Музыкальные релизы: что мы слушали в январе 2022-го

В руб­ри­ке «Музы­каль­ные рели­зы» VATNIKSTAN каж­дый месяц рас­ска­зы­ва­ет о новых инте­рес­ных син­глах и аль­бо­мах оте­че­ствен­ных музы­кан­тов самых раз­ных жан­ров, кото­рые могут укра­сить ваш плейлист.

На этот раз в избран­ных рели­зах — оче­ред­ная вари­а­ция на тему «том­ная девуш­ка за син­те­за­то­ром», аль­бом-ком­пи­ля­ция одно­го из глав­ных анде­гра­унд­ных хип-хоп бэн­дов, Найк Бор­зов за бара­ба­на­ми, мало­убе­ди­тель­ное обра­ще­ние к 80‑м от эмо-груп­пы, а так­же клип меся­ца на набо­лев­шую тему.


МАРИНА МОРЖ — К новым берегам

В дебют­ном аль­бо­ме певи­цы «К новым бере­гам», каза­лось бы, всё хоро­шо: музы­ка доста­точ­но гиб­кая, её запро­сто мож­но пред­ста­вить на танц­по­ле или в плей­ли­стах сре­ди дру­го­го «груст­но­го дэн­са». С пени­ем тоже про­блем нет — во вся­ком слу­чае, инто­на­ция идёт нога в ногу с музы­кой. Вот толь­ко про­сто­го «хоро­шо» слу­ша­те­лю уже недо­ста­точ­но. Поэто­му такую рабо­ту мож­но сме­ло назвать при­ме­ром застоя в совре­мен­ной оте­че­ствен­ной музыке.

За послед­ние десять лет рус­ская сце­на уви­де­ла целый сонм новых арти­стов, замет­но изме­нив­ших её преж­ний облик. Пере­чис­лять их не име­ет смыс­ла, важ­но дру­гое — в каж­дом жан­ре, «взле­тев­шем» в этом деся­ти­ле­тии, выко­вал­ся опре­де­лён­ный канон. Возь­мём поп-панк: толь­ко лени­вый ещё не ругал­ся на вез­де­су­щих кло­нов «Пош­лой Мол­ли». Рэп навод­ни­ли либо оскол­ки Скрип­то­ни­та, либо нор­ми­сы вро­де OG Buda.
В элек­тро­ни­ке схо­жая исто­рия: кажет­ся, что том­но пою­щих сирен на фоне син­тов мы виде­ли в самых раз­ных ипо­ста­сях, будь то Луна или Kedr Livanskiy. Это было све­жо и ново. Было.

Аль­бом Мари­ны Морж — про­сто ещё одна вари­а­ция на тему. Что ново­го мож­но услы­шать на пла­стин­ке? Ниче­го. Зато потра­чен­ное на про­слу­ши­ва­ние рели­за вре­мя толь­ко укре­пит в уве­рен­но­сти, что рабо­тать по лека­лам — вред­но. Не пора ли, в самом деле, отпра­вить­ся к новым берегам?


Макулатура — избранное (2009–2021)

Ска­жу чест­но: я не могу изба­вить­ся от субъ­ек­тив­но­го вос­при­я­тия этой груп­пы. Как бы я ни ста­рал­ся про­ник­нуть­ся твор­че­ством кол­лек­ти­ва, после про­слу­ши­ва­ния у меня каж­дый раз воз­ни­ка­ло толь­ко одно жела­ние — поско­рее помыть­ся. Тяж­ко, груз­но, моно­тон­но. «маку­ла­ту­ра» все­гда вос­при­ни­ма­лась мной как попыт­ка рисо­вать чёр­ны­ми крас­ка­ми на чёр­ной бума­ге, как при­мер слиш­ком пас­сив­но­го письма.

Знаю, что не оди­нок в этом, воз­мож­но, слег­ка одно­бо­ком виде­нии твор­че­ства груп­пы. Но не могу отри­цать, что есть боль­шое коли­че­ство слу­ша­те­лей, кото­рое мои впе­чат­ле­ния не раз­де­лят. Вопрос: для кого же из пред­ста­ви­те­лей двух лаге­рей собран аль­бом «избран­ное»? Есть ощу­ще­ние, что вооб­ще ни для тех, ни для других.

Понят­но, что дав­ние почи­та­те­ли бэн­да могут само­сто­я­тель­но соста­вить подоб­ный и к тому же сугу­бо лич­ный спи­сок «избран­но­го», бла­го поз­во­ля­ют плей­ли­сты. Поэто­му вряд ли аль­бом собран для них. И уж точ­но не для подоб­ных мне скеп­ти­ков — кто бы вооб­ще стал целить в сто­ро­ну тех, кто заве­до­мо не будет заин­те­ре­со­ван? А вот для тех, кто ещё не зна­ком с твор­че­ством «маку­ла­ту­ры», но хотел бы при­об­щить­ся, новый релиз под­хо­дит идеально.

Мно­гие недо­оце­ни­ва­ют ком­пи­ля­тив­ные аль­бо­мы и про­чие сбор­ни­ки «луч­ших хитов». И очень зря. В эпо­ху, когда инфор­ма­ции слиш­ком мно­го, а озна­ко­мить­ся тянет сра­зу со всем, ком­пи­ля­ции могут послу­жить хоро­шей стар­то­вой — и при этом опор­ной — точ­кой. Пред­по­ло­жим, моло­до­го слу­ша­те­ля стра­шит раз­мер дис­ко­гра­фии Его­ра Лето­ва или Бори­са Гре­бен­щи­ко­ва. Раз­ве есть вари­ант луч­ше, чем начать зна­ком­ство со сбор­ни­ка глав­ных песен? Осо­бен­но если аль­бом состав­лен самим арти­стом, а не сто­рон­ни­ми людь­ми. Имен­но это и про­изо­шло в слу­чае «маку­ла­ту­ры».


KILLER HONDA — Танец со смертью

Факт: Найк Бор­зов уме­ет моло­дить­ся луч­ше всех. Пес­ня «Реак­ция на Солн­це» из 2020-го — при­мер уве­рен­но­го дрим-попа, не усту­па­ю­ще­го позд­ним Lush. Имен­но с того рели­за ваше­му покор­но­му ста­ло оче­вид­но, что Бор­зов — тём­ная лошад­ка, про­рок и апо­стол вол­ны кон­ца 90‑х в совре­мен­ном роке. Артист, кото­рый игра­ет музы­ку, невзи­рая на вре­мя, его дух и про­чие сто­рон­ние вме­ша­тель­ства. А глав­ное, нагляд­но демон­стри­ру­ет, что сто­ит не пота­кать все­об­щей мега­ло­ма­нии, а играть для сво­их. В этом, воз­мож­но, и скрыт сек­рет дол­го для­щей­ся юно­сти. Как ни кру­ти, играть для сво­их — иде­аль­ная уста­нов­ка для запи­си гараж­но­го альбома.

Груп­па Killer Honda укре­пи­ла пози­ции Бор­зо­ва. Бод­рый гараж­ный рок, пред­на­зна­чен­ный отнюдь не для того, что­бы на нём впо­след­ствии упраж­ня­лись в остро­те сло­га и мыс­ли кри­ти­ки. Сыг­ран­ный, что назы­ва­ет­ся, для уга­ра. Вот толь­ко был бы инте­ре­сен аль­бом, напи­ши его груп­па без Бор­зо­ва? Хотя не факт, что «Тан­цы со смер­тью» «попа­дут» в слу­ша­те­ля и при его участии.

Глав­ная про­бле­ма рели­за, как и преды­ду­ще­го дебют­но­го аль­бо­ма, — в раз­бро­се меж­ду рус­ским и англо­языч­ным испол­не­ни­ем. Сто­ит вока­лист­ке Арине Белых запеть по-англий­ски, и трек-лист сра­зу же транс­фор­ми­ру­ет­ся в мало­при­вле­ка­тель­ную FM-без­де­луш­ку: вполне мож­но пред­ста­вить его в эфи­ре радио GTA San Andreas, пока игрок рас­се­ка­ет пустын­ные горы.

Одна­ко в момен­ты, когда Белых поёт на рус­ском, «Тан­цы со смер­тью» пре­вра­ща­ет­ся в весь­ма занят­ный рок, замет­но выде­ля­ю­щий­ся на фоне дру­гих пред­ста­ви­те­лей жан­ра. Если вас не спо­со­бен сму­тить язы­ко­вой хаос, то Найк Бор­зов явно не зря высе­ка­ет искры из барабанов.


Bicycles for Afghanistan — Фьючерлэнд

Новый аль­бом «Вели­ков» вызвал ожи­да­е­мую реак­цию «труш­ных» слу­ша­те­лей — мол, игра­ли же пост-хард­кор, а теперь испол­ни­ли «что-то слю­ня­вое». Пре­тен­зия как мини­мум стран­ная, учи­ты­вая, что «Вели­ки» все­гда были во мно­гом поп-ори­ен­ти­ро­ван­ной группой.

Но и вне суб­куль­тур­ных раз­бо­рок слож­но изба­вить­ся от ощу­ще­ния, что «Фью­чер­лэнд» зву­чит без­зу­бо. Он вскры­ва­ет весь­ма харак­тер­ный син­дром: в мрач­ные вре­ме­на арти­сты обыч­но ухо­дят либо в кон­ста­ти­ро­ва­ние оче­вид­но­го, либо в наив­ный опти­мизм, мак­си­маль­но далё­кий от духа вре­ме­ни. Никак не сопри­ка­са­ю­щий­ся с цайт­гай­стом, а пото­му никак его не меня­ю­щий. Транс­фор­ми­ру­ю­щей реаль­ность силы подоб­ная музы­ка изна­чаль­но ока­зы­ва­ет­ся лишена.

Насто­я­щая воля течёт в кро­ви тех, кто уме­ет про­ти­во­по­ста­вить веру в луч­шее вез­де­су­ще­му аду, но не игно­ри­ру­ет его. Самое забав­ное, что куль­ту­ра, на кото­рой осно­вы­ва­ет­ся саунд аль­бо­ма «Вели­ков», зна­ла подоб­ные при­ме­ры. Музы­ка «Фью­чер­лэн­да», по иро­нии, теле­пор­ти­ру­ет слу­ша­те­ля в про­шлое — в позд­ние 80‑е ста­руш­ки-Англии. А имен­но в бэг­ги — сплав гитар­ной музы­ки с рей­вер­ским запалом.

Одной из эта­лон­ных групп жан­ра были The Stone Roses, кото­рые отли­ча­лись от кол­лег по цеху — бук­валь­но, ведь кон­цер­ты бэг­ги-групп, как и рей­вы, часто про­хо­ди­ли под­поль­но, в анга­рах и на про­чих скла­дах — тем, что в преж­ний наив­ный мело­дизм при­внес­ли не толь­ко рит­мы рей­ва, но и пан­ков­ский оскал. Даже самые лирич­ные пес­ни Roses таи­ли в себе скры­тые посла­ния про­тив истеб­лиш­мен­та. Без это­го кон­тра­ста бэг­ги-куль­ту­ра (и Roses в част­но­сти) не обла­да­ла бы ника­кой силой.

«Вели­ки» вполне мог­ли попы­тать­ся сде­лать нечто подоб­ное. Но вме­сто инте­рес­ных реше­ний, лока­ли­за­ции жан­ра и «обу­ду­ществ­лен­ния» бэг­ги, слу­ша­те­лю пред­ла­га­ет­ся обыч­ный дизай­нер­ский вос­торг перед саун­дом 80‑х.

Всё же надо отдать груп­пе долж­ное: «Фью­чер­лэнд» не зву­чит стан­дарт­ной бэг­ги-копи­ей на рус­ском язы­ке. Музы­кан­ты про­бу­ют при­вне­сти свой соб­ствен­ный мело­дизм, да и рит­мы не огра­ни­чи­ва­ют­ся бита­ми а‑ля Happy Mondays. Но все плю­сы мало име­ют зна­че­ния, если пес­ни зву­чат ото­рван­ны­ми от кон­тек­ста вре­ме­ни и места, где написаны.

Мож­но было бы поды­то­жить, что «Вели­ки» воз­рож­да­ют New Order. Но, ско­рее, они в них «застря­ли». Бла­го хоть не в Joy Division.


Влади х Комитет против пыток — Статья, которой нет

Не тот релиз, что нуж­да­ет­ся в ком­мен­та­ри­ях и тем более в рецен­зии. Но тот, что точ­но тре­бу­ет внимания.


Читай­те так­же «Самый луч­ший день для побе­га на Запад. Деся­тые: берё­зы вме­сто грёз».

Поделиться