Вторжение немецких войск на территорию Союза 22 июня 1941 года положило начало особенному периоду в истории советской карикатуры. Антифашистская пропаганда заполонила прессу: издания пестрели иллюстрациями с уничижительными изображениями лидеров «фашистских стервятников».
Работы Бориса Ефимова, Николая Радлова, Михаила Черемных, Павла Соколова-Скали, творческого объединения «Кукрыниксы» и проекта «Окна ТАСС» формировали в голове советского человека образ врага и объясняли военную действительность. Благодаря повторяющимся из карикатуры в карикатуру чертам читатель сразу мог угадать, кому посвящена иллюстрация. Художники часто изображали Муссолини испуганным толстяком, Гитлера — в образе хищного чудовища, Геббельса всегда можно было узнать по характерной форме подбородка. Яркие образы воздействовали на восприятие читателя ещё до прочтения передовицы или статьи.
Помимо карикатур отечественных художников, в журналах часто печатали сатирические рисунки американских и английских иллюстраторов. В августе 1941 года в московском Музее нового западного искусства проходила выставка антифашистской карикатуры, где было представлено 150 работ американских и немецких художников.
VATNIKSTAN составил подборку антифашистских карикатур, опубликованных в советской прессе в первое военное лето. Иллюстрации взяты из журналов «Огонёк», «Смена» и «Работница».
Читайте также интервью с историком Владимиром Кикнадзе «Война не закончена, пока не расследованы все преступления против мирного населения».