Постфолк, электроника и рок-н-ролл: десять интересных групп с Северного Кавказа

Сей­час музы­ка Север­но­го Кав­ка­за чаще все­го ассо­ци­и­ру­ет­ся с «кальян­ным рэпом» в сти­ле дуэ­та «Miyagi & Энд­шпиль» (сто­ит при­знать, доволь­но уни­каль­но­го) и «кав­каз­ским тур­бо­фол­ком» о бро­дя­гах, девушках-«хищницах», люб­ви к близ­ким, пацан­ском отды­хе и про­чих атри­бу­тах жиз­ни моло­до­го хули­га­на. Одна­ко в реги­оне есть мно­же­ство кол­лек­ти­вов, не под­хо­дя­щих под эти пара­мет­ры. Одни вдох­нов­ля­ют­ся мест­ным фольк­ло­ром и рубят рок, дру­гие слу­ша­ют метал и панк, само­сто­я­тель­но изго­тав­ли­ва­ют инстру­мен­ты и пере­осмыс­ля­ют тра­ди­ци­он­ную музы­ку. Они поют на раз­ных язы­ках, высту­па­ют на родине и зару­беж­ных фести­ва­лях, не сле­ду­ют трен­дам и стре­мят­ся создать уни­каль­ное звучание.

Автор теле­грам-кана­ла Kavkaz Анге­ли­на Хаса­но­ва рас­ска­зы­ва­ет о деся­ти несте­рео­тип­ных груп­пах с Север­но­го Кав­ка­за. Сре­ди них — рок-н-ролль­щи­ки из Осе­тии, чер­кес­ский и кара­ча­ев­ский пост­фолк-про­ек­ты, фанк-бан­да из Даге­ста­на и другие.


«Мёртвые дельфины»

Дети из ада

В 1996 году быв­ший веду­щий гроз­нен­ско­го радио «Восток», 20-лет­ний Артур Аца­ла­мов пере­ехал из Чеч­ни в Ингу­ше­тию. Аца­ла­мов устро­ил­ся зву­ко­ре­жис­сё­ром в филар­мо­нию. На откры­тии лицея в Назра­ни Артур позна­ко­мил­ся с Кало­ем Ахиль­го­вым, Ами­ром Кушто­вым и Асла­ном Богу­че­вым. Ребя­та созда­ли груп­пу «Мёрт­вые дель­фи­ны» — назва­ние было взя­то из одной из пер­вых ком­по­зи­ций «Пес­ня мёрт­вых дель­фи­нов». Все участ­ни­ки кол­лек­ти­ва были бежен­ца­ми: Артур и Аслан уеха­ли из раз­ру­шен­но­го Гроз­но­го, Калой и Амир поки­ну­ли Север­ную Осе­тию во вре­мя осе­ти­но-ингуш­ско­го кон­флик­та в При­го­род­ном рай­оне. Тогда никто, кро­ме Арту­ра, не умел играть на инструментах.

В 2000 году груп­па пере­еха­ла в Моск­ву. Пона­ча­лу дела шли не очень хоро­шо, и в кол­лек­ти­ве из пер­во­го соста­ва остал­ся лишь Аца­ла­мов. Артур писал пес­ни не толь­ко для «Дель­фи­нов»: он сочи­нил три ком­по­зи­ции для поп-пев­ца Оска­ра (Шамиль Мал­кан­ду­ев) из Кабар­ди­но-Бал­ка­рии. Одна из них, «Бег по острию ножа», в 2001 году полу­чи­ла пре­мию «Золо­той граммофон».

В том же году «Дель­фи­ны» запи­са­ли пес­ню «На моей луне». Прон­зи­тель­ную бал­ла­ду об оди­но­че­стве Артур сочи­нил ещё в Ингу­ше­тии, в пере­пол­нен­ном меж­ду­го­род­нем авто­бу­се. Трек попал к про­дю­се­ру «Наше­го радио» Миха­и­лу Козы­ре­ву (при­знан Миню­стом РФ ино­аген­том). В кни­ге «Мой рок-н-ролл» Козы­рев пишет:

«Это был тот ред­чай­ший слу­чай, когда пес­ня настоль­ко отли­ча­лась от все­го осталь­но­го музы­каль­но­го фона, что не заме­тить её было невоз­мож­но. Свое­об­раз­ная молит­ва посре­ди атмо­сфер­но­го шума и хаоса».

Козы­рев вспо­ми­нал, что его кол­ле­ги не выде­ля­ли эту ком­по­зи­цию и не хоте­ли ста­вить её в эфир. Миха­ил же риск­нул и, как ока­за­лось, не про­га­дал. «На моей луне» быст­ро поко­ри­ла ауди­то­рию радио­стан­ции и дол­го дер­жа­лась в хит-пара­де «Чар­то­ва дюжина».

Выступ­ле­ние «Мёрт­вых дель­фи­нов» на фести­ва­ле «Чар­то­ва дюжи­на», 2004 год, Москва, «Луж­ни­ки». Участ­ни­ки груп­пы рас­кра­си­ли свои тела в цве­та фла­гов Рос­сии, Чеч­ни и Ингушетии

Лишь в 2003 году груп­па запи­са­ла пер­вый аль­бом «Оду­ван­чи­ки для кана­ре­ек». В сле­ду­ю­щем году «МД» сня­ли клип на пес­ню «Мёрт­вый город», посвя­щён­ную Гроз­но­му во вре­мя вой­ны. День­ги на видео дал Рам­зан Кады­ров, тогда вице-пре­мьер Чечни.

В 2005 году «Мёрт­вые дель­фи­ны» высту­па­ли на Все­рос­сий­ском рок-фести­ва­ле «Феникс. Воз­рож­де­ние жиз­ни» в Гудер­ме­се. Кон­церт про­хо­дил под лозун­гом «За мир на Кав­ка­зе». В кон­це выступ­ле­ния груп­пы Рам­зан Кады­ров при­сво­ил Арту­ру Аца­ла­мо­ву зва­ние народ­но­го арти­ста Чечни.

Фести­валь «Феникс. Воз­рож­де­ние жиз­ни», Гудер­мес, 2005 год. В пер­вых рядах — Рам­зан Кадыров

В 2007 году тра­ги­че­ски погиб бара­бан­щик груп­пы Сер­гей Золо­ту­хин, сын актё­ра Вале­рия Золо­ту­хи­на. Кол­лек­тив пере­име­но­вал­ся в «Живых дель­фи­нов». После смер­ти Сер­гея груп­па была не слиш­ком актив­на, одна­ко в 2011 году выпу­сти­ла аль­бом «Любовь в мет­ро». В этом же году коман­ду под­ко­си­ла ещё одна гибель: неиз­вест­ный застре­лил баси­ста Алек­сандра Пома­ра­е­ва. Артур взял пау­зу в творчестве.

В 2013 году груп­па вер­ну­лась под назва­ни­ем «Дель­фи­ны». Через несколь­ко лет кол­лек­тив вновь пере­име­но­вал­ся в «Мёрт­вых дельфинов».

Сей­час Аца­ла­мов живёт в Гер­ма­нии, вос­пи­ты­ва­ет детей и учит­ся на кино­ре­жис­сё­ра. По сло­вам Арту­ра, музы­ка в его жиз­ни зани­ма­ет очень незна­чи­тель­ное место.

Инте­рес­но, что Калой Ахиль­гов из пер­во­го соста­ва «Дель­фи­нов» стал извест­ным адво­ка­том. В интер­вью Кате­рине Гор­де­е­вой (при­знан Миню­стом РФ ино­аген­том) Калой рас­ска­зал об уча­стии в груп­пе и испол­нил под гита­ру неиз­дан­ную песню.


The Shakemakers

Forever together with you, Alania!

Рок-груп­пы в Осе­тии нача­ли появ­лять­ся ещё в кон­це 1970‑х годов. В основ­ном музы­кан­ты игра­ли каве­ры на зару­беж­ных клас­си­ков жан­ра, а для запи­си сво­их песен не было нуж­ной аппаратуры. 

В 1990‑е годы ситу­а­ция изме­ни­лась. Во Вла­ди­кав­ка­зе обра­зо­ва­лась спло­чён­ная рок-тусов­ка, кото­рая ходи­ла на кон­цер­ты мест­ных групп. Яркой звез­дой той поры ста­ли The Shakemakers.

The Shakemakers. 1995 год

В 1994 году вока­лист Тимур «Хуга» Хуга­ев, гита­рист Леван Цхур­ба­ев, басист Артур Албе­гов, кла­виш­ник Сослан Мам­су­ров и бара­бан­щик Нико­лай Коза­ев нача­ли играть вме­сте. Кол­лек­тив взял назва­ние по песне Oasis — Shakermaker. В то вре­мя карье­ра бра­тьев Гал­ла­хе­ров была в зени­те сла­вы, и в музы­ке вла­ди­кав­каз­цев слы­ша­лись отго­лос­ки их твор­че­ства. Поми­мо это­го, на ребят повли­я­ли U2, The Rolling Stones, The Beatles. Все ком­по­зи­ции The Shakemakers были англоязычными.

 

В 1995 году музы­кан­ты напи­са­ли гимн фут­боль­но­му клу­бу «Ала­ния», побе­див­ше­му тогда в чем­пи­о­на­те Рос­сии. Пес­ня даже про­зву­ча­ла в Англии — перед мат­чем «Ала­нии» и «Ливер­пу­ля».

 

В октяб­ре того же года на пло­ща­ди Сво­бо­ды во Вла­ди­кав­ка­зе состо­я­лось дебют­ное выступ­ле­ние группы. 

 

Вско­ре кол­лек­тив поки­нул Леван. Артур Албе­гов пере­шёл на гита­ру, а Сослан Мам­су­ров стал баси­стом. Груп­па про­дол­жа­ла высту­пать, но потом Хуга уехал в Аме­ри­ку, а Сослан — в Петербург.

The Shakemakers воз­об­но­ви­ли дея­тель­ность в 1998 году, уже в Москве, где игра­ли по клу­бам и пока­зы­ва­ли запи­си про­дю­се­рам. Из ста­ро­го соста­ва оста­лись Хуга и Артур, к ним при­со­еди­ни­лись пере­ехав­шие в сто­ли­цу вла­ди­кав­каз­ские музы­кан­ты — гита­рист Алек­сандр Кор­пу­сов и удар­ник Рус­лан Джиг­кай­ты. Обнов­лён­ные «шейк­мей­ке­ры» запи­са­ли четы­ре тре­ка, более тяго­тев­шие к гран­жу. После несколь­ких выступ­ле­ний в клу­бах коман­да развалилась.

Спу­стя 20 лет The Shakemakers вер­ну­лись с ком­по­зи­ци­ей Silver Moon, посвя­щён­ной умер­ше­му Тиму­ру Хуга­е­ву. Ещё с 90‑х груп­па мно­го раз пере­де­лы­ва­ла аран­жи­ров­ку и текст пес­ни, но так и не запи­са­ла окон­ча­тель­ный вари­ант. Когда Хуги не ста­ло, Кон­стан­тин Габи­сов сочи­нил новые сло­ва и пес­ня нако­нец была зафиксирована.

 

Сюжет кли­па Артур Албе­гов уви­дел во сне. Артур считает:

«Хуга сей­час где-то там на небе­сах смот­рит на нас, на то как мы про­дол­жа­ем зани­мать­ся музы­кой, хоть намно­го и мень­ше, чем рань­ше. Но тем не менее как бы он ухмы­лял­ся, смот­ря на нас. Ему, навер­но, было бы приятно».


DZIOFF

Born in Ossetia

В 2001 году во Вла­ди­кав­ка­зе бра­тья Миха­ил «Майк» и Геор­гий «Гиз­мо» Дзио­вы обра­зо­ва­ли груп­пу Shock Therapy. Смек­нув, что толь­ко в Рос­сии суще­ству­ет несколь­ко команд с таким назва­ни­ем, Майк и Гиз­мо пере­име­но­ва­лись в Dzioff Shock Therapy. Поз­же музы­кан­ты поня­ли, что удоб­нее про­сто изба­вить­ся от «шоко­вой тера­пии», и сей­час груп­па назы­ва­ет­ся DZIOFF.

«Шоко­вая тера­пия» на мест­ном теле­ви­де­нии. 2004 год

Бра­тья Дзио­вы вдох­нов­ля­лись The Beatles, The Rolling Stones, Queen, Led Zeppelin, Deep Purple, AC/DC, Motorhead. Стиль груп­пы мож­но было оха­рак­те­ри­зо­вать как «хард-рок с эле­мен­та­ми панка».

16 июля 2004 года состо­я­лось дебют­ное выступ­ле­ние на рок-фести­ва­ле «Про­рыв» во вла­ди­кав­каз­ском кон­церт­ном зале «Октябрь». Имен­но эту дату DZIOFF счи­та­ют днём созда­ния группы.

В том же году вышел демо­аль­бом «Опас­ная зона», поль­зо­вав­ший­ся успе­хом у мест­ной пуб­ли­ки. В 2010 году бра­тья запи­са­ли пол­но­фор­мат­ный релиз Shock’n’Roll, кото­рый хоть и счи­та­ет­ся дебют­ным, но в то же вре­мя под­во­дит ито­ги дея­тель­но­сти груп­пы за дли­тель­ный пери­од. Через три года кол­лек­тив выпу­стил вто­рой аль­бом «Тера­пия — мать поряд­ка!». Пери­о­ди­че­ски DZIOFF высту­па­ли во Вла­ди­кав­ка­зе, Москве и Петербурге.

В 2018 году вышел аль­бом Born In Ossetia, прак­ти­че­ски пол­но­стью состо­я­щий из песен на осе­тин­ском язы­ке — до это­го тек­сты были в основ­ном на рус­ском и англий­ском. DZIOFF доба­ви­ли в саунд эле­мен­ты осе­тин­ской народ­ной музы­ки, что дела­ет релиз более уни­каль­ным по срав­не­нию с про­шлы­ми рабо­та­ми. Рас­ска­жем о несколь­ких ком­по­зи­ци­ях отдельно.

«Бæгæ­ныйы Зарæг» — народ­ная пес­ня, рас­ска­зы­ва­ю­щая о появ­ле­нии осе­тин­ско­го пива (ирон бæгæ­ны). Ком­по­зи­ция осно­ва­на на сюже­те из нарт­ско­го эпо­са, вхо­дит в цикл ска­за­ний о Шатане и Урызмаге. 

Первую вер­сию пес­ни DZIOFF пред­ста­ви­ли на аль­бо­ме «Тера­пия — мать поряд­ка!» — тогда она была испол­не­на в сти­ле утя­же­лён­но­го рок-н-рол­ла а‑ля Motorhead. Сей­час же пес­ня боль­ше про­ник­ну­та осе­тин­ски­ми мотивами.

 

«Лæгау» и «А‑лол-лай» сочи­не­ны на сти­хи Коста Хета­гу­ро­ва, осно­во­по­лож­ни­ка осе­тин­ской лите­ра­ту­ры. «Лæгау»в пере­во­де с осе­тин­ско­го «Будь муж­чи­ной», сти­хо­тво­ре­ние доступ­но в рус­ском пере­во­де. В нём автор сове­ту­ет школь­ни­ку, что­бы он вста­вал порань­ше и, умыв­шись почи­ще, торо­пил­ся бы в шко­лу и вооб­ще был поря­доч­ным чело­ве­ком. «А‑лол-лай» – колы­бель­ная, кото­рую мать поёт сыну.

«Чепе­на» — так назы­ва­ет­ся один из наи­бо­лее древ­них мас­со­вых тан­цев осе­тин. Чепе­на сопро­вож­да­ет­ся пени­ем одно­имён­ной пес­ни и исклю­ча­ет какое-либо дру­гое инстру­мен­таль­ное сопровождение. 

Летом DZIOFF мож­но уви­деть на про­спек­те Мира, глав­ной пеше­ход­ной ули­це Вла­ди­кав­ка­за. Груп­па высту­па­ет, чтоб пове­се­лить себя и слушателей. 

В 2024 году, в честь 20-летия пер­во­го появ­ле­ния на сцене, DZIOFF соби­ра­ют­ся сыг­рать как мож­но боль­ше кон­цер­тов. Род­ной Вла­ди­кав­каз и сосед­ний Чер­кесск уже оце­ни­ли мощь юби­ля­ров, бли­жай­ший кон­церт состо­ит­ся 29 июня в Махач­ка­ле, на этно-рок-джаз-фести­ва­ле «Про­Яв­ле­ние-05».


Blood Dealers

Там, где побе­дит любовь, насту­пит ско­рее весна 

Ещё одна рок-груп­па из Осе­тии, хотя сто­ит ого­во­рить­ся, что она была осно­ва­на в Москве в 2010 году. Пер­во­на­чаль­но коман­да назы­ва­лась Sound Brothers. У исто­ков груп­пы сто­я­ли гита­рист и вока­лист Ренат Хали­тов и бара­бан­щик Дмит­рий Лоба­чев. Ренат и Дмит­рий родом из Осе­тии, но позна­ко­ми­лись в Москве. В 2017 году Дмит­рий умер. 

Нена­дол­го к кол­лек­ти­ву при­со­еди­ни­лись басист Олег Кор­шун­ков и кла­виш­ник Алан Хози­ев. «Кано­ни­че­ский» состав, кото­рый напи­сал почти все пес­ни, — это гита­рист-вока­лист Ренат Хали­тов, гита­рист Тай­му­раз Биди­хов, басист Артур Гала­зов и бара­бан­щик Алан Дзалаев.

Уже во Вла­ди­кав­ка­зе, перед выпус­ком пер­во­го сингла Go Baby Go, груп­па поме­ня­ла назва­ние, так как суще­ство­вал ещё одни Sound Brothers. Blood Dealers — назва­ние, вдох­нов­лён­ное рома­ном фан­та­ста Айзе­ка Ази­мо­ва Death Dealers. Ребя­та заме­ни­ли death на blood, что сим­во­ли­зи­ру­ет их отно­ше­ние к музы­ке — кровь, кото­рой они щед­ро делят­ся со слушателями.

 

«Диле­ры» чер­па­ют вдох­но­ве­ние из мно­же­ства музы­каль­ных направ­ле­ний. В плей­ли­стах участ­ни­ков груп­пы мож­но най­ти рок 70–80‑х годов, южный рок, гранж, метал­кор, сто­унер. Кол­лек­тив вдох­нов­ля­ет­ся таки­ми груп­па­ми, как Run The Jewels, Killswitch Engage и мно­ги­ми дру­ги­ми. Blood Dealers не огра­ни­чи­ва­ют себя одним жан­ром, стре­мясь к мак­си­маль­ной твор­че­ской свободе.

Сей­час груп­па запи­сы­ва­ет пер­вый пол­но­фор­мат­ный аль­бом. Поми­мо это­го, кол­лек­тив гото­вит аку­сти­че­скую про­грам­му и запись это­го кон­цер­та, пла­ни­ру­ет снять клип на один из новых тре­ков и сочи­нить пес­ню на осе­тин­ском языке.

Ренат Хали­тов пози­тив­но оце­ни­ва­ет раз­ви­тии рока в реги­оне, одна­ко не отри­ца­ет неко­то­рых проблем:

«Рок на Север­ном Кав­ка­зе все­гда был на отлич­ном уровне. Но, конеч­но, он нахо­дит­ся в глу­бо­ком анде­гра­ун­де. Может, с тех­ни­че­ской сто­ро­ны мы не дотя­ги­ва­ем до сто­лич­но­го и миро­во­го уров­ня, здесь нет пол­но­цен­ных сту­дий, а у групп нет денег на запись в нуж­ных усло­ви­ях, — это не меша­ет людям сочи­нять отлич­ную музы­ку. Но я не счи­таю, что это глав­ная проблема. 

Здесь мно­го очень кру­тых групп, но глав­ная труд­ность — най­ти слу­ша­те­ля и доне­сти до него песни».


«Шыпкъэм икIальэхэр»

Скорбь акса­ка­ла сквозь элек­трон­ные шумы

«Шып­къ­эм икIаль­эхэр» (адыг. «Маль­чи­ки прав­ды»; пра­виль­ное напи­са­ние — «Шъып­къ­эм икIал­эхэр», одна­ко в Сети про­ект изве­стен под непра­виль­ным) — кол­лек­тив ано­ним­ных худож­ни­ков из Ады­геи, воз­ник­ший в нача­ле 2010‑х годов. 

Музы­каль­ная часть про­ек­та реа­ли­зо­вы­ва­лась про­стым пост­мо­дер­нист­ским мето­дом: экс­про­при­а­ци­ей при­ё­мов элек­трон­ной музы­ки раз­ных жан­ров. Один трек — один стиль: биг-бит, эйсид-джаз, даб­степ, IDM, хал­фтайм, даун­тем­по и так далее. Твор­че­ская зада­ча, кото­рая ста­ви­лась перед участ­ни­ка­ми, — вооб­ра­зить, как мог­ли бы аутен­тич­ные адыг­ские наиг­ры­ши и инстру­мен­тал (напри­мер, кол­лек­ти­ва «Жъыу») прой­ти через жер­но­ва мас­со­вой куль­ту­ры и при­зем­лить­ся в нише­вых сти­лях элек­трон­ной музы­ки. «Шып­къ­эм икIаль­эхэр» отно­си­лись к пер­во­ис­точ­ни­кам с боль­шим ува­же­ни­ем, поэто­му их твор­че­ство не ска­ты­ва­лось к буф­фо­на­де и иронии.

Груп­па избе­га­ла пол­но­цен­ных рели­зов по идео­ло­ги­че­ским сооб­ра­же­ни­ям. Инфор­ма­ции о кон­цер­тах прак­ти­че­ски нет. Досто­вер­но извест­но, что в 2013 году кол­лек­тив высту­пил для неболь­шой ауди­то­рии в посёл­ке Ябло­нов­ском (нахо­дит­ся на про­ти­во­по­лож­ном от Крас­но­да­ра бере­гу реки Кубань).

Поми­мо музы­ки, кол­лек­тив зани­мал­ся акци­о­низ­мом. Так, в мае 2017 года пор­тал «Юга.ру» писал о «лево­ра­ди­каль­ной груп­пе худож­ни­ков из Ады­геи», кото­рая сожгла гараж в посёл­ке Энем. Так «Шып­къ­эм икIаль­эхэр» высту­пи­ли про­тив Три­ен­на­ле рос­сий­ско­го совре­мен­но­го искус­ства, кото­рое про­хо­ди­ло в мос­ков­ском музее «Гараж». Худож­ни­ки были недо­воль­ны тем, что на выстав­ке отсут­ство­ва­ли пред­ста­ви­те­ли Адыгеи.

На стене гара­жа — обра­ще­ние к искус­ство­ве­ду Бори­су Грой­су: «Гройс, сыд уфэд?», что с адыг­ско­го пере­во­дит­ся как «Гройс, как дела?»

Сей­час «Шып­къ­эм икIаль­эхэр» неак­тив­ны, но про­ект не закрыт.



JRPJEJ

Эхо тра­ди­ци­он­ной чер­кес­ской музыки

В нача­ле 2010‑х годов в Наль­чи­ке позна­ко­ми­лись Тимур Код­зо­ко и Булат Хали­лов. Оба люби­ли блэк-метал и нена­ви­де­ли фольк­лор. Тимур и Булат не нашли метал-еди­но­мыш­лен­ни­ков, зато поме­ня­ли взгля­ды на народ­ную музы­ку и созда­ли этно­гра­фи­че­ский лей­бл Ored Recordings. Това­ри­щи нача­ли ездить в экс­пе­ди­ции по Кав­ка­зу и запи­сы­вать аутен­тич­ное испол­не­ние народ­ных песен раз­ных наци­о­наль­но­стей. В 2020 году из недр Ored Recordings вышла груп­па JRPJEJ.

JRPJEJ («Джэр­п­эд­ж­эж», адыг. «Эхо») пере­осмыс­ля­ют чер­кес­скую тра­ди­ци­он­ную музы­ку — от древ­них нарт­ских ска­за­ний до лири­че­ских песен совет­ско­го пери­о­да. Поми­мо при­выч­ных для чер­ке­сов шичеп­ши­на (шыкI­эп­шы­нэ; ста­рин­ный музы­каль­ный инстру­мент, отно­ся­щий­ся к струн­ным смыч­ко­вым инстру­мен­там), пха­чич (пхъ­эцIы­кI; тре­щот­ка), апап­ши­на (Iэп­эп­щы­нэ; кав­каз­ский вари­ант дом­ры) и аккор­део­на (пшы­нэ), JRPJEJ игра­ют на вио­лон­че­ли и гитаре.

Есть сте­рео­тип, что тра­ди­ци­он­ная музы­ка — все­гда что-то древ­нее, поэто­му пласт песен XX века неза­слу­жен­но забыт. JRPJEJ рабо­та­ют с этим мате­ри­а­лом и при­вно­сят своё зву­ча­ние, на кото­рое повли­я­ли совре­мен­ные жан­ры, такие как дро­ун-эмби­ент и блэк-метал. Груп­па не про­сто сохра­ня­ет музы­ку, а «пере­при­ду­мы­ва­ет» её. Сами участ­ни­ки JRPJEJ говорят: 

«Для нас это попыт­ка выска­зать­ся и попыт­ка самим заду­мать­ся о том, как мы долж­ны вос­при­ни­мать свою куль­ту­ру и свою идентичность».

JRPJEJ запи­сы­ва­ют­ся в быто­вых усло­ви­ях, так как счи­та­ют, что их музы­ка в про­фес­си­о­наль­ных сту­ди­ях зву­чит слиш­ком стерильно.

 

Груп­па часто игра­ет риту­аль­ные чер­кес­ские пес­ни. Напри­мер, «Елэ-Елэ» — чер­кес­ская (адыг­ская) риту­аль­ная пес­ня вызо­ва дождя. Обряд име­ет отсыл­ку к Шыб­лэ — боже­ству мол­ний и гро­ма в чер­кес­ской тра­ди­ции. Во вре­мя засу­хи чер­ке­сы дела­ют риту­аль­ную кук­лу из лопа­ты (Хьэн­сэ­гу­а­щэ), носят её по селу и поют «Елэ-Елэ».

 

Груп­па гастро­ли­ро­ва­ла и высту­па­ла на раз­но­пла­но­вых фести­ва­лях в Рос­сии и за рубе­жом: «Весен­няя плат­фор­ма», «Лет­няя плат­фор­ма», «Ала­ни­ка», Awaz, Le Guess Who?, Moscow Music Week и мно­гих других.

JRPJEJ на нидер­ланд­ском фести­ва­ле Le Guess Who? 2021 год

На сче­ту груп­пы четы­ре аль­бо­ма. Послед­ний релиз, Şefitse: Circassian Songs of XX Century, вышел в 2023 году.

Quedzoque Tole Tsık’u — это гъы­б­зэ ( адыг. сето­ва­ние, плач) сол­да­та, кото­рый уми­ра­ет в око­пе. Исто­ри­че­ский кон­текст пес­ни отли­ча­ет­ся в зави­си­мо­сти от вер­сии. Пес­ня, несмот­ря на воен­ную тема­ти­ку, боль­ше рас­ска­зы­ва­ет о тяжё­лой жиз­ни и при­бли­же­нии смерти

В мае 2024 года англий­ский дуэт Stick In The Wheel выпу­стил мини-аль­бом Ruins, в кото­рый вошёл реми­кс на пес­ню JRPJEJ «Шэхэх». В вер­сии англи­чан чер­кес­ская пес­ня при­об­ре­ла отте­нок инду­стри­аль­ной музыки.

Сей­час Булат и Тимур пере­еха­ли в Гер­ма­нию, где ско­ро анон­си­ру­ют новый состав и мате­ри­ал. Участ­ни­ки ста­ро­го соста­ва JRPJEJ оста­лись на родине и гото­вят новые проекты.


Gollu

Новый взгляд на кара­чае­во-бал­кар­ский фольклор

На Кав­ка­зе музы­ка — эле­мент повсе­днев­но­сти, а её глав­ный прин­цип — соучаст­ность. Нет чёт­ко­го раз­де­ле­ния на испол­ни­те­ля и слу­ша­те­ля — поёт или под­пе­ва­ет каждый. 

Осо­бое место в музы­ке наро­дов Кав­ка­за зани­ма­ли пев­цы-ска­зи­те­ли. Они пере­да­ва­ли исто­рию через пре­да­ния и пес­ни. Сюже­ты ком­по­зи­ций раз­но­об­раз­ные — от нарт­ских ска­за­ний до геро­и­че­ских, сва­деб­ных, посвя­щён­ных рабо­те и так далее.  Мно­гие пес­ни пере­да­ва­лись из уст в уста. В совет­ский пери­од учё­ные-фольк­ло­ри­сты соби­ра­ли в архи­вы народ­ные пес­ни и мело­дии, ска­зи­те­лей и инстру­мен­та­ли­стов запи­сы­ва­ли в поле и в рес­пуб­ли­кан­ских радио­сту­ди­ях. Одна­ко мно­гие пес­ни, тра­ди­ци­он­ные инстру­мен­ты и зна­ния о том, как на них играть, были уте­ря­ны. Поэто­му в XXI веке тра­ди­ци­он­ная кара­чае­во-бал­кар­ская музы­ка дол­гое вре­мя почти не была пред­став­ле­на на сцене. 

В свя­зи с этим суще­ство­ва­ние Gollu мож­но раз­де­лить на два эта­па — иссле­до­ва­тель­ский про­ект и музы­каль­ная группа. 

С 2016 года Азна­ур Тотор­ку­лов соби­рал инфор­ма­цию, изу­чал источ­ни­ки и архи­вы, искал в музе­ях и част­ных кол­лек­ци­ях этно­гра­фи­че­ские образ­цы инстру­мен­тов. В 2019 году к Азна­у­ру при­со­еди­ни­лась Мади­на Лай­па­но­ва, един­ствен­ная участ­ни­ца груп­пы с музы­каль­ным обра­зо­ва­ни­ем. Ребя­та изго­тов­ля­ли репли­ки инстру­мен­тов, рекон­стру­и­ро­ва­ли тех­ни­ки игры на них. В октяб­ре 2020 года пол­но­стью сфор­ми­ро­вал­ся состав Gollu — к репе­ти­ци­ям под­клю­чи­лись Тен­гиз Биджи­ев и Шамиль Узденов.

Гол­лу — тра­ди­ци­он­ный танец в день весен­не­го рав­но­ден­ствия. Назва­ние явля­ет­ся мета­фо­рой, пото­му что вес­на – вре­мя воз­рож­де­ния, а кол­лек­тив Gollu воз­рож­да­ет и раз­ви­ва­ет тра­ди­ци­он­ную куль­ту­ру сво­е­го народа.

 

О ста­нов­ле­нии кол­лек­ти­ва Азна­ур Тотор­ку­лов рассказывает:

«Мы начи­на­ли с аутен­тич­но­го испол­не­ния фольк­лор­ных кара­чае­во-бал­кар­ских песен, но со вре­ме­нем в испол­ня­е­мой нами музы­ке ста­ло про­сле­жи­вать­ся наше автор­ское виде­ние, что в ито­ге пере­рос­ло в выход за соб­ствен­но­руч­но выстро­ен­ные рам­ки и в испол­не­ние тра­ди­ци­он­ных песен и наиг­ры­шей в сво­бод­ной мане­ре, более соот­вет­ству­ю­щей нашим музы­каль­ным предпочтениям».

 

Gollu вдох­нов­ля­ют­ся мно­же­ством раз­но­об­раз­ных и, каза­лось бы, неожи­дан­ных испол­ни­те­лей. Азна­ур перечисляет: 

«Ирланд­ская тра­ди­ци­он­ная музы­ка и её вывер­ну­тая нару­жу груп­пой Lankum тягу­чая изнан­ка. Крит­ские ман­ти­на­ды и их наро­чи­то сырая и гру­бая ипо­стась в лице Psarantonis и его сына Psarogiorgis. Мелан­хо­лич­ные мно­го­слой­ные бал­ла­ды инди-роке­ров The National. Оди­ча­лый, испол­нен­ный на этни­че­ских музы­каль­ных инстру­мен­тах пост­ме­тал The Black Heart Rebellion/TAKH. Меди­та­тив­ные цик­лич­ные ман­тры сто­унер-мета­ли­стов Om. Эпич­ные “опти­ми­стич­но-пес­си­ми­стич­ные” построк-полот­на Godspeed You! Black Emperor. Необуз­дан­ный джаз кол­лек­ти­вов Sons of Kemet и Shabaka and the Ancestors. Стре­ми­тель­но несу­щий­ся блэк-метал кас­ка­ди­ан­цев Alda. 

В своё вре­мя на меня очень силь­но повли­я­ла музы­каль­ная три­ло­гия пост­ме­тал/­не­окраст-груп­пы The Fall of Efrafa.

Кро­ме того, неис­чер­па­е­мый источ­ник вдох­но­ве­ния — это твор­че­ство соби­ра­те­ля кара­чае­во-бал­кар­ско­го фольк­ло­ра Ома­ра Ота­ро­ва, а так­же ауди­о­за­пи­си извест­ных ска­зи­те­лей и музы­кан­тов про­шло­го века — Мус­сы Бай­чо­ро­ва, Батыр­ши Уяно­ва, Пиля­ла Кип­ке­е­ва, Энве­ра Бай­чо­ро­ва, Юсуфа Кече­ру­ко­ва и так далее».

Gollu высту­па­ют весь­ма ред­ко. Из отно­си­тель­но круп­ных меро­при­я­тий мож­но назвать про­шло­год­ние кон­цер­ты — закры­тие Боль­шо­го Пас­халь­но­го фести­ва­ля в Архан­гель­ске и Пла­то­нов­ский фести­валь в Воро­не­же. Орга­ни­за­цию боль­шей части выступ­ле­ний участ­ни­ки груп­пы бра­ли на себя и про­во­ди­ли дома, в Кара­чае­во-Чер­ке­сии

В 2023 году у груп­пы вышел дебют­ный аль­бом Caz (чита­ет­ся близ­ко к «Джаз»), кото­рый откры­ва­ет серию рели­зов с кален­дар­ны­ми обря­до­вы­ми пес­ня­ми и мело­ди­я­ми. Caz — это весен­ний цикл. Сим­во­лич­но, что пер­вый аль­бом Gollu об изме­не­ни­ях и про­буж­де­нии — в первую оче­редь в музыке.

 

Груп­па доволь­но про­дол­жи­тель­ное вре­мя была в вынуж­ден­ном отпус­ке. Пару меся­цев назад Gollu вновь ста­ли репе­ти­ро­вать. Кол­лек­тив поки­нул Шамиль, но осталь­ные участ­ни­ки наде­ют­ся, что он вско­ре вернётся.

В 2024 году груп­па пла­ни­ру­ет запи­сать новый аль­бом, снять­ся в филь­ме режис­сё­ра Ген­ри­ха Игна­то­ва, а так­же будет высту­пать во Вла­ди­кав­ка­зе, Чер­кес­ске, Вели­ком Нов­го­ро­де и Санкт-Петербурге.


Ragon Bal

Пост­фолк с уни­каль­ным осе­тин­ским инструментом

В 2021 году Каз­бек Лали­ев осно­вал ансамбль при Рес­пуб­ли­кан­ском доме народ­но­го твор­че­ства Север­ной Осе­тии. Сей­час Ragon Bal (осет. дословн. «Ста­рин­ная груп­па») — само­сто­я­тель­ный проект. 

Ансамбль игра­ет пост­фолк и стре­мит­ся пере­осмыс­лить тра­ди­ци­он­ную музы­ку. Кол­лек­тив исполь­зу­ет тра­ди­ци­он­ные музы­каль­ные инстру­мен­ты: арфы, волын­ки, струн­ные и аккор­де­он, а так­же уадын­дз — тра­ди­ци­он­ную осе­тин­скую флей­ту. Зву­ко­из­вле­че­ние губ­ное, как у кава­ла и турец­ко­го нея, — этим инстру­мент отли­ча­ет­ся от кав­каз­ских «сосе­дей» камы­ли, сыбыз­гы и ачар­пы­на, у кото­рых зву­ко­из­вле­че­ние зуб­но-язы­ко­вое. В осе­тин­ском нарт­ском эпо­се уадын­дз встре­ча­ет­ся в цик­ле ска­за­ний об Аца­ма­зе, сыне нар­та Ацы, пев­це и музы­кан­те, кото­рый обла­дал чудес­ной золо­той свирелью. 

 

До наше­го вре­ме­ни уадын­дз и тех­ни­ка игры на нём дошли совер­шен­но слу­чай­но. Участ­ни­ку Ragon Bal Таму Бероз­ти позво­ни­ла незна­ко­мая жен­щи­на и ска­за­ла, что в Дигор­ском уще­лье живёт её род­ствен­ник, кото­рый уме­ет играть на «какой-то тру­бе». Этим чело­ве­ком ока­зал­ся Лам­бег Цоп­бой­ти, кото­рый научил Таму пра­виль­но играть на уадын­дзе — и через пару меся­цев ушёл из жизни.

Испол­ни­те­ли на уадын­дзах: Таму Бероз­ти и Сар­мат Каргаев

В отли­чие от мно­гих дру­гих фолк-групп, Ragon Bal высту­па­ют в повсе­днев­ной одеж­де. Участ­ни­ки ансам­бля счи­та­ют, что это умень­ша­ет дистан­цию меж­ду музы­кан­та­ми и слу­ша­те­ля­ми и даёт сфо­ку­си­ро­вать­ся на зву­ке, а не на «экзо­ти­че­ской» визу­аль­ной части. В пере­ры­вах меж­ду ком­по­зи­ци­я­ми Ragon Bal рас­ска­зы­ва­ют об осе­тин­ских тра­ди­ци­он­ных инструментах. 

Ragon bal «Мæ хур, мæ амонд» (осет. «Моё солн­це, моя судьба»)

Груп­па запи­са­ла два аль­бо­ма: Simdtæ и Dykkag. Кро­ме это­го, Ragon Bal могут похва­стать­ся выступ­ле­ни­ем на Крас­ной площади.


January Blues

Пост­панк из само­го кон­сер­ва­тив­но­го реги­о­на Кавказа

Осе­нью 2021 года в Ингу­ше­тии пред­ста­ви­те­ли раз­ных твор­че­ских направ­ле­ний — худож­ник, музы­кант, режис­сёр и опе­ра­тор — созда­ли January Blues (англ. «Январ­ская ханд­ра»). Зага­доч­ный кол­лек­тив писал мрач­ные сти­хи, играл пост­панк с эле­мен­та­ми дарквей­ва и сни­мал кли­пы в неого­ти­че­ском сти­ле. По сути, January Blues пред­став­лял из себя аудио­ви­зу­аль­ный проект.

«Iа цIа веха со» — пер­вый в исто­рии Ингу­ше­тии клип в жан­ре постпанк

В 2023 году груп­па рас­па­лась и пере­со­бра­лась в новом, сокра­щён­ном соста­ве, кото­рый засекречен. 

Све­жий релиз груп­пы. В видео есть рус­ские субтитры

January Blues поют на ингуш­ском язы­ке. Для участ­ни­ков важ­но не терять связь с куль­ту­рой и сво­им наро­дом. В пес­нях JB рас­ска­зы­ва­ют о жела­нии менять свой реги­он к луч­ше­му, а так­же о ваку­у­ме, кото­рый есть в ингуш­ском обще­стве, недо­ска­зан­но­сти, ощу­ще­нии зазеркалья.


«нееет, ты что»

«Если бы вы зна­ли, как хоро­шо мы зави­са­ем, вы бы сами ста­ли жить в Дагестане»

Даге­стан­ская фанк-груп­па «нее­ет, ты что» появи­лась спон­тан­но: в 2019 году музы­кан­ты Рама­зан Мал­ла­ев и Расул Маха­ли­ев реши­ли встре­тить­ся на квар­ти­ре и запи­сать несколь­ко ком­по­зи­ций. В тот день това­ри­щи сочи­ни­ли два тре­ка, кото­рые сра­зу выло­жи­ли в Сеть. Ребя­та попро­си­ли девуш­ку, кото­рая рисо­ва­ла облож­ку, при­ду­мать назва­ние для груп­пы, и она сму­щён­но отве­ти­ла: «Не-е-ет, ты что!..»

У участ­ни­ков про­ек­та раз­ный бэк­гра­унд: Рама­зан читал рэп, а Расул играл в рок-груп­пе. Теперь дуэт созда­ёт дру­гую музы­ку: поми­мо фан­ка, твор­че­ство «нее­ет, ты что» вклю­ча­ет в себя джаз, хаус, элек­тро­ни­ку и хип-хоп, в текстах мно­го локаль­ных отсы­лок и слен­га. Сто­ит обра­тить вни­ма­ние на стиль­ные видео­кли­пы, сня­тые Тиму­ром Абакаровым.

 

Музы­каль­ные пред­по­чте­ния Рама­за­на и Расу­ла тоже раз­но­об­раз­ные: Led Zeppelin, Джим­ми Хенд­рикс, Май­лз Дэвис, Кама­ал Уильямс, MF Doom, Alfa Mist, Aphex Twin, King Krule.

 

Сей­час «нее­ет, ты что» живут в Москве и игра­ют с сес­си­он­ны­ми музы­кан­та­ми. Ори­ги­наль­ность груп­пы при­вле­ка­ет всё боль­ше вни­ма­ния: кол­лек­тив высту­пал на фести­ва­лях Stereoleto и Chess & Jazz, VK Fest, «Дикая мята», участ­во­вал в музы­каль­ных шоу «Слу­шай отсю­да» и SUNC, а аль­бом «Пес­ни и тан­цы Даге­ста­на» (2023) выиг­рал в номи­на­ции «Луч­ший аль­бом» паб­ли­ка «Род­ной звук». 


Под­пи­сы­вай­тесь на канал Анге­ли­ны Хаса­но­вой Kavkaz.

Читай­те так­же «Каре­лиЙ­оу: как рэп при­шёл на север»

Поделиться