Год крысы накануне года крысы

«Год кры­сы» — новый роман Иго­ря Шумо­ва, про­мо­у­те­ра и соос­но­ва­те­ля музы­каль­но­го лей­б­ла «НИША». Кни­га вышла в книж­ном изда­тель­стве «ТОМЬи­з­дат».

Как гла­сит анно­та­ция от изда­те­ля, роман «Год кры­сы» — «зани­ма­тель­ная, но неве­сё­лая исто­рия о том, как кру­тят­ся вин­ти­ки музы­каль­ной инду­стрии. Ради выиг­ры­ша тен­де­ра кон­церт­ное агент­ство хочет вер­нуть на сце­ну куль­то­вую экс­пе­ри­мен­таль­ную хип-хоп груп­пу „Год Кры­сы“. Музы­кан­ты, в своё вре­мя наво­ро­тив­шие дел, дав­но ушли в тень, и их воз­вра­ще­ние потре­бу­ет мно­го­го. Вопрос лишь в том, как дале­ко каж­дый — вклю­чая сотруд­ни­ков агент­ства и самих чле­нов „Года Кры­сы“ — готов за себя зайти».


На пер­вый взгляд, основ­ной сюжет­ный мотив рома­на «Год кры­сы» кажет­ся про­стым, ведь исто­рия начи­на­ет­ся с того, что два това­ри­ща обма­ны­ва­ют потен­ци­аль­но­го спон­со­ра кон­цер­та, обе­щая ему выступ­ле­ние попу­ляр­ной в 2000‑х годах груп­пы. Такая завяз­ка боль­ше напо­ми­на­ет лейт­мо­тив аме­ри­кан­ско­го филь­ма или теат­раль­ной коме­дии поло­же­ния, кажет­ся, что сей­час глав­ный герой пустит­ся в забав­ное путе­ше­ствие, нач­нёт­ся роуд-муви, где его будет ждать мно­же­ство неожи­дан­ных испы­та­ний и сум­бур­ных событий.

Такое пер­вое впе­чат­ле­ние до ужас­но обман­чи­во и через неко­то­рые вре­мя начи­на­ет раз­би­вать­ся и раз­ва­ли­вать­ся на части. Глав­ный герой ока­зы­ва­ет­ся не функ­ци­ей, кото­рая при­зва­на пове­се­лить чита­те­ля, совсем нет, глав­ный герой явля­ет­ся глу­бо­ким и глу­бо­ко несчаст­ным чело­ве­ком, чело­ве­ком поте­рян­ным, чело­ве­ком не нашед­шим себя в жиз­ни. Через все повест­во­ва­ние про­хо­дит кон­фликт меж­ду внут­рен­ним, экзи­стен­ци­аль­ным напол­не­ни­ем героя, его пере­жи­ва­ни­я­ми, его стра­да­ни­я­ми, его отно­ше­ни­ем (под­час дале­ко не ком­пле­мен­тар­ным к окру­же­нию и само­му себе) и мир внешний.

Собы­тия рома­на пре­вра­ща­ют­ся в кис­лот­ных цве­тов калей­до­скоп, чьи бле­стя­щие камуш­ки совер­ша­ют свой дья­воль­ский танец вокруг малень­ко­го, поте­рян­но­го, сла­бо­го чело­ве­ка, чело­ве­ка, на самом деле, силь­но устав­ше­го, не спо­соб­но­го при­знать­ся себе в этом. Как загнан­ный Сизиф глав­ный герой про­дол­жа­ет катить по жиз­ни непро­стые отно­ше­ния с роди­те­ля­ми, слож­но­сти в лич­ной жиз­ни, твор­че­ские поис­ки, неуда­чи на про­фес­си­о­наль­ном попри­ще, без­ра­бо­ти­цу, посто­ян­ные носталь­ги­че­ские флеш­бе­ки, быто­вые и не очень про­бле­мы, каж­дая из кото­рых порож­да­ет дру­гую. Острое, экзи­стен­ци­аль­ное чув­ство ненуж­но­сти сопро­вож­да­ет глав­но­го героя на про­тя­же­нии все­го повест­во­ва­ния. Неволь­но на ум при­хо­дят герои Вуди Алле­на, прав­да, с рос­сий­ским колоритом.

Поиск мифи­че­ской груп­пы ста­но­вит­ся не про­сто путе­ше­стви­ем по музы­каль­но­му миру Рос­сии, для глав­но­го героя этот поиск пре­вра­ща­ет­ся в путе­ше­ствие внутрь само­го себя, в бес­ко­неч­ное воз­вра­ще­ние, в онто­ло­ги­че­ское путе­ше­ствие, ведь поиск груп­пы нераз­рыв­но свя­зан с «ожив­ле­ни­ем про­шло­го», обнов­ле­ни­ем ста­рых кон­так­тов, разо­ча­ро­ва­ния в дру­зьях, пре­одо­ле­нии пре­пят­ствий, кон­флик­тов, пре­одо­ле­нии себя, насто­я­щей бит­вы с самим собой, а ино­гда и кон­флик­тов с род­ны­ми людьми.

Будет упу­ще­ни­ем не отме­тить соч­ное и ёмкое опи­са­ние музы­каль­ной жиз­ни и точек напря­жён­но­сти меж­ду пер­со­на­жа­ми в романе, кото­рые будут зна­ко­мы всем чита­те­лям, хоть раз сопри­ка­сав­шим­ся с твор­че­ской сре­дой. Вот ломя­щий­ся сквозь зал про­дю­сер, кото­рый во всю кри­чит под­чи­нён­но­му купить нар­ко­ти­ки для груп­пы, вот ста­рый кол­ле­га, кото­рый вору­ет музы­ку для поста­нов­ки в Ель­цин-цен­тре, а вот кон­фликт с роди­те­ля­ми на пустом месте, пото­му что все про­сто гор­дые. Читая такие мет­кие и ёмкие опи­са­ния, хочет­ся после каж­до­го собы­тия крик­нуть: «Я это знаю! У меня тоже похо­жее было!».

Во-мно­гом, про­из­ве­де­ние при­ко­вы­ва­ет вни­ма­ние бла­го­да­ря сво­ей рит­ми­ке, где раз­ные плос­ко­сти дей­ствия героя сме­ня­ют друг дру­га — поиск груп­пы сме­ня­ет­ся само­заб­вен­ным твор­че­ством, кото­рое пере­хо­дит в выяс­не­ние отно­ше­ний с люби­мой жен­щи­ной или роди­те­ля­ми, а после встре­чей со ста­ры­ми дру­зья­ми. Всё повест­во­ва­ние про­ис­хо­дит внут­ри и сна­ру­жи пер­со­на­жа одно­вре­мен­но, чита­те­ли созер­ца­ют не толь­ко экшн, нет, чита­тель видит, как те или иные собы­тия отра­жа­ют­ся внут­ри лич­но­сти, как отно­ше­ние к ним меня­ет­ся, как сам чело­век пере­жи­ва­ет взлё­ты и паде­ния, нена­висть и радость, надеж­ды и холод­ное разо­ча­ро­ва­ние, при этом всё опи­са­но живо, вкус­но, соч­но и чест­но. Внут­рен­ний мир ЧУЖОГО чело­ве­ка пере­да­ёт­ся на удив­ле­ние подроб­но и инте­рес­но, при этом всём, мир внеш­ний не явля­ет­ся кар­тон­ным — пер­со­на­жи, насе­ля­ю­щие мир рома­на — живые, а боль их чув­ству­ет­ся по-настоящему.

Роман не лишён недо­стат­ков, к кото­рым мож­но отне­сти осо­бен­но­сти язы­ка, неко­то­рую неточ­ность мета­фор и стран­ный выбор в сред­ствах выра­зи­тель­но­сти. Роман не иде­а­лен, но хорош. И закан­чи­ва­ет­ся он хоро­шо для героя, но это, на самом деле, не важ­но. Кни­га, конеч­но же, пусть и худо­же­ствен­но, но исчер­пы­ва­ю­ще опи­сы­ва­ет низы, сре­ди­ны и вер­ха музы­каль­ной жиз­ни совре­мен­ной Рос­сии. Все раз­во­ра­чи­ва­ю­щи­е­ся собы­тия — хоро­ший и чест­ный, но всё-таки фон, поверх кото­ро­го про­яв­ля­ет­ся глав­ное — про­ти­во­сто­я­ние чело­ве­ка и непре­клон­но­го холод­но­го и немо­го киша­ще­го мира, кото­рый так глу­бо­ко запус­ка­ет свои раня­щие кор­ни в душу, что кажет­ся нет выхо­да, что вся жизнь прой­дёт в мут­но-серых тонах. Роман «Год кры­сы» о совре­мен­ном слож­ном и давя­щем мире и о том, как в нём мож­но остать­ся чело­ве­ком, если захотеть.


Читай­те так­же «Рус­ский пост­мо­дер­низм как пре­одо­ле­ние пост­мо­дер­на». 

Поделиться