Параллельная киноэнтомология Игоря Алейникова

Исто­рия кино зна­ет нема­ло брат­ских режис­сёр­ских тан­де­мов: Дар­денн, Коэ­ны, Вачов­ски. Хариз­ма и пафос бра­тьев Алей­ни­ко­вых для рос­сий­ско­го неза­ви­си­мо­го кино 1980‑х годов была срав­ни­ма, пожа­луй, с вли­я­ни­ем самих Люмье­ров. Начав с хро­ни­каль­ных съё­мок, экс­пе­ри­мен­тов и пер­фор­ман­сов, они доба­ви­ли в мос­ков­ский кон­цеп­ту­а­лизм пара­док­саль­но отсут­ство­вав­ший там эле­мент «кино». Воз­мож­но, совет­ские кино­лю­би­те­ли так и оста­лись бы в ста­ту­се энту­зи­а­стов-оди­но­чек, если бы Игорь и Глеб не дали имя ново­му дви­же­нию — «парал­лель­ное кино». Так они нарек­ли круг моло­дых аван­гард­ных режис­сё­ров в сво­ём кино­вест­ни­ке CINE FANTOM и под этим же брен­дом устра­и­ва­ли не все­гда легаль­ные фести­ва­ли в Москве и Санкт-Петербурге.

Бра­тья Алей­ни­ко­вы. Источ­ник: seance.ru/articles/up_the_stairs/

Пер­вым идео­ло­гом позд­не­со­вет­ско­го кино­ан­де­гра­ун­да стал Алей­ни­ков-стар­ший — Игорь, кото­ро­го това­ри­щи срав­ни­ва­ли с обо­рот­нем. Днём он был при­леж­ным ком­со­моль­ским работ­ни­ком, а вече­ра­ми сни­мал дерз­кие пер­фор­ман­сы и мон­ти­ро­вал тре­вож­ные арт-доки, не чура­ясь некро­эс­те­ти­ки, кото­рой в то вре­мя были одер­жи­мы ленин­град­ские некрореалисты.

Инте­ре­сы Иго­ря не огра­ни­чи­ва­лись филь­ма­ми. Летом 1986 года он под­ра­ба­ты­вал кино­ме­ха­ни­ком в пио­нер­ском лаге­ре, попут­но сни­мая хро­ни­ку и экс­пе­ри­мен­ти­руя с ани­ма­ци­ей в сво­бод­ные часы. Парал­лель­но с кино­опы­та­ми он зани­мал­ся энто­мо­ло­ги­ей и вёл нату­ра­лист­ские запи­си. От рабо­ты в лаге­ре Игорь был не в вос­тор­ге, но новым полем для иссле­до­ва­ний ока­зал­ся или­стый пруд, где оби­та­ли все­воз­мож­ные жуки, пияв­ки, улит­ки, лягушки.

Игорь Алей­ни­ков на съём­ках. Источ­ник: seance.ru/articles/alejnikov-dobrotvorskij/

VATNIKSTAN пуб­ли­ку­ет отрыв­ки из днев­ни­ка Иго­ря Алей­ни­ко­ва. Режис­сёр запе­чат­лел уни­каль­ную энто­мо­ло­ги­че­скую хро­ни­ку одно­го лета гла­за­ми совет­ско­го кинолюбителя-авангардиста.


18.02

Витя убе­дил сек­ре­та­ря ВЛКСМ, что луч­ше­го чело­ве­ка, чем я, на долж­ность фото­гра­фа-кино­опе­ра­то­ра не най­ти. Их заин­те­ре­со­ва­ла воз­мож­ность сни­мать хро­ни­ку лагер­ной жиз­ни. Если это выго­рит, то я смо­гу сни­мать там мульт­филь­мы, сде­лаю фильм для люби­тель­ской сту­дии, зай­мусь, нако­нец, гим­на­сти­кой, бегом, высплюсь.


29.04

За час до кон­ца рабо­ты пред­ло­жи­ли на празд­ни­ки поехать в сов­хоз за восемь отгу­лов. Бесе­до­вал с дирек­то­ром пио­нер­ла­ге­ря. Так окон­ча­тель­но и не дого­во­ри­лись. Есть два вари­ан­та: на насос пожар­ни­ком и киномехаником.


8.05

Окон­ча­тель­но реши­лось, что поеду в лагерь кино­ме­ха­ни­ком. Настро­е­ние при­под­ня­тое. На служ­бе выда­ли новые тапоч­ки. 45‑й раз­мер. Немно­го вели­ко­ва­ты, но зато про­стор­но. Ноги не потеют.


21.05

Пер­вый раз съез­дил в лагерь. Озна­ко­мил­ся с тер­ри­то­ри­ей. Пой­мал в пру­ду пияв­ку, а она удра­ла из бан­ки. Наде­юсь, не устро­ит нам Вар­фо­ло­ме­ев­скую ночь. Нашёл два номе­ра «Мур­зил­ки» с рисун­ка­ми Пиво­ва­ро­ва, Була­то­ва, Васи­лье­ва. Позво­нил в «Элек­тро­ни­ку». Ска­за­ли, что завез­ли уси­ли­те­ли. Рва­нул, забыл зон­тик. При­ме­та сбы­лась — вер­нул­ся ни с чем.

Источ­ник: Игорь Алей­ни­ков. Днев­ник (CINE FANTOM, 1999)

27.05

При­вёз четы­ре лит­ра воды для пия­вок. Ста­рая про­тух­ла, и они чуть было не сдох­ли. Глеб их отка­чи­вал в воде из-под кра­на. Кажет­ся, ожи­ли. Зав­тра надо подыс­кать им корм.


28.05

В лаге­ре была сда­ча. До обе­да тас­ка­ли носил­ки. Потом нало­вил ули­ток. Пияв­ки их едят. Вече­ром у Толи­ка делал рабо­ту «Чёт­ный кара­ул». Домой еха­ли вме­сте с Мар­ком. Он открыл мне апо­ка­лип­ти­че­скую тай­ну: Чер­но­быль — полынь — Откро­ве­ние гл. 8, ст. 10. Я с ним мало зна­ком. Никак не при­вык­ну к его мане­ре разговаривать.


2.06

При­е­ха­ли в лагерь. Там делать нече­го. Я часок пола­зил вокруг пру­да. Пой­мал пияв­ку, двух водо­ме­рок и пару ули­ток, одну из кото­рых сра­зу про­гло­ти­ла пияв­ка, и ещё какое-то неяс­ное насе­ко­мое. Поехал домой сво­им ходом. Водо­мер­ки сдох­ли. Дома поел голуб­цы. Очень жир­ные. Выпил пол-лит­ра воды, пока пере­ва­рил. Решил как сле­ду­ет занять­ся пиявками.


5.06

Поста­ра­юсь в кон­це пер­вой сме­ны вплот­ную занять­ся тре­тьим номе­ром CINE FANTOM. Основ­ная тен­ден­ция — некро­фи­ли­че­ская, тен­ден­ция совре­мен­но­го совет­ско­го кино. Оно все­гда име­ло такую тен­ден­цию, но сей­час с алле­го­ри­че­ско­го реше­ния пере­шло на фак­то­гра­фи­че­ское: ленин­град­ская шко­ла, офи­ци­аль­ная и неофи­ци­аль­ная, пред­се­да­тель Сою­за кине­ма­то­гра­фи­стов — Климов.

Сце­на­рий о жиз­ни в пио­нер­ском лаге­ре — зако­ла­чи­ваю пио­нер­ские гро­би­ки и утрам­бо­вы­ваю могил­ки. Фото над­гро­бий с фау­ной могил — «Пияв­ки».

Источ­ник: Игорь Алей­ни­ков. Днев­ник (CINE FANTOM, 1999)

18.06

Вче­ра после обе­да пой­мал трёх пия­вок, личин­ку стре­ко­зы и несколь­ко ули­ток. Одна пияв­ка пыта­лась уполз­ти из бан­ки (тра­ек­то­рию смот­ри на обо­ро­те). До ужи­на кон­спек­ти­ро­вал «Искус­ство ком­би­ни­ро­ван­ных съёмок».

Экс­пе­ди­тор Коля предъ­явил свои пре­тен­зии. Мол, они тут с шофё­ром рабо­та­ют с утра до вече­ра, а я толь­ко сплю и кино не показываю.

До обе­да пой­мал одну пияв­ку. Пере­нёс несколь­ко банок кипя­чё­ной воды в лабо­ра­то­рию. После обе­да поехал менять фильмы.


20.06

После обе­да спал. Потом пока­зы­вал мультсбор­ник. Вче­ра путе­ше­ствие одной из пия­вок закон­чи­лось в кастрю­ле, заме­ня­ю­щей помой­ное вед­ро. Она была в таком состо­я­нии, что я поду­мал, что насту­пил на неё. Выбро­сил, но, вер­нув­шись с ужи­на, обна­ру­жил, что пияв­ка ещё дышит. Она была мяг­кая и про­тив­ная. Вся в каких-то сли­зи­стых выде­ле­ни­ях, кото­рые я днём при­нял за киш­ки. Хотя какие у пия­вок могут быть киш­ки? Пияв­ка была жива. Я бро­сил её назад в бан­ку. Сей­час она чув­ству­ет себя нормально.

Сего­дня после зав­тра­ка поехал в Домо­де­до­во за филь­ма­ми к 22 июня. Взял «Чет­вёр­тую высо­ту» и «Ну, пого­ди» девять серий. Вер­нул­ся в 12, покор­мил пия­вок. Вна­ча­ле пой­мал двух личи­нок стре­коз, одна, очень круп­ная, ско­ро вылу­пит­ся. Та, что пой­мал несколь­ко дней назад, сдох­ла, то ли была слиш­ком мел­кой, то ли не мог­ла дышать. Сей­час я поло­жил дощеч­ку, и они на ней сидят. Потом пой­мал чер­вя и пияв­ку. Толь­ко бро­сил пияв­ку в бан­ку с чер­вём, она тут же в него вце­пи­лась, несмот­ря на то что сама толь­ко что попа­ла в клет­ку. Я поло­жил их на тра­ву и наблю­дал. Изу­ми­тель­ное зре­ли­ще, толь­ко в кино сни­мать. Чем я и займусь.

Про­шла гро­за с гра­дом, опять палит солн­це. Самое вре­мя ловить пия­вок, пой­мал двух, голо­ва­сти­ка и личин­ку стре­ко­зы (очень круп­ную). Хочет­ся заснять момент вылуп­ле­ния. Пока дошёл до дома, голо­ва­стик исчез. Выпрыг­нуть он не мог — зна­чит!.. Я бро­сил им ещё одно­го голо­ва­сти­ка, круп­но­го, с зад­ни­ми нога­ми. Как толь­ко пияв­ка его засек­ла, сра­зу при­со­са­лась. Вто­рая тоже при­со­се­ди­лась. За несколь­ко минут голо­ва­стик исчез. Раз­да­вал­ся хруст моло­дых костей. Одна пияв­ка отрыг­ну­ла какие-то несъе­доб­ные части и через мгно­ве­нье их охва­тил страх, они поня­ли, что нахо­дят­ся в бан­ке, но с тяжё­лым желуд­ком не мог­ли даже под­нять­ся по стен­кам. Они нача­ли метать­ся, и я бро­сил их к осталь­ным пияв­кам. Теперь там туча, кишат, жрут друг дру­га. Вот личин­ка стре­ко­зы сдох­ла, и три улит­ки её тут же расчленили.

ДНЕВНИК ЮННАТА

Не утер­пел и опять отпра­вил­ся на лов­лю пия­вок. Пой­мал семь. При­шёл, смот­рю, в бан­ке с пияв­ка­ми одна пожи­ра­ет улит­ку, а в бан­ке с жука­ми и голо­ва­сти­ка­ми две улит­ки спа­ри­ва­ют­ся. И как толь­ко умуд­ри­лись, ведь еле ползают.


21.06

Сра­зу после пока­за филь­мов пой­мал трёх пия­вок. Дома обна­ру­жил, что сдох лягу­шо­нок. Что­бы уни­что­жить его труп, я запу­стил туда пияв­ку, но она съе­ла толь­ко поло­ви­ну. При­шлось запу­стить вто­рую. Утром обна­ру­жил, что с тру­пом они спра­ви­лись, а заод­но съе­ли улит­ку, не знаю толь­ко, сам­ца или сам­ку. Убрал пияв­ку в бан­ку № 1. Будет клё­вый эпи­зод. Штук сто пия­вок в одной бан­ке с десят­ком головастиков.

Источ­ник: Игорь Алей­ни­ков. Днев­ник (CINE FANTOM, 1999)

22.06

ДНЕВНИК ЮННАТА

Вче­ра ко мне при­ез­жал Глеб. Он при­вёз гостин­цы от роди­те­лей. Мы с ним немно­го поси­де­ли у меня в ком­на­те, я пока­зал ему бан­ки. Потом пошли в лабо­ра­то­рию и кино­буд­ку. По доро­ге свер­ну­ли к пру­ду, и сра­зу же мне дико повез­ло: воз­ле бере­га стая пия­вок вози­лась с улит­кой. За один при­сест я пой­мал девять штук и трёх — в дру­гом месте.

Я при­нёс пия­вок в лабо­ра­то­рию в пере­нос­ной бан­ке и закрыл свер­ху бутыл­кой. Потом пока­зал Гле­бу в кино­буд­ке мульт­фильм «Беге­мот и сно­ви­де­ние». Потом, когда Глеб уехал, я зашёл в лабо­ра­то­рию и вовре­мя, так как бутыл­ка сдви­ну­лась и пять пия­вок успе­ли выполз­ти. Осталь­ные не вылез­ли, пото­му что дели­ли ули­ток. Три круп­ные пияв­ки загло­ти­ли улит­ку с трёх сто­рон и жда­ли теперь чего-то. Я попы­тал­ся ото­драть их друг от дру­га, они рас­тя­ну­лись в раз­ные сто­ро­ны, в ито­ге полу­чи­лась фигу­ра — нечто сред­нее меж­ду паци­фист­ским знач­ком и сиг­на­лом радио­ак­тив­ной опасности.

Когда я при­нёс пия­вок домой, то с ужа­сом обна­ру­жил дома щен­ка, тер­петь не могу всех этих раз­нос­чи­ков блох и про­чей зара­зы. Я попы­тал­ся испу­гать его пияв­кой, но он толь­ко обню­хал её и про­дол­жал мерз­ко чесаться.


24.06

Вче­ра сде­лал фото для «ДНЕВНИКА ЮННАТА». Пере­нёс пия­вок в лабо­ра­то­рию, вода нача­ла загни­вать. Запах в бан­ке напом­нил запах чер­вей, кото­рых про­да­ют на рын­ке для корм­ле­ния аква­ри­ум­ных рыб. По цве­ту вода ста­ла жёл­то-корич­не­вой и мало про­зрач­ной. Две личин­ки стре­коз сдох­ли, одна, самая круп­ная, ещё дер­жа­лась. Сме­нил несколь­ко раз воду. Про­мыл пия­вок, они в весь­ма пло­хом состо­я­нии. Одна круп­ная пияв­ка почти не дви­га­лась, раз­мяк­ла, внут­ри её что-то нахо­ди­лось, види­мо, остат­ки от лягу­шон­ка или голо­ва­сти­ка. Вече­ром я всех их вытрях­нул в бан­ку и про­из­вёл под­счёт лич­но­го соста­ва. Их ока­за­лось 41. Ещё пой­маю девять, и будет 50. Кра­си­вое число.

В CINE FANTOM: Несмот­ря на то что мой про­из­вод­ствен­ный авто­ри­тет неуклон­но воз­рас­та­ет с каж­дым днём в гла­зах мое­го непо­сред­ствен­но­го началь­ни­ка и началь­ства област­но­го кино­про­ка­та в лице дирек­то­ра домо­де­дов­ской кон­то­ры, Нико­лая Андре­и­ча, неко­то­рые сотруд­ни­ки из обслу­жи­ва­ю­ще­го пер­со­на­ла выска­зы­ва­ют угро­зы в мой адрес. В част­но­сти, экс­пе­ди­тор Коля в пья­ном виде неод­но­крат­но заяв­лял мне о сво­их пре­тен­зи­ях к каче­ству пока­зы­ва­е­мых филь­мов и сего­дня, 24 июня 1986 года, про­во­ци­ро­вал меня на дра­ку. Теперь я не рас­ста­юсь с ножом и про­шу при­нять самые реши­тель­ные меры, дабы предот­вра­тить мас­со­вую рез­ню с моей сто­ро­ны в момент вынуж­ден­ной само­обо­ро­ны. Гр. Алейников.


25.06

Сей­час семь часов, несмот­ря на это, я проснул­ся. Раз­бу­ди­ла соба­ка. Опять нам под­бро­си­ли щен­ка. Ока­за­лось, что это дру­гой, у него какой-то бзик. Он не выхо­дит из-под кро­ва­ти и ску­лит, но ведёт себя тише прежнего.

Ещё меня раз­бу­дил дождь. Я пред­ста­вил себе, как люди сей­час из Бирюлё­ва едут на служ­бу. Мок­рые, давят­ся в авто­бу­сах. Меня нача­ло под­таш­ни­вать от тако­го кош­ма­ра, но, сла­ва богу, я уже из раз­ных там Бирюлё­вых ездить не буду, а сей­час так вооб­ще лафа, могу спать сего­дня до девя­ти, потом надо поме­нять бельё и ехать за филь­ма­ми, с этим дождём их мно­го при­хо­дит­ся крутить.

Вче­ра после филь­ма отби­рал некро­ма­те­ри­а­лы для CINE FANTOM № 3. До часу про­во­зил­ся. Сего­дня опять сме­нил воду у пия­вок. Ули­ток они не съе­ли. Поче­му? Из-за дождя вода в пру­ду силь­но под­ня­лась. Не знаю, не повли­я­ет ли это на мою работу.

Как отвра­ти­тель­на рабо­та пио­нер­ско­го вожа­то­го — целый день про­во­дить с эти­ми мало­лет­ни­ми при­дур­ка­ми и вдо­ба­вок высту­пать перед ними со сце­ны с при­дур­ко­ва­ты­ми номе­ра­ми на тему пио­нер­ской жиз­ни. Так и само­му мож­но деби­лом стать, кто ещё не стал. Я бы не выдер­жал и недели.

Вода в пру­ду всё при­бы­ва­ет. Дождь идёт каж­дый день. Сего­дня обна­ру­жил, что вода в кув­шине с улит­ка­ми про­тух­ла. Воду сме­нил, ули­ток про­мыл. Водо­рос­ли они пожра­ли. Новых добыть не могу, из-за того что вода в пру­ду поднялась.

Откру­тил вто­рой сеанс. Пред­сто­ит ещё тре­тий в 23:00. Один армя­нин рабо­тал кино­ме­ха­ни­ком. Каж­дый раз, когда он при­во­зил новый фильм, его спра­ши­ва­ли, как назы­ва­ет­ся. Он смот­рел на короб­ку и с тру­дом читал: «Чёр­но-белый нега­тив­ный кино­плён­ка». Каж­дый раз одно и то же, пока сол­да­ты не дога­да­лись и не ста­ли читать сами.

Источ­ник: Игорь Алей­ни­ков. Днев­ник (CINE FANTOM, 1999)

26.06

Вче­ра нако­нец-то пияв­ки напа­ли на улит­ку. Я вылил воду из бан­ки вме­сте с той пияв­кой, кото­рая пожи­ра­ла улит­ку. Пияв­ка поче­му-то испу­га­лась. Отрыг­ну­ла напо­ло­ви­ну загло­чен­ную улит­ку и пусти­лась в бег­ство. Когда в сле­ду­ю­щий раз сме­нил воду и вылил в рако­ви­ну, то одна пияв­ка про­скольз­ну­ла в слив­ное отвер­стие и исчез­ла в нед­рах кана­ли­за­ции, я не смог её удержать.


27.06

Жук-пла­ву­нец (малень­кий) про­ле­жал на дне бан­ки без воды два дня и не сдох. Смот­рю, шеве­лит­ся. Налил воды — плавает.

Сего­дня нако­нец-то ото­спал­ся. Лежу, чув­ствую, что боль­ше спать не могу, смот­рю на часы, на них пол­де­ся­то­го. Что такое? Делаю послед­нюю попыт­ку уснуть — не полу­ча­ет­ся. Смот­рю на часы. На них по-преж­не­му пол­де­ся­то­го. Ока­за­лось, вста­ли. А было уже без деся­ти один­на­дцать. Немно­го побе­гал, не давая силь­ной нагруз­ки на серд­це, а то недав­но слиш­ком рез­ко взял старт, потом два дня не решал­ся бегать.

Сего­дня сол­неч­но. А то я уже думал, что дождь навсе­гда. Нет, толь­ко пять дней. Для раз­но­об­ра­зия, конеч­но, непло­хо. Но и меру тоже надо знать. Вче­ра при­ду­мал спо­соб для пере­съём­ки слай­дов на про­свет. При­спо­соб­ле­ние доста­точ­но гро­мозд­кое, тра­тит­ся мно­го вре­ме­ни. Надо бы сде­лать или достать такую же жёст­кую кон­струк­цию. Попро­бую теперь напе­ча­тать, если каче­ство при­ем­ле­мое, то мно­гие кад­ры из слайдфиль­ма пересниму.


28.06

Вче­ра обна­ру­жил, что вылу­пи­лась стре­ко­за, но слиш­ком позд­но. В бан­ке было мало места, и она уто­ну­ла. Она вооб­ще была какая-то недо­раз­ви­тая, с раз­ны­ми ногами.

Диа­лог двух мух: «Давай поле­тим к звез­дам!» — «Давай!»

В 15.30 при­е­хал Глеб, мы под­го­то­ви­лись и сня­ли мульт­фильм «Катрин».


2.07

ВТОРАЯ СМЕНА. Не успел при­е­хать в лагерь, эти сви­ньи испор­ти­ли мне настро­е­ние. Эти тупые ско­ты поче­му-то вби­ли себе в голо­ву, что я спе­ци­аль­но вожу пло­хие филь­мы и не пока­зы­ваю филь­мы для обслу­жи­ва­ю­ще­го пер­со­на­ла. Они вби­ли себе в голо­ву, что я дол­жен пока­зы­вать им кино. Это же не дом отды­ха, а пио­нер­ский лагерь!


7.07

ПИЯВКИ. Послед­ние дни ими почти не зани­ма­юсь. Когда при­е­хал, обна­ру­жил, что одна сдох­ла. В живо­те у неё что-то было. Не смог­ла переварить.

Вче­ра груп­па пио­не­ров чисти­ла пруд. Вылав­ли­ва­ли дос­ки, брёв­на, сжи­га­ли их на кост­ре. Выта­щи­ли мно­го водо­рос­лей. Рас­пу­га­ли всю живность.

В Москве у меня живут шесть пия­вок. Пита­ют­ся они улит­ка­ми. Когда я при­е­хал, то обна­ру­жил, что в моё отсут­ствие про­изо­шло засе­ле­ние бан­ки кома­ра­ми. Вода кишит их личин­ка­ми. Те, что уже вылу­пи­лись, сидят на стен­ках бан­ки, но очень хилые из-за недо­стат­ка пищи, неко­то­рые уже сдох­ли, попав обрат­но в воду и став добы­чей ули­ток. Таким обра­зом вос­ста­но­ви­лось рав­но­ве­сие — биоценоз.


9.07

Вче­ра нача­лась тоталь­ная ата­ка на зону моих экс­пе­ри­мен­тов. На мою тер­ри­то­рию вторг­ся экс­ка­ва­тор и при­нял­ся вытас­ки­вать ил из пру­да. Они хотят очи­стить пруд, поста­вить вокруг него ска­мей­ки, сде­лать бетон­ные дорож­ки. Сума­сшед­шие люди. Все мои мно­го­днев­ные опас­ные опы­ты постав­ле­ны под угро­зу. Сего­дня рабо­ты при­оста­нов­ле­ны, вид­но, кто-то из боль­шо­го началь­ства узнал о навис­шей надо мной угро­зе и сде­лал теле­фон­ный зво­нок. Неко­то­рым доста­точ­но сде­лать один теле­фон­ный зво­нок. Достичь бы и мне таких высот. Сей­час у меня 39 пия­вок, нуж­но ещё.


11.07

Вче­ра попро­бо­вал печа­тать кад­ры из слайдфиль­ма. Резуль­тат удру­ча­ю­щий. Из деся­ти кад­ров толь­ко один смот­рит­ся при­стой­но, осталь­ные про­сто помой­ка. С утра обна­ру­жил, что один лягу­шо­нок вылез из бутыл­ки. Хвост у него умень­шил­ся. Потом вылез вто­рой. Я думал, что они сдох­нут. Так­же уди­ви­тель­ную кар­ти­ну обна­ру­жил у пия­вок. Они всей код­лой пожи­ра­ли одну. Та была в силь­ном напря­же­нии, потом обмякла.

22:50

Две пияв­ки по-преж­не­му обса­сы­ва­ют тре­тью. Та зна­чи­тель­но умень­ши­лась в раз­ме­рах. Один лягу­шо­нок опять выбрал­ся из бутыл­ки, пока я его не обнаружил.


13.07

Про­шло пол-лета, а ниче­го не сде­ла­но. Во втор­ник, когда поеду домой на два выход­ных, уве­зу отсю­да все учеб­ни­ки, сло­ва­ри англий­ско­го, Беля. Пора закан­чи­вать раз­бра­сы­вать­ся по мело­чам. Необ­хо­ди­мо сосре­до­то­чить­ся на сце­на­рии и съёмках.

CINE FANTOM — это изоб­ра­зи­тель­ные дела. Им сто­ит зани­мать­ся толь­ко в про­ме­жут­ках меж­ду насто­я­щи­ми дела­ми. Даже если очень хочет­ся. Сего­дня лягу­ша­та опять вылез­ли из бутыл­ки. Одно­го я пой­мал, но, пока нёс к пру­ду, он сдох. Из кана­ли­за­ции идёт непри­ят­ный запах. Может быть, там сдох­ла пияв­ка, кото­рая туда убежала.


15.07

Ока­зы­ва­ет­ся, малень­кая пияв­ка не сдох­ла, а про­сто изме­ни­ла цвет. Навер­ное, это мас­ки­ров­ка. Та пияв­ка, к кото­рой при­со­са­лись, выжи­ла. Сей­час все 38 живы. Экс­пе­ри­мент успеш­но продолжается.


18.07

Менял воду в бан­ке с пияв­ка­ми, одна выскольз­ну­ла и исчез­ла в нед­рах кана­ли­за­ции. Это уже вто­рой слу­чай и, види­мо, не слу­чай­ность, а зако­но­мер­ность. Надо под­ве­сти тео­ре­ти­че­скую базу. Пой­мал в пру­ду двух пия­вок, чтоб ком­пен­си­ро­вать недо­ста­чу, и трёх ули­ток. Пусть жрут, а то ста­ли хиреть, а мне ещё с ними пред­сто­ит мно­го работать.


22.07

36 голод­ных пия­вок сожра­ли одну огром­ную ули­ти­щу, а я думал, что она не под­даст­ся съе­де­нию. Тем не менее сожра­ли в два счёта.


23.07

Вот я пишу в днев­ник нату­ра­ли­ста о том, как пой­мал двух спа­ри­ва­ю­щих­ся ули­ток, как ото­драл их друг от дру­га. 1/1, при всей сво­ей доку­мен­таль­но­сти, рас­сказ полу­ча­ет­ся эмо­ци­о­наль­но ёмким. Реаль­но же всё про­ис­хо­ди­ло крайне обы­ден­но. Ну, подо­шёл к пру­ду, уви­дел улит­ку, достал её, ока­за­лось, что их две, разъ­еди­нил их, бро­сил в банку.


31.07

Сего­дня рас­стал­ся с пияв­ка­ми. Спу­стил их всех в кана­ли­за­цию. Доста­ли они меня уже.

Вче­ра перед сном пора­бо­тал над «Днев­ни­ком нату­ра­ли­ста», и что-то ста­ло мне хре­но­во. Если мы не будем вклю­чать в фильм панк-доклад, то на фиг я этим зани­ма­юсь. Это ни в какие воро­та не лезет и не име­ет ко мне ника­ко­го отношения.

В общем, сего­дня с утра вышел на нату­ру, отснял по-быст­ро­му, как пияв­ка зажра­ла лягу­шон­ка, полу­чи­лось не так эффект­но, как пред­став­ля­лось, ну и плевать.

Вче­ра сде­лал сце­на­рий DER KAMPF. Сего­дня три часа про­си­дел у реки, закан­чи­вая писать «Жало­бу на риж­ских контролёров».

Источ­ник: Игорь Алей­ни­ков. Днев­ник (CINE FANTOM, 1999)

9.08

День начал­ся неудач­но. Пого­да с утра неустой­чи­вая, а тут ещё этот иди­от­ский сон вдруг стал явью. Иду я по тер­ри­то­рии лаге­ря, под­ле­та­ет ко мне управ­ля­ю­щий хозяй­ствен­ной частью и спра­ши­ва­ет, нужен ли мне стол в кино­буд­ке. Нужен, спе­ци­аль­но для пока­за 16-мил­ли­мет­ро­вых филь­мов из окош­ка. Он гово­рит, что есть метал­ли­че­ский. Я гово­рю, что, с одной сто­ро­ны, для пожар­ни­ков это хоро­шо, но для филь­мов луч­ше пла­сти­ко­вое покры­тие. Он гово­рит, что это то самое и есть, пожар­ни­ки будут доволь­ны. Зата­щил он меня на свал­ку, и при­та­щи­ли мы этот стол, кото­рый зачем-то выбро­си­ли из сто­ло­вой, в кино­буд­ку. Я чуть не упал в обмо­рок, когда про­чи­тал на тор­це «раз­де­лоч­ный». При­гля­дел­ся — «раз­да­точ­ный», ну, это ещё куда ни шло.

6:12

Пере­снял стра­ни­цы с Oxford Pictorial English Dictionary. Не поехал в пио­нер­ский лагерь «Искор­ка» пока­зы­вать кино. Пошли они все на…

10:12

Вот же суки. Какую бы под­лян­ку им устро­ить, что­бы надол­го запом­ни­ли. Опять при­шла в голо­ву мысль, что хоро­шо бы забо­леть и не поехать в этот чёр­тов пио­нер­ский лагерь. Из-за этих гадов нару­ши­лось с таким тру­дом достиг­ну­тое рав­но­ве­сие, и я опять воз­не­на­ви­дел всё, име­ю­щее отно­ше­ние к служ­бе. Читать кни­гу не мог, пошёл в биб­лио­те­ку, как в былые вре­ме­на, и про­си­дел там два часа до кон­ца рабо­че­го дня.

После служ­бы состо­я­ние не про­шло. Дома я забыл при­чи­ну, каза­лось, что про­сто хочет­ся спать. Я лёг в нача­ле девя­то­го, потом проснул­ся в нача­ле две­на­дца­то­го и час не мог уснуть. Уснул. Будиль­ник раз­бу­дил так неожи­дан­но, что на служ­бе не мог прий­ти в себя до поло­ви­ны один­на­дца­то­го. Спал, посто­ян­но про­сы­па­ясь, так как кру­гом началь­ство и надо созда­вать иллю­зию бодрствования.

Сей­час выпил чай, немно­го ста­ло лег­че, а то какая-то аго­ния в голо­ве. Я не мог понять из-за чего. Сей­час понял, из-за это­го ё… лаге­ря. Из-за ситу­а­ции, что мной рас­по­ря­жа­ют­ся какие-то дядень­ки-деби­лы. Из-за того, что мной рас­по­ря­жа­ют­ся какие-то муда­ки, я уже целый год в тран­се. Нет, я этим сукам ещё устрою фей­ер­верк. Как попа­дешь в гов­но, так и норо­вит засо­сать по уши.


Читай­те так­же «Некро­ре­а­лизм Евге­ния Юфи­та — забы­тый анде­гра­унд позд­не­го СССР».

Поделиться