Лиля Брик и «Рено». Фотосессия несостоявшегося путешествия

Эта исто­рия свя­за­на с тре­мя людь­ми, каж­дый из кото­рых изве­стен по-сво­е­му. Алек­сандр Род­чен­ко — выда­ю­щий­ся совет­ский фото­граф, кото­рый про­сла­вил­ся нова­тор­ски­ми при­ё­ма­ми в дизайне и фото­ис­кус­стве. Напри­мер, новые ракур­сы съём­ки поз­во­ля­ли пока­зать объ­ек­ты с неожи­дан­ной сто­ро­ны, и если сего­дня съём­ку «свер­ху вниз» или «сни­зу вверх» мы вос­при­ни­ма­ем обы­ден­но, то в 1920‑е годы она каза­лась про­рыв­ной идеей.

Бал­ко­ны. 1926 год.

Ещё с нача­ла 1920‑х годов Род­чен­ко стал сотруд­ни­чать с Мая­ков­ским в нише рекла­мы: худож­ник-дизай­нер отве­чал, как мож­но дога­дать­ся, за дизайн, а поэт — за слоганы.

Один из при­ме­ров сов­мест­но­го твор­че­ства Род­чен­ко и Мая­ков­ско­го — рекла­ма папи­рос «Чер­во­нец» 1923 года.

Посте­пен­но сло­жи­лась и лич­ная друж­ба, а через Мая­ков­ско­го Род­чен­ко позна­ко­мил­ся с его музой Лилей Брик.

Муж Лили Осип Брик, Лиля Брик и Вла­ди­мир Мая­ков­ский. Фото Алек­сандра Род­чен­ко. 1928 год

Лиля Брик часто ста­но­ви­лась моде­лью для съё­мок Род­чен­ко. На его шедевраль­ном пла­ка­те «Лен­гиз: кни­ги по всем отрас­лям зна­ния» изоб­ра­же­на она.

Пла­кат Алек­сандра Род­чен­ко. 1924 год

В кон­це 1928 — нача­ле 1929 года Мая­ков­ский при­вёз из Пари­жа «Рено» — спе­ци­аль­но для Лили. В её вос­по­ми­на­ни­ях читаем:

«Род­чен­ко несколь­ко раз про­сил меня снять­ся с новой маши­ной, но всё как-то не полу­ча­лось. А тут Воло­дя уго­во­рил меня сде­лать несколь­ко фото­гра­фий с „Ренош­кой“, я позво­ни­ла Алек­сан­дру Михай­ло­ви­чу и ска­за­ла, что соби­ра­юсь на машине в Ленин­град. В Ленин­град он со мной не мог поехать, но обра­до­вал­ся воз­мож­но­сти сде­лать сним­ки. Мы фото­гра­фи­ро­ва­лись в Москве, я была в одном пла­тье, потом пере­оде­лась, заеха­ли на заправ­ку бен­зи­на к Зем­ля­но­му валу, он сни­мал с зад­не­го сиде­ния, как-то ещё… Мы усло­ви­лись, что отъ­едем вёрст два­дцать, он посни­ма­ет, а потом вер­нёт­ся домой, я же поеду даль­ше. Но даль­ше я не поеха­ла, выяс­ни­лось, что доро­га ужас­на, и маши­на нача­ла чихать, и вооб­ще одной ехать так дале­ко скуч­но и опас­но. На одной из фото­гра­фий я сижу в раз­ду­мье на под­нож­ке — ехать ли? И реши­ла вер­нуть­ся. Воло­де понра­ви­лись эти отпе­чат­ки, и он жалел, что поезд­ка не состо­я­лась, тогда фото­гра­фий было бы боль­ше. Потом мы меж­ду собой назы­ва­ли эту серию „Несо­сто­яв­ше­е­ся путешествие“».

Итак, пред­став­ля­ем фото­сес­сию 1929 года «Несо­сто­яв­ше­е­ся путе­ше­ствие». Фор­маль­но авто­ром всех сним­ков явля­ет­ся Род­чен­ко, хотя на неко­то­рых фото­гра­фи­ях мож­но уви­деть и его само­го (тем не менее идея и поста­нов­ка его). Шут­ли­вая и про­стая фото­сес­сия впо­след­ствии несколь­ко раз экс­по­ни­ро­ва­лась в виде отдель­ной выставки.


Лиля Брик садит­ся в автомобиль

Лиля Брик и Алек­сандр Род­чен­ко око­ло автомобиля

Води­тель нака­чи­ва­ет коле­со. Лиля Брик сидит на сту­пень­ке автомобиля
Пик­ник. Лиля Брик и водитель

Алек­сандр Род­чен­ко и води­тель нака­чи­ва­ют колесо
Алек­сандр Род­чен­ко око­ло автомобиля

Лиля Брик за рулём

Заме­на колеса

Поделиться