В современной России некрореализм почти неизвестен как явление отечественной культуры. Зародившись в начале 80‑х в Ленинграде, он стал злой сатирой на соцреализм и безысходную атмосферу политической геронтократии. Неудивительно, что в СССР о существовании радикального художественного направления знали только неформалы и люди, близко знакомые с ленинградским творческим подпольем.
Некрореализм — явление сложное, объединившее различные виды искусства: кинематограф, уличные перформансы, живопись и даже музыку. Оригинальность художественного метода дополняла субкультура «неистового веселья и тупости». Так некрореализм стал тёмной стороной мира рафинированной позднесоветской эстетики, уже клонившегося к закату.
VATNIKSTAN расскажет, как главный идеолог течения Евгений «Юфа» Юфит, вопреки ограничениям, основал уникальное сообщество нонконформистов и внёс большой вклад в развитие советского «параллельного кино».
Невероятные приключения Евгения Юфита
Будущий предводитель некрореалистов родился в Ленинграде в 1961 году. Тягу к странным перформансам Юфит испытывал с раннего детства. Наиболее известная легенда рассказывает, как мальчик подговорил одноклассников встретить делегацию из Германской Демократической Республики криком «Гитлер капут!». Когда столь экзотичное приветствие прозвучало, Евгений промолчал, предпочитая участвовать в происходящем как свидетель, а не участник будущего скандала. Распространено мнение, что случай с делегацией просто выдумка: Юфит очень любил рассказывать о себе небылицы и поддерживал мифы о собственной биографии.
Существует история, ставшая своеобразным прологом рождения некрореалистической субкультуры. Зимним днём 1975 года Юфит, его приятель Андрей Панов (Свин) — будущий лидер советской панк-группы «Автоматические удовлетворители» — и остальные друзья развлекались рядом с кинотеатром «Планета». Из-за сильного снегопада территория здания утопала в сугробах. Директор «Планеты», увидев бесцельно слоняющихся подростков, предложил им сделку — бесплатные билеты, если те лопатами уберут снег.
Ребята радостно согласились и принялись за работу. Однако вскоре происходящее перешло в непотребство: несмотря на сильный мороз, часть подростков разделись по пояс. Панов же снял с себя всё, оставшись в одних сапогах. Посетители «Планеты» увидели «представление» через окна кинотеатра и потребовали вызвать милицию, а Юфит с друзьями сразу же сбежали.
Первые выходки Юфита носили неосознанный характер, но именно эти полумифические похождения легли в основу некрореалистического искусства.
Падение Зураба и зарождение некрореализма
Некрореализм Юфита зародился в интересном историческом контексте. Во многом он был злобной пародией на господствовавший в культуре СССР соцреализм, посвящённый «благородным» бытовым и героическим темам советской действительности. На художественные вкусы Юфита повлиял и неофициальный советский «культ смерти», напоминавший религию и стремившийся её заменить. Пионеры-герои, жертвующие жизнями ради победы, героический пафос смертельно опасных подвигов солдат и тружеников — всё это вписывалось в логику так называемого некросимволизма, неизменно присутствовавшего в советской реальности.
На излёте истории СССР чувство близости смерти, вероятно, проявлялось не только через искусство или идеологию. Официальные обещания коммунизма и вечного рая к тому времени воспринимались многими как конструкция, не совпадающая с действительностью. В начале 80‑х умирала не просто идеология, а сам советский образ жизни. В этом смысле перестройку можно трактовать как агонию перед окончательной гибелью СССР.
В таких условиях зарождалась субкультура Юфита, первоначально напоминавшая советский аналог западной панк-культуры. Традиционным занятием будущих некрореалистов стали квартирные встречи, где каждый посетитель мог свободно самовыражаться любым доступным способом: от мелкого вандализма до жестоких шуток над новичками. Один из участников мероприятий неформал Шмидт любил имитировать желание изнасиловать новичков и часто гонялся за ними в голом виде по всей квартире.
На первых порах некрореализм ещё не оформился как идея. Приятели Юфита занимались обычным эпатажем ленинградской публики: имитировали драки и погони, позволяли себе вызывающее поведение, распивали спиртные напитки на природе. Их любимым развлечением было сбрасывать с большой высоты человеческий манекен по прозвищу Зураб, которого позже зверски избивали. Зураб сыграл важную роль в первых картинах некрореалистов, запечатлевших его падение на видео. Основной целью этих занятий было «неистовое веселье».
В конце 70‑х годов Юфит создал первые произведения в духе некрореализма. Будущий режиссёр тогда увлекался фотографией и проводил эксперименты в этом направлении. Уже упоминавшийся Панов (Свинья) позировал Юфиту в «окровавленном гриме» с диким выражением лица.
Особую роль в становлении художественного некрореализма сыграли медико-криминологические справочники. Главным источником вдохновения стал классический «Атлас судебной медицины» за авторством австрийского врача Эдуарда фон Гофмана. Мрачные изображения атласа дали много идей для будущих сюжетов и картин некрореалистов. Впоследствии Юфит изобрёл специальный «зомби-грим», который использовал в постановочных фото. Для создания «мёртвого вида» героев Юфит взял на вооружение кетчуп, варенье и сироп холосас. В щеках актёров находилась вата, придававшая их лицам более зловещий и деформированный вид.
Киноопыты Юфита
Суровая ленинградская атмосфера 80‑х и знакомство художника с маргиналами андеграундного движения дали новый толчок истории некрореализма.
Евгений Юфит сотрудничал с группой «Новые художники», в том числе с Олегом Котельниковым — он помогал Юфиту с раскрашиванием. Евгений работал с теми, кто был готов использовать материалы анатомических атласов для создания некрокартин. Вскоре вокруг кружка Юфита стала складываться зловещая репутация некрофилов и извращенцев.
Важным этапом оказался 1983 год, когда начались съёмки первого в истории некротворчества короткометражного фильма «Бег». В этой, по сути, бессюжетной ленте Юфит запечатлел будни некрореалистов — с неизменными драками и сатирическим отношением к смерти. В фильме появился и многострадальный Зураб, продолжавший исполнять роль мальчика для битья.
Работа над кинолентой была спонтанной. Создатели не вложили в неё никакого сюжета и смысла, не особо задумывались над тонкостями монтажа. Опыта в создании кино у некрореалистов не было в принципе: всё делалось на коленке и чистом энтузиазме. Снимали фильм на 16-миллиметровую камеру. Подобным же образом создавались и более поздние киноработы Юфита.
Стилистика «Бега» вызывает ассоциации с немым кинематографом 20‑х годов. Практически все фильмы Юфита периода 80‑х наследуют стилям первой половины ХХ века. Можно обнаружить в них влияние немецкого экспрессионизма 20–30‑х годов с его техническими особенностями: чёрно-белая плёнка, отсутствие звуков, текстовые заставки. В идеологическом плане некрофильмы многое взяли от французского сюрреализма с его демонстрацией предчувствия смерти, тоски и бессознательных процессов. Источником вдохновения ленинградского режиссёра считают такие фильмы, как «Андалузский пёс» и «Золотой век».
Евгений Юфит подчёркивал, что авангард начала ХХ века многое дал развитию некрореализма в кино:
«Мои приоритеты принадлежат авангардному кино 20‑х годов. Я считаю, что это был наивысший подъём кинематографа. Появление технических средств, звука и цвета плохо отразилось на кино как визуальном искусстве. Развитие техники не позитивно для человеческого существования».
Характерным для стиля Юфита оставалось циничное отношение к смерти и внимание к табуированным в СССР темам. В его фильмах присутствуют кровавые убийства, ненормированная жестокость, суицид, а также тонкие намёки на гомосексуальность — важный признак некрореализма как жанра.
На съёмках «Бега» Юфита арестовала милиция: стражи порядка заинтересовались необычными развлечениями художников. Как потом вспоминал режиссёр, лишь откровенный «маразм» отснятого материала освободил его от уголовной ответственности. Позже «Бег» был перемонтирован и вышел в 1985 году под названием «Лесоруб».
Несмотря на сложности, киноэксперименты понравились Евгению Юфиту. В 1984 году он со своими сторонниками создаёт полуподпольную киностудию «Мжалалафильм». Название было образовано от двух слов: «мжа» в старых русских диалектах означает дрёму, а «лала» — детский лепет. Хотя злые языки говорили, что название киностудии отсылало к бывшему партийному деятелю советской Грузии Василию Мжаванадзе.
Короткометражки Юфита, выходившие в 80‑е годы, мало отличались друг от друга. Это были абсурдистские произведения, пропитанные идиотизмом и бесконечными самоубийствами, которые чередовались с кадрами из советской хроники 30–50‑х годов. На страницах киножурнала «Молодой киноавангард Ленинграда» Евгений Юфит так высказался о личных режиссёрских экспериментах:
«Всё это делает наш кинематограф более близким к поэзии, чем к прозе, а по структуре ближе к музыке, чем к театру. Оно рассчитано на чувственное, а не сознательное восприятие, не подлежит какому-либо психологическому или логическому анализу».
Фильмы Юфита показывали тайно — они были доступны только андеграундной, понимающей публике. Для остальных советских зрителей творчество некрореалистов оставалось неизвестным.
От зенита к закату
Примерно в те же годы некрореализм активно развивается как направление живописи. Яркий пример — картина Леонида «Трупыря» Константинова «В камышах» (1987), на которой изображены два мёртвых моряка. В фильме «Санитары-оборотни» (1984) она использовалась как заставка.
Появилось и музыкальное направление — мжалалаоркестр, о котором почти не сохранилось сведений. Им руководил соратник Юфита Юрий Циркуль (Красев), также известный совместными выступлениями с курёхинской группой «Популярная механика». В фильме «Лесоруб» песня оркестра используется в качестве саундтрека. Правда, из-за плохого звука слышно только мелодию и рёв музыкантов, в котором невозможно разобрать слов.
От некрореалистической музыки осталось также название песни «Жировоск» и несколько строк, написанные Юфитом и Котельниковым:
Наши трупы пожирают
Разжиревшие жуки.
После смерти наступает
Жизнь что надо, мужики!
Перестройка и постепенная демократизация в СССР дали новый толчок движению Юфита. Реформы позволили кружку выйти из подполья и получить известность не только в СССР, но и за рубежом. С 1987 года некрореализм стал более организованным в плане идей и терминологии: соратник Юфита Владимир Кустов пытался сформулировать некрориторику движения. Так появились ключевые понятия некрореализма: тупость, бодрость, матёрость и наглость.
«Тупость» обозначала важное качество, которым должен обладать любой сторонник движения: он должен не думать головой, а сразу действовать, несмотря на обстоятельства. Перформансы некрореалистов начала 80‑х годов представляли яркий пример демонстрации подобной «тупости».
Не менее важна была «наглость», которая являлась «вторым счастьем». Учитывая идеологическую обстановку в стране и цензуру, нужно было обладать большой наглостью, чтобы вытворять провокации и перформансы. «Бодрость» на языке некрореалистов — это установка быть весёлым и креативным.
Наиболее важным понятием стала «матёрость» — характеристика опытного и зрелого участника движения. Только матёрый человек, в отличие от простого, мог полноценно участвовать в некропрактике.
Несмотря на формулировку терминов и риторики, общего манифеста или продуманной идеологии у некрореализма так и не появилось. Это противоречило бы идеям и практикам субкультуры, где всё делалось спонтанно и неосознанно.
1987–1989 годы отмечены появлением новых сторонников — «художников-свежаков», как выражался Юфит. Картины стали более провокационными, всё острее раскрывали тему смерти и разложения. Наиболее полно в неё погрузился Кустов в серии работ, посвящённых известным учёным. Нарисованный художником на кабаньей шкуре портрет Эйнштейна пугает тёмными тонами и тотальным трупным разложением. В подобном стиле творил и Сергей Серп, создавший несколько картин о смерти в лесу.
Некрореалисты работали не только в кино и живописи. Валерий Морозов — актёр, снимавшийся в фильмах Юфита, — прославился также как единственный некроскульптор. Наиболее известная его работа — это цикл деревянных идолов «Истукан». Несмотря на главенствующий в некрореализме дух абсурда, в движении даже находились люди, занимавшиеся научными изысканиями. Наиболее известны среди них Андрей Мёртвый (Курмаярцев) и Евгений Дебил (Кондратьев), создавшие совместное исследование «Флора и фауна могил» (1986) для журнала «Синефантом».
Вместе с некрореализмом постепенно эволюционировал и сам Евгений Юфит. Перестройка дала ему возможность снимать киноленты на государственных студиях. В 1988 году открылась киношкола в Ленинграде, и Юфит начал там обучение, благодаря чему познакомился с Александром Сокуровым. Сотрудничество с известным режиссёром привело основателя некрореализма к съёмкам нового короткометражного фильма «Рыцари поднебесья». Юфит работал над лентой совместно с писателем и сценаристом Владимиром Масловым, который впоследствии станет постоянным актёром и соратником Юфита.
«Рыцари поднебесья» стали знаковой работой для режиссёра. Впервые некрореализм вышел из подполья. Кинолента снималась на государственной студии, однако Юфит создавал фильм по привычным рецептам: абсурдный и непонятный сюжет, чёрно-белые цвета и неадекватное поведение героев, убивающих друг друга. По меркам официального советского кино «Рыцари поднебесья» выглядели слишком дерзко, но звёздный час некрореализма был ещё впереди.
Незадолго до августовского путча 1991 года Евгений Юфит снял главное кино своей жизни — «Папа, умер Дед Мороз» на основе повести Алексея Толстого «Семья вурдалака». Лента создавалась при участии Алексея Германа, который надеялся получить более понятный и логичный фильм. Однако Юфит не собирался создавать типичную картину по русской классике. Верный своим принципам, он перенёс место действия в советскую действительность. От классического сюжета практически ничего не осталось — только общая фабула о некой деревне, где происходят зловещие события.
Сюжет фильма рассказывал об учёном из города, который отправился в деревню к двоюродному брату, чтобы закончить исследование о бурозубке. Вскоре он понимает, что в сельском захолустье творится настоящая чертовщина: неадекватное поведение местных жителей, садистские зомби-бюрократы в деловых костюмах, саморазрушение пугают и героя, и зрителя. Эту ленту сложно анализировать, но темы смерти и распада, близкие Юфиту, проявились здесь особенно ярко.
Казалось, что андеграундное некроискусство ждёт уверенный взлёт, однако история внесла в его судьбу неожиданные коррективы. Главный объект сатиры некрореализма — СССР — внезапно ушёл в геополитическое небытие. Крушение Союза отразилось и на движении некрохудожников — лишившись привычного предмета критики, оно вскоре распалось.
Впрочем, Юфит продолжал снимать фильмы и дальше. После крушения Союза он стал работать с кинокомпанией «СТВ», благодаря которой создал свои последние режиссёрские работы. Лента «Папа, умер Дед Мороз» в 1992‑м получила Гран-при международного кинофестиваля в Римини, а в 2005 году в Роттердаме Евгения Юфита провозгласили живым классиком. В 2011 году Московский музей современного искусства посвятил некрореализму масштабную выставку, окончательно закрепив необычное направление в истории российской культуры.
После 2005 года Юфит больше не снимал фильмы — вплоть до собственной смерти в 2016 году. После его смерти некрореализм окончательно стал достоянием истории.
Читайте также «Загадочная история мортуария: визитная карточка города Волжский».