Первая выставка передвижников

Одним из глав­ных собы­тий в куль­тур­ной жиз­ни поре­фор­мен­ной Рос­сии ста­ло созда­ние «Това­ри­ще­ства пере­движ­ных худо­же­ствен­ных выста­вок», участ­ни­ки кото­ро­го по-ново­му пони­ма­ли зна­че­ние искус­ства и напи­са­ли уни­каль­ные кар­ти­ны для эпо­хи XIX века.

VATNIKSTAN рас­ска­зы­ва­ет, как обра­зо­ва­лись Това­ри­ще­ство, кто в него вхо­дил, а так­же поче­му худож­ни­ки реши­ли отка­зать­ся от ака­де­ми­че­ских тем живо­пи­си и сфо­ку­си­ро­ва­ли вни­ма­ние на соци­аль­ной тематике.


Груп­па чле­нов «Това­ри­ще­ства пере­движ­ных худо­же­ствен­ных выста­вок», 1886 год

Зарождение общества передвижников

Нача­лом ново­го худо­же­ствен­но­го дви­же­ния послу­жил кон­курс 9 нояб­ря 1863 года. Темой экза­ме­на, кото­рую пред­ста­вил худож­ни­кам совет про­фес­со­ров, долж­на была стать фин­ская мифо­ло­гия. Буду­щим пере­движ­ни­кам пред­ло­жи­ли изоб­ра­зить «Пир на Валь­гал­ле». Эта тема никак не сов­па­да­ла с совре­мен­ной рус­ской жиз­нью. Четыр­на­дцать талант­ли­вей­ших уче­ни­ков импер­ской Ака­де­мии худо­жеств во гла­ве с Ива­ном Нико­ла­е­ви­чем Крам­ским обра­ти­лись в Совет Ака­де­мии с прось­бой заме­нить кон­курс­ное зада­ние с воз­мож­но­стью выбрать сво­бод­ную тему. Полу­чив отказ, все 14 чело­век поки­ну­ли ака­де­мию, обра­зо­вав неза­ви­си­мую «Артель петер­бург­ских худож­ни­ков». Собы­тия оста­лись в исто­рии Рос­сии под назва­ни­ем «бунт четырнадцати».

При­чин тако­го серьёз­но­го шага было мно­же­ство: моло­дое поко­ле­ние нача­ло борь­бу с парад­ной живо­пи­сью ака­де­миз­ма, с огром­ным вли­я­ни­ем биб­лей­ских и мифо­ло­ги­че­ских сюже­тов, за сво­бо­ду твор­че­ства. Артель ста­ла сопер­ни­чать с Ака­де­ми­ей, худож­ни­ки выпол­ня­ли мно­же­ство зака­зов, а сама орга­ни­за­ция напо­ми­на­ла нечто похо­жее на ком­му­ну идей Чернышевского.

Даль­ней­шим шагом ста­ло объ­еди­не­ние Арте­ли с мос­ков­ски­ми худож­ни­ка­ми: Васи­ли­ем Перо­вым, Вла­ди­ми­ром Маков­ским, Илла­ри­о­ном Пря­ниш­ни­ко­вым, Алек­се­ем Сав­ра­со­вым. Впо­след­ствии, в 1870 году, это объ­еди­не­ние полу­чи­ло назва­ние «Това­ри­ще­ство пере­движ­ных худо­же­ствен­ных выста­вок». Его идей­ным вдох­но­ви­те­лем стал Иван Крамской.

Устав ново­го объ­еди­не­ния пред­пи­сы­вал, что каж­дый худож­ник дол­жен сам вести свои мате­ри­аль­ные дела, не зави­ся в этом отно­ше­нии ни от кого. Так­же он дол­жен был сам устра­и­вать выстав­ки и пред­став­лять кар­ти­ны в раз­ных горо­дах для зна­ком­ства ауди­то­рии с рус­ским искус­ством. Эти пунк­ты ста­ли опре­де­ля­ю­щи­ми в дея­тель­но­сти това­ри­ще­ства: они сде­ла­ли искус­ство неза­ви­си­мым от само­дер­жа­вия и при­бли­зи­ли его к насе­ле­нию страны.


Открытие первой выставки

Пер­вое собра­ние обще­ства пере­движ­ни­ков состо­я­лось 6 декаб­ря 1870 года, а пер­вая выстав­ка откры­лась 29 нояб­ря 1870 года и дей­ство­ва­ла до 2 янва­ря 1871 года. На выстав­ке высту­пи­ли 16 художников:

  • Вла­ди­мир Аммон;
  • Сер­гей Аммосов;
  • Алек­сей. Боголюбов;
  • Нико­лай Ге;
  • Карл Гун;
  • Лев Каме­нев;
  • Фёдор Камен­ский (скуль­птор);
  • Миха­ил Кон­стан­ти­но­вич Клодт;
  • Миха­ил Пет­ро­вич Клодт;
  • Иван Крам­ской;
  • Васи­лий Максимов;
  • Гри­го­рий Мясоедов;
  • Васи­лий Перов;
  • Илла­ри­он Прянишников;
  • Алек­сей Саврасов;
  • Иван Шиш­кин.

Все­го на выстав­ке зри­те­лям пред­ста­ви­ли 47 про­из­ве­де­ний во всех попу­ляр­ных жан­рах — исто­ри­че­ском, быто­вом, пей­заж­ном, портретном.

Крам­ской писал сво­е­му дру­гу, моло­до­му худож­ни­ку Фёдо­ру Васи­лье­ву, кото­рый из-за болез­ни жил в Крыму:

«Теперь поде­люсь с Вами ново­стью. Мы откры­ли выстав­ку…, и она име­ет успех, по край­ней мере, Петер­бург гово­рит весь об этом. Это самая круп­ная город­ская новость, если верить газе­там. Ге царит реши­тель­но, затем Перов и даже назы­ва­ют Ваше­го покор­но­го слу­гу. Пей­заж Сав­ра­со­ва есть луч­ший, и он дей­стви­тель­но пре­крас­ный, хотя тут же и Бого­лю­бов, и барон Клодт, и Шиш­кин. Но это всё дере­вья, вода и даже воз­дух, а душа есть толь­ко в „Гра­чах“».

И. Н. Крам­ской, «Авто­порт­рет», 1867 год

Пер­вая выстав­ка пере­движ­ни­ков про­из­ве­ла огром­ное впе­чат­ле­ние на пуб­ли­ку и вызва­ла боль­шой при­ток зри­те­лей. Мно­гие вос­при­ни­ма­ли выстав­ку как про­грамм­ное выступ­ле­ние худож­ни­ков-демо­кра­тов. Зна­че­ние про­све­ти­тель­ской, идей­но-демо­кра­ти­че­ской подо­плё­ки, а так­же актив­ность втор­же­ния в жизнь обыч­но­го наро­да – всё это вызы­ва­ло сим­па­тию сре­ди зрителей.

Про­из­ве­де­ния худож­ни­ков не опи­сы­ва­ли, как ранее, обра­зы гре­че­ских и рим­ских богов — их твор­че­ство было свя­за­но с повсе­днев­ной жиз­нью. Рус­ская дерев­ня, с её празд­ни­ка­ми и рабо­та­ми, кар­ти­на­ми тру­да и отды­ха паха­ря, виды рус­ской при­ро­ды, порт­ре­ты рус­ских людей – всё это уви­де­ли зри­те­ли на пер­вой выстав­ке передвижников.

И. М. Пря­ниш­ни­ков, «Гости­ный двор в Москве», 1865 год
И. И. Шиш­кин, «Вечер», 1871 год
А. К. Сав­ра­сов, «Гра­чи при­ле­те­ли», 1871 год

Дей­стви­тель­но, если рас­смот­реть твор­че­ство пере­движ­ни­ков, мож­но уви­деть мно­же­ство моти­вов из рус­ской исто­рии, быта и куль­ту­ры. Напри­мер, шедевр Нико­лая Ге «Пётр I допра­ши­ва­ет царе­ви­ча Алек­сея в Петер­го­фе», где изоб­ра­же­на яркая сце­на из рос­сий­ской исто­рии. Кар­ти­на пока­зы­ва­ет нам дра­ма­ти­че­скую сце­ну, веч­ная тема двух край­них про­ти­во­по­лож­но­стей, про­бле­ма поко­ле­ний и раз­ли­чий взглядов!

Н. Н. Ге, «Петр I допра­ши­ва­ет царе­ви­ча Алек­сея в Петер­го­фе», 1871 год

Так­же кар­ти­ны пере­движ­ни­ков опи­сы­ва­ли и про­стые сюже­ты жиз­ни насе­ле­ния Рос­сий­ской импе­рии. Напри­мер, кар­ти­на извест­но­го мос­ков­ско­го худож­ни­ка Васи­лия Перо­ва «Охот­ни­ки на привале».

В. Г. Перов, «Охот­ни­ки на при­ва­ле», 1871 год

Нель­зя обой­ти сто­ро­ной и твор­че­ство леген­дар­но­го Ива­на Крам­ско­го. Сто­ит выде­лить кар­ти­ну «Русал­ки», где пере­пле­та­ет­ся мифо­ло­гия рус­ской дерев­ни и твор­че­ство Нико­лая Гоголя.

И. Н. Крам­ской, «Русал­ки», 1871 год

Леген­дар­ных про­из­ве­де­ний на выстав­ке было дей­стви­тель­но мно­же­ство. Они про­из­ве­ли впе­чат­ле­ние не толь­ко на обыч­ную пуб­ли­ку, но и на кри­ти­ков. Вот как резю­ми­ро­вал выстав­ку кри­тик Вла­ди­мир Васи­лье­вич Стасов:

«Ко все­му нами ска­зан­но­му можем при­ба­вить толь­ко одно: дай бог, чтоб таких выста­вок было ещё мно­го у нас впе­ре­ди и чтоб круг худож­ни­ков, при­мы­ка­ю­щих к пер­во­на­чаль­но­му зер­ну Това­ри­ще­ства, с каж­дым годом всё толь­ко расширялся.
Мы не сомне­ва­ем­ся, мно­го тысяч людей пере­бы­ва­ет на нынеш­ней выстав­ке, и твёр­до уве­ре­ны, что боль­шин­ство будет вся­кий раз захо­дить и в сосед­нюю залу, где на выстав­ке уче­ни­ков Ака­де­мии кра­су­ет­ся чудес­ная про­грам­ма г. Репи­на: «Вос­кре­ше­ние Иаи­ро­вой доче­ри», окру­жён­ная целой тол­пой талант­ли­вых това­ри­щей. Нас бес­ко­неч­но пора­до­ва­ло то, что и на этой выстав­ке всё, что толь­ко было хоро­ше­го и при­ме­ча­тель­но­го, в пер­вые же дни рас­куп­ле­но. Кажет­ся, нын­че худож­ни­кам жало­вать­ся на пуб­ли­ку — про­сто грех».

После Петер­бур­га выстав­ка пере­еха­ла в Моск­ву, затем в Киев и Харь­ков. В даль­ней­шем выстав­ки пере­движ­ни­ков про­во­ди­лись еже­год­но во мно­гих горо­дах Рос­сии, а послед­няя, 48‑я, состо­я­лась в Москве в 1923 году.


Итоги первой выставки

Ито­ги пер­вой выстав­ки пере­движ­ни­ков были воис­ти­ну впе­чат­ля­ю­щи­ми. Огром­ное коли­че­ство зри­те­лей, новые обра­зы и идеи в рус­ской живо­пи­си, бли­зость худож­ни­ков с обще­ством. Пере­движ­ни­ки дей­стви­тель­но ста­ли нова­то­ра­ми в искус­стве Рос­сий­ской импе­рии. Если рань­ше выстав­ки про­во­ди­лись пре­иму­ще­ствен­но в сто­ли­це и были доступ­ны толь­ко зна­ти, то теперь про­из­ве­де­ния искус­ства ста­ли доступ­ны про­вин­ции. Худож­ни­ки виде­ли огром­ную вос­пи­та­тель­ную функ­цию живо­пи­си и не рас­смат­ри­ва­ли полот­на как пред­ме­ты деко­ра. Кар­ти­ны, как и хоро­шие кни­ги, помо­га­ли доне­сти идеи авто­ров даже до негра­мот­но­го насе­ле­ния. Выстав­ки про­хо­ди­ли не толь­ко в боль­ших и малень­ких горо­дах, но даже в деревнях.

На про­тя­же­нии 1870‑х и 1880‑х годов дея­тель­ность Това­ри­ще­ства достиг­ла наи­выс­ше­го рас­цве­та. Оно объ­еди­ня­ло мно­же­ство талант­ли­вых худож­ни­ков. В его состав в раз­ное вре­мя вхо­ди­ли: Перов, Крам­ской, Мясо­едов, Маков­ский, Савиц­кий, Мак­си­мов, Пря­ниш­ни­ков, Ге, Сав­ра­сов, Шиш­кин, Куин­джи, Дубов­ской, Вас­не­цов, Поле­нов, Костан­ди, Пимо­нен­ко, Гун, Неврев, Репин, Сури­ков, Серов, Леви­тан, Яро­шен­ко, Несте­ров, Касат­кин, Ива­нов, Позен, Андре­ев, Попов, Архи­пов, Бак­ше­ев, Бялы­ниц­кий-Биру­ля и мно­гие дру­гие. В неко­то­рых выстав­ках пере­движ­ни­ков участ­во­ва­ли Марк Анто­коль­ский, Васи­лий Вере­ща­гин, Кон­стан­тин и Сер­гей Коро­ви­ны, Филипп Маля­вин, Андрей Рябуш­кин, Сер­гей Вол­ну­хин, Сер­гей Конён­ков и дру­гие. Насле­дие «Това­ри­ще­ства пере­движ­ных худо­же­ствен­ных выста­вок» сде­ла­ло огром­ный вклад в куль­ту­ру Рос­сии, а про­из­ве­де­ния худож­ни­ков ста­ли памят­ни­ка­ми искусства.


 

Поделиться