В рубрике «Музыкальные релизы» VATNIKSTAN каждый месяц рассказывает о новых интересных синглах и альбомах отечественных музыкантов самых разных жанров, которые могут украсить ваш плейлист.
На этот раз в избранных релизах — очередная вариация на тему «томная девушка за синтезатором», альбом-компиляция одного из главных андеграундных хип-хоп бэндов, Найк Борзов за барабанами, малоубедительное обращение к 80‑м от эмо-группы, а также клип месяца на наболевшую тему.
МАРИНА МОРЖ — К новым берегам
В дебютном альбоме певицы «К новым берегам», казалось бы, всё хорошо: музыка достаточно гибкая, её запросто можно представить на танцполе или в плейлистах среди другого «грустного дэнса». С пением тоже проблем нет — во всяком случае, интонация идёт нога в ногу с музыкой. Вот только простого «хорошо» слушателю уже недостаточно. Поэтому такую работу можно смело назвать примером застоя в современной отечественной музыке.
За последние десять лет русская сцена увидела целый сонм новых артистов, заметно изменивших её прежний облик. Перечислять их не имеет смысла, важно другое — в каждом жанре, «взлетевшем» в этом десятилетии, выковался определённый канон. Возьмём поп-панк: только ленивый ещё не ругался на вездесущих клонов «Пошлой Молли». Рэп наводнили либо осколки Скриптонита, либо нормисы вроде OG Buda.
В электронике схожая история: кажется, что томно поющих сирен на фоне синтов мы видели в самых разных ипостасях, будь то Луна или Kedr Livanskiy. Это было свежо и ново. Было.
Альбом Марины Морж — просто ещё одна вариация на тему. Что нового можно услышать на пластинке? Ничего. Зато потраченное на прослушивание релиза время только укрепит в уверенности, что работать по лекалам — вредно. Не пора ли, в самом деле, отправиться к новым берегам?
Макулатура — избранное (2009–2021)
Скажу честно: я не могу избавиться от субъективного восприятия этой группы. Как бы я ни старался проникнуться творчеством коллектива, после прослушивания у меня каждый раз возникало только одно желание — поскорее помыться. Тяжко, грузно, монотонно. «макулатура» всегда воспринималась мной как попытка рисовать чёрными красками на чёрной бумаге, как пример слишком пассивного письма.
Знаю, что не одинок в этом, возможно, слегка однобоком видении творчества группы. Но не могу отрицать, что есть большое количество слушателей, которое мои впечатления не разделят. Вопрос: для кого же из представителей двух лагерей собран альбом «избранное»? Есть ощущение, что вообще ни для тех, ни для других.
Понятно, что давние почитатели бэнда могут самостоятельно составить подобный и к тому же сугубо личный список «избранного», благо позволяют плейлисты. Поэтому вряд ли альбом собран для них. И уж точно не для подобных мне скептиков — кто бы вообще стал целить в сторону тех, кто заведомо не будет заинтересован? А вот для тех, кто ещё не знаком с творчеством «макулатуры», но хотел бы приобщиться, новый релиз подходит идеально.
Многие недооценивают компилятивные альбомы и прочие сборники «лучших хитов». И очень зря. В эпоху, когда информации слишком много, а ознакомиться тянет сразу со всем, компиляции могут послужить хорошей стартовой — и при этом опорной — точкой. Предположим, молодого слушателя страшит размер дискографии Егора Летова или Бориса Гребенщикова. Разве есть вариант лучше, чем начать знакомство со сборника главных песен? Особенно если альбом составлен самим артистом, а не сторонними людьми. Именно это и произошло в случае «макулатуры».
KILLER HONDA — Танец со смертью
Факт: Найк Борзов умеет молодиться лучше всех. Песня «Реакция на Солнце» из 2020-го — пример уверенного дрим-попа, не уступающего поздним Lush. Именно с того релиза вашему покорному стало очевидно, что Борзов — тёмная лошадка, пророк и апостол волны конца 90‑х в современном роке. Артист, который играет музыку, невзирая на время, его дух и прочие сторонние вмешательства. А главное, наглядно демонстрирует, что стоит не потакать всеобщей мегаломании, а играть для своих. В этом, возможно, и скрыт секрет долго длящейся юности. Как ни крути, играть для своих — идеальная установка для записи гаражного альбома.
Группа Killer Honda укрепила позиции Борзова. Бодрый гаражный рок, предназначенный отнюдь не для того, чтобы на нём впоследствии упражнялись в остроте слога и мысли критики. Сыгранный, что называется, для угара. Вот только был бы интересен альбом, напиши его группа без Борзова? Хотя не факт, что «Танцы со смертью» «попадут» в слушателя и при его участии.
Главная проблема релиза, как и предыдущего дебютного альбома, — в разбросе между русским и англоязычным исполнением. Стоит вокалистке Арине Белых запеть по-английски, и трек-лист сразу же трансформируется в малопривлекательную FM-безделушку: вполне можно представить его в эфире радио GTA San Andreas, пока игрок рассекает пустынные горы.
Однако в моменты, когда Белых поёт на русском, «Танцы со смертью» превращается в весьма занятный рок, заметно выделяющийся на фоне других представителей жанра. Если вас не способен смутить языковой хаос, то Найк Борзов явно не зря высекает искры из барабанов.
Bicycles for Afghanistan — Фьючерлэнд
Новый альбом «Великов» вызвал ожидаемую реакцию «трушных» слушателей — мол, играли же пост-хардкор, а теперь исполнили «что-то слюнявое». Претензия как минимум странная, учитывая, что «Велики» всегда были во многом поп-ориентированной группой.
Но и вне субкультурных разборок сложно избавиться от ощущения, что «Фьючерлэнд» звучит беззубо. Он вскрывает весьма характерный синдром: в мрачные времена артисты обычно уходят либо в констатирование очевидного, либо в наивный оптимизм, максимально далёкий от духа времени. Никак не соприкасающийся с цайтгайстом, а потому никак его не меняющий. Трансформирующей реальность силы подобная музыка изначально оказывается лишена.
Настоящая воля течёт в крови тех, кто умеет противопоставить веру в лучшее вездесущему аду, но не игнорирует его. Самое забавное, что культура, на которой основывается саунд альбома «Великов», знала подобные примеры. Музыка «Фьючерлэнда», по иронии, телепортирует слушателя в прошлое — в поздние 80‑е старушки-Англии. А именно в бэгги — сплав гитарной музыки с рейверским запалом.
Одной из эталонных групп жанра были The Stone Roses, которые отличались от коллег по цеху — буквально, ведь концерты бэгги-групп, как и рейвы, часто проходили подпольно, в ангарах и на прочих складах — тем, что в прежний наивный мелодизм привнесли не только ритмы рейва, но и панковский оскал. Даже самые лиричные песни Roses таили в себе скрытые послания против истеблишмента. Без этого контраста бэгги-культура (и Roses в частности) не обладала бы никакой силой.
«Велики» вполне могли попытаться сделать нечто подобное. Но вместо интересных решений, локализации жанра и «обудуществленния» бэгги, слушателю предлагается обычный дизайнерский восторг перед саундом 80‑х.
Всё же надо отдать группе должное: «Фьючерлэнд» не звучит стандартной бэгги-копией на русском языке. Музыканты пробуют привнести свой собственный мелодизм, да и ритмы не ограничиваются битами а‑ля Happy Mondays. Но все плюсы мало имеют значения, если песни звучат оторванными от контекста времени и места, где написаны.
Можно было бы подытожить, что «Велики» возрождают New Order. Но, скорее, они в них «застряли». Благо хоть не в Joy Division.
Влади х Комитет против пыток — Статья, которой нет
Не тот релиз, что нуждается в комментариях и тем более в рецензии. Но тот, что точно требует внимания.
Читайте также «Самый лучший день для побега на Запад. Десятые: берёзы вместо грёз».