«Связь германского милитаризма с философией Канта»: о пропаганде в Первую мировую

В 1914–1918 годы мир лицом к лицу столк­нул­ся с «тоталь­ной вой­ной». Так назы­ва­ют кон­флик­ты ново­го типа, спо­соб­ные охва­тить боль­шую часть сто­рон обще­ствен­ной жиз­ни — за счёт мас­со­во­го при­зы­ва и мас­штаб­ной пси­хо­ло­ги­че­ской мобилизации.
В Первую миро­вую впер­вые были опро­бо­ва­ны не толь­ко новей­шие чуде­са тех­ни­че­ской мыс­ли, вро­де тан­ков и само­лё­тов. Иссле­до­ва­те­ли счи­та­ют, что эта вой­на дала мощ­ный импульс раз­ви­тию при­ё­мов аги­та­ции и про­па­ган­ды, мно­гие из кото­рых дошли и до наше­го времени.

О тех­но­ло­ги­ях инфор­ма­ци­он­ных дивер­сий, впер­вые опро­бо­ван­ных в гло­баль­ном про­ти­во­сто­я­нии, спе­ци­аль­но для VATNIKSTAN рас­ска­зал кан­ди­дат исто­ри­че­ских наук Дмит­рий Цыкалов.


— Дмит­рий Евге­нье­вич, насколь­ко эффек­тив­на ока­за­лась про­па­ган­да Пер­вой мировой?

— Думаю, она была весь­ма эффек­тив­на. При­ве­ду два фак­та. Во-пер­вых, широ­кое исполь­зо­ва­ние само­го тер­ми­на «про­па­ган­да» нача­лось имен­но в Первую миро­вую. Во-вто­рых, науч­ная лите­ра­ту­ра по тео­рии и тех­ни­ке инфор­ма­ци­он­но­го воз­дей­ствия на про­тив­ни­ка появи­лась толь­ко после этой войны.

Такая про­па­ган­да все­гда похо­жа на дву­ли­ко­го Яну­са. С одной сто­ро­ны, она про­слав­ля­ет сво­их, с дру­гой — рас­че­ло­ве­чи­ва­ет и демо­ни­зи­ру­ет врага.

— Какую стра­ну мож­но назвать лиде­ром в раз­ра­бот­ке средств инфор­ма­ци­он­ной войны?

— Есть мне­ние, что США. Но они всту­пи­ли в вой­ну толь­ко в мар­те 1917-го. Годом ранее избран­ный пре­зи­ден­том стра­ны Вуд­ро Виль­сон обе­щал выдер­жи­вать ней­тра­ли­тет. Несмот­ря на то что обще­ствен­ное мне­ние Соеди­нён­ных Шта­тов в целом сим­па­ти­зи­ро­ва­ло Антан­те, в стране были силь­ны паци­фист­ские и про­гер­ман­ские настро­е­ния. Поэто­му потре­бо­ва­лась мас­си­ро­ван­ная про­па­ган­дист­ская кам­па­ния, что­бы обще­ство при­ня­ло войну.

— Зна­ме­ни­тый пла­кат с «дядей Сэмом» спо­соб­ство­вал это­му? Но ведь пер­вы­ми подоб­ную аги­та­цию при­ме­ни­ли британцы.

— Не толь­ко. Есть похо­жие пла­ка­ты и у канад­цев. Это рекрут­ская аги­та­ция. К нача­лу вой­ны в Англии и США не суще­ство­ва­ло все­об­щей воин­ской обя­зан­но­сти. Так что, веро­ят­но, для этих стран раз­ра­бот­ка тех­но­ло­гий про­па­ган­ды игра­ла более высо­кую роль. Аме­ри­кан­цы, дей­стви­тель­но, исполь­зо­ва­ли уже ранее опро­бо­ван­ные, успеш­ные образцы.

Кста­ти, даже рекрут­ские пла­ка­ты вре­мён Граж­дан­ской вой­ны в Рос­сии осно­ва­ны на клас­си­че­ских англо-аме­ри­кан­ских (и ита­льян­ских) изображениях.

— Как обсто­я­ли дела с про­па­ган­дой в Гер­ма­нии? В тех­ни­че­ском и эко­но­ми­че­ском плане она была одной из самых под­го­тов­лен­ных к войне стран.

— В госу­дар­ствах со все­об­щей воин­ской повин­но­стью (Гер­ма­ния, Фран­ция, Рос­сия) тре­бо­ва­лась тоталь­ная моби­ли­за­ция обще­ства. Поэто­му основ­ной упор аги­та­ции в этих стра­нах при­шёл­ся на соб­ствен­ное население.

У нем­цев с этим дела обсто­я­ли, как мне кажет­ся, луч­ше, чем у нас. Боль­шин­ство из них было гра­мот­ны­ми, в отли­чие от зна­чи­тель­ной мас­сы рус­ских кре­стьян. Жите­ли Гер­ма­нии мог­ли вос­при­ни­мать пись­мен­ную инфор­ма­цию, их выбор был более осмысленным.

Наш пат­ри­о­тизм оста­вал­ся во мно­гом «инстинк­тив­ным». В этом, конеч­но, были и свои плю­сы. Но Пер­вая миро­вая — это всё-таки вой­на совре­мен­но­го типа, рас­счи­тан­ная на осо­знан­ное отно­ше­ние. Тем не менее в самой Гер­ма­нии после вой­ны немец­кую аги­та­цию счи­та­ли недо­ста­точ­но удач­ной, в отли­чие от про­па­ган­ды стран-победительниц.

— Какие сред­ства инфор­ма­ци­он­ной вой­ны исполь­зо­ва­лись, поми­мо листо­вок и плакатов?

— Такие источ­ни­ки мно­го­чис­лен­ны и раз­но­род­ны. Суще­ство­ва­ла целая инду­стрия печат­ной про­па­ган­ды, вклю­ча­ю­щая в себя кни­ги, ста­тьи, спе­ци­аль­ные жур­на­лы (к при­ме­ру, в Рос­сии изда­ва­лась своя «лето­пись вой­ны»). Изда­ва­лись даже сбор­ни­ки доку­мен­тов о «звер­ствах» врагов.

Визу­аль­ная аги­та­ция вклю­ча­ла пла­ка­ты, кари­ка­ту­ры, листов­ки, скульп­ту­ры, а так­же доку­мен­таль­ные и худо­же­ствен­ные филь­мы. Отдель­но сто­ит выде­лить зре­лищ­ный (спек­так­ли, цирк, улич­ные пред­став­ле­ния, выстав­ки в музе­ях, кон­кур­сы рисун­ков) и вер­баль­ный (радио, уст­ные выступ­ле­ния аги­та­то­ров) подвиды.

— Какие наи­бо­лее яркие при­ме­ры при­ме­не­ния таких тех­но­ло­гий мож­но назвать?

— Из пла­ка­тов я бы вспом­нил аме­ри­кан­ское изоб­ра­же­ние горил­лы в пикель­хель­ме (тев­тон­ский шлем с пикой), став­шей про­об­ра­зом гол­ли­вуд­ско­го Кинг-Кон­га. Из печат­ных ста­тей осо­бен­но при­ме­ча­те­лен трак­тат рос­сий­ско­го фило­со­фа Вла­ди­ми­ра Эрна «От Кан­та к Круп­пу». Эрн усмот­рел связь гер­ман­ско­го мили­та­риз­ма с фило­со­фи­ей Канта.

Надо при­знать, что про­па­ган­дист­ская про­дук­ция Пер­вой миро­вой весь­ма одно­тип­на. Более того, фран­цу­зы мог­ли брать за осно­ву сво­ей аги­та­ции образ­цы немец­ких кари­ка­тур, а нем­цы — французских.

— Кто руко­во­дил про­па­ган­дой в вою­ю­щих странах?

— В Гер­ма­нии её коор­ди­ни­ро­вал пол­ков­ник Валь­тер Нико­лаи, гла­ва раз­вед­служ­бы Гене­раль­но­го шта­ба (отдел III). Немец­кой пресс-служ­бой заве­до­вал май­ор Эрхард Дойтельмозер.

Из рос­сий­ских тех­но­ло­гов сто­ит отме­тить гене­рал-май­о­ра Дмит­рия Дубен­ско­го. Он рабо­тал воен­ным писа­те­лем, изда­вал жур­нал «Лето­пись вой­ны 1914–1917» и даже состо­ял в импе­ра­тор­ской сви­те в каче­стве при­двор­но­го историографа.

В Вели­ко­бри­та­нии в нача­ле вой­ны про­па­ган­ду кури­ро­ва­ло Мини­стер­ство ино­стран­ных дел. В мар­те 1918 года в стране было сфор­ми­ро­ва­но Мини­стер­ство инфор­ма­ции с отде­лом про­па­ган­ды в непри­я­тель­ских стра­нах. Им руко­во­дил вла­де­лец газе­ты «Daily Mail» лорд Аль­фред Нортклифф.

В США пре­зи­дент Виль­сон в апре­ле 1917 года учре­дил Коми­тет обще­ствен­ной инфор­ма­ции (CPI), с целью моби­ли­за­ции обще­ствен­но­го мне­ния. Этот орган так­же изве­стен как Коми­тет Кри­ла, по име­ни сво­е­го пред­се­да­те­ля (жур­на­ли­ста Джор­джа Крила).

— А что с Рос­сий­ской импе­ри­ей? Насколь­ко её про­па­ган­да была успешной?

— О неко­то­рых аспек­тах оте­че­ствен­ной аги­та­ции я упо­ми­нал выше. Один из основ­ных недо­стат­ков рос­сий­ских усло­вий — малая доля гра­мот­но­го насе­ле­ния. Поэто­му на мас­сы был глав­ным обра­зом рас­счи­тан лубок, места­ми доволь­но ори­ги­наль­ный — подоб­ные изоб­ра­же­ния рисо­ва­ли Мале­вич, Мая­ков­ский и Вас­не­цов. Кино же толь­ко наби­ра­ло обороты.

Пра­ви­тель­ство пола­га­лось на «врож­дён­ный» пат­ри­о­тизм, но вой­на затя­ну­лась. Жизнь рез­ко ухуд­ши­лась, и пре­не­бре­же­ние мас­со­вой про­па­ган­дой сыг­ра­ло отри­ца­тель­ную роль. Насе­ле­ние ста­ло боль­ше дове­рять слу­хам, чем офи­ци­аль­ной информации.

— Есть мне­ние, что про­па­ган­да боль­ше­ви­ков была успеш­нее, чем у белых. Насколь­ко это справедливо?

— Крас­ные побе­ди­ли, поэто­му счи­та­ет­ся, что их аги­та­ция дала резуль­тат. Напри­мер, име­на худож­ни­ков, сотруд­ни­чав­ших с боль­ше­ви­ка­ми, все­мир­но извест­ны: Моор, Дени, Мая­ков­ский. А вот име­на их кол­лег по ту сто­ро­ну бар­ри­кад зна­ко­мы толь­ко специалистам.

Отри­ца­тель­но ска­за­лась идей­ная, эко­но­ми­че­ская и воен­ная раз­об­щён­ность лаге­ря белых. У боль­ше­ви­ков же суще­ство­ва­ла силь­ная про­па­ган­дист­ская тра­ди­ция, сло­жив­ша­я­ся ещё до революции.

— После вой­ны дер­жа­ва­ми были сде­ла­ны выво­ды отно­си­тель­но исполь­зо­ва­ния про­па­ган­ды в воен­ных целях?

— Да, это осмыс­ле­ние начи­на­ет­ся почти сра­зу. Про­иг­рав­шие стра­ны извлек­ли для себя уро­ки. Появ­ле­ние, к при­ме­ру, фигу­ры Геб­бель­са в Гер­ма­нии не слу­чай­но: такие, как он, при­пи­сы­ва­ли пора­же­ние в Пер­вой миро­вой сла­бо­сти инфор­ма­ци­он­ных кам­па­ний стра­ны. Поэто­му нем­цы актив­но пере­ни­ма­ли луч­шие образ­цы таких технологий.

Кста­ти, есть ещё одно объ­яс­не­ние успе­ха США. В осно­ву их про­па­ган­ды в зна­чи­тель­ной сте­пе­ни лег­ли нара­бо­тан­ные при­ё­мы ком­мер­че­ской рекла­мы, уже тогда дове­дён­ные аме­ри­кан­ца­ми до совершенства.

— То есть ком­мер­ция и про­па­ган­да в США шли рука об руку?

— Воен­ную про­па­ган­ду в США кури­ро­ва­ло пра­ви­тель­ство, но из ком­мер­че­ской рекла­мы посто­ян­но заим­ство­ва­лись тех­ни­ки и мето­ды. Напри­мер, это мог­ли быть ёмкие лозун­ги-сло­га­ны или визу­аль­ные обра­зы, при­вле­ка­ю­щие внимание.

— В осталь­ных стра­нах были подоб­ные при­ме­ры сою­за рекла­мы и пропаганды?

— Думаю, да. На это раз­лич­ные спе­ци­а­ли­сты ука­зы­ва­ли ещё в годы самой вой­ны. В Рос­сии об этом писа­ла искус­ство­вед Вера Сла­вен­сон. Она пред­по­ло­жи­ла, что тех­но­ло­гии ком­мер­че­ско­го пла­ка­та в Рос­сии отра­зи­лись и на воен­ной пла­кат­ной агитации.

— Суще­ство­ва­ли ли какие-то при­ё­мы ней­тра­ли­за­ции инфор­ма­ци­он­ных диверсий?

— Контр­про­па­ган­да, конеч­но, суще­ство­ва­ла. Напри­мер, ещё в самом нача­ле вой­ны в Рос­сии изда­ли кари­ка­ту­ру, изде­ва­тель­ски высме­и­ва­яв­шую сте­рео­ти­пы немец­кой агитации.

В самой Гер­ма­нии в подоб­ном клю­че актив­но исполь­зо­ва­ли СМИ. Появи­лась даже пого­вор­ка: «агент­ство Рей­тер — фаб­ри­ка лжи». Фей­ки актив­но внед­ря­лись немцами.

— Сыг­ра­ла ли про­па­ган­да важ­ную роль в побе­де над кай­зе­ров­ской Гер­ма­ни­ей? Или гораз­до более зна­чи­мый вклад внес­ли эко­но­ми­че­ская устой­чи­вость стран Антан­ты и бое­спо­соб­ность их армий?

— Навер­ное, всё это вме­сте. Но ещё Напо­ле­он утвер­ждал, что мораль­ный дух в вой­сках име­ет пер­во­сте­пен­ное зна­че­ние для побе­ды. Так, в антич­но­сти гре­ки одо­ле­ли пер­сов (обла­дав­ших чис­лен­но пре­вос­хо­дя­щей арми­ей) не в послед­нюю оче­редь бла­го­да­ря высо­ко­му уров­ню мотивации.

Совре­мен­ные немец­кие исто­ри­ки пола­га­ют, что гене­рал Люден­дорф, спи­сы­вая пора­же­ние Гер­ма­нии на про­па­ган­ду Антан­ты, про­сто оправ­ды­вал соб­ствен­ные воен­ные неуда­чи. Одна­ко само зна­че­ние инфор­ма­ци­он­ных дивер­сий в годы Пер­вой миро­вой вырос­ло мно­го­крат­но. Это была тоталь­ная вой­на, в ней важ­но было моти­ви­ро­вать не толь­ко фронт, но и тыл. То, что нем­цы про­дер­жа­лись целых четы­ре года — яркое сви­де­тель­ство того, что их про­па­ган­да была не так уж плоха.


Читай­те так­же интер­вью с исто­ри­ком Вла­ди­ми­ром Кик­над­зе «Вой­на не закон­че­на, пока не рас­сле­до­ва­ны все пре­ступ­ле­ния про­тив мир­но­го насе­ле­ния». 

Поделиться