Загадочная история мортуария: визитная карточка города Волжский

Мор­таль­ная архи­тек­ту­ра СССР — инте­рес­ная и узкая тема, спо­соб­ная про­лить свет на самые неожи­дан­ные сто­ро­ны похо­рон­ной куль­ту­ры в Совет­ском Сою­зе. Одна­ко даже в насто­я­щее вре­мя она оста­ёт­ся малоизученной.

Осо­бен­но­сти совет­ско­го опы­та «рабо­ты со смер­тью» учё­ные ста­ли иссле­до­вать совсем недав­но. Так, в декаб­ре 2021 года в изда­тель­стве «НЛО» вышла моно­гра­фия исто­ри­ка Анны Соко­ло­вой «Ново­му чело­ве­ку — новая смерть? Похо­рон­ная куль­ту­ра ран­не­го СССР». Автор иссле­до­ва­ния под­ни­ма­ет вопро­сы об «архи­тек­ту­ре смер­ти» в после­ре­во­лю­ци­он­ном обще­стве и о том, как она ока­за­лась свя­за­на с новой риту­аль­ной прак­ти­кой совет­ских граждан.

В СССР про­бле­му конеч­но­сти жиз­ни пыта­лись раз­ре­шить и в идео­ло­гии, и на уровне прак­ти­ки. Попыт­ки обуз­дать сти­хию Тана­то­са не закон­чи­лись в 1920‑е годы — они про­дол­жа­лись на про­тя­же­нии все­го сро­ка суще­ство­ва­ния совет­ско­го госу­дар­ства. В исто­рии мор­таль­ной архи­тек­ту­ры СССР осо­бое место зани­ма­ет мало­из­вест­ный про­ект, оста­вив­ший после себя мно­же­ство зага­док и неод­но­знач­но­стей. Исто­ри­ки пока не в состо­я­нии отве­тить на них. Речь идёт о Волж­ском мор­ту­а­рии, постро­ен­ном в Вол­го­град­ской области.

Фото: singularia10/Instagram.com

Пантеон для прощания

Волж­ский — моло­дой город, осно­ван­ный в 1951 году. В отли­чие от сосед­не­го Вол­го­гра­да у него нет такой бога­той исто­рии. Одна­ко Волж­ско­му всё же есть чем заявить о себе: на его тер­ри­то­рии нахо­дит­ся мор­ту­а­рий, постро­ен­ный на ста­ром город­ском клад­би­ще. Стро­е­ние не пер­вый год при­вле­ка­ет тури­стов и мест­ных исто­ри­ков сво­ей загадочностью.

Мор­ту­а­рий (или пан­те­он) в совет­ское вре­мя исполь­зо­вал­ся как пло­щад­ка для риту­аль­ных меро­при­я­тий. Его фор­ма, выпол­нен­ная в виде бук­вы П, дава­ла воз­мож­ность уви­деть цере­мо­нию про­ща­ния со всех ракур­сов. На тер­ри­то­рии клад­би­ща не было церк­ви: граж­дан­ское меро­при­я­тие, про­ве­дён­ное в мор­ту­а­рии, ста­но­ви­лось аль­тер­на­ти­вой тра­ди­ци­он­но­му отпе­ва­нию и про­чим рели­ги­оз­ным обрядам.

Само зда­ние пан­тео­на выгля­дит не харак­тер­но для архи­тек­ту­ры совет­ской эпо­хи. Соору­же­ние, выпол­нен­ное в клас­си­че­ском сти­ле с колон­на­ми и спе­ци­аль­ным поста­мен­том для гро­ба, визу­аль­но выде­ля­лось из обще­го ряда. Внешне напо­ми­ная антич­ный храм, мор­ту­а­рий не совсем впи­сы­вал­ся в ате­и­сти­че­скую повест­ку СССР. Ходи­ли слу­хи, что ана­ло­ги подоб­но­го пан­тео­на нахо­ди­лись и в дру­гих частях стра­ны, но до наших дней они не сохранились.

Воз­мож­но, такая же печаль­ная судь­ба мог­ла постиг­нуть и Волж­ский мор­ту­а­рий из-за закры­тия клад­би­ща. Одна­ко пан­те­он сохра­нил­ся вопре­ки пози­ции пер­во­го сек­ре­та­ря Совет­ско­го рай­ко­ма Вол­го­гра­да Ива­на Пет­ро­ви­ча Рыб­ки­на — он счи­тал, что совет­ско­му горо­ду иметь такой объ­ект не пола­га­ет­ся и похо­ро­ны долж­ны про­хо­дить скром­но. Соору­же­ние явно не впи­сы­ва­лось в стиль и мен­та­ли­тет бреж­нев­ской эпо­хи. В 1974 году на клад­би­ще пре­кра­ти­ли про­во­дить цере­мо­нии прощания.

Исто­ри­ки зада­ют­ся вопро­сом о том, как же воз­ник­ло такое необыч­ное соору­же­ние. Суще­ству­ет две вер­сии появ­ле­ния памят­ни­ка, и пер­вая из них свя­за­на с исто­ри­ей села Безродное.


Наследие дореволюционных времён?

Задол­го до осно­ва­ния Волж­ско­го на его месте рас­по­ла­га­лось сель­ское посе­ле­ние Без­род­ное, извест­ное так­же как Верх­няя Ахту­ба или Верхне-Ахту­бин­ский горо­док. Оно появи­лось при­мер­но в 1720 году и быст­ро ста­ло убе­жи­щем для бег­лых кре­стьян. Осно­ва­те­ля­ми Верхне-Ахту­бин­ско­го город­ка счи­та­ют пору­чи­ков Ива­на Андре­еви­ча Паро­би­ча и Ива­на Ере­ме­е­ви­ча Цыплетева.

На про­тя­же­нии сто­ле­тий Без­род­ное актив­но раз­ви­ва­лось: к 1917 году в посе­ле­нии про­жи­ва­ло уже 12 тысяч чело­век. Основ­ную роль в мест­ной эко­но­ми­ке игра­ли куп­цы и духо­вен­ство. Без­род­ное счи­та­лось зажи­точ­ным за счёт дохо­дов с судо­ход­ной моно­по­лии от Цари­цы­на до При­ши­ба, а так­же актив­ной торговли.

Несмот­ря на исчез­но­ве­ние посе­ле­ния к кон­цу 1950‑х годов, на тер­ри­то­рии Волж­ско­го сохра­ни­лось несколь­ко зда­ний, постро­ен­ных в Без­род­ном ещё в доре­во­лю­ци­он­ную эпо­ху. Самые извест­ные из них — быв­шая паро­вая мель­ни­ца и зда­ние волост­ной упра­вы, в насто­я­щие вре­мя при­над­ле­жа­щее кар­тин­ной гале­рее «Ста­рая шко­ла». Послед­нее стро­е­ние име­ло наи­бо­лее дра­ма­тич­ную исто­рию. Во вре­мя Вели­кой Оте­че­ствен­ной вой­ны на этом месте раз­ме­щал­ся гос­пи­таль, а после вой­ны здесь откры­лась шко­ла, про­су­ще­ство­вав­шая до пожа­ра в 1972 году. Зда­ние под­верг­лось серьёз­но­му раз­ру­ше­нию. К сча­стью, его смог­ли восстановить.

Исто­рик-кра­е­вед Сер­гей Звя­гин­цев свя­зы­ва­ет воз­ник­но­ве­ние мор­ту­а­рия с жите­ля­ми села. По его сло­вам, на тер­ри­то­рии ста­ро­го клад­би­ща ещё со вре­мён Золо­той Орды нахо­ди­лось захо­ро­не­ние ордын­ских вои­нов. Звя­гин­цев счи­та­ет, что пан­те­он в нача­ле ХХ века воз­ве­ли бога­тые жите­ли Без­род­но­го — это про­изо­шло неза­дол­го до рево­лю­ци­он­ных собы­тий 1917 года.

Во вре­мя Вели­кой Оте­че­ствен­ной вой­ны село прак­ти­че­ски уни­что­жи­ли. Немец­кая авиа­ция бом­би­ла Без­род­ное, так как здесь рас­по­ла­га­лись совет­ские гос­пи­та­ли и наблю­да­тель­ные пунк­ты артил­ле­рий­ских под­раз­де­ле­ний. Так­же тут фор­ми­ро­ва­лись резерв­ные части. Счи­та­ет­ся, что из-за воен­ных дей­ствий мор­ту­а­рий мог полу­чить силь­ные повре­жде­ния и зда­ние вос­ста­но­ви­ли, когда нача­лось стро­и­тель­ство Волж­ско­го. Одна­ко это толь­ко одна из версий.


Городская версия

Исто­рия Волж­ско­го мор­ту­а­рия зага­доч­на во всех смыс­лах. Доку­мен­тов и точ­ных сви­де­тельств о соору­же­нии не оста­лось. Никто не зна­ет име­ни архи­тек­то­ра, а так­же при­чин построй­ки необыч­но­го пан­тео­на. Даже мест­ные чинов­ни­ки не зна­ют прав­ды. Обыч­но счи­та­ет­ся, что мор­ту­а­рий и Волж­ский созда­ва­лись одновременно.

Пер­во­на­чаль­но на месте села Без­род­ное постро­и­ли неболь­шой рабо­чий посё­лок для стро­и­те­лей Волж­ской гид­ро­элек­тро­стан­ции. Вско­ре он стал актив­но раз­рас­тать­ся, пре­вра­ща­ясь в пол­но­цен­ный город, ста­тус кото­ро­го Волж­ский полу­чил в 1954 году. Новый адми­ни­стра­тив­ный центр стре­ми­тель­но обу­стра­и­вал­ся, и есте­ствен­но, что насе­лён­но­му пунк­ту пона­до­би­лось клад­би­ще. Оно вско­ре появи­лось рядом с посёл­ком Рабочий.

Инте­рес­ную вер­сию рас­ска­зал мест­ный исто­рик Вла­ди­мир Фёдо­ров. Он услы­шал её от нена­зван­но­го участ­ни­ка стро­и­тель­ства Волж­ской ГЭС. По сло­вам Фёдо­ро­ва, мор­ту­а­рий воз­вёл некий архи­тек­тор из Моск­вы, что­бы загла­дить вину перед пар­ти­ей. План пар­тий­цам при­шёл­ся по вку­су, и в 1958 году соору­же­ние построили.

Одна­ко когда про­ект был реа­ли­зо­ван на прак­ти­ке, он по какой-то при­чине не понра­вил­ся началь­ству, так что архи­тек­то­ра пере­ве­ли на дру­гую рабо­ту. Воз­мож­но, имен­но из-за это­го имя созда­те­ля пан­тео­на оста­лось нам неиз­вест­но. К сожа­ле­нию, вер­сия не име­ет дока­за­тельств и надёж­ных сви­де­тельств, она боль­ше похо­дит на город­скую легенду.

Глав­ный архи­тек­тор Волж­ско­го Еле­на Маха­е­ва при­зна­ла, что про­бле­мы с исто­ри­ей памят­ни­ка свя­за­на с отсут­стви­ем досто­вер­ных источ­ни­ков и свидетельств:

«20 лет назад клад­би­ще было закры­то, и ника­ких доку­мен­тов по пово­ду того, как воз­ник мор­ту­а­рий, кто его стро­ил и поче­му он ока­зал­ся закрыт, нет. Насколь­ко мне извест­но, он слу­жил для про­ве­де­ния обря­дов про­ща­ния. Увы, но ника­ких доку­мен­тов отно­си­тель­но это­го объ­ек­та не сохранилось».


Мортуарий нуждается в помощи

После закры­тия клад­би­ща судь­ба пан­тео­на нико­го осо­бо не вол­но­ва­ла. О нём попро­сту забы­ли, а в 90‑е годы архи­тек­тур­ное насле­дие горо­да вооб­ще не нахо­ди­лось в сфе­ре при­о­ри­те­тов. Судь­ба мор­ту­а­рия инте­ре­со­ва­ла раз­ве что энту­зи­а­стов и люби­те­лей город­ской истории.

Отсут­ствие финан­си­ро­ва­ния и долж­но­го ухо­да за памят­ни­ком при­ве­ло к печаль­ным послед­стви­ям: пан­те­он посте­пен­но раз­ру­ша­ет­ся. Отпа­да­ет шту­ка­тур­ка, появ­ля­ют­ся глу­бо­кие тре­щи­ны, гро­зя­щие обру­ше­ни­ем стен. Печаль­нее все­го, что место полю­би­ли ван­да­лы, кото­рые пери­о­ди­че­ски остав­ля­ют над­пи­си на сте­нах и ещё боль­ше пор­тят памят­ник. Мор­ту­а­рий не охра­ня­ет­ся госу­дар­ством. Прав­да, в 2020 году ему при­сво­и­ли ста­тус «памят­ник гра­до­стро­и­тель­ства и архи­тек­ту­ры», одна­ко это реше­ние не даёт воз­мож­но­сти полу­чить финан­си­ро­ва­ние на реставрацию.

В 2016 году появи­лась новость, что ста­рое клад­би­ще и мор­ту­а­рий выку­пи­ло волж­ское риту­аль­ное пред­при­я­тие «Память». Пред­ста­ви­те­ли этой орга­ни­за­ции обе­ща­ли вос­ста­но­вить памят­ник, но на сего­дняш­ний день зда­ние оста­ёт­ся в преж­нем состо­я­нии, нет ника­ких ново­стей о рестав­ра­ци­он­ных рабо­тах. К сожа­ле­нию, уни­каль­ное архи­тек­тур­ное соору­же­ние может окон­ча­тель­но уйти в небытие.


Читай­те так­же «„Связь гер­ман­ско­го мили­та­риз­ма с фило­со­фи­ей Кан­та“: о про­па­ган­де в Первую миро­вую»

Поделиться