Банька по-чёрному: фильм-нуар от советского экрана до нового российского кино

Нуар появил­ся в Аме­ри­ке на злых ули­цах вре­мён Вели­кой депрес­сии и был бук­валь­но про­ти­во­по­ло­жен совет­ско­му кино — идей­но и стилистически.

В нашем кине­ма­то­гра­фе попро­сту не было глав­но­го героя нуа­ра — депрес­сив­но­го детек­ти­ва, рыца­ря пла­ща и шля­пы, разо­ча­ро­ван­но­го в окру­жа­ю­щей дей­стви­тель­но­сти и гото­во­го пасть на дно. Мог ли, напри­мер, спор­тив­ный, под­тя­ну­тый работ­ник МУРа оши­вать­ся в про­ку­рен­ных барах со ста­ка­ном в руке? Толь­ко если «пас» там бан­ди­та, как коман­да Гле­ба Жег­ло­ва, кара­у­ля­щая Фок­са. У роко­вых кра­со­ток с нашим сле­до­ва­те­лем не было шан­сов: он был дав­но и удач­но женат, либо влюб­лён в хоро­шую девуш­ку, спортс­мен­ку, ком­со­мол­ку, нако­нец, про­сто кра­са­ви­цу. Типич­ный нуа­ро­вый кадр — это тём­ная ночь, веч­ный дождь, уны­лая серость… Раз­ве это совет­ский пей­заж? Дождь поли­ва­ет уро­жай или соеди­ня­ет под одной кры­шей влюб­лён­ных, наш дождь — опти­мист, и наши ули­цы — доб­рые. Из любой неосве­щён­ной под­во­рот­ни выны­ри­ва­ет мили­ци­о­нер: «Граж­да­нин, у вас всё в поряд­ке?». Ни один нуар в таких усло­ви­ях не пройдёт!

И всё-таки депрес­сив­ный жанр одна­жды появил­ся в сред­ней поло­се, закре­пил­ся и остал­ся навсе­гда. О том, как это слу­чи­лось, VATNIKSTAN рас­ска­зы­ва­ет на при­ме­ре оте­че­ствен­ных филь­мов-нуар раз­ных эпох. Знай наших, граж­да­нин Кейн!


Опасный поворот (1972)

В доме бла­го­по­луч­ной супру­же­ской четы, Робер­та и Фре­ды (Юрий Яко­влев и Вален­ти­на Тито­ва), соби­ра­ет­ся ком­па­ния. Брат Фре­ды и его «пре­лесть что за дуроч­ка» жена (Алек­сандр Дик и Еле­на Вала­е­ва) хотят попля­сать. Сдер­жан­ная интел­лек­ту­ал­ка (Анто­ни­на Шура­но­ва) обсуж­да­ет толь­ко что услы­шан­ную по радио пье­су, где кто-то захо­тел узнать прав­ду и застре­лил­ся. Ком­па­ньон Робер­та (Вла­ди­мир Басов) ост­рит и под­ли­ва­ет дамам. Из чужа­ков на вече­рин­ке толь­ко мод­ная писа­тель­ни­ца детек­ти­вов (Руфи­на Нифон­то­ва), кото­рая вос­хи­ща­ет­ся их «милень­кой малень­кой ком­па­ни­ей». В ответ раз­да­ёт­ся сар­ка­сти­че­ское хмы­ка­нье, и в тёп­лой обста­нов­ке скво­зит пер­вый холодок.

Бли­же к фина­лу каме­ра сколь­зит по фото­гра­фии моло­до­го кра­сав­ца — это покой­ный брат Робер­та, Мар­тин, кото­рый был душой обще­ства и вне­зап­но покон­чил с собой. В филь­ме он так и не появит­ся, остав­шись «при­зра­ком на пиру». Но все исто­рии обма­на, пре­ступ­ле­ний и опас­ных свя­зей, кото­рые мы услы­шим, свя­за­ны с этим покой­ни­ком, запер­тым в рамоч­ке под стек­лом и в памя­ти собрав­ших­ся. Часто глав­ным геро­ем нуа­ра ста­но­вит­ся «отсут­ству­ю­щий пер­со­наж» — смут­ный объ­ект жела­ния, раз­ру­ша­ю­щий чужие жиз­ни соблаз­ни­тель, одним сло­вом — чёрт.

Таким был лишь явив­ший­ся в кон­це филь­ма пер­со­наж Орсо­на Уэлл­са из «Тре­тье­го чело­ве­ка» (1949) или Себастьян в шоки­ру­ю­щей экра­ни­за­ции Тен­не­си Уильям­са «Вне­зап­но, про­шлым летом» (1959), ни разу не пока­зав­ший на экране лицо. Как фрей­дист­ская Тень, в кото­рую мы вытес­ня­ем бес­со­зна­тель­ное, неви­ди­мый чело­век — тём­ное и страст­ное серд­це нуа­ра, кото­рое не пре­кра­ща­ет бить­ся и после смер­ти «носи­те­ля зла».

«Опас­ный пово­рот» Вла­ди­ми­ра Басо­ва по одно­имён­ной пье­се Прист­ли стал пер­вым совет­ским филь­мом-нуар. Роберт, неосто­рож­но и само­до­воль­но зате­яв­ший след­ствие по «делу» о смер­ти бра­та, выяс­ня­ет, что ниче­го не зна­ет о людях из сво­е­го бли­жай­ше­го окру­же­ния (в наше вре­мя эта фабу­ла лег­ла в осно­ву сери­а­ла «Садо­вое кольцо»).

Басов посту­пил сме­лее аме­ри­кан­цев, экра­ни­зи­ро­вав­ших пье­су в пери­од кодек­са Хей­са, выма­рав­ше­го из кино всё «без­нрав­ствен­ное». Пора­зи­тель­но, но в оте­че­ствен­ной поста­нов­ке, как-то про­ско­чив цен­зу­ру, не ута­и­ва­ет­ся ни один сек­рет пер­со­на­жей, от нар­ко­ти­ков до гомо­сек­су­аль­но­сти, все­гда озна­чав­шей в нуа­ре порок. Так впер­вые на совет­ском экране появил­ся муж­чи­на-гей, скры­ва­ю­щий в обще­стве свою ориентацию.

У Басо­ва име­лась для подоб­ных несо­вет­ских выкру­та­сов идео­ло­ги­че­ская индуль­ген­ция: он сни­мал о «загни­ва­ю­щем Запа­де». Но фильм счаст­ли­во избе­жал пла­кат­ной про­па­ган­ды, кото­рая испор­ти­ла экра­ни­за­цию «Теат­ра» (1978), где Моэ­ма под­пра­ви­ли на совет­ский лад: ника­ких упо­ми­на­ний лес­бий­ских стра­стей и тос­ка англий­ско­го сту­ден­та о том, что «в нашем обще­стве прав­ды нет». Раз­об­ла­че­ние обы­ва­тель­ско­го бла­го­по­лу­чия нико­гда не нуж­да­лось в поли­ти­че­ских лозун­гах — «левые» запад­ные режис­сё­ры были в сто раз суро­вее к бур­жуа, чем совет­ские кине­ма­то­гра­фи­сты. Ах, как понра­вил­ся бы им вальяж­ный кра­са­вец Васи­льев из «Пово­ро­та», посте­пен­но напи­ва­ю­щий­ся до состо­я­ния «какая гадость эта ваша залив­ная рыба», впер­вые в жиз­ни узнав, что реаль­ность кусается.


Допрос (1979)

В каби­не­те за сто­лом сидят двое. Сле­до­ва­тель (Алек­сандр Каля­гин) ведёт дело о хище­нии госу­дар­ствен­ных денег на про­из­вод­стве. Под­след­ствен­ный (Гасан Маме­дов) во всём созна­ёт­ся, но не выда­ёт высо­ко­по­став­лен­ных людей, поста­вив­ших его на долж­ность. Дав­ле­ние сле­до­ва­те­ля не сра­ба­ты­ва­ет, даже когда он «шьёт» ему ста­тью об изна­си­ло­ва­нии несо­вер­шен­но­лет­ней: «Ей было 16 лет! Она выбро­си­лась из окна сво­ей квар­ти­ры с девя­то­го этажа!».

В каме­ре на дво­их, где сидит дру­гой мошен­ник, под­след­ствен­ный дума­ет о послед­нем, что ему оста­лось, — кра­са­ви­це-жене, в кото­рую он до сих пор по-маль­чи­ше­ски влюб­лён. А потом сле­до­ва­тель пока­жет ему фотографии…

Самое инте­рес­ное, что это не зари­сов­ка из запад­ной жиз­ни, и выго­ра­жи­ва­ет под­след­ствен­ный не ита­льян­ско­го «Спру­та». Дей­ствие про­ис­хо­дит в совет­ском Азер­бай­джане. Во вре­мя крат­ко­го прав­ле­ния Андро­по­ва рес­пуб­ли­кан­ские номен­кла­тур­ные эли­ты креп­ко почи­сти­ли. На место Ахун­до­ва при­шёл Гей­дар Али­ев, под чьим неглас­ным покро­ви­тель­ством и был снят этот уни­каль­ный фильм. Долж­но­сти кор­руп­ци­о­не­ров в филь­ме не зву­чат, но дога­дать­ся мож­но, что речь о чинов­ни­ках, управ­ля­ю­щих республикой.

Боль­ше­го, чем Расим Оджа­гов, полу­чив­ший за свою рабо­ту Гос­пре­мию, не поз­во­лял себе никто из совет­ских режис­сё­ров, кри­ти­ко­вав­ших власть.

В снай­пер­ский опти­че­ский при­цел филь­ма попа­ли не толь­ко тене­вые мил­ли­о­не­ры рес­пуб­ли­кан­ско­го мас­шта­ба. Началь­ник сле­до­ва­те­ля, тре­бу­ю­щий поско­рее пере­дать дело в суд, курит «Маль­бо­ро», и одним этим штри­хом рас­ска­зы­ва­ет всё о моей мили­ции, кото­рая кого-то там бере­жёт. Кор­руп­ци­ей зама­за­ны все.

«Допрос» вовсе не конъ­юнк­тур­ное выска­зы­ва­ние, сде­лан­ное по при­ка­зу свер­ху. Кар­ти­на сня­та в тра­ди­ци­ях ита­льян­ско­го нео­ре­а­лиз­ма: непри­чё­сан­ная жизнь, тяжё­лые устав­шие лица, суро­вая немно­го­слов­ность, сме­ня­е­мая на кру­тых сюжет­ных пово­ро­тах яро­стью и отчаянием.

Был сре­ди оте­че­ствен­ных сотруд­ни­ков орга­нов коло­рит­ный смеш­ной Анис­кин — в коме­дии. Округ­ло­го лысо­ва­то­го Каля­ги­на, каза­лось бы, надо туда же. Но Оджа­гов берёт его в свой жёст­кий фильм, где не нуж­на геро­и­че­ская внеш­ность и никто не спо­ёт про «нашу служ­бу». Про­сто кто-то позво­нит сле­до­ва­те­лю с угро­за­ми домой, а он ска­жет жене, что­бы не тре­во­жить: «Ошиб­лись номе­ром». Завер­шить рас­сказ об этом анти­со­вет­ском совет­ском филь­ме хочет­ся сло­ва­ми кино­ве­да Миха­и­ла Трофименкова:

«Если бы „Допрос“ был снят в Ита­лии, в послед­нем кад­ре сле­до­ва­тель полу­чил бы пулю в заты­лок. Такой финал был бы, пожа­луй, опти­ми­стич­нее фина­ла „Допро­са“».


Щенок (1988)

Стар­ше­класс­ник Коля Оль­хов­ни­ков (Сер­гей Рожен­цев) напи­сал в сто­лич­ную газе­ту пись­мо о том, что пере­строй­ка в его про­вин­ци­аль­ном город­ке Оль­хов­ка име­ет одну види­мость. Пред­се­да­тель рай­ис­пол­ко­ма брал взят­ки, а его пере­ве­ли на долж­ность выше. Один из началь­ни­ков меня­ет тре­тью квар­ти­ру, а одно­класс­ни­ца Коли живёт с мате­рью в под­ва­ле. Учи­те­ля завы­ша­ют оцен­ки про­ку­рор­ской доч­ке. «И все это видят и мол­чат, — пишет Коля. — Для кого же мы молчим?»

Ответ на свой вопрос маль­чик, кото­рый хочет «жить не по лжи», полу­чит очень быст­ро: все мол­чат для всех. Ком­со­моль­ские вожа­ки — для пар­тий­но­го аппа­ра­та. Учи­те­ля в шко­ле, кро­ме моло­день­кой иде­а­лист­ки «русич­ки», — для дирек­то­ра. Колин друг мол­чит по при­ме­ру сво­е­го отца, кото­рый как-то раз поз­во­лил себе покри­ти­ко­вать руко­вод­ство, и в его отчёт­но­сти сра­зу нашлись какие-то про­бле­мы, «с тех пор спин­нин­ги за началь­ни­ком на рыбал­ке носит».

Коли­на прав­да ока­за­лась не про­сто нико­му не нуж­на, но и неудоб­на для город­ско­го укла­да, и для всех жите­лей горо­да он стал в одно­ча­сье вра­гом. Пожи­лой педа­гог (Все­во­лод Сафо­нов), кото­ро­го Коля упре­ка­ет в том, что преж­ние поко­ле­ния ниче­го не дела­ли, печаль­но отве­ча­ет, что были те, кто пытал­ся: «И где они сей­час?» В каче­стве веч­ной меры рос­сий­ско­го интел­ли­ген­та он пред­ла­га­ет подождать.

Но Коля молод и горяч, ждать он не хочет, к тому же про­ро­че­ски загля­ды­ва­ет на пару деся­ти­ле­тий впе­рёд, в фильм Юрия Быко­ва «Дурак» (2014), где один нерав­но­душ­ный тоже попы­тал­ся рас­ше­ве­лить род­ное сто­я­чее боло­то. Коля из сво­е­го 1988 года зна­ет, что если не шеве­лить сей­час, даль­ше будет поздно:

«Да вот, ждать. Пока поле взой­дёт… Пока поле взой­дёт, все вокруг оту­пе­ют. От людей одна обо­лоч­ка останется».

Гово­ря о пере­стро­еч­ном неону­а­ре, при­ня­то при­во­дить более оче­вид­ные при­ме­ры. Напри­мер, вышед­ший в том же году, что и «Щенок», пер­вый совет­ский фильм об орга­ни­зо­ван­ной пре­ступ­но­сти «Воры в законе» Юрия Кары с роко­вой брю­нет­кой в крас­ном и бла­го­род­ным бан­ди­том в белом. Или выда­ю­ща­я­ся экра­ни­за­ция «Деся­ти негри­тят» Ага­ты Кри­сти, кото­рой Ста­ни­слав Гово­ру­хин пере­пу­гал всю стра­ну. В 1989 году Сер­гей Бод­ров снял один из немно­гих оте­че­ствен­ных нуа­ров, пол­но­стью ложа­щих­ся на кано­ны ста­ро­го Гол­ли­ву­да: «Ката­ла» о кар­тёж­ной мафии, где лжи­вая фам-фаталь губи­ла пер­со­на­жа Вале­рия Гаркалина.

Но мало­из­вест­ная кар­ти­на Алек­сандра Гри­ши­на, сняв­ше­го все­го три филь­ма и умер­ше­го в 36 лет от болез­ни серд­ца, отли­ча­ет­ся тем, что в ней про­рас­та­ло буду­щее, кото­ро­го в кар­ти­нах мэтров не было.

В девя­но­стые люди и режис­сё­ры пере­ста­ли верить в Робин Гудов от бан­ди­тиз­ма, кото­рые исклю­чи­тель­но гра­бят награб­лен­ное, а про­сто­му чело­ве­ку даже помо­га­ют. Ретро­кри­ми­нал пере­се­лил­ся с широ­ко­го экра­на в сери­аль­ный фор­мат. Рос­сий­ский нуар стал ново­гол­ли­вуд­ским, то есть винит во всех про­бле­мах не жен­щин, а госу­дар­ство и само обще­ство. А герой-оди­ноч­ка, борец за прав­ду остал­ся. Егор Летов хоть сего­дня мог бы спеть, как пел в 1988 году:

«Кто-то влез на табуретку
На мгно­ве­нье вспых­нул свет
И СНОВА ТЕМНО».

«Щенок» не успев­ше­го стать боль­шим режис­сё­ром Гри­ши­на по сце­на­рию покой­но­го Юрия Щеко­чи­хи­на начи­на­ет­ся с идил­ли­че­ских, ещё совет­ских видов засне­жен­но­го город­ка и мест­ной бароч­ной церк­вуш­ки, а закан­чи­ва­ет­ся уже по-рос­сий­ски — воню­чей кана­вой, куда пада­ет труп маль­чи­ка Коли Оль­хов­ни­ко­ва, плоть от пло­ти его род­ной Оль­хов­ки, кото­рую он хотел спа­сти, но город не жела­ет спа­сать­ся. Тьма обре­чён­но­сти милее или, по край­ней мере, при­выч­нее све­та прав­ды. Спу­стя чет­верть века то же самое повто­рит­ся в «Дура­ке», и вот эта ста­биль­ность, конеч­но, — насто­я­щий нуар по-русски.


Лох — победитель воды (1991)

Инже­нер Паша Горе­ли­ков (Сер­гей Курё­хин) дер­жит вме­сте с дру­гом-афган­цем салон с собран­ны­ми соб­ствен­но­руч­но ком­пью­те­ра­ми. Санэпи­дем­стан­ция и про­чие наблю­да­те­ли от госу­дар­ства к ним уже при­хо­ди­ли, а вслед за ними при­шёл и рэкет. Паша по наив­но­сти не сра­зу пони­ма­ет, чего от него хотят. Афга­нец по воен­ной при­выч­ке вышвы­ри­ва­ет бан­ди­тов за дверь. Но те воз­вра­ща­ют­ся: гро­мят салон, изби­ва­ют Пашу, а дру­га уби­ва­ют. И тогда Паша реша­ет мстить как может — по-инженерному.

Кине­ма­то­граф позд­ней пере­строй­ки и нача­ла девя­но­стых стал вре­ме­нем отмще­ния для интел­ли­ген­ции, боль­ше всех при­вет­ство­вав­шей пере­ме­ны в стране. Так и в филь­ме Арка­дия Тигая (сце­на­рист фан­тас­ма­го­рии Юрия Мами­на «Окно в Париж») потрё­пан­ный пла­щик совет­ско­го инже­не­ра обре­та­ет жёст­кие кон­ту­ры нуа­ро­во­го трен­ча. Паша сна­ча­ла масте­рит устрой­ство для про­слуш­ки, потом — фан­та­сти­че­ский супер­ге­рой­ский жилет, стре­ля­ю­щий элек­три­че­ством, а в фина­ле его уме­лые руки, его умная голо­ва, по кото­рой нада­ва­ли реа­лии ново­го вре­ме­ни, кон­стру­и­ру­ют взрыв, толь­ко внешне похо­жий на голливудский.

Перед нами не типич­ный сюжет бое­ви­ка «хоро­ший парень мстит пло­хим». Это чисто рос­сий­ское убий­ство, вари­а­ция на тему «убить дра­ко­на». Доб­рый и мяг­кий инже­нер Горе­ли­ков в фина­ле это­го филь­ма, сюр­ре­а­ли­стич­но­го, как и всё родом из девя­но­стых, дела­ет шаг в сле­ду­ю­щую кине­ма­то­гра­фи­че­скую эру, когда герой ста­нет неот­ли­чим от антигероя.

«Лох» Горе­ли­ков, вро­де бы обре­чён­ный на то, что­бы его рас­топ­та­ла эпо­ха дико­го капи­та­лиз­ма, совер­ша­ет такое, чего не делал ни один виги­лант на оте­че­ствен­ном экране. Под­тал­ки­ва­е­мый нуа­ро­вым фата­лиз­мом, ради мще­ния он при­но­сит в жерт­ву люби­мую жен­щи­ну. Да ещё и раз­мыш­ля­ет над этим от силы пару секунд.

«Лоха» мож­но счи­тать не толь­ко пред­ше­ствен­ни­ком «Бра­та», но и все­го рос­сий­ско­го «чёр­но­го» кино, от нуле­вых до два­дца­тых. Но фильм с уча­сти­ем гени­аль­но­го музы­каль­но­го аван­гар­ди­ста Курё­хи­на боль­ше, чем пред­ве­стие. Это одна из самых ори­ги­наль­ных декон­струк­ций жан­ра, из когда-либо сня­тых. Закад­ро­вый голос веща­ет что-то шизо­фре­ни­че­ски-арха­и­че­ское — какой-то ирланд­ский эпос Шии, по кото­ро­му яко­бы снят фильм. На самом деле это одна из люби­мых Курё­хи­ным мисти­фи­ка­ций; навер­ное, толь­ко он мог доду­мать­ся пустить нуа­ро­вую нить по кан­ве несу­ще­ству­ю­ще­го фольклора.

Здесь всё непра­виль­но, не так, как у всех, и даже роко­вая жен­щи­на — это муж­чи­на. Любов­ни­ка гла­ва­ря мафии сыг­рал андро­гин­ный Габ­ри­эль Воро­бьёв с маки­я­жем и мани­кю­ром, ещё один мисти­че­ский пер­со­наж оте­че­ствен­ной кон­тр­куль­ту­ры, сме­нив­ший экран на псай-транс, кото­рый он пер­вым стал испол­нять на пост­со­вет­ском пространстве.

Тигай, наме­рен­но или нет, тянет руку к сво­им пред­те­чам: Лари­са Боро­ди­на, сыг­рав­шая воз­люб­лен­ную Горе­ли­ко­ва, появ­ля­лась в неболь­шой роли в «Щен­ке». Её спа­сал Коля, кото­рый про­сто был чест­ным. Её спа­са­ет, а затем губит Паша, кото­рый тоже был чест­ным, но вне­зап­но ока­зал­ся чем-то ещё. Побе­див воду элек­три­че­ством, он спа­лил свою душу. Доб­ро пожа­ло­вать в при­бли­жа­ю­щий­ся XXI век.


Кремень (2007)

Дем­бель Анто­ха Реми­зов (Евге­ний Антро­пов) едет в Моск­ву, где у него меч­ты и неве­ста. Но в Москве никто Анто­хе не рад. Зем­ляк, кото­рый дер­жит авто­ре­монт­ную мастер­скую в Южном Буто­во, сове­ту­ет ехать обрат­но в роди­мый Аль­ме­тьевск. Его дочь Зина­и­да (Ана­ста­сия Без­бо­ро­до­ва), та самая неве­ста, гля­дит, как на пси­ха: един­ствен­ное пись­мо в армию, кото­рое наве­ло Анто­ху на роман­ти­че­ские мыс­ли, она напи­са­ла по зада­нию клас­са. Кру­гом сви­реп­ству­ет мили­ция, этни­че­ская мафия и та самая без­лич­ная злая сила боль­шо­го горо­да, о кото­рой Немец пре­ду­пре­ждал Дани­лу Багрова.

Чуя, что ничем хоро­шим это не кон­чит­ся, парень готов напра­вить сто­пы домой, но судь­ба не даёт. Полу­чив в при­вок­заль­ном сор­ти­ре от мили­ци­о­не­ра сна­ча­ла при­кла­дом в живот, а потом — пред­ло­же­ние о рабо­те, Анто­ха, в отли­чие от Дани­лы, вли­ва­ет­ся в органы.

С филь­мом Алек­сея Миз­ги­рё­ва, вышед­шим то ли удач­но, то ли неудач­но в одно вре­мя с «Гру­зом 200» Бала­ба­но­ва, инте­рес­но играть в пост­мо­дер­нист­скую игру: «Уга­дай, из како­го кино это взя­то». Её при­ду­мал, конеч­но, не Миз­ги­рёв, а Таран­ти­но, кото­рый, как извест­но, сни­ма­ет филь­мы не про людей, а про дру­гие филь­мы. И тут на лицо некая неспра­вед­ли­вость: что аме­ри­кан­цу — почёт, то рус­ско­му — «пла­ги­ат», как писа­ли мно­гие критики.

Но пла­ги­а­том обыч­но зани­ма­ют­ся тупи­цы, а Миз­ги­рёв созна­тель­но варит в одном кот­ле всё, что успел узнать о Рос­сии, кине­ма­то­гра­фе и пост­ну­а­ре, — новой фор­ма­ции жан­ра, в кото­рой серд­це зла пере­ме­ща­ет­ся из тём­но­го мира пря­мо в героя. Миз­ги­рёв дёр­га­ет цита­ты из «Бра­та», рефе­рен­сы из «Так­си­ста», сим­во­лы и архе­ти­пы из все­го миро­во­го нуа­ра, но дела­ет из чужо­го — своё. Выра­жа­ясь заво­ра­жи­ва­ю­ще иди­от­ским рефре­ном Анто­хи, кото­рым он дол­бит нас целый фильм:

«Твёр­дость — не тупость».

Рус­ский народ­ный герой девя­но­стых Баг­ров пла­ни­ро­вал своё пер­вое заказ­ное убий­ство с дело­ви­тым под­хо­дом опыт­но­го кил­ле­ра, но народ, не изба­ло­ван­ный заступ­ни­ка­ми, дивил­ся: «Ух ты, как он щас всех раз­не­сёт» и про­щал Дани­ле две шту­ки бак­сов за жизнь чело­ве­ка. Анто­ха — почти анти­те­за Дани­ле и в пло­хом, и в хоро­шем. Он не может убить по рас­чё­ту, толь­ко по зову серд­ца, но ника­кой он не ангел мще­ния, не народ­ный дух из глу­бин­ки, не кре­мень, не кру­той, и при­сказ­ки его дурац­кие, и сам он дурак.

Дем­бель Реми­зов на повер­ку ока­зы­ва­ет­ся не сыном Бра­та, а вну­ком ефрей­то­ра Збру­е­ва из совет­ско­го филь­ма-сол­ныш­ко про дере­вен­ско­го парень­ка, отправ­лен­но­го авто­ра­ми на пере­вос­пи­та­ние по про­сто­рам нашей роди­ны. Этот дурак тоже думал, что у него есть неве­ста, и не одна, а целых семь. Тоже пота­щил­ся по боль­шим горо­дам, кото­рые его обло­ма­ли. И тоже себя, неотё­сан­но­го про­вин­ци­а­ла, стес­нял­ся за всей дурац­кой бравадой:

— Костя, сами откуда?
— Да так. Из одно­го насе­лён­но­го пункта.
— Из какого?
— Да даже стран­но. Люди там живут как люди, а назы­ва­ет­ся… Гуняево.
— Как?!
— Гуня­е­во! Вот види­те, вы тоже смеётесь.

Бала­ба­нов когда-то создал миф о силе, кото­рая в прав­де, пото­му и бан­ди­тов одо­ле­ет, и Питер, и Моск­ву. И посколь­ку в чём она заклю­ча­ет­ся, он не ска­зал, все ему пове­ри­ли. Но Миз­ги­рёв ока­зы­ва­ет­ся духов­ным наслед­ни­ком не само­го нуа­ро­во­го рос­сий­ско­го режис­сё­ра новей­ше­го, свин­цо­во­го, вре­ме­ни, а сво­е­го учи­те­ля Вади­ма Абдра­ши­то­ва, созда­вав­ше­го в тан­де­ме со сце­на­ри­стом Алек­сан­дром Мин­дад­зе вели­кое совет­ское «кино мораль­но­го беспокойства».

Миз­ги­рёв раз­об­ла­ча­ет миф о силе со ство­лом, вели­ко­дер­жав­ным расиз­мом и угро­за­ми: «Кир­дык вашей Аме­ри­ке», с девя­но­стых вос­хи­ща­ю­щей мас­сы. Момен­том дра­ма­тур­ги­че­ской силы для пер­со­на­жа Миз­ги­рё­ва ока­зы­ва­ет­ся не бру­таль­ная по-баг­ров­ски стрель­ба в бор­де­ле, когда он одним махом семе­рых уби­ва­х­ом, а момент сла­бо­сти, когда он в этом бор­де­ле едва не плачет:

«На уро­ке рисо­ва­ния, в шко­ле ещё, зуб­чи­ки рисо­ва­ли… Там, Кремль, зуб­чи­ки навер­ху, на стене… Думал: Москва, город, сто­ли­ца… Домой щас хочу, не хочу я здесь! В жопу зуб­чи­ки! Страшно!».

Какая сила, какие мачи­стые поиг­ры­ва­ния муску­ла­ми, бра­тья, когда мы зуб­чи­ков на стене боимся?


Майор (2013)

Май­ор поли­ции Собо­лев (Денис Шве­дов), у кото­ро­го рожа­ет жена, мчит­ся по доро­ге с пре­вы­ше­ни­ем ско­ро­сти и сби­ва­ет семи­лет­не­го маль­чи­ка. Выдох­нув, он запи­ра­ет сопро­тив­ля­ю­щу­ю­ся мать рёбен­ка в машине и зво­нит сво­им, что­бы при­е­ха­ли на место про­ис­ше­ствия и помог­ли всё устро­ить. Кол­ле­ги при­бы­ва­ют и помо­га­ют това­ри­щу май­о­ру не сесть, но бли­же к кон­цу дня Собо­лев будет дер­жать их на при­це­ле и наоборот.

Если оки­нуть широ­ким взгля­дом рос­сий­ский кине­ма­то­граф 2010‑х годов, в кото­ром Юрий Быков зани­ма­ет не послед­нее место, то мы сра­зу уви­дим, что чело­век зако­на стал не про­сто его глав­ным геро­ем или анти­ге­ро­ем. Това­рищ май­ор Собо­лев и дру­гие това­ри­щи сде­ла­лись сим­во­лом сего­дняш­ней рос­сий­ской реаль­но­сти, не все­гда таким одно­знач­ным. У май­о­ра есть меч­та стать отцом, кро­во­то­чат сса­ди­ны на лице от ава­рии, и он, обра­тив­шись к остат­кам сво­ей чело­веч­но­сти, бро­сит­ся спа­сать жен­щи­ну, кото­рую пона­ча­лу, инстинк­тив­но, на живот­ном рефлек­се выжи­ва­ния, хотел уто­пить. И вооб­ще он, кол­лек­тив­ный това­рищ май­ор, как гово­рит пер­со­наж Кирил­ла Полу­хи­на, два­дцать лет под пуля­ми ходит, что­бы кол­лек­тив­ный ты жил спокойно.

Что харак­тер­но — к 2010‑м годам народ эти подви­ги не впе­чат­ля­ют. Уста­ми баб­ки из СИЗО, у кото­рой заби­ра­ют то ли алко­го­ли­ка-сына, то ли ещё кого-то, народ шлёт това­ри­щу май­о­ру про­кля­тье, о кото­ром ещё в кине­ма­то­гра­фе девя­но­стые было невоз­мож­но поду­мать, а в совет­ские вре­ме­на и вовсе пока­за­лось бы кол­лек­тив­ным страш­ным сном:

«Да пода­вись ты нашей кро­вью, Анчут­ка! Что­бы ни дна тебе ни покрыш­ки. Чтоб гла­за твои бес­сты­жие сгни­ли. Чтоб жена твоя мёрт­вых рожала!».

И гла­за у поли­цей­ско­го, кото­ро­му она адре­су­ет эти сло­ва, вовсе не бес­сты­жие, не глум­ли­вые и не злые, а по-дет­ски рас­те­рян­ные. Когда тебя целе­на­прав­лен­но хле­щут такой нена­ви­стью те, кого ты давал при­ся­гу защи­щать, неволь­но заду­ма­ешь­ся, какую роль сыг­рал лич­но ты, а не кол­лек­тив. Но лишь до того момен­та, как поли­цей­ский сам по себе. Сто­ит ему ощу­тить себя частью цело­го, всё прой­дёт, как не бывало.

Дома у началь­ни­ка РУВД (Борис Невзо­ров) рас­пи­ва­ет чаи чинов­ник и какое-то лицо бан­дит­ской наци­о­наль­но­сти — три бога­ты­ря, охра­ня­ю­щие Систе­му. Сра­жать­ся про­тив этой могу­чей куч­ки невоз­мож­но, все в ней повя­за­ны кру­го­вой пору­кой, кото­рая мажет, как копоть. Прав­да, где-то есть рай­центр, до кото­ро­го так и не доедет Собо­лев. Отту­да мож­но ждать под­мо­ги и спра­вед­ли­во­сти, хотя не совсем понят­но, какие такие «шака­лы» там оби­та­ют, что их боят­ся мест­ные вла­сти. Но уж в цен­тре-то долж­на быть прав­да и защи­та для чело­ве­ка! Те же самые надеж­ды, что и в XIX веке: «Вот при­е­дет барин…». Рос­сия замер­ла в молит­вен­ном ожи­да­нии доб­ро­го царя, и все мы — лёд под нога­ми май­о­ра. Вклю­чая само­го май­о­ра, как нагляд­но пока­зы­ва­ет режис­сёр Быков.

Чем закан­чи­ва­ет­ся сопро­тив­ле­ние оди­но­чек для всех, кро­ме супер­ге­ро­ев вро­де Баг­ро­ва, мы зна­ем со вре­мён «Допро­са». Систе­ма с тех пор зама­те­ре­ла до пол­ной непро­ши­ба­е­мо­сти, поэто­му нуа­ро­вый рос­сий­ский герой почти дошёл до финаль­ной точ­ки. В рам­ках сво­е­го бун­та про­тив суще­ству­ю­ще­го поряд­ка он стре­ля­ет уже не в бан­ди­тов, а в помо­гав­ших ему това­ри­щей май­о­ров, фак­ти­че­ски само­му себе в ногу. Остал­ся кон­троль­ный — в голову.


Турецкое седло (2017)

Ильич, быв­ший агент КГБ (уди­ви­тель­ный артист Вале­рий Мас­лов), рабо­та­ет охран­ни­ком тор­го­во­го цен­тра, но не остав­ля­ет при­вы­чек аген­тов наруж­но­го наблю­де­ния, назы­ва­е­мых в про­сто­ре­чье «топ­ту­на­ми». Выби­рая на ули­це чело­ве­ка, чем-то при­влёк­ше­го его вни­ма­ние, Ильич ходит за ним по сле­дам без какой-либо цели. Пси­хи­атр объ­яс­ня­ет, что это может быть син­дро­мом болез­ни «пусто­го турец­ко­го сед­ла», отче­го-то рас­про­стра­нён­ной «в вашем ведомстве».

Одна­жды в дом Ильи­ча въез­жа­ет моло­дая семей­ная пара (Веро­ни­ка Куз­не­цо­ва и Вита­лий Дау­шев). Яркие, весё­лые, окру­жён­ные дру­зья­ми, они сра­зу вызы­ва­ют подо­зре­ние и инте­рес. А наут­ро Ильич слы­шит доно­ся­щий­ся из квар­ти­ры новых жиль­цов боже­ствен­ный голос, испол­ня­ю­щий опер­ную арию. Чуж­дый все­му пре­крас­но­му, он вдруг влюб­ля­ет­ся — сна­ча­ла в голос, а затем в юную кра­са­ви­цу-сосед­ку, за кото­рой, конеч­но, начи­на­ет при­сталь­но следить.

«Я у вас за спи­ной — мы вме­сте», — гла­сит сло­ган филь­ма Юсу­па Разы­ко­ва, авто­ра ещё несколь­ких мини­ма­лист­ских шедев­ров, боль­ше зна­ко­мых фести­валь­ной пуб­ли­ке, чем широ­ко­му зри­те­лю. Режис­сёр как-то выпа­да­ет из совре­мен­ной рос­сий­ской обой­мы. Сни­ма­ет тихий, бла­гост­ный зелё­ный Яро­славль с акку­рат­ны­ми подъ­ез­да­ми, выкра­шен­ны­ми све­жей крас­кой. С пер­во­го взгля­да и не при­знать рос­сий­ский нуар: где пьян­ство и без­на­дё­га, загряз­ня­ю­щий воз­дух завод, обшар­пан­ные сте­ны, поко­сив­ши­е­ся с совет­ских вре­мён заборы?

Кажет­ся, Ильич — един­ствен­ный оско­лок совет­ской реаль­но­сти в город­ке: живёт в квар­ти­ре, где ниче­го не меня­лось с 1985 года, вста­ёт по меха­ни­че­ско­му будиль­ни­ку, дела­ет заряд­ку, съе­да­ет яич­ни­цу из четы­рёх яиц и зачем-то скла­ди­ру­ет в бан­ке яич­ную скор­лу­пу (этот пазл так и не будет раз­га­дан). Интер­не­та не видел в гла­за, как пре­зи­дент Путин. Не вла­де­ет смарт­фо­ном, не исполь­зу­ет соци­аль­ные сети. За наро­дом, кото­ро­му нужен «глаз да глаз», как он искренне убеж­дён, сле­дит дедов­ским спо­со­бом. И на слеж­ку все­гда наде­ва­ет уни­фор­му каг­эб­эш­ни­ка — чёр­ный костюм с белой рубаш­кой, выде­ля­ю­щие его из раз­но­цвет­но­го люд­ско­го пото­ка, как Штир­ли­ца в анек­до­те, кото­ро­го ниче­го не выда­ва­ло, кро­ме пара­шю­та за спиной.

Но Ильи­ча в самом деле ничто не выда­ёт, как Неуло­ви­мо­го Джо в дру­гом анек­до­те: никто его не заме­ча­ет, пото­му что он нико­му не нужен. «Киса, мы с вами чужие на этом празд­ни­ке жиз­ни». Оди­но­кий до раз­ры­ва серд­ца, он стре­мит­ся в тёп­лый хаос тол­пы, доду­мы­вая исто­рии людей, за кото­ры­ми он наблю­да­ет издалека.

В каж­дом он подо­зре­ва­ет что-то нелад­ное или пре­ступ­ное, но нико­гда не дей­ству­ет. Все­го раз он поз­во­лит себе подой­ти к сво­ей пла­чу­щей пре­крас­ной даме, кото­рая поссо­ри­лась с мужем, и напу­га­ет её. А затем, может быть, в вооб­ра­же­нии, геро­и­че­ски сра­зит­ся с мест­ны­ми хули­га­на­ми в комикс­ной сцене, на минут­ку пре­вра­ща­ю­щей крас­но-чёр­ной гам­мой опрят­ный Яро­славль в нуа­ро­вый Город Грехов.

И после это­го обна­ру­жит самый страш­ный «грех» по-рос­сий­ски: в подъ­ез­де муж незем­ной сосед­ки будет цело­вать­ся с пар­нем. Не раз­мыш­ляя, Ильич пой­дёт очи­щать люби­мый город от «сквер­ны»: мужа девуш­ки сбро­сит в лест­нич­ный про­лёт, и тот разо­бьёт­ся насмерть. Вто­рой парень отде­ла­ет­ся уда­ра­ми, а после даст пока­за­ния, что при­я­тель покон­чил с собой — быв­шие кол­ле­ги Ильи­ча об этом позаботятся.

А сам Ильич пой­мёт, что наде­лал, и пой­дёт по чистой кра­си­вой ули­це, горь­ко пла­ча. Где ему, работ­ни­ку «кон­то­ры глу­бин­но­го буре­ния», рас­по­знать в боже­ствен­ном голо­се, кото­рый будет теперь ходить за ним по пятам, не жен­ское сопра­но, а муж­ской контра­те­нор? Не обо­ра­чи­вай­ся, Ильич. Он у тебя за спи­ной. Вы теперь вместе.


Выби­рай­те так­же лен­ту для про­смот­ра из под­бор­ки «10 неоче­вид­ных сери­а­лов 2010‑х». 

Поделиться