Самый лучший день для побега на Запад. Нулевые. «Времена почище» для европроекта

VATNIKSTAN про­дол­жа­ет цикл мате­ри­а­лов Пет­ра Поле­щу­ка об экс­пан­сии рус­ской поп-музы­ки на Запад: от «гор­би-рока» и евро­пей­ско­го про­ек­та нуле­вых до Pussy Riot, рус­ско­го рэпа и Новой рус­ской волны.

Если в 1980‑е годы с посте­пен­ным ослаб­ле­ни­ем анти-аме­ри­кан­ской поли­ти­ки арти­сты пита­ли надеж­ды на успех за рубе­жом, а в девя­но­стые эти надеж­ды раз­ру­ши­ли эко­но­ми­че­ский крах и неудав­ша­я­ся попыт­ка экс­пор­та, то в нуле­вые ситу­а­ция одно­вре­мен­но и изме­ни­лась, и «вер­ну­лась» к началу.

C наступ­ле­ни­ем «сытых» вре­мён было неглас­но реше­но забыть о неуда­чах про­шло­го и с новы­ми надеж­да­ми смот­реть в буду­щее. Куль­ти­ви­ро­ва­ние обра­за Рос­сии, как уже не отста­ю­щей от Запа­да и Евро­пы стра­ны, сло­жи­ло новые биз­нес-коор­ди­на­ты для оте­че­ствен­ных арти­стов. Теперь нет необ­хо­ди­мо­сти отыг­ры­вать роль поч­вен­ни­ка и бор­ца с СССР, теперь каж­дый стал кос­мо­по­ли­том. Эко­но­ми­че­ское бла­го­по­лу­чие тому толь­ко потвор­ство­ва­ло: идея, что мож­но стать извест­ным на Запа­де, с одной сто­ро­ны, воз­вра­ща­ла к опти­миз­му вось­ми­де­ся­тых, а с дру­гой, тол­ка­ла к раз­ра­бот­ке новой моде­ли про­дви­же­ния. Если граж­да­нин Рос­сии теперь граж­да­нин Евро­пы, то поэт (или музы­кант) теперь не про­сто «боль­ше, чем поэт», но и «боль­ше, чем граж­да­нин поэт».

Курс задан — Рос­сию надоб­но репре­зен­ти­ро­вать на миро­вой арене по-ново­му, как часть про­грес­сив­но­го све­та. Или, вер­нее, как не Рос­сию вовсе, а одну боль­шую Европу.

Это исто­рия о том, как пер­вая дека­да ново­го тыся­че­ле­тия отра­зи­ла все надеж­ды (и их кру­ше­ние), все пла­ны и наив­ность фор­ми­ру­ю­щей­ся оте­че­ствен­ной музы­каль­ной инду­стрии. Исто­рия о том, как пого­ня за мор­ков­кой при­ве­ла куль­ту­ру к кри­зи­су идентичности.


Евровидение — окно в Европу

И хотя до наступ­ле­ния мил­ле­ни­у­ма Рос­сия участ­во­ва­ла в Евро­ви­де­нии, уча­стие это было весь­ма дежур­ным. По-насто­я­ще­му видеть воз­мож­но­сти в кон­кур­се Рос­сия ста­ла тогда же, когда ста­ли кар­ди­наль­но менять­ся цены на нефть, а имен­но в 2000 году. Слу­чай­но или нет, но на кон­курс отпра­ви­ли дочь вице-пре­зи­ден­та «Лукой­ла» и по сов­ме­сти­тель­ству начи­на­ю­щую рос­сий­скую звез­ду Алсу. Резуль­тат — почёт­ное вто­рое место.

И как здесь не усмот­реть оче­ред­ную поли­ти­че­скую подо­плё­ку, при­су­щую Евровидению?

Рос­сия, всё ещё нахо­дясь на отши­бе кон­тек­ста попу­ляр­ной куль­ту­ры, тут же быст­ро убе­ди­ла себя, что Евро­ви­де­ние не что иное, как основ­ная сце­на миро­вой поп-музы­ки. Это­му спо­соб­ство­ва­ла почти мани­а­каль­ная сосре­до­то­чен­ность СМИ на кон­кур­се как на ещё одной пло­щад­ке для демон­стра­ции спор­тив­ных дости­же­ний. При этом зри­те­лей нисколь­ко не сму­ща­ло, что на кон­кур­се отсут­ство­ва­ли пере­до­вые име­на, а его побе­ди­те­ли забы­ва­лись быст­рее, чем за год.

Стро­го гово­ря, Евро­ви­де­ние нико­гда не было про экс­порт, ведь экс­порт под­ра­зу­ме­ва­ет после­ду­ю­щее про­ек­ти­ро­ва­ние карье­ры арти­ста авто­ном­но от стар­то­вой ини­ци­а­ти­вы в виде фести­ва­ля. Но при дефи­ци­те воз­мож­но­стей, без­гра­мот­но­сти в музы­каль­ном биз­не­се и попро­сту наив­но­сти Евро­ви­де­ние каза­лось жите­лям Рос­сии самым насто­я­щим пор­та­лом в мир грёз.

Сле­дом «поко­рять» Евро­пу отпра­вил­ся Илья Лагу­тен­ко. Каза­лось, что «Мумий Тролль» иде­аль­ный кан­ди­дат — амбас­са­дор брит-попа в Рос­сии, мод­ный лидер моло­дё­жи, мифо­лог пре­сло­ву­тых «вре­мён почище».

Но тех­ни­че­ская непод­го­тов­лен­ность Рос­сии стёр­ла обо­льсти­тель­ную улыб­ку фронт­ме­на груп­пы, и «Мумий Тролль» занял толь­ко 12‑е место. В 2001 году голо­со­ва­ние фести­ва­ля впер­вые про­хо­ди­ло через мобиль­ную сеть, и надо ли гово­рить, что Рос­сия всё ещё луч­ше обра­ща­лась с пей­дже­ра­ми, чем с смс?

Уже тогда про­зву­чал пер­вый зво­но­чек, что Рос­сия и Евро­па до сих пор «по раз­ные сто­ро­ны полос», что, впро­чем, на волне обще­го опти­миз­ма было про­игно­ри­ро­ва­но. Евро­ви­де­ние — это кон­курс для при­ви­ле­ги­ро­ван­ных. Дескать, что нам ваша вели­кая дер­жа­ва, если у вас даже нет инстру­мен­тов, что­бы народ­но про­го­ло­со­вать за сво­е­го артиста?

Тем не менее опре­де­лён­ный курс «Мумий Тролль», надо счи­тать, всё-таки задал. Сле­ду­ю­щи­ми в 2002 году на кон­курс отпра­ви­ли моло­дёж­ный бойс-бенд «Пре­мьер-Министр», а в 2003‑м — ано­маль­ных «Тату» . Каза­лось бы, «Тату» ещё более бес­про­иг­рыш­ный вари­ант, чем Лагу­тен­ко — их попу­ляр­ность до сих пор недо­сти­жи­мый для дру­гих сооте­че­ствен­ни­ков рекорд. Но боле­ю­щим за дуэт при­шлось горе­вать от тре­тье­го места. Ситу­а­ция отрад­ней, чем у Лагу­тен­ко, но про­иг­рать Алсу для тако­го про­ек­та — почти позор.

Минуя совсем уж неуве­рен­ные попыт­ки взять реванш, Рос­сия полу­чи­ла пер­вое место толь­ко в 2008 году, когда стра­ну пред­став­лял Дима Билан. Как резю­ми­ро­вал жур­на­лист Андрей Бухарин:

«Надо ска­зать, что наша побе­да в дру­же­ствен­ном Бел­гра­де в 2008 году была очень сим­во­лич­ной на всех уров­нях. Она ста­ла, с одной сто­ро­ны, нагляд­ной демон­стра­ци­ей могу­ще­ства Рос­сии, в первую оче­редь, финан­со­во­го. С дру­гой — одним из пиков все­го деся­ти­ле­тия нуле­вых для нас всех, после про­хож­де­ния кото­ро­го нача­лись совсем иные вре­ме­на как в эко­но­ми­че­ском, так и поли­ти­че­ском смысле».


Русский брит-поп и группы евроволны

Кон­курс­ный про­иг­рыш «Мумий Трол­ля» на Евро­ви­де­ние отра­зил­ся куль­тур­ным выиг­ры­шем у себя дома. Поми­мо того, что имен­но с Лагу­тен­ко оте­че­ствен­ные воро­ти­лы ста­ли забра­сы­вать Евро­ви­де­ние арти­ста­ми, ори­ен­ти­ро­ван­ны­ми на моло­дёжь, «Мумий Тролль» озна­ме­но­вал новую эру для всей поп-рок музы­ки нуле­вых в России.

Успех и имидж груп­пы манил дру­гих: моло­дые груп­пы мед­лен­но, но вер­но про­тап­ты­ва­ли доро­гу к тому, что­бы пре­вра­тить­ся в евро­пей­цев. Сна­ча­ла заиг­рав брит-поп на рус­ском (и надо заме­тить, что импор­ти­ро­ван­ный брит-поп выгля­дел совсем уж мала­холь­ным на фоне клас­со­вых драм Pulp, испо­лин­ской наг­ло­сти Oasis и ген­дер­ной интри­ги Suede), Рос­сия пыта­лась повто­рить успех груп­пы Ильи Лагутенко.

«Сего­дня ночью», «Сан­са­ра» и «Муль­тfиль­мы» — вот лишь неболь­шой спи­сок актив­но попол­няв­ше­го­ся ката­ло­га рус­ско­го брит-попа. И это не гово­ря про забы­тые, а то и вовсе нико­му не извест­ные груп­пы, вро­де вла­ди­во­сток­цев Steplers или «Эглайне». Если послед­ние были пол­ны­ми, но очень достой­ны­ми кло­на­ми Suede (кста­ти, имен­но цита­та из пес­ни «Эглайне» и оза­гла­ви­ла весь этот цикл), то пер­вые игра­ли попур­ри на весь брит-поп и даже доби­лись кое-каких резуль­та­тов, выиг­рав RMA на МТV и побе­див «Ране­ток». Впро­чем, всё это боль­ше напо­ми­на­ло нелов­кую попыт­ку постро­ить Евро­пу у себя на ого­ро­де, чем стро­и­тель­ство пре­сло­ву­то­го пет­ров­ско­го «окна».

В даль­ней­шем с под­клю­че­ни­ем интер­не­та брит-поп рас­тво­рил­ся и на сме­ну ему при­шло абстракт­ное «каче­ствен­ное бри­тан­ское инди», а с ним и пол­ная мимик­рия под евро­пей­ские и запад­ные лека­ла. Отныне груп­пы испол­ня­ли пес­ни на англий­ском язы­ке, что зако­но­мер­но (и быст­ро) поро­ди­ло русофобию.

К это­му ли тол­кал мур­лы­ка­ю­щий по-рус­ски Лагу­тен­ко с его дво­ро­вы­ми моти­ва­ми? Кто знает.

Но как бы то ни было новые име­на уве­ро­ва­ли, что испол­не­ние песен на англий­ском — ключ к все­мир­но­му успе­ху (даже стран­но, как такое пред­став­ле­ние суще­ство­ва­ло на кон­тра­сте с при­ме­ром в виде гре­мев­ших тогда Rammstein). Лако­нич­ней все­го твор­че­скую мак­си­му той вол­ны арти­стов спу­стя мно­го лет выра­зил Алек­сандр Горбачёв:

«Небо Лон­до­на и прав­да может ока­зать­ся более дости­жи­мым, если изъ­яс­нять­ся с его жите­ля­ми на одном наречии».

Рус­ские «Pet Shop Boys с яйца­ми», ново­си­бир­цы Punk TV были одной из таких групп. По боль­шо­му счё­ту основ­ное содер­жа­ние Punk TV состо­я­ло в том, что­бы мель­кать попе­ре­мен­но то в зару­беж­ной, то в оте­че­ствен­ной прес­се, зара­ба­ты­вая казав­ши­е­ся в то вре­мя ком­пли­мен­тар­ные оцен­ки вро­де «они уже ни разу не „рус­ские Chemical Brothers“, а про­сто Punk TV — и это­го доста­точ­но». И в этом отно­ше­нии груп­па дей­стви­тель­но была содер­жа­тель­на, отме­тив­шись разо­гре­вом геро­ев мэд­че­сте­ра и про­че­го аль­тер­на­тив-дэн­са Иена Бра­у­на и Happy Mondays.

А иной раз запи­сы­ва­ясь вме­сте с вока­ли­ста­ми EMF, Power Of Dreams и дру­ги­ми арти­ста­ми (при­чём это они высту­па­ли в каче­стве при­гла­шён­ных звёзд, а не ново­си­бир­цы подыг­ры­ва­ли корифеям).Справедливости ради, как вер­но заме­тил поз­же гита­рист кон­церт­но­го соста­ва Parks, Squares and Alleys Геор­гий Пинчук:

«У подоб­ных Punk TV и Everything made in china групп до сих пор мож­но поучить­ся рабо­те со зву­ком и мелодиями».

Дей­стви­тель­но. Если груп­пы евро-вол­ны и внес­ли какой-то вклад, то сугу­бо в зву­ко­вом поле.

Без­услов­но, идей­ное поле дека­ды нико­гда не уме­ща­ет­ся в её чисто вре­мен­ные рам­ки. Так неко­то­рые арти­сты, кото­рые сфор­ми­ро­ва­лись в куль­тур­ной атмо­сфе­ре нуле­вых «зазву­ча­ли» уже в деся­тых. И самым, пожа­луй, глав­ным при­ме­ром такой груп­пы слу­жит ростов­ская Motorama. Едва ли мож­но най­ти мно­го аргу­мен­тов, что­бы назвать её груп­пой 2010‑х годов. Ско­рее, она была либо послед­ней инди-груп­пой евро­про­ек­та либо, в более респек­та­бель­ном све­те, пери­фе­рий­ной меж­ду дву­мя декадами.

Влад Пар­шин, лидер кол­лек­ти­ва, говорил:

«Я думаю, это [рас­про­стра­не­ние музы­ки груп­пы за пре­де­ла­ми Рос­сии] про­изо­шло, ещё когда был MySpace, и мы выкла­ды­ва­ли туда мно­го музы­ки. И каким-то обра­зом какая-то груп­па людей из Латин­ской Аме­ри­ки, Мек­си­ки, Перу нача­ла ей обме­ни­вать­ся. И всё, боль­ше я никак не могу это объ­яс­нить. То есть кто-то ска­зал кому-то».

Motorama мож­но назвать самым успеш­ным рус­ским инди-экс­пор­том: более 500 кон­цер­тов на трёх кон­ти­нен­тах, тыся­чи под­пис­чи­ков в «Фейс­бу­ке», тыся­чи в «Инста­гра­ме», мил­ли­о­ны про­смот­ров на «Юту­бе».

Punk TV, Everything made in China и Motorama, несмот­ря на ори­ен­тир музы­ки, люби­мой рабо­чим клас­сом Англии, у себя дома вари­лись в том же куль­тур­ном кот­ле, что и бур­жу­аз­ные Tesla Boy и Pompeya. Тоже, в опре­де­лён­ном смыс­ле, дети нуле­вых, вырос­шие к нача­лу деся­тых и пере­нёс­шие туда эхо кос­мо­по­лит­ных чаяний.

Сер­гей Пой­до, про­мо­у­тер важ­но­го для духа вре­ме­ни клу­ба «Солян­ка», рассуждал:

«У нас была идея, что мир ста­но­вит­ся гло­баль­ной дерев­ней. Чело­век в Бер­лине в 25 лет ничем не отли­ча­ет­ся от моск­ви­ча того же воз­рас­та. И мы теперь соеди­не­ны на уровне идей, смыс­лов и пере­да­чи инфор­ма­ции, а не по гео­гра­фи­че­ско­му принципу».

Как писа­ла Анна Карахан:

«В 2008 году автор про­ек­та „Нео­навт“ Антон Севи­дов и его друг Дима Мид­борн нача­ли зали­вать на MySpace пес­ни на англий­ском язы­ке. Спу­стя несколь­ко меся­цев они выпу­сти­ли пять тре­ков на „The Tesla Boy EP“ и обра­ти­ли на себя вни­ма­ние фран­цу­зов с лей­б­ла Valerie. Через год после нача­ла суще­ство­ва­ния Tesla Boy груп­пу под­пи­сал бри­тан­ский лей­бл Mullet Records. Так начал­ся роман груп­пы с Евро­пой, кото­рую в пер­вые же года суще­ство­ва­ния они иско­ле­си­ли вдоль и попе­рёк. После того как состо­я­лась пре­мье­ра их пес­ни „Fantasy“ на VICE, Tesla Boy окон­ча­тель­но окон­ча­тель­но закре­пи­лись на пози­ци­ях одной из самых успеш­ных инди экс­порт­ных команд сво­е­го времени.

И хотя Pompeya, как и Motorama, пре­тен­ду­ет на роль эха нуле­вых в деся­тых, имен­но она про­дол­жи­ла дело Tesla Boy в поко­ре­нии стран Запа­да с англо­языч­ным инди-попом. В 2013 году груп­па выпу­сти­ла аль­бом „Tropical“ — ком­пи­ля­цию двух сво­их преды­ду­щих аль­бо­мов — и изда­ла его на аме­ри­кан­ском лей­б­ле Mishu, мигри­ро­вав в США. Тем не менее груп­па не игно­ри­ро­ва­ла Рос­сию и отме­ти­лась дву­мя появ­ле­ни­я­ми на „Вечер­нем Урган­те“, а так­же ста­ту­сом хип­стер-икон вре­мён рас­цве­та фести­ва­ля Пик­ник „Афи­ши“».

Как гово­рил Брод:

«Я чёт­ко пом­ню своё убеж­де­ние, что ездить по Рос­сии мы нико­гда не будем — кому это нуж­но? Будем играть в Москве и Пите­ре мак­си­мум для 200 чело­век, а так­же на кор­по­ра­ти­вах для оли­гар­хов, что­бы зара­бо­тать денег, на кото­рые мож­но поко­рять Запад. Такой вот биз­нес-план был нехит­рый. В ито­ге всё при­мер­но так и сло­жи­лось — толь­ко в боль­ших масштабах».


Электроника

Если у оте­че­ствен­ной гитар­ной музы­ки ещё мож­но вычле­нить связ­ный нар­ра­тив, то у элек­тро­ни­ки едва ли: пока гитар­ные груп­пы объ­еди­ня­лись на базе все­воз­мож­ных клу­бов или сцен, то элек­трон­щи­кам их заме­ни­ли интер­нет-фору­мы. Даже если музы­кан­ты жили в одном горо­де, то мог­ли не подо­зре­вать о суще­ство­ва­нии друг дру­га. Одна­ко это не гово­рит о том, что в оте­че­ствен­ной элек­тро­ни­ке не были заин­те­ре­со­ва­ны за пре­де­ла­ми стра­ны. Вот лишь несколь­ко при­ме­ча­тель­ных случаев.


386 DX

Поми­мо того, что про­ект «386 DX» мос­ков­ско­го худож­ни­ка Алек­сея Шуль­ги­на — пер­вое имя из Рос­сии, попав­шее в лайн-ап фести­ва­ля Sonar (ещё одна тене­вая исто­рия) — он так­же изда­вал­ся на нойз-лей­б­ле Staalplaat. Впро­чем, ещё более стран­ным всё это может выгля­деть, если попро­бо­вать опи­сать музы­ку, кото­рую делал Шуль­гин. И, пожа­луй, сло­во «делал» наи­бо­лее под­хо­дя­щее. В осно­ве мето­да Шуль­ги­на МИДИ-про­из­вод­ство тре­ков. Как писал кри­тик Андрей Горохов:

«МИДИ-файл — это аран­жи­ров­ка пес­ни, несколь­ко сло­ёв нот. Толь­ко ноты эти — не обыч­ные, а МИДИ-ноты, фак­ти­че­ски — ком­пью­тер­ные коман­ды. Каж­дая нота вклю­ча­ет син­те­за­тор так же как рубиль­ник вклю­ча­ет свет, а потом его выклю­ча­ет. В прин­ци­пе, к каж­дой ноте при­пи­сан свой музы­каль­ный инстру­мент, но зву­ко­вая кар­та мораль­но уста­рев­ше­го ком­пью­те­ра син­те­зи­ру­ет все инстру­мен­ты при­мер­но с оди­на­ко­вым зауныв­ным метал­ли­че­ски-элек­трон­ным тембром».

Прин­цип созда­ния тре­ков «386 DX» может пока­зать­ся про­стым: берёт­ся про­грам­ма, «син­те­зи­ру­ет» нуж­ную пес­ню и вуа­ля — трек готов. Одна­ко на деле это очень тру­до­ём­кий процесс.

Алек­сей Шульгин

Как писал Горохов:

«Во всех пес­нях мож­но узнать тембр голо­са, но это не тембр голо­са Алек­сея Шуль­ги­на. Ком­пью­тер­ная про­грам­ма озву­чи­ва­ет запи­сан­ный текст, пере­во­дит текст в звук. Харак­тер­но, что про­грам­ма пони­ма­ет толь­ко англий­ский текст, поэто­му рус­скую фоне­ти­ку Алек­сею — не без помо­щи про­фес­си­о­наль­но­го фило­ло­га — при­шлось запи­сать латин­ски­ми бук­ва­ми по пра­ви­лам аме­ри­кан­ской транскрипции».

В целом, это зву­чит как попу­ляр­ные сего­дня 8битные каве­ры на извест­ные пес­ни. Но если вду­мать­ся, что с таким мате­ри­а­лом Шуль­гин попал на сце­ну Sonar, то ока­жет­ся, что есть чему уди­вить­ся поми­мо прочего.


Виды рыб

Лей­бл Staalplaat, на кото­ром изда­вал­ся Шуль­гин, так­же дом Muslimgauze элек­трон­но­го про­ек­та жите­ля Ман­че­сте­ра Бри­на Джон­са. Он зани­мал­ся реком­би­на­ци­ей зву­ков и обра­зов Ближ­не­го Восто­ка и Ара­вии, соби­рая музы­каль­ную куль­ту­ру мусуль­ман­ско­го мира в целом.

Но в 2007 году Джонс выпу­стил не менее экзо­тич­ный релиз. А имен­но «Muslimgauze vs Species of Fishes» — аль­бом реми­к­сов ком­по­зи­ций рус­ской груп­пы «Виды Рыб», элек­трон­но­го кол­лек­ти­ва из Рос­сии, собран­но­го ещё в девя­но­стых. Дебют­ный аль­бом «Рыб» «Songs of a Dumb World» вышел имен­но на Staalplaat, что, конеч­но, объ­яс­ня­ет выбор Muslimgauze.


ППК

Дей­стви­тель­но, неис­по­ве­ди­мы пути оте­че­ствен­ной элек­тро­ни­ки. «ППК» — ростов­ская элек­трон­ная груп­па, кото­рой повез­ло на стар­те нуле­вых поко­рить всю Евро­пу. Их трек «Вос­кре­ше­ние» вышел на лей­б­ле диджея Пола Окен­фол­да и кру­тил­ся в лон­дон­ских клу­бах. В опре­де­лён­ный момент сам кол­лек­тив ока­зал­ся настоль­ко попу­ляр­ным, что высту­пил в зна­ме­ни­том бри­тан­ском теле­шоу «Top of the Pops».

В янва­ре 2001 года их трек «Hey DJ 2001» под­нял­ся на пер­вое место элек­трон­но­го чар­та mp3.com, опе­ре­див «Music» Мадон­ны. В этом году, кста­ти, «Вос­кре­ше­нию» испол­ни­лось 20 лет.


Достойные упоминания

Гло­баль­но — эти арти­сты тоже ста­ли частью евро­про­ек­та. Если посмот­реть чуть уже — их исто­рия раз­ви­ва­лась авто­ном­но от про­чих ини­ци­а­тив. Это, конеч­но, не все при­ме­ры бога­той исто­рии, но и не самые тривиальные.


Тату — пиротехническая шалость, взорвавшаяся ракетой

Упо­треб­лять по отно­ше­нию к «Тату» «достой­ные упо­ми­на­ния», конеч­но, цинич­но. Ника­кая дру­гая поп-сила из Рос­сии ни до ни после не сто­я­ла в аван­гар­де запад­но­го мейн­стри­ма, опе­ре­жая все мыс­ли­мые трен­ды. Ника­кая дру­гая рус­ская груп­па не застав­ля­ла Мор­рис­си ком­мен­ти­ро­вать её, ника­кая дру­гая груп­па не мог­ла и помыс­лить, что повли­я­ет на пуб­лич­ные жесты Мадонны.

Про­ект Ива­на Шапо­ва­ло­ва вырвал­ся впе­рёд настоль­ко, что, с одной сто­ро­ны, стал прит­чей во язы­цех, а с дру­гой, встал особ­ня­ком где-то в под­не­бе­сье (или, вер­нее, поднебесной).

Но имен­но поэто­му о «Тату» важ­но гово­рить и в рам­ках сто­рон­них ини­ци­а­тив вро­де Евро­ви­де­ния, и в рам­ках их лич­ной истории.

В осно­ве про­ек­та, что было извест­но всем, осо­бен­но на ужас стар­шим поко­ле­ни­ям, розыг­рыш под­рост­ко­вой одно­по­лой люб­ви. Такой гром­кий про­ект с тече­ни­ем вре­ме­ни неиз­беж­но обрас­та­ет интер­пре­та­ци­я­ми. Одна из самых попу­ляр­ных гла­сит, что «Тату» — это самое про­грес­сив­ное из того, что слу­ча­лось в рус­ской музы­ке. Дру­гая, что харак­тер­но, более ретро­спек­тив­ная, зани­ма­ет обви­ни­тель­ную пози­цию: «Тату» зани­ма­лись квир­бей­тин­гом, выда­вая себя за тех, кем они не являлись.

На деле при­чи­на для кри­ти­ки мог­ла най­тись и во вре­ме­на взлё­та груп­пы, то есть ещё за 20 лет до появ­ле­ния ново­яза. При­чи­на эта более серьёз­на. Даже не зани­май­ся Шапо­ва­лов квир­бей­тин­гом, све­де­ние жен­ской люб­ви к гени­таль­но­сти, как дока­за­ли феми­нист­ки, было чисто муж­ской фан­та­зи­ей, кото­рую и экс­плу­а­ти­ро­ва­ла груп­па «Тату».

Это было попа­да­ние в цель — что может луч­ше это отра­зить, чем Паф Дэд­ди, раз­ма­хи­ва­ю­щий юбкой дево­чек на MTV Music Awards? Джеймс Бра­ун пел, что «это муж­ской мир», и, вполне воз­мож­но, под­ра­зу­ме­вал музы­каль­ную инду­стрию. Дей­стви­тель­но, это муж­ской мир, «но он не сто­ит ниче­го без жен­щин» — всё, что нуж­но про­дю­се­ру, это удо­вле­тво­рить как мож­но боль­ше фан­та­зий, в том чис­ле и самых грязных.

С дру­гой сто­ро­ны, это оцен­ка сугу­бо ретро­спек­тив­ная. В те вре­ме­на хит «Нас не дого­нят» стал гро­мо­глас­ным гим­ном квир-куль­ту­ры, досе­ле вооб­ще не пред­став­лен­ной рус­ски­ми музы­кан­та­ми за пре­де­ла­ми страны.


Агутин — космополит

Лео­нид Агу­тин дав­но ассо­ци­и­ру­ет­ся в Рос­сии с чело­ве­ком, кото­рый волею судеб ока­зал­ся рож­дён не в той стране. С его посто­ян­ным твор­че­ским туриз­мом в латин­скую музы­ку, порой кажет­ся, что Рос­сия — послед­нее для него при­ста­ни­ще. С дру­гой сто­ро­ны, тут-то он и при­го­дил­ся, заняв место транс­ля­то­ра эта­кой уто­пи­че­ской моде­ли, что и на пост­со­вет­ской тер­ри­то­рии может греть тоже самое солн­це, что и в Бра­зи­лии. Поэто­му в нуле­вые, пусть и в рам­ках эст­ра­ды, Агу­тин проч­но занял свою нишу в европроекте.

Имен­но поэто­му воз­ни­ка­ю­щие леген­ды — чистая правда.

Одна из них гла­сит, что в нача­ле 2000‑х годов, в Нью-Йор­ке, Лео­нид Агу­тин зашёл в некий клуб. Там играл гита­рист Хер­на­но Роме­ро, кото­рый под конец пред­ло­жил пуб­ли­ке посо­рев­но­вать­ся в мастер­стве. Агу­тин при­нял вызов, сорвал апло­дис­мен­ты и про­из­вёл впе­чат­ле­ние на Роме­ро. Тот позвал его на день рож­де­ния, где Агу­тин позна­ко­мил­ся с Элом Ди Мео­лой, гита­ри­стом-вир­ту­о­зом, про­да­ю­щим пла­стин­ки огром­ны­ми тира­жа­ми. Поз­же они вме­сте запи­са­ли в агу­тин­ской сту­дии в Тве­ри несколь­ко песен, а в 2005 году выпу­сти­ли аль­бом «Cosmopolitan Life». Он вышел в про­да­жу в Рос­сии, Вели­ко­бри­та­нии, Гер­ма­нии, Австрии, Кана­де и США. За пер­вые шесть меся­цев Агу­тин и Ди Мео­ла про­да­ли 900 тысяч копий.


Сергей Старостин — нью-эйдж по-русски

В 2003 году муль­ти­ин­стру­мен­та­лист, фольк­ло­рист и веду­щий теле­пе­ре­да­чи «Миро­вая дерев­ня» Сер­гей Ста­ро­стин ста­но­вит­ся номи­нан­том на пре­мию World Music-2003 кор­по­ра­ции BBC как луч­ший евро­пей­ский испол­ни­тель в направ­ле­нии world music. В Рос­сии он уже был изве­стен как иссле­до­ва­тель рус­ской дерев­ни, фольк­ло­рист, муль­ти­ин­стру­мен­та­лист и осно­ва­тель Moscow Art Trio.

Если и мож­но исполь­зо­вать выра­же­ние «фолк-гуру», то это опре­де­лён­но Ста­ро­стин, соби­рав­ший тысяч­ные залы в Япо­нии и ГДР со сво­им народ­ным ансам­блем ещё в пере­строй­ку и став­ший насто­я­щим попу­ля­ри­за­то­ром рус­ской народ­ной музы­ки за гра­ни­цей. Он гастро­ли­ро­вал с Инной Желан­ной в США и вёл пере­го­во­ры о сотруд­ни­че­стве с Пите­ром Гэбри­э­лом, одна­ко при­цель­но на зару­беж­ный рынок не ори­ен­ти­ро­вал­ся, пред­по­чи­тая чер­пать вдох­но­ве­ние из рус­ских деревень.

Спу­стя мно­го лет чем-то подоб­ным будет зани­мать­ся казан­ский муль­ти­ин­стру­мен­та­лист Митя Бур­ми­ст­ров, когда отпра­вить­ся в глу­бин­ку Татар­ста­на, всу­чит жите­лям мик­ро­фон и соеди­нит поле­вые запи­си с ново­мод­ным на ту пору саун­дом в сти­ле Tame Impala. Так и полу­ча­ет­ся, что дело Ста­ро­сти­на живо.


Алсу и дуэт Smash под руководством менеджера «WHAM!» и T.Rex

Если у вас спро­сят, как вы мог­ли бы опи­сать вли­я­ние девя­но­стых на музы­ку нуле­вых, може­те сме­ло отве­чать этим под­за­го­лов­ком. Вопрос, разу­ме­ет­ся, непразд­ный (всё-таки отве­тить мож­но мно­ги­ми при­ме­ра­ми), поэто­му заслу­жи­ва­ет соот­вет­ству­ю­ще­го отве­та. «Неф­тя­ные папи­ки» звёз­до­чек нуле­вых поз­во­ля­ли нани­мать мене­дже­ра­ми самых раз­ных лич­но­стей, но Сай­мон Напьер-Бэлл — осо­бый слу­чай. Он — мене­джер Yardbirds, Мар­ка Бола­на, Japan, London, Ultravox , Boney M, Sinitta, «Wham!», Blue Mercedes и дру­гих. Имен­но его наня­ли для про­дви­же­ния дуэ­та Smash и певи­цы Алсу.

Полу­чить подоб­но­го про­дю­се­ра или мене­дже­ра — меч­та любо­го рус­ско­го роке­ра. При­ез­ды Ино в Рос­сию, как и после­ду­ю­щая рабо­та наших арти­стов с зару­беж­ны­ми звёз­да­ми, ста­но­вят­ся частью исто­рии. К таким сою­зам отно­сят­ся тре­пет­но и с почте­ни­ем. Мене­джер Джор­джа Майк­ла и Мар­ка Бола­на, конеч­но, из той же весо­вой кате­го­рии. Это, одна­ко, не поме­ша­ло Вале­рию Бело­цер­ков­ско­му, про­дю­се­ру Алсу, назвать в одном из интер­вью Сай­мо­на Напьер-Бэл­лом «насто­я­щим педе­ра­стом», доба­вив, что сам Сай­мон это не скры­ва­ет и даже выпу­стил в Англии кни­гу о сво­ей лич­ной жизни.

За вуль­гар­ной харак­те­ри­сти­кой в дей­стви­тель­но­сти скры­ва­ет­ся чело­век боль­ших амби­ций — имен­но Сай­мон автор безум­ной идеи о пер­вом кон­цер­те запад­ной поп-груп­пы в ком­му­ни­сти­че­ском Китае (речь, конеч­но, о «Wham!»). Поэто­му рас­кру­тить Алсу на Евро­ви­де­нии для Напьер-Бэл­ла зада­ча не из труд­ных. А вот то, что Сай­мо­на уда­лось при­влечь к рас­крут­ке сра­зу двух про­ек­тов из Рос­сии — вот это по-насто­я­ще­му удивительно.


Fotomoto

Если сей­час авто­ры под сур­дин­ку под­пи­сы­ва­ют укра­ин­ских музы­кан­тов к боль­шой абстракт­ной «рус­ской сцене», их спра­вед­ли­во бьют по рукам. Но так было не все­гда. Во вре­ме­на для Рос­сии уж точ­но более чистые, успех в Евро­пе, что рос­си­ян, что укра­ин­цев, обо­юд­но вос­при­ни­мал­ся общей возможностью.

Не в послед­нюю оче­редь успех за пре­де­ла­ми род­ной стра­ны дол­гое вре­мя был свя­зан с име­нем Джо­на Пила, леген­дар­но­го англий­ско­го диджея, едва ли нуж­да­ю­ще­го­ся в пред­став­ле­нии. Попа­да­ние в эфир его шоу озна­ча­ло для музы­кан­тов гораз­до боль­ше, чем упо­ми­на­ние или ревью в каком-нибудь жур­на­ле, в том чис­ле, из-за куль­то­во­сти Пила. Укра­ин­ской элек­тро-поп груп­пе Fotomoto неслы­хан­но повез­ло попасть к нему в эфир.

Демо трек Je Suis Fotomoto попал к Пилу в 2000 году, и 14 декаб­ря диджей поста­вил его в эфир, несмот­ря на то, что груп­па была прак­ти­че­ски неиз­вест­ной в соб­ствен­ной стране. В 2004 году кол­лек­тив нако­нец нако­пил немно­го денег, что­бы выдер­жать 70-часо­вую поезд­ку на авто­бу­се из Укра­и­ны через Евро­пу в Вели­ко­бри­та­нию для запи­си сво­ей сес­сии. К сожа­ле­нию, сам Пил про­пу­стил встре­чу с груп­пой, когда они запи­сы­ва­лись для его эфи­ра. Одна­ко он побла­го­да­рил их за пода­рен­ное вино:

«Сего­дня вече­ром оно ока­жет­ся неве­ро­ят­но полезным».

Неслу­чай­но: в тот вечер Англия выле­те­ла из Евро-2004.

К сожа­ле­нию, груп­па так и не встре­ти­лась с Пилом поз­же. Fotomoto ока­за­лись одним из послед­них кол­лек­ти­вов, кото­рый леген­дар­ный диджей успел поста­вить в эфир до сво­ей смерти.


Нуле­вые нача­лись с ощу­ще­ни­ем, что чае­мые «вре­ме­на почи­ще» таки насту­пи­ли. Одна­ко вре­мя, при­ня­тое сего­дня назы­вать «сытым», на деле таким уж сытым не было. Пер­вые соци­аль­ные тра­ге­дии Рос­сии в XXI веке уже сиг­на­ли­зи­ро­ва­ли о кур­се, кото­рый будет при­нят поз­же. Но на волне все­об­ще­го опти­миз­ма по выхо­ду из «лихих девя­но­стых», новое тыся­че­ле­тие виде­лось эпо­хой воз­мож­но­стей. Зако­но­мер­но, что чем даль­ше от нынеш­не­го момен­та ста­но­ви­лись 1990‑е годы, тем боль­ше спа­дал и опти­мизм. К кон­цу дека­ды ста­но­ви­лось оче­вид­но, что десять лет люди выда­ва­ли жела­е­мое за действительное.

«Рус­ские англи­чане» евро­про­ек­та едва ли ока­за­лись так уж нуж­ны на Запа­де, а про­ис­хо­дя­щее дома застав­ля­ло пере­клю­чить вни­ма­ние с кос­мо­по­ли­ти­че­ских грёз на род­ные берё­зы. Арти­сты в оче­ред­ной раз столк­ну­лись с кри­зи­сом иден­тич­но­сти. Теперь перед ними вста­ла зада­ча пере­и­зоб­ре­те­ния рус­ской куль­ту­ры. Маят­ник кач­нул­ся в оче­ред­ной раз.

Пожа­луй, ничто так не иллю­стри­ру­ет горь­ко про­дан­ный наив­ный уто­пизм нуле­вых, как «Тату», испол­ня­ю­щие «Нас не дого­нят» на Олим­пиа­де в Сочи. Как гово­рит­ся, сво­бо­да уми­ра­ет под гром аплодисментов.


Читай­те так­же мате­ри­а­лы цик­ла «Самый луч­ший день для побе­га на Запад», посвя­щён­ные 1980‑м и 1990‑м годам. 

Поделиться