VATNIKSTAN продолжает регулярную рубрику «Русский киностриминг». В конце каждого месяца мы рассказываем о российских прокатных новинках и свежих сериалах, с которыми можно познакомиться на онлайн-платформах.
Даже летом отечественные онлайн-кинотеатры не простаивают и предлагают актуальные новинки. Среди них — качественная адаптация норвежского сериала о женщине-тренере мужской футбольной команды: «Домашнее поле» со Светланой Устиновой можно назвать первым российским феминистским сериалом. Другой сериал на «женскую» тему «Спроси Марту» с Ольгой Сутуловой в главной роли вызывает намного больше вопросов по поводу того, можно ли назвать его феминистским. Однако это динамичный и нескучный детектив с оригинальной идеей.
Снятый специально для кинотеатра Kion «Капкан на судью» с Александром Домогаровым понравится зрителям, привыкшим к классическому детективу с крутыми парнями. Романтическая комедия «Молодой человек», где Данила Козловский впервые играет мерзавца, — must see для российского зрителя этим летом. А сериал «Люся» об искусственном интеллекте, где Козловский вновь меняет амплуа, претендует на портретное изображение человека нашего времени.
«Домашнее поле», More.tv
Об адаптации норвежского сериала «На своём поле» мы уже писали. Но в июле вышел завершающий эпизод российской версии, и о проекте хочется упомянуть ещё раз. Жанровая спортивная драма до финала удержала звание первого отечественного феминистского сериала.
Сюжет прост. Генеральный директор провинциального футбольного клуба Антон Данин (звезда «Союза спасения» Максим Матвеев) решается на смелый шаг. Вместо тяжело заболевшего тренера он приглашает на работу москвичку Елену Волкову (Светлана Устинова), которая впечатляет его своими познаниями и нестандартными мыслями. Спортсмены шокированы. Сильнее всех недоволен местный звёздный футболист Фил Никитин (Иван Янковский из сериала «Топи»), ведь лидер сам надеялся тренировать команду. Елене придётся постараться, чтобы завоевать доверие и уважение ребят.
Именно это и происходит на протяжении семи эпизодов сериала, где драматические коллизии перемежаются сценами футбольных матчей. Второстепенная линия посвящена Рите (Александра Хромова, похожая на Наоми Уоттс как две капли воды) — юной дочери Елены, которая приезжает из провинции вслед за матерью, пытаясь устроить на новом месте профессиональную и личную жизнь. Хотя Рита оказывается в центре любовного многоугольника, образ героини этим не исчерпывается. Колоссальная редкость — российский сериал, где женские сюжетные линии строятся на личности, а не любовных историях.
У сериала есть недостатки. Матчи сняты в студии, на трибунах заметно не хватает массовки. Очень лёгкий для восприятия норвежский оригинал кажется драматически порезанным на куски, история временами развивается фрагментарно. Моменты, связанные с сексизмом, нарочито обострены. Например, Фил подговаривает парней встретить голыми Елену в раздевалке, когда она впервые знакомится с командой, — в скандинавской версии такого не было. Как это всё чаще происходит с отечественными сериалами, жизнь тут не российская, а европейская: гладкая, прилизанная, с демонстрацией просторных шикарных квартир, в которых живут персонажи. Ни единой хрущёвки или магазинного хамства, идеальный белый снег за окном.
Недостатки искупает то, что сериал уважает всех персонажей: и резковатую Елену, и растерянных футболистов, и раздражённого Фила, который будет всю дорогу метаться между недовольством новой тренершей и преданностью команде. А самое главное, это история увлечённых профессионалов. Не только в России, но и на Западе до сих пор редко понимают, что именно это делает женскую историю феминистской: портрет героини, которая не пришла доказывать, что она «не хуже мужчин», а спокойно делает дело, потому что ей это нравится и у неё хорошо получается.
Смотрите сериал на сайте онлайн-кинотеатра
«Спроси Марту», Kinopoisk HD
Адвокат Марта Матвеева (Ольга Сутулова) защищает только женщин, потому что… феминизм? К ней обращается жена бизнесмена (Светлана Устинова), которую обвиняют в поджоге принадлежащего её мужу торгового центра. Женщина кажется хрупкой жертвой, но что-то с ней, кажется, нечисто, к тому же муж пропал.
Марта разбирает и другие дела клиенток, почти все связанные с сексуальным насилием и домогательствами. Ещё героиня разводится с мужем (Кирилл Кьяро), обвиняющим её в том, что она уделяла мало времени ему и дочке. Марта действительно всё время на работе, но отвечает мужу: «Это ты во всём виноват». Не успев развестись, она начинает роман с молодым красавцем-судьёй (Максим Онищенко), спит с ним несколько раз, но называет «подкаблучником». Потому что феминизм?
Очень хочется сказать авторам: нет, ребята, феминизм был в другом сериале с Устиновой, о котором написано выше. А у вас — токсичный мужик, ведущий себя как хам не только с интимными партнёрами, но и с клиентками. И его сущность токсичного мужика, наглого, как доктор Хаус, но без его гениальности (почти все дела Марта выигрывает с помощью разводок и шантажа), не меняется от того, что его играет артистка Сутулова. Не говоря уж о том, что если бы Хаус брался помочь жертве изнасилования, то он бы не вывешивал её фотографию в офисе под надписью «ИЗНАСИЛОВАНИЕ». При всей своей бестактности, этические нормы он соблюдал и не был обделён человечностью.
Увы, всё это ожидаемо от российских киноделов, изображающих феминизм так, как его понимают сексисты. Экран заполнили агрессивные, неприятные героини, не вызывающие сочувствия. Их профессионализм доказывается не талантом, а высокомерием и грубостью с окружающими. Независимость от мужчин — наплевательством на их чувства и фырканьем в сторону классических джентльменских жестов вроде подаренных цветов.
При этом в сериале обязательно вертится какой-нибудь милый рядом. Из-под «сильного независимого» сквозит великорусским страхом одиночества. Вы можете вспомнить хоть одну российскую героиню, которая не состояла бы в отношениях и была бы показана как счастливый, здоровый и самодостаточный человек?
Россия в сериале похорошела до неузнаваемости. Гигантские особняки, пятизвёздочные отели, бутиковые наряды и прочий глянец. Ближайшее эстетическое сходство — сериал «Миллиарды» про акул капитализма. Если целевая аудитория «Марты» — российские женщины, то многие ли из них ведут такую жизнь?
Тут мелькают хорошие артистки, например Полина Кутепова и Яна Сексте. От Сутуловой веет энергией. Героиня Устиновой интригует смутной фам-фатальностью, и что-то свежее, новое для российского экрана тут есть. Да и сама идея хорошая: женщина-юрист помогает другим женщинам. Жаль, нет связей с реальностью. С тем же успехом можно смотреть, как Чудо-женщина ловит злодеев с помощью лассо правды, и восхищаться торжеством справедливости.
Смотрите сериал на сайте онлайн-кинотеатра
«Капкан на судью», Kion
Сверхъестественно неподкупный судья Нестеров (Александр Домогаров) отмечает с друзьями и семьёй 55-летний юбилей. На празднике мелькает подозрительный тип в худи, а до этого Нестерову среди подарков прислали картину на известный сюжет «Снятие кожи с продажного судьи». Поэтому мы не особенно удивляемся, когда в разгар торжества пропадает дочь Нестерова. Искать исчезнувшую девушку вызывают крутого следователя (Александр Горбатов).
Одним из продюсеров проекта выступил Константин Эрнст, поэтому честный судья в роли главного героя так же неудивителен, как и всё остальное в сериале. «Ты должен быть независимым от всех», — наставляет Домогарова начальник, видимо, ещё более честный и справедливый. Домогаров между тем играет Домогарова — фигуру, которая называется в английском языке large ham (дословно «большая ветчина»). Это персонаж, равно исполненный харизмы, энергии, радости жизни, грандиозности и опереточного пафоса. Он всегда вызывает симпатию, и ради Домогарова сериалу почти можно простить то, что это смехотворное мужское самолюбование.
Женщины тут либо жертвы, либо сексуальные партнёрши намного младше мужчин (Домогаров женат на красавице Виктории Толстогановой). Крутой следователь, который мысленно конструирует в рапиде сценки, слизанные с «Шерлока Холмса» Гая Ричи, спит с юной помощницей. Девушка мечтает от него забеременеть и робко спрашивает: «Милый, я сделала что-то не так?» Пару раз насмехаются над идеей сексуального харассмента. Чай, у нас не Америка, чтобы секс с подчинённой мог бы кем-то осуждаться. «Для чего ещё они нужны?» — заявляет один персонаж.
Чего сериалу совсем нельзя прощать, так это зашкаливающего уровня шовинизма. В первом же эпизоде показывают какую-то зловещую цыганскую мафию, а положительная героиня презрительно говорит подростку из табора, что он «типичный цыган». Сцена, в которой следователь буквально выкуривает беззащитных работников-мигрантов из-под земли, заставляет задуматься, кто же любимые герои авторов? Такое впечатление, что Ганс Ланда из «Бесславных ублюдков». Если всё новое российское — это хорошо забытое старое американское времён сегрегации и мачизма, то неудивительно, что люди тоскуют по СССР. Тогда хотя бы в нашем кино была дружба народов и равенство полов.
Смотрите сериал на сайте онлайн-кинотеатра
«Молодой человек», Okko
Тридцатилетний Иван (Павел Табаков) работает в банке, жалеет людей, берущих кредиты, а сам выплачивает ипотеку за небольшую квартирку, любит жену (Валерия Федорович) и испытывает претензии к маме (Ксения Кутепова). Та воспитывала из него хорошего мальчика, играющего на рояле и идущего на золотую медаль. И что это ему дало, когда бывший одноклассник-двоечник стал преуспевающим бизнесменом?
Потом жена уходит, с работы увольняют, и Иван решается на авантюру. Тот самый бывший одноклассник (Данила Козловский) открывает детский летний лагерь «Юный лидер», где проводит конкурс, победитель которого получает миллионы. Моложаво выглядящий Иван притворяется старшеклассником, проходит курс юного зумера и нацеливается на победу.
Режиссёрский дебют сценариста сериала «Карамора» Александра Фомина этим летом любят все. Зрителям нравится то, что это российская комедия, в которой в кои-то веки нет шуток ниже пояса, а на жизненные проблемы — ипотеку, кризис среднего возраста — фильм помогает воспринимать чуть легче.
Кинокритики с интересом рассматривают работу как антологию российского миллениала, понимающего, что поколение зумеров ещё дальше от него, чем он сам от поколения бумеров. Лента пестрит лицами, отмечающими что-то культурно значимое для современности, если под культурой мы понимаем не Григория Лепса или фильмы, на которые делает обзоры BadComedian. Здесь можно увидеть звезду «Неадекватных людей» Ингрид Олеринскую, стендапера Данилу Поперечного, артистку из сериала о 90‑х «Мир! Дружба! Жвачка!» Валентину Ляпину, а также услышать слова «краш» и «шипперить».
Ещё Данила Козловский сыграл здесь негодяя, и эта самоироничная роль примиряет нас с его утомительным героизмом в «Чернобыле» и той же «Караморе». Возможно, Данила всё-таки смотрел обзоры BadComedian и сделал выводы.
Хорошее и непошлое, по-своему ностальгическое и растерянное кино, после которого можно будет говорить с другой интонацией: «Камон, ребят, Козловский».
Смотрите фильм на сайте онлайн-кинотеатра
«Люся», Premier
В сериал можно влюбиться в первые полторы минуты, когда девочка с топором… Надо ли продолжать? Ладно, продолжим.
Девочка с топором («Это её друг, она с ним даже спит») — дочка Сени (Данила Козловский), которая ударила столь необычной игрушкой учительницу в школе. Вызванный на педсовет Сеня не очень понимает, чего от него хотят. «Паноптикум какой-то, люди безумные», — говорит он. «Топор согласен», — отзывается ребёнок. Вы всё ещё не заинтересовались? Тогда мы идём к вам.
На самом деле дальше влюбляться в шоу проблематичнее. Краткое проявление абсурдизма — самого не российского жанра из всех в 2020‑х годах — заканчивается. Начинается история неудачника с противной женой (Дарья Савельева), противными детьми и противным миром вокруг, которому Сеня не может противостоять.
Иван Твердовский гораздо увереннее работал в жанре абсурда в фильме «Зоология» о женщине, у которой вырос хвост. Здесь же режиссёр пытается нащупать безопасную почву для разговора о самом остром. Но степень потерянности человека в 2022 году, видимо, такова, что получается только смесь фильма «Она» с Хоакином Фениксом, влюбившимся в голосовое приложение, и извечным русским воплем: «Кто виноват?».
Козловский изобретает искусственный интеллект, ту самую Люсю (голос Дарьи Блохиной). Кибергероиня пытается его поддержать и помочь с трудностями существования: не уважает жена, оскорбляет гопота, люди поют в караоке песни группы «Лесоповал», никому ни от чего не смешно. Вернее, не весело.
Козловский с учётом роли в «Молодом человеке», видимо, пытается выбраться из супергеройского амплуа со всей силой Роберта Паттинсона после «Сумерек», и это, конечно, замечательно. Кристина Асмус в мини-платье с блёстками, нюхающая кокаин, или Максим Виторган, которого убивает отвалившейся от дома трубой, — это всё тоже очень здорово.
Одна проблема: никто в России 2022 года не говорит того, что он на самом деле хочет сказать. Так что все эти истории про ИИ, программистов, блогеров и растерянные блуждания по лабиринтам красивого мегаполиса кажутся бессмысленной болтовнёй. Лучше посмотреть на ютубе, как эскортница берёт интервью у порноактрисы: «Огромные члены, низкие гонорары, секс без резинки». Хоть какая-то реальная, честная, не выдуманная жизнь.
Смотрите сериал на сайте онлайн-кинотеатра
Читайте также «Банька по-чёрному: фильм-нуар от советского экрана до нового российского кино».