VATNIKSTAN продолжает регулярную рубрику «Русский киностриминг». В конце каждого месяца мы рассказываем вам о российских сериальных и кино-новинках, вышедших на онлайн-платформах.
Первый месяц лета вышел богатым на премьеры. Любителей инстаграмного образа жизни порадует третий сезон «Содержанок» об омерзительном светском обществе, куда все мечтают попасть. Сезон, обещающий стать последним, опять снимает новый режиссёр. Ею стала Дарья Жук («Хрусталь»), а среди актрис, радующих глаз вне зависимости от степени стервозности героинь, появилась Виктория Толстоганова.
Число летних комедий, необязательных для просмотра, но способных скрасить досуг в душном городе (или заставить возненавидеть его окончательно), пополнено фильмом «Любовь в жаркие недели» режиссёра Гайка Асатряна из франшизы ромкомов, в которую входят уже три сериала и один фильм со Светланой Ходченковой. Шутки об импотенции, стереотипные восточные мужчины, называющие славянских женщин «Наташами», озверевшие дети, в которых как будто вселился демон из фильма «Изгоняющий дьявола», море и алкоголь. Российская «народная» комедия верна себе.
О других новинках мы расскажем подробнее.
«Иччи», Кинопоиск HD, Premier
Молодая семья приезжает в пасторальную на вид глушь на берегах Лены, где когда-то случилось что-то ужасное, после чего оттуда сбежали все люди. Но родители Тимира (Илья Яковлев) продолжают там жить. Как говорит его мама (Матрёна Корнилова): «Мы люди современные», но при этом рассказывает городской невестке (Марина Васильева) про своего деда, который однажды встретил странную женщину, и поёт внуку колыбельные про всадника, который приведёт доброго духа, иччи, и всех спасёт. Тимир приехал не просто так: он крупно задолжал в городе и пытается уговорить родителей продать землю, на которой стоит их дом. Отец (Дмитрий Михайлов) от этой идеи не в восторге. А ещё по дому ходит молчаливый брат Тимира (Борислав Степанов), то ли блаженный, то ли дурачок. Потом ночью в дом залетит ворона, и тут начнётся…
«Иччи» — третий по счёту фильм режиссёра Костаса Марсаана, чей дебютный триллер «Мой убийца» прорвался на Запад, и третий якутский хоррор в общероссийском прокате в этом году. Пожалуй, мы уже можем говорить о тренде, отметив интерес фестивалей, критиков, а постепенно — и зрителей к кинематографу Саха. Подобно тому, как в противовес всемогущему и подавляющему Голливуду появился европейский «локальный кинематограф» со всеми этнографическими особенностями, в противовес российскому (про кошмарную жизнь в глубинке или про столичную роскошь, третьего не дано), постепенно являет себя миру отечественный «региональный кинематограф», рассказывая о котором кинокритики употребляют слово «колоритный».
Колорита в «Иччи» хоть ложкой ешь. Даже возникает впечатление, что мифология, география и красоты родного края интересуют Марсаана больше, чем собственная история и персонажи, набросанные скупыми штрихами с очень слабыми намётками на личность (кроме героя замечательного Степанова, которого хоть сейчас на главную роль во что-нибудь задумчивое и кровавое в южнокорейском артхаусе).
Впечатление усиливает отличная операторская работа Леонида Никифоренко и выдающийся, без преувеличения, саундтрек Андрея Гурьянова. Сновидческие сцены, вечный покой равнодушной природы, потустороннее звучание рисуют картину мира, которой не очень требуется человек.
Картина не без недостатков: мама периодически начинает озвучивать правила местной вселенной; начиная со второй половины у фильма, по сути, пропадает сюжет. В финале вместе с вопросами возникает лёгкое раздражение: хотелось бы, чтобы было чуть более понятно, какого чёрта у них там случилось. Но «Иччи» — безусловно, один из важнейших фильмов, вышедших в России в этом году, и, если даже он не сильно испугает, то выход из проторенной колеи российского кино в якутские топи можно только приветствовать.
Смотрите фильм на сайте онлайн-кинотеатра.
«Призрак», Кинопоиск HD
В небе летит самолет (один из худших примеров CG, который можно увидеть в наше время). По салону расхаживает мужчина с волевым подбородком, стальным взглядом и в костюме Джеймса Бонда (Павел Прилучный), который притворяется официантом с подносом (пряча в рукаве шприц) и собирается отравить блондинку (Северия Янушаускайте). Блондинка показывает нам (и в меньшей степени Джеймсу Бонду) беременный живот, и рука убийцы со шприцом дрогнет, а сам он вспомнит другую беременную (флэшбэк повторится ещё не раз) и застынет. Но охрану блондинки играючи перебьёт, после чего спрыгнет на землю с парашютом.
Хотелось бы сказать насчёт парашюта: «Шутка», но, увы, нет. Именно этим анекдотическим эпизодом начинается мини-сериал режиссёра Анарио Мамедова («Анна-детективъ»), заботливо списанный с голливудской франшизы о Джеймсе Борне. Персонаж Прилучного тоже окажется потерявшим память бывшим наёмником, которого разыскивают таинственные хозяева. В секретной ячейке его точно так же будут ждать деньги, паспорта и оружие. И встретится ему такая же симпатичная девица (Лукерья Ильяшенко). И у всех будут такие же очень серьёзные лица.
Почти все попытки адаптаций западных хитов для нашего экрана проваливаются. «Призрак» не стал исключением из правил. Будь это самобытная история, сериал мог претендовать на звание динамичного боевика. Но вышел лишь «Борн» на минималках.
Смотрите сериал на сайте онлайн-кинотеатра.
«Инсталайф», Premier
Пять молодых москвичек фолловят друг друга в соцсетях и выкладывают в «Инстаграме» картинки красивой жизни, которую на самом деле не ведут. В принципе, странно, что сериал на эту тему не вышел раньше, потому что противопоставление отфильтрованного гламура и непричёсанного реала — это «Секс в большом городе» наших дней. На неё только что накричал матом клиент, а она постит фотку со стаканчиком из «Старбакса»: «Пью кофе на любимой работе!». Кому из сетевых девушек такая картина сейчас незнакома?
Неизвестно, хватит ли режиссёру Юлии Трофимовой этой нехитрой идеи для полноценной драмеди, но короткие серии по 20 минут, участие актуальных молодых артисток (в том числе Лукерьи Ильяшенко и Анны Котовой-Дерябиной) и, самое главное, назревшее у зрителей желание печально вздохнуть: «Всё именно так», дают сериалу шанс.
Смотрите сериал на сайте онлайн-кинотеатра.
«Скажи ей», Premier
В 1999 году в Питере Света (Светлана Ходченкова) и Артём (звезда «Дурака» Артём Быстров) окончательно перестают друг друга выносить и после отвратительной сцены на глазах своего десятилетнего сына Саши (Кай Гетц) подают на развод. Мальчик любит обоих родителей: и слегка раздолбаистого папу, который водит его по клубам на рок-концерты, и маму, которая отыскала себе какого-то американ-боя и всё чаще заводит разговоры о том, что в Америке гораздо лучше.
До определённого момента всё кажется более-менее налаженным: часть недели Саша проводит с папой, а потом на другом конце питерского моста его встречает сияющая мама. Но однажды она ставит вопрос ребром: едет ли Саша с ней жить в Америку или остаётся с отцом.
При всём обилии фильмов о расставаниях супружеских пар, поразительно мало из них посвящены главным жертвам развода — детям. Режиссёр Александр Молочников очень удачно восполнил этот пробел, сняв картину глазами ребёнка, которого рвут на части. К ожесточённой борьбе супругов присоединяются папин папа (Александр Серебряков), который заявляет ребёнку: «Вы там нахрен никому не нужны», и мамина мама (Ирина Розанова), устраивающая внуку безобразные истерики. Вообще взрослые ведут себя так, что могли бы испортить Сашину психику навсегда, и, несмотря на довольно лёгкую интонацию, местами смотреть фильм психологически тяжело. Пожалуй, его стоит показывать разводящимся парам, чтобы они поняли, чем их драма оборачивается для ребёнка, — схваткой жабы с гадюкой.
Реалии в фильме изображаются несколько странно, нарочито стереотипно. Все американцы громко жуют в кинотеатрах попкорн, поголовно слушают рэп и мечтают добиться успеха. Все русские —инфантильные хулиганы или интеллигентные пустозвоны. Возможно, мир кажется таким карикатурным в восприятии Саши, особенно, когда он приезжает в Америку, где «все фальшивые». Правда, тогда непонятно, почему его тянет обратно в родимое питерское болото, где, по той же логике, «все алкоголики». Но мелодрама Молочникова настолько берёт за душу, так хорошо сыграна и крепко поставлена, что не хочется ругать её за этот курьёз, как и за вездесущий жёлтый фильтр, которым режиссёры всех стран изображают ретро. Тем более даже фильтр тут срабатывает в финале, когда Ходченкова в жёлтой кофте улыбается сквозь слёзы, солнце гладит её золотые волосы, и мы вспоминаем полузабытое уже ощущение красоты, а не красивости на экране.
Смотрите фильм на сайте онлайн-кинотеатра.
«Чиновница», Kion
30 июня создательница ставшего очень успешным на онлайн-платформах фильма «Доктор Лиза» Оксана Карас представляет новый проект, затрагивающий тему российского здравоохранения и мужественных женщин, сопротивляющихся тому, как у нас «всё устроено». Главную роль в сериале играет Виктория Толстоганова. Её героиня — чиновница регионального Минздрава, чей любовник (Максим Виторган) владеет фармацевтическим предприятием. По его просьбе она ставит подписи под документами, одобряющими выпуск всё новых фуфломицинов. Денег она за это не получает, но он дарит ей дорогие подарки. Всё идёт гладко, пока у героини не умирает мать, ставшая жертвой одного из поддельных препаратов. Глаза чиновницы открываются, и она бросается разоблачать всю коррумпированную цепочку, готовясь дойти до самого верха.
Сериалы о чиновниках (самые заметные из них «Последний министр» Романа Волобуева и «Домашний арест» с Павлом Деревянко) фактически стали новым российским сериальным поджанром. Режиссёры пока держались абсурдистской комедии в проверенной временем традиции Гоголя и Салтыкова-Щедрина, но у Карас всё предельно серьёзно, и это скорее настораживает. Создательнице сериала придётся сильно постараться, чтобы убедить нас в достоверности её решительной героини, которая взятки пусть и берёт «борзыми щенками», и маму наверняка любила, вот только винтики против системы никогда не идут.
Смотрите сериал на сайте онлайн-кинотеатра.
«Конец фильма», Ivi
Режиссёр какого-то ширпотреба (Валентин Самохин) с отвращением снимает очередной фильм. Артист главной роли (Борис Каморзин) капризничает, мол, он народный артист, которому сам Путин руку пожимал, а должен нести в кадре чушь. Артистка главной роли не пришла на площадку — она в гостинице занимается сексом с продюсером. Ассистентка (Лина Весёлкина) смотрит влюблёнными глазами, а дома — жена (Наталья Суркова), любовница (Яна Троянова), внезапно выросшая дочь, которая бросила школу и спит с патологоанатомом, словом, весь этот джаз, который мы знаем ещё по Бобу Фоссу. Внезапно появляется Марчелло Мастроянни (Егор Бероев), который говорит режиссёру, что тот продал свой талант. Тот пару минут размышляет и уходит с площадки в ту жизнь, в которой он может творить.
Абсурдистская трагикомедия Владимира Котта (режиссёр появляется в своём фильме в роли, разумеется, режиссёра) начинается так лихо и так остроумно высмеивает требования современного кинематографа, от «Оскара» до российского Минкульта, что во всём происходящем видится заявка на российского Вуди Аллена, которого альтер эго Котта даже напоминает внешне, страдая такими же запутанными отношениями с женщинами. Но картина быстро теряет темп, обрастает ненужными подробностями и тоскливой мелодраматичностью. Острая сатира на месте, но стэндаперы шутят острее, Котта в основном лишь озвучивает то, что и так знают все. Например, формулируются запросы государства, которые нужно удовлетворить, чтобы дали денег на съёмки:
— А патриотическое это что?
— Ну это дети, война, Крым.
— И про хоккей?
— И про хоккей.
Пожалуй, главная проблема этого неординарного, в общем-то, для российского кино мизантропического фильма — догматичность, которую не может позволить себе комедиограф, работающий на минном психологическом поле Аллена и Феллини (образ Мастрояни вылезает, конечно, из «8 с половиной»), так часто рассуждавших о творческом крахе, рифмуя его с личным. Тут тыкать в кого-либо пальцем, включая себя, чревато тяжеловесностью и занудством.
Именно так в «Конце фильма» и получилось. И это приводит к осознанию, что ни Аллен, ни Феллини в современном российском кино невозможны. Потому что, сколько ни копайся в своей тонкой душевной организации и ни ругай себя за компромиссы, обвиняющий перст всё равно упрётся в Минкульт. Какая, к чёрту, психология творца и метания, когда государству нужно про Крым и про хоккей?
Смотрите фильм на сайте онлайн-кинотеатра.
Читайте также «Русский „Оскар“: о чём снимает художник Александр Петров».