В рубрике «Музыкальные релизы» мы каждый месяц рассказываем о новых интересных синглах и альбомах отечественных музыкантов самых разных жанров, которые вполне могут украсить ваш плейлист.
Сегодня четыре избранных релиза — возвращение классиков, очаровательный дрим-поп, псевдо-готика и лучший электронный альбом года.
Tequilajazzz — «Камни»
При возвращении любой группы сразу возникают вопросы в духе: «А в форме ли ещё богатыри?». Так вот, форма — лучшая часть Tequilajazzz. Во всяком случае, группа Фёдорова вернулась в превосходном состоянии.
Борис Гребенщиков как-то назвал «Текилу» главной русской рок-группой. Не перехвалил. В отличие от многих рок-групп, музыка Tequilajazzz звучит одновременно легко и виртуозно. Сложно вспомнить другую отечественную группу, которая так просто совмещала бы проговые ходы и почти пляшущую нововолновую атмосферу. Пожалуй, на ум приходит то, чем занимается Женя Горбунов. Но надо сказать, что «Текила» держит баланс гораздо умелей. Воспевание Фёдоровым природных стихий, кажется, уподобило стихии и музыку группы — она течёт, летит и наваливается сколь монументально, столь и непринуждённо.
Космос на потолке — «Маленькая Луна»
«Космос на потолке» — возможно, самая обаятельная дрим-поп группа настоящего момента. Очарование их музыки происходит из того, что «Космос» не стараются заигрывать с вниманием слушателя, прекрасно понимая, что скромность — сестра дрим-попа. Это музыка, лишённая ужимок перед слушателем, а от того воспринимается почти аутентично: легко вообразить, что «Космос на потолке» с одинаковым погружением могут сыграть как перед толпой, так и друг для друга.
Всё это, однако, не говорит о том, что музыка «Космоса» написана «по лекалам». Тексты никогда не были важной и сильной частью дрим-попа, но «Маленькая Луна» готова побороться за самые милые и меткие строчки года: «С потолка падать на пол больно, на кровать — нормально» — попробуйте побороть искушение напеть эти строчки после хотя бы раз повторившегося рефрена в песне «Вдалеке».
zavet — gotika
Рэпер zavet появился на радарах аккурат перед наступлением кризиса русского хип-хопа. Тогда казалось, что объявился новый персонаж, обновляющий саунд отечественного рэпа и предлагающий некий новый образ. Не сказать, что до zavet‘а в русском рэпе не было формалистов, но флёр хайпер-попа и дарк-трэпа в музыке артиста вывел формализм на новый уровень. Эта музыка в гораздо большей степени похожа на работу продюсера, чем рэпера — звук и атмосфера в ней важней, чем слова. В этом нет ничего нового, а вот что ново, так это примат имиджа даже над саундом.
Новый альбом, кажется, тоже больше работает на поддержание образа — очевиднейшие отсылки к Мэнсону и HIM (и, возможно, Кобейну, куда ж без него) могут посоперничать в банальности и вторичности с Джизусом.
На этом параллели между ними не заканчиваются. В сущности, как бы ни отличалась их музыка, но это один и тот же аттракцион на разных двигателях — гитарном и электронном. А суть его заключается в обычной поставке драмы для подростков. Почему бы и нет, каждому тинейджеру нужно звуковое сопровождение для тех драм, что лет через десять своей мелочностью будут смущать самих подростков (а за ними следом будет смущать и музыка). Вот только если тот же Джизус очевидно вторичен (и в этом смысле честен), то zavet создаёт впечатление артиста, который хочет казаться «не таким как все».
Кто из них в этом подходе больше «пахнет подростком» — вопрос открытый. Но факт: у Джузиса готичность искусственная и созданная, а zavet, кажется, старается выдать из себя нечто более аутентичное. При этом гламуризированная готика в одноимённом альбоме сочится из каждого трека. Никакого понимания гот-культуры альбом не выдаёт, а от того более подходящим названием для альбома было бы, простите, «herka».
Кedr Livanskiy — Liminal Soul
Яна Кедрина наконец выпустила многострадальный альбом. Едва ли кто-то сомневался в том, что релиз получится отличным, но он вышел превосходным. Извините за ленивое сравнение, но после «Liminal Soul» Яна стала подлинным эквивалентом Burial на постсоветском пространстве. Только интереснее. Если Уильям Бивен, реконструируя коллективность рейвов в музыку одиночества, не выходил за пределы инструментария, то Яна не стесняется петь, использовать элементы дрим-попа и обращается не только к танцевальной культуре.
Неоднократно подмечалось, что эссе, посвящённые культовому продюсеру, зачастую декодируют его релизы с такой скрупулёзностью, что не оставляют никакой эмоциональной отдачи от прослушивания музыки. Kedr Livanskiy лишена подобных рисков. Очень сомневаюсь, что хотя бы какой-то текст может исчерпать опыт прослушивания её музыки.
Читайте также «Самый лучший день для побега на Запад. Нулевые. „Времена почище“ для европроекта».