Музыкальные релизы: что мы слушали в октябре

В руб­ри­ке «Музы­каль­ные рели­зы» мы каж­дый месяц рас­ска­зы­ва­ем о новых инте­рес­ных син­глах и аль­бо­мах оте­че­ствен­ных музы­кан­тов самых раз­ных жан­ров, кото­рые вполне могут укра­сить ваш плейлист.

Сего­дня четы­ре избран­ных рели­за — воз­вра­ще­ние клас­си­ков, оча­ро­ва­тель­ный дрим-поп, псев­до-готи­ка и луч­ший элек­трон­ный аль­бом года.


Tequilajazzz — «Камни»

При воз­вра­ще­нии любой груп­пы сра­зу воз­ни­ка­ют вопро­сы в духе: «А в фор­ме ли ещё бога­ты­ри?». Так вот, фор­ма — луч­шая часть Tequilajazzz. Во вся­ком слу­чае, груп­па Фёдо­ро­ва вер­ну­лась в пре­вос­ход­ном состоянии.

Борис Гре­бен­щи­ков как-то назвал «Теки­лу» глав­ной рус­ской рок-груп­пой. Не пере­хва­лил. В отли­чие от мно­гих рок-групп, музы­ка Tequilajazzz зву­чит одно­вре­мен­но лег­ко и вир­ту­оз­но. Слож­но вспом­нить дру­гую оте­че­ствен­ную груп­пу, кото­рая так про­сто сов­ме­ща­ла бы про­го­вые ходы и почти пля­шу­щую ново­вол­но­вую атмо­сфе­ру. Пожа­луй, на ум при­хо­дит то, чем зани­ма­ет­ся Женя Гор­бу­нов. Но надо ска­зать, что «Теки­ла» дер­жит баланс гораз­до уме­лей. Вос­пе­ва­ние Фёдо­ро­вым при­род­ных сти­хий, кажет­ся, упо­до­би­ло сти­хии и музы­ку груп­пы — она течёт, летит и нава­ли­ва­ет­ся сколь мону­мен­таль­но, столь и непринуждённо.


Космос на потолке — «Маленькая Луна»

«Кос­мос на потол­ке» — воз­мож­но, самая оба­я­тель­ная дрим-поп груп­па насто­я­ще­го момен­та. Оча­ро­ва­ние их музы­ки про­ис­хо­дит из того, что «Кос­мос» не ста­ра­ют­ся заиг­ры­вать с вни­ма­ни­ем слу­ша­те­ля, пре­крас­но пони­мая, что скром­ность — сест­ра дрим-попа. Это музы­ка, лишён­ная ужи­мок перед слу­ша­те­лем, а от того вос­при­ни­ма­ет­ся почти аутен­тич­но: лег­ко вооб­ра­зить, что «Кос­мос на потол­ке» с оди­на­ко­вым погру­же­ни­ем могут сыг­рать как перед тол­пой, так и друг для друга.

Всё это, одна­ко, не гово­рит о том, что музы­ка «Кос­мо­са» напи­са­на «по лека­лам». Тек­сты нико­гда не были важ­ной и силь­ной частью дрим-попа, но «Малень­кая Луна» гото­ва побо­роть­ся за самые милые и мет­кие строч­ки года: «С потол­ка падать на пол боль­но, на кро­вать — нор­маль­но» — попро­буй­те побо­роть иску­ше­ние напеть эти строч­ки после хотя бы раз повто­рив­ше­го­ся рефре­на в песне «Вда­ле­ке».


zavet — gotika

Рэпер zavet появил­ся на рада­рах акку­рат перед наступ­ле­ни­ем кри­зи­са рус­ско­го хип-хопа. Тогда каза­лось, что объ­явил­ся новый пер­со­наж, обнов­ля­ю­щий саунд оте­че­ствен­но­го рэпа и пред­ла­га­ю­щий некий новый образ. Не ска­зать, что до zavet‘а в рус­ском рэпе не было фор­ма­ли­стов, но флёр хай­пер-попа и дарк-трэпа в музы­ке арти­ста вывел фор­ма­лизм на новый уро­вень. Эта музы­ка в гораз­до боль­шей сте­пе­ни похо­жа на рабо­ту про­дю­се­ра, чем рэпе­ра — звук и атмо­сфе­ра в ней важ­ней, чем сло­ва. В этом нет ниче­го ново­го, а вот что ново, так это при­мат ими­джа даже над саундом.

Новый аль­бом, кажет­ся, тоже боль­ше рабо­та­ет на под­дер­жа­ние обра­за — оче­вид­ней­шие отсыл­ки к Мэн­со­ну и HIM (и, воз­мож­но, Кобей­ну, куда ж без него) могут посо­пер­ни­чать в баналь­но­сти и вто­рич­но­сти с Джизусом.

На этом парал­ле­ли меж­ду ними не закан­чи­ва­ют­ся. В сущ­но­сти, как бы ни отли­ча­лась их музы­ка, но это один и тот же аттрак­ци­он на раз­ных дви­га­те­лях — гитар­ном и элек­трон­ном. А суть его заклю­ча­ет­ся в обыч­ной постав­ке дра­мы для под­рост­ков. Поче­му бы и нет, каж­до­му тиней­дже­ру нуж­но зву­ко­вое сопро­вож­де­ние для тех драм, что лет через десять сво­ей мелоч­но­стью будут сму­щать самих под­рост­ков (а за ними сле­дом будет сму­щать и музы­ка). Вот толь­ко если тот же Джи­зус оче­вид­но вто­ри­чен (и в этом смыс­ле честен), то zavet созда­ёт впе­чат­ле­ние арти­ста, кото­рый хочет казать­ся «не таким как все».

Кто из них в этом под­хо­де боль­ше «пах­нет под­рост­ком» — вопрос откры­тый. Но факт: у Джу­зи­са готич­ность искус­ствен­ная и создан­ная, а zavet, кажет­ся, ста­ра­ет­ся выдать из себя нечто более аутен­тич­ное. При этом гла­му­ри­зи­ро­ван­ная готи­ка в одно­имён­ном аль­бо­ме сочит­ся из каж­до­го тре­ка. Ника­ко­го пони­ма­ния гот-куль­ту­ры аль­бом не выда­ёт, а от того более под­хо­дя­щим назва­ни­ем для аль­бо­ма было бы, про­сти­те, «herka».


Кedr Livanskiy — Liminal Soul

Яна Кед­ри­на нако­нец выпу­сти­ла мно­го­стра­даль­ный аль­бом. Едва ли кто-то сомне­вал­ся в том, что релиз полу­чит­ся отлич­ным, но он вышел пре­вос­ход­ным. Изви­ни­те за лени­вое срав­не­ние, но после «Liminal Soul» Яна ста­ла под­лин­ным экви­ва­лен­том Burial на пост­со­вет­ском про­стран­стве. Толь­ко инте­рес­нее. Если Уильям Бивен, рекон­стру­и­руя кол­лек­тив­ность рей­вов в музы­ку оди­но­че­ства, не выхо­дил за пре­де­лы инстру­мен­та­рия, то Яна не стес­ня­ет­ся петь, исполь­зо­вать эле­мен­ты дрим-попа и обра­ща­ет­ся не толь­ко к тан­це­валь­ной культуре.

Неод­но­крат­но под­ме­ча­лось, что эссе, посвя­щён­ные куль­то­во­му про­дю­се­ру, зача­стую деко­ди­ру­ют его рели­зы с такой скру­пу­лёз­но­стью, что не остав­ля­ют ника­кой эмо­ци­о­наль­ной отда­чи от про­слу­ши­ва­ния музы­ки. Kedr Livanskiy лише­на подоб­ных рис­ков. Очень сомне­ва­юсь, что хотя бы какой-то текст может исчер­пать опыт про­слу­ши­ва­ния её музыки.


Читай­те так­же «Самый луч­ший день для побе­га на Запад. Нуле­вые. „Вре­ме­на почи­ще“ для евро­про­ек­та»

Поделиться