Одиссея крейсера «Аскольд», флагмана российского флота начала XX века

На крей­сер «Аскольд», постро­ен­ный в Гер­ма­нии и пред­на­зна­чен­ный для служ­бы на Тихом оке­ане, воз­ла­га­лись боль­шие надеж­ды. Он был одним из самых совре­мен­ных кораб­лей рос­сий­ско­го фло­та сво­е­го вре­ме­ни. «Аскольд» стал немым сви­де­те­лем глав­ных собы­тий в исто­рии нашей стра­ны нача­ла XX века. Крей­сер доб­лест­но сра­жал­ся в Рус­ско-япон­ской войне, пре­сле­до­вал неуло­ви­мый немец­кий «Эмден» во вре­мя Пер­вой миро­вой, стал един­ствен­ным рос­сий­ским участ­ни­ком печаль­но извест­ной Дар­да­нелль­ской опе­ра­ции и сто­ял у исто­ков Север­но­го флота.

Подроб­нее о насы­щен­ной жиз­ни почти забы­то­го в наши дни кораб­ля — в мате­ри­а­ле Ники­ты Николаева.


По сло­вам Алек­сандра III, у Рос­сии два союз­ни­ка — армия и флот, и оба нуж­да­ют­ся в посто­ян­ном ухо­де и модер­ни­за­ции. Этим и заня­лись вла­сти в кон­це цар­ство­ва­ния импе­ра­то­ра Миро­твор­ца. Воен­но-мор­ские силы импе­рии силь­но отста­ва­ли от дру­гих вели­ких дер­жав, и эту про­бле­му необ­хо­ди­мо было сроч­но решать. В 1895 году руко­вод­ство стра­ны ини­ци­и­ро­ва­ло мас­штаб­ную судо­стро­и­тель­ную про­грам­му, по кото­рой новей­шие бро­не­нос­ные кораб­ли долж­ны были попол­нить Бал­тий­ский флот и Тихо­оке­ан­скую фло­ти­лию. Послед­ней уде­ля­лось осо­бое вни­ма­ние — в реги­оне нарас­та­ло про­ти­во­сто­я­ние со стре­ми­тель­но наби­ра­ю­щей вес Японией.

Выпол­не­ние мас­штаб­ной судо­стро­и­тель­ной про­грам­мы загру­зи­ло все оте­че­ствен­ные вер­фи. Рос­сии при­шлось раз­ме­щать зака­зы за рубе­жом. Так, кораб­ли для Тихо­го оке­а­на стро­и­лись в США и Гер­ма­нии, мест­ные инже­не­ры про­ек­ти­ро­ва­ли крей­се­ры и мино­нос­цы, после чего пра­ви­тель­ство заклю­ча­ло кон­трак­ты с ино­стран­ны­ми фир­ма­ми. В горо­де Киль, на вер­фях акци­о­нер­но­го обще­ства «Гер­ма­ния» (в нача­ле XX века оно ока­за­лось под кон­тро­лем ком­па­нии Круп­па) осе­нью 1898 года нача­ли стро­ить совре­мен­ный бро­не­нос­ный крей­сер, пред­на­зна­чен­ный для дей­ствий в Тихом океане.

Вер­фи Киля. Конец XIX века. Источ­ник: commons.wikimedia.org

Рабо­ты завер­ши­лись точ­но в срок: уже 11 апре­ля 1901 года крей­сер впер­вые вышел в море в испы­та­тель­ный поход. К это­му вре­ме­ни корабль обрёл имя — «Аскольд», в честь леген­дар­но­го киев­ско­го кня­зя, пра­вив­ше­го в IX веке. Тёз­ки и пред­ки крей­се­ра оста­ви­ли яркий след в исто­рии оте­че­ствен­но­го фло­та. Фре­гат «Аскольд» в сере­дине XIX века слу­жил под нача­лом рус­ско­го дипло­ма­та и адми­ра­ла Евфи­мия Путя­ти­на на Даль­нем Восто­ке. Кор­вет «Аскольд» участ­во­вал в несколь­ких кру­го­свет­ных пла­ва­ни­ях. Новый крей­сер был обя­зан не уда­рить в грязь лицом на фоне выда­ю­щих­ся предшественников.

Пер­вым коман­ди­ром кораб­ля стал капе­ранг Нико­лай Рей­цен­штейн. Коман­да «Асколь­да» состо­я­ла из почти 600 чело­век. В их чис­ло вхо­ди­ли 21 офи­цер и 9 кон­дук­то­ров (унтер-офи­це­ров). После про­хож­де­ния всех испы­та­ний крей­сер отпра­вил­ся в Рос­сию и про­вёл неко­то­рое вре­мя в пор­тах Либа­вы (совре­мен­ная Лие­пая) и Крон­штад­та. Новей­ший бое­вой корабль инте­ре­со­вал ино­стран­ные деле­га­ции, при­бы­вав­шие в сто­ли­цу. Нико­лай II лич­но посе­тил крей­сер 19 июня 1902 года и нахо­дил­ся на кораб­ле чуть мень­ше часа. В осталь­ные дни коман­да гото­ви­ла «Аскольд» к ско­ро­му даль­не­му пере­хо­ду. Газе­та «Крон­штадт­ский вест­ник» писала:

«Мно­ги­ми при­зна­ёт­ся, что наши тех­ни­ки без раз­ли­чия спе­ци­аль­но­стей заста­ви­ли завод „Гер­ма­ния“, стро­ив­ший крей­сер „Аскольд“, про­явить выс­шее напря­же­ние сил и зна­ний, вслед­ствие чего завод дал нам суд­но, дей­стви­тель­но вынос­ли­вое и год­ное для той цели, для кото­рой оно строилось».

«Аскольд» на испы­та­ни­ях в Киле. 1901 год. Источ­ник: commons.wikimedia.org

Эки­па­жу пред­сто­ял тяжё­лый пере­ход из Санкт-Петер­бур­га в Порт-Артур — рус­ский порт, арен­до­ван­ный у Китая в 1898 году. Буду­щее пла­ва­ние име­ло несколь­ко зна­че­ний. Путе­ше­ствие долж­но было «спа­ять» эки­паж и в стрес­со­вых усло­ви­ях про­ве­рить рабо­то­спо­соб­ность про­дук­ции немец­кой вер­фи. Поми­мо это­го, пере­ход на Даль­ний Восток новей­ше­го рос­сий­ско­го крей­се­ра был демон­стра­ци­ей силы и наме­ре­ний импе­рии. 3 сен­тяб­ря 1903 года одис­сея «Асколь­да» началась.

«Аскольд» на крон­штадт­ском рей­де. Источ­ник: commons.wikimedia.org

Песнь первая. Переход на Дальний Восток

На сво­ём пути крей­сер совер­шил мно­же­ство оста­но­вок. Вый­дя из Фин­ско­го зали­ва, «Аскольд» загля­нул в род­ной Киль. Здесь корабль посе­тил брат кай­зе­ра Виль­гель­ма II, Ген­рих Прус­ский, кото­рый в годы Пер­вой миро­вой вой­ны будет руко­во­дить гер­ман­ски­ми воен­но-мор­ски­ми сила­ми на Бал­тий­ском море. 31 октяб­ря «Аскольд» достиг Порт-Саи­да. В пла­ва­нии коман­да посто­ян­но про­во­ди­ла уче­ния и тести­ро­ва­ла воз­мож­но­сти крей­се­ра. «Аскольд» ока­зал­ся надёж­ным суд­ном, да и эки­паж доб­ро­со­вест­но выпол­нял обязанности.

Нико­лай Рей­цен­штейн. Источ­ник: commons.wikimedia.org

Рей­цен­штейн полу­чил при­каз посе­тить несколь­ко турец­ких и пер­сид­ских пор­тов. В 1902 году Рос­сий­ская и Бри­тан­ская импе­рии всё ещё сопер­ни­ча­ли в Азии — «Боль­шая игра» закон­чи­лась через несколь­ко лет. Тогда же при­сут­ствие новей­ше­го рус­ско­го крей­се­ра ста­ло важ­ным собы­ти­ем в исто­рии про­ти­во­сто­я­ния дер­жав. В пред­пи­са­нии мор­ско­го шта­ба коман­ди­ру «Асколь­да» говорилось:

«…Появ­ле­ни­ем рус­ско­го фла­га в этих водах пока­зать ино­стран­ным и мест­ным вла­стям, что мы счи­та­ем эти воды вполне доступ­ным пла­ва­нию всех наций в про­ти­во­по­лож­ность стрем­ле­ни­ям вели­ко­бри­тан­ско­го пра­ви­тель­ства обра­тить Пер­сид­ский залив в закры­тое море, вхо­дя­щее в сфе­ру его исклю­чи­тель­ных интересов».

Одним из самых извест­ных эпи­зо­дов ближ­не­во­сточ­но­го воя­жа «Асколь­да» ста­ло посе­ще­ние Ома­на. Сул­тан Фей­сал бен Тур­ки про­явил почти ребя­че­ский инте­рес к рус­ско­му кораб­лю, при­быв­ше­му к при­бреж­но­му фор­ту Мера­ни. Он радуш­но при­нял офи­це­ров на бере­гу, а спу­стя неко­то­рое вре­мя сам под­нял­ся на борт крей­се­ра. Во вре­мя осмот­ра внут­рен­не­го убран­ства «Асколь­да» сул­та­ну при­гля­ну­лись музы­каль­ные часы. Офи­це­рам не оста­ва­лось ниче­го, кро­ме как пода­рить их Фей­са­лу в знак друж­бы и при­зна­тель­но­сти за гостеприимство.

Крей­сер «Аскольд». Источ­ник: commons.wikimedia.org

После это­го крей­сер посе­тил ещё несколь­ко пор­тов в Пер­сид­ском зали­ве. О путе­ше­ствии Рей­цен­штейн отчи­ты­вал­ся в Петербург:

«Вез­де посе­ти­те­лей было мно­го и всем от мала до вели­ка осмот­реть крей­сер отка­за­но не было, всем всё пока­зы­ва­лось, и посе­ти­те­ли, уез­жая, бла­го­да­ри­ли за гостеприимство».

Доволь­ны пере­хо­дом были и дипло­ма­ты. В декаб­ре 1902 года рус­ский кон­сул в Буши­ре Нико­лай Пас­сек писал в Петербург:

«Появ­ле­ние на Бушир­ском рей­де ещё не видан­ных здесь раз­ме­ров воен­но­го, пятит­руб­но­го суд­на вели­че­ствен­ной внеш­но­сти, с мно­го­чис­лен­ным эки­па­жем, силь­ным воору­же­ни­ем, новей­ши­ми меха­ни­че­ски­ми при­спо­соб­ле­ни­я­ми, рос­кош­ной внут­рен­ней отдел­кой, оркест­ром духо­вой музы­ки, силь­ны­ми элек­три­че­ски­ми про­жек­то­ра­ми, не раз пущен­ны­ми в ход во вре­мя сто­ян­ки в Буши­ре, салю­ты, обе­ды… рос­кош­ная иллю­ми­на­ция крей­се­ра в Бен­дер-Абба­се… всё это слу­жи­ло и слу­жит до сих пор тема­ми ожив­лён­ных бесед впе­чат­ли­тель­но­го тузем­но­го населения».

Остав­ша­я­ся доро­га до рос­сий­ских ази­ат­ских пор­тов про­шла без осо­бых про­ис­ше­ствий. Эки­паж поте­рял лишь одно­го мат­ро­са на Цей­лоне — он скон­чал­ся от инсуль­та, ска­зал­ся тяжё­лый тро­пи­че­ский кли­мат. В нача­ле 1903 года «Аскольд» при­был в япон­ский порт Нага­са­ки и офи­ци­аль­но вошёл в состав рос­сий­ской Тихо­оке­ан­ской флотилии.


Песнь вторая. Против императорской Японии

До нача­ла Рус­ско-япон­ской вой­ны оста­вал­ся год. За это вре­мя «Аскольд» участ­во­вал в дипло­ма­ти­че­ской дея­тель­но­сти рус­ско­го послан­ни­ка в Токио, буду­ще­го гла­вы мини­стер­ства ино­стран­ных дел Алек­сандра Изволь­ско­го. Ситу­а­ция ста­но­ви­лась всё слож­нее, и коман­да кораб­ля мно­го вре­ме­ни про­во­ди­ла на уче­ни­ях, гото­вясь к буду­ще­му кон­флик­ту. В кон­це года новым коман­ди­ром «Асколь­да» стал капе­ранг Кон­стан­тин Грамматчиков.

Ночью 27 янва­ря 1904 года нача­лась вой­на. Рус­скую эскад­ру, сто­яв­шую в Порт-Арту­ре, вне­зап­но ата­ко­ва­ли япон­ские мино­нос­цы. В этот момент «Аскольд» сто­ял на рей­де в пер­вой линии кораб­лей. Лишь по счаст­ли­вой слу­чай­но­сти япон­цы не нанес­ли кораб­лю повре­жде­ний, чего нель­зя было ска­зать о его сосе­дях, «Цеса­ре­ви­че» и «Пал­ла­де». Для крей­се­ра нача­лись тяжё­лые бое­вые буд­ни, свя­зан­ные с обо­ро­ной Порт-Арту­ра и под­держ­кой гар­ни­зо­на кре­по­сти с моря.

Намест­ник Даль­не­го Восто­ка Евге­ний Алек­се­ев и адми­рал Сте­пан Мака­ров на крей­се­ре «Аскольд». 1904 год. Источ­ник: russiainphoto.ru

«Аскольд» оправ­ды­вал ста­тус одно­го из самых совре­мен­ных кораб­лей рос­сий­ско­го фло­та на Тихом оке­ане. В связ­ке с дру­ги­ми бро­не­нос­ца­ми и крей­се­ра­ми он до поры успеш­но дей­ство­вал про­тив япон­ских кораб­лей, не неся потерь. За это вре­мя «Аскольд» успел вре­мен­но побыть флаг­ма­ном назна­чен­но­го коман­ду­ю­щим фло­том адми­ра­ла Сте­па­на Мака­ро­ва. Одна­ко с само­го нача­ла вой­ны пре­вос­ход­ство Япо­нии в коли­че­стве кораб­лей дава­ло о себе знать. Старт оса­ды Порт-Арту­ра летом 1904 года заста­вил коман­до­ва­ние фло­том при­нять реше­ние о про­ры­ве кора­бель­ных отря­дов во Владивосток.

28 июля «Аскольд» в соста­ве отря­да крей­се­ров участ­во­вал в сра­же­нии в Жёл­том море. План коман­до­ва­ния пре­одо­леть япон­ские заграж­де­ния и уйти во Вла­ди­во­сток потер­пел фиа­ско прак­ти­че­ски в самом нача­ле. «Аскольд» вме­сте с дру­ги­ми крей­се­ра­ми, обла­дав­ши­ми боль­шой артил­ле­рий­ской мощью, защи­ща­ли бро­не­нос­цы от огня япон­ских кораб­лей, но пре­вос­ход­ство про­тив­ни­ка ока­за­лось слиш­ком серьёз­ным. «Аскольд» нёс тяжё­лые поте­ри, как в эки­па­же, так и в целост­но­сти кор­пу­са. Нако­нец бли­же к вече­ру крей­сер полу­чил при­каз вновь идти на про­рыв. Бро­не­нос­цы оста­лись в бух­те Порт-Артура.

«Аскольд» в Порт-Арту­ре. Источ­ник: commons.wikimedia.org

«Аскольд» воз­гла­вил опе­ра­цию. Толь­ко ему и крей­се­ру «Новик» уда­лось про­рвать­ся сквозь заграж­де­ния япон­цев, поне­ся суще­ствен­ные поте­ри. На про­тя­же­нии почти 16 часов корабль вёл непре­рыв­ный бой. Эки­паж поте­рял уби­ты­ми 11 чело­век, ору­дия выпу­сти­ли по япон­цам боль­ше 200 сна­ря­дов. Повре­жде­ния были настоль­ко серьёз­ны­ми, что от идеи идти на Вла­ди­во­сток отка­за­лись. «Аскольд» повер­нул на Шан­хай. Тогда город нахо­дил­ся под меж­ду­на­род­ным управ­ле­ни­ем и был ней­траль­ным, а с помо­щью его пор­то­вых соору­же­ний пла­ни­ро­ва­лось быст­ро отре­мон­ти­ро­вать корабль. В отчё­те о сра­же­нии в Жёл­том море коман­дир отря­да крей­се­ров, быв­ший коман­дир «Асколь­да» Нико­лай Рей­цен­штейн отмечал:

«Чисто­сер­деч­но могу ука­зать отли­чив­ших­ся в бою этих крей­се­ров [„Асколь­да“ и „Нови­ка“]: коман­ди­ры, офи­це­ры, меха­ни­ки, док­то­ры, ниж­ние чины вели себя стой­ко, бра­во, хлад­но­кров­но, без суе­ты, гро­мя непри­я­те­ля, испол­няя свой долг».

Офи­це­ры «Асколь­да». 1903 год. Источ­ник: commons.wikimedia.org

Уйти из Шан­хая «Асколь­ду» не уда­лось. Спу­стя неде­лю после при­бы­тия выход из пор­та забло­ки­ро­ва­ли япон­ские кораб­ли. Коман­да не успе­ла закон­чить ремонт­ные рабо­ты для про­дол­же­ния про­ры­ва. Под дав­ле­ни­ем япон­цев де-юре китай­ские вла­сти потре­бо­ва­ли у Рос­сии выве­сти крей­сер в море или разору­жить его. Был при­нят вто­рой вари­ант — ней­траль­ность Китая ока­за­лась цен­нее «Асколь­да». Рей­цен­штейн впо­след­ствии вспоминал:

«Даже без вся­ко­го пре­ду­пре­жде­ния, даже не спро­сив меня, что мож­но сде­лать, как идут дела, ведь я вое­вал, я сра­жал­ся, мне пред­сто­я­ло испра­вить и выво­дить „Аскольд“, а не дипло­ма­там и не Глав­но­му мор­ско­му шта­бу, мне здесь всё вид­нее, а меня не спро­си­ли, а взя­ли и разору­жи­ли из каби­не­та… когда кому-нибудь при­дёт­ся пере­жи­вать то, что я пере­жил, разору­жая „Аскольд“, тогда толь­ко будут поня­ты мои сло­ва. Пере­жи­ва­ние сра­же­ний, атак совсем не то, что пере­жи­ва­ние это­го печаль­но­го события».

Сра­же­ние в Жёл­том море. Источ­ник: commons.wikimedia.org

С крей­се­ра демон­ти­ро­ва­ли ору­жие. До кон­ца вой­ны «Аскольд» оста­вал­ся в Шан­хае, а почти вся коман­да, кро­ме 17 доб­ро­воль­цев, была уво­ле­на в запас. До Вла­ди­во­сто­ка крей­сер добрал­ся лишь в нояб­ре 1905 года под коман­до­ва­ни­ем кав­то­ран­га Кон­стан­ти­на Сте­цен­ко. Нико­лай Рей­цен­штейн ушёл на повы­ше­ние, он воз­гла­вил Вла­ди­во­сток­ский отряд крейсеров.


Песнь третья. Революционная

Годы Пер­вой рус­ской рево­лю­ции ста­ли неспо­кой­ным вре­ме­нем для «Асколь­да». Хотя его, теперь уже флаг­ма­на Сибир­ской фло­ти­лии, бун­ты мат­ро­сов и бои обо­шли сто­ро­ной, эти собы­тия про­ис­хо­ди­ли на дру­гих кораб­лях. В 1907 году сра­зу несколь­ко мино­нос­цев ока­за­лись охва­че­ны вос­ста­ни­ем. В нём участ­во­ва­ли и неко­то­рые мат­ро­сы «Асколь­да», при­со­еди­нив­ши­е­ся к бун­ту­ю­щим. Мятеж­ни­ки аги­ти­ро­ва­ли за рево­лю­цию и на крей­се­ре, одна­ко это не при­ве­ло к жела­е­мым резуль­та­там. Офи­це­ры бди­тель­но сле­ди­ли за состо­я­ни­ем эки­па­жа, а в ходе доволь­но частых про­ве­рок наи­бо­лее актив­ных сму­тья­нов уда­ля­ли из лич­но­го соста­ва и пере­во­ди­ли на дру­гие места службы.

Впро­чем, коман­ди­ры не все­гда пере­да­ва­ли дела в суд: часто мятеж­ни­ка­ми ока­зы­ва­лись хоро­шие спе­ци­а­ли­сты. На это в 1908 году, уже после окон­ча­ния рево­лю­ции, обра­тил вни­ма­ние Нико­лай Мату­се­вич, началь­ник Вла­ди­во­сток­ско­го порта:

«Такой взгляд на служ­бу счи­таю крайне вред­ным в смыс­ле под­дер­жа­ния воен­но-мор­ской дисциплины».

Дис­ци­пли­на дей­стви­тель­но пада­ла. Эки­паж крей­се­ра был уве­ли­чен почти на 100 чело­век, но мате­ри­аль­ное доволь­ствие замет­но умень­ши­лось. Мат­ро­сы были недо­воль­ны скуд­ным пай­ком и тес­но­той, а офи­це­ры теря­ли инте­рес к службе.

«Аскольд» отпра­вил­ся на дол­го­ждан­ный капи­таль­ный ремонт лишь в 1911 году. Он длил­ся год. За это вре­мя эки­паж сме­нил­ся более чем напо­ло­ви­ну. Остав­ши­е­ся перед нача­лом Пер­вой миро­вой вой­ной годы «Аскольд» про­вёл в загра­нич­ных пла­ва­ни­ях и уче­ни­ях. Коман­дир фло­ти­лии объ­яс­нял необ­хо­ди­мость таких похо­дов штабу:

«Вновь сфор­ми­ро­ван­ная коман­да крей­се­ра, за малым исклю­че­ни­ем, состо­ит из моло­дых мат­ро­сов, на нём не пла­вав­ших. Неболь­шая часть остав­шей­ся ста­рой коман­ды „Асколь­да“ (год про­сто­яв­ше­го на боч­ке и пол­то­ра года в ремон­те) настоль­ко уте­ря­ла навы­ки мор­ско­го дела, что не мог­ла слу­жить при­ме­ром молодым».

Три пла­ва­ния, в ходе кото­рых «Аскольд» посе­тил прак­ти­че­ски все круп­ные пор­ты Юго-Восточ­ной Азии, улуч­ши­ли состо­я­ние коман­ды. Рус­ский кон­сул в Гон­кон­ге в 1913 году сооб­щал в Петербург:

«…Вид и состо­я­ние наше­го крей­се­ра про­из­ве­ли здесь самое луч­шее впе­чат­ле­ние, а коман­да, отпу­щен­ная на берег, вела себя образцово».

Крей­сер «Аскольд». Источ­ник: commons.wikimedia.org

Песнь четвёртая. В погоне за «Эмденом» и помощь союзникам

29 июля 1914 года эки­па­жам кораб­лей Сибир­ской воен­ной фло­ти­лии запре­ти­ли ухо­дить в отпус­ка. Спу­стя несколь­ко дней мат­ро­сы и офи­це­ры узна­ли о том, что Рос­сия всту­пи­ла в Первую миро­вую вой­ну. «Аскольд» ока­зал­ся вда­ли от глав­ных мор­ских сра­же­ний пер­вых меся­цев кон­флик­та, одна­ко и в Восточ­ной Азии было неспо­кой­но. Глав­ная опас­ность для союз­ни­ков нёс отряд гер­ман­ско­го фло­та, бази­ро­вав­ший­ся в Цин­дао — немец­кой кон­цес­сии в Китае.

Англи­чане пред­ло­жи­ли Рос­сии обра­зо­вать союз­ную эскад­ру и вме­сте про­ти­во­сто­ять нем­цам. Несмот­ря на несо­гла­сие гене­раль­но­го шта­ба, Нико­лай II лич­но одоб­рил ини­ци­а­ти­ву Лон­до­на. Крей­се­ры «Аскольд» и «Жем­чуг» посту­пи­ли под коман­до­ва­ние бри­тан­ско­го адми­ра­ла Мар­ти­на Джер­ра­ма. Глав­ной зада­чей соеди­не­ния ста­ла охра­на мор­ских ком­му­ни­ка­ций и поиск и уни­что­же­ние немец­ких кораб­лей. Глав­ной угро­зой из них был крей­сер «Эмден».

При­няв на борт офи­це­ров свя­зи, «Аскольд» отпра­вил­ся в дол­гое пла­ва­ние. В поис­ках нем­цев он посе­тил Гон­конг, Син­га­пур и Колом­бо. «Жем­чуг» шёл по дру­го­му марш­ру­ту. В октяб­ре корабль при­был в порт Пенанг для чист­ки кот­лов. Имен­но здесь крей­сер настиг «Эмден» — две тор­пе­ды отпра­ви­ли рус­ский корабль на дно. Спу­стя неко­то­рое вре­мя инфор­ма­ция о тра­ге­дии дошла до эки­па­жа «Асколь­да». Изве­стие о слу­чив­шем­ся мат­ро­сы и офи­це­ры пере­жи­ли доволь­но тяже­ло. Уча­сти­лись слу­чаи недо­воль­ства и даже непо­ви­но­ве­ния. Один из мат­ро­сов на угро­зу ско­ро суда отве­тил: «Под судом все будем, вот „Жем­чуг“ попал уже… и вы… толь­ко уме­е­те приказывать».

Мат­ча «Жем­чу­га» после немец­кой ата­ки. Источ­ник: commons.wikimedia.org

Впро­чем, коман­дир кораб­ля, капе­ранг Сер­гей Ива­нов, смог удер­жать дис­ци­пли­ну на при­ем­ле­мом уровне. К кон­цу года «Аскольд» полу­чил новый при­каз — дви­гать­ся к Сре­ди­зем­но­му морю. Импе­ра­тор Нико­лай II дал высо­чай­шее раз­ре­ше­ние на исполь­зо­ва­ние крей­се­ра в амби­ци­оз­ной союз­ной десант­ной опе­ра­ции, её целью стал полу­ост­ров Гал­ли­по­ли. Дерз­кий и мощ­ный удар в под­брю­шье Стам­бу­ла дол­жен был выве­сти Осман­скую импе­рию из войны.

«Аскольд» в Сало­ни­ках. 1915 год. Источ­ник: commons.wikimedia.org

В янва­ре 1915 года «Аскольд» ока­зал­ся в Сало­ни­ках. До нача­ла опе­ра­ции он участ­во­вал в обо­роне линий снаб­же­ния и несколь­ко раз всту­пил в бои с турец­ки­ми паро­хо­да­ми. Час икс настал 12 апре­ля. Крей­сер участ­во­вал в высад­ке союз­но­го десан­та на ази­ат­ский берег Дар­да­нелль­ско­го про­ли­ва. Участ­ник собы­тий, мат­рос Андрей Турен­ко, зафик­си­ро­вал эти собы­тия в дневнике:

«Мы вышли 10 апре­ля в 6 часов утра, вышли за бух­ту, отда­ли якорь, про­сто­я­ли немно­го. А 12 апре­ля в 5 часов утра при­шли все суда к Дар­да­не­лу и нача­ли выса­жи­вать десант. Англи­чане выса­жи­ва­ли сами, вози­ли на Гал­ли­по­лий­ский полу­ост­ров. А мы вози­ли десант фран­цуз­ский на ази­ат­скую сто­ро­ну. Наш был пер­вый катер и бар­кас. Но когда повез­ли десант, то тур­ки всё вре­мя отстре­ли­ва­ют­ся и раз­би­ли наш бар­кас и рани­ли 6 чело­век мат­ро­сов. Ну ране­ных доста­ли, а один мат­рос выез­жал, а обрат­но — совсем его не было. Сол­дат неиз­вест­но сколь­ко погиб­ло. И про­дол­жал­ся этот бой с 12 до 14 апреля».

«Аскольд» у бере­гов Гал­ли­по­ли. Источ­ник: commons.wikimedia.org

Высад­ка десан­та не при­ве­ла к резуль­та­там. Дар­да­нелль­ская опе­ра­ция вошла в исто­рию как оглу­ши­тель­ный про­вал союз­ни­ков. Уже в сле­ду­ю­щем году измож­дён­ные диви­зии англи­чан, фран­цу­зов, австра­лий­цев и ново­зе­ланд­цев поки­ну­ли Галлиполи.

Вклад «Асколь­да», оди­но­ко­го рус­ско­го кораб­ля, участ­во­вав­ше­го в сра­же­нии, союз­ни­ки цени­ли высо­ко. Турен­ко запи­сал в днев­ни­ке один из эпи­зо­дов пре­бы­ва­ния крей­се­ра в Порт-Саиде:

«Ста­ли мы ухо­дить и закри­ча­ли: „Ура, ура, ура“. Ещё слыш­но нам было на крей­се­ре, [что] с англий­ско­го крей­се­ра англий­ские мат­ро­сы тоже кри­ча­ли нам „Ува, ува, ува“. И после это­го кри­чал адми­рал: „Щас­ли­свой пути, Рус­сия“, „Дар­да­нел­лы финиш“ и „Кон­стан­ти­но­по­ли, ува“. Коман­да сто­я­ла во фронт, но понять не мог­ли, какую он речь гово­рил. Толь­ко то было понят­но: „Рус­сия“ и „Дар­да­нел­лы“, „Кон­стан­ти­но­по­ли“».

Неко­то­рое вре­мя «Аскольд» выпол­нял бое­вые зада­чи в восточ­ном Сре­ди­зем­но­мо­рье. В янва­ре 1916 года крей­сер отпра­вил­ся в Тулон для ремонта.


Песнь пятая. Террористическая

Ночью 21 авгу­ста 1916 года на крей­се­ре про­гре­мел взрыв, постра­дал кор­мо­вой погреб. По чистой слу­чай­но­сти про­ис­ше­ствие не при­ве­ло к дето­на­ции бое­ком­плек­та. Этот из ряда вон выхо­дя­щий слу­чай тем не менее не стал для коман­до­ва­ния «Асколь­да» неожи­дан­но­стью. Мно­го лет нахо­див­ши­е­ся вда­ли от дома, жив­шие в посто­ян­ном напря­же­нии и не полу­чав­шие тол­ком ново­стей из Рос­сии, чле­ны коман­ды озло­би­лись на «гос­под-офи­це­ров». Дол­гая сто­ян­ка в Тулоне лишь усу­гу­би­ла ситу­а­цию. Мат­ро­сы в уволь­ни­тель­ной мог­ли видеть­ся с раз­ны­ми «подо­зри­тель­ны­ми лич­но­стя­ми» и под­дать­ся чужо­му вли­я­нию. За несколь­ко меся­цев до взры­ва офи­це­ры «Асколь­да» на пери­о­ди­че­ских обыс­ках нахо­ди­ли у чле­нов коман­ды неле­галь­ную лите­ра­ту­ру и газе­ты. Ино­гда сле­до­ва­те­лям попа­да­лось даже бое­вое ору­жие, чью при­над­леж­ность уста­но­вить не удавалось.

Крей­сер «Аскольд». Источ­ник: commons.wikimedia.org

Когда начал­ся про­цесс отно­си­тель­но про­гре­мев­ше­го взры­ва, винов­ных доволь­но ско­ро нашли. Конеч­но, ими ста­ли рево­лю­ци­он­но настро­ен­ные мат­ро­сы. След­ствие осо­бо не потру­ди­лось собрать неопро­вер­жи­мые дока­за­тель­ства — в каче­стве тако­вых были исполь­зо­ва­ны вещи, най­ден­ные при обыс­ках. Речь вновь шла о лите­ра­ту­ре и ору­жии. В сен­тяб­ре состо­ял­ся суд, на кото­ром к смерт­ной каз­ни было при­го­во­ре­но четы­ре чело­ве­ка, более 100 чле­нов коман­ды отпра­ви­ли в Рос­сию. За про­изо­шед­шее попла­тил­ся долж­но­стью и коман­дир кораб­ля: вме­сто Сер­гея Ива­но­ва был назна­чен Кази­мир Кет­лин­ский. По при­бы­тии в Тулон он писал о царив­ших в трю­мах настроениях:

«Глу­бо­кая, пло­хо скры­ва­е­мая нена­висть всей коман­ды ко все­му офи­цер­ству. Это чув­ство­ва­лось реши­тель­но во всем».

Мор­ской министр Иван Гри­го­ро­вич так­же вспо­ми­нал о слу­чив­ших­ся на «Асколь­де» событиях:

«Я теле­гра­фи­ро­вал в Тулон не при­во­дить при­го­вор в испол­не­ние, тем не менее капи­тан 1‑го ран­га Кет­лин­ский это испол­нил. Вино­ва­ты в учи­не­нии бес­по­ряд­ков были не толь­ко под­су­ди­мые, но и те, кто допу­стил на крей­се­ре раз­врат­ную жизнь».

Кази­мир Кет­лин­ский. Источ­ник: commons.wikimedia.org

Собы­тия в Тулоне рас­ко­ло­ли коман­ду и офи­це­ров. Кет­лин­ский пытал­ся под­дер­жи­вать на кораб­ле суро­вую дис­ци­пли­ну — это каса­лось и выс­ших чинов. Вме­сте с этим из Пет­ро­гра­да были при­сла­ны попол­не­ния, одна­ко их каче­ство и про­фес­си­о­на­лизм остав­ля­ли желать луч­ше­го, осо­бен­но учи­ты­вая новое назна­че­ние «Асколь­да». Начав вой­ну в водах Тихо­го оке­а­на, на тре­тий год кон­флик­та крей­се­ру пред­сто­я­ло пере­брать­ся в Север­ный Ледо­ви­тый. На мур­ман­ском побе­ре­жье нача­ла фор­ми­ро­вать­ся осо­бая рус­ская флотилия.


Песнь шестая. Вновь революционная

В Первую миро­вую вой­ну Рос­сий­ская импе­рия ока­за­лась отре­зан­ной от союз­ни­ков на мор­ских про­сто­рах. На Бал­ти­ке ситу­а­цию кон­тро­ли­ро­вал немец­кий флот, Бос­фор после вступ­ле­ния в вой­ну Осман­ской импе­рии был закрыт для союз­ных кораб­лей. Вла­ди­во­сток нахо­дил­ся слиш­ком дале­ко, а Архан­гельск дей­ство­вал лишь огра­ни­чен­ное чис­ло меся­цев. Рос­сий­ское пра­ви­тель­ство реши­ло осно­вать новый, неза­мер­за­ю­щий, порт на бере­гу Барен­це­ва моря. Так появил­ся буду­щий Мурманск.

Мур­ман­ский рейд. 1918 год. Источ­ник: commons.wikimedia.org

Для обо­ро­ны новых линий ком­му­ни­ка­ций, по кото­рым в Рос­сию достав­ля­лись жиз­нен­но необ­хо­ди­мые гру­зы, англи­чане ещё в 1915 году выде­ли­ли неболь­шие силы. Лишь в 1916 году Пет­ро­град оза­бо­тил­ся созда­ни­ем соб­ствен­ной фло­ти­лии — осно­вой буду­ще­го Север­но­го фло­та. «Аскольд» вышел в море в декаб­ре 1916 года и отпра­вил­ся на новое место служ­бы. При пере­хо­де через Гибрал­тар крей­сер полу­чил серьёз­ные повре­жде­ния. Суд­но встре­ти­ли бри­тан­ские кораб­ли, кото­рые про­во­ди­ли его сна­ча­ла в Пли­мут, а затем в Девен­порт. Там «Аскольд» встал на оче­ред­ной ремонт уже в новом, 1917‑м, году.

В Девен­пор­те коман­да узна­ла о свер­шив­шей­ся в Рос­сии рево­лю­ции. Воз­ник риск, что ситу­а­ция вый­дет из-под кон­тро­ля, осо­бен­но учи­ты­вая собы­тия в Тулоне. Коман­да соста­ви­ла спи­сок офи­це­ров, дей­ствия кото­рых вызы­ва­ли наи­боль­шее недо­воль­ство. Кет­лин­ский был вынуж­ден при­нять их условия.

«Учи­ты­вая свои отно­ше­ния с коман­дой, наде­юсь посте­пен­но устро­ить служ­бу на крей­се­ре на новых осно­ва­ни­ях, с не менее стро­гой, чем рань­ше, но более созна­тель­ной дисциплиной».

После это­го эки­паж «Асколь­да» при­нял при­ся­гу Вре­мен­но­му пра­ви­тель­ству. Ситу­а­ция буд­то бы нала­жи­ва­лась. Мат­ро­сы исправ­но слу­жи­ли и помо­га­ли в ремон­те кораб­ля. Мест­ные жите­ли отно­си­лись к союз­ни­кам доб­ро­душ­но. Конеч­но, в рабо­те дела­ли пере­ры­вы — преж­де все­го, для про­ве­де­ния митин­гов. На них часто высту­па­ли при­гла­шён­ные спи­ке­ры, бла­го в Вели­ко­бри­та­нии нахо­ди­лось боль­шое коли­че­ство рус­ских эми­гран­тов, ока­зав­ших­ся здесь из-за борь­бы с цар­ским режи­мом. Один из них, буду­щий посол СССР в Англии Иван Май­ский, оста­вил вос­по­ми­на­ния об «Асколь­де»:

«Митин­го­ва­ли всей коман­дой в целом. Митин­го­ва­ли с акти­вом эки­па­жа. Митин­го­ва­ли по груп­пам. Митин­го­ва­ли в судо­вом коми­те­те. Ока­зал­ся в каче­стве ора­ку­ла и дол­жен был отве­чать на все и вся­че­ские вопро­сы, решать все и вся­че­ские дела. Боль­ше все­го эки­паж вол­но­ва­ло: как быть с офи­це­ра­ми? На собра­нии, где обсуж­дал­ся этот вопрос, кипе­ли такие стра­сти, что мож­но было опа­сать­ся самых край­них мер. Для меня было ясно, что, если бы дошло до это­го, коман­да была бы схва­че­на англий­ски­ми вла­стя­ми, а крей­сер рек­ви­зи­ро­ван или потоп­лен англий­ски­ми суда­ми или бере­го­вы­ми бата­ре­я­ми. Поэто­му я реко­мен­до­вал эки­па­жу про­явить бла­го­ра­зу­мие, идти воз­мож­но ско­рее в Мур­манск и сохра­нить, таким обра­зом, крей­сер для рус­ской рево­лю­ции. После оже­сто­чён­ных деба­тов эта точ­ка зре­ния в кон­це кон­цов восторжествовала».

Рейд Пли­му­та. Источ­ник: commons.wikimedia.org

Кет­лин­ско­му уда­ва­лось дер­жать ситу­а­цию под кон­тро­лем. Когда в апре­ле 1917 года была опуб­ли­ко­ва­на нота мини­стра ино­стран­ных дел Пав­ла Милю­ко­ва, в кото­рой Вре­мен­ное пра­ви­тель­ство обе­ща­ло про­дол­жать вой­ну до побед­но­го кон­ца, на «Асколь­де» состо­я­лось голо­со­ва­ние по пово­ду это­го доку­мен­та. Подав­ля­ю­щее боль­шин­ство мат­ро­сов (более 500 про­тив несколь­ких чело­век) под­дер­жа­ло ноту. Уси­лия Кет­лин­ско­го высо­ко оце­ни­ва­ли и в Петрограде:

«…Бла­го­да­рить капи­та­на 1‑го ран­га К. Ф. Кет­лин­ско­го за пра­виль­ное пони­ма­ние демо­кра­ти­че­ских начал и орга­ни­за­ции фло­та и тес­ную связь с коман­дой, так как по точ­ным име­е­мым у меня све­де­ни­ям толь­ко бла­го­да­ря уме­лым дей­стви­ям коман­ди­ра „Асколь­да“ в тяжё­лых усло­ви­ях при ото­рван­но­сти от род­ных уда­лось сохра­нить бое­спо­соб­ность крей­се­ра и дух команды».

Ремонт был закон­чен к кон­цу вес­ны. «Аскольд» вышел в море на испы­та­ния, перед пере­хо­дом в Рос­сию посе­тил Глаз­го, где мест­ные рабо­чие пода­ри­ли коман­де само­вар. 17 июня 1917 года крей­сер вер­нул­ся на роди­ну — он встал на рей­де моло­до­го Мурманска.


Песнь седьмая. Война гражданская

Теперь коман­да боль­ше зани­ма­лась поли­ти­кой, неже­ли воен­ны­ми дела­ми. Коман­до­ва­ние фло­том не рис­ко­ва­ло выпус­кать «Аскольд» на бое­вые зада­чи — в Барен­це­вом море было слиш­ком мно­го немец­ких под­вод­ных лодок, а рус­ские кораб­ли пере­счи­ты­ва­лись по паль­цам. Поэто­му коман­да митин­го­ва­ла, засе­да­ла в мест­ном мур­ман­ском сове­те и обсуж­да­ла сло­жив­ше­е­ся поло­же­ние. Усу­губ­ля­ла ситу­а­цию и амни­стия Вре­мен­но­го пра­ви­тель­ства — мно­гие спи­сан­ные с «Асколь­да» мат­ро­сы ещё в Тулоне воз­вра­ща­лись на преды­ду­щее место службы.

Впро­чем, Кет­лин­ско­го до неко­то­ро­го вре­ме­ни ува­жа­ли. Даже когда до Мур­ман­ска дошли изве­стия об октябрь­ских собы­ти­ях в Пет­ро­гра­де, мест­ные сове­ты, под­дер­жав­шие боль­ше­ви­ков, не отка­за­лись от сво­е­го быв­ше­го коман­ди­ра, кото­рый к это­му вре­ме­ни зани­мал долж­ность гла­вы мур­ман­ско­го воен­но­го пор­та. Одна­ко дове­рие про­дол­жа­лось недол­го. Вско­ре мат­ро­сы ста­ли при­по­ми­нать Кет­лин­ско­му тот факт, что он под­пи­сал смерт­ные при­го­во­ры в Тулоне. 9 янва­ря 1918 года его аре­сто­ва­ли, но спу­стя неко­то­рое вре­мя отпу­сти­ли. Вско­ре после осво­бож­де­ния Кет­лин­ско­го застре­ли­ли при невы­яс­нен­ных обстоятельствах.

Демо­би­ли­за­ция цар­ско­го фло­та при­ве­ла к тому, что чле­нов эки­па­жа «Асколь­да» ока­за­лось недо­ста­точ­но для несе­ния служ­бы, а доб­ро­воль­цев в Крас­ный флот было слиш­ком мало. Крей­сер встал на рей­де Мур­ман­ска и стал мол­ча­ли­вым сви­де­те­лем всех пери­пе­тий собы­тий в реги­оне — преж­де все­го, нача­ла интер­вен­ции. Бри­тан­ский десант в июле 1918 года без про­блем смог занять «Аскольд». Крей­сер вошёл в состав англий­ских воен­но-мор­ских сил реги­о­на и был пере­име­но­ван в «Гло­ри IV». Сопро­тив­ляв­ши­е­ся чле­ны эки­па­жа ока­за­лись за решёткой.

«Гло­ри IV». Источ­ник: commons.wikimedia.org

Крей­сер пре­вра­тил­ся в пла­ву­чую казар­му для отря­дов интер­вен­тов. Во вре­мя их эва­ку­а­ции «Аскольд» угна­ли в Шот­лан­дию. Пред­ста­ви­те­ли Бело­го дви­же­ния тщет­но про­си­ли у союз­ни­ков вер­нуть корабль. Несмот­ря на прин­ци­пи­аль­ное согла­сие бри­тан­ско­го Адми­рал­тей­ства, Лон­дон отка­зы­вал­ся предо­ста­вить коман­ду для пере­го­на кораб­ля, а белые не мог­ли предо­ста­вить свой экипаж.

До 1921 года «Аскольд» в каче­стве блок­ши­ва (пла­ву­чий склад) оста­вал­ся в Вели­ко­бри­та­нии. Боль­ше­ви­ки дого­во­ри­лись с Лон­до­ном о воз­вра­ще­нии суд­на при усло­вии опла­ты сто­и­мо­сти содер­жа­ния. Одна­ко комис­сия, выехав­шая на место дис­ло­ка­ции крей­се­ра, при­шла к выво­ду, что корабль мораль­но уста­рел и совет­ско­му фло­ту уже не нужен. Судь­ба леген­дар­но­го «Асколь­да» была пред­ре­ше­на. После опла­ты тран­шей Вели­ко­бри­та­нии Москва про­да­ла крей­сер в Гер­ма­нию, где он был пущен на метал­ло­лом. Осмотр кораб­ля про­во­дил инже­нер Алек­сей Кры­лов. Волею судеб он участ­во­вал в пер­вых испы­та­ни­ях «Асколь­да» — теперь же он про­во­жал крей­сер в послед­ний путь. Кры­лов вспоминал:

«Таким обра­зом, мне при­шлось быть при пер­вом пла­ва­нии кораб­ля и при послед­нем его пере­хо­де. Даже непро­дол­жи­тель­ное пла­ва­ние срод­нит с кораблём».

Памят­ная дос­ка в Мур­ман­ске. Источ­ник: commons.wikimedia.org

В 1922 году «Аскольд» разо­бра­ли. Закон­чи­лась почти 20-лет­няя служ­ба кораб­ля, став­ше­го немым сви­де­те­лем глав­ных собы­тий рос­сий­ской исто­рии нача­ла XX века.


Читай­те так­же дру­гие наши мате­ри­а­лы по исто­рии флота: 

— Хозя­е­ва морей на краю зем­ли: бри­тан­ский флот на Севе­ре Рос­сии в 1915–1919 годах.

— Бит­ва за Тулгас.

— Опе­ра­ция «Вели­кий Крас­ный путь». Ужас из глу­бин.   

Поделиться