Самый лучший день для побега на Запад. «Красная волна» и «горби-рок»

С допо­топ­ных вре­мён Рос­сия дели­лась на запад­ни­ков и сла­вя­но­фи­лов. Как толь­ко идея «окна в Евро­пу» ста­ла чем-то реаль­но обо­зри­мым, этот кон­фликт раз­го­рел­ся, кажет­ся, веч­ным огнём. Осо­бен­но ярко это отра­зи­лось на исто­рии нашей попу­ляр­ной музы­ки, кото­рая, с одной сто­ро­ны, появи­лась в изо­ли­ро­ван­ной стране, а с дру­гой — изна­чаль­но была эрза­цем музы­ки, при­шед­шей с той сто­ро­ны желез­но­го зана­ве­са кон­тра­банд­ным путём. 

Это поро­ди­ло несколь­ко нев­ро­тич­ное состо­я­ние в сре­де музы­кан­тов, если угод­но, кри­зис иден­тич­но­сти: были те, кто сле­до­вал идее, что нуж­но дер­жать­ся рус­ских кор­ней, а были те, кто все­ми сила­ми ста­рал­ся исполь­зо­вать музы­ку как пор­тал в мир шоу-биз­не­са стран раз­ви­то­го капи­та­лиз­ма. Не менее часто обе интен­ции встре­ча­лись у одних и тех же арти­стов, ста­ра­ю­щих­ся кое-как пород­нить квас с кока-колой. Здесь пред­став­ле­на исто­рия о том, как (не)сложилась попыт­ка экс­пан­сии рус­ской музы­ки на Запад.

VATNIKSTAN запус­ка­ет цикл из пяти мате­ри­а­лов Пет­ра Поле­щу­ка об экс­пан­сии рус­ской поп-музы­ки на Запад: от «гор­би-рока» и евро­пей­ско­го про­ек­та нуле­вых до Pussy Riot, рус­ско­го рэпа и Новой рус­ской волны.

Джо­ан­на Стин­грей с музы­кан­та­ми ленин­град­ско­го рок-клу­ба. Фото из архи­ва Джо­ан­ны Стин­грей. 1980‑е гг.

Восьмидесятые: «красная волна»

Едва ли поко­ле­ние двор­ни­ков и сто­ро­жей мог­ло поду­мать, что вслед за поте­ря­ми ком­со­моль­ских биле­тов сле­ду­ю­щая гла­ва в их офи­ци­аль­ной иден­ти­фи­ка­ции будет свя­за­на с кон­цер­та­ми дале­ко за пре­де­ла­ми СССР. Пер­вая идея экс­пор­та рус­ской музы­ки бук­валь­но «сва­ли­лась» на наших клас­си­ков рус­ско­го рока с при­ез­дом Джо­ан­ны Стин­грей (сту­дент­ки Уни­вер­си­те­та Южной Кали­фор­нии, успев­шей запи­сать нью-вейв пла­стин­ку Beverly Hills Brat).

В 1984 году Джо­анне пред­став­ля­ет­ся воз­мож­ность побы­вать в СССР в каче­стве турист­ки. Неза­дол­го до пово­рот­но­го путе­ше­ствия Джо­ан­на узна­ёт от сво­их зна­ко­мых о том, что в Совет­ском Сою­зе тоже суще­ству­ет рок-музы­ка, а заод­но полу­ча­ет теле­фон «насто­я­щей рок-звез­ды Совет­ско­го Сою­за» Бори­са Гре­бен­щи­ко­ва, «рус­ско­го Боуи и Дила­на» разом. Как при­ня­то гово­рить, тогда всё изме­ни­лось и для них, и для наших: зна­ком­ство с ленин­град­ской рок-тусов­кой, помощь музы­кан­там, а так­же пер­вая любовь в лице гита­ри­ста «Кино» Юрия Кас­па­ря­на. Сво­е­го рода синоп­си­сом всей этой исто­рии стал выпуск на Запа­де ком­пи­ля­ции рус­ских роке­ров на пла­стин­ке Red Wave. Как писа­ла сама Стингрей:

«— Нуж­но выбрать груп­пы, — гово­рю я, сра­зу вхо­дя в состо­я­ние трак­то­ра. — Конеч­но же, „Аква­ри­ум“ и „Кино“. Кто ещё, как ты думаешь?
В конеч­ном счё­те мы реши­ли вклю­чить „Али­су“ и „Стран­ные Игры“ обе груп­пы обла­да­ли неве­ро­ят­ным маг­не­тиз­мом, и ребят из этих групп я тоже счи­та­ла сво­и­ми дру­зья­ми. Эти четы­ре груп­пы — пожа­луй, луч­шее, что было в рок-клу­бе того вре­ме­ни, — мог­ли при­дать аль­бо­му раз­но­об­раз­ное, сво­бод­ное, рас­ко­ван­ное зву­ча­ние: эклек­тич­ность „Аква­ри­ума“, тём­ный поп „Кино“, жёст­кий рок „Али­сы“ и пуль­си­ру­ю­щий ска-ритм „Стран­ных Игр“.

Любой здра­во­мыс­ля­щий чело­век огра­ни­чил­ся бы одной этой, и без того непро­стой зада­чей, но меня сжи­га­ло жела­ние сопрово­дить аль­бом ещё и видео­кли­па­ми, снаб­дить таким обра­зом музы­ку ещё и визу­аль­ным рядом. Запу­щен­ное бук­валь­но несколь­ки­ми года­ми ранее MTV вовсю наби­ра­ло в Аме­ри­ке попу­ляр­ность, и видео­кли­пы ста­ли луч­шим спо­со­бом про­дви­же­ния новой музы­ки на рынок. Кро­ме того, мне было оче­вид­но, что каж­дая из ото­бран­ные нами групп обла­да­ла сво­им ярко выра­жен­ным лицом и что вме­сте они соста­вят кон­траст­ную и неве­ро­ят­но зре­лищ­ную кар­ти­ну. Борис оста­вал­ся Бори­сом — силь­ный и кра­си­вый, как Апол­лон; Вик­тор Цой со сво­ей гри­вой волос, чёр­ным гри­мом и радуж­но переливающими­ся рубаш­ка­ми выгля­дел как капи­тан пират­ско­го суд­на; „Али­са“ излу­ча­ла ярост­ную дерз­кую энер­гию, как какой-то неве­до­мый нар­ко­тик; а „Стран­ные Игры“ были нескон­ча­е­мым празд­ни­ком мер­ца­ю­щих огней и по-шутов­ски смеш­ных и ярких персонажей».

Поми­мо мифов о том, что весь этот про­ект дол­жен был вырас­ти в пол­но­мас­штаб­ную экс­пан­сию, так­же ходи­ли слу­хи, что аме­ри­кан­цы замыс­ли­ли целый худо­же­ствен­ный фильм о рус­ском роке (где, соглас­но Стин­грей, сам Боуи вызвал­ся сыг­рать Гре­бен­щи­ко­ва). Увы, аль­бом «Red Wave» не стал той мат­рёш­кой рус­ской куль­ту­ры, кото­рую из него пыта­лись сделать.

Тем не менее опре­де­лён­ный барьер был снят: рус­ские роке­ры пока­ти­ли с гастро­ля­ми по зем­лям обе­то­ван­ным. В той или иной сте­пе­ни, при помо­щи Стин­грей (и, разу­ме­ет­ся, акти­ви­зи­ро­вав­ше­го­ся Тро­иц­ко­го и дру­гих куль­тур­тре­ге­ров) неко­то­рые музы­кан­ты отпра­ви­лись с гастро­ля­ми по Евро­пе и Аме­ри­ке — Стас Намин, «Зву­ки Му», Аук­цы­он, поз­же «Парк Горь­ко­го» и дру­гие. Напри­мер, «Зву­ки Му» успе­ли оча­ро­вать Дэви­да Тома­са из Pere Ubu и даже ока­за­лись на шоу Джо­на Пилла.

Неко­то­рым повез­ло начать рабо­ту с запад­ны­ми про­дю­се­ра­ми — «Зву­ки Му» с Брай­а­ном Ино, Гре­бен­щи­ков с Дэй­вом Стю­ар­том — и выпу­стить пла­стин­ки на тамош­них лей­б­лах (Сер­гей Курё­хин на англий­ском Leo Records). Гре­бен­щи­ков высту­пил у Лет­тер­ма­на, дав весь­ма скан­даль­ное (не в свою поль­зу) интер­вью. Стас Намин ока­зал­ся в спис­ках участ­ни­ков запи­си пер­во­го соль­но­го аль­бо­ма Кита Ричард­са, «Чёр­ных рус­ских» под­пи­сал Motown.

Борис Гре­бен­щи­ков на шоу Дэви­да Леттермана

Стас Намин отме­чал, что во вре­мя пере­строй­ки инте­рес к совет­ской куль­ту­ре зна­чи­тель­но возрос:

«На Запа­де в то вре­мя был инте­рес ко все­му рус­ско­му, осо­бен­но в Аме­ри­ке — после столь­ких лет анти­со­вет­ско­го бойкота».

Что при­ме­ча­тель­но, инте­рес был обо­юд­ный, но, воз­мож­но, со сто­ро­ны Запа­да ещё силь­нее: посколь­ку вся рок-музы­ка в вось­ми­де­ся­тых ста­ла сугу­бо ком­мер­че­ской, кор­по­ра­тив­ной и лишён­ной того потен­ци­а­ла, кото­рым обла­да­ла преж­де, запад­ные арти­сты захо­те­ли отыс­кать нечто инте­рес­ное в «анти­ры­ноч­ном» про­стран­стве рус­ско­го рока. Иссле­до­ва­тель «гор­би-рока» Алек­сандр Мор­син отмечал:

«Это настро­е­ние было во мно­гих ста­тьях, но нагляд­нее все­го в теле­мо­сте Лон­дон-Ленин­град, там об этом гово­рят в лоб. Гэбри­эл, Ино, Крис­си Хайнд так и гово­рят: нас пожра­ли день­ги, мы хз что делать. У вас денег нико­гда не было, и вы бод­рые. В чём сек­рет?… Инте­рес 100% был, но боль­ше иссле­до­ва­тель­ский и медий­ный, куда мень­ше — музыкальный».


Теле­мост «Ленин­град — Лон­дон». Телев­стре­ча рок-музы­кан­тов Вели­ко­бри­та­нии и СССР (1988)

Как в иссле­до­ва­нии «От „крас­ной вол­ны“ до „новой рус­ской вол­ны“: российский музы­каль­ный экс­порт и меха­ни­ка зву­ко­во­го капи­та­ла» писал Мар­ко Биазиоли:

«Несмот­ря на это, рус­ским музы­кан­там тогда не уда­лось поко­рить англо­языч­ную пуб­ли­ку — при­чи­на­ми тому были и пере­жит­ки холод­ной вой­ны, и пред­рас­суд­ки пуб­ли­ки, и недо­раз­ви­тость совет­ской рок-индуcтрии».

Но, пожа­луй, глав­ной при­чи­ной был язы­ко­вой и куль­тур­ный барьер — рус­ским было труд­но понять, как вер­но пре­зен­то­вать себя запад­но­му слу­ша­те­лю. Впо­след­ствии Гре­бен­щи­ков неод­но­крат­но отме­чал, что Боуи дал ему настав­ле­ние «не допу­стить, что­бы они [аме­ри­кан­цы] сде­ла­ли из аль­бо­ма [БГ] оче­ред­ной аме­ри­кан­ский аль­бом». Что, к сожа­ле­нию, и случилось.

Гре­бен­щи­ков, выпу­стив­ший «Rado Silence», стал неглас­ным сим­во­лом «рус­ских музы­кан­тов на Запа­де», одна­ко, ско­рее, для сво­их же сооте­че­ствен­ни­ков — аме­ри­кан­цем БГ пред­стал на аль­бо­ме весь­ма кон­вен­ци­о­наль­ной фигу­рой, от кото­рой жда­ли рус­ской экзо­ти­ки, а полу­чи­ли, как поз­же язви­тель­но отзы­вал­ся Игги Поп, чело­ве­ка, кото­рый «косил под Боуи».

Вопрос: а мог ли вооб­ще пат­ри­арх рус­ско­го рока пред­стать как-то аутен­тич­но, но доступ­но, учи­ты­вая, что соб­ствен­ной поп-музы­каль­ной иден­тич­но­сти в СССР вовсе не существовало?

Джо­ан­на Стин­грей и Борис Гребенщиков

Как писал Биазиоли:

«Кро­ме того, про­валь­ным ока­за­лось и поли­ти­че­ская репре­зен­та­ция БГ. Пред­став­лен­ная запад­ной ауди­то­рии фигу­ра БГ не вызы­ва­ла как тако­во­го инте­ре­са, так как не пред­став­ля­ла ника­кой кри­ти­ки соци­а­ли­сти­че­ско­го госу­дар­ства и ника­кой наруж­ной экзо­ти­че­ской чер­ты, за кото­рую запад­ная пуб­ли­ка мог­ла бы заце­пить­ся. Мар­ке­тинг-экс­перт CBS Джей Круг­ман утвер­ждал, что связь с Рос­си­ей „будет пер­вым, за что ухва­тит­ся пуб­ли­ка“. Соот­вет­ствен­но, Гре­бен­щи­ко­ва пред­став­ля­ли одно­вре­мен­но как одно­знач­но рус­ско­го и как англо­фи­ла, под­чёр­ки­вая его бли­зость с англо-аме­ри­кан­ской тра­ди­ци­ей. Мар­ке­то­ло­ги про­дви­га­ли „Radio Silence“ как мани­фест кон­ца холод­ной вой­ны — но не учли того, что новая друж­ба наро­дов никак не была отыг­ра­на ни в зву­ке, ни в куль­тур­ном пове­де­нии БГ».

Eurythmics и БГ на кон­цер­те в Уэмбли

В июне 1988 года Борис Гре­бен­щи­ков ока­зал­ся на ста­ди­оне «Уэм­бли» на одной сцене с Энни Лен­нокс, солист­кой Eurythmics. Это была их послед­няя пес­ня на кон­цер­те в честь 70-летия рево­лю­ци­о­не­ра, бор­ца с апар­те­идом и узни­ка сове­сти Нель­со­на Ман­де­лы. Эпо­халь­ный кон­церт транс­ли­ро­ва­ли 67 стран мира на общую ауди­то­рию в 600 мил­ли­о­нов теле­зри­те­лей. Но, как отме­ча­ет Алек­сандр Морсин:

«…конеч­но, когда Энни Лен­нокс вызы­ва­ет на сце­ну БГ — это дипло­ма­ти­че­ский жест, спа­се­ние уто­па­ю­щих, сброс про­ви­ан­та с вертолёта».

Ана­ло­гич­но и с дру­ги­ми пио­не­ра­ми — любо­пыт­но, как Ино, уви­дев Пет­ра Мамо­но­ва, раз­гля­дел в нём нечто сред­не­ве­ко­вое, тогда как рус­ско­му слушателю/зрителю было совер­шен­но оче­вид­но, что Мамо­нов — кри­вое зер­ка­ло обез­до­лен­но­го рус­ско­го мужи­ка. Запись аль­бо­ма с Ино, как и после­ду­ю­щее про­дви­же­ние аль­бо­ма, тоже обер­ну­лись про­бле­мой: так меж­ду интел­ли­гент­ным Ино и Мамо­но­вым, кото­рый отли­чал­ся нахра­пом, обра­зо­вал­ся кон­фликт не столь­ко куль­тур­ный, сколь­ко творческий.


Брай­ан Ино и Зву­ки Му

Всё это под­во­дит к доволь­но печаль­но­му выво­ду: рус­ский рок, выбрав­шись за пре­де­лы зана­ве­са, к сожа­ле­нию, так и не нашёл слов, что­бы при­ми­рить запад­но­го слу­ша­те­ля со сво­им «про­дук­том». Один из глав­ных музы­каль­ных кри­ти­ков, Роберт Кри­ст­гау, напи­сал в The Village Voice, что совет­ский рок зву­чит как

«…дежа­вю: <…> то, что такая роман­ти­че­ская бол­тов­ня сде­ла­ла Гре­бен­щи­ко­ва под­поль­ным геро­ем в СССР, дока­зы­ва­ет лишь что тота­ли­та­ризм застав­ля­ет [арти­стов] рис­ко­вать ради самых без­зу­бых банальностей».

Спра­вед­ли­во­сти ради тот же Кри­ст­гау был весь­ма лестен к «Кино», написав:

«Когда его [Цоя] согруппни­ки затя­ги­ва­ют высо­кое „оуоо“ на под­пев­ках в „Даль­ше дей­ство­вать будем мы“, то это зву­чит как их ответ „Back in the U.S.S.R.“»

А вот слу­шал ли кри­тик «Кино» на самом деле, судя по этой цита­те, вопрос открытый.

Начав­шись, как про­ект, направ­лен­ный на пере­да­чу дости­же­ний ленин­град­ско­го рока, «Red Wave» при­шла к их упро­ще­нию, тира­жи­ро­ва­нию кли­ше холод­ной вой­ны о репрес­сив­ном Восто­ке и сво­бо­до­лю­би­вом Запа­де, к экзо­ти­за­ции совет­ской ина­ко­во­сти. Но дру­гие арти­сты исполь­зо­ва­ли экзо­ти­за­цию себе на (ком­мер­че­скую) пользу.

Когда на Запа­де вышел релиз груп­пы Gorky Park в 1989 году, её мар­ке­тинг был обу­стро­ен вокруг сте­рео­ти­пи­за­ции совет­ской эсте­ти­ки: пер­вые бук­вы назва­ния груп­пы GP были сти­ли­зо­ва­ны на облож­ке таким обра­зом, что­бы напо­ми­нать серп и молот; назва­ние груп­пы так­же было напе­ча­та­но на кирил­ли­це. Клип на пер­вый син­гл с пла­стин­ки «Bang» начи­нал­ся с демон­стра­ции аме­ри­кан­ско­го и совет­ских фла­гов: участ­ни­ки груп­пы были оде­ты в тра­ди­ци­он­ные рус­ские костю­мы, вре­мя от вре­ме­ни в кад­ре появ­ля­лись изоб­ра­же­ния Лени­на и Гага­ри­на, бала­лай­ки и рус­ские сло­ва. В отли­чие от «Red Wave», «Парк Горь­ко­го» доби­вал­ся экс­плу­а­та­ции «клюк­вы».

В ито­ге тот пери­од полу­чил неглас­ное назва­ние «гор­би-рок» и был отме­чен боль­ши­ми надеж­да­ми, увы, так и не оправ­дав­шим­ся. Раз­но­го рода пополз­но­ве­ния ещё слу­ча­лись. Самый, пожа­луй, гло­баль­ный при­мер — про­ве­де­ние «рус­ско­го Вуд­сто­ка», кото­рый тоже пода­рил надеж­ды мест­ным музы­кан­там на вто­рой шанс.

Тем не менее исто­рия экс­пан­сии рус­ской музы­ки на этом не закон­чи­лось, а наобо­рот — толь­ко нача­лась. Дру­гое дело, что «толь­ко начи­на­ет­ся» она до сих пор.


Читай­те так­же «Нача­ло совет­ско­го джа­за. Пер­вые джаз-бан­ды, попу­ляр­ность и кри­ти­ка». 

Поделиться