В холодную войну нейтральная Финляндия стала главным европейским несоциалистическим партнёром Советского Союза. После того как на СССР опустился «железный занавес», близкие соседи, враждовавшие почти четверть века и пережившие кровавую войну, начали сотрудничать — не только обмениваться товарами, но и снимать кино.
Во второй половине ХХ века вышли четыре очень разных фильма советско-финского производства. Сказочный эпос, революционные драмы и незатейливая комедия служили рупором, в котором всему миру говорилось о дружбе и сотрудничестве Хельсинки и Москвы. Сегодня эти ленты почти забыты, но во многом несправедливо — и как артефакты эпохи для ценителей, и как самостоятельные произведения они весьма интересны.
О развитии сотрудничества СССР и Финляндии в кино, создании совместных картин и роли этих фильмов в отношениях двух стран — в материале Никиты Николаева.
Особые отношения СССР и Финляндии
10 февраля 1946 года на Парижской мирной конференции страны антигитлеровской коалиции подписали мирные договоры с союзниками нацистской Германии. Финляндия была в их числе, но стране повезло намного больше, чем её соседям из Восточной Европы. Суоми сохранила внутреннее политическое устройство и согласилась на внеблоковый статус. Взамен она выплачивала контрибуцию СССР, которая частично покрывалась экспортом товаров для восточного соседа. Бывшие противники превратились в доброжелательных коллег и наконец-то пришли к тому, что сотрудничать всё же выгоднее, чем воевать.
В трансформации отношений были заинтересованы обе стороны. В Финляндии Москва закупала западные станки и другие высокотехнологичные товары, в то время как ресурсы с востока подпитывали финскую промышленность. Основой взаимоотношений стала так называемая «линия Паасикиви — Кекконена», названная по фамилиям послевоенных президентов Суоми. Её смысл заключался в компромиссной и осторожной политике, которая в условиях противостояния блоков будет доброжелательной к СССР. Злить восточного соседа не стоило — переживать ужасы Зимней и Второй мировой войны финны точно не хотели. На Западе этот процесс впоследствии назовут «финляндизацией». В общем смысле этот термин означает небольшое подчинение политики малой страны интересам большой при сохранении внутреннего устройства.
Важнейшее из искусств
Сотрудничество СССР и Финляндии касалось не только экономики, но и культуры. Финские и советские деятели искусств обменивались визитами начиная с 1948 года, когда был подписан договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи. Об этом процессе подробно рассказал финский исследователь Симо Микконен в недавно вышедшей книге «Дружба по расчёту: Культура и искусство в советско-финских отношениях, 1944—1960». Историк обращается в основном к высокой культуре — классической музыке и живописи. Однако ими сотрудничество не ограничивалось.
Сразу после подписания мирного договора СССР стремился занять достойное место в кинопрокате Финляндии. Экспортом продукции «Мосфильма», «Ленфильма» и других студий занималась государственная компания «Союзинторгкино» («Совэкспортфильм»). Первоначально финские зрители ходили на советские фильмы неохотно. Они предпочитали американские картины: те были и энергичнее, и интереснее глубоко пропитанных идеологией лент восточного соседа. Ни «Кубанские казаки», ни экранизации русской классики не находили отклика.
Тем не менее «Совэкспортфильм» не бросал попыток понравиться финских зрителей. Компания владела несколькими кинотеатрами в стране, где выпускала в прокат советские фильмы, в том числе из цикла «ленинианы». Рынок Суоми анализировали, кинодеятели стремились выяснить предпочтения зрителей. Павел Петров-Бытов, режиссёр и представитель «Совэкспортфильма» в Финляндии, писал:
«Большинство американских картин построено на личной судьбе людей с буржуазной психологией, а потому и близкой для буржуазной публики Финляндии. Она смотрит и волнуется вместе с героями фильма, а вокруг них роскошная красивая жизнь. Отсюда успех и хорошая касса. В советских же картинах, как правило, берётся в основу сюжета судьба Родины, города, завода, советской науки, колхоза и т. п., где люди страдают и радуются не по поводу личных эгоистических интересов, а по поводу интересов общественной жизни».
Выходом из положения могли стать совместные фильмы.
Советско-финская сказка
Первый опыт сотрудничества советских и финляндских кинематографистов состоялся в 1956 году. В прокат вышел документальный фильм «Жители Терийоки на Карельском перешейке», посвящённый туристической поездке эмигрировавших во время войны финнов из занятых СССР территорий.
После стороны начали обсуждать совместную художественную картину. Инициативу проявили советские чиновники: предложили снять фильм по мотивам национального финского эпоса «Калевала». Финляндская исследовательница Миа Эман отмечала, что вдохновителем этого проекта мог стать Отто Куусинен — многолетний глава Коммунистической партии Финляндии, сбежавший из родной страны в 1918 году и бывший для Суоми персоной нон-грата из-за участия в правительстве марионеточной Финляндской Демократической Республики времён Зимней войны.
После непродолжительных переговоров «Совэкспортфильма» и кинокомпании «Суоми-фильми» начались съёмки на базе «Мосфильма». Продюсером ленты «Сампо» (по названию чудесной мельницы из эпоса) стал Ристо Орко. Режиссёрское кресло занял известный советский постановщик сказочных фильмов Александр Птушко («Новый Гулливер», «Садко», «Алые паруса»). Главные роли сыграли Урхо Сомерсалми (Вяйнемёйнен), Иван Воронов (Сеппо Ильмаринен) и Анна Орочко (старуха Лоухи). Птушко помогали финские консультанты, которые контролировали, чтобы дух фильма соответствовал национальному эпосу. Впрочем, у классика советского сказочного кино получилось произведение, понятное по обе стороны границы — с аллюзиями на русские сказки и оперы по их мотивам.
«Сампо» стал первой лентой, которую создали советские кинематографисты в сотрудничестве с «капиталистическими» коллегами. Фильм вышел на экраны в 1959 году и пользовался спросом у зрителей в СССР и Финляндии. Интересно, что его закупили и американские прокатчики: в Штатах лента появилась в кинотеатрах под названием «День, когда Земля замёрзла» с небольшими монтажными изменениями.
«Сампо» нельзя отнести к выдающимся фильмам Александра Птушко. Если ленты по русским сказкам до сих пор смотрятся оригинально даже вне исторического контекста, то экранизация «Калевалы» получилась пресной. Это отражается прежде всего в сюжетной композиции и игре актёров. Первое обстоятельство можно объяснить источником: работать с иностранным эпосом намного сложнее. Это относится и ко второму, особенно учитывая тот факт, что сцены снимались дважды, на русском и финском языках. Тем не менее «Сампо» важен с исторической точки зрения: лента стала первой экранизацией «Калевалы», причём поставленной мастером сказочного жанра. Вновь эпос переложили на плёнку лишь в 80‑х усилиями финских кинематографистов.
Общая борьба
«Сампо» достиг определённого успеха, но это была свободная от идеологии сказка. Советские деятели культуры рассчитывали, что скоро договорятся финнами о картинах с ярко выраженной общественной составляющей. Руководство СССР хотело показать соседу преимущества социализма и продемонстрировать другим государствам дружбу Москвы и Хельсинки.
Несмотря на тяжёлое прошлое, у стран всё же находились точки соприкосновения — если не во взглядах, то в эмоциональном отношении к общим историческим событиям. Такой была революционная эпоха. И большевики, пришедшие в итоге к власти, и финские политики того периода видели главного противника в царизме. Поэтому во время событий 1905—1907 годов и позднее многие члены РСДРП(б), включая Владимира Ленина, скрывались от преследования царских властей в Суоми. Образ Ильича в финском общественном мнении был скорее положительным. Этому способствовал и прокат фильмов «ленинианы», которые удостаивались положительных отзывов в газетах и журналах. В 1970 году (столетний юбилей вождя российской революции) в Финляндии прошли множество мероприятий, посвящённых первому лидеру Советской России.
Такие памятные даты, как и 60-летие независимости Финляндии в 1977 году, не могли пройти мимо кинематографистов обеих стран. В 70‑е годы на экраны СССР и Суоми вышли сразу два фильма о революции по сценарию одного автора — Пааво Ринталы. Писатель и друг президента Урхо Кекконена, который и был одним из проводников дружбы с СССР, вдохновлялся Львом Толстым и написал несколько исторических произведений.
Одно из них, повесть Viapori 1906, было посвящено Свеаборгскому восстанию. В 1906 году часть гарнизона крепости неподалёку от Гельсингфорса подняла бунт. Им помогали отряды финской красной гвардии. Ринтола работал над романом параллельно с фильмом. Инициатива вновь принадлежала Советскому Союзу, а главным проводником идеи стал Сергей Колосов («Вызываем огонь на себя», «Операция “Трест”»), который в итоге и занял место режиссёра. Главные роли сыграли советские актёры: Борис Галкин, Армен Джигарханян и Ефим Копелян. Картину снимали на базе «Мосфильма» и финской компании Yleisradio.
«Свеаборг» практически забыт в наши дни. Его не показывают на телевидении, а на «Кинопоиске» нет пользовательских отзывов, оценку поставили менее 300 зрителей. Однако это незаслуженное забвение. Сергей Колосов объективно отразил события, происходившие в крепости жарким во всех смыслах летом 1906 года и показал разные стороны конфликта — офицеров, подавлявших восстание, бунтовщиков и поддерживающих их финских красногвардейцев. Впрочем, это неудивительно: такой же разносторонностью отличается одна из самых известных работ режиссёра, «Операция “Трест”». «Свеаборг» крайне рекомендован к просмотру всем интересующимся отражением революционных событий в кино.
Финская «лениниана»
После «Свеаборга» настала очередь экранизации другого важного для обеих стран сюжета. 31 декабря 1917 года независимость Финляндии признали члены СНК. Владимир Ленин неоднократно положительно отзывался об идее суверенитета Великого княжества. Впервые о создании фильма с Лениным в качестве главного персонажа была высказана в 1964 году, когда в Суоми приехала делегация «Ленфильма».
Работа над лентой началась параллельно со «Свеаборгом», в 1970 году. На этот раз первую скрипку играли ленинградские кинематографисты. С финской стороны в съёмках участвовала студия «Феннада-фильм». Режиссёрами выступили Виктор Трегубович («На войне как на войне», «Даурия») и Эдвин Лайне. Ленина сыграл Кирилл Лавров. С советской стороны в ленте участвовали Игорь Дмитриев (Владимир Бонч-Бруевич), Маргарита Терехова (Александра Коллонтай), Олег Янковский (Георгий Пятаков) и другие известные актёры. Членов финляндской делегации сыграли представители Суоми.
Фильм получил название «Доверие». Любопытна история создания его сценария. Первый вариант написал уже упоминавшийся Пааво Ринтала к 1970 году. В сценарии содержалось много эпизодов, не касавшихся напрямую признания независимости Финляндии — сцены «кровавого воскресенья» и картины жизни Ленина ещё до того, как он стал безоговорочным лидером российских большевиков. Советские чиновники не приняли этот вариант. Часть сценария Ринталы взял в оборот новый автор, историк Даниил Альшиц. Однако и он не справился с задачей: Ленин в его варианте сильно походил на шутливого и забавного старика из фильмов Михаила Ромма. Член «Совэкспортфильма» Отар Тейнешвили писал одному из коллег:
«Вот что значит давать писать сценарии о Ленине слабым и не зарекомендовавшим себя ничем литераторам. В сценарии нет вождя пролетариата, нет бойца революции, её организатора и вдохновителя».
Работа над фильмом остановилась. В 1973 году представители компании «Феннада-фильм» обратились к Сергею Михалкову с просьбой о помощи. Неизвестно почему, но финны хотели возобновить работу. Вполне вероятно, что в выпуске картины о Ленине был заинтересован лично президент Кекконен, который уважал революционера за признание независимости Суоми.
Подготовка сценария продолжилась. Третий и окончательный вариант написал Михаил Шатров, уже сталкивавшийся с «ленинианой» («Шестое июля»). Сценарий был готов к 1974 году. Продюсер фильма, Мауно Мякеля, писал советским коллегам:
«Чрезвычайно удовлетворены новым проектом сценария. Особенно интенсивная работа группы в нашей стране, как и трактовка сценария, значение Ленина в борьбе за самостоятельность нашей страны, подтверждают наше мнение о важности этого фильма, ещё более укрепляющую дружбу между нашими странами».
Фильм вышел в прокат в СССР и Финляндии в 1976 году — юбилейный год генсека Леонида Брежнева. Это отразилось и в фильме — события 1917 года сменяются кадрами современной хроники, где изображён советский лидер. В этом прослеживается чёткая связь: Брежнев — достойный преемник основателя большевистской партии.
«Доверие» активно показывали в Финляндии. Сеансы устраивали специально для школьников и студентов. Вместе с документальным фильмом «СССР — Финляндия 30 лет дружбы и сотрудничества», вышедшим в 1975 году, «Доверие» стало политическим высказыванием эпохи Брежнева и Кекконена. Тогда отношения СССР и Финляндии находились на пике. Суоми выступила посредником в контактах Москвы и капиталистических стран, что привело в 1975 году к подписанию Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе.
Как и «Свеаборг», «Доверие» также практически забыто в наше время. В год выхода фильм увидело около 10 миллионов человек, это очень скромный результат. Для сравнения, лидером отечественного проката тогда стала лента Эмиля Лотяну «Табор уходит в небо» с показателем в 65 миллионов зрителей. В отличие от картины Сергея Колосова, «Доверие» в наши дни смотрится чересчур идеологизированным и стерильным. Его не спасают ни выдающиеся актёры, ни авторитет режиссёра Виктора Трегубовича, чья «Даурия», снятая за несколько лет до премьеры фильма о Ленине, до сих пор является одной из лучших картин о Гражданской войне. «Доверие» превратилось в памятник эпохи Кекконена и Брежнева с застывшими и неживыми образами создателей советского государства.
Закат эпохи
Последним совместным советско-финляндским фильмом стала комедия Леонида Гайдая и Ристо Орко «За спичками», поставленная по мотивам юмористической повести Майю Лассилы начала XX века. На сей раз финским партнёром «Мосфильма» была компания «Суоми-фильми». Лента вышла в 1980 году и собрала в СССР неплохую кассу. А вот в Финляндии комедию ждал провал. Если в Советском Союзе речь шла о миллионах зрителей, то в Суоми на ленту Гайдая и Орко пришло несколько десятков тысяч человек.
В отличие от предшественников, «За спичками» заняла почётное 11‑е место в списке самых популярных фильмов 1980 года. Фильм и сейчас можно назвать востребованным: периодически он появляется на экранах телевизоров, а на агрегаторах красуются положительные отзывы. Впрочем, финны считают картину Гайдая неудачной. Комментаторы и рецензенты отмечают, что у русского режиссёра не получилось передать атмосферу оригинальной книги, а герои Вячеслава Невинного и Евгения Леонова выглядят пародией на финнов. «За спичками» действительно слабее ранних фильмов Гайдая «Двенадцать стульев» и «Не может быть!», не говоря уже о классической «Бриллиантовой руке». Он завершил противоречивый период экранизаций в карьере режиссёра.
«За спичками» — последний художественный фильм одной из старейших студий Финляндии, «Суоми-фильми». Лента оказалась также и последней совместной советско-финляндской работой. Эпоха Урхо Кекконена, идеолога добрососедства с СССР, уходила. В октябре 1981 года из-за болезни он передал полномочия премьер-министру Мауно Койвисто, который и стал новым главой государства в следующем году. Именно во время его президентства СССР распался, договор о дружбе 1948 года перестал действовать, а российско-финляндские отношения вступили в новый этап.
Читайте также «Русские эмигранты в Европе. Финляндия».