Русский киностриминг. Июль 2022 года

VATNIKSTAN про­дол­жа­ет регу­ляр­ную руб­ри­ку «Рус­ский кино­ст­ри­минг». В кон­це каж­до­го меся­ца мы рас­ска­зы­ва­ем о рос­сий­ских про­кат­ных новин­ках и све­жих сери­а­лах, с кото­ры­ми мож­но позна­ко­мить­ся на онлайн-платформах.

Даже летом оте­че­ствен­ные онлайн-кино­те­ат­ры не про­ста­и­ва­ют и пред­ла­га­ют акту­аль­ные новин­ки. Сре­ди них — каче­ствен­ная адап­та­ция нор­веж­ско­го сери­а­ла о жен­щине-тре­не­ре муж­ской фут­боль­ной коман­ды: «Домаш­нее поле» со Свет­ла­ной Усти­но­вой мож­но назвать пер­вым рос­сий­ским феми­нист­ским сери­а­лом. Дру­гой сери­ал на «жен­скую» тему «Спро­си Мар­ту» с Оль­гой Суту­ло­вой в глав­ной роли вызы­ва­ет намно­го боль­ше вопро­сов по пово­ду того, мож­но ли назвать его феми­нист­ским. Одна­ко это дина­мич­ный и нескуч­ный детек­тив с ори­ги­наль­ной идеей.

Сня­тый спе­ци­аль­но для кино­те­ат­ра Kion «Кап­кан на судью» с Алек­сан­дром Домо­га­ро­вым понра­вит­ся зри­те­лям, при­вык­шим к клас­си­че­ско­му детек­ти­ву с кру­ты­ми пар­ня­ми. Роман­ти­че­ская коме­дия «Моло­дой чело­век», где Дани­ла Коз­лов­ский впер­вые игра­ет мер­зав­ца, — must see для рос­сий­ско­го зри­те­ля этим летом. А сери­ал «Люся» об искус­ствен­ном интел­лек­те, где Коз­лов­ский вновь меня­ет амплуа, пре­тен­ду­ет на порт­рет­ное изоб­ра­же­ние чело­ве­ка наше­го времени.


«Домашнее поле», More.tv

Об адап­та­ции нор­веж­ско­го сери­а­ла «На сво­ём поле» мы уже писа­ли. Но в июле вышел завер­ша­ю­щий эпи­зод рос­сий­ской вер­сии, и о про­ек­те хочет­ся упо­мя­нуть ещё раз. Жан­ро­вая спор­тив­ная дра­ма до фина­ла удер­жа­ла зва­ние пер­во­го оте­че­ствен­но­го феми­нист­ско­го сериала.

Сюжет прост. Гене­раль­ный дирек­тор про­вин­ци­аль­но­го фут­боль­но­го клу­ба Антон Данин (звез­да «Сою­за спа­се­ния» Мак­сим Мат­ве­ев) реша­ет­ся на сме­лый шаг. Вме­сто тяже­ло забо­лев­ше­го тре­не­ра он при­гла­ша­ет на рабо­ту моск­вич­ку Еле­ну Вол­ко­ву (Свет­ла­на Усти­но­ва), кото­рая впе­чат­ля­ет его сво­и­ми позна­ни­я­ми и нестан­дарт­ны­ми мыс­ля­ми. Спортс­ме­ны шоки­ро­ва­ны. Силь­нее всех недо­во­лен мест­ный звёзд­ный фут­бо­лист Фил Ники­тин (Иван Янков­ский из сери­а­ла «Топи»), ведь лидер сам наде­ял­ся тре­ни­ро­вать коман­ду. Елене при­дёт­ся поста­рать­ся, что­бы заво­е­вать дове­рие и ува­же­ние ребят.

Имен­но это и про­ис­хо­дит на про­тя­же­нии семи эпи­зо­дов сери­а­ла, где дра­ма­ти­че­ские кол­ли­зии пере­ме­жа­ют­ся сце­на­ми фут­боль­ных мат­чей. Вто­ро­сте­пен­ная линия посвя­ще­на Рите (Алек­сандра Хро­мо­ва, похо­жая на Нао­ми Уоттс как две кап­ли воды) — юной доче­ри Еле­ны, кото­рая при­ез­жа­ет из про­вин­ции вслед за мате­рью, пыта­ясь устро­ить на новом месте про­фес­си­о­наль­ную и лич­ную жизнь. Хотя Рита ока­зы­ва­ет­ся в цен­тре любов­но­го мно­го­уголь­ни­ка, образ геро­и­ни этим не исчер­пы­ва­ет­ся. Колос­саль­ная ред­кость — рос­сий­ский сери­ал, где жен­ские сюжет­ные линии стро­ят­ся на лич­но­сти, а не любов­ных историях.

У сери­а­ла есть недо­стат­ки. Мат­чи сня­ты в сту­дии, на три­бу­нах замет­но не хва­та­ет мас­сов­ки. Очень лёг­кий для вос­при­я­тия нор­веж­ский ори­ги­нал кажет­ся дра­ма­ти­че­ски поре­зан­ным на кус­ки, исто­рия вре­ме­на­ми раз­ви­ва­ет­ся фраг­мен­тар­но. Момен­ты, свя­зан­ные с сек­сиз­мом, наро­чи­то обостре­ны. Напри­мер, Фил под­го­ва­ри­ва­ет пар­ней встре­тить голы­ми Еле­ну в раз­де­вал­ке, когда она впер­вые зна­ко­мит­ся с коман­дой, — в скан­ди­нав­ской вер­сии тако­го не было. Как это всё чаще про­ис­хо­дит с оте­че­ствен­ны­ми сери­а­ла­ми, жизнь тут не рос­сий­ская, а евро­пей­ская: глад­кая, при­ли­зан­ная, с демон­стра­ци­ей про­стор­ных шикар­ных квар­тир, в кото­рых живут пер­со­на­жи. Ни еди­ной хру­щёв­ки или мага­зин­но­го хам­ства, иде­аль­ный белый снег за окном.

Недо­стат­ки иску­па­ет то, что сери­ал ува­жа­ет всех пер­со­на­жей: и рез­ко­ва­тую Еле­ну, и рас­те­рян­ных фут­бо­ли­стов, и раз­дра­жён­но­го Фила, кото­рый будет всю доро­гу метать­ся меж­ду недо­воль­ством новой тре­нер­шей и пре­дан­но­стью коман­де. А самое глав­ное, это исто­рия увле­чён­ных про­фес­си­о­на­лов. Не толь­ко в Рос­сии, но и на Запа­де до сих пор ред­ко пони­ма­ют, что имен­но это дела­ет жен­скую исто­рию феми­нист­ской: порт­рет геро­и­ни, кото­рая не при­шла дока­зы­вать, что она «не хуже муж­чин», а спо­кой­но дела­ет дело, пото­му что ей это нра­вит­ся и у неё хоро­шо получается.

Смот­ри­те сери­ал на сай­те онлайн-кинотеатра


«Спроси Марту», Kinopoisk HD

Адво­кат Мар­та Мат­ве­е­ва (Оль­га Суту­ло­ва) защи­ща­ет толь­ко жен­щин, пото­му что… феми­низм? К ней обра­ща­ет­ся жена биз­не­сме­на (Свет­ла­на Усти­но­ва), кото­рую обви­ня­ют в под­жо­ге при­над­ле­жа­ще­го её мужу тор­го­во­го цен­тра. Жен­щи­на кажет­ся хруп­кой жерт­вой, но что-то с ней, кажет­ся, нечи­сто, к тому же муж пропал.

Мар­та раз­би­ра­ет и дру­гие дела кли­ен­ток, почти все свя­зан­ные с сек­су­аль­ным наси­ли­ем и домо­га­тель­ства­ми. Ещё геро­и­ня раз­во­дит­ся с мужем (Кирилл Кья­ро), обви­ня­ю­щим её в том, что она уде­ля­ла мало вре­ме­ни ему и доч­ке. Мар­та дей­стви­тель­но всё вре­мя на рабо­те, но отве­ча­ет мужу: «Это ты во всём вино­ват». Не успев раз­ве­стись, она начи­на­ет роман с моло­дым кра­сав­цем-судьёй (Мак­сим Они­щен­ко), спит с ним несколь­ко раз, но назы­ва­ет «под­каб­луч­ни­ком». Пото­му что феминизм?

Очень хочет­ся ска­зать авто­рам: нет, ребя­та, феми­низм был в дру­гом сери­а­ле с Усти­но­вой, о кото­ром напи­са­но выше. А у вас — ток­сич­ный мужик, веду­щий себя как хам не толь­ко с интим­ны­ми парт­нё­ра­ми, но и с кли­ент­ка­ми. И его сущ­ность ток­сич­но­го мужи­ка, наг­ло­го, как док­тор Хаус, но без его гени­аль­но­сти (почти все дела Мар­та выиг­ры­ва­ет с помо­щью раз­во­док и шан­та­жа), не меня­ет­ся от того, что его игра­ет артист­ка Суту­ло­ва. Не гово­ря уж о том, что если бы Хаус брал­ся помочь жерт­ве изна­си­ло­ва­ния, то он бы не выве­ши­вал её фото­гра­фию в офи­се под над­пи­сью «ИЗНАСИЛОВАНИЕ». При всей сво­ей бес­такт­но­сти, эти­че­ские нор­мы он соблю­дал и не был обде­лён человечностью.

Увы, всё это ожи­да­е­мо от рос­сий­ских кино­де­лов, изоб­ра­жа­ю­щих феми­низм так, как его пони­ма­ют сек­си­сты. Экран запол­ни­ли агрес­сив­ные, непри­ят­ные геро­и­ни, не вызы­ва­ю­щие сочув­ствия. Их про­фес­си­о­на­лизм дока­зы­ва­ет­ся не талан­том, а высо­ко­ме­ри­ем и гру­бо­стью с окру­жа­ю­щи­ми. Неза­ви­си­мость от муж­чин — напле­ва­тель­ством на их чув­ства и фыр­ка­ньем в сто­ро­ну клас­си­че­ских джентль­мен­ских жестов вро­де пода­рен­ных цветов.

При этом в сери­а­ле обя­за­тель­но вер­тит­ся какой-нибудь милый рядом. Из-под «силь­но­го неза­ви­си­мо­го» скво­зит вели­ко­рус­ским стра­хом оди­но­че­ства. Вы може­те вспом­нить хоть одну рос­сий­скую геро­и­ню, кото­рая не состо­я­ла бы в отно­ше­ни­ях и была бы пока­за­на как счаст­ли­вый, здо­ро­вый и само­до­ста­точ­ный человек?

Рос­сия в сери­а­ле похо­ро­ше­ла до неузна­ва­е­мо­сти. Гигант­ские особ­ня­ки, пяти­звёз­доч­ные оте­ли, бути­ко­вые наря­ды и про­чий гля­нец. Бли­жай­шее эсте­ти­че­ское сход­ство — сери­ал «Мил­ли­ар­ды» про акул капи­та­лиз­ма. Если целе­вая ауди­то­рия «Мар­ты» — рос­сий­ские жен­щи­ны, то мно­гие ли из них ведут такую жизнь?

Тут мель­ка­ют хоро­шие артист­ки, напри­мер Поли­на Куте­по­ва и Яна Сек­сте. От Суту­ло­вой веет энер­ги­ей. Геро­и­ня Усти­но­вой интри­гу­ет смут­ной фам-фаталь­но­стью, и что-то све­жее, новое для рос­сий­ско­го экра­на тут есть. Да и сама идея хоро­шая: жен­щи­на-юрист помо­га­ет дру­гим жен­щи­нам. Жаль, нет свя­зей с реаль­но­стью. С тем же успе­хом мож­но смот­реть, как Чудо-жен­щи­на ловит зло­де­ев с помо­щью лас­со прав­ды, и вос­хи­щать­ся тор­же­ством справедливости.

Смот­ри­те сери­ал на сай­те онлайн-кинотеатра


«Капкан на судью», Kion

Сверхъ­есте­ствен­но непод­куп­ный судья Несте­ров (Алек­сандр Домо­га­ров) отме­ча­ет с дру­зья­ми и семьёй 55-лет­ний юби­лей. На празд­ни­ке мель­ка­ет подо­зри­тель­ный тип в худи, а до это­го Несте­ро­ву сре­ди подар­ков при­сла­ли кар­ти­ну на извест­ный сюжет «Сня­тие кожи с про­даж­но­го судьи». Поэто­му мы не осо­бен­но удив­ля­ем­ся, когда в раз­гар тор­же­ства про­па­да­ет дочь Несте­ро­ва. Искать исчез­нув­шую девуш­ку вызы­ва­ют кру­то­го сле­до­ва­те­ля (Алек­сандр Горбатов).

Одним из про­дю­се­ров про­ек­та высту­пил Кон­стан­тин Эрнст, поэто­му чест­ный судья в роли глав­но­го героя так же неуди­ви­те­лен, как и всё осталь­ное в сери­а­ле. «Ты дол­жен быть неза­ви­си­мым от всех», — настав­ля­ет Домо­га­ро­ва началь­ник, види­мо, ещё более чест­ный и спра­вед­ли­вый. Домо­га­ров меж­ду тем игра­ет Домо­га­ро­ва — фигу­ру, кото­рая назы­ва­ет­ся в англий­ском язы­ке large ham (дослов­но «боль­шая вет­чи­на»). Это пер­со­наж, рав­но испол­нен­ный хариз­мы, энер­гии, радо­сти жиз­ни, гран­ди­оз­но­сти и опе­ре­точ­но­го пафо­са. Он все­гда вызы­ва­ет сим­па­тию, и ради Домо­га­ро­ва сери­а­лу почти мож­но про­стить то, что это сме­хо­твор­ное муж­ское самолюбование.

Жен­щи­ны тут либо жерт­вы, либо сек­су­аль­ные парт­нёр­ши намно­го млад­ше муж­чин (Домо­га­ров женат на кра­са­ви­це Вик­то­рии Тол­сто­га­но­вой). Кру­той сле­до­ва­тель, кото­рый мыс­лен­но кон­стру­и­ру­ет в рапи­де сцен­ки, сли­зан­ные с «Шер­ло­ка Холм­са» Гая Ричи, спит с юной помощ­ни­цей. Девуш­ка меч­та­ет от него забе­ре­ме­неть и роб­ко спра­ши­ва­ет: «Милый, я сде­ла­ла что-то не так?» Пару раз насме­ха­ют­ся над иде­ей сек­су­аль­но­го харас­смен­та. Чай, у нас не Аме­ри­ка, что­бы секс с под­чи­нён­ной мог бы кем-то осуж­дать­ся. «Для чего ещё они нуж­ны?» — заяв­ля­ет один персонаж.

Чего сери­а­лу совсем нель­зя про­щать, так это зашка­ли­ва­ю­ще­го уров­ня шови­низ­ма. В пер­вом же эпи­зо­де пока­зы­ва­ют какую-то зло­ве­щую цыган­скую мафию, а поло­жи­тель­ная геро­и­ня пре­зри­тель­но гово­рит под­рост­ку из табо­ра, что он «типич­ный цыган». Сце­на, в кото­рой сле­до­ва­тель бук­валь­но выку­ри­ва­ет без­за­щит­ных работ­ни­ков-мигран­тов из-под зем­ли, застав­ля­ет заду­мать­ся, кто же люби­мые герои авто­ров? Такое впе­чат­ле­ние, что Ганс Лан­да из «Бес­слав­ных ублюд­ков». Если всё новое рос­сий­ское — это хоро­шо забы­тое ста­рое аме­ри­кан­ское вре­мён сегре­га­ции и мачиз­ма, то неуди­ви­тель­но, что люди тос­ку­ют по СССР. Тогда хотя бы в нашем кино была друж­ба наро­дов и равен­ство полов.

Смот­ри­те сери­ал на сай­те онлайн-кинотеатра


«Молодой человек», Okko

Трид­ца­ти­лет­ний Иван (Павел Таба­ков) рабо­та­ет в бан­ке, жале­ет людей, беру­щих кре­ди­ты, а сам выпла­чи­ва­ет ипо­те­ку за неболь­шую квар­тир­ку, любит жену (Вале­рия Федо­ро­вич) и испы­ты­ва­ет пре­тен­зии к маме (Ксе­ния Куте­по­ва). Та вос­пи­ты­ва­ла из него хоро­ше­го маль­чи­ка, игра­ю­ще­го на роя­ле и иду­ще­го на золо­тую медаль. И что это ему дало, когда быв­ший одно­класс­ник-дво­еч­ник стал пре­успе­ва­ю­щим бизнесменом?

Потом жена ухо­дит, с рабо­ты уволь­ня­ют, и Иван реша­ет­ся на аван­тю­ру. Тот самый быв­ший одно­класс­ник (Дани­ла Коз­лов­ский) откры­ва­ет дет­ский лет­ний лагерь «Юный лидер», где про­во­дит кон­курс, побе­ди­тель кото­ро­го полу­ча­ет мил­ли­о­ны. Моло­жа­во выгля­дя­щий Иван при­тво­ря­ет­ся стар­ше­класс­ни­ком, про­хо­дит курс юно­го зуме­ра и наце­ли­ва­ет­ся на победу.

Режис­сёр­ский дебют сце­на­ри­ста сери­а­ла «Кара­мо­ра» Алек­сандра Фоми­на этим летом любят все. Зри­те­лям нра­вит­ся то, что это рос­сий­ская коме­дия, в кото­рой в кои-то веки нет шуток ниже поя­са, а на жиз­нен­ные про­бле­мы — ипо­те­ку, кри­зис сред­не­го воз­рас­та — фильм помо­га­ет вос­при­ни­мать чуть легче.

Кино­кри­ти­ки с инте­ре­сом рас­смат­ри­ва­ют рабо­ту как анто­ло­гию рос­сий­ско­го мил­ле­ни­а­ла, пони­ма­ю­ще­го, что поко­ле­ние зуме­ров ещё даль­ше от него, чем он сам от поко­ле­ния буме­ров. Лен­та пест­рит лица­ми, отме­ча­ю­щи­ми что-то куль­тур­но зна­чи­мое для совре­мен­но­сти, если под куль­ту­рой мы пони­ма­ем не Гри­го­рия Леп­са или филь­мы, на кото­рые дела­ет обзо­ры BadComedian. Здесь мож­но уви­деть звез­ду «Неадек­ват­ных людей» Ингрид Оле­рин­скую, стен­да­пе­ра Дани­лу Попе­реч­но­го, артист­ку из сери­а­ла о 90‑х «Мир! Друж­ба! Жвач­ка!» Вален­ти­ну Ляпи­ну, а так­же услы­шать сло­ва «краш» и «шип­пе­рить».

Ещё Дани­ла Коз­лов­ский сыг­рал здесь него­дяя, и эта само­иро­нич­ная роль при­ми­ря­ет нас с его уто­ми­тель­ным геро­из­мом в «Чер­но­бы­ле» и той же «Кара­мо­ре». Воз­мож­но, Дани­ла всё-таки смот­рел обзо­ры BadComedian и сде­лал выводы.

Хоро­шее и непош­лое, по-сво­е­му носталь­ги­че­ское и рас­те­рян­ное кино, после кото­ро­го мож­но будет гово­рить с дру­гой инто­на­ци­ей: «Камон, ребят, Козловский».

Смот­ри­те фильм на сай­те онлайн-кинотеатра


«Люся», Premier

В сери­ал мож­но влю­бить­ся в пер­вые пол­то­ры мину­ты, когда девоч­ка с топо­ром… Надо ли про­дол­жать? Лад­но, продолжим.

Девоч­ка с топо­ром («Это её друг, она с ним даже спит») — доч­ка Сени (Дани­ла Коз­лов­ский), кото­рая уда­ри­ла столь необыч­ной игруш­кой учи­тель­ни­цу в шко­ле. Вызван­ный на пед­со­вет Сеня не очень пони­ма­ет, чего от него хотят. «Паноп­ти­кум какой-то, люди безум­ные», — гово­рит он. «Топор согла­сен», — отзы­ва­ет­ся ребё­нок. Вы всё ещё не заин­те­ре­со­ва­лись? Тогда мы идём к вам.

На самом деле даль­ше влюб­лять­ся в шоу про­бле­ма­тич­нее. Крат­кое про­яв­ле­ние абсур­диз­ма — само­го не рос­сий­ско­го жан­ра из всех в 2020‑х годах — закан­чи­ва­ет­ся. Начи­на­ет­ся исто­рия неудач­ни­ка с про­тив­ной женой (Дарья Саве­лье­ва), про­тив­ны­ми детьми и про­тив­ным миром вокруг, кото­ро­му Сеня не может противостоять.

Иван Твер­дов­ский гораз­до уве­рен­нее рабо­тал в жан­ре абсур­да в филь­ме «Зоо­ло­гия» о жен­щине, у кото­рой вырос хвост. Здесь же режис­сёр пыта­ет­ся нащу­пать без­опас­ную поч­ву для раз­го­во­ра о самом остром. Но сте­пень поте­рян­но­сти чело­ве­ка в 2022 году, види­мо, тако­ва, что полу­ча­ет­ся толь­ко смесь филь­ма «Она» с Хоаки­ном Феник­сом, влю­бив­шим­ся в голо­со­вое при­ло­же­ние, и извеч­ным рус­ским воп­лем: «Кто виноват?».
Коз­лов­ский изоб­ре­та­ет искус­ствен­ный интел­лект, ту самую Люсю (голос Дарьи Бло­хи­ной). Кибер­ге­ро­и­ня пыта­ет­ся его под­дер­жать и помочь с труд­но­стя­ми суще­ство­ва­ния: не ува­жа­ет жена, оскорб­ля­ет гопо­та, люди поют в кара­оке пес­ни груп­пы «Лесо­по­вал», нико­му ни от чего не смеш­но. Вер­нее, не весело.

Коз­лов­ский с учё­том роли в «Моло­дом чело­ве­ке», види­мо, пыта­ет­ся выбрать­ся из супер­ге­рой­ско­го амплуа со всей силой Робер­та Пат­тин­со­на после «Суме­рек», и это, конеч­но, заме­ча­тель­но. Кри­сти­на Асмус в мини-пла­тье с блёст­ка­ми, нюха­ю­щая кока­ин, или Мак­сим Витор­ган, кото­ро­го уби­ва­ет отва­лив­шей­ся от дома тру­бой, — это всё тоже очень здорово.

Одна про­бле­ма: никто в Рос­сии 2022 года не гово­рит того, что он на самом деле хочет ска­зать. Так что все эти исто­рии про ИИ, про­грам­ми­стов, бло­ге­ров и рас­те­рян­ные блуж­да­ния по лаби­рин­там кра­си­во­го мега­по­ли­са кажут­ся бес­смыс­лен­ной бол­тов­нёй. Луч­ше посмот­реть на юту­бе, как эскорт­ни­ца берёт интер­вью у пор­но­ак­три­сы: «Огром­ные чле­ны, низ­кие гоно­ра­ры, секс без резин­ки». Хоть какая-то реаль­ная, чест­ная, не выду­ман­ная жизнь.

Смот­ри­те сери­ал на сай­те онлайн-кинотеатра 


Читай­те так­же «Бань­ка по-чёр­но­му: фильм-нуар от совет­ско­го экра­на до ново­го рос­сий­ско­го кино»

Поделиться