Музыкальные релизы: что мы слушали в апреле 2022 года

В руб­ри­ке «Музы­каль­ные рели­зы» VATNIKSTAN каж­дый месяц рас­ска­зы­ва­ет о новых инте­рес­ных син­глах и аль­бо­мах оте­че­ствен­ных музы­кан­тов самых раз­ных жан­ров, кото­рые могут укра­сить ваш плейлист.

В этот раз: ненуж­ный аль­бом «Хадн Дадн», сла­бей­ший релиз IC3PEAK, занят­ный клип «ЗАЛПОМ» и как все­гда сумрач­ные «4 Пози­ции Бруно».


Хадн Дадн — Переобуваюсь

Самый бес­по­лез­ный аль­бом меся­ца. Я уже неод­но­крат­но ругал «Хадн Дадн» за неод­но­знач­ное и неосто­рож­ное пози­ци­о­ни­ро­ва­ние. Пере­обу­вать­ся не буду: све­жий аль­бом даёт новые при­чи­ны для кри­ти­ки. Поми­мо баналь­ных музы­каль­ных нюан­сов — саунд груп­пы до сих пор куцый, здесь не слу­чи­лось суще­ствен­ных изме­не­ний, — рабо­та ужас­но бед­на содержательно.

Сего­дня мы нуж­да­ем­ся в таком твор­че­стве мень­ше все­го. «Пере­обу­ва­юсь» зву­чит так, буд­то на дво­ре всё тот же 2016‑й, когда коман­да появи­лась на свет. Ковид­ные обсто­я­тель­ства неволь­но реани­ми­ро­ва­ли ста­рый трек «Мы сего­дня дома», но сама груп­па явно не спе­шит сопря­гать­ся с момен­том в све­жих пес­нях. Не быва­ет хуже поп-музы­ки, чем та, что ото­рва­на от жиз­ни вокруг. Может быть, в буду­щем «Хадн дадн» и рас­че­шет­ся. Но опять не сегодня.


IC3PEAK — Kiss Of Death

IС3PEAK посто­ян­но ока­зы­ва­ют­ся в цен­тре спо­ров об искрен­но­сти и кре­ди­тах дове­рия. Мол, кто же они: по-карье­рист­ски про­ду­ман­ный про­ект, успеш­но зара­ба­ты­ва­ю­щий на экзо­ти­за­ции Рос­сии, или в самом деле важ­ная арт-груп­пи­ров­ка — не толь­ко «для них», но и для нас? Прав­да, как все­гда, где-то посередине.

Слож­ность в том, что IС3PEAK не суще­ству­ют само­цен­но: почти всё их твор­че­ство завя­за­но на внеш­ней реаль­но­сти, при­чём рефлек­си­ро­вать её авто­ры не ста­ра­ют­ся. Все их пес­ни, что наруж­но, что внут­ренне, состо­ят из кон­крет­ных и «поп­со­вых» тем, никак не пре­лом­ля­ясь худо­же­ствен­ным обра­зом. Это, пожа­луй, моя лич­ная вер­сия попу­ляр­но­го обви­не­ния груп­пы в при­выч­ке ехать на трен­до­вых темах. Дру­гая пре­тен­зия, не менее частая: IС3PEAK никак не меня­ют реаль­ность, а лишь констатируют.

Нет ниче­го дур­но­го в рабо­те с акту­аль­ной повест­кой: мы же любим обви­нять арти­стов деся­ти­лет­ней дав­но­сти в инерт­но­сти и отсут­ствии пози­ции. Пло­хо делать это конъ­юнк­тур­но, и понят­но, что такой под­ход вызо­вет раз­дра­же­ние. Одна­ко тут есть важ­ное «но»: у IС3PEAK и не было цели созда­вать музы­ку по-дру­го­му. И в их слу­чае это груп­пу оправдывает.

Во-пер­вых, арти­сты хоро­шо пони­ма­ют — и не скры­ва­ют это­го, — как рабо­та­ет совре­мен­ная маши­на попу­ляр­но­сти. Так, участ­ни­ки груп­пы неод­но­крат­но под­чёр­ки­ва­ли зна­че­ние кли­пов: видео­кон­тент быст­рее при­вле­ка­ет ауди­то­рию. IС3PEAK не мисти­фи­ци­ру­ют твор­че­ский про­цесс, пре­крас­но пони­мая, что про­из­во­дят про­дукт — хотя с их эсте­ти­кой риск про­ва­лить­ся в мисти­фи­ка­цию был велик. Где надо — гово­рят на язы­ке ком­мер­ции, а где это неумест­но — выска­зы­ва­ют­ся как арти­сты. Ника­ко­го лице­ме­рия в таком под­хо­де нет.

Во-вто­рых, IС3PEAK пока­за­тель­но соблю­да­ют дистан­цию. В их музы­ке не долж­но быть автор­ской рефлек­сии — по боль­шо­му счё­ту это дет­ские песен­ки на уровне счи­та­ло­чек. Да ещё с льви­ной долей фольк­ло­ра, где автор­ства вооб­ще не быва­ет. К тому же коман­да фольк­лор­на в том смыс­ле, что не про­сто рабо­та­ет с архе­ти­па­ми род­ной куль­ту­ры, но и дела­ет это мак­си­маль­но доступ­ным для ауди­то­рии образом.

В‑третьих, IС3PEAK талант­ли­вы — всё-таки это един­ствен­ная груп­па из вол­ны вичха­у­са, что смог­ла пере­ра­с­ти уро­вень суб­куль­тур­ки. Не гово­ря уже об оче­вид­ных досто­ин­ствах — таких, как вокал Насти.

В‑четвёртых, важен резуль­тат и эффект. IС3PEAK хоро­ши тем, что арти­ку­ли­ру­ют совре­мен­ную повест­ку мак­си­маль­но про­сто и доступ­но. При этом они един­ствен­ные, кто дела­ет это слег­ка по-хэл­ло­уин­ски. Согла­си­тесь, люди рефлек­си­ру­ют соци­аль­ные дра­мы как раз в тех ситу­а­ци­ях, когда выхо­дят «на ули­цу гла­дить кота» и далее по тек­сту, едва ли бло­ков­ским пафо­сом про хоровод.

В‑пятых, каж­дой куль­ту­ре нуж­но пуга­ло на манер услов­но­го Мэри­ли­на Мэн­со­на. В опре­де­лён­ной мере IС3PEAK им и ста­ли, с той выгод­ной раз­ни­цей, что све­сти рабо­ту дуэ­та к стра­те­гии «чтоб народ позлить» никак не получится.

При всём ска­зан­ном выше, конеч­но, отно­сить­ся к IС3PEAK как к пол­но­цен­ной арт-груп­пе будет ошиб­кой. Новый аль­бом разом вскры­ва­ет бук­валь­но все мину­сы, дав­но харак­тер­ные для груп­пы: выли­зан­ный звук, дикий в той сте­пе­ни, что­бы его тер­пе­ли «нор­ми­сы» и «труд­ные под­рост­ки»; мело­дии, ска­ты­ва­ю­щи­е­ся в хор­рор-стрим. Тек­сты, что неха­рак­тер­но для IС3PEAK , ста­ли силь­но ото­рва­ны от реаль­но­сти и теперь боль­ше похо­жи на днев­ни­чок пят­на­дца­ти­лет­ней гот­ки. Фиты же, кажет­ся, попа­ли в аль­бом лишь из-за выго­ды кол­ла­бов с Граймс и без­да­рем из Bring Me To The Horizon.

Поми­мо про­че­го, в аль­бо­ме нет и доли дер­зо­сти и опас­но­сти из арсе­на­ла арти­стов-пред­ше­ствен­ни­ков, повли­яв­ших на дуэт, — как у того же Дже­не­зи­са Пи-Орри­джа, про кото­ро­го Нико­лай гово­рил в интер­вью Дудю. Я уж мол­чу про транс­грес­сию, став­шую визит­ной кар­точ­кой груп­пы, — если слу­шать аль­бом вне кли­пов, мы полу­чим самый без­зу­бый про­ект за всю исто­рию груп­пы. А глав­ный трек «Поце­луй смер­ти» зву­чит столь же баналь­но, как само назва­ние альбома.


ЗАЛПОМ — Русский

Пред­ставь­те, если б «Догвилль» Лар­са фон Три­е­ра пере­снял Бала­ба­нов, рас­ска­зы­вая про рус­скую дерев­ню. Воз­мож­но, полу­чил­ся бы новый клип груп­пы «ЗАЛПОМ», раз­ве что более «при­чё­сан­ный» и с отсыл­кой на извест­ный мем. Как по мне, отдель­но от аль­бо­ма видео вос­при­ни­ма­ет­ся выгоднее.

Про­бле­ма с «ЗАЛПОМ», впро­чем, одна — след теат­раль­но­го про­ис­хож­де­ния коман­ды места­ми пре­ва­ли­ру­ет над музы­кой. Дело не в том, что мы зна­ем, как груп­па обра­зо­ва­лась из теат­ра­лов. Наобо­рот, реши­тель­но не хва­та­ет ощу­ще­ния, что теат­ра­лы ста­ли музыкантами.


4 Позиции Бруно — Шерсть

«4ПБ» все­гда пло­хо под­да­ва­лись интер­пре­та­ции. Мне все­гда каза­лись неубе­ди­тель­ны­ми любые попыт­ки вме­нить твор­че­ству Алек­сандра Сит­ни­ко­ва ясно очер­чен­ные смыс­лы. Ино­гда жесты груп­пы про­чи­ты­ва­ют через, про­сти­те, почти дугин­скую опти­ку, усмат­ри­вая в них оте­че­ствен­ный сорт пост­мо­дер­низ­ма. Мне же «4ПБ» все­гда боль­ше напо­ми­на­ли утри­ро­ван­ную вер­сию и без того инфер­наль­но­го «Кро­во­сто­ка».

Мож­но точ­но ска­зать, что рабо­ты Сит­ни­ко­ва и Анто­на Клев­цо­ва так или ина­че обра­ще­ны к про­стран­ству исто­рии. Часто кри­ти­ки гово­рят, что моти­вы «4ПБ» близ­ки хон­то­ло­гии — фило­соф­ско­му кон­цеп­ту о при­зрач­ном про­шлом, что никак не хочет уйти, нави­сая над насто­я­щим. Если носталь­гия — чисто чело­ве­че­ская тос­ка о былом, то демо­ны хон­то­ло­гии — само про­шлое, что упря­мо пом­нит о людях. Слов­но нере­а­ли­зо­ван­ные идеи минув­ше­го, остав­шись в тени, рыщут в поис­ке новых носи­те­лей, силясь вый­ти на свет. «4ПБ» рабо­та­ют с этой мате­ри­ей чуть ли не в каж­дом релизе.

В этом смыс­ле «Шерсть» не пред­ло­жит чего-то ново­го. Но, к сча­стью, «4ПБ» не из тех, кому нуж­но зано­во изоб­ре­тать вело­си­пед. Они уве­рен­но заня­ли пози­цию глав­ных рус­ских хон­то­ло­гов — даже если сами это­го не пла­ни­ро­ва­ли. А посколь­ку у Рос­сии с соб­ствен­ным про­шлым до боли нев­ро­тич­ные отно­ше­ния, «4ПБ» ста­ли народ­ной анде­гра­унд­ной груп­пой. Каж­дый их аль­бом — насто­я­щий сеанс теле­пор­та­ции в пси­хо­па­тич­ный мир, состо­я­щий из при­зра­ков табу­и­ро­ван­ной Рос­сии. Бес­сло­вес­ная «Шерсть» остав­ля­ет такое же впе­чат­ле­ние — вы буд­то уви­де­ли лицо чело­ве­ка там, где его быть не должно.

Как и все­гда, в новом аль­бо­ме «4ПБ» гла­дят стра­ну про­тив шер­сти. Тем и притягательны.


Читай­те так­же «Глав­ные оте­че­ствен­ные фем-панк груп­пы»

Поделиться