Русский киностриминг. Октябрь

VATNIKSTAN про­дол­жа­ет регу­ляр­ную кино­руб­ри­ку «Рус­ский кино­ст­ри­минг». В кон­це каж­до­го меся­ца мы рас­ска­зы­ва­ем о новин­ках оте­че­ствен­но­го кине­ма­то­гра­фа и самых све­жих сери­а­лах, появив­ших­ся на стри­мин­го­вых площадках.

В кон­це октяб­ря и нача­ле нояб­ря, в нера­бо­чие дни, у зри­те­лей появит­ся вре­мя для уют­но­го домаш­не­го про­смот­ра. По сча­стью, новин­ки в этот раз удач­ные, как сре­ди сери­а­лов, так и кино­лент. Мы ото­бра­ли самые инте­рес­ные сре­ди них.

Нас ожи­да­ет удач­ный ремейк фран­цуз­ско­го кри­ми­наль­но­го сери­а­ла «Сам­ка бого­мо­ла», где вели­ко­леп­ная Ири­на Роза­но­ва игра­ет маньяч­ку, отпра­вив­шую на тот свет восемь пло­хих пар­ней. Если этот сери­ал наго­нит на вас мра­ка, раз­ве­ять его мож­но будет… пото­ка­ми кро­ви, выпу­щен­ной из раз­ной фольк­лор­ной нечи­сти, кото­рую с шут­ка­ми-при­ба­ут­ка­ми истреб­ля­ют в коме­дий­ном фэн­те­зи-сери­а­ле о быв­шем свя­щен­ни­ке «Отец Сер­гий». А если обыч­ный детек­тив кажет­ся вам скуч­ным, то сери­ал «Инсо­мния» (с отлич­ной ролью Гоши Куцен­ко) пред­ла­га­ет детек­тив с реин­кар­на­ци­ей и про­чей мистикой.

Глав­ные же в этом меся­це пре­мье­ры — это реа­ли­стич­ный взгляд на стен­дап-каме­ди и под­рост­ков в сери­а­ле Ната­льи Меща­ни­но­вой «Пинг­ви­ны моей мамы», и нашу­мев­шая экра­ни­за­ция рома­на «Пет­ро­вы в грип­пе» от мэт­ра Кирил­ла Сереб­рен­ни­ко­ва — номи­нант Канн­ско­го фести­ва­ля с таким виде­ни­ем рос­сий­ской жиз­ни, какое вы ещё не встречали.


«Пингвины моей мамы», Kion

Пят­на­дца­ти­лет­ний Гоша (Макар Хлеб­ни­ков, сын режис­сё­ра Бори­са Хлеб­ни­ко­ва) живёт в иде­аль­ной семье со свя­ты­ми роди­те­ля­ми (Алек­сандра Урсу­ляк и Алек­сей Агра­но­вич), кото­рые вырас­ти­ли, поми­мо Гоши, тро­их детей и с нетер­пе­ни­ем ждут усы­нов­ле­ния четвёртого.

На самом деле поряд­ки в семье армей­ские: штра­фы за мат и теле­фон, спря­тан­ный под сто­лом во вре­мя зав­тра­ка; оче­редь в ван­ную, в кото­рой нель­зя чистить зубы доль­ше пяти минут; и вооб­ще «спи быст­рее, твоя подуш­ка нуж­на дру­го­му». И ново­го ребён­ка никто не ждёт, кро­ме мамы, види­мо, вооб­ра­жа­ю­щей себя кем-то вро­де Андже­ли­ны Джо­ли. Гоша чув­ству­ет себя забро­шен­ным и ненуж­ным. Зато паре­нёк про­бу­ет себя в стен­да­пе и небез­успеш­но, ста­но­вясь почти что рези­ден­том в одном клубе.

Режис­сёр сери­а­ла Ната­лья Меща­ни­но­ва сня­ла пер­вый пост­пе­ре­стро­еч­ный фильм, лёг­ший «на пол­ку» в совре­мен­ной Рос­сии. В её кар­тине «Ком­би­нат „Надеж­да “» зву­ча­ла нецен­зур­ная лек­си­ка. Перед самым выхо­дом филь­ма в про­кат пре­зи­дент запре­тил мат в кино. Режис­сёр попы­та­лась создать цен­зур­ную вер­сию филь­ма, но поня­ла, что кастри­ру­ет его, и кар­ти­на не вышла на боль­шой экран.

«Пинг­ви­ны» пока­зы­ва­ют, что мы мно­гое поте­ря­ли: Меща­ни­но­ва бле­стя­ще рабо­та­ет с силь­ной лек­си­кой, кото­рую широ­ко исполь­зу­ют в стен­да­пе. Это одна из при­чин, поче­му «Пинг­ви­ны» вос­при­ни­ма­ют­ся как некий новый реа­лизм, даже гипер­ре­а­лизм: такое впе­чат­ле­ние, что мы смот­рим доку­мен­таль­ный фильм.

Разу­ме­ет­ся, дело не в одной лек­си­ке или даже отлич­ной актёр­ской игре (пре­крас­но пока­зы­ва­ют себя все, вклю­чая самых юных испол­ни­те­лей). Про­сто здесь нет ни одно­го сло­ва неправ­ды. Это реаль­ные шут­ки, реаль­ная речь, реаль­ные пере­жи­ва­ния под­рост­ка, реаль­ная дис­функ­ци­о­наль­ная семья под мас­кой иде­аль­ной. И реаль­ный успех для стен­дап-коми­ка: в тре­тьем эпи­зо­де «бла­го­дар­ные» одно­класс­ни­ки бьют Гоше мор­ду. С учё­том про­блем, с кото­ры­ми всё чаще стал­ки­ва­ют­ся коми­ки (вспом­ним хотя бы Идра­ка Мир­за­ли­за­де), — ещё один при­вет реальности.

Смот­ри­те сери­ал на сай­те онлайн-кинотеатра.


«Инсомния», Premier

Успеш­ный гип­но­те­ра­певт Юрий (Гоша Куцен­ко) муча­ет­ся кош­ма­ра­ми с уча­сти­ем быв­шей жены и зага­доч­ной рыжей кра­са­ви­цы, поэто­му не спит ноча­ми, а коро­та­ет вре­мя в стрип-клу­бе с бутыл­кой. Одна­жды у шеста ока­зы­ва­ет­ся Аня (Ири­на Стар­шен­ба­ум) с тату­и­ров­кой в виде зна­ка бес­ко­неч­но­сти, кото­рый пре­сле­ду­ет Юрия в виде­ни­ях. Уло­жив девуш­ку с собой в постель, он не зани­ма­ет­ся с ней сек­сом, а впер­вые за дол­гое вре­мя хоро­шо высыпается.

Мене­джер Юрия (Мария Миро­но­ва) при­во­дит к нему на сеанс мать с малень­ким сыном, кото­ро­му снят­ся свои кош­ма­ры про како­го-то Этье­на у моря, кото­ро­го маль­чик дол­жен спа­сти. Под гип­но­зом маль­чик сво­бод­но раз­го­ва­ри­ва­ет по-фран­цуз­ски. Юрий, кото­ро­му дав­но осто­чер­те­ли обыч­ные слу­чаи (в основ­ном руб­лёв­ские жёны, пыта­ю­щи­е­ся поху­деть), пыта­ет­ся помочь ребёнку.

Уди­ви­тель­но, что режис­сёр сери­а­ла — жен­щи­на, Оль­га Френ­кель. Такое уни­чи­жи­тель­ное отно­ше­ние к жен­ским пер­со­на­жам в наше вре­мя фем-трен­дов, по сча­стью, почти не встре­ча­ет­ся. С пер­вых кад­ров нам пока­зы­ва­ют полу­го­лую деву, бур­но оргаз­ми­ру­ю­щую на Куцен­ко. Глав­ный герой отно­сит­ся к жен­щи­нам потре­би­тель­ски, зава­ли­вая в машине посре­ди доро­ги на зад­нее сиде­ние соб­ствен­ную асси­стент­ку, кото­рая толь­ко рада «вни­ма­нию»: несмот­ря на заму­же­ство, геро­и­ня Миро­но­вой явно страст­но влюб­ле­на в него. Тан­цов­щи­цы стрип-клу­ба при­рав­не­ны к секс-работ­ни­цам, хотя это такие же раз­ные заня­тия, как бале­ри­на и лесоруб.

Да и в целом исто­рию депрес­сив­но­го пью­ще­го гения в запад­ной кино­кри­ти­ке (уже и в рос­сий­ской, пожа­луй) назва­ли бы стра­да­ни­я­ми бело­го гете­ро­сек­су­аль­но­го муж­чи­ны, со ску­ки не зна­ю­ще­го, что ему делать со все­ми сво­и­ми при­ви­ле­ги­я­ми и жиз­нен­ным успе­хом (можем поре­ко­мен­до­вать ему рабо­ту лесорубом).

За выче­том выше­ска­зан­но­го это захва­ты­ва­ю­щий и необыч­ный сери­ал с очень ори­ги­наль­ной иде­ей: сами авто­ры назы­ва­ют своё шоу «гип­но­ти­че­ским детек­ти­вом». Пси­хо­ло­гия тут, конеч­но, с при­став­кой «поп», но для Рос­сии и это ред­кость — рабо­та с пси­хо­те­ра­пев­том оста­ёт­ся для нас запад­ной дико­ви­ной. Несмот­ря на роль «мисс Мани­пен­ни», по уши втрес­кав­шей­ся в сво­е­го бос­са, очень хоро­ша Мария Миро­но­ва. Куцен­ко же и вовсе игра­ет, воз­мож­но, глав­ную роль в сво­ей жиз­ни. Во вся­ком слу­чае, её вто­рой поло­ви­ны. Моло­дым он для нас оста­нет­ся в «Маме не горюй!» А Куцен­ко устав­ший, тол­стый, зама­те­рев­ший, исто­ча­ю­щий горечь и отвра­ще­ние к бытию… Это даже луч­ше, чем мож­но было бы поду­мать. Не про­пу­сти­те пре­крас­ную актёр­скую работу.

Смот­ри­те сери­ал на сай­те онлайн-кинотеатра.


«Отец Сергий», Kion

Быв­ший свя­щен­ник отец Сер­гий (Роман Мая­кин) не совсем завя­зал с цер­ко­вью. Хоть аз греш­ный есть (про­во­дя вре­мя с дама­ми и выпив­кой), отец Сер­гий по зака­зу суро­вой мате­ри-насто­я­тель­ни­цы (Ири­на Роза­но­ва) охо­тит­ся за раз­но­об­раз­ной нечи­стью, сре­ди кото­рой и упы­ри, и сам Кощей Бес­смерт­ный. По кро­ва­во­му сле­ду отца Сер­гия нахо­дит опе­ра­тив­ни­ца Катя (Ксе­ния Илья­шен­ко), подо­зре­вая его в убий­ствах. Убий­ства нали­цо, но исклю­чи­тель­но во имя добра, и Катя при­со­еди­ня­ет­ся к быв­ше­му священнику.

Поста­нов­щик бой­ко­го «Лон­дон­гра­да» Кирилл Кузин уже про­явил себя спо­соб­ным к дина­мич­ной, ост­ро­ум­ной режис­су­ре, поэто­му от его ново­го про­ек­та мы ждём сра­зу «От зака­та до рас­све­та», «Реаль­ных упы­рей» и «Вам­пи­ров сред­ней поло­сы», а то, чем чёрт не шутит, даже «Про­по­вед­ни­ка». Хотя, пожа­луй, всё-таки нет: «Про­по­вед­ник», пусть и с оби­ли­ем чёр­но­го юмо­ра, был зре­ли­щем мрач­ным. А «Отец Сер­гий» обе­ща­ет быть бод­рой коме­ди­ей, в кото­рой впер­вые свя­щен­ник (пусть и быв­ший) пра­во­слав­ной церк­ви пред­ста­нет в необыч­ном каче­стве. Одну цита­ту сери­ал уже пустил в народ, ещё до премьеры:

«Шалом, пра­во­слав­ные!»


«Самка богомола», Start

Два­дцать лет назад Жан­на Дро­но­ва (Ири­на Роза­но­ва) уби­ла восемь муж­чин, за что полу­чи­ла в прес­се про­зви­ще «сам­ка бого­мо­ла». В наше вре­мя Жан­на сидит в тюрь­ме, куда её поса­дил сле­до­ва­тель (Алек­сандр Марин), чья амби­ци­оз­ная под­чи­нён­ная (Оль­га Суту­ло­ва) про­во­дит парал­ле­ли меж­ду несколь­ки­ми све­жи­ми убий­ства­ми и теми, кото­рые совер­ша­ла Дро­но­ва. Сле­до­ва­тель едет пооб­щать­ся с Жан­ной по пово­ду её под­ра­жа­те­ля, и она пред­ла­га­ет свою помощь в рас­сле­до­ва­нии. Но у неё есть два усло­вия: на вре­мя след­ствия её выпус­ка­ют из тюрь­мы, а к делу будет под­клю­чен её сын (Павел Чина­рёв), кото­рый рабо­та­ет оперативником.

Перед нами ремейк фран­цуз­ско­го феми­нист­ско­го кри­ми­наль­но­го трил­ле­ра 2017 года с пре­крас­ной Кароль Буке. Авто­ры даже сохра­ни­ли фран­цуз­ское имя геро­и­ни — Жан­на, а вме­сте с ним то хоро­шее, и то пло­хое, что было в ори­ги­на­ле. Из хоро­ше­го, поми­мо совер­шен­но поту­сто­рон­ней маньяч­ки Буке и соста­вив­ше­го ей отлич­ную пару Пас­ка­ля Демо­ло­на в роли сле­до­ва­те­ля, была атмо­сфер­ная угрю­мость и жесто­кий нату­ра­лизм сери­а­ла. Из пло­хо­го — пла­кат­ный, сте­рео­тип­ный и эти­че­ски сомни­тель­ный ради­каль­ный феми­низм, кото­рый, разу­ме­ет­ся, стал толь­ко хуже в рос­сий­ском варианте.

Авто­ры при­ду­ма­ли геро­и­ню Суту­ло­вой — оче­ред­ную «силь­ную» сле­до­ва­тель­ни­цу, как почти во всех новых рос­сий­ских трил­ле­рах про лов­лю манья­ков. Про­бле­ма в том, что рос­сий­ские «силь­ные» кино-жен­щи­ны — это ток­сич­ные муж­чи­ны. Суту­ло­ва без­раз­лич­на к сыну, раз­дра­жён­но зака­ты­ва­ет гла­за, когда ей зво­нит муж, плю­ёт на его потреб­но­сти и увле­че­на толь­ко рабо­той. Каким обра­зом это эго­и­стич­ное пове­де­ние долж­но демон­стри­ро­вать жен­скую силу? Что ещё хуже, лиш­няя геро­и­ня съе­да­ет экран­ное вре­мя, кото­рое мог­ло бы достать­ся заме­ча­тель­ной Роза­но­вой и Мари­ну, чья экран­ная пара «хими­чит» на уровне французской.

«Бого­мо­ла» поста­вил Нур­бек Эген, режис­сёр доволь­но при­ме­ча­тель­но­го сери­а­ла «Шер­лок в Рос­сии», где было мало Шер­ло­ка и Рос­сии — зато хва­та­ло какой-то лихой дури, бла­го­да­ря кото­рой этот микс «Гого­ля» с «Шер­ло­ком» BBC было любо­пыт­но смот­реть. На момент съё­мок «Бого­мо­ла», пожа­луй, мож­но гово­рить об автор­ском сери­аль­ном почер­ке: сери­ал выгля­дит эффект­но, сохра­ня­ет мрач­ную атмо­сфе­ру и кро­ва­вость ори­ги­на­ла, и, несмот­ря на недо­стат­ки и выду­ман­ную Рос­сию, в кото­рой опе­ра­тив­ни­ки живут в особ­ня­ках, увле­ка­ет почти сра­зу. Наши маньяч­ки не хуже европейских!

Смот­ри­те сери­ал на сай­те онлайн-кино­те­ат­ра.


«Петровы в гриппе», Okko

В авто­бу­се едет сле­сарь Пет­ров (Семён Сер­зин) с тем­пе­ра­ту­рой под сорок. С этой самой тем­пе­ра­ту­рой он наве­ща­ет свою жену-биб­лио­те­кар­шу (Чул­пан Хама­то­ва), втайне уби­ва­ю­щую манья­ков, а потом с кон­ца­ми про­ва­ли­ва­ет­ся в гал­лю­ци­но­ген­ную тем­пе­ра­тур­ную реаль­ность — с тоталь­ной эпи­де­ми­ей, тру­па­ми, ново­год­ни­ми ёлоч­ка­ми, бере­мен­ны­ми Сне­гур­ка­ми и глав­ным хто­ни­че­ским актё­ром совре­мен­но­го рос­сий­ско­го кино Тимо­фе­ем Три­бун­це­вым сра­зу в семи ролях, одна из кото­рых — Баба-Яга.

Кирилл Сереб­рен­ни­ков поста­вил экра­ни­за­цию одно­имён­но­го рома­на ека­те­рин­бург­ско­го писа­те­ля Алек­сея Саль­ни­ко­ва, кото­рый счи­та­ет­ся чуть ли не важ­ней­шим худо­же­ствен­ным иссле­до­ва­ни­ем сего­дняш­ней Рос­сии. Фильм впер­вые пока­за­ли в Кан­нах. Золо­тую ветвь не дали, но вру­чи­ли уте­ши­тель­ный приз. Конеч­но же, это must see.

Фильм сто­ит посмот­реть хотя бы ради того, что­бы понять, поче­му поло­ви­на кино­кри­ти­ков пле­ва­лась, а дру­гая вос­хва­ля­ла кар­ти­ну Сереб­рен­ни­ко­ва, при­чём пер­вые утвер­жда­ли, что режис­сёр про Рос­сию ниче­го не пони­ма­ет, а вто­рые — что он пони­ма­ет абсо­лют­но всё. На новых коро­на­ви­рус­ных кани­ку­лах про­смотр этой исто­рии болез­ни и все­об­ще­го зара­же­ния кажет­ся почти обязательным.

Смот­ри­те фильм на сай­те онлайн-кино­те­ат­ра.

Читай­те подроб­ную рецен­зию на «Пет­ро­вых в гриппе». 

«Хорошие девочки попадают в рай», Kinopoisk HD и Premier

Без­ра­бот­ный, недав­но выпи­сав­ший­ся из пси­хи­ат­ри­че­ской лечеб­ни­цы, бро­шен­ный женой Паша (Алесь Сноп­ков­ский) встре­ча­ет на ули­це моло­дую и кра­си­вую, но креп­ко пью­щую жен­щи­ну (Юлия Пере­сильд). Сло­во за сло­во, питер­ская ули­ца за ули­цей, и Паша ока­зы­ва­ет­ся у неё дома, быст­ро нахо­дя в незна­ком­ке, такой же несчаст­ной, как он сам, смысл существования.

Кар­ти­ну поста­вил Дмит­рий Мес­хи­ев — один из самых недо­оце­нён­ных рос­сий­ских режис­сё­ров автор­ско­го кино. Глав­ные уда­чи Мес­хи­ева свя­за­ны с 1990-ми. Режис­сёр хоро­шо «выстре­лил» со сво­их дебют­ных лент: это «Гам­бри­нус» (1990) по рас­ска­зу Куп­ри­на и тем­ней­шая, отча­ян­ная, очень точ­но пере­да­ю­щая вели­кую сти­ли­сти­ку Ана­то­лия Мари­ен­го­фа экра­ни­за­ция рома­на «Цини­ки» — с одной из луч­ших ролей Ингеб­ор­ги Дапкунайте.

В кон­це деся­ти­ле­тия была «Жен­ская соб­ствен­ность» с мало­из­вест­ным тогда Кон­стан­ти­ном Хабен­ским в роли начи­на­ю­ще­го актё­ра и име­ни­той Еле­ной Сафо­но­вой, сыг­рав­шей извест­ную актри­су. Эту рабо­ту по пра­ву мож­но отне­сти к куль­то­вым филь­мам девя­но­стых, когда на экра­нах было мно­го «силь­ных жен­щин» и более сла­бых муж­чин, да и в целом в оте­че­ствен­ном кино был силён феми­нист­ский вайб. В XXI веке Мес­хи­ев остал­ся верен духу той эпохи.

В «Хоро­ших девоч­ках» перед нами вновь сла­бый муж­чи­на, раз­дав­лен­ный все­ми жен­щи­на­ми в сво­ей жиз­ни, от мате­ри до слу­чай­ной зна­ко­мой. Это не его вина, это его беда: Паша кажет­ся вопло­ще­ни­ем како­го-то повсе­мест­но­го рос­сий­ско­го несча­стья, слов­но раз­ли­то­го в сером петер­бург­ском воздухе.

Ори­ги­наль­ность Мес­хи­ева в том, что на про­ис­хо­дя­щее не про­тив­но смот­реть: это не один из тех филь­мов, где рос­сий­ская без­на­дё­га выстав­ле­на осо­бен­но­стью наци­о­наль­но­го коло­ри­та, да ещё и раз­ду­та со всех сто­рон. Кар­ти­на напо­ми­на­ет фран­цуз­скую «новую вол­ну», в кото­рой экзи­стен­ци­аль­ный кри­зис пред­став­лен не под­да­ю­щим­ся реше­нию, но свой­ствен­ным любо­му живо­му чело­ве­ку, в отли­чие от бла­го­по­луч­ных ходя­чих манекенов.

Отдель­ное спа­си­бо Мес­хи­еву за эро­ти­че­скую сце­ну. В Рос­сии их нико­гда не уме­ли сни­мать, и это едва ли не един­ствен­ный при­мер в совре­мен­ном оте­че­ствен­ном кино, сопо­ста­ви­мый с луч­ши­ми запад­ны­ми образ­ца­ми. При этом Мес­хи­ев обо­шёл­ся без демон­стра­ции гру­ди Пере­сильд — подоб­но­го соблаз­на, веро­ят­но, спо­соб­ны избе­жать еди­ни­цы режис­сё­ров. А тут горя­чий секс есть, муж­ские яго­ди­цы есть, а жен­ской обна­жён­ки нет. Уни­каль­ное зрелище.

Смот­ри­те фильм на сай­те онлайн-кинотеатра.


Читай­те так­же «В почё­те и в загоне: „физи­ки» и «лири­ки“ в кине­ма­то­гра­фе 1960‑х и рос­сий­ском пере­осмыс­ле­нии отте­пе­ли».

Поделиться