VATNIKSTAN продолжает регулярную кинорубрику «Русский киностриминг». В конце каждого месяца мы рассказываем о новинках отечественного кинематографа и самых свежих сериалах, появившихся на стриминговых площадках.
В конце октября и начале ноября, в нерабочие дни, у зрителей появится время для уютного домашнего просмотра. По счастью, новинки в этот раз удачные, как среди сериалов, так и кинолент. Мы отобрали самые интересные среди них.
Нас ожидает удачный ремейк французского криминального сериала «Самка богомола», где великолепная Ирина Розанова играет маньячку, отправившую на тот свет восемь плохих парней. Если этот сериал нагонит на вас мрака, развеять его можно будет… потоками крови, выпущенной из разной фольклорной нечисти, которую с шутками-прибаутками истребляют в комедийном фэнтези-сериале о бывшем священнике «Отец Сергий». А если обычный детектив кажется вам скучным, то сериал «Инсомния» (с отличной ролью Гоши Куценко) предлагает детектив с реинкарнацией и прочей мистикой.
Главные же в этом месяце премьеры — это реалистичный взгляд на стендап-камеди и подростков в сериале Натальи Мещаниновой «Пингвины моей мамы», и нашумевшая экранизация романа «Петровы в гриппе» от мэтра Кирилла Серебренникова — номинант Каннского фестиваля с таким видением российской жизни, какое вы ещё не встречали.
«Пингвины моей мамы», Kion
Пятнадцатилетний Гоша (Макар Хлебников, сын режиссёра Бориса Хлебникова) живёт в идеальной семье со святыми родителями (Александра Урсуляк и Алексей Агранович), которые вырастили, помимо Гоши, троих детей и с нетерпением ждут усыновления четвёртого.
На самом деле порядки в семье армейские: штрафы за мат и телефон, спрятанный под столом во время завтрака; очередь в ванную, в которой нельзя чистить зубы дольше пяти минут; и вообще «спи быстрее, твоя подушка нужна другому». И нового ребёнка никто не ждёт, кроме мамы, видимо, воображающей себя кем-то вроде Анджелины Джоли. Гоша чувствует себя заброшенным и ненужным. Зато паренёк пробует себя в стендапе и небезуспешно, становясь почти что резидентом в одном клубе.
Режиссёр сериала Наталья Мещанинова сняла первый постперестроечный фильм, лёгший «на полку» в современной России. В её картине «Комбинат „Надежда “» звучала нецензурная лексика. Перед самым выходом фильма в прокат президент запретил мат в кино. Режиссёр попыталась создать цензурную версию фильма, но поняла, что кастрирует его, и картина не вышла на большой экран.
«Пингвины» показывают, что мы многое потеряли: Мещанинова блестяще работает с сильной лексикой, которую широко используют в стендапе. Это одна из причин, почему «Пингвины» воспринимаются как некий новый реализм, даже гиперреализм: такое впечатление, что мы смотрим документальный фильм.
Разумеется, дело не в одной лексике или даже отличной актёрской игре (прекрасно показывают себя все, включая самых юных исполнителей). Просто здесь нет ни одного слова неправды. Это реальные шутки, реальная речь, реальные переживания подростка, реальная дисфункциональная семья под маской идеальной. И реальный успех для стендап-комика: в третьем эпизоде «благодарные» одноклассники бьют Гоше морду. С учётом проблем, с которыми всё чаще сталкиваются комики (вспомним хотя бы Идрака Мирзализаде), — ещё один привет реальности.
Смотрите сериал на сайте онлайн-кинотеатра.
«Инсомния», Premier
Успешный гипнотерапевт Юрий (Гоша Куценко) мучается кошмарами с участием бывшей жены и загадочной рыжей красавицы, поэтому не спит ночами, а коротает время в стрип-клубе с бутылкой. Однажды у шеста оказывается Аня (Ирина Старшенбаум) с татуировкой в виде знака бесконечности, который преследует Юрия в видениях. Уложив девушку с собой в постель, он не занимается с ней сексом, а впервые за долгое время хорошо высыпается.
Менеджер Юрия (Мария Миронова) приводит к нему на сеанс мать с маленьким сыном, которому снятся свои кошмары про какого-то Этьена у моря, которого мальчик должен спасти. Под гипнозом мальчик свободно разговаривает по-французски. Юрий, которому давно осточертели обычные случаи (в основном рублёвские жёны, пытающиеся похудеть), пытается помочь ребёнку.
Удивительно, что режиссёр сериала — женщина, Ольга Френкель. Такое уничижительное отношение к женским персонажам в наше время фем-трендов, по счастью, почти не встречается. С первых кадров нам показывают полуголую деву, бурно оргазмирующую на Куценко. Главный герой относится к женщинам потребительски, заваливая в машине посреди дороги на заднее сидение собственную ассистентку, которая только рада «вниманию»: несмотря на замужество, героиня Мироновой явно страстно влюблена в него. Танцовщицы стрип-клуба приравнены к секс-работницам, хотя это такие же разные занятия, как балерина и лесоруб.
Да и в целом историю депрессивного пьющего гения в западной кинокритике (уже и в российской, пожалуй) назвали бы страданиями белого гетеросексуального мужчины, со скуки не знающего, что ему делать со всеми своими привилегиями и жизненным успехом (можем порекомендовать ему работу лесорубом).
За вычетом вышесказанного это захватывающий и необычный сериал с очень оригинальной идеей: сами авторы называют своё шоу «гипнотическим детективом». Психология тут, конечно, с приставкой «поп», но для России и это редкость — работа с психотерапевтом остаётся для нас западной диковиной. Несмотря на роль «мисс Манипенни», по уши втрескавшейся в своего босса, очень хороша Мария Миронова. Куценко же и вовсе играет, возможно, главную роль в своей жизни. Во всяком случае, её второй половины. Молодым он для нас останется в «Маме не горюй!» А Куценко уставший, толстый, заматеревший, источающий горечь и отвращение к бытию… Это даже лучше, чем можно было бы подумать. Не пропустите прекрасную актёрскую работу.
Смотрите сериал на сайте онлайн-кинотеатра.
«Отец Сергий», Kion
Бывший священник отец Сергий (Роман Маякин) не совсем завязал с церковью. Хоть аз грешный есть (проводя время с дамами и выпивкой), отец Сергий по заказу суровой матери-настоятельницы (Ирина Розанова) охотится за разнообразной нечистью, среди которой и упыри, и сам Кощей Бессмертный. По кровавому следу отца Сергия находит оперативница Катя (Ксения Ильяшенко), подозревая его в убийствах. Убийства налицо, но исключительно во имя добра, и Катя присоединяется к бывшему священнику.
Постановщик бойкого «Лондонграда» Кирилл Кузин уже проявил себя способным к динамичной, остроумной режиссуре, поэтому от его нового проекта мы ждём сразу «От заката до рассвета», «Реальных упырей» и «Вампиров средней полосы», а то, чем чёрт не шутит, даже «Проповедника». Хотя, пожалуй, всё-таки нет: «Проповедник», пусть и с обилием чёрного юмора, был зрелищем мрачным. А «Отец Сергий» обещает быть бодрой комедией, в которой впервые священник (пусть и бывший) православной церкви предстанет в необычном качестве. Одну цитату сериал уже пустил в народ, ещё до премьеры:
«Шалом, православные!»
«Самка богомола», Start
Двадцать лет назад Жанна Дронова (Ирина Розанова) убила восемь мужчин, за что получила в прессе прозвище «самка богомола». В наше время Жанна сидит в тюрьме, куда её посадил следователь (Александр Марин), чья амбициозная подчинённая (Ольга Сутулова) проводит параллели между несколькими свежими убийствами и теми, которые совершала Дронова. Следователь едет пообщаться с Жанной по поводу её подражателя, и она предлагает свою помощь в расследовании. Но у неё есть два условия: на время следствия её выпускают из тюрьмы, а к делу будет подключен её сын (Павел Чинарёв), который работает оперативником.
Перед нами ремейк французского феминистского криминального триллера 2017 года с прекрасной Кароль Буке. Авторы даже сохранили французское имя героини — Жанна, а вместе с ним то хорошее, и то плохое, что было в оригинале. Из хорошего, помимо совершенно потусторонней маньячки Буке и составившего ей отличную пару Паскаля Демолона в роли следователя, была атмосферная угрюмость и жестокий натурализм сериала. Из плохого — плакатный, стереотипный и этически сомнительный радикальный феминизм, который, разумеется, стал только хуже в российском варианте.
Авторы придумали героиню Сутуловой — очередную «сильную» следовательницу, как почти во всех новых российских триллерах про ловлю маньяков. Проблема в том, что российские «сильные» кино-женщины — это токсичные мужчины. Сутулова безразлична к сыну, раздражённо закатывает глаза, когда ей звонит муж, плюёт на его потребности и увлечена только работой. Каким образом это эгоистичное поведение должно демонстрировать женскую силу? Что ещё хуже, лишняя героиня съедает экранное время, которое могло бы достаться замечательной Розановой и Марину, чья экранная пара «химичит» на уровне французской.
«Богомола» поставил Нурбек Эген, режиссёр довольно примечательного сериала «Шерлок в России», где было мало Шерлока и России — зато хватало какой-то лихой дури, благодаря которой этот микс «Гоголя» с «Шерлоком» BBC было любопытно смотреть. На момент съёмок «Богомола», пожалуй, можно говорить об авторском сериальном почерке: сериал выглядит эффектно, сохраняет мрачную атмосферу и кровавость оригинала, и, несмотря на недостатки и выдуманную Россию, в которой оперативники живут в особняках, увлекает почти сразу. Наши маньячки не хуже европейских!
Смотрите сериал на сайте онлайн-кинотеатра.
«Петровы в гриппе», Okko
В автобусе едет слесарь Петров (Семён Серзин) с температурой под сорок. С этой самой температурой он навещает свою жену-библиотекаршу (Чулпан Хаматова), втайне убивающую маньяков, а потом с концами проваливается в галлюциногенную температурную реальность — с тотальной эпидемией, трупами, новогодними ёлочками, беременными Снегурками и главным хтоническим актёром современного российского кино Тимофеем Трибунцевым сразу в семи ролях, одна из которых — Баба-Яга.
Кирилл Серебренников поставил экранизацию одноимённого романа екатеринбургского писателя Алексея Сальникова, который считается чуть ли не важнейшим художественным исследованием сегодняшней России. Фильм впервые показали в Каннах. Золотую ветвь не дали, но вручили утешительный приз. Конечно же, это must see.
Фильм стоит посмотреть хотя бы ради того, чтобы понять, почему половина кинокритиков плевалась, а другая восхваляла картину Серебренникова, причём первые утверждали, что режиссёр про Россию ничего не понимает, а вторые — что он понимает абсолютно всё. На новых коронавирусных каникулах просмотр этой истории болезни и всеобщего заражения кажется почти обязательным.
Смотрите фильм на сайте онлайн-кинотеатра.
Читайте подробную рецензию на «Петровых в гриппе».«Хорошие девочки попадают в рай», Kinopoisk HD и Premier
Безработный, недавно выписавшийся из психиатрической лечебницы, брошенный женой Паша (Алесь Снопковский) встречает на улице молодую и красивую, но крепко пьющую женщину (Юлия Пересильд). Слово за слово, питерская улица за улицей, и Паша оказывается у неё дома, быстро находя в незнакомке, такой же несчастной, как он сам, смысл существования.
Картину поставил Дмитрий Месхиев — один из самых недооценённых российских режиссёров авторского кино. Главные удачи Месхиева связаны с 1990-ми. Режиссёр хорошо «выстрелил» со своих дебютных лент: это «Гамбринус» (1990) по рассказу Куприна и темнейшая, отчаянная, очень точно передающая великую стилистику Анатолия Мариенгофа экранизация романа «Циники» — с одной из лучших ролей Ингеборги Дапкунайте.
В конце десятилетия была «Женская собственность» с малоизвестным тогда Константином Хабенским в роли начинающего актёра и именитой Еленой Сафоновой, сыгравшей известную актрису. Эту работу по праву можно отнести к культовым фильмам девяностых, когда на экранах было много «сильных женщин» и более слабых мужчин, да и в целом в отечественном кино был силён феминистский вайб. В XXI веке Месхиев остался верен духу той эпохи.
В «Хороших девочках» перед нами вновь слабый мужчина, раздавленный всеми женщинами в своей жизни, от матери до случайной знакомой. Это не его вина, это его беда: Паша кажется воплощением какого-то повсеместного российского несчастья, словно разлитого в сером петербургском воздухе.
Оригинальность Месхиева в том, что на происходящее не противно смотреть: это не один из тех фильмов, где российская безнадёга выставлена особенностью национального колорита, да ещё и раздута со всех сторон. Картина напоминает французскую «новую волну», в которой экзистенциальный кризис представлен не поддающимся решению, но свойственным любому живому человеку, в отличие от благополучных ходячих манекенов.
Отдельное спасибо Месхиеву за эротическую сцену. В России их никогда не умели снимать, и это едва ли не единственный пример в современном отечественном кино, сопоставимый с лучшими западными образцами. При этом Месхиев обошёлся без демонстрации груди Пересильд — подобного соблазна, вероятно, способны избежать единицы режиссёров. А тут горячий секс есть, мужские ягодицы есть, а женской обнажёнки нет. Уникальное зрелище.
Смотрите фильм на сайте онлайн-кинотеатра.
Читайте также «В почёте и в загоне: „физики» и «лирики“ в кинематографе 1960‑х и российском переосмыслении оттепели».