Анжелика Балабанова. Русская революционерка против Муссолини и Ленина

Мему­а­ры соци­а­лист­ки Анже­ли­ки Иса­а­ков­ны Бала­ба­но­вой содер­жат яркие и живые порт­ре­ты поли­ти­ков нача­ла XX века. Вос­по­ми­на­ния Бала­ба­но­вой помо­га­ют уви­деть в исто­ри­че­ских фигу­рах не про­па­ган­дист­ские обра­зы. а реаль­ных людей. Анже­ли­ка Иса­а­ков­на уде­ля­ет вни­ма­ние мел­ким дета­лям, подроб­но опи­сы­ва­ет стиль пове­де­ния, мане­ру пуб­лич­ных выступ­ле­ний и своё обще­ние с поли­ти­ка­ми, кото­рые впо­след­ствии ста­нут во гла­ве ряда евро­пей­ских стран: Эми­лем Ван­дер­вель­де, Бени­то Мус­со­ли­ни и Вла­ди­ми­ром Лениным.

Автор теле­грам-кана­ла «Новый раз­но­чи­нец» Мак­сим Леб­ский про­чи­тал мему­а­ры Бала­ба­но­вой и рас­ска­зы­ва­ет, как Анже­ли­ка Иса­а­ков­на под­дер­жа­ла буду­ще­го Дуче, в чём была не соглас­на с Пле­ха­но­вым и поче­му ей при­шлось навсе­гда поки­нуть Совет­скую Россию.


Детство

Анже­ли­ка Иса­а­ков­на роди­лась 7 мая 1877 года в зажи­точ­ной еврей­ской семье. Дет­ство Анже­ли­ки Иса­а­ков­ны про­шло в Чер­ни­го­ве. До 11 лет зна­ния Бала­ба­но­вой о мире огра­ни­чи­ва­лись кни­га­ми, так как девоч­ка полу­чи­ла домаш­нее обра­зо­ва­ние. Тем рази­тель­нее для неё ста­ла дистан­ция меж­ду гос­по­да­ми и слу­га­ми в роди­тель­ском доме. Сти­хий­ный про­тест, заро­див­ший­ся в серд­це девоч­ки, со вре­ме­нем транс­фор­ми­ро­вал­ся в осо­знан­ную рево­лю­ци­он­ную позицию.

Анже­ли­ка Бала­ба­но­ва. Источ­ник: domashniy.ru

Бала­ба­но­ва поки­ну­ла Рос­сию в 1897 году, когда ей было 20 лет. Анже­ли­ка Иса­а­ков­на стре­ми­лась порвать с тяго­тив­шим её семей­ным окру­же­ни­ем, про­тив кото­ро­го она боро­лась в под­рост­ко­вые годы:

«Вся­кий раз, когда меня спра­ши­ва­ют, как слу­чи­лось так, что я отвер­ну­лась от сво­ей семьи, от ком­фор­та и рос­ко­ши сво­е­го дома на юге Рос­сии, и ста­ла рево­лю­ци­о­нер­кой, я теря­юсь в отве­те. Мне не при­хо­дит на ум ника­кая опре­де­лён­ная дата или факт. Все дет­ские годы, насколь­ко я могу пом­нить, были года­ми бун­та — бун­та про­тив мате­ри, гувер­нан­ток, услов­но­стей и огра­ни­че­ний моей жиз­ни и про­тив уго­то­ван­ной мне судьбы».


Университеты

Бала­ба­но­ва посту­пи­ла в Новый уни­вер­си­тет в Брюс­се­ле. По её сло­вам, в Чер­ни­го­ве и Харь­ко­ве она не полу­чи­ла глу­бо­ких зна­ний. С ран­не­го дет­ства Анже­ли­ка Иса­а­ков­на изу­ча­ла ино­стран­ные язы­ки, что во мно­гом пред­опре­де­ли­ло её буду­щую тес­ную связь с евро­пей­ски­ми социалистами.

«В нашей семье гово­ри­ли в основ­ном на ино­стран­ных язы­ках. Свой род­ной язык мне при­шлось учить тай­ком по кни­гам, спря­тан­ным от мате­ри и гувернанток».

Анже­ли­ка Бала­ба­но­ва в Брюс­се­ле. 1897 год. Источ­ник: Lafont M. The Strange Comrade Balabanoff: The Life of a Communist Rebel. McFarland Publishers. 2016

Новый уни­вер­си­тет созда­ли бель­гий­ские левые интел­лек­ту­а­лы в 1894 году. В уни­вер­си­те­те пре­по­да­ва­ли извест­ный фран­цуз­ский гео­граф и анар­хист Эли­зе Рек­лю, социо­лог Мак­сим Кова­лев­ский, кри­ми­но­лог Энри­ко Фер­ри, эко­но­мист и соци­а­лист Эмиль Ван­дер­вель­де. Брюс­сель был одним из цен­тров, куда сте­ка­лись ради­ка­лы пре­иму­ще­ствен­но из восточ­но­ев­ро­пей­ских стран — Румы­нии, Бол­га­рии, Рос­сии. В Бель­гии Бала­ба­но­ва позна­ко­ми­лась с ита­льян­ски­ми эмигрантами:

«Я сра­зу же почув­ство­ва­ла тягу к ним. <…> Я была роб­кой девуш­кой, склон­ной к пере­ме­нам настро­е­ния, и дет­ская про­сто­та, щед­рость и теп­ло­та ита­льян­ско­го харак­те­ра оча­ро­ва­ли меня. В при­сут­ствии ита­льян­цев я, каза­лось, выхо­жу из тьмы и холо­да под яркие лучи сре­ди­зем­но­мор­ско­го солнца».

Под вли­я­ни­ем обще­ния с соци­ал-демо­кра­та­ми и чте­ния поли­ти­че­ской лите­ра­ту­ры, преж­де все­го Пле­ха­но­ва, Бала­ба­но­ва ста­ла марк­сист­кой. Полу­чив сте­пень док­то­ра фило­со­фии и лите­ра­ту­ры в Новом уни­вер­си­те­те, рус­ская рево­лю­ци­о­нер­ка не удо­вле­тво­ри­лась сво­и­ми зна­ни­я­ми и про­дол­жи­ла обра­зо­ва­ние в Лейп­циг­ском и Бер­лин­ском уни­вер­си­те­тах. Теперь Анже­ли­ку Иса­а­ков­ну инте­ре­со­ва­ла полит­эко­но­мия. В Гер­ма­нии Бала­ба­но­ву жда­ли встре­чи с Авгу­стом Бебе­лем, Кла­рой Цет­кин и Розой Люк­сем­бург. Послед­няя осо­бен­но силь­но впе­чат­ли­ла Балабанову:

«Пока она высту­па­ла, я поня­ла, поче­му её счи­та­ли одним из вели­чай­ших ора­то­ров и учи­те­лей дви­же­ния. Её про­сто­та, ум, энту­зи­азм и глу­бо­кая искрен­ность ока­зы­ва­ли силь­ное вли­я­ние на слу­ша­те­лей. Она была чрез­вы­чай­но ода­ре­на интел­лек­ту­аль­но. Будучи ещё юной девуш­кой, сту­дент­кой уни­вер­си­те­та, она про­из­ве­ла впе­чат­ле­ние на извест­ных спе­ци­а­ли­стов в обла­сти полит­эко­но­мии сво­и­ми не по годам зре­лы­ми рабо­та­ми по это­му предмету».

Роза Люк­сем­бург. Источ­ник: interesnyefakty.org

Немец­кие про­фес­со­ра оттолк­ну­ли Бала­ба­но­ву чопор­но­стью и фор­ма­лиз­мом. В поис­ках новых зна­ний Анже­ли­ка Иса­а­ков­на отпра­ви­лась в Рим, где ста­ла сту­дент­кой извест­но­го марк­сист­ско­го тео­ре­ти­ка Анто­нио Лаб­рио­лы. Имен­но Лаб­рио­ла, наря­ду с Пле­ха­но­вым, стал для рус­ской рево­лю­ци­о­нер­ки интел­лек­ту­аль­ным отцом:

«Науч­ный метод Лаб­рио­лы был твор­че­ским. Будучи соци­а­ли­стом, он нико­гда при этом не делал попы­ток навя­зать свои соци­а­ли­сти­че­ские убеж­де­ния сво­им уче­ни­кам. Он вёл нас по доро­гам исто­рии и лаби­рин­там фило­со­фии через про­шлое и насто­я­щее; он рас­кры­вал перед нами фак­ты и давал нам воз­мож­ность самим делать выводы».


Дружба с Муссолини

В 1900 году, после завер­ше­ния учё­бы, Бала­ба­но­ва всту­пи­ла в Соци­а­ли­сти­че­скую пар­тию Ита­лии и отпра­ви­лась в Швей­ца­рию, что­бы аги­ти­ро­вать ита­льян­ских рабо­чих, при­ез­жав­ших на зара­бот­ки. Зна­ния евро­пей­ских язы­ков пре­вра­ща­ло Анже­ли­ку Иса­а­ков­ну в важ­но­го посред­ни­ка-ком­му­ни­ка­то­ра меж­ду немец­ко­го­во­ря­щи­ми соци­а­ли­ста­ми, проф­со­юз­ны­ми акти­ви­ста­ми Швей­ца­рии и ита­льян­ски­ми рабочими.

Дело Бала­ба­но­вой, заве­дён­ное швей­цар­ской поли­ци­ей. Источ­ник: Lafont M. The Strange Comrade Balabanoff: The Life of a Communist Rebel. McFarland Publishers. 2016

На одном из собра­ний Бала­ба­но­ва позна­ко­ми­лась с Бени­то Мус­со­ли­ни. Анже­ли­ка Иса­а­ков­на вспоминала:

«…моё вни­ма­ние в этой боль­шой и вни­ма­тель­но слу­ша­ю­щей ауди­то­рии на про­тя­же­нии все­го собра­ния отвле­ка­ет одна фигу­ра. Это был моло­дой чело­век, кото­ро­го я нико­гда рань­ше не виде­ла. Его воз­буж­дён­ное состо­я­ние и неряш­ли­вая одеж­да бро­са­лись в гла­за. Ауди­то­рии, где пре­об­ла­да­ли эми­гран­ты, все­гда состо­я­ли из бед­но оде­тых людей, но этот чело­век был не про­сто беден, но чрез­вы­чай­но гря­зен. Я нико­гда не виде­ла чело­ве­ка, кото­рый выгля­дел бы столь жал­ким. Несмот­ря на мас­сив­ную челюсть, горечь и бес­по­кой­ство в чёр­ных гла­зах, он про­из­во­дил впе­чат­ле­ние исклю­чи­тель­но роб­ко­го чело­ве­ка. Его руки нерв­но стис­ки­ва­ли боль­шую чёр­ную шля­пу, и он, каза­лось, боль­ше был оза­бо­чен сво­ей соб­ствен­ной внут­рен­ней тре­во­гой, чем тем, что я говорила».

Бала­ба­но­ва рису­ет порт­рет нище­го и слом­лен­но­го ски­таль­ца, прак­ти­че­ски люм­пе­на, кото­рый вызы­вал лишь чув­ство жало­сти. Имен­но состра­да­ние, по её сло­вам, спо­двиг­ло помочь Бени­то встать на ноги. Одна­ко важ­но учи­ты­вать исто­ри­че­ский кон­текст. Анже­ли­ка Иса­а­ков­на писа­ла вос­по­ми­на­ния в 1930‑е годы, в раз­гар фашист­ско­го дик­та­ту­ры в Ита­лии. Репрес­сии фаши­стов про­тив левых явно повли­я­ли на вос­по­ми­на­ния Бала­ба­но­вой о ран­нем Муссолини.

На стра­ни­цах мему­а­ров Мус­со­ли­ни изоб­ра­жён мел­ким и сла­бым интри­га­ном, не име­ю­щим ника­ких задат­ков поли­ти­че­ско­го лиде­ра. Несмот­ря на всю при­страст­ность, Бала­ба­но­ва нари­со­ва­ла инте­рес­ный пси­хо­ло­ги­че­ский и соци­аль­ный порт­рет буду­ще­го дуче:

«Ради­ка­лизм и анти­кле­ри­ка­лизм Мус­со­ли­ни были толь­ко отго­лос­ка­ми его ран­не­го окру­же­ния и отра­же­ни­ем соб­ствен­но­го мятеж­но­го эго­из­ма, неже­ли резуль­та­том пони­ма­ния и убеж­дён­но­сти. Его нена­висть к угне­те­нию не была той без­ли­кой нена­ви­стью к систе­ме, кото­рую раз­де­ля­ли все рево­лю­ци­о­не­ры. Она воз­ник­ла из его лич­но­го чув­ства уни­жен­но­сти и неудо­вле­тво­рён­но­сти, из его стра­сти к само­утвер­жде­нию и из реши­мо­сти взять лич­ный реванш».

Фото Бени­то Мус­со­ли­ни, сде­лан­ное швей­цар­ской поли­ци­ей после его аре­ста. 1903 год. Источ­ник: insubricahistorica.ch

Бала­ба­но­ва взя­ла Мус­со­ли­ни под свою опе­ку. Она помо­га­ла ему в пере­во­дах немец­ких соци­ал-демо­кра­ти­че­ских ста­тей и бро­шюр, за кото­рые Бени­то полу­чал гоно­ра­ры. Анже­ли­ка Иса­а­ков­на иска­ла сре­ди швей­цар­ских и ита­льян­ских соци­а­ли­стов рабо­ту для Мус­со­ли­ни, реко­мен­до­ва­ла ему лите­ра­ту­ру, что­бы лик­ви­ди­ро­вать боль­шие про­бе­лы в зна­ни­ях. Судя по вос­по­ми­на­ни­ям Бала­ба­но­вой, их свя­зы­ва­ла искрен­няя дружба:

«Он не делал попы­ток скрыть от меня свою сла­бость. Если бы он делал это, я, веро­ят­но, долж­на была бы испы­ты­вать по отно­ше­нию к нему мень­шее состра­да­ние, и он, несо­мнен­но, пони­мал это. На про­тя­же­нии все­го наше­го обще­ния меня свя­зы­ва­ло с ним пони­ма­ние того, что я един­ствен­ный чело­век, с кото­рым он был абсо­лют­но самим собой, с кото­рым он не напря­гал­ся, пото­му что ему не нуж­но было лгать».

Впо­след­ствии Мус­со­ли­ни при­зна­вал боль­шую роль Бала­ба­но­вой в сво­ей судьбе:

«Я обя­зан Анже­ли­ке гораз­до бо́льшим, чем она дума­ет. <…> Её вели­ко­ду­шие, как и её друж­ба, как и непри­язнь, не зна­ло гра­ниц. Если бы при соци­а­лиз­ме допус­ка­лась литур­гия и рели­ги­оз­ные риту­а­лы, свя­тая Анже­ли­ка соци­а­лиз­ма долж­на была бы занять зна­чи­тель­ное место в поли­ти­че­ском эмпи­рее, имев­шем Марк­са как созда­те­ля неба и зем­ли. Если бы я не встре­тил её в Швей­ца­рии, я бы оста­вал­ся мел­ким пар­тий­ным акти­ви­стом, вос­крес­ным рево­лю­ци­о­не­ром, и не вос­пла­ме­нил­ся бы сомни­тель­ным огнём поли­ти­че­ско­го про­фес­си­о­на­лиз­ма, если исполь­зо­вать выра­же­ние Соре­ля» [1].

Сре­ди исто­ри­ков нет еди­но­го мне­ния о харак­те­ре отно­ше­ний Бала­ба­но­вой и Мус­со­ли­ни: близ­кая друж­ба, без­от­вет­ная влюб­лён­ность Анже­ли­ки Иса­а­ков­ны, интим­ная связь. Ни Бала­ба­но­ва, ни Мус­со­ли­ни нико­гда не при­зна­ва­ли любов­ных чувств меж­ду собой.

Клю­че­вы­ми каче­ства­ми, кото­рые поз­во­ли­ли Мус­со­ли­ни стать замет­ной фигу­рой сре­ди ита­льян­ских соци­а­ли­стов, ста­ли целе­устрем­лён­ность, бой­кий пуб­ли­ци­сти­че­ский стиль и крас­но­ре­чие. Он актив­но участ­во­вал в пуб­лич­ных деба­тах и спо­рах. Бала­ба­но­ва вспо­ми­на­ла о дис­кус­сии Мус­со­ли­ни с одним священником:

«В нача­ле сво­е­го выступ­ле­ния он попро­сил кого-нибудь из ауди­то­рии одол­жить ему часы. Делая дра­ма­ти­че­ское уда­ре­ние, он про­воз­гла­сил: „Я дам Богу толь­ко пять минут, что­бы пора­зить меня насмерть. Если он не нака­жет меня за это вре­мя, он не существует“».

Огром­ные лич­ные амби­ции, отсут­ствие достат­ка и ста­ту­са в бур­жу­аз­ном обще­стве — всё это рож­да­ло в Мус­со­ли­ни огром­ную лич­ную энер­гию, тол­ка­ю­щую его к посто­ян­ным попыт­кам стать глав­ным ради­ка­лом, нис­про­вер­га­те­лем небес­ных и зем­ных основ. Соци­а­лизм стал для него фор­мой само­ре­а­ли­за­ции и лич­но­го мщения.

«Пока мы жда­ли отплы­тия паро­хо­да, он мах­нул рукой в сто­ро­ну ресто­ра­нов и гости­ниц, рас­по­ло­жен­ных вдоль набережной:

— Посмот­ри­те! Люди едят, пьют, насла­жда­ют­ся жиз­нью. А я буду плыть тре­тьим клас­сом, есть жал­кую, дешё­вую еду. Porca Madonna, как я нена­ви­жу бога­тых! Поче­му я дол­жен стра­дать от этой неспра­вед­ли­во­сти? Как дол­го мы долж­ны ждать?»

Бала­ба­но­ва изоб­ра­жа­ет воз­вы­ше­ние Мус­со­ли­ни в соци­а­ли­сти­че­ской пар­тии во мно­гом как слу­чай­ный факт, обу­слов­лен­ной пар­тий­ным рас­ко­лом и уси­ле­ни­ем лево­го кры­ла. Уль­тра­ре­во­лю­ци­он­ная рито­ри­ка Бени­то име­ла успех сре­ди части ита­льян­ских соци­а­ли­стов. При этом экс­цен­трич­ное пове­де­ние на пуб­ли­ке соче­та­лось с боль­шой неуве­рен­но­стью и стра­ха­ми Мус­со­ли­ни в повсе­днев­ной жизни.


Встреча с Лениным

В Швей­ца­рии Бала­ба­но­ва встре­ча­лась с рус­ски­ми рево­лю­ци­он­ны­ми эми­гран­та­ми: Пле­ха­но­вым, Аксель­ро­дом, Мар­то­вым и Троц­ким. Сре­ди них был и Ленин. Буду­щий осно­ва­тель совет­ско­го госу­дар­ства не впе­чат­лил Анже­ли­ку Исааковну:

«Если чест­но, я долж­на при­знать­ся, что не могу вспом­нить, когда имен­но и где я впер­вые встре­ти­лась с Лени­ным, хотя дума­ет­ся, что это было на собра­нии в Берне. Я уже зна­ла, кто он такой и какую пози­цию пред­став­ля­ет, но он не про­из­вёл на меня ника­ко­го впе­чат­ле­ния в то вре­мя. <…> На самом деле из всех рус­ских рево­лю­ци­он­ных вождей он внешне казал­ся самым бесцветным».

Сек­рет гения Лени­на Бала­ба­но­ва усмат­ри­ва­ла в «без­жа­лост­ной целе­устрем­лён­но­сти» и спо­соб­но­сти кон­цен­три­ро­вать все силы на одной про­бле­ме. Анже­ли­ка Иса­а­ков­на вос­при­ни­ма­ла это как интел­лек­ту­аль­ный примитивизм.

В даль­ней­шем, вер­нув­шись в Рос­сию после Фев­раль­ской рево­лю­ции, Бала­ба­но­ва гораз­до глуб­же позна­ко­ми­лась с дея­тель­но­стью Вла­ди­ми­ра Ильи­ча. Теперь она виде­ла Лени­на в роли выда­ю­ще­го­ся рево­лю­ци­он­но­го стра­те­га, каж­до­го дей­ствие кото­ро­го встро­е­но в общий про­цесс под­го­тов­ки революции:

«Ленин рас­смат­ри­вал каж­до­го чело­ве­ка и каж­дое, даже малое, обще­ствен­ное собы­тие с точ­ки зре­ния рево­лю­ци­он­но­го стра­те­га. Вся его жизнь была вопро­сом стра­те­гии, и каж­дое его сло­во, про­из­не­сён­ное пуб­лич­но, име­ло даль­ний поли­ти­че­ский смысл. Каж­дый инци­дент и тен­ден­ция были для него зве­нья­ми в обще­ствен­ной при­чин­но-след­ствен­ной цепи, кото­ры­ми надо поль­зо­вать­ся в тео­ре­ти­че­ских и прак­ти­че­ских целях».


Война

Одним из цен­траль­ных собы­тий в жиз­ни Бала­ба­но­вой, кото­ро­му она уде­ли­ла зна­чи­тель­ное место в кни­ге, ста­ла Пер­вая миро­вая вой­на. Её вос­по­ми­на­ния пере­да­ют настро­е­ния в евро­пей­ском соци­а­ли­сти­че­ском дви­же­нии нака­нуне и во вре­мя войны.

В 1907 году на съез­де II Интер­на­ци­о­на­ла в Штут­гар­те обсуж­да­ли так­ти­ку соци­а­ли­стов в слу­чае нача­ла евро­пей­ской вой­ны. Сре­ди деле­га­тов выде­ли­лось левое кры­ло, кото­рое наста­и­ва­ло на объ­яв­ле­нии все­об­щей заба­стов­ки (Жан Жорес, Роза Люк­сем­бург, Карл Либ­к­нехт, Франц Меринг).

Про­тив­ни­ки это­го пла­на наста­и­ва­ли на том, что нель­зя навя­зы­вать пар­ти­ям раз­ных стран еди­ную так­ти­ку, так как рабо­чее дви­же­ние раз­ви­то в Евро­пе нерав­но­мер­но. Заба­стов­ки в аграр­ных стра­нах не полу­чат долж­ной под­держ­ки и будут быст­ро подав­ле­ны. Вклю­че­ние кон­крет­ных мето­дов борь­бы в резо­лю­цию кон­грес­са даст повод для пре­сле­до­ва­ний соци­а­ли­сти­че­ских пар­тий. Таких пози­ций при­дер­жи­вал­ся Жюль Гед, Август Бебель и Вик­тор Адлер.

Все участ­ни­ки кон­грес­са высту­па­ли про­тив вой­ны, но рас­хож­де­ния в так­ти­ке были пред­по­сыл­кой более глу­бо­ко­го рас­ко­ла во II Интер­на­ци­о­на­ле, кото­рый раз­вер­нул­ся вме­сте с нача­лом Пер­вой миро­вой войны.

Ита­льян­ское обще­ство в 1914 году в основ­ном было про­тив вступ­ле­ния стра­ны в вой­ну. Соци­а­ли­сти­че­ская пар­тия с пер­вых дней вой­ны раз­вер­ну­ла на стра­ни­цах сво­ей прес­сы анти­во­ен­ную аги­та­цию в поль­зу поли­ти­ки ней­тра­ли­те­та. Подоб­ной пози­ции при­дер­жи­вал­ся сам Мус­со­ли­ни в июле-авгу­сте 1914 года. Одна­ко удар при­шёл­ся отку­да его совсем не жда­ли. Самая круп­ная и вли­я­тель­ная соци­ал-демо­кра­ти­че­ская пар­тия — СДПГ — про­го­ло­со­ва­ла за воен­ные кре­ди­ты. Это ста­ло силь­ней­шим потря­се­ни­ем для соци­а­ли­сти­че­ско­го дви­же­ния Европы.

Вой­на озна­ча­ла для Бала­ба­но­вой не толь­ко кру­ше­ние веры в един­ство II Интер­на­ци­о­на­ла, но и паде­ние преж­них авто­ри­те­тов. Пле­ха­нов вме­сте с Анто­нио Лаб­рио­лой откры­ли для рус­ской рево­лю­ци­о­нер­ки две­ри в марк­сизм. 1914 год раз­ру­шил преж­нюю соли­дар­ность меж­ду соци­а­ли­ста­ми, теперь отец рус­ско­го марк­сиз­ма готов был идти на фронт и сра­жать­ся про­тив Германии.

«При­бли­зи­тель­но в это вре­мя я полу­чи­ла пись­мо от Пле­ха­но­ва с прось­бой сроч­но при­е­хать к нему в Жене­ву. Как толь­ко я при­е­ха­ла туда, он рез­ко спро­сил меня:

— Как вы и ваша пар­тия отно­си­тесь к войне?
Вопрос уди­вил меня. Без­услов­но, вели­кий марк­сист Пле­ха­нов дол­жен был знать, что мой ответ есте­ствен­ным обра­зом выте­ка­ет из мое­го (как и из его соб­ствен­но­го) мировоззрения.

— Мы сде­ла­ем всё воз­мож­ное, что­бы не допу­стить вступ­ле­ние Ита­лии в вой­ну и поло­жить ей конец как мож­но ско­рее, — ска­за­ла я. — Что каса­ет­ся лич­но меня, то я, есте­ствен­но, сде­лаю всё, что в моих силах, что­бы помочь в этом партии.

Его гла­за гнев­но сверкнули.

— Зна­чит, вы поста­ра­е­тесь не допу­стить вступ­ле­ния Ита­лии в вой­ну. А как же Бель­гия? Где ваша любовь к России?

— Что вы хоти­те ска­зать, гово­ря о моей люб­ви к Рос­сии? Долж­но ли моё отно­ше­ние к войне изме­нить­ся, пото­му что в неё вовле­че­на Рос­сия? Раз­ве не вы рас­кры­ва­ли мне истин­ные при­чи­ны вой­ны? Раз­ве не вы пре­ду­пре­жда­ли нас, что эта бой­ня гото­вит­ся и что мы долж­ны про­ти­во­сто­ять ей?

— Что каса­ет­ся меня, — отве­тил он, — то, если бы я не был ста­рым и боль­ным, я бы всту­пил в армию. Наса­жи­вать на штык ваших немец­ких това­ри­щей доста­ви­ло бы мне огром­ное удовольствие.

Моих немец­ких това­ри­щей! Раз­ве они и не его так­же? Кто, если не он, учил нас пони­мать и ценить немец­кую фило­со­фию, немец­кий соци­а­лизм, Геге­ля, Марк­са, Энгель­са? В тот же вечер я поки­ну­ла Жене­ву и поспе­ши­ла назад в Милан. Нико­гда в сво­ей жиз­ни я ещё не путе­ше­ство­ва­ла с таким тяжё­лым сердцем».

Геор­гий Пле­ха­нов. Источ­ник: magisteria.ru

В годы Пер­вой миро­вой вой­ны Бала­ба­но­ва актив­но участ­во­ва­ла в Цим­мер­вальд­ском дви­же­нии, кото­рое объ­еди­ня­ло анти­во­ен­но настро­ен­ных соци­а­ли­стов. На Цим­мер­вальд­ской и Кин­таль­ской кон­фе­рен­ци­ях Анже­ли­ка Иса­а­ков­на пере­во­ди­ла выступ­ле­ния соци­а­ли­стов из ней­траль­ных и вою­ю­щих стран, важ­ней­шее зна­че­ние сре­ди кото­рых име­ли пере­го­во­ры меж­ду немец­кой и фран­цуз­ской деле­га­ци­я­ми. Осо­бую пози­цию зани­ма­ли боль­ше­ви­ки, наста­и­вав­шие на пол­ном раз­ры­ве со II Интер­на­ци­о­на­лом и осно­ва­нии III Интер­на­ци­о­на­ла. Боль­шин­ство участ­ни­ков кон­фе­рен­ции не под­дер­жа­ли эту идею. Ленин был вынуж­ден согла­сить­ся на ком­про­мисс­ный вари­ант резо­лю­ции, содер­жа­щий общий про­тест про­тив вой­ны и аги­та­цию за социализм.


Февраль и Октябрь

Фев­раль­скую рево­лю­цию Бала­ба­но­ва встре­ти­ла в Швей­ца­рии. Узнав о кру­ше­нии монар­хии Рома­но­вых, рус­ские рево­лю­ци­о­не­ры стро­и­ли пла­ны воз­вра­ще­ния в Рос­сию. Юлий Мар­тов выдви­нул идею обме­на немец­ких воен­но­плен­ных на рус­ских полит­эми­гран­тов, что­бы обес­пе­чить про­езд послед­них по тер­ри­то­рии вою­ю­щей Гер­ма­нии. Одна­ко дан­ное согла­ше­ние меж­ду Гер­ма­ни­ей и Вре­мен­ным пра­ви­тель­ством Рос­сии не состоялось.

Бала­ба­но­вой вме­сте с Мар­то­вым, Аксель­ро­дом, Луна­чар­ским, Соколь­ни­ко­вым при­шлось ехать через Гер­ма­нию, потом пере­са­жи­вать­ся на паро­ход до Шве­ции и поез­дом ехать через Фин­лян­дию до Пет­ро­гра­да. Несколь­ко ранее тот же путь про­де­лал Ленин, выехав из Цюри­ха 27 мар­та (9 апре­ля по ново­му сти­лю) 1917 года. Анже­ли­ка Иса­а­ков­на вспоминала:

«Когда мы оста­но­ви­лись на рус­ско-фин­ской гра­ни­це, мы были пора­же­ны, уви­дев тол­пу сол­дат и штат­ских, кото­рая собра­лась на плат­фор­ме, что­бы при­вет­ство­вать нас. Мы не ожи­да­ли ника­ких демон­стра­ций, пока не при­е­дем в Пет­ро­град, и, когда наших ушей достиг­ли зву­ки „Интер­на­ци­о­на­ла“, мы запла­ка­ли от радо­сти. Мы воз­вра­ща­лись в стра­ну, в кото­рой все­го лишь год назад эту пес­ню пели тай­ком скры­вав­ши­е­ся от пре­сле­до­ва­ний рево­лю­ци­о­не­ры. Теперь она ста­ла гим­ном все­го наро­да, осво­бож­дён­но­го от раб­ства. Чудо свершилось».

В Рос­сии Бала­ба­но­ва про­дол­жа­ла рабо­тать в Цим­мер­вальд­ском коми­те­те, сбли­жа­ясь с его левым кры­лом. Летом 1917 года Анже­ли­ка Иса­а­ков­на ста­ла чле­ном РСДРП(б). Бала­ба­но­ва уви­де­ла в боль­ше­ви­ках наи­бо­лее ради­каль­ную поли­ти­че­скую силу, высту­пав­шую за про­дол­же­ние рево­лю­ции и дове­де­ния её до логи­че­ско­го кон­ца — пре­кра­ще­ние вой­ны и нача­ло стро­и­тель­ства соци­а­ли­сти­че­ско­го обще­ства. Анже­ли­ка Иса­а­ков­на была убеж­де­на, что рево­лю­ци­он­ный поезд не дол­жен оста­но­вить­ся на про­ме­жу­точ­ной стан­ции — бур­жу­аз­ной рес­пуб­ли­ке, — ина­че он отка­тит­ся назад и будет сме­тён вол­ной контрреволюции.

Во вре­мя Октябрь­ских собы­тий Бала­ба­но­ва нахо­ди­лась в Сток­голь­ме, где коор­ди­ни­ро­ва­ла дея­тель­ность Цим­мер­вальд­ско­го дви­же­ния. Зна­ние язы­ков и извест­ность в соци­а­ли­сти­че­ских кру­гах Евро­пы пре­вра­ща­ло Бала­ба­но­ву в неза­ме­ни­мо­го посред­ни­ка меж­ду соци­а­ли­ста­ми Евро­пы и Рос­сии. Зада­ча Анже­ли­ки Иса­а­ков­ны заклю­ча­лась в про­ры­ве инфор­ма­ци­он­ной бло­ка­ды, кото­рая созда­ва­лась вокруг Совет­ской Рос­сии. Несмот­ря на под­держ­ку боль­ше­ви­ков, у Бала­ба­но­вой воз­ник­ли серьёз­ные сомне­ния в мето­дах их поли­ти­че­ской борьбы.

Скеп­ти­цизм Анже­ли­ки Иса­а­ков­ны был свя­зан с дея­тель­но­стью III Интер­на­ци­о­на­ла и крас­ным тер­ро­ром. Бала­ба­но­вой каза­лось недо­пу­сти­мым тра­ты огром­ных средств на про­па­ган­дист­скую кам­па­нию ком­му­ни­стов в Евро­пе, кото­рая не опи­ра­лась на низо­вую ини­ци­а­ти­ву рабо­чих. По мне­нию Бала­ба­но­вой, актив­ное под­тал­ки­ва­ние рево­лю­ции в Евро­пе из Рос­сии не мог­ло при­ве­сти к успе­ху и нано­си­ло толь­ко вред соци­а­ли­сти­че­ско­му движению.

После Пер­вой миро­вой вой­ны в Рос­сии оста­лось мно­же­ство воен­но­плен­ных из раз­ных евро­пей­ских стран. Боль­ше­ви­ки стре­ми­лись исполь­зо­вать плен­ных для ком­му­ни­сти­че­ской аги­та­ции в Евро­пе. Бала­ба­но­ва про­те­сто­ва­ла про­тив это­го, так как зача­стую плен­ные не име­ли ника­ких пред­став­ле­ний о соци­а­лиз­ме, а согла­ша­лись на пред­ло­же­ния совет­ско­го пра­ви­тель­ства лишь для того, что­бы полу­чить день­ги и вер­нуть­ся на роди­ну. Анже­ли­ка Иса­а­ков­на при­во­дит при­мер, когда ита­льян­ские воен­но­плен­ные взя­ли день­ги для аги­та­ции, но потра­ти­ли их в ресто­ра­нах и бор­де­лях Мила­на. Ещё боль­шую тре­во­гу вызва­ли у неё каз­ни про­тив­ни­ков совет­ской вла­сти в ходе крас­но­го террора:

«По мере поступ­ле­ния офи­ци­аль­ных сооб­ще­ний, под­твер­жда­ю­щих раз­мах тер­ро­ра, бес­по­кой­ство моё всё рос­ло. Я зна­ла, что рево­лю­ции не совер­ша­ют­ся без кро­во­про­ли­тия, и подав­ле­ние контр­ре­во­лю­ци­он­ной дея­тель­но­сти со сто­ро­ны рево­лю­ци­он­ной вла­сти было и неиз­беж­но, и пол­но­стью оправ­дан­но. Рос­сия была вынуж­де­на защи­щать себя не толь­ко от атак миро­во­го капи­та­лиз­ма, но и от тысяч заго­вор­щи­ков и реак­ци­о­не­ров в пре­де­лах сво­их соб­ствен­ных гра­ниц. Но были ли необ­хо­ди­мы мас­со­вые убий­ства? Не выхо­дит ли тер­рор за допу­сти­мые пре­де­лы? Как сек­ре­тарь Цим­мер­вальд­ско­го дви­же­ния и пред­ста­ви­тель рево­лю­ци­он­ных эле­мен­тов в Запад­ной Евро­пе, под­дер­жи­ва­ю­щих Совет­скую рес­пуб­ли­ку, я счи­та­ла сво­им дол­гом про­ве­сти рас­сле­до­ва­ние и отве­тить на эти вопро­сы само­сто­я­тель­но, если толь­ко таким обра­зом я смо­гу защи­тить боль­ше­ви­ков от их кри­ти­ков и под­твер­дить пре­дан­ность им их дру­зей. Я реши­ла немед­лен­но поехать в Россию».

После при­ез­да в Рос­сию Бала­ба­но­ва поста­ра­лась оце­нить обос­но­ван­ность и мас­штаб раз­вер­нув­ших­ся репрес­сий. При­сут­ствие на суде по делу гла­вы англий­ской мис­сии Брю­са Лок­кар­та и дру­гих про­цес­сах убе­ди­ло её в том, что крас­ный тер­рор носил ответ­ный харак­тер и был спро­во­ци­ро­ван про­тив­ни­ка­ми боль­ше­ви­ков. Одна­ко со вре­ме­нем, по мне­нию Бала­ба­но­вой, тер­рор из необ­хо­ди­мо­сти пре­вра­тил­ся в уни­вер­саль­ное сред­ство борь­бы про­тив любой оппозиции.

В 1919 году Бала­ба­но­ва ста­ла сек­ре­та­рём III Интер­на­ци­о­на­ла, где раз­го­рел­ся кон­фликт с Гри­го­ри­ем Зино­вье­вым, пред­се­да­те­лем Комин­тер­на. Отно­ше­ния Бала­ба­но­вой и Зино­вье­вой не зала­ди­лись с само­го нача­ла. Анже­ли­ка Иса­а­ков­на виде­ла в Зино­вье­ве сле­по­го испол­ни­те­ля воли Лени­на, кото­рый не был спо­со­бен к само­сто­я­тель­ным действиям.

«После Мус­со­ли­ни, кото­ро­го я всё-таки луч­ше и доль­ше зна­ла, я счи­таю Зино­вье­ва самым пре­зрен­ным чело­ве­ком, с кото­рым я когда-либо встре­ча­лась. <…> В рам­ках само­го рево­лю­ци­он­но­го дви­же­ния вожди боль­ше­ви­ков были спо­соб­ны на всё, что­бы достичь сво­их соб­ствен­ных поли­ти­че­ских и груп­по­вых целей, но никто из них не был спо­со­бен на контр­ре­во­лю­ци­он­ный сго­вор с клас­со­вым вра­гом. Если бы суще­ство­вал три­бу­нал для выне­се­ния судеб­но­го реше­ния и опре­де­ле­ния нака­за­ния тем, кто нанёс ущерб и обес­че­стил рабо­чее дви­же­ние, кто уни­что­жил его дух, кто ответ­стве­нен за мораль­ное и ино­гда физи­че­ское исчез­но­ве­ние его самых луч­ших акти­ви­стов, то Зино­вьев и Ста­лин воз­гла­ви­ли бы спи­сок осуждённых».

Основ­ная пре­тен­зия Бала­ба­но­вой к Зино­вье­ву заклю­ча­лась в его мораль­ной нераз­бор­чи­во­сти, выра­жа­ю­щей­ся в готов­но­сти под­дер­жи­вать вся­ко­го чело­ве­ка, порой с сомни­тель­ным репу­та­ци­ей, кото­рый желал про­дви­гать про­грам­му Комин­тер­на и кри­ти­ко­вать евро­пей­ских соци­ал-демо­кра­тов. Анже­ли­ка Иса­а­ков­на оста­ви­ла яркие опи­са­ния аван­тю­ри­стов и иска­те­лей денег, кото­рые сле­та­лись в Моск­ву в поис­ках лёг­ко­го зара­бот­ка. Рабо­та в III Интер­на­ци­о­на­ле при­ве­ла Бала­ба­но­ву к окон­ча­тель­но­му разо­ча­ро­ва­нию в большевиках.

Текст с удо­сто­ве­ре­ни­ем лич­но­сти Бала­ба­но­вой, напи­сан­ный Лени­ным. Источ­ник: Lafont M. The Strange Comrade Balabanoff: The Life of a Communist Rebel. McFarland Publishers. 2016

Послед­ней кап­лей для Бала­ба­но­вой ста­ла попыт­ка Зино­вье­ва рас­ко­лоть Соци­а­ли­сти­че­скую пар­тию Ита­лии в 1920 году, кото­рая напра­ви­ла в Совет­скую Рос­сию деле­га­цию для ока­за­ния помо­щи и нала­жи­ва­ния свя­зей. В кон­це 1921 года Анже­ли­ка Иса­а­ков­на полу­чи­ла швед­скую визу и навсе­гда уеха­ла из Совет­ской Рос­сии. В её раз­ре­ше­нии на выезд говорилось:

«Това­ри­щу Бала­ба­но­вой раз­ре­ша­ет­ся поки­нуть Рос­сию под свою ответ­ствен­ность. Ей запре­ща­ет­ся выра­жать своё мне­ние, в уст­ной или пись­мен­ной фор­ме, по ита­льян­ско­му вопросу».

Анже­ли­ка Бала­ба­но­ва. Источ­ник: jewish.ru

Эмиграция

После­ду­ю­щие несколь­ко лет Бала­ба­но­ва жила в Вене, зара­ба­ты­вая на жизнь в каче­стве пре­по­да­ва­тель­ни­цы ино­стран­ных язы­ков. Она воз­об­но­ви­ла связь с ита­льян­ски­ми соци­а­ли­ста­ми, пуб­ли­ко­ва­ла в газе­тах кри­ти­че­ские ста­тьи о так­ти­ке Комин­тер­на. В 1924 году Анже­ли­ка Иса­а­ков­на была исклю­че­на из РКП(б) за «мень­ше­вист­ский под­ход». С окон­ча­тель­ным утвер­жде­ни­ем вла­сти фаши­стов в Ита­лии в 1927 году Бала­ба­но­ва пере­еха­ла в Париж, где воз­гла­ви­ла редак­цию газе­ту Avanti в изгнании.

Рус­ская рево­лю­ци­о­нер­ка жила крайне бед­но. Сре­ди ита­льян­ских поли­ти­че­ских эми­гран­тов даже закре­пи­лось шуточ­ное выра­же­ние «обе­ды по-бала­ба­нов­ски», озна­чав­шее отсут­ствие обе­да. Анже­ли­ка Иса­а­ков­на увле­ка­лась поэ­зи­ей, сочи­ня­ла сти­хо­тво­ре­ния на четы­рёх язы­ках. В нача­ле 1930‑х годов Бала­ба­но­ва нача­ла писать мему­а­ры о сво­ём рево­лю­ци­он­ном прошлом.

В 1935 году Анже­ли­ка Иса­а­ков­на эми­гри­ро­ва­ла в США, где напи­са­ла авто­био­гра­фи­че­ский труд «Моя жизнь — борь­ба». Бала­ба­но­ва стре­ми­лась раз­вен­чать культ Мус­со­ли­ни, кото­рый полу­чил под­держ­ку сре­ди ита­льян­ских эми­гран­тов в США. Одна­ко кни­га рево­лю­ци­о­нер­ки, вышед­шая в 1938 году в аме­ри­кан­ском изда­тель­стве Harper and Brothers, была встре­че­на чита­те­ля­ми доста­точ­но холод­но. Пери­пе­тии евро­пей­ской поли­ти­че­ской жиз­ни были дале­ки от США.

Бала­ба­но­ва актив­но путе­ше­ство­ва­ла по Аме­ри­ке, чита­ла лек­ции. Пуб­лич­ные выступ­ле­ния поз­во­ля­ли извест­ной рево­лю­ци­о­нер­ке про­дол­жать анти­фа­шист­скую борь­бу и зара­ба­ты­вать себе на жизнь. В раз­гар Вто­рой миро­вой вой­ны, в 1942 году, Анже­ли­ка Иса­а­ков­на напи­са­ла кни­гу о Мус­со­ли­ни «Пре­да­тель: Бени­то Мус­со­ли­ни и его „заво­е­ва­ние“ власти».

Кни­га Бала­ба­но­вой «Пре­да­тель». Источ­ник: abebooks.com

В 1930‑х годах одной из бли­жай­ших подруг для Бала­ба­но­вой ста­ла Эмма Гольд­ман — рус­ская анар­хист­ка, пере­ехав­шая в США. Их друж­ба тяну­лась с 1919—1920 годов, когда аме­ри­кан­ские вла­сти высла­ли Гольд­ман в РСФСР. Обе рево­лю­ци­о­нер­ки разо­ча­ро­ва­лись в боль­ше­ви­ках и их мето­дах, тяже­ло пере­жи­ва­ли утра­ты рево­лю­ци­о­не­ра­ми при­вер­жен­но­сти демо­кра­тии и зло­упо­треб­ле­ние властью.

Раз­гром фашиз­ма в Евро­пе и воз­вра­ще­ние Бала­ба­но­вой в 1947 году в Ита­лию все­ли­ли в неё новые силы. Она сно­ва с голо­вой ушла в ита­льян­скую поли­ти­ку, всту­пи­ла в Соци­а­ли­сти­че­скую пар­тию ита­льян­ских трудящихся.

Анже­ли­ка Иса­а­ков­на по-преж­не­му высту­па­ла про­тив любых так­ти­че­ских сою­зов с ком­му­ни­ста­ми. Обли­че­ние ком­му­ни­стов не под­дер­жи­ва­ла зна­чи­тель­ная часть ита­льян­ских левых, кото­рые крайне пози­тив­но отно­си­лись к СССР в 1950—1960‑е годы, но Бала­ба­но­вой было при­выч­но оста­вать­ся в мень­шин­стве. В ходе одно­го из спо­ров она бро­си­ла в ответ на критику:

«Я знаю ком­му­ни­стов! Я их виде­ла! Не верь­те им!»

В 1959 году в неболь­шом соци­ал-демо­кра­ти­че­ско­го изда­тель­стве вышла кни­га Бала­ба­но­вой «Ленин вбли­зи», содер­жа­щая кри­ти­ку дей­ствий Лени­на и большевиков.

Кни­га Бала­ба­но­вой «Ленин вбли­зи». Источ­ник: www.ebay.it

До самых послед­них дней Анже­ли­ка Иса­а­ков­на инте­ре­со­ва­лась соци­а­ли­сти­че­ским дви­же­ни­ем Ита­лии, несмот­ря на силь­ное нерв­ное исто­ще­ние. Посто­ян­ной забо­той Бала­ба­но­вой были день­ги, кото­рые тра­ти­ла пар­тия на содер­жа­ние извест­ной рево­лю­ци­о­нер­ки. Анже­ли­ка Иса­а­ков­на стре­ми­лась сокра­тить эту сумму.

Бала­ба­но­ва в 1961 году. Источ­ник: sap-rood.org

Бала­ба­но­ва умер­ла в Риме 25 нояб­ря 1965 года в воз­расте 88 лет. Похо­ро­ны рус­ской рево­лю­ци­о­нер­ки состо­я­лись на рим­ском нека­то­ли­че­ском клад­би­ще. Моги­ла Бала­ба­но­вой ока­за­лась неда­ле­ко от захо­ро­не­ния Анто­нио Грам­ши, одно­го из осно­во­по­лож­ни­ков неомарксизма.

Похо­ро­ны Бала­ба­но­вой. Источ­ник: Lafont M. The Strange Comrade Balabanoff: The Life of a Communist Rebel. McFarland Publishers. 2016
Моги­ла Бала­ба­но­вой. Источ­ник: findagrave.com

Примечания

  1. Begnac de Y. Taccuini mussoliniani. Il Mulino, Bologna, 1990. Р. 5. Цит. по: Аме­део Ла Мат­ти­на «Я нико­гда не была спо­кой­на». Жизнь Анже­ли­ки Бала­ба­но­вой, порвав­шей с Мус­со­ли­ни и Лени­ным. СПб., 2024.

Рекомендованная литература

  1. Бала­ба­но­ва А. И. Моя жизнь — борь­ба: мему­а­ры рус­ской соци­а­лист­ки, 1897–1938. М., 2007.
  2. Ла Мат­ти­на А. «Я нико­гда не была спо­кой­на». Жизнь Анже­ли­ки Бала­ба­но­вой, порвав­шей с Мус­со­ли­ни и Лени­ным. СПб., 2024.
  3. Lafont M. The Strange Comrade Balabanoff: The Life of a Communist Rebel. McFarland Publishers. 2016.
Что­бы под­дер­жать авто­ров и редак­цию, под­пи­сы­вай­тесь на плат­ный теле­грам-канал VATNIKSTAN_vip. Там мы делим­ся экс­клю­зив­ны­ми мате­ри­а­ла­ми, зна­ко­мим­ся с исто­ри­че­ски­ми источ­ни­ка­ми и обща­ем­ся в ком­мен­та­ри­ях. Сто­и­мость под­пис­ки — 500 руб­лей в месяц.

 

Читай­те так­же «Мень­ше­ви­ки под репрес­си­я­ми и в эми­гра­ции»

Поделиться