В Сеть «утёк» фильм режис­сё­ров Ната­льи Мер­ку­ло­вой и Алек­сея Чупо­ва «Капи­тан Вол­ко­но­гов бежал», пре­мье­ра кото­ро­го состо­я­лась на Вене­ци­ан­ском кино­фе­сти­ва­ле в 2021 году, где рабо­та пре­тен­до­ва­ла на глав­ный приз. Хотя фильм полу­чил под­держ­ку Мини­стер­ства куль­ту­ры РФ и удо­сто­ил­ся при­за зри­тель­ских сим­па­тий на фести­ва­ле «Кино­тавр» в 2021 году, его про­кат в Рос­сии был пере­не­сён на 2022 год, и с тех пор в рос­сий­ских кино­те­ат­рах фильм так и не появил­ся. Это не поме­ша­ло актив­но­му обсуж­де­нию кар­ти­ны в соц­се­тях и пуб­ли­ка­ци­ям рецен­зий. В фев­ра­ле 2023 года пред­ста­ви­тель онлайн-кино­те­ат­ра Kion упо­мя­нул в сво­ём Теле­гра­ме воз­мож­ность офи­ци­аль­но­го про­ка­та филь­ма, веро­ят­но, на стри­мин­го­вой плат­фор­ме, но пока более точ­ной инфор­ма­ции об этом нет.

Пока же о зри­те­ле поза­бо­ти­лись пира­ты. Сего­дня у вас есть воз­мож­ность лич­но оце­нить нашу­мев­шую кар­ти­ну с Юрой Бори­со­вым в глав­ной роли.

Еле­на Куш­нир делит­ся впе­чат­ле­ни­я­ми о филь­ме, кото­рый мож­но назвать фан­тас­ма­го­ри­че­ской анти­уто­пи­ей по моти­вам реаль­ной исто­рии нашей страны.


1938 год, немно­го аль­тер­на­тив­ный Ленин­град, рас­пи­сан­ный граф­фи­ти под Дей­не­ку и Мале­ви­ча. Сотруд­ник нена­зван­ных сило­вых орга­нов капи­тан Фёдор Вол­ко­но­гов (Юрий Бори­сов) слу­жит вме­сте с таки­ми же моло­ды­ми, кра­си­вы­ми, нака­чан­ны­ми и бри­то­го­ло­вы­ми пар­ня­ми, слов­но выпи­сан­ны­ми из кли­па груп­пы Shortparis (зна­ко­вая для филь­ма, хотя непо­нят­но, по какой при­чине, пес­ня «Полюш­ко-поле» в испол­не­нии груп­пы зву­чит в финаль­ных титрах).

На досу­ге Вол­ко­но­гов игра­ет с кол­ле­га­ми в спор­тив­ные игры и участ­ву­ет в худо­же­ствен­ной само­де­я­тель­но­сти, дома в ком­му­наль­ной квар­ти­ре кача­ет­ся и защи­ща­ет сосед­ку от при­ста­ва­ний безы­мян­но­го бес­пар­тий­но­го (минут­ное появ­ле­ние Нико­лая Шрай­бе­ра). По утрам Фёдор ездит на рабо­ту, как все про­чие граж­дане, в трам­вае, выде­ля­ясь на общем сером фоне стиль­ным спор­тив­ным костю­мом цве­та крем­лёв­ских звёзд, кото­рый допол­ня­ют чёр­ные кожа­ные элементы.

На рабо­те Вол­ко­но­гов вме­сте с дру­ги­ми кра­си­вы­ми выби­ва­ет пыт­ка­ми пока­за­ния из неви­нов­ных людей, что­бы те под­пи­са­ли само­ого­во­ры, после чего их, честь по чести, мож­но было бы поста­вить к стен­ке за «шпи­о­наж, дивер­сии, тер­ро­ризм», кото­рые в филь­ме объ­еди­не­ны в некую «58‑ю ста­тью». Ста­тья, при­зна­тель­ные пока­за­ния и пусть мол­ние­нос­ный, но суд необ­хо­ди­мы, как объ­яс­ня­ет Фёдо­ру началь­ник (Алек­сандр Яцен­ко), посколь­ку «у нас пра­во­вое госу­дар­ство». Началь­ник при­зна­ёт­ся, что эти люди на самом деле ни в чём не вино­ва­ты, но они «нена­дёж­ный эле­мент» и рано или позд­но навре­ди­ли бы госу­дар­ству, что осо­бен­но опас­но «нака­нуне боль­шой вой­ны».

В один пре­крас­ный день началь­ник выпры­ги­ва­ет из окна пря­мо под ноги Вол­ко­но­го­ву, и тот, не будь дурак, пони­ма­ет, что сей­час всех, кто был у него в под­чи­не­нии, нач­нут хва­тать. Пока Фёдор уно­сит ноги под «Петю и Вол­ка» Сер­гея Про­ко­фье­ва, осталь­ных дей­стви­тель­но хва­та­ют, пыта­ют и рас­стре­ли­ва­ют. Луч­ший друг из чис­ла «крас­ных» (Ники­та Кукуш­кин) явля­ет­ся Вол­ко­но­го­ву с того све­та и сооб­ща­ет, что они всем друж­ным отря­дом попа­ли в ад. Что­бы избе­жать это­го, капи­тан дол­жен полу­чить про­ще­ние хотя бы одно­го род­ствен­ни­ка заму­чен­ной им жертвы.

Вол­ко­но­гов отправ­ля­ет­ся в пока­ян­ный квест, казён­но буб­ня род­ствен­ни­кам: «Про­изо­шла ошиб­ка. Ваш отец (муж, сын, брат) ого­во­рил себя после при­ме­не­ния к нему осо­бых мето­дов». Род­ные реа­ги­ру­ют по-раз­но­му: от матер­но­го посы­ла до мгно­вен­но­го жела­ния сдать стран­но­го мужи­ка безы­мян­ным орга­нам. Тем вре­ме­нем за Фёдо­ром охо­тит­ся инфер­наль­ный, боль­ной тубер­ку­лё­зом май­ор (Тимо­фей Три­бун­цев, дав­но заняв­ший место глав­но­го мел­ко­го беса на рос­сий­ском экране), очень эффек­тив­ный палач, при­е­хав­ший, види­мо, из Моск­вы. Он пре­по­да­ёт мест­ным урок пыток с помо­щью про­ти­во­га­за, кото­рым сам себя на вся­кий слу­чай тре­ни­ру­ет, зная, что его ждёт, если он не схва­тит капитана.

Мно­ги­ми были отме­че­ны парал­ле­ли «Капи­та­на» с филь­мом «Чекист» (1992) режис­сё­ра «Осо­бен­но­стей наци­о­наль­ной охо­ты» Алек­сандра Рогож­ки­на. Общее меж­ду дву­мя кар­ти­на­ми дей­стви­тель­но есть, но раз­ли­чий боль­ше, и обу­слов­ле­ны они временем.

Кон­вей­ер смер­ти, без­лич­ное, дове­дён­ное до авто­ма­тиз­ма наси­лие госу­дар­ствен­ной маши­ны, пока­зан­ное Рогож­ки­ным, в год выхо­да филь­ма нико­му не понра­ви­лось. Кри­ти­ки руга­ли режис­сё­ра за избы­точ­ную жесто­кость (пыт­ки и рас­стре­лы почти в каж­дой сцене) и оби­лие голых тел, усмат­ри­вая в этом эро­ти­ку, упо­е­ние и сма­ко­ва­ние. Кто-то даже назвал это «пере­стро­еч­ным манье­риз­мом». Име­ни­тые кри­ти­ки были так силь­но оби­же­ны на Рогож­ки­на, заста­вив­ше­го их смот­реть на это непри­ят­ное зре­ли­ще, что ни один не оби­дел­ся на Боль­шой тер­рор или хотя бы вспом­нил тота­ли­тар­ный эпик Пазо­ли­ни «Сало, или 120 дней Содо­ма». Ита­льян­ско­му клас­си­ку мож­но было бы предъ­явить те же самые пре­тен­зии: мно­го наси­лия и наготы.

Кадр из филь­ма «Сало, или 120 дней Содома»

Толь­ко куль­ту­ро­лог Кон­стан­тин Фрум­кин в рабо­те «Тер­рор и наси­лие в зер­ка­ле искус­ства», опуб­ли­ко­ван­ной в жур­на­ле «Зна­мя», объ­яс­нил смысл этой кажу­щей­ся избыточности:

Рез­кое сокра­ще­ние рас­стрель­ных эпи­зо­дов уби­ло бы всю кон­цеп­ту­аль­ность филь­ма. Если бы в нём была лишь одна или две сце­ны рас­стре­ла, они при­влек­ли к себе непра­во­мер­но боль­шое и не лишён­ное бес­со­зна­тель­ной сек­су­аль­но­сти зри­тель­ское вни­ма­ние, и было бы более спра­вед­ли­во гово­рить о сма­ко­ва­нии. По стан­дар­там гол­ли­вуд­ско­го кине­ма­то­гра­фа, если фильм эро­ти­че­ский, то в нём долж­на быть одна эро­ти­че­ская сцена.

В «Чеки­сте» рас­стрел, хоть ему и пред­ше­ству­ет обна­же­ние, не эро­ти­ка. И имен­но пони­ма­нию это­го слу­жит мно­го­крат­ное повто­ре­ние сцен каз­ни, кото­рое име­ет цель не сма­ко­ва­ния, а как раз его пре­се­че­ния. Созда­те­лям филь­ма нуж­но, что­бы жен­ские тела пере­ста­ли соблаз­нять не толь­ко чеки­стов, но и зрителей.

Кадр из филь­ма «Чекист»

30 лет спу­стя после выхо­да «Чеки­ста» право­та Фрум­ки­на дока­за­на «Капи­та­ном». В послед­нем даже есть та самая одна эро­ти­че­ская сце­на с уча­сти­ем кра­сав­ца-Бори­со­ва и чрез­вы­чай­но соблаз­ни­тель­ной девуш­ки (Ана­ста­сия Уко­ло­ва), чью обна­жён­ную грудь нам щед­ро пока­зы­ва­ют. В дру­гой сцене появ­ля­ет­ся пол­но­стью обна­жён­ная кра­са­ви­ца Вик­то­рия Тол­сто­га­но­ва, игра­ю­щая сошед­шую с ума вдо­ву одной из жертв Вол­ко­но­го­ва. И хотя в мор­ге, куда капи­тан при­хо­дит к ещё одной род­ствен­ни­це рас­стре­лян­но­го, чело­ве­че­ские тела лежат, как туши в мяс­ной лав­ке, это­го недо­ста­точ­но для выпол­не­ния зада­чи, постав­лен­ной «Чеки­стом».

В тота­ли­тар­ную фан­тас­ма­го­рию Мер­ку­ло­вой и Чупо­ва про­ни­ка­ет эро­ти­ка. Про­ис­хо­дит это, конеч­но, не слу­чай­но. Недо­воль­ные кри­ти­ки 90‑х (кро­ме Фрум­ки­на) сего­дня были бы доволь­ны: перед нами очень эсте­тич­ный ад.

Писа­тель Дмит­рий Быков (при­знан ино­аген­том вла­стью РФ) и мно­гие дру­гие отме­ча­ли сход­ство филь­ма с «Ива­ном Гроз­ным» Эйзен­штей­на. Но сход­ство тут лишь в чёр­но-крас­ных наря­дах оприч­ни­ков, пере­осмыс­лен­ных в чеки­стов, да в пес­нях с пляс­ка­ми, но и послед­нее отно­си­тель­но. Во вто­рой части филь­ма, кото­рая не понра­ви­лась Ста­ли­ну и была запре­ще­на, Эйзен­штейн снял един­ствен­ную цвет­ную сце­ну с пиром оприч­ни­ков. Воз­мож­но, он снял бы боль­ше, но тро­фей­ной плён­ки не хва­та­ло на весь фильм. Жизнь высту­пи­ла соав­то­ром, заста­вив одну сце­ну выстре­лить пря­мо в голо­ву — зри­те­лю, обал­дев­ше­му Иоси­фу Вис­са­ри­о­но­ви­чу, с кото­рым про­ве­де­ны недву­смыс­лен­ные парал­ле­ли, и само­му Эйзен­штей­ну, кото­рый за первую часть «Гроз­но­го» полу­чил Ста­лин­скую пре­мию, а за вто­рую едва не стал «вра­гом народа».

Посре­ди моно­хром­но­го кош­ма­ра Ива­но­ва цар­ства раз­во­ра­чи­ва­ет­ся под лихие песен­ки и бесов­ские пляс­ки самый нату­раль­ный чёр­но-крас­ный ад; кажет­ся, что даже сте­ны в цар­ском двор­це пыла­ют, как в геенне огнен­ной. Этот дья­воль­ский мас­ка­рад тоже эстет­ство: эстет­ство бос­хи­ан­ско­го кош­ма­ра и «Капри­чос» Гойи.

Эсте­ти­зи­ро­вать совет­ские 1930‑е годы нача­ли тоже в 1990‑е, впер­вые это про­изо­шло в филь­ме «Про­рва» (1992) Ива­на Дыхо­вич­но­го о жиз­ни чеки­стов и высо­ких чинов.

В «Вол­ко­но­го­ве», сня­том в наше очень тре­вож­ное вре­мя, нас встре­ча­ет ожи­да­е­мая эсте­ти­ка анти­уто­пии. Стро­гий ста­лин­ский ампир с шизо­фре­ни­че­ски­ми оттен­ка­ми аван­гар­да, почти неесте­ствен­но чистые цен­траль­ные ули­цы и обшар­пан­ные дома за фаса­да­ми, оди­на­ко­во оде­тые люди и в каче­стве апо­фе­о­за — мед­лен­но плы­ву­щий по небу крас­ный аэро­стат с над­пи­сью «1938»: в фан­та­сти­че­ских филь­мах так появ­ля­ет­ся кос­ми­че­ский корабль с ино­пла­не­тя­на­ми, при­ле­тев­ши­ми захва­тить Зем­лю. От это­го гроз­но­го вели­чия хочет­ся спря­тать­ся под стол. Неда­ром Вол­ко­но­гов смот­рит на дири­жабль, скор­чив­шись на зем­ле, как раз­дав­лен­ная букашка.

«Про­рва» же, раз­ли­ва­ясь джа­зо­вы­ми аккор­да­ми, выгля­дит как совет­ская уто­пия. Соч­ные крас­ки, всё зали­то солн­цем, идёт какой-то нескон­ча­е­мый празд­ник, фильм даже начи­на­ют доку­мен­таль­ные кад­ры пыш­ных спор­тив­ных тор­жеств. Девуш­ки выгля­дят как розо­во­щё­кие работ­ни­цы с пла­ка­тов или Мар­лен Дит­рих, муж­чи­ны под­тя­ну­ты и акку­рат­ны. Свер­ка­ет золо­том фон­тан «Друж­бы наро­дов» (воз­мож­но, наме­рен­ный ана­хро­низм имен­но «для кра­со­ты»), бли­ста­ют огром­ные хру­сталь­ные люст­ры и чистые голу­бые воды, «а надо мною про­плы­ва­ет кра­са­вец белый теп­ло­ход». Балет, мет­ро и все в белых шта­нах, как меч­тал Остап Бен­дер. Мест­но­го беса игра­ет не тощий боль­ной Три­бун­цев, каш­ля­ю­щий чем-то чёр­ным, а фронт­мен груп­пы «Несчаст­ный слу­чай» Алек­сей Корт­нев с его физио­но­ми­ей моло­до­го сыто­го Джокера.

Кадр из филь­ма «Про­рва»

До ужа­сов и абсур­да не сра­зу добе­рёшь­ся, но они неуло­ви­мо при­сут­ству­ют, при­чём чем кра­си­вее кар­тин­ка, тем силь­нее ощу­ще­ние «тут что-то не так», слов­но зло раз­ли­то в воз­ду­хе, им зара­же­на эта румя­ная золо­то­во­ло­сая идил­лия. Вот оно — зло под солн­цем, когда Корт­нев эле­гант­но уха­жи­ва­ет за дамой на палу­бе, а через мину­ту наси­лу­ет её в тём­ном угол­ке про­сто пото­му, что может, и наси­ло­вать ему при­коль­нее, чем добровольно.

Объ­еди­ня­ет все эти такие раз­ные по сти­лю, духу и вре­ме­ни филь­мы одно: над всем царит, во всём при­сут­ству­ет незри­мый и страш­ный Вели­кий Кара­тель. В нату­ра­лиз­ме «Чеки­ста». В исте­ри­че­ском гла­му­ре «Про­рвы». В клау­стро­фоб­ной сата­нист­ской духо­те «Гроз­но­го». В доку­мен­та­лиз­ме пере­стро­еч­ной «Софьи Пет­ров­ны», постав­лен­ной по одно­имён­ной пове­сти и сце­на­рию Лидии Чуков­ской, кото­рая два года после аре­ста её мужа, учё­но­го Мат­вея Брон­штей­на, про­ве­ла в оче­ре­дях в тюрь­мы, не зная, что её муж уже рас­стре­лян, как не зна­ют род­ствен­ни­ки жертв Вол­ко­но­го­ва. Софья Пет­ров­на, чье­го сына вско­ре аре­сту­ют, про­из­но­сит сло­ва, кото­рые почти пол­но­стью повто­ря­ет девуш­ка Вол­ко­но­го­ва, пре­да­ю­щая его от чисто­го сердца:

В нашей стране с чест­ным чело­ве­ком ниче­го не может слу­чить­ся. Про­сто недо­ра­зу­ме­ние. Смот­ри­те же, будь­те молодцом…

И в сего­дняш­нем стиль­ном абсур­де «Вол­ко­но­го­ва», зато­чен­но­го на то, что­бы поре­зать его на гиф­ки для запре­щён­ных соц­се­тей, мы видим вишен­ку на тор­те, кото­рый «мы с вами стро­и­ли, стро­и­ли и нако­нец постро­и­ли», как гово­ри­ли в «Чебу­раш­ке». Не в сего­дняш­нем, с зуба­ми, а в ста­ром, но сего­дняш­ний Чебу­раш­ка сво­ра­чи­ва­ет голо­ву во вче­ра. Как и вся Рос­сия, в общем-то, по край­ней мере, её куль­ту­ра, пред­став­ля­ю­щая собой палимп­сест — новый текст, напи­сан­ный поверх старого.

Общи­ми уси­ли­я­ми про­изо­шла окон­ча­тель­ная (хочет­ся наде­ять­ся, что хотя бы не бес­по­во­рот­ная) сакра­ли­за­ция тота­ли­та­риз­ма. Уже неваж­но, что мы видим на экране: гла­мур или пожи­ра­ние фека­лий, как у Пазо­ли­ни. Мясо на крю­ках или тре­пет­ные жен­ские бюсты, спо­соб­ные соблаз­нить. Чеки­ста-импо­тен­та у Рогож­ки­на или дей­ству­ю­ще­го секс-сим­во­ла Бори­со­ва. Одно крас­ное на чёр­ном пере­ши­ва­ет­ся в дру­гое. Арти­сты наря­жа­ют­ся и начи­на­ет­ся наш люби­мый гран-гиньоль, лишив­ший­ся к 20‑м годам XXI века даже необ­хо­ди­мо­сти делать пер­со­на­жей хоть сколь­ко-нибудь реа­ли­стич­ны­ми. Доста­точ­но раз­дать мас­ки (в госу­дар­ствен­ном пра­во­слав­ном духе): каю­щий­ся греш­ник, бес, девоч­ка-ангел, папу кото­рой убил Вол­ко­но­гов. Уста мла­ден­ца, как водит­ся, гла­го­лят исти­ну и рас­кры­ва­ют глаза:

Папу на войне в Испа­нии пыта­ли фаши­сты, он им ниче­го не ска­зал. Вы что, пыта­е­те луч­ше, чем фашисты?

Вот вро­де бы и тота­ли­та­ризм осуж­да­ет­ся (эсте­тич­но), и напо­ми­на­ет­ся о важ­ном (уро­ки исто­рии), и кино обще­ствен­но полез­ное (но толь­ко тем, кто зна­ет реаль­ную исто­рию, осталь­ные на фильм не пойдут).

А впе­чат­ле­ние такое, что слы­шим мы один и тот же гимн Вели­ко­му Кара­те­лю. Тота­ли­та­ризм пре­вра­тил­ся в рос­сий­ское обсес­сив­но-ком­пуль­сив­ное рас­строй­ство. Мы то так его поче­шем, то этак. То с похва­ла­ми, то с про­кля­ти­я­ми. Со сло­ва­ми и без слов. И каж­дый фильм ложит­ся цве­точ­ным буке­том к ногам вели­ко­го камен­но­го идо­ла. И каж­дое осуж­де­ние тоже слу­жит ему. «Вол­ко­но­гов» про­пел ему оче­ред­ной гимн. Про­сит­ся над­пись: «Тота­ли­та­ризм: теперь для поко­ле­ния зумеров».

Про­шлое нико­гда не пере­ста­нет быть про­шлым, пока мы ему молим­ся. У Луки­а­на полу­чи­лось похо­ро­нить отжив­ших своё богов, пока­зав их малень­ки­ми и смеш­ны­ми. Рос­сий­ским режис­сё­рам пора сни­мать «Смерть Сталина».


Читай­те так­же «„Тита­ник“ плы­вёт: памя­ти Вади­ма Абдра­ши­то­ва».

Поделиться