Главные отечественные фем-панк группы

Исто­рия рус­ско­го панк-рока насчи­ты­ва­ет боль­ше 40 лет. За это вре­мя оте­че­ствен­ная панк-куль­ту­ра пре­тер­пе­ла мно­же­ство транс­фор­ма­ций от экс­пли­цит­но­го туне­яд­ства «Авто­ма­ти­че­ских Удо­вле­тво­ри­те­лей» до сибир­ской экзи­стен­ци­аль­ной сце­ны и под­ра­жа­те­лей The Exploited. Неко­то­рые тра­ди­ции были пре­рва­ны, неко­то­рые раз­ви­ва­ют­ся даль­ше. Одна из послед­них — линия фем-пан­ка, появив­ша­я­ся дав­но, но набрав­шая обо­ро­ты в Рос­сии лишь в послед­ние несколь­ко лет.

Оте­че­ствен­ная панк-исто­рия дол­гое вре­мя обхо­ди­лась без кон­крет­ной ауди­то­рии. Если запад­но-евро­пей­ский панк был во мно­гом моти­ви­ро­ван про­ле­тар­ской сре­дой, то с рус­ским всё вышло запу­тан­ней: едва ли мож­но запро­сто отве­тить на вопрос, на какую соци­аль­ную базу ори­ен­ти­ро­вал­ся оте­че­ствен­ный вари­ант жан­ра. Одна­ко с появ­ле­ни­ем фем-пан­ка ситу­а­ция изме­ни­лась: нико­гда преж­де в рус­ской панк-сре­де не было ауди­то­рии более гомо­ген­ной. К тому же эта про­тест­ная линия появи­лась как нико­гда вовре­мя: кажет­ся, панк-испол­ни­тель­ни­цы убе­ди­тель­нее и ярче дру­гих спо­соб­ны гово­рить о боли и неспра­вед­ли­во­сти дня сегодняшнего.

VATNIKSTAN пред­ла­га­ет позна­ко­мить­ся со зна­ко­вы­ми фем-панк груп­па­ми стра­ны от зарож­де­ния жан­ра до наших дней.


Ситуация

Хотя рус­ский рок заро­дил­ся почти одно­вре­мен­но с рус­ским же пан­ком, в сфе­ре послед­не­го ещё дол­го не появ­ля­лись отчёт­ли­во феми­нист­ские груп­пы. Тем не менее пер­вые всхо­ды фем-пан­ка нача­ли про­рас­тать ещё в 1982 году, когда на свет появи­лась коман­да «Ситу­а­ция» — пер­вая рок-груп­па в СССР с пол­но­стью жен­ским соста­вом. И хотя она игра­ла хард-рок, то был пер­вый сиг­нал зарож­де­ния пози­ци­о­ни­ро­ва­ния, свой­ствен­но­го феми­ни­сти­че­ски настро­ен­ным панк-коллективам.

В те далё­кие годы рок счи­тал­ся сугу­бо муж­ским заня­ти­ем, поэто­му неуди­ви­тель­но, что в рок-клу­бе к девуш­кам отно­си­лись снис­хо­ди­тель­но. Толь­ко Борис Гре­бен­щи­ков, по слу­хам, обнял и рас­це­ло­вал всех участ­ниц груп­пы после их дебю­та на сцене. Впро­чем, такое отно­ше­ние со сто­ро­ны кол­лег ско­рее сви­де­тель­ство­ва­ло о том, что сама мат­ри­ца рока ока­за­лась на поро­ге боль­ших пере­мен. Раз внут­ри самой рок-куль­ту­ры появил­ся кто-то, кого не при­ни­ма­ют, зна­чит, оста­ва­лось вопро­сом вре­ме­ни, когда новые идеи сме­стят усто­яв­ши­е­ся. Дру­гое дело, что в слу­чае с фем-пан­ком этот про­цесс рас­тя­нул­ся на мно­го лет.

«Ситу­а­ция»

Восьмая Марта

В сере­дине 90‑х в Рос­сию ста­ли про­ни­кать идеи дви­же­ния Riot Girrrl — феми­ни­сти­че­ско­го кры­ла пан­ка, обра­зо­ван­но­го в ответ на власт­ный гете­ро­сек­сизм хард­ко­ра. Так в 1996 году появи­лась пер­вая рус­ская фем-панк груп­па Am I Sexy?. Вско­ре кол­лек­тив сме­нил назва­ние на «Вось­мая Мар­та». Изме­не­ния кос­ну­лись и соста­ва: девуш­ки рас­про­ща­лись с гита­ри­стом и ста­ли пол­но­стью жен­ским кол­лек­ти­вом. Они рас­ска­зы­ва­ли со сце­ны про спе­ци­фи­че­ские про­бле­мы, с кото­ры­ми стал­ки­ва­ют­ся имен­но женщины.

«Вось­мая Мар­та». Источ­ник: vk.com/club2197034

Но было бы ошиб­кой счи­тать, что «Вось­мая Мар­та» про­сто пели о набо­лев­шем. Отнюдь: пере­няв эсте­ти­ку Riot Girrrl, груп­па пере­ня­ла и так­ти­ку. Один из излюб­лен­ных при­ё­мов фем-пан­ка — ген­дер­ное паро­ди­ро­ва­ние попу­ляр­ных песен. Так и у «Вось­мой Мар­ты» появи­лись паро­дии на Гре­бен­щи­ко­ва, «Мумий Трол­ля» и Pixies.

Осо­бен­но выде­ля­ет­ся воль­ная интер­пре­та­ция лагу­тен­ков­ской «Неве­сты»: в вер­сии «Вось­мой Мар­ты» повест­во­ва­ние идёт от лица самой геро­и­ни. При­том, что пес­ня не меня­ет­ся никак, кро­ме пер­спек­ти­вы и, разу­ме­ет­ся, музы­каль­но­го содер­жа­ния. Если балов­ной мотив «Мумий Трол­ля» созда­ёт ощу­ще­ние, что Лагу­тен­ко кокет­ни­ча­ет с девуш­кой, то «Вось­мая Мар­та» зву­чат так, буд­то наг­ло этим поль­зу­ют­ся — чем и хороши.


Чёртовы Куклы

Пусть в кон­це 90‑х фем-панк и не зава­лил про­сто­ры Рос­сии, но «Вось­мая Мар­та» были не един­ствен­ной груп­пой. Дру­же­ствен­ные им «Чёр­то­вы Кук­лы» ока­за­лись ещё более бес­но­ва­ты­ми и хард­кор­ны­ми, хотя и не без вли­я­ния рег­ги-моти­вов The Slits и даже фаль­це­та в духе Sparks. Они обра­зо­ва­лись в 1997‑м, и после ухо­да бара­бан­щи­цы Лены жен­ское трио сме­ни­ло восемь муж­чин, оста­но­вив­шись на том, кото­ро­го «не обла­мы­ва­ло наде­вать парик и юбку».

Чёр­то­вы кук­лы. Источ­ник: vk.com/devilsdolls

Как и «Вось­мая Мар­та», «Чёр­то­вы кук­лы» вдох­нов­ля­лись дви­же­ни­ем Riot Grrrrl. Но если «Мар­та» на деле была вполне себе поп-груп­пой, то «Кук­лы» реши­тель­но не про­из­во­ди­ли впе­чат­ле­ние, буд­то хоть сколь­ко-нибудь забо­тят­ся о слу­ша­те­ле. Они мог­ли орать строч­ки в духе «не под­хо­ди ко мне, кон­дук­тор, в мои кри­ти­че­ские дни», и это, пожа­луй, ещё самый без­опас­ный при­мер их риторики.


Позоры

На дол­гие годы фем-панк про­па­да­ет с рада­ров. Воз­мож­но, при­чи­на в «сытых» 00‑х: обще­ство было явно менее поли­ти­зи­ро­ва­но. Одна­ко в 10‑х годах, бла­го­да­ря интер­не­ту и вопре­ки кон­сер­ва­тив­но­му пово­ро­ту, слу­чил­ся новый виток попу­ля­ри­за­ции жан­ра. Том­ская коман­да «Позо­ры» не была в чис­ле пио­не­ров фем-пан­ка 10‑х, но точ­но ста­ла самой замет­ной в этом ряду. И неспро­ста. Допол­ни­тель­ной убе­ди­тель­но­сти «Позо­рам» при­да­ла раз­рос­ша­я­ся соци­аль­ная про­слой­ка еди­но­мыш­лен­ни­ков. Это уже не исто­рия про музы­каль­ную бан­ду, основ­ная ауди­то­рия кото­рой состо­ит из дру­гих таких же групп.

Но в первую оче­редь при­чи­на вни­ма­ния к «Позо­рам» кро­ет­ся в том, как рабо­та­ет каж­дая состав­ля­ю­щая их твор­че­ства в общей пода­че. Визу­аль­ная сила коман­ды иде­аль­но сце­пи­лась со зву­ко­вым напо­ром: в ито­ге пес­ни про­ез­жа­ют по слу­ша­те­лю буль­до­зе­ром. Сами артист­ки на сцене стре­мят­ся к похо­же­му эффек­ту: по голо­ве вас не погла­дят, а вот схва­тить за неё могут вполне.


Лоно

Если «Позо­ры» сде­ла­ли рус­ский фем-панк насто­я­щей угро­зой, то «Лоно» пока­за­ли его изде­ва­тель­ски-обо­ро­ни­тель­ную сто­ро­ну. Прак­ти­че­ски каж­дая их пес­ня ехид­ни­ча­ет перед слу­ша­те­лем: вот «Лоно» игра­ют на опе­ре­же­ние сек­сист­ских пре­тен­зий «насто­я­щих пан­ков» в «Милая моя», а вот насме­ха­ют­ся над обви­не­ни­я­ми во вто­рич­но­сти в «Такое уже было». Или, напри­мер, текст «Ты это зна­ешь» состав­лен из типич­ных фраз роди­те­лей, кото­рые те гово­рят сво­им детям.

Всё это выра­же­но с оче­вид­ной наг­ло­стью и феми­ни­сти­че­ским пози­ци­о­ни­ро­ва­ни­ем, одним сло­вом — весело.


Узница Совести

«Узни­ца Сове­сти», пожа­луй, самый бес­ком­про­мисс­ный при­мер фем-пан­ка послед­них лет. Дебют­ный аль­бом груп­пы пере­пол­нен по-насто­я­ще­му страш­ны­ми рас­ска­за­ми о трав­ми­ро­ван­ной сек­су­аль­но­сти, рас­кры­ва­ю­щи­ми непри­гляд­ную сто­ро­ну кибер­сек­сиз­ма. Пес­ни «Узни­цы Сове­сти» опи­сы­ва­ют мрач­ное суще­ство­ва­ние зуме­ра, сидя­ще­го в чатах, испы­ты­ва­ю­ще­го нена­висть, но лишён­но­го воз­мож­но­сти с кем-то поде­лить­ся эти­ми чув­ства­ми. Насто­я­щее ядро циф­ро­во­го само­от­чуж­де­ния не толь­ко Рос­сии, но и все­го совре­мен­но­го мира.


Красные Зори

Золо­тое пра­ви­ло «мало — это мно­го» хоро­шо усво­е­но груп­пой «Крас­ные Зори». Их тре­ки — это мини­ма­ли­сти­че­ская элек­тро­ни­ка, пере­ме­шан­ная с поле­вы­ми запи­ся­ми, экс­пе­ри­мен­та­ми и ауди­о­днев­ни­ка­ми. В отли­чие от осталь­ных фем-панк кол­лек­ти­вов, «Крас­ные Зори» агрес­сии пред­по­чи­та­ют гип­ноз. Пес­ни осно­ва­ны на посто­ян­ном повто­ре одних и тех же музы­каль­ных фраз, поверх кото­рых зачи­ты­ва­ет­ся такой же ску­пой текст. Ска­ре­ден он, одна­ко, на эмо­ци­о­наль­ное инто­ни­ро­ва­ние, но не на смысл.

К тому же там, где груп­па реша­ет усту­пить ярко выра­жен­ной эмо­ци­о­наль­но­сти, она выби­ра­ет мощ­ные обра­зы: чего сто­ит клип на пес­ню «Музы­чень­ка», буд­то неслу­чай­но риф­му­ю­щий­ся с хор­ро­ром «Солн­це­сто­я­ние». Да и потом, ред­кая фем-панк коман­да столь же явно обра­ща­ет­ся к рус­ской народ­ной культуре.

Несмот­ря на то что кол­лек­тив в насто­я­щее вре­мя сугу­бо жен­ский, «Крас­ные Зори» гото­вы рас­ши­рить ген­дер­ный состав груп­пы. Вот что они говорят:

«У нас жен­ская ген­дер­ная соци­а­ли­за­ция. Пока нас в груп­пе двое, и мы жен­щи­ны. В этом смыс­ле мы, конеч­но, жен­ская груп­па. И гово­рим мы через свои тек­сты тоже о чём-то жен­ском. Одна­ко мы не исклю­ча­ем того, что пес­ни могут быть близ­ки не толь­ко жен­щи­нам и не толь­ко феминисткам».


Mirrored Lips

Артист­ки харак­те­ри­зу­ют себя как «рус­ское пси­ходра­ма­ти­че­ское фри-панк трио», образ­но опи­сы­вая Mirrored Lips «в виде экс­порт­ной маши­ны „Жигу­ли“ из кли­па Björk». Види­мо, под­чёр­ки­вая этим лёг­кое отно­ше­ние к пере­ме­ще­ни­ям в про­стран­стве и по самой реальности.

Звук Mirrored Lips — желе­зо­бе­тон­ный сплав пост-пан­ка, нойз-рока и натя­ну­той, как тети­ва, мело­де­кла­ма­ции. Их поэ­ти­че­ские вопли — без пяти минут феми­нист­ская ревер­сия инто­на­ций и сти­хо­сло­же­ния Маяковского.

И хотя лири­че­ски груп­па выхо­дит за пре­де­лы тема­тик фем-пан­ка, кажет­ся, Mirrored Lips един­ствен­ные, кто оза­бо­тил­ся про­бле­ма­ти­кой мате­рин­ства. При­чём не в плане выска­зы­ва­ний о неже­лан­ной бере­мен­но­сти и после­ду­ю­щей обще­ствен­ной стиг­ме. Ско­рее испол­ни­тель­ни­цы высвет­ля­ют роль мате­ри в кон­тек­сте вопро­сов экзи­стен­ци­аль­ной ответственности.


nazlo

Артист­ки про­дол­жа­ют нарас­та­ю­щую вол­ну про­тестно­го фем-пан­ка Рос­сии. Как и дру­гие коман­ды это­го направ­ле­ния, они бичу­ют пат­ри­ар­хат и кри­ти­ку­ют домаш­нее наси­лие. Но что дела­ет nazlo не про­сто фем-пан­ком, а имен­но арт-панк груп­пой, это их спо­соб кри­чать об окру­жа­ю­щей реаль­но­сти. Если иные пред­ста­ви­те­ли жан­ра ( «Позо­ры», «Лоно») рису­ют места­ми страш­ные, а ино­гда смеш­ные кар­ти­ны быто­во­го сюр­ре­а­лиз­ма, то nazlo копа­ют глуб­же и обра­ща­ют­ся к мифам.

Как гово­ри­ли участ­ни­цы группы:

«Миф, сказ­ка, леген­да, фольк­лор — доволь­но пат­ри­ар­халь­ные нар­ра­тив­ные фор­мы. И [нам] хоте­лось вос­поль­зо­вать­ся имен­но таки­ми — пере­вер­нуть с ног на голо­ву повест­во­ва­тель­ную канву».

nazlo. Источ­ник: vk.com/yknazlo

У вдо­вы Лу Рида Лори Андер­сон есть пес­ня Only An Expert. В ней испол­ни­тель­ни­ца кри­ти­ку­ет тех­но­кра­ти­че­ское обще­ство, в кото­ром пра­вят все­воз­мож­ные экс­пер­ты, реша­ю­щие, что есть нор­ма, а что нет. В адрес тех же экс­пер­тов направ­ле­на пес­ня nazlo «Гор­го­на». Толь­ко если у Андер­сон более отвле­чён­ное кон­спек­ти­ро­ва­ние, то у nazlo — лобо­вая ата­ка: «Не прой­ти мимо вас без вашей экс­перт­ной оцен­ки / как на кон­кур­се кра­со­ты на ули­це и в тво­ей ленте».

Несмот­ря на обра­ще­ние к мифам, nazlo оста­ют­ся откры­ты­ми для вовле­че­ния слу­ша­те­ля. Здесь ска­зы­ва­ет­ся про­шлый «меме­тич­ный» стиль песен. Если вам нра­вит­ся энер­ге­ти­ка фем-пан­ка, но сму­ща­ет пря­мой про­тестный посыл, воз­мож­но, такая музы­ка не для вас. Но если всё-таки реши­тесь дать ей вто­рой шанс, имен­но nazlo могут стать хоро­шим тест-драй­вом. Драйв, во вся­ком слу­чае, вам точ­но обеспечен.


Читай­те так­же «„Руку ниже бед­ра“: как меня­лось пред­став­ле­ние о сек­се через пес­ни»

Поделиться