016‑й, когда команда появилась на свет. Ковидные обстоятельства невольно реанимировали старый трек «Мы сегодня дома», но сама группа явно не спешит сопрягаться с моментом в свежих песнях. Не бывает хуже поп-музыки, чем та, что оторвана от жизни вокруг. Может быть, в будущем «Хадн дадн» и расчешется. Но опять не сегодня.
IC3PEAK — Kiss Of Death
IС3PEAK постоянно оказываются в центре споров об искренности и кредитах доверия. Мол, кто же они: по-карьеристски продуманный проект, успешно зарабатывающий на экзотизации России, или в самом деле важная арт-группировка — не только «для них», но и для нас? Правда, как всегда, где-то посередине.
Сложность в том, что IС3PEAK не существуют самоценно: почти всё их творчество завязано на внешней реальности, причём рефлексировать её авторы не стараются. Все их песни, что наружно, что внутренне, состоят из конкретных и «попсовых» тем, никак не преломляясь художественным образом. Это, пожалуй, моя личная версия популярного обвинения группы в привычке ехать на трендовых темах. Другая претензия, не менее частая: IС3PEAK никак не меняют реальность, а лишь констатируют.
Нет ничего дурного в работе с актуальной повесткой: мы же любим обвинять артистов десятилетней давности в инертности и отсутствии позиции. Плохо делать это конъюнктурно, и понятно, что такой подход вызовет раздражение. Однако тут есть важное «но»: у IС3PEAK и не было цели создавать музыку по-другому. И в их случае это группу оправдывает.
Во-первых, артисты хорошо понимают — и не скрывают этого, — как работает современная машина популярности. Так, участники группы неоднократно подчёркивали значение клипов: видеоконтент быстрее привлекает аудиторию. IС3PEAK не мистифицируют творческий процесс, прекрасно понимая, что производят продукт — хотя с их эстетикой риск провалиться в мистификацию был велик. Где надо — говорят на языке коммерции, а где это неуместно — высказываются как артисты. Никакого лицемерия в таком подходе нет.
Во-вторых, IС3PEAK показательно соблюдают дистанцию. В их музыке не должно быть авторской рефлексии — по большому счёту это детские песенки на уровне считалочек. Да ещё с львиной долей фольклора, где авторства вообще не бывает. К тому же команда фольклорна в том смысле, что не просто работает с архетипами родной культуры, но и делает это максимально доступным для аудитории образом.
В‑третьих, IС3PEAK талантливы — всё-таки это единственная группа из волны вичхауса, что смогла перерасти уровень субкультурки. Не говоря уже об очевидных достоинствах — таких, как вокал Насти.
В‑четвёртых, важен результат и эффект. IС3PEAK хороши тем, что артикулируют современную повестку максимально просто и доступно. При этом они единственные, кто делает это слегка по-хэллоуински. Согласитесь, люди рефлексируют социальные драмы как раз в тех ситуациях, когда выходят «на улицу гладить кота» и далее по тексту, едва ли блоковским пафосом про хоровод.
В‑пятых, каждой культуре нужно пугало на манер условного Мэрилина Мэнсона. В определённой мере IС3PEAK им и стали, с той выгодной разницей, что свести работу дуэта к стратегии «чтоб народ позлить» никак не получится.
При всём сказанном выше, конечно, относиться к IС3PEAK как к полноценной арт-группе будет ошибкой. Новый альбом разом вскрывает буквально все минусы, давно характерные для группы: вылизанный звук, дикий в той степени, чтобы его терпели «нормисы» и «трудные подростки»; мелодии, скатывающиеся в хоррор-стрим. Тексты, что нехарактерно для IС3PEAK , стали сильно оторваны от реальности и теперь больше похожи на дневничок пятнадцатилетней готки. Фиты же, кажется, попали в альбом лишь из-за выгоды коллабов с Граймс и бездарем из Bring Me To The Horizon.
Помимо прочего, в альбоме нет и доли дерзости и опасности из арсенала артистов-предшественников, повлиявших на дуэт, — как у того же Дженезиса Пи-Орриджа, про которого Николай говорил в интервью Дудю. Я уж молчу про трансгрессию, ставшую визитной карточкой группы, — если слушать альбом вне клипов, мы получим самый беззубый проект за всю историю группы. А главный трек «Поцелуй смерти» звучит столь же банально, как само название альбома.
ЗАЛПОМ — Русский
Представьте, если б «Догвилль» Ларса фон Триера переснял Балабанов, рассказывая про русскую деревню. Возможно, получился бы новый клип группы «ЗАЛПОМ», разве что более «причёсанный» и с отсылкой на известный мем. Как по мне, отдельно от альбома видео воспринимается выгоднее.
Проблема с «ЗАЛПОМ», впрочем, одна — след театрального происхождения команды местами превалирует над музыкой. Дело не в том, что мы знаем, как группа образовалась из театралов. Наоборот, решительно не хватает ощущения, что театралы стали музыкантами.
4 Позиции Бруно — Шерсть
«4ПБ» всегда плохо поддавались интерпретации. Мне всегда казались неубедительными любые попытки вменить творчеству Александра Ситникова ясно очерченные смыслы. Иногда жесты группы прочитывают через, простите, почти дугинскую оптику, усматривая в них отечественный сорт постмодернизма. Мне же «4ПБ» всегда больше напоминали утрированную версию и без того инфернального «Кровостока».
Можно точно сказать, что работы Ситникова и Антона Клевцова так или иначе обращены к пространству истории. Часто критики говорят, что мотивы «4ПБ» близки хонтологии — философскому концепту о призрачном прошлом, что никак не хочет уйти, нависая над настоящим. Если ностальгия — чисто человеческая тоска о былом, то демоны хонтологии — само прошлое, что упрямо помнит о людях. Словно нереализованные идеи минувшего, оставшись в тени, рыщут в поиске новых носителей, силясь выйти на свет. «4ПБ» работают с этой материей чуть ли не в каждом релизе.
В этом смысле «Шерсть» не предложит чего-то нового. Но, к счастью, «4ПБ» не из тех, кому нужно заново изобретать велосипед. Они уверенно заняли позицию главных русских хонтологов — даже если сами этого не планировали. А поскольку у России с собственным прошлым до боли невротичные отношения, «4ПБ» стали народной андеграундной группой. Каждый их альбом — настоящий сеанс телепортации в психопатичный мир, состоящий из призраков табуированной России. Бессловесная «Шерсть» оставляет такое же впечатление — вы будто увидели лицо человека там, где его быть не должно.
Как и всегда, в новом альбоме «4ПБ» гладят страну против шерсти. Тем и притягательны.
Читайте также «Главные отечественные фем-панк группы».