Не ста­ло режис­сё­ра Вади­ма Абдра­ши­то­ва, чьи филь­мы, сня­тые в тан­де­ме с бес­смен­ным соав­то­ром, кино­дра­ма­тур­гом Алек­сан­дром Мин­дад­зе, вос­при­ни­ма­ют­ся нами сего­дня как хро­ни­ка позд­не­со­вет­ской эпохи.

Кар­ти­ны еди­но­мыш­лен­ни­ков Абдра­ши­то­ва и Мин­дад­зе нель­зя назвать про­сто алле­го­ри­че­ским отра­же­ни­ем про­цес­сов в стране. Как любое насто­я­щее искус­ство, они боль­ше вре­ме­ни и стра­ны, это само­сто­я­тель­ные явле­ния. Но всё же твор­че­ство этих уни­каль­ных авто­ров нераз­рыв­но свя­за­но с поли­ти­че­ски­ми и обще­ствен­ны­ми пере­ме­на­ми, кото­рые при­ве­ли к смене эпох.

С почти доку­мен­та­лист­ской бес­страст­но­стью, через приз­му быта и самых обыч­ных, каза­лось бы, жиз­нен­ных слу­ча­ев, режис­сёр и его соав­тор фик­си­ро­ва­ли тек­то­ни­че­ские сдви­ги в созна­нии людей и дви­же­ние исто­ри­че­ско­го колеса.

VATNIKSTAN вспо­ми­на­ет важ­ней­шие филь­мы Вади­ма Абдра­ши­то­ва и Алек­сандра Мин­дад­зе, кото­рые поз­во­ля­ют нам понять, что про­ис­хо­ди­ло в пере­стро­еч­ном СССР.


«Слуга» (1988)

«Без двух минут заслу­жен­ный артист» дири­жёр Павел Клю­ев (Юрий Беля­ев) живёт бла­го­по­луч­ной жиз­нью, твор­че­ской и номен­кла­тур­ной одно­вре­мен­но. Жена­тый на кра­са­ви­це (Ири­на Роза­но­ва), игра­ю­чи управ­ля­ю­щий каким-то зна­чи­тель­ным кус­ком тер­ри­то­рии, он дав­но не ждёт на сво­ей бла­го­устро­ен­ной даче незва­ных гостей.

А зря.

Одна­жды из леса выхо­дит чело­век-волк Андрей Андре­евич Гуди­о­нов (Олег Бори­сов). Ему нема­ло лет, он слаб внешне, зубы вро­де уже не такие ост­рые, и нет ника­ких при­чин, поче­му он очень ско­ро зале­зет на шею Пашень­ке и при­ка­жет нести его.

Олег Бори­сов и Юрий Беля­ев в филь­ме «Слу­га»

Филь­мы-прит­чи Вади­ма Абдра­ши­то­ва по сце­на­рию Алек­сандра Мин­дад­зе лег­ко «чита­ют­ся» на язы­ке обы­ден­но­сти хотя бы пото­му, что мно­гие из них были вдох­нов­ле­ны реаль­ны­ми исто­ри­я­ми, кото­рые пуб­ли­ко­ва­лись в прес­се. Одна­жды соав­то­ры про­чи­та­ли о кор­рум­пи­ро­ван­ном функ­ци­о­не­ре, пота­щив­шем помощ­ни­ка с собой на повы­ше­ние. Боль­шой тиран сле­пил себе дру­го­го, поменьше.

Быв­ший началь­ник из «боль­ших каби­не­тов» Гуди­о­нов при­шёл забрать дол­жок. Когда-то он взял про­сто­го парень­ка, быв­ше­го десант­ни­ка, к себе в шофё­ры, при­ло­жил уси­лия, что­бы дви­нуть его вверх по соци­аль­ной лест­ни­це, отдал в жёны свою моло­дую любов­ни­цу, сло­вом, «устро­ил судь­бу». Кажет­ся, он даже впра­ве про­сить что-то в ответ, когда вре­мя при­шло. Толь­ко поче­му он бук­валь­но на шею садит­ся? И не тяж­ко ли тебе, дири­жёр, нести это хилое тельце?

Сто­ит нам чуть ско­сить гла­за в сто­ро­ну с быто­во­го пла­на исто­рии и взгля­нуть в лицо инфер­наль­но­го гения Оле­га Бори­со­ва, по кото­ро­му пла­чут все Мефи­сто­фе­ли на све­те (артист сыг­рал беса все­го один раз в почти неиз­вест­ной поста­нов­ке «Фау­ста» ран­них 90‑х), как мы видим вари­а­цию на тему Гёте. Вадим Абдра­ши­тов рас­ска­зы­вал, что они с Алек­сан­дром Мин­дад­зе назы­ва­ли пер­со­на­жа «Белым дьяволом».

Фауст про­дал душу. Полу­чил Мар­га­ри­ту, день­ги, успех. Даже самое немыс­ли­мое, про­тив чего бы пошёл любой запад­ный режис­сёр: Паша полу­чил талант! Он ведь не про­сто раз­ма­хи­ва­ет палоч­кой перед оркест­ром по чье­му-то при­ка­зу. Павел — тон­кая душа, одним махом вышед­шая из наро­да в интел­ли­ген­ты. Он любит музы­ку. Он застав­ля­ет сво­е­го мучи­те­ля-учи­те­ля-хозя­и­на Гуди­о­но­ва тре­пет­но вни­мать неж­ным дет­ским голосам.

И это уже не Гёте.

Это СССР.

Павел — весь совет­ский народ, воло­ку­щий на сво­ём гор­бу «вер­ти­каль власти».

Гуди­о­нов в пер­вом появ­ле­нии в лесу ста­но­вит­ся в кустах на чет­ве­рень­ки и рычит на насто­я­ще­го вол­ка, про­го­няя хищ­ни­ка. Эта тём­ная власт­ная сущ­ность вла­де­ет все­ми десант­ни­ка­ми, шофё­ра­ми, дири­жё­ра­ми сим­фо­ни­че­ских оркест­ров, заклю­чив­ши­ми дого­вор с госу­дар­ством, соглас­но кото­ро­му оно что-то ски­ды­ва­ет им с бар­ско­го плеча.

«Неси меня, Пашень­ка, неси», — сто­нет сла­бый, но всё ещё очень зуба­стый «слу­га народа».

И народ несёт.


«Остановился поезд» (1982)

В горо­де N, про­слав­лен­ном и осме­ян­ном рус­ски­ми писа­те­ля­ми-сати­ри­ка­ми XIX века, как водит­ся, слу­чи­лось несча­стье. Маши­нист оста­но­вил пока­тив­шу­ю­ся плат­фор­му ценой сво­ей жиз­ни, при­няв удар на себя. Весь город льёт слё­зы над погиб­шим героем.

Толь­ко при­е­хав­ший сле­до­ва­тель Ерма­ков (Олег Бори­сов) видит в слу­чив­шем­ся халат­ность, в кото­рой заме­ша­ны все. Даль­ней­шее рас­сле­до­ва­ние выяс­ня­ет и вовсе стран­ное: отец маши­ни­ста когда-то погиб при схо­жих обсто­я­тель­ствах. Посе­лён­ный в один гости­нич­ный номер вме­сте со сле­до­ва­те­лем жур­на­лист Мали­нин (Ана­то­лий Соло­ни­цын), пона­ча­лу подру­жив­ший­ся с Ерма­ко­вым, пишет о погиб­шем маши­ни­сте хва­леб­ную ста­тью. Да и весь город хочет, нако­нец, с честью похо­ро­нить героя, зава­лив гроб цве­та­ми. И толь­ко этот дотош­ный при­ду­рок против.

Олег Бори­сов и Ана­то­лий Соло­ни­цин в филь­ме «Оста­но­вил­ся поезд»

Абдра­ши­тов и Мин­дад­зе не ста­ли бы цити­ро­вать с экра­на чужие мыс­ли, у них было доста­точ­но сво­их, но в этот раз в повест­во­ва­нии отчёт­ли­во слы­шит­ся Бер­тольд Брехт:

«Если стра­на нуж­да­ет­ся в геро­ях, зна­чит, она несчастна».

Ещё гром­че зву­чит отчёт­ли­во услы­шан­ное нами толь­ко позд­нее: конец СССР.

Город N гра­ни­чит с горо­дом Зеро из филь­ма Каре­на Шах­на­за­ро­ва, кото­рый счи­та­ет­ся едва ли не побук­вен­ным пере­ска­зом рас­па­да СССР. Тан­дем Абдра­ши­тов-Мин­дад­зе нико­гда не при­бе­гал к фар­со­во­му сим­во­лиз­му Шах­на­за­ро­ва. Вер­ные мно­го­зна­чи­тель­но­му доку­мен­таль­но­му реа­лиз­му, они сня­ли про­из­вод­ствен­ную дра­му, в кото­рой вину тра­ди­ци­он­но сва­лят на «стре­лоч­ни­ка», как вали­ли до это­го на «отца» стрелочника.

В этом и гени­аль­ность тандема.

Это даже не прит­ча, как «Слу­га». Исто­рия с юри­ди­че­ским пере­чис­ле­ни­ем фак­тов, не отсту­пая ни на шаг от холод­но­го жан­ра соц­ре­а­лиз­ма, рабо­та­ет как футурология.

Почти за деся­ти­ле­тие до фина­ла стра­ны кар­ти­на рас­ска­зы­ва­ет, как «наш паро­воз, впе­рёд лети, в ком­муне оста­нов­ка», нако­нец вре­зал­ся в окон­ча­тель­ный и бес­по­во­рот­ный тупик.

На съём­ках филь­ма «Оста­но­вил­ся поезд». Сле­ва Олег Бори­сов, спра­ва — созда­те­ли филь­ма Вадим Абдра­ши­тов и Алек­сандр Миндадзе

«Парад планет» (1984)

В 1984 году шесте­ро 40-лет­них муж­чин из раз­ных сло­ёв обще­ства, вклю­чая аст­ро­фи­зи­ка Кости­на (Олег Бори­сов), отправ­ля­ют­ся на резер­вист­ские сборы.

Вой­ско­вые уче­ния быст­ро закан­чи­ва­ют­ся сим­во­ли­че­ской «смер­тью» геро­ев, у кото­рых в запа­се оста­ёт­ся несколь­ко дней. Когда-то быв­шие дру­зья­ми, муж­чи­ны реша­ют отпра­вить­ся в путе­ше­ствие, в кон­це кото­ро­го их появив­ше­е­ся вновь, как в моло­до­сти, муж­ское обще­ство, рас­па­дёт­ся. Оста­нет­ся лишь эхо позыв­ных в сно­вид­че­ском тумане: «Кара­бин!.. Кустанай!..»

Кар­ти­ны Абдра­ши­то­ва-Мин­дад­зе все­гда пока­зы­ва­ют как бы два пла­ста реаль­но­сти, суще­ству­ю­щие одно­вре­мен­но: зри­мая и мета­фо­ри­че­ская. В «Пара­де пла­нет» послед­няя пере­си­ли­ва­ет, поэто­му кар­ти­ну с куль­ми­на­ци­он­ной апо­ка­лип­ти­че­ской сце­ной зага­доч­но­го пара­да пла­нет мож­но вос­при­ни­мать как жан­ро­вую фан­та­сти­ку о транс­цен­дент­ном путе­ше­ствии душ, в кото­ром герои даже встре­ча­ют Харо­на, пере­во­зя­ще­го их на лодке.

Кадр из филь­ма «Парад планет»

В интер­вью писа­те­лю Дмит­рию Быко­ву* Алек­сандр Мин­дад­зе объ­яс­нял своё виде­ние, вполне про­зрач­ное в этой картине:

«Мне все­гда было инте­рес­ней все­го такое состо­я­ние, когда чело­ве­ка вышиб­ли из его обы­ден­но­сти и он завис в такой не то что­бы посмерт­ной, а какой-то вне­жиз­нен­ной пусто­те, как герои „Пара­да пла­нет“, кото­рых при­зва­ли на двух­не­дель­ные сбо­ры и объ­яви­ли уби­ты­ми. Их там как бы ядер­ным взры­вом накры­ло, на уче­ни­ях, и они неде­лю могут делать что хотят».

Но то, что лег­ко трак­ту­ет­ся как вари­ант гоме­ров­ской «Одис­сеи» с заез­дом в «Город жен­щин» Фел­ли­ни (авто­ры не скры­ва­ют цити­ро­ва­ния вели­ко­го ита­льян­ца, когда их пер­со­на­жи попа­да­ют в горо­док, насе­лён­ный оди­но­ки­ми кра­си­вы­ми жен­щи­на­ми) или как мета­фо­ра кри­зи­са сред­не­го воз­рас­та (муж­чи­ны пере­осмыс­ли­ва­ют свою жизнь), обре­та­ет ещё одно изме­ре­ние, когда мы заме­ча­ем год, в кото­ром про­ис­хо­дят собы­тия фильма.

Что такое «1984» не по Ору­эл­лу, а по-советски?

Бег­ство.

Всё путе­ше­ствие геро­ев — это акт эскапизма.

Они бегут в «муж­ское брат­ство», тема кото­ро­го про­сле­жи­ва­ет­ся в том пери­о­де Абдра­ши­то­ва-Мин­дад­зе, кото­рый кино­вед Андрей Пла­хов назы­ва­ет «голу­бым». Речь идёт не столь­ко о гомо­сек­су­аль­но­сти, хотя чер­ты опре­де­лён­ной гомо­эро­ти­ки замет­ны во всех филь­мах авто­ров, в цен­тре кото­рых — про­ти­во­сто­я­ние двух геро­ев (в том же «Слу­ге»). Муж­ские поси­дел­ки за кар­та­ми, выпив­кой, на охо­те, рыбал­ке, уча­стие в спор­тив­ных сорев­но­ва­ни­ях встре­ча­ют­ся нам в боль­шин­стве совет­ских филь­мов начи­ная с застой­но­го пери­о­да. Муж­чи­ны в «Пара­де пла­нет» объ­еди­ня­ют­ся не про­тив обще­ства, но что­бы от него отстра­нить­ся, на вре­мя пере­стать шагать в ногу со все­ми по пути стро­и­тель­ства ком­му­низ­ма. Алек­сандр Мин­дад­зе гово­рил в интервью:

«В общем, это люди бла­го­по­луч­ные, но они с таким насла­жде­ни­ем вдруг поки­да­ют свои соци­аль­ные роли, стря­хи­ва­ют эту жизнь, как рюк­за­ки, кото­рые были для них обре­ме­ни­тель­ны. Это <фильм> о глот­ке сво­бо­ды, когда люди ока­зы­ва­ют­ся вне сво­их ролей. Я пони­мал, что мы сни­ма­ем об этом. Конеч­но, это фильм о том, как хоро­шо <нахо­дить­ся> вне государства».


«Плюмбум, или Опасная игра» (1986)

Школь­ник Рус­лан по про­зви­щу Плюм­бум (Антон Анд­ро­сов) счи­та­ет себя «сани­та­ром, кото­рый очи­ща­ет город от мра­зи». По соб­ствен­ной ини­ци­а­ти­ве, в чис­ле дру­жин­ни­ков, он помо­га­ет мили­ции в лов­ле бан­ди­тов низ­ше­го зве­на, тор­го­вок кра­де­ным, бом­жей и фар­цов­щи­ков, зача­стую вти­ра­ясь к ним в дове­рие. Юно­ша не пожа­ле­ет и род­но­го отца (Алек­сандр Пашу­тин), когда тот попа­дёт­ся на бра­ко­ньер­стве. Но силь­нее всех от дея­тель­но­сти Рус­ла­на постра­да­ет влюб­лён­ная в него одноклассница.

Антон Анд­ро­сов в роли Плюмбума

Кино­кри­тик Мария Кув­ши­но­ва в посвя­щён­ной Алек­сан­дру Мин­дад­зе кни­ге «От совет­ско­го к пост­со­вет­ско­му» назы­ва­ет чах­ло­го недо­рост­ка Плюм­бу­ма «про­то­фа­шист­ским» пер­со­на­жем. Рус­лан — номи­наль­ный герой, кото­рый «борет­ся со злом», отлич­ник в шко­ле, юный спортс­мен, посе­ща­ю­щий сек­цию дзю­до, гото­вый Бэт­мен, если бы не был Джо­ке­ром с пси­хо­па­ти­че­ской улыб­кой и ледя­ным рыбьим взгля­дом. Озлоб­лен­ный садист, насла­жда­ю­щий­ся стра­да­ни­ем сво­их жертв, он «отры­ва­ет­ся» на мире за соб­ствен­ное уни­же­ние: в дру­жин­ни­ки юно­ша пошёл после того, как его огра­бил парень постар­ше и физи­че­ский силь­ный. Кув­ши­но­ва рас­ска­зы­ва­ет об ассо­ци­а­ции Алек­сандра Мин­дад­зе со сце­на­ри­ем филь­ма «Лакомб Люсьен» фран­цуз­ско­го режис­сё­ра Луи Маля:

«Фильм про фран­цуз­ско­го под­рост­ка, убор­щи­ка в боль­ни­це, кото­ро­го из-за воз­рас­та и глу­по­сти не взя­ли в Сопро­тив­ле­ние, поэто­му он пошёл туда, куда взя­ли, — в гестапо».

Ещё в год выхо­да «Плюм­бу­ма», имев­ше­го фено­ме­наль­ный успех в совет­ском про­ка­те, газе­та The New York Times назва­ла кар­ти­ну «тон­ко замас­ки­ро­ван­ной реви­зи­ей мифа о Пав­ли­ке Моро­зо­ве». Боль­шая ста­тья в газе­те вышла под заго­лов­ком «Новые вре­ме­на меня­ют отно­ше­ние к „свя­то­му“ ста­лин­ской эпо­хи». Эту эпо­ху мож­но раз­гля­деть на экране в корот­кой, но пока­за­тель­ной сцене. Сня­тые с поста­мен­тов два гигант­ских ста­лин­ских голе­ма, изоб­ра­жа­ю­щие лёт­чи­ка и кол­хоз­ни­цу, облез­лые со вре­ме­нем и какие-то пора­зи­тель­но пустые и мёрт­вые, валя­ют­ся на зем­ле забы­тым реквизитом.

Конеч­но, в 1986 году не зна­ли, что одна­жды этих мон­стров водру­зят обрат­но, а исто­ри­че­ский анек­дот про «четы­ре мил­ли­о­на доно­сов» пре­вра­тит­ся в инструк­цию к действию.

Веро­ят­но, у Плюм­бу­ма сего­дня тоже всё хоро­шо. Как пишет Кувшинова:

«Вме­сте с Плюм­бу­мом мы пере­ме­ща­ем­ся меж­ду сре­да­ми: семья, шко­ла, воров­ское под­по­лье, спор­тив­ная сек­ция борь­бы, где рабо­та­ет тре­не­ром один из дру­жин­ни­ков, — при­мер пора­зи­тель­ной наблю­да­тель­но­сти Мин­дад­зе: из таких же сек­ций впо­след­ствии вырас­тут не толь­ко сол­да­ты кри­ми­наль­ных войн 1990‑х, но и вся вер­хуш­ка пост­со­вет­ской Рос­сии во гла­ве с пре­зи­ден­том Пути­ным, масте­ром спор­та по дзюдо».


«Армавир» (1991)

Пас­са­жир­ский теп­ло­ход «Арма­вир» тер­пит кру­ше­ние. Офи­цер Сёмин (Сер­гей Кол­та­ков, озву­чен­ный Юри­ем Беля­е­вым) отправ­ля­ет­ся на розыс­ки доче­ри, кото­рая была в чис­ле пас­са­жи­ров, но не может отыс­кать девуш­ку ни сре­ди уто­нув­ших, ни сре­ди выжив­ших. В поис­ках ему помо­га­ет помощ­ник капи­та­на «Арма­ви­ра» (Сер­гей Шакуров).

Кадр из филь­ма «Арма­вир»

В филь­мах Абдра­ши­то­ва-Мин­дад­зе завяз­кой неред­ко слу­жит ката­стро­фа, при­зван­ная под­черк­нуть экс­т­рим нашей жиз­ни. При­чём ниче­го спе­ци­аль­но при­ду­мы­вать не надо. Собы­тия «Арма­ви­ра» слу­жат аллю­зи­ей на кру­ше­ние теп­ло­хо­да «Адми­рал Нахи­мов», зато­нув­ше­го в 1986 году, в год дру­гой гло­баль­ной ката­стро­фы на Чер­но­быль­ской АЭС.

Ката­стро­фа совет­ской эпо­хи плав­но «вплы­ла» в новое вре­мя. «Арма­вир» — веро­ят­но, послед­ний фильм, сня­тый в быв­шем СССР. Кар­ти­на кажет­ся боль­ше, чем иро­нич­ной мета­фо­рой, а почти гла­сом свы­ше, ста­вя­щем точ­ку в дол­гой исто­рии войн, ката­строф, рево­лю­ций, смер­тей: совет­ский «Тита­ник» пошёл ко дну. При­плы­ли, товарищи.

Всё-таки неда­ром кино­вед Майя Туров­ская назы­ва­ла Абдра­ши­то­ва и Мин­дад­зе «ора­ку­ла­ми».

Люди сле­по бре­дут в полу­тьме, путая лица и име­на, не разо­брать, кто Мари­на, а кто Лари­са. Выжив­шие пере­кли­ка­ют­ся, кто из како­го горо­да, вспо­ми­ная места рас­пав­шей­ся на части стра­ны, охва­чен­ной рас­те­рян­но­стью и так боя­щей­ся сво­е­го буду­ще­го, что забре­ла в про­шлое. Остан­ки дав­но заржа­ве­ли в воде, толь­ко пас­са­жи­ры про­дол­жа­ют кри­чать в пусто­ту: «Арма­вир, Арма­вир!» Лёт­чик с кол­хоз­ни­цей во всём сво­ём мёрт­вом антич­ном вели­чии вер­нусь на поста­мент, маль­чик Плюм­бум охра­ня­ет доб­ро, на гро­бы геро­ев кида­ют цве­ты. Ино­гда даже кажет­ся, что «Тита­ник» сно­ва плывёт.

Но, конеч­но, это фаль­ши­вые огни свя­то­го Эль­ма. Иллю­зия. Корабль-призрак.


*Дмит­рий Быков вне­сён Миню­стом РФ в реестр СМИ-иноагентов


Читай­те так­же мате­ри­ал Еле­ны Куш­нир о том, как новое оте­че­ствен­ное кино созда­ёт мифы о 1990‑х годах

Поделиться