«Майор Гром»: игра на выживание франшизы

В рос­сий­ском про­ка­те лиди­ру­ет «Май­ор Гром: Игра» — уже тре­тья по счё­ту экра­ни­за­ция комик­сов Bubble. Одна­ко лидер­ство «Гро­ма» не тож­де­ствен­но три­ум­фу — сбо­ры кино­ко­мик­са остав­ля­ют желать луч­ше­го. Кри­тик Пётр Поле­щук рас­ска­зы­ва­ет, каким полу­чил­ся новый «Гром», что за поли­ти­че­ские импли­ка­ции спря­та­ны в нём на этот раз, поче­му Bubble пло­хо пони­ма­ет зри­те­лей и может ли новый фильм стать послед­ним во франшизе.

Источ­ник: kinopoisk.ru

Вышед­ший в 2021 году «Май­ор Гром: Чум­ной Док­тор» наде­лал шуму. С одной сто­ро­ны, фильм сопро­вож­дал­ся мощ­ней­шей пиар-кам­па­ни­ей. С дру­гой — поли­ти­че­ская подо­плё­ка лен­ты и обще­ствен­ный кон­текст сде­ла­ли «Гро­ма» одним из самых поле­ми­че­ских филь­мов года.

С тех пор Bubble Studios выпу­сти­ли при­квел «Гром: Труд­ное дет­ство» — на поря­док изоб­ре­та­тель­нее ори­ги­на­ла, но без поли­ти­че­ских рис­ков, что поз­во­лил сет­тинг лихих 90‑х. В новой части, полу­чив­шей под­за­го­ло­вок «Игра», дей­ствие сно­ва пере­ме­ща­ет­ся в совре­мен­ный, но всё же аль­тер­на­тив­ный Санкт-Петербург.

Гром ведёт почти празд­ный образ жиз­ни после побе­ды над Сер­ге­ем Раз­умов­ским — тем самым Чум­ным Док­то­ром, учи­нив­шим чере­ду кро­ва­вых убийств в Санкт-Петер­бур­ге. Бла­го­да­ря побе­де над зло­де­ем в честь героя теперь рису­ют граф­фи­ти, ста­вят памят­ни­ки, а мод­ные дома выпус­ка­ют аут­фи­ты в сти­ле Гро­ма — не гово­ря уже про мага­зи­ны игру­шек и дру­гие мерч-товары.

Одна­ко в это же вре­мя посту­па­ют ново­сти о том, что поли­цию соби­ра­ют­ся рефор­ми­ро­вать. Некто Август ван дер Хольт пред­ла­га­ет при­об­ре­сти у его ком­па­нии высо­ко­тех­но­ло­гич­ные дро­ны — они быст­рее, точ­нее и луч­ше любо­го живо­го стра­жа поряд­ка. Поми­мо это­го, в горо­де появ­ля­ет­ся новый зло­дей — он устра­и­ва­ет серию тер­ак­тов, что­бы выну­дить Гро­ма уйти из поли­ции. Игорь реша­ет дать ему отпор, но тем самым рис­ку­ет жиз­ня­ми горо­жан. Попут­но нам пока­зы­ва­ют, что про­ис­хо­дит в псих­боль­ни­це меж­ду Раз­умов­ским и док­то­ром Рубин­штей­ном. А ещё есть гене­рал-лей­те­нант Мария Архи­по­ва — она при­е­ха­ла из Моск­вы, что­бы занять­ся реформой.

Да, всё это — в одном филь­ме. Спра­вить­ся со все­ми сюжет­ны­ми лини­я­ми — зада­ча амби­ци­оз­ная. Но и фильм, подоб­но про­та­го­ни­сту, не роб­ко­го десят­ка — самый мас­штаб­ный про­ект Bubble и уже тре­тья экра­ни­за­ция рос­сий­ских комик­сов. Для про­то­ко­ла: в США до кино­все­лен­ной Marvel циф­рой «три» обза­во­ди­лись лишь самые стой­кие — «Чело­век-паук» и «Люди Икс». В Рос­сии подоб­ный рост фран­ши­зы вооб­ще уни­ка­лен. Но поми­мо раз­ви­тия созда­те­лям нуж­но было про­ве­сти рабо­ту над ошиб­ка­ми пер­вой части.

Кажет­ся, в «Игре» Bubble дей­стви­тель­но при­слу­ша­лись к кри­ти­ке. Вот жур­на­лист­ка зада­ёт­ся вопро­сом, поче­му ей нель­зя назы­вать сво­и­ми име­на­ми про­ис­хо­дя­щее в Санкт-Петер­бур­ге в выпус­ке ново­стей. Что это, если не кри­ти­ка ТВ-цен­зу­ры и отсыл­ка к инци­ден­ту с Мари­ной Овсян­ни­ко­вой? Вро­де и мелочь, но уди­ви­тель­но, что это про­шло цен­зу­ру — как бы калам­бур­но это ни звучало.

Да и сам Гром начи­на­ет осо­зна­вать недо­стат­ки сво­их мето­дов и даже при­зна­вать ошиб­ки. Но дела­ет он это, конеч­но же, слиш­ком позд­но — что тоже про исправ­ле­ние оши­бок, посколь­ку про­шло­го «Гро­ма» руга­ли за недо­ста­точ­ную дра­ма­тур­ги­че­скую глу­би­ну, а Тихон Жиз­нев­ский гово­рил, что у его героя эмо­ци­о­наль­ный диа­па­зон табуретки.

Источ­ник: kinopoisk.ru

Но и к «Игре» мож­но при­драть­ся: на пару сме­лых по нынеш­ним реа­ли­ям жестов при­хо­дит­ся, напри­мер, совер­шен­но кош­мар­ная сце­на со шмо­ном жите­лей Петер­бур­га, в кото­рой обла­вы на слу­чай­ных про­хо­жих пода­ют­ся если не как нечто кру­тое, то как мини­мум необ­хо­ди­мое для поим­ки зло­дея. И в даль­ней­шем никак не рефлек­си­ру­ет­ся героями.

Сму­ща­ют и слиш­ком оче­вид­ные сход­ства со зна­ко­вы­ми блок­ба­сте­ра­ми — в осо­бен­но­сти со вто­рым «Чело­ве­ком-пау­ком» кино­все­лен­ной Marvel. И сце­на с дро­на­ми на мосту, и внеш­нее сход­ство Вол­ко­ва с Мисте­рио, и неудоб­ное поло­же­ние, в кото­рое зло­деи ста­вят вра­гов-про­та­го­ни­стов в обо­их филь­мах. При этом фильм никак не может снять шинель «Тём­но­го рыца­ря»: в пер­вый раз, в корот­ко­мет­раж­ке про «Май­о­ра Гро­ма» 2017 года, это была сце­на ограб­ле­ния бан­ка, а теперь залож­ни­ки — хотя с этим ходом сце­на­ри­сты «Гро­ма» и обра­ща­ют­ся более фили­гран­но, чем Нолан.

Дела у «Гро­ма» очень не очень. Про­дю­сер Bubble Studios Миха­ил Кита­ев заявил:

«К сожа­ле­нию, мы видим, что фильм вооб­ще не „зашёл“ широ­кой ауди­то­рии, его вос­при­ни­ма­ют очень суб­куль­тур­ным, фанат­ским, что в целом непло­хо. Но судя по циф­рам, по коли­че­ству про­дан­ных биле­тов, „Игра“ на дан­ный момент усту­па­ет „Чум­но­му Док­то­ру“, что гово­рит о том, что наш фандом по всей види­мо­сти суще­ствен­но умень­шил­ся за три года».

Три­ло­гия — но в боль­шей сте­пе­ни «Игра» и «Чум­ной док­тор», — застав­ля­ет заду­мать­ся: так ли раци­о­наль­на став­ка Bubble на «обру­се­ние» Marvel и DC? Речь, если что, о филь­мах, не комик­сах. Наде­юсь, мне про­стят вре­мен­ное отсут­ствие куль­ту­ры. Напри­мер, под пред­ло­гом, что я гово­рю про глав­ный актив Bubble в его самой мас­со­вой ипостаси.

Ещё на заре ком­па­нии руко­во­ди­тель Bubble Артём Габре­ля­нов отве­тил на вопрос жур­на­ли­стов «поче­му вы дела­е­те юмо­ри­сти­че­ские комик­сы?» следующее:

«Ребят, а вы хоти­те сра­зу „Хра­ни­те­лей“ рос­сий­ских? Что­бы появил­ся рус­ский Алан Мур, сна­ча­ла нужен Супер­мен в 1939 году, потом дол­гая эво­лю­ция, а у нас сра­зу хотят с места в карьер. Не быва­ет так, дол­жен быть юмо­ри­сти­че­ский этап, потом супер­ге­ро­и­ка, её декон­струк­ция и так далее».

Ины­ми сло­ва­ми, созда­ёт­ся впе­чат­ле­ние, что Bubble видит в исто­рии аме­ри­кан­ских комик­сов биз­нес-стра­те­гию: от супер­ге­ро­ев до декон­струк­ции и к рекон­струк­ции. Это весь­ма стран­но. Marvel и DC эво­лю­ци­о­ни­ро­ва­ли соглас­но тре­бо­ва­ни­ям вре­ме­ни. «Боль­шая двой­ка» не пла­ни­ро­ва­ла декон­струк­цию, а в опре­де­лён­ный момент поня­ла, что теперь нуж­но тол­кать комик­сы в этом направ­ле­нии. И при­чи­ны часто ока­зы­ва­лись внеш­ни­ми по отно­ше­нию к комик­сам — напри­мер, сме­на поли­ти­че­ско­го кли­ма­та в обще­стве. Нель­зя посмот­реть на чужую исто­рию и про­сто ско­пи­ро­вать её в каче­стве пла­на — пото­му что это и не план вовсе. К тому же люди в Рос­сии дав­но иску­ше­ны услов­ным Ала­ном Муром, то есть пре­крас­но зна­ют — комик­сы спо­соб­ны на боль­шее, а поэто­му сра­зу тре­бу­ют боль­ше­го. «Гро­му» до сих пор при­ле­та­ет за типич­ный марвел-кор. Нет про­бле­мы в типич­ном супер­ге­рой­ском бое­ви­ке, но ясно, что для оглу­ши­тель­но­го хита этой фор­му­лы мало. И это нор­маль­ное тре­бо­ва­ние: если вы игра­е­те на поле Marvel/DC, то ясно, что от вас будут тре­бо­вать извест­ный мак­си­мум. Играй на дру­гом поле — и тре­бо­ва­ния были бы другие.

Очень харак­тер­но, что никто не тре­бу­ет сво­е­го Ала­на Мура, напри­мер, в Япо­нии, пото­му что тамош­ние комик­сы раз­ви­ва­лись сво­им путём. Не менее пока­за­тель­но и то, что все раз­го­во­ры про AoT, Hunter x Hunter или Chainsaw Man как про декон­струк­цию сёне­на — это раз­го­во­ры людей запад­но­ев­ро­пей­ской куль­ту­ры, но не самих япон­цев. Они вооб­ще в таких кате­го­ри­ях об этих комик­сах не мыслят.

Bubble же остав­ля­ет впе­чат­ле­ние, про­сти­те, кар­го-куль­та. Во вся­ком слу­чае такое впе­чат­ле­ние остав­ля­ют экра­ни­за­ции «Май­о­ра Гро­ма» — не хоте­лось бы обоб­щать, но всё-таки раз­го­вор про хед­лай­не­ра изда­тель­ства. Если мы посмот­рим на япон­скую и фран­цуз­скую тра­ди­ции комик­сов, то не най­дём ори­ен­ти­ра на США. Вер­нее, ори­ен­тир был, но фран­цу­зы и япон­цы хоро­шо пони­ма­ют, чем их куль­ту­ра отли­ча­ет­ся от аме­ри­кан­ской. И во мно­гом имен­но на этой раз­ни­це выкри­стал­ли­зо­ва­лась иден­тич­ность япон­ских и фран­цуз­ских комиксов.

Одна­ко нео­фи­ту слож­но понять, на чём осно­вы­ва­ет­ся иден­тич­ность ком­па­нии Bubble. Смот­ришь на их вит­ри­ну, но не пони­ма­ешь, что тебе пред­ла­га­ют: с одной сто­ро­ны, попыт­ка сде­лать оте­че­ствен­ных супер­ге­ро­ев по аме­ри­кан­ским лека­лам, с дру­гой — ман­га. Ну окей: ждём появ­ле­ние рус­ской ман­х­вы, что ли?

Да, это про­дукт весь­ма хоро­ше­го каче­ства. Здо­ро­во, что он есть. К тому же у Bubble бес­пре­це­дент­ная фан­ба­за для оте­че­ствен­но­го комикс-рын­ка. Не гово­ря уже про то, что они выпус­ка­ют автор­ские комик­сы. Но Bubble заяв­ля­ли, что хотят сде­лать свои комик­сы народ­ны­ми. Одна­ко если осно­вы­вать мне­ние на филь­мах про Гро­ма, то пони­ма­ния зри­те­ля у Bubble вооб­ще нет. «Май­ор Гром» остав­ля­ет после­вку­сие отсут­ствия аутен­тич­но­сти. Рос­сия «Май­о­ра Гро­ма» вооб­ще не похо­жа на Рос­сию, кото­рую зна­ем мы. Вер­нее, «Май­ор Гром» не рабо­та­ет с реаль­но­стью — и не пото­му, что это худо­же­ствен­ный вымы­сел. А пото­му что стес­ня­ет­ся её.

Ясно, что место дей­ствия «Май­о­ра Гро­ма» — аль­тер­на­тив­ный СПб. Ясно, что это не реаль­ный город, а зна­чит, он может быть эта­ким «нико­где». Но когда смот­ришь на «аль­тер­на­тив­ную Аме­ри­ку», напри­мер, в «Людях Икс ’97», то вид­но, как эта вер­сия США отра­жа­ет реаль­ные Шта­ты. А если возь­мём комик­сы, то отра­жа­ют­ся и кон­крет­ные пери­о­ды вре­ме­ни. Когда смот­ришь «Джо­ке­ра», понят­но, поче­му этот фильм слу­чил­ся таким и сей­час — и тут уже не суть, что из это­го декон­струк­ция, а что нет. Это­го чув­ства не воз­ни­ка­ет при про­смот­ре «Гро­ма». В первую оче­редь вот поче­му: исто­рия про дядю Стё­пу в 2024 году смот­рит­ся в луч­шем слу­чае стран­но, а в худ­шем — дико. Испы­ты­вать эмпа­тию к пер­со­на­жу, кото­рый слу­жит этой — пусть и аль­тер­на­тив­ной — систе­ме крайне слож­но, будь сце­на­ри­сты хоть сто раз гении сво­е­го дела, а Гром хоть сто раз «про­сто хоро­шим чело­ве­ком» (по выра­же­нию сце­на­ри­ста серии комик­сов «Игорь Гром» Алек­сея Замского).

Мож­но воз­ра­зить, мол, Гром к кон­цу филь­ма ухо­дит из поли­ции — а пер­со­наж моло­дой, так что его отступ­ни­че­ство ещё может стать частью про­ис­хож­де­ния, кото­рое будут пом­нить спу­стя деся­ти­ле­тия. Но сто­ит заме­тить, что Гром ухо­дит из поли­ции не в резуль­та­те разо­ча­ро­ва­ния систе­мой, а пото­му что счёл себя недо­стой­ным знач­ка и про­чих погон. В опре­де­лён­ном смыс­ле вера его в абсо­лют сило­вой струк­ту­ры толь­ко укреп­ля­ет­ся. Он берёт на себя ответ­ствен­ность, но эта ответ­ствен­ность сугу­бо инди­ви­ду­аль­но­го харак­те­ра: я пло­хой коп, пото­му что я пере­шёл чер­ту. Одна­ко у героя не воз­ни­ка­ет даже малей­ше­го осо­зна­ния, что про­бле­ма не в нём, а в систе­ме, кото­рая поз­во­ля­ет обра­щать­ся с заклю­чён­ны­ми так, как обра­щал­ся Гром. Кому бы сто­и­ло взять на себя ответ­ствен­ность, так это поли­ции, чью систе­му пол­но­стью взло­мал один псих, при­кон­чив­ший огром­ное коли­че­ство людей ору­жи­ем блю­сти­те­лей зако­на. Думай, Гром, думай — но уже в сле­ду­ю­щий раз, если он будет.

Любой вели­кий комикс-герой либо обслу­жи­ва­ет инте­рес опре­де­лён­ной соци­аль­ной груп­пы, либо дер­жит за рога кол­лек­тив­ное бес­со­зна­тель­ное все­го наро­да. На этом фоне и понят­но, и нет, поче­му Bubble реши­ли сде­лать геро­ем номер один имен­но май­о­ра Гро­ма. Хотя филь­мы про мили­цию у нас и прав­да народ­ные, тем не менее даже в кон­сер­ва­тив­ной сре­де к поли­ции встре­ча­ет­ся отно­ше­ние как сами зна­е­те к чему. Геро­ем у нас ско­рее назо­вут услов­но­го Дани­лу Баг­ро­ва — то есть анти­ге­роя, вне­си­стем­но­го, про­блем­но­го, про­ти­во­ре­чи­во­го и вер­ша­ще­го само­суд. Так и «Бри­га­да» все­гда была бли­же людям, чем «Ули­ца раз­би­тых фона­рей» (кото­рую тоже любят, но совер­шен­но дру­гой любо­вью). Да, у «Гро­ма» пол­но поклон­ни­ков, но до зва­ния народ­но­го героя ему как кино­все­лен­ной Marvel до зре­ло­сти «Людей Икс ’97». И на этом фоне осо­бен­но режет глаз его культ в «Игре».

Очень труд­но пове­рить, что рос­си­яне схо­ди­ли бы с ума по пуб­лич­ной фигу­ре вро­де Гро­ма так, как это пока­за­но в новом филь­ме. В этом ещё боль­ше чув­ству­ет­ся эрзац аме­ри­кан­ских геро­ев. Когда Пар­ке­ру в три­ло­гии Рэй­ми вру­ча­ют ключ от горо­да — ты веришь, пото­му что так рабо­та­ет Аме­ри­ка, кото­рую пред­ста­вить без куль­та селеб­ри­ти невоз­мож­но. А когда подоб­ное про­ис­хо­дит в Рос­сии — пове­рить слож­но. Культ селеб у нас хоть и есть, но рабо­та­ет он ина­че. Може­те ли вы пред­ста­вить оте­че­ствен­ную каль­ку The Boys? Слож­но? Конеч­но: ну не оли­гар­хов же наря­жать в костюмы.

Источ­ник: kinopoisk.ru

Более того, с тру­дом мож­но пред­ста­вить, что мен­та так бы чество­ва­ли за побе­ду над пер­со­на­жем, кото­рый вывел людей в про­шлом филь­ме на ули­цы. то есть нам ясно дали понять, что тамош­няя Рос­сия тоже неустро­ен­ная, а народ уже задрал­ся от оли­гар­ха­та. А тут появ­ля­ет­ся защит­ник ста­тус-кво, оста­нав­ли­ва­ет рево­лю­цию, кото­рую хотел народ, пусть и пока­зан­ную под зна­ком «минус», но факт — люди виде­ли в Чум­ном Док­то­ре героя. И после это­го его гото­вы носить на руках? Это по мень­шей мере стран­ная после­до­ва­тель­ность. Ой, да, забыл, Гром же ска­зал Раз­умов­ско­му в фина­ле «Чум­но­го Док­то­ра», что видит про­бле­мы (улиц? стра­ны?). Но вот соби­ра­ет­ся ли он с этим что-то делать — не уточнил.

И вот в этом непо­ни­ма­нии наро­да ахил­ле­со­ва пята Bubble — может и не comics, но studios. Филь­мы о Гро­ме — это пере­нос обра­за аме­ри­кан­цев из аме­ри­кан­ских комик­сов на рос­си­ян. Зву­чит, пожа­луй, смеш­но. Но спро­си­те себя сами: вос­при­ни­ма­ет­ся ли «Май­ор Гром» аутен­тич­но? Уве­рен, что най­дут­ся те, кто отве­тит «да». Но ещё боль­ше я уве­рен, что боль­шая часть людей отве­тит «нет».

Я не про­сто так отме­тил, что сомни­тель­ное после­вку­сие остав­ля­ют пер­вый и новый фильм о Гро­ме. При­квел «Труд­ное дет­ство» почти лишён этих про­блем. Он рабо­та­ет с уже дав­но мифо­ло­ги­зи­ро­ван­ным вре­ме­нем, кото­рое как толь­ко не вер­те­ли. Оно уже часть исто­рии. В рам­ках рабо­ты с таким вре­ме­нем — мож­но отхо­дить от него мак­си­маль­но дале­ко, но без поте­ри аутен­тич­но­сти: так ска­зать, 90‑е у всех свои. На этом фоне тем более иро­нич­но, что в «Труд­ном дет­стве» лихие 90‑е аль­тер­на­тив­но­го СПб не слиш­ком отли­ча­ют­ся от лихих 90‑х реаль­но­го Санкт-Петер­бур­га. Да, есть супер­ге­рой­ская состав­ля­ю­щая, но соци­аль­ные про­бле­мы эпо­хи — на месте. Вот и воз­ни­ка­ет рито­ри­че­ский вопрос — поче­му тогда в 20‑х аль­тер­на­тив­ный СПб так стес­ня­ет­ся реаль­ных про­блем эпохи?

В общем, «Игра» — доб­рот­ное поп­кор­но­вое кино, в кото­ром с тех­ни­че­ской сто­ро­ны плю­сы пере­ве­ши­ва­ют мину­сы. Но вот в обра­ще­нии с более тон­ки­ми мате­ри­я­ми — «Май­ор Гром» проигрывает.

Источ­ник: kinopoisk.ru

Клас­си­че­ский супер­ге­рой дарит надеж­ду. Но слож­но дарить надеж­ду, когда за тобой сто­ит сило­вая струк­ту­ра. Поче­му полу­чи­лось у Капи­та­на Аме­ри­ки? Пото­му что он появил­ся во вре­ме­на Вто­рой миро­вой, а не раз­го­на демон­стран­тов в 60‑е. В те года образ «пра­виль­но­го поли­цая» уже не рабо­тал. Харак­тер­но, что сце­на­рист Ден­нис О’Нил заста­вил Зелё­но­го Фона­ря — глав­но­го копа DC — заду­мать­ся о сво­их дей­стви­ях как раз в тот пери­од. Харак­те­рен и жест Руж в «Людях Икс ’97», когда она назы­ва­ет одно­го из веду­щих лиц MCU «глав­ным копом Аме­ри­ки»: пото­му что какой ещё Стив Род­жерс после BLM?

Вот и Гро­ма хоте­лось бы уви­деть в кон­флик­те не с пси­хом-зло­де­ем, а с дру­гим геро­ем, кото­рый выбро­сит зна­чок, шарф, кеп­ку и дру­гие сим­во­лы его аплом­ба куда-нибудь в Ирлан­дию сугро­бы Сиби­ри. Наде­юсь, подоб­ную сце­ну полу­чит­ся отыс­кать в комик­сах. Тем более риск того, что в ско­ром вре­ме­ни Игорь Гром будет жить толь­ко на печат­ных стра­ни­цах силь­но увеличился.


Читай­те так­же «„Май­ор Гром“ сре­ди ясно­го апрель­ско­го неба».

Поделиться