С 8 по 11 июня в мос­ков­ском Гости­ном дво­ре про­хо­ди­ла XXVII Меж­ду­на­род­ная выстав­ка архи­тек­ту­ры и дизай­на «АРХ Москва». В этот раз глав­ной темой экс­по­зи­ции орга­ни­за­то­ры назва­ли устой­чи­вость — столь необ­хо­ди­мую спо­соб­ность в рабо­те участ­ни­ков форума.

Плат­фор­ма явля­ет­ся одним из круп­ней­ших меро­при­я­тий года в архи­тек­тур­но-стро­и­тель­ной сфе­ре. Вход на выстав­ку был сво­бод­ным, поэто­му любой инте­ре­су­ю­щий­ся мог попасть на лек­ции и выступ­ле­ния бесплатно.

О том, как про­шла «АРХ Москва», читай­те в репор­та­же Алек­сея Киреенко.


«Арх-Москва» — одна из ста­рей­ших архи­тек­тур­но-стро­и­тель­ных выста­вок совре­мен­ной Рос­сии. Еже­год­но веду­щие оте­че­ствен­ные и зару­беж­ные архи­тек­то­ры и дизай­не­ры пре­зен­ту­ют здесь све­жие реше­ния в обла­сти част­но­го и гра­до­об­ра­зу­ю­ще­го про­ек­ти­ро­ва­ния, стро­и­тель­ства и оформ­ле­ния про­странств. На плат­фор­ме встре­ча­ют­ся про­фес­си­о­на­лы и чинов­ни­ки, что­бы обсу­дить про­бле­мы совре­мен­но­го зод­че­ства. Испол­ни­те­ли обща­ют­ся с заказ­чи­ка­ми, пред­ла­га­ют новые мате­ри­а­лы и технологии.

На экс­по­зи­ци­он­ной пло­ща­ди было пред­став­ле­но более 200 участ­ни­ков: госу­дар­ствен­ные инсти­ту­ции, архи­тек­тур­ные сту­дии, дизайн-бюро, про­филь­ные учеб­ные заве­де­ния, деве­ло­пе­ры, жур­на­лы, изда­тель­ства, а так­же про­из­во­ди­те­ли и дис­три­бью­то­ры экс­клю­зив­ных материалов.

В этом году темой выстав­ки выбра­ли устой­чи­вость. Кура­то­ры пред­ло­жи­ли участ­ни­кам своё про­чте­ние, чтоб каж­дый смог бы отра­зить его на акту­аль­ных гра­до­стро­и­тель­ных про­ек­тах. Архи­тек­то­ры и дизай­не­ры трак­ту­ют устой­чи­вость в самом широ­ком смыс­ле. Участ­ни­ки счи­та­ют, что устой­чи­вая архи­тек­ту­ра пред­по­ла­га­ет раз­ви­тие горо­дов, спо­соб­ных пре­одо­ле­вать труд­но­сти и изме­не­ние внеш­них фак­то­ров, — мак­си­маль­но акту­аль­ная проблема.

Осо­бый упор сде­ла­ли на эко­ло­гии, ей посвя­щён один из самых запо­ми­на­ю­щих­ся стен­дов «Эко­ло­ги­че­ская плат­фор­ма. Устой­чи­вость 4D». Авто­ры стен­да нагляд­но пока­за­ли, как пра­виль­но сор­ти­ро­вать мусор. Закре­пить тео­рию на прак­ти­ке мож­но здесь же: для раз­ных видов отхо­дов сто­ят отдель­ные кон­тей­не­ры — интер­ак­тив как для детей, так и для взрос­лых. А если под­нять­ся на кры­шу это­го пави­льо­на, то мож­но не толь­ко уви­деть выстав­ку с высо­ты, но и ока­зать­ся в мини-пар­ке — на кры­ше цве­тут цве­ты и рас­тут неболь­шие дере­вья и кустарники.

Эко­ло­ги­че­ская плат­фор­ма. Устой­чи­вость 4D

В раз­де­ле «Прес­са» посе­ти­те­ли выстав­ки попол­ня­ли свои биб­лио­те­ки цен­ны­ми изда­ни­я­ми об архи­тек­ту­ре, гра­до­стро­и­тель­стве и дизайне инте­рье­ра. У книж­ных стен­дов гости задер­жи­ва­лись надолго.


Проект Балтия

Я пого­во­рил с участ­ни­ка­ми выстав­ки. Пер­вый собе­сед­ник — Вла­ди­слав Савин­кин из жур­на­ла «Про­ект Балтия»:

«Наш жур­нал посвя­щён дизай­ну и архи­тек­ту­ре на севе­ре Рос­сии и в Бал­тий­ских стра­нах. Из основ­ных ста­тей оте­че­ствен­ных авто­ров выде­лю текст наше­го глав­но­го редак­то­ра Вла­ди­ми­ра Фро­ло­ва „Пре­де­лы супер­эк­лек­ти­ки“. В мате­ри­а­ле Вла­ди­мир раз­би­ра­ет это отно­си­тель­но новое поня­тие, объ­яс­ня­ет, в чём оно выра­жа­ет­ся. Супер­эк­лек­ти­ка раз­ви­ва­ет любую архи­тек­тур­ную сре­ду, исполь­зуя её харак­тер, тогда как ланд­шафт­ный урба­низм сгла­жи­ва­ет и обво­ла­ки­ва­ет раз­роз­нен­ные эле­мен­ты мега­по­ли­са, визу­а­ли­зи­руя то, что Зиг­мунт Бау­ман назвал „теку­чей современностью“.

Сей­час мы изда­ём­ся в Санкт-Петер­бур­ге, но в про­шлые годы печа­та­лись и за рубе­жом. Новый номер в 2022 году толь­ко гото­вит­ся к выхо­ду. Рань­ше наши ста­тьи шли с парал­лель­ным пере­во­дом на англий­ский язык, толь­ко часть стра­ни­цы была на рус­ском. В этом году будет два отдель­ных жур­на­ла: один на рус­ском, а вто­рой для ино­стран­ных читателей».

У стен­да «Про­ек­та Балтия»

Tatlin

Одно из самых попу­ляр­ных про­филь­ных изда­тельств носит имя вели­ко­го рус­ско­го худож­ни­ка, осно­во­по­лож­ни­ка худо­же­ствен­но­го кон­струк­ти­виз­ма Вла­ди­ми­ра Тат­ли­на. Tatlin осно­ван в 2001 году в Ека­те­рин­бур­ге. Его учре­ди­те­ли Татья­на и Эду­ард Кубен­ские — выпуск­ни­ки Ураль­ской госу­дар­ствен­ной архи­тек­тур­но-худо­же­ствен­ной ака­де­мии. На мои вопро­сы отве­ти­ли чле­ны изда­тель­ства Вла­ди­сла­ва Выбор­но­ва и Дарья Наугольнова:

«Мы пред­став­ле­ны по всей Рос­сии: Москва, Санкт-Петер­бург, Ниж­ний Нов­го­род, Крас­но­дар, Ека­те­рин­бург. Наша самая извест­ная серия книг назы­ва­ет­ся „Архив“, толь­ко что вышла кни­га про глав­ный кори­дор Урал­ма­ш­за­во­да. В „Архи­ве“ мы соби­ра­ем глав­ные исто­ри­че­ские кон­струк­ти­вист­ские здания».

«Глав­ный кори­дор Урал­ма­ш­за­во­да». Изда­тель­ство Tatlin

«Так­же у нас есть жур­нал Tatlin Mono, в нём выхо­дят ста­тьи про совре­мен­ные архи­тек­тур­ные реше­ния. Совсем недав­но мы опуб­ли­ко­ва­ли „Аль­бом архи­тек­то­ра Дом­бров­ско­го“ — в нём собра­ны уни­каль­ные архи­тек­тур­ные эски­зы из аль­бо­ма Сигиз­мун­да Дом­бров­ско­го. Они пока­зы­ва­ют поис­ки новых архи­тек­тур­ных форм, отра­жа­ю­щих реа­лии пер­вых деся­ти­ле­тий XX века».

Вла­ди­сла­ва Выбор­но­ва и Дарья Нау­голь­но­ва, пред­ста­ви­те­ли изда­тель­ства Tatlin

«Из серий­ных изда­ний сто­ит выде­лить Tatlin Plan — берёт­ся отдель­ный про­ект, очень подроб­но рас­смат­ри­ва­ет­ся, мож­но най­ти эта­пы раз­ра­бот­ки кон­цеп­ции, поэтаж­ные пла­ны, опи­са­ние фаса­да, доку­мен­та­ция про­ек­та. Писа­ли про небо­скрёб на Мос­филь­мов­ской, Пекин­ский аэро­порт, тер­ми­нал „A“ аэро­пор­та „Bнуково‑1“, Глав­ный Штаб Госу­дар­ствен­но­го Эрми­та­жа — вышло более 30 номеров.

На стен­де мож­но най­ти кни­ги не толь­ко изда­тель­ства, но и наших парт­нё­ров: Ginzburg, Strelka, Garage, книж­но­го дис­три­бью­то­ра „Мед­лен­ные кни­ги“».

У стен­да Tatlin

DOM Publishers

Самое боль­шое коли­че­ство книг на ино­стран­ных язы­ках нахо­ди­лось на стен­де DOM Publishers. Я пооб­щал­ся с дирек­то­ром изда­тель­ства Кари­ной Димер:

«У нас есть кни­ги на рус­ском, немец­ком, фран­цуз­ском и англий­ском. Глав­ный офис наше­го изда­тель­ства нахо­дит­ся в Бер­лине. Печа­та­ем­ся мы и в Гер­ма­нии, и в Китае, и в Евро­пе, и в России».

У стен­да DOM publishers

«Изда­тель­ство осно­ва­но в 2005 году Филип­пом и Ната­шей Мой­зер. За эти годы вышло мно­же­ство очень попу­ляр­ных книг. Из послед­них изда­ний отме­чу рабо­ту „Гали­на Бала­шо­ва. Архи­тек­тор совет­ской кос­ми­че­ской про­грам­мы“. Эта кни­га посвя­ще­на уни­каль­но­му архи­тек­то­ру, кото­рая про­ек­ти­ро­ва­ла инте­рье­ры кос­ми­че­ских кораб­лей. Автор подроб­но рас­смот­ре­ла про­ек­ты оформ­ле­ния мно­го­ра­зо­во­го орби­таль­но­го кораб­ля „Буран“, эмбле­му экс­пе­ри­мен­таль­ной про­грам­мы „Союз — Апол­лон“, вым­пе­лы и меда­ли кос­ми­че­ских мис­сий. Её имя было откры­то широ­кой обще­ствен­но­сти Филип­пом Мой­зе­ром — авто­ром и осно­ва­те­лем наше­го издательства».

Раз­во­рот кни­ги «Гали­на Бала­шо­ва. Архи­тек­тор совет­ской кос­ми­че­ской программы»

«Ещё одна очень важ­ная для нас кни­га — „Жилищ­ное стро­и­тель­ство в СССР 1955— 1985“. Архи­тек­ту­ра хру­щёв­ско­го и бреж­нев­ско­го вре­ме­ни, панель­ное, инду­стри­аль­ное домо­стро­е­ние — одна из основ­ных тем наше­го изда­тель­ства. Филипп очень скру­пу­лёз­но собрал и про­ана­ли­зи­ро­вал мате­ри­а­лы, опи­сал все серии панель­ных домов, дос­ко­наль­но разо­брал саму кон­цеп­цию типо­во­го строительства».

Cтенд DOM Publishers

«У нас есть три основ­ные серии: „Архи­тек­тур­ные путе­во­ди­те­ли“, „Прак­ти­че­ские посо­бия“ для спе­ци­а­ли­стов и „Исто­рия и тео­рия архи­тек­ту­ры“. „Путе­во­ди­те­ли“ под­раз­де­ля­ют­ся на две кате­го­рии — непо­сред­ствен­но архи­тек­тур­ные путе­во­ди­те­ли и путе­во­ди­те­ли по мону­мен­таль­но­му искус­ству (моза­и­кам).
С мага­зи­на­ми мы рабо­та­ем в основ­ном напря­мую. Из дис­три­бью­то­ров сотруд­ни­ча­ем с „Юпи­тер-Имп­экс“. Наши кни­ги мож­но при­об­ре­сти на нашем сай­те и в неза­ви­си­мых книж­ных: Garage, музее архи­тек­ту­ры име­ни А. В. Щусе­ва, Monitor Box, „Под­пис­ных изда­ни­ях“, „Все свободны“».


Дербент

Почёт­ным гостем в этом году на «АРХ Москве» стал Дер­бент. Сего­дня вла­сти Даге­ста­на ведут на тер­ри­то­рии одно­го из самых древ­них горо­дов Рос­сии мас­штаб­ную рекон­струк­цию, реа­ли­зуя мастер-план и раз­ви­вая Дер­бент как отдель­ную тури­сти­че­скую еди­ни­цу. Пер­вые резуль­та­ты гло­баль­ной транс­фор­ма­ции пред­ста­ви­ли посе­ти­те­лям выстав­ки в Гости­ном дво­ре. О мастер-плане для жур­на­ла рас­ска­за­ли архи­тек­то­ры Вида­ди Сар­да­ров и Ели­за­ве­та Фёдорова.

Вида­ди отметил:

«На стен­де мы пред­став­ля­ем наш город, рас­ска­зы­ва­ем о новых пере­ме­нах в его раз­ви­тии. Тем­пы реа­ли­за­ции мастер-пла­на очень высо­кие — мы опе­ре­жа­ем во мно­гих момен­тах, уже осу­ще­стви­ли прак­ти­че­ски 50% мастер-плана».

Вход­ная груп­па Сос­но­во­го Бора по мастер-плану

«Так­же у нас есть сайт. На нём мож­но най­ти мастер-план все­го горо­да, стра­те­гии раз­ви­тия набе­реж­ной, транс­порт­ную стра­те­гию, а так­же очень мно­го дру­гих инте­рес­ных про­ек­тов кото­рые уже выпол­не­ны или же нахо­дят­ся на эта­пе реализации.
Здесь мы рас­ска­зы­ва­ем про наш город, рас­кры­ва­ем нашу бога­тую исто­рию, гово­рим про досто­при­ме­ча­тель­но­сти и культуру».

Вида­ди, Ели­за­ве­та и Алик, пред­ста­ви­те­ли пави­льо­на «Дер­бент»

«Дер­бент — город с боль­шой и бога­той исто­ри­ей. При про­ек­ти­ро­ва­нии и на момент реа­ли­за­ции мы учи­ты­ва­ем огром­ное коли­че­ство мело­чей, в том чис­ле и осо­бен­но­сти горо­да как исто­ри­че­ской сре­ды. Мастер-план — не про­сто базо­вое бла­го­устрой­ство. Здесь нужен осо­бый под­ход, кото­рый дела­ет про­ек­ти­ро­ва­ние гораз­до интересней.

Нас при­ят­но уди­ви­ло то, что жите­ли гото­вы к пере­ме­нам. В неко­то­рых рай­о­нах, где сохра­нил­ся ста­рый жиз­нен­ный уклад, нам уда­лось бла­го­устро­ить тер­ри­то­рии, береж­но сохра­няя и не нару­шая этот уклад. К при­ме­ру, малые архи­тек­тур­ные фор­мы, такие как ска­мей­ки, мы сов­мест­но с дру­ги­ми бюро при­ду­мы­ва­ли на осно­ве уже име­ю­щих­ся во дво­рах. Мы в каком-то роде пере­осмыс­ли­ли и сде­ла­ли то, что было, более удоб­ным и качественным».

Кры­ши Дер­бен­та сейчас
Кры­ши Дер­бен­та по мастер-плану

«Раз­ра­бот­кой мастер-пла­на и его кон­цеп­ции зани­мал­ся кон­сор­ци­ум «Новая зем­ля» — коман­да архи­тек­то­ров. А мы же, как про­ект­ный офис, зани­ма­ем­ся малы­ми точеч­ны­ми локаль­ны­ми про­ек­та­ми: скве­ра­ми, пар­ка­ми, ули­ца­ми, бла­го­устрой­ством дво­ро­вых территорий.

На вопрос, есть ли пред­ва­ри­тель­ная бесе­да с жите­ля­ми перед нача­лом про­ек­ти­ро­ва­ния, отве­чу вам так. Обыч­но ведёт­ся раз­го­вор с жите­ля­ми, и из чис­ла жите­лей все­гда нахо­дит­ся самый ини­ци­а­тив­ный. Он помо­га­ет орга­ни­зо­вать встре­чу с горо­жа­на­ми. Часто такие люди кре­а­ти­вят, созда­ют чаты и груп­пы в мес­сен­дже­рах. Орга­ни­зо­вы­ва­ют­ся неболь­шие собра­ния, на кото­рых мы выслу­ши­ва­ем от жите­лей их тре­бо­ва­ние или пони­ма­ние того, каким бы они хоте­ли видеть то или иное про­стран­ство — сво­е­го рода тех­ни­че­ское зада­ние. После это­го мы созда­ём более пра­виль­ное с точ­ки зре­ния архи­тек­ту­ры решение.

За осно­ву берём мне­ние и тре­бо­ва­ние жите­лей, на них уже накла­ды­ва­ет­ся пра­виль­ное про­ект­ное реше­ние, в кото­ром мы про­ра­ба­ты­ва­ем всё, учи­ты­ва­ем все тре­бо­ва­ния. Потом у нас сно­ва идёт согла­со­ва­ние с жителями».

Посоль­ства сёл сейчас
Посоль­ства сёл по мастер-плану

«То, как люди обща­ют­ся друг с дру­гом в Дер­бен­те, — отдель­ная и доста­точ­но боль­шая тема. Прак­ти­че­ски у всех и по сей день сохра­ни­лись ста­рые обы­чаи, свя­зан­ные со сва­дьба­ми или похо­ро­на­ми. С учё­том это­го в неко­то­рых дво­ро­вых тер­ри­то­ри­ях про­ек­том бла­го­устрой­ства было преду­смот­ре­но место под раз­лич­ные меро­при­я­тия, сценарии.

Дер­бент — город южный, жар­кий. Исхо­дя из это­го, вполне умест­но боль­шое коли­че­ство тене­во­го про­стран­ства. Ещё одной осо­бен­но­стью явля­ет­ся то, что у нас люди любят поси­деть, попить чай на ули­це под дере­вом в тенёч­ке. Вполне обыч­но для нас, когда от жите­лей посту­па­ют прось­бы о допол­ни­тель­ных лав­ках. Они долж­ны быть отдель­но для муж­чин, отдель­но для жен­щин. Это про­ис­хо­дит боль­ше по тре­бо­ва­нию самих жен­щин — „мы хотим отдель­ную зону, там сидят мужи­ки, у них свои раз­го­во­ры, а мы — женщины“».

Реко­мен­да­ции по бла­го­устрой­ству обще­ствен­ных пространств

«В осо­бен­но­сти мест­но­го коло­ри­та мож­но отне­сти и оби­лие ков­ров руч­ной рабо­ты — воз­ни­ка­ют оче­ред­ные тре­бо­ва­ния, на этот раз о тех­зо­нах. Это места, кото­рые преду­смат­ри­ва­ют­ся как про­стран­ство, что­бы выби­вать ков­ры. Если мы не вклю­чим это в про­ект и не зони­ру­ем пра­виль­но, то вопро­сом зай­мут­ся сами жите­ли. Они могут сде­лать это непра­виль­но, что очень силь­но выбьет­ся из общей кон­цеп­ции пла­на дво­ро­вой тер­ри­то­рии. На осно­ве тре­бо­ва­ний жите­лей при­хо­дит­ся вклю­чать такие тех­ни­че­ские зада­ния в наш проект».

Ели­за­ве­та рассказывает:

«Я из Санкт-Петер­бур­га, закон­чи­ла Санкт-Петер­бург­ский госу­дар­ствен­ный архи­тек­тур­но-стро­и­тель­ный уни­вер­си­тет. Два года назад при­е­ха­ла в Дер­бент, что­бы зани­мать­ся реа­ли­за­ци­ей мастер-плана.

Мастер-план — это все­гда ком­плекс­ный под­ход, про­ект раз­ви­тия рай­о­нов горо­да во всех сфе­рах. В раз­ра­бот­ке участ­во­ва­ла меж­ду­на­род­ная коман­да архи­тек­тор­ских бюро, а мы сей­час рабо­та­ем над вопло­ще­ни­ем все­го заду­ман­но­го в жизнь. На эта­пе реа­ли­за­ции у нас в Дер­бен­те появил­ся про­ект­ный офис внут­ри Управ­ле­ния архи­тек­ту­ры и градостроительства».

Лек­ция в пави­льоне «Дер­бент»

«Мы зани­ма­ем­ся про­ек­ти­ро­ва­ни­ем обще­ствен­но­го про­стран­ства. У нас есть несколь­ко улиц, и наша зада­ча — преду­смот­реть их раз­ви­тие и рекон­струк­цию. В нашем офи­се поло­ви­на ребят — мест­ные, кто родил­ся в Дер­бен­те, а часть при­ез­жих из дру­гих горо­дов России».


Другие участники

Инсти­тут Ген­пла­на Моск­вы на сво­ей пло­щад­ке орга­ни­зо­вал насто­я­щий кино­те­атр. На про­тя­же­нии всей выстав­ки там пока­зы­ва­ли доку­мен­таль­ные корот­ко­мет­раж­ные филь­мы о горо­дах и том, какое место чело­век зани­ма­ет в совре­мен­ном мегаполисе.

Коми­тет по архи­тек­ту­ре и гра­до­стро­и­тель­ству горо­да Моск­вы и Фести­валь архи­тек­тур­но­го обра­зо­ва­ния и карье­ры «Откры­тый город» при­гла­си­ли гостей выстав­ки на лек­цию-дис­кус­сию «Город буду­ще­го. Боль­ше, чем архи­тек­ту­ра». Бюро Megabudka пред­ста­ви­ло про­ме­жу­точ­ные выво­ды иссле­до­ва­тель­ско­го про­ек­та про иде­аль­ную модель горо­да буду­ще­го, спо­соб­но­го решить почти все акту­аль­ные миро­вые про­бле­мы. В даль­ней­шем пла­ни­ру­ет­ся про­те­сти­ро­вать модель это­го посе­ле­ния в вир­ту­аль­ной все­лен­ной и реаль­ной жиз­ни. Необыч­ным был пави­льон Мос­ко­мар­хи­тек­ту­ры — все дета­ли были выпол­не­ны из картона.

Выстав­ка «Арх-Москва», несмот­ря на мини­маль­ное при­сут­ствие ино­стран­ных гостей, про­шла дей­стви­тель­но устой­чи­во. Настро­е­ние участ­ни­ков убе­ди­ло в том, что рос­сий­ские архи­тек­то­ры и гра­до­стро­и­те­ли будут идти по заду­ман­но­му пути, не спотыкаясь.


Читай­те так­же «Зага­доч­ная исто­рия мор­ту­а­рия: визит­ная кар­точ­ка горо­да Волж­ский»

Поделиться