16 июня исполнилось бы 64 года человеку, который был поистине настоящим «человеком перестройки». Он не стал сверхзвездой уровня Цоя или первым актёром, но тем не менее его творчество и неистовая активность помогали многим и задавали тренды. Он занимался и музыкой, и театром, и продюсированием, и телевидением, и кино, и даже политикой. Но что бы он ни делал, во всём был лучшим, не уступая мэтрам. Людей сражала наповал его харизма, хоть он подчас доводил всё до абсурда!
VATNIKSTAN представляет биографический очерк нашего штатного ретротелекритика Семёна Извекова о капитане Сергее Курёхине.
Вот такие гости заходили к Курёхину. Лихачёв в гостях у музыканта рассуждает об истории, языке и культуре
Сергей Курёхин — выходец из классической советской семьи. Папа — военный, мама — художница. Мальчишкой он жил в Евпатории. С четырёх лет стало ясно: его ремесло — музыка. У юного Сергея был абсолютный слух и прорезался талант пианиста. Мальчика отдали в музыкалку. Потом был неоконченный институт культуры, и тут мятежная душа Сергея пошла в разнос.
Сергей Курёхин рассказывает о себе
Курёхин подрабатывал в разных местах, играл на пианино, что прикажут. Жил как бродяга. Судьбоносным стало ленинградское кафе «Сайгон», где он приобщался к городской богеме. Поиграв в разных группах, Сергей отправился в филармонию республики Коми, где увлёкся джазом. Курёхин гастролировал и экспериментировал. Вообще, это было главное его свойство — увлекаться всем и без остатка. Сергей достиг за пару лет таких успехов в джазе, что его пластинку даже выпустили в Англии.
Судьбоносным стало приглашение в родной Ленинград в 1981 году. Старый приятель по богемным тусовкам Борис Гребенщиков (признан иноагентом Минюстом РФ) позвал Курёхина на запись альбома, ведь «Аквариуму» не хватало хорошего пианиста. Так и родился легендарный «Треугольник», который сделал группу популярной в СССР. Многие песни потом звучали в фильме «Асса». Да-да, главный саундтрек к фильму писал «Аквариум», а не Цой.
«Аквариум» — «Пепел»
Но и с БГ Курёхину было скучно, хотя все 1980‑е он помогал в записях альбомов. Далее был проект «Поп-механика». Там в разное время играли многие известные музыканты из групп «Аквариум», «Кино», «Странные игры», «АВИА», «АукцЫон», «Гражданская оборона», «Алиса», а также Игорь Бутман, Сергей «Бананан» Бугаев, рисовали для «Поп-механики» Тимур Новиков и Владик Монро.
Вся богема и авангард Ленинграда сплотились вокруг Сергея. Перестройка открывала двери, и эти концерты стали некой лабораторией новой музыки и шоу-бизнеса. Концерты напоминали эпатажные перформансы — без какой-либо мелодии мужики колотят бочки, пилы, бьют молотками по стене.
Фильм Би-би-си. Обратите внимание на Кинчева
Повальной популярности в СССР не было, скорее, «Поп-механике» благоволил Запад. Но в 1987 году Курёхина пустили на Ленинградское ТВ на «Музыкальный ринг». Там группе дали бой советские зрители, которые сомневались в таланте Курёхина и не принимали авангардности. Дискуссия была жаркой и серьёзной.
Зрители перестройки — не чета нынешним, срывающимся на мат в телешоу, их интересовала концепция и философия, база. Аргументы обеих сторон были сильны, но с прежним обаянием Сергей легко парировал все выпады, поражая своей эрудированностью. В его нелёгкой битве ему помогала группа «Кино». Позже «Попмех» будет гастролировать по всему миру, но в СССР не сможет добиться успеха.
«Музыкальный ринг»
Сергей начал писать музыку к фильмам и увлёкся кино. За свою недолгую жизнь он написал музыку к 28 фильмам. Так началась телекарьера Курёхина. Вместе с БГ они завсегдатаи открытых дискуссий по ЛенТВ. Но и здесь быть экспертом Сергею скучно. Курёхин решил эпатировать советскую аудиторию, причём очень рискованно. В 1991 году он с Сергеем Шолоховым выпустил сюжет, ставший историей. Шутка «Ленин — гриб» превратилась в знак того времени.
В лучших традициях постмодерна Курёхин имитировал научное исследование с абсурдным выводом. Примерно тем же самом занимается «РЕН ТВ» каждый день. Тот факт, что о великом Ленине, чьё имя первоклашки Страны Советов писали только мытыми руками, можно было говорить так глумливо, с издёвкой, знаменовал конец СССР. Нет святого, нет идеи, значит и такой страны уже нет. Убрали базис, посыпалась надстройка.
Легендарная программа
Как говорил Сергей Шолохов, на следующий день после эфира пришла делегация старых большевиков и потребовала ответ на вопрос: «Правда ли, что Ленин — гриб?» Им сказали — нет. «Но как же, вчера по телевизору сказали…». «Неправда, — ответила завидеологией Баринова, — потому что млекопитающее не может быть растением». Абсурдно, но такое было время. То, что грибы — отдельное царство, Баринова забыла. Технологии лженауки телевидение совсем не забыло. Только теперь это не шутки.
В 1992 году БГ и Курёхин сняли безумный постмодернистский фильм, где топчутся на святом – на Каверине и его капитанах. В лучших традициях авангарда (привет Свете Басковой и «Слонику») здесь нет сюжета, нет смыслов, нет героев. Есть лишь коллаж из советской и американской классики, нелепые диалоги и песни БГ.
Постмодерн торжествует, «смерть автора» идёт. Обесценено всё священное «этих семидесяти лет» — революция, война, доблесть. Всё в сюрреализме смешалось. Это было тоже неким итогом ХХ века для России. Ныне нас ждёт безвременье, программы будущего нет, а есть лишь рецидивы прошлого, слившиеся в некий гибрид.
Фильм «Два капитана 2»
В 1993 году Курёхин защищал воробьёв, писал киномузыку и дебютировал как тележурналист, он сам брал интервью у великих. Но и этого ему, конечно, мало. В 1995 году Сергей неожиданно заинтересовался политикой, считая это главным искусством. Но его выбор поразил — он вступил в Национал-большевистскую партию Лимонова (с 2007 года запрещена в России). Скорее всего, это была очередная эпатажная выходка. Курёхин понимал, что в политике не осталось места идеям, это такой же шоу-бизнес, где нужен лишь рейтинг.
В этом было провидчество. Антибуржуазный настрой привел Курёхина в НБП, он неистово агитировал за коммунистов. Вместе с Дугиным они устроили безумный перформанс. В устах Курёхина политика — это такой же абсурд, непонятно, говорит он всерьёз или стебётся. Скорее второе. Хотя ведь именно тогда многие представители богемы разочаровались в демократии, Ельцин уже был для них не героем баррикад, а узурпатором. Поэтому оппозиционность Курёхина имела основания.
Политологи Ибис и Анубис доходчиво пояснили за выборы
Только натура Курёхина могла совмещать политику и активную музыкальную работу. Под конец 1995 года Сергей увлёкся учением Алистера Кроули, известного сатаниста. Он был полон планов для кино, телевидения. Но умер в июле 1996 года неожиданно и скоропостижно. Было ли тому виной заигрывание с бесами или нет — каждый может делать выводы сам. БГ считает, что да.
Искусству всегда не хватает таких, как Курёхин. Таких же активных, разносторонних и позитивных. Таких же безумных, весёлых и пассионарных до абсурда. Таких же уникальных и одарённых, сильных духом и уверенных в себе. Его наследие бездонно! Будем помнить Сергея!









