Жизнь города будущего в журнале «Техника — молодёжи» 1950—1960‑х годов

Еже­ме­сяч­ный науч­но-попу­ляр­ный жур­нал «Тех­ни­ка — моло­дё­жи» все­гда отли­чал­ся сме­лы­ми взгля­дом в буду­щее. На его стра­ни­цах часто мож­но было встре­тить докла­ды, посвя­щён­ные тех­ни­че­ско­му про­грес­су, про­ек­ты по раз­ви­тию отрас­лей про­мыш­лен­но­сти, науч­но-фан­та­сти­че­ские репор­та­жи из гря­ду­щих эпох. С помо­щью ярких заго­лов­ков: «Окно в буду­щее», «Город буду­ще­го», «Гря­ду­ще­му — сло­во!» — соста­ви­те­ли еже­ме­сяч­ни­ка при­вле­ка­ли вни­ма­ние чита­те­лей к пер­спек­тив­ным или уто­пич­ным, а ино­гда и про­сто стран­ным задум­кам совет­ских инже­не­ров и архи­тек­то­ров. Осо­бое место в еже­ме­сяч­ни­ке зани­ма­ли руб­ри­ки, свя­зан­ные с рефор­ми­ро­ва­ни­ем устрой­ства горо­да. В 1950–1960‑е годы авто­ры жур­на­ла всё чаще ста­ли обра­щать­ся к обра­зу горо­да будущего.

Учё­ные, пуб­ли­ко­вав­шие урба­ни­сти­че­ские про­ек­ты в «Тех­ни­ке — моло­дё­жи», стре­ми­лись сде­лать жизнь совет­ско­го чело­ве­ка ком­фор­та­бель­нее бла­го­да­ря откры­тию ново­го гра­до­стро­и­тель­но­го мето­да. Напри­мер, пред­ла­га­ли такое архи­тек­тур­но-ком­по­зи­ци­он­ное реше­ние: жилые квар­та­лы рас­по­ло­жить вбли­зи заво­дов, а сани­тар­ный вопрос решить при помо­щи новых тех­но­ло­гий — спе­ци­аль­ных филь­тров, кото­рые будут бороть­ся с пылью и копо­тью. С пере­гру­жен­но­стью обще­ствен­но­го транс­пор­та инже­не­ры-кон­струк­то­ры при­зы­ва­ют справ­лять­ся при помо­щи новых видов город­ско­го транс­пор­та, таких как моно­рель­со­вые ваго­ны, поез­да без колёс и дви­жу­щи­е­ся тротуары.

Об эсте­ти­че­ской и раз­вле­ка­тель­ной состав­ля­ю­щих горо­да авто­ры жур­на­ла тоже не забы­ли. Соста­ви­те­ли «Тех­ни­ки — моло­дё­жи» рису­ют кра­соч­ное буду­щее совет­ско­го чело­ве­ка, в кото­ром авто­мо­биль­ные доро­ги будут зали­ты цвет­ным цемен­том, а по выход­ным граж­дане будут посе­щать пар­ки аттрак­ци­о­нов, обо­ру­до­ван­ные по послед­не­му сло­ву тех­ни­ки. Неко­то­рые про­ек­ты выгля­дят так, буд­то они сошли со стра­ниц фан­та­сти­че­ских рома­нов. К ним мож­но отне­сти идею построй­ки «Дома-рас­те­ния». Архи­тек­тор утвер­жда­ет, что из «зёр­ны­шек», поса­жен­ных в опре­де­лён­ном поряд­ке и пра­виль­ных усло­ви­ях, может вырас­ти пол­но­цен­ный жилой дом.

Пред­ла­га­ем узнать, как виде­ли буду­щее авто­ры жур­на­ла «Тех­ни­ка — моло­дё­жи» 1950–1960‑х годов.


Дача на воде для семей­но­го отды­ха. 1957 год

Циф­ра­ми обозначены:
1. Дистан­ци­он­ное управление;
2. Тер­ра­са — откид­ная стенка;
3. Трос, под­дер­жи­ва­ю­щий стен­ку в отки­ну­том положении;
4. Диван-кровать;
5. Кресла;
6. Стол;
7. Плита;
8. Шкаф платяной;
9. Раковина;
10. Спаль­ные места;
11. Санузел;
12. Кладовая;
13. Двигатель.


Авто­да­ча. 1957 год

1. При­цеп-амфи­бия. «Он снаб­жён сига­ро­об­раз­ны­ми поплав­ка­ми, кото­рые поз­во­ля­ют исполь­зо­вать его как лод­ку. Во вре­мя сто­ян­ки на нём может быть укреп­лен бре­зен­то­вый верх».

2. «Малень­кий при­цеп­ной фур­гон, рас­счи­тан­ный на транс­пор­ти­ров­ку мало­лит­раж­ным мото­цик­лом или мото­рол­ле­ром. Он изго­тов­лен из гоф­ри­ро­ван­но­го дюра­ля, вес его менее 100 кг. Внут­ри тако­го фур­гон­чи­ка устро­е­на дву­спаль­ная кровать».

3. При­спо­соб­ле­ние для ноч­ле­га на кры­ше авто­мо­би­ля. «Оно осо­бен­но удоб­но для тури­стов, отправ­ля­ю­щих­ся путе­ше­ство­вать с семьёй. Двое могут спать в авто­мо­би­ле, а двое — на крыше».

4. Боль­шой фур­гон со спаль­ней, сто­ло­вой, кух­ней. «Вслед­ствие боль­шо­го веса его при­шлось поста­вить на четы­ре коле­са. Что­бы избе­жать устрой­ства пово­рот­но­го меха­низ­ма, перед­ние и зад­ние коле­са сбли­же­ны. Бла­го­да­ря это­му он так же, как и двух­ко­лёс­ный, послуш­но катит­ся на бук­си­ру­ю­щей его машине».

5, 6. Авто­да­чи сред­не­го раз­ме­ра. «Вес их око­ло 300 кг. Внут­ри каж­дой — уют­ная ком­на­та пло­ща­дью в 6–7 кв. м., с дву­мя кро­ва­тя­ми, сто­лом, шкафом».

7. При­цеп, снаб­жён­ный мяг­ким вер­хом. «Он очень удо­бен для даль­них путе­ше­ствий, так как в сло­жен­ном виде ком­пак­тен и при дви­же­нии с высо­кой ско­ро­стью не испы­ты­ва­ет боль­шо­го сопро­тив­ле­ния воздуха».


Поезд без колёс. «Как и совре­мен­ные поез­да, он будет пере­ме­щать­ся по рель­со­во­му полот­ну. Одна­ко вме­сто колёс у него — сколь­зя­щее шас­си. Прин­цип тако­го устрой­ства заклю­ча­ет­ся в том, что меж­ду опор­ной плос­ко­стью шас­си и пол­кой рель­са пода­ёт­ся сжа­тый воз­дух. Меж­ду плос­ко­стя­ми обра­зу­ет­ся тон­кая плён­ка воз­ду­ха. В этом слу­чае поте­ри на тре­ние мини­маль­ны, а поезд может пере­ме­щать­ся со ско­ро­стью око­ло 800 км/час». 1961 год.


Цвет­ные цемен­ты. «Мож­но изго­тав­ли­вать цвет­ной цемент, сме­ши­вая при помо­ле белый клин­кер с мине­раль­ны­ми кра­си­те­ля­ми: охрой или желез­ным сури­ком, даю­щим оттен­ки от кре­мо­во­го до корич­не­во­го; уль­тра­ма­ри­ном, даю­щим синие оттен­ки, и так далее». 1961 год.


Мост через море. «Мост мож­но сде­лать трёхъ­ярус­ным: вни­зу — неф­те­про­вод, в сере­дине — линия для элек­тро­по­ез­дов, а ввер­ху — авто­до­ро­га». 1962 год.


Мик­ро­рай­он буду­ще­го. «Из таких рай­о­нов будут скла­ды­вать­ся горо­да сего­дня и зав­тра. Широ­кие квар­та­лы, сады и пар­ки, кино­те­ат­ры, шко­лы, тор­го­вые учре­жде­ния. В огром­ных горо­дах — это преж­де все­го еди­ный архи­тек­тур­ный ансамбль». 1962 год.


Дом, вме­ща­ю­щий в себя несколь­ко посёл­ков. Про­ект для Край­не­го Севе­ра. «Над зда­ни­ем воз­вы­ша­ет­ся про­зрач­ный купол, кото­рый пере­кры­ва­ет обра­зу­ю­щий­ся в сере­дине коль­ца внут­рен­ний двор — пре­крас­ное место отды­ха для жите­лей дома-посёл­ка в усло­ви­ях 7—8‑месячной поляр­ной зимы.

Все жите­ли посёл­ка живут и рабо­та­ют в одном доме, где нахо­дят­ся пред­при­я­тия ком­му­наль­но-быто­во­го обслу­жи­ва­ния, сто­ло­вая и мага­зин. Зда­ние обте­ка­е­мой фор­мы мень­ше зано­сит­ся сне­гом и име­ет не один вход, а несколь­ко. В самую силь­ную метель жите­ли его не риску­ют остать­ся на ули­це». 1963 год.


Новая фор­ма зда­ний с «купо­ла­ми-кри­стал­ла­ми». «Пора поду­мать о новых фор­мах про­мыш­лен­ных и обще­ствен­ных зда­ний. На сме­ну при­выч­ным пря­мо­уголь­ни­кам долж­ны под­нять­ся кра­си­вые, проч­ные и лег­кие купо­ла-кри­стал­лы». 1963 год.


Моно­рель­со­вая доро­га. «Для сред­ней поло­сы СССР и Край­не­го Севе­ра наи­бо­лее под­хо­дя­щей ока­жет­ся под­вес­ная моно­рель­со­вая доро­га с закры­той полой путе­вой бал­кой, кото­рая надёж­но защи­тит ходо­вую часть ваго­нов от непо­го­ды. А в южных рай­о­нах мож­но стро­ить моно­рель­со­вые доро­ги навес­но­го типа». 1963 год.


Кос­мо­дром буду­ще­го. Сле­ва — раке­то­план типа «лета­ю­щее кры­ло». Отсут­ствие «тела» зна­чи­тель­но умень­ша­ет общее сопро­тив­ле­ние, улуч­ша­ет управ­ля­е­мость при пла­ни­ро­ва­нии перед посад­кой на Зем­лю, повы­ша­ет устой­чи­вость аппа­ра­та во всех направлениях.

Высо­кое зда­ние посе­ре­дине — пункт коор­ди­на­ции лета­ю­щих объ­ек­тов. Перед глав­ным зда­ни­ем — откры­тый уча­сток мет­ро. Спра­ва — само­лёт со стар­то­вы­ми тур­бо­вин­то­мо­тор­ны­ми дви­га­те­ля­ми и полёт­ны­ми — пря­мо­точ­ны­ми плаз­мен­но-кас­кад­ны­ми дви­га­те­ля­ми. На авто­стра­де — маши­ны на воз­душ­ной подуш­ке. 1964 год


Устрой­ство горо­да буду­ще­го с дина­мич­ной струк­ту­рой, состо­я­ще­го из ком­плекс­ных рай­о­нов. «В каче­стве струк­тур­ной ячей­ки горо­да мож­но пред­ло­жить ком­би­ни­ро­ван­ный (ком­плекс­ный) про­мыш­лен­но-сели­тель­ный рай­он. Сред­ний или круп­ный город целе­со­об­раз­но про­ек­ти­ро­вать как ряд таких отно­си­тель­но само­сто­я­тель­ных рай­о­нов. Малый же — как ком­би­ни­ро­ван­ный рай­он, кото­рый может впо­след­ствии влить­ся в состав сред­не­го или боль­шо­го горо­да, став его струк­тур­ным зве­ном. В резуль­та­те даже в круп­ном горо­де мож­но сохра­нить все основ­ные пре­иму­ще­ства горо­да мало­го». 1964 год.


Высо­ко­тех­но­ло­гич­ные аттрак­ци­о­ны. «Аттрак­ци­он сей­час дол­жен стать одним из средств позна­ния физи­че­ских зако­нов, одним из „непро­из­воль­ных“ сти­му­лов к науч­но­му экс­пе­ри­мен­ту. Он дол­жен стать не без­дум­ным раз­вле­че­ни­ем масс, а насто­я­щей нау­кой, доступ­ной каж­до­му, кто жела­ет испы­тать тот или иной закон при­ро­ды, сде­лать какой-то свой тео­ре­ти­че­ский вывод, поду­мать о воз­мож­но­стях гря­ду­ще­го». 1965 год.


Дви­жу­щий­ся тро­туар. «Поро­ки колёс­но­го транс­пор­та совер­шен­но несвой­ствен­ны дви­жу­щим­ся тро­туа­рам. Кон­вей­ер прак­ти­че­ски невоз­мож­но пере­пол­нить. Пас­са­жи­ры рас­по­ла­га­ют­ся по длине лен­ты рав­но­мер­но. Кон­вей­ер, уста­нов­лен­ный в тех местах, где боль­ше все­го скап­ли­ва­ет­ся пеше­хо­дов, поз­во­ля­ет изба­вить­ся от так назы­ва­е­мых про­бок, дав­ки и тол­чеи». 1966 год.


Син­тез канат­ной доро­ги и само­лё­та. «Заса­сы­вая воз­дух через боко­вые отвер­стия, дви­га­те­ли, рас­по­ло­жен­ные в ниж­ней части ваго­на, выбра­сы­ва­ют струи воз­ду­ха вниз, застав­ляя вагон парить в воз­ду­хе». 1966 год.


Театр буду­ще­го. 1960 год
Закла­ды­ва­ние фун­да­мен­та для «Дома-рас­те­ния». 1962 год
«Воз­душ­ные зам­ки». 1963 год
Аэро­по­езд. 1966 год
Жилое зда­ние-город. 1967 год

Смот­ри­те так­же «Образ буду­ще­го в жур­на­ле «Тех­ни­ка — моло­дё­жи» в 1930–50‑е годы».

 

Поделиться