«Год крысы» — новый роман Игоря Шумова, промоутера и сооснователя музыкального лейбла «НИША». Книга вышла в книжном издательстве «ТОМЬиздат».
Как гласит аннотация от издателя, роман «Год крысы» — «занимательная, но невесёлая история о том, как крутятся винтики музыкальной индустрии. Ради выигрыша тендера концертное агентство хочет вернуть на сцену культовую экспериментальную хип-хоп группу „Год Крысы“. Музыканты, в своё время наворотившие дел, давно ушли в тень, и их возвращение потребует многого. Вопрос лишь в том, как далеко каждый — включая сотрудников агентства и самих членов „Года Крысы“ — готов за себя зайти».
На первый взгляд, основной сюжетный мотив романа «Год крысы» кажется простым, ведь история начинается с того, что два товарища обманывают потенциального спонсора концерта, обещая ему выступление популярной в 2000‑х годах группы. Такая завязка больше напоминает лейтмотив американского фильма или театральной комедии положения, кажется, что сейчас главный герой пустится в забавное путешествие, начнётся роуд-муви, где его будет ждать множество неожиданных испытаний и сумбурных событий.
Такое первое впечатление до ужасно обманчиво и через некоторые время начинает разбиваться и разваливаться на части. Главный герой оказывается не функцией, которая призвана повеселить читателя, совсем нет, главный герой является глубоким и глубоко несчастным человеком, человеком потерянным, человеком не нашедшим себя в жизни. Через все повествование проходит конфликт между внутренним, экзистенциальным наполнением героя, его переживаниями, его страданиями, его отношением (подчас далеко не комплементарным к окружению и самому себе) и мир внешний.
События романа превращаются в кислотных цветов калейдоскоп, чьи блестящие камушки совершают свой дьявольский танец вокруг маленького, потерянного, слабого человека, человека, на самом деле, сильно уставшего, не способного признаться себе в этом. Как загнанный Сизиф главный герой продолжает катить по жизни непростые отношения с родителями, сложности в личной жизни, творческие поиски, неудачи на профессиональном поприще, безработицу, постоянные ностальгические флешбеки, бытовые и не очень проблемы, каждая из которых порождает другую. Острое, экзистенциальное чувство ненужности сопровождает главного героя на протяжении всего повествования. Невольно на ум приходят герои Вуди Аллена, правда, с российским колоритом.
Поиск мифической группы становится не просто путешествием по музыкальному миру России, для главного героя этот поиск превращается в путешествие внутрь самого себя, в бесконечное возвращение, в онтологическое путешествие, ведь поиск группы неразрывно связан с «оживлением прошлого», обновлением старых контактов, разочарования в друзьях, преодолении препятствий, конфликтов, преодолении себя, настоящей битвы с самим собой, а иногда и конфликтов с родными людьми.
Будет упущением не отметить сочное и ёмкое описание музыкальной жизни и точек напряжённости между персонажами в романе, которые будут знакомы всем читателям, хоть раз соприкасавшимся с творческой средой. Вот ломящийся сквозь зал продюсер, который во всю кричит подчинённому купить наркотики для группы, вот старый коллега, который ворует музыку для постановки в Ельцин-центре, а вот конфликт с родителями на пустом месте, потому что все просто гордые. Читая такие меткие и ёмкие описания, хочется после каждого события крикнуть: «Я это знаю! У меня тоже похожее было!».
Во-многом, произведение приковывает внимание благодаря своей ритмике, где разные плоскости действия героя сменяют друг друга — поиск группы сменяется самозабвенным творчеством, которое переходит в выяснение отношений с любимой женщиной или родителями, а после встречей со старыми друзьями. Всё повествование происходит внутри и снаружи персонажа одновременно, читатели созерцают не только экшн, нет, читатель видит, как те или иные события отражаются внутри личности, как отношение к ним меняется, как сам человек переживает взлёты и падения, ненависть и радость, надежды и холодное разочарование, при этом всё описано живо, вкусно, сочно и честно. Внутренний мир ЧУЖОГО человека передаётся на удивление подробно и интересно, при этом всём, мир внешний не является картонным — персонажи, населяющие мир романа — живые, а боль их чувствуется по-настоящему.
Роман не лишён недостатков, к которым можно отнести особенности языка, некоторую неточность метафор и странный выбор в средствах выразительности. Роман не идеален, но хорош. И заканчивается он хорошо для героя, но это, на самом деле, не важно. Книга, конечно же, пусть и художественно, но исчерпывающе описывает низы, средины и верха музыкальной жизни современной России. Все разворачивающиеся события — хороший и честный, но всё-таки фон, поверх которого проявляется главное — противостояние человека и непреклонного холодного и немого кишащего мира, который так глубоко запускает свои ранящие корни в душу, что кажется нет выхода, что вся жизнь пройдёт в мутно-серых тонах. Роман «Год крысы» о современном сложном и давящем мире и о том, как в нём можно остаться человеком, если захотеть.
Читайте также «Русский постмодернизм как преодоление постмодерна».