Алфавит Аллы Пугачёвой

Зна­ме­ни­тый анек­дот о том, что Лео­нид Бреж­нев — это поли­ти­че­ский дея­тель эпо­хи Аллы Пуга­чё­вой, появил­ся ещё в 1980‑е и в 2020‑е стал толь­ко акту­аль­нее. Певи­ца, ком­по­зи­тор, про­дю­сер, актри­са, поли­тик, бла­го­тво­ри­тель — с пер­вых лет на сцене она все­гда стре­ми­лась быть кем-то более зна­чи­мым, чем звез­да эст­ра­ды. В день 75-летия Аллы Бори­сов­ны вспо­ми­на­ем инте­рес­ные собы­тия из её жиз­ни и творчества.


А — «Арлекино» 

Пес­ню «Арле­ки­но» в 1964 году напи­сал бол­гар­ский автор Эмил Димит­ров. Сюжет ори­ги­на­ла силь­но отли­ча­ет­ся от того, что зна­ют рус­ско­языч­ные слу­ша­те­ли: пер­вый вари­ант тек­ста рас­ска­зы­ва­ет о дере­вян­ной кук­ле Арле­ки­но, кото­рый меч­тал влю­бить­ся в куколь­ную прин­цес­су, но любовь его была настоль­ко неиг­ру­шеч­ной, что несчаст­ный Арле­ки­но сгорел. 

В 1975 году Алла Пуга­чё­ва, быв­шая тогда солист­кой «Весё­лых ребят», иска­ла пес­ню для уча­стия в кон­кур­се «Золо­той Орфей». Руко­во­ди­тель «Весё­лых ребят» Павел Сло­бод­кин напи­сал для «Арле­ки­но» более совре­мен­ную аран­жи­ров­ку, а моло­дой поэт-песен­ник Борис Бар­кас за 15 минут сочи­нил ори­ги­наль­ный рус­ский текст, запо­ми­на­ю­щий­ся и над­рыв­ный. На кон­кур­се пес­ня про­из­ве­ла фурор, в том чис­ле бла­го­да­ря непо­вто­ри­мо­му сме­ху, а Пуга­чё­ва полу­чи­ла гран-при и про­сла­ви­лась на весь Совет­ский Союз и за его пределами. 

В нача­ле 2020‑х пес­ня пере­жи­ла новую вол­ну попу­ляр­но­сти, когда реми­кс на неё доба­ви­ли в саунд­трек Atomic Heart. 

К алфа­ви­ту


Б — Балахон

Свой самый узна­ва­е­мый эле­мент гар­де­роба Алла Бори­сов­на носит начи­ная с 1970‑х годов. Яркие объ­ём­ные пла­тья, наве­ян­ные модой хип­пи, стал делать для певи­цы Вяче­слав Зай­цев. Моде­льер вспо­ми­нал

«Алла Бори­сов­на попро­си­ла при­ду­мать такой удоб­ный наряд, не ско­вы­ва­ю­щий движений».

Рево­лю­ци­он­ность это­го обра­за — в кон­тра­сте с при­выч­ны­ми обра­за­ми певиц: яркая Пуга­чё­ва с пыш­ны­ми рас­трё­пан­ны­ми воло­са­ми в боль­шом цве­та­стом бала­хоне рез­ко отли­ча­лась от акку­рат­ных до сте­рео­тип­но­сти кол­лег по сцене. Пуб­ли­ке бала­хо­ны понра­ви­лись и, разу­ме­ет­ся, вошли в моду — и в повсе­днев­ную, и в эстрадную. 

Чёр­ные же корот­кие бала­хо­ны, по кото­рым пуб­ли­ка запом­ни­ла Пуга­чё­ву 1990‑х, уже пред­ло­жил Вален­тин Юдаш­кин, уче­ник Зайцева. 

К алфа­ви­ту


В — Влияние 

Оте­че­ствен­ная музы­ка ста­ла такой, какой мы её зна­ем, под вли­я­ни­ем Аллы Пуга­чё­вой. Будучи не толь­ко певи­цей, но ком­по­зи­то­ром и про­дю­се­ром, Алла Бори­сов­на помо­га­ла про­сла­вить­ся моло­дым испол­ни­те­лям и груп­пам. Самый извест­ный из них, пожа­луй, Филипп Кир­ко­ров — широ­кий круг зри­те­лей уви­дел его как раз таки после «Рож­де­ствен­ских встреч» Пуга­чё­вой в 1989 и 1990 годах. До это­го певец уже окон­чил учи­ли­ще име­ни Гне­си­ных, высту­пил в Ялте на пер­вом в сво­ей жиз­ни кон­кур­се, снял пер­вый клип на пес­ню «Кар­мен», про­вёл в Мон­го­лии бес­плат­ные кон­цер­ты в совет­ских воин­ских частях — но до насто­я­щей попу­ляр­но­сти было дале­ко. Вме­сте с Пуга­чё­вой он побы­вал на гастро­лях, в том чис­ле зару­беж­ных, и в 1989‑м впер­вые попал на «Пес­ню года». Поже­ни­лись они зна­чи­тель­но поз­же, в 1994 году.

Алла Бори­сов­на помо­га­ла и рок-груп­пам. Сту­дия Пуга­чё­вой в спорт­ком­плек­се «Олим­пий­ский» была осна­ще­на мощ­ным обо­ру­до­ва­ни­ем, досту­па к кото­ро­му чаще все­го у роке­ров не было. Об опы­те запи­си в «Олим­пий­ском» в 1988 году рас­ска­зы­вал вока­лист «Нау­ти­лу­са Пом­пи­ли­уса» Вяче­слав Буту­сов (см. «Ш — Шёпот»):

«…Я впер­вые уви­дел, что чело­век в систе­ме может суще­ство­вать совер­шен­но сво­бод­но, без стра­ха и упрё­ка. Я имею в виду Аллу Бори­сов­ну и вооб­ще весь этот кон­тин­гент. <…> Госу­дар­ство в госу­дар­стве. Это было моё пер­вое столк­но­ве­ние с тем, что мож­но было назвать орга­ни­зо­ван­ной струк­ту­рой. По сути дела, мафия. То, что может про­ти­во­сто­ять госу­дар­ствен­но­му механизму».

Лидер груп­пы «Али­са» Кон­стан­тин Кин­чев вспоминал:

«Мы гото­ви­лись к кон­цер­ту памя­ти Башла­чё­ва (20 нояб­ря 1988 года. VATNIKSTAN). Алла Бори­сов­на Пуга­чё­ва любез­но предо­ста­ви­ла нам свою базу. Репе­ти­ро­ва­ли в „Олим­пий­ском“, на её аппа­ра­те. Бори­сов­на все­гда толь­ко помо­га­ла. Про­сто это един­ствен­ный слу­чай, когда я к ней обращался…»

Кон­стан­тин Кин­чев и Алла Пуга­чё­ва. 1988 год

Поп-груп­па «А‑студио» (офи­ци­аль­но суще­ству­ю­щая и сей­час) тоже набра­ла попу­ляр­ность с помо­щью Аллы Пуга­чё­вой и её «Рож­де­ствен­ских встреч». В чис­ло арти­стов, про­сла­вив­ших­ся бла­го­да­ря Пуга­чё­вой, вхо­дит и Арка­дий Укуп­ник. Он тоже участ­во­вал в «Рож­де­ствен­ских встре­чах», после чего стал широ­ко известен. 

Дру­гая звез­да, без кото­рой невоз­мож­но пред­ста­вить рос­сий­скую эст­ра­ду и кото­рая взо­шла исклю­чи­тель­но бла­го­да­ря Пуга­чё­вой, — Борис Мои­се­ев. Родив­ший­ся в Моги­лё­ве, в жен­ской испра­ви­тель­ной коло­нии, у мате­ри-полит­за­клю­чён­ной (по неко­то­рым дан­ным), Борис рано увлёк­ся тан­ца­ми. Он окон­чил учи­ли­ще как клас­си­че­ский тан­цов­щик, рабо­тал в теат­ре, а в 1978 году создал тан­це­валь­ное трио «Экс­прес­сия». Вме­сте с дву­мя тан­цов­щи­ца­ми, Лари­сой Хита­ной и Люд­ми­лой Чес­ну­ля­ви­ч­ю­те, Борис высту­пал в юрмаль­ском варье­те «Юрас пер­ле» — там его и уви­де­ла Алла Пугачёва. 

1987 год. Фото Сер­гея Казмина

Сле­ду­ю­щие десять лет трио высту­па­ло в шоу певи­цы. Дол­гое вре­мя Борис не пел, а толь­ко тан­це­вал. В Сети даже мож­но най­ти клип, где «Экс­прес­сия» тан­цу­ет, а Борис «поёт» под фоно­грам­му… Иго­ря Талькова. 

Запеть сво­им голо­сом Бори­са Мои­се­е­ва тоже уго­во­ри­ла Алла Бори­сов­на. И не зря — так на рос­сий­ской эст­ра­де появи­лись куль­то­вые «Голу­бая луна», «Звёз­доч­ка» и, конеч­но, «Дитя поро­ка». А ещё Мои­се­ев запи­сал несколь­ко дуэ­тов: с Люд­ми­лой Гур­чен­ко и самой Пуга­чё­вой. Друж­ба арти­стов про­дли­лась дол­гие десятилетия. 

В 2004 году Алла Бори­сов­на высту­пи­ла худо­же­ствен­ным руко­во­ди­те­лем пято­го сезо­на «Фаб­ри­ки звёзд». Побе­ди­тель­ни­цей ста­ла Вик­то­рия Дай­не­ко, тре­тье место заня­ла Ната­лья Подоль­ская (боль­ше про­сла­вив­ша­я­ся тем, что впо­след­ствии вышла замуж за Вла­ди­ми­ра Прес­ня­ко­ва, быв­ше­го зятя Пуга­чё­вой). Сре­ди дру­гих участ­ни­ков: Юли­ан­на Кара­у­ло­ва, Мигель, Майк Миро­нен­ко — какое-то вре­мя оста­вав­ши­е­ся на слу­ху, но топ-звёз­да­ми не ставшие. 

В чис­ле арти­стов, кото­рым помог­ла Пуга­чё­ва, сто­ит отме­тить и Сер­гея Зве­ре­ва. В сере­дине нуле­вых экс­тра­ва­гант­ный сти­лист неожи­дан­но для мно­гих запел. Первую же пес­ню он посвя­тил сво­ей музе. 

 

А ещё в дру­гом про­ек­те Пуга­чё­вой путь к сла­ве начал Shaman (см. подроб­нее «Ф — „Фак­тор А“»).

К алфа­ви­ту


Г — Голос

Пев­че­ский голос Аллы Бори­сов­ны — мец­цо-сопра­но. Его харак­те­ри­зу­ет насы­щен­ность, пол­но­та и объ­ём­ность зву­ча­ния низ­ких нот. Таким же голо­сом обла­да­ют Кри­сти­на Аги­ле­ра, Шаки­ра, Риан­на и Адель.

К алфа­ви­ту


Д — «Две звезды»

Пес­ня Иго­ря Нико­ла­е­ва в испол­не­нии Аллы Пуга­чё­вой и Вла­ди­ми­ра Кузь­ми­на появи­лась в 1986 году. В кон­це 1986 года Пуга­чё­ва с Кузь­ми­ным рабо­та­ли над цик­лом песен под назва­ни­ем «Он, она и дождь». Этот диа­лог их геро­ев пла­ни­ро­ва­лось выпу­стить двой­ным аль­бо­мом, но про­ект так и остал­ся нереализованным. 

В 2006 году спе­ци­аль­но для пер­во­го сезо­на про­ек­та «Две звез­ды» на Пер­вом кана­ле Пуга­чё­ва пере­пи­са­ла её, но уже в дуэте с Мак­си­мом Гал­ки­ным (при­знан Миню­стом РФ ино­аген­том)

Алла Пуга­чё­ва и Вла­ди­мир Кузьмин

К алфа­ви­ту


Е — «Евровидение»

Алла Пуга­чё­ва пред­став­ля­ла Рос­сию на кон­кур­се пес­ни «Евро­ви­де­ние-1997» в Дуб­лине. До это­го оте­че­ствен­ные музы­кан­ты участ­во­ва­ли в кон­кур­се два­жды: в 1994‑м певи­ца Юдифь дебю­ти­ро­ва­ла с пес­ней «Веч­ный стран­ник» (10‑е место), в 1995‑м высту­пал Филипп Кир­ко­ров с пес­ней «Колы­бель­ная вул­ка­ну» (17‑е место). Как и пред­ше­ствен­ни­ки, Алла Бори­сов­на реши­ла петь на рус­ском, выбор пал на ком­по­зи­цию «При­ма­дон­на». Поз­же Пуга­чё­ва рас­ска­за­ла, что отпра­вить­ся на «Евро­ви­де­нии» долж­на была не она, а Вале­рий Мелад­зе (так как текст напи­сан от лица муж­чи­ны). Но Мелад­зе забо­лел, а пес­ню отда­ли Алле Борисовне: 

«Я долж­на была ехать как ком­по­зи­тор, но певец, кото­ро­му была пред­на­зна­че­на пес­ня (если вы обра­ти­ли вни­ма­ние, там муж­ской текст, сла­ва Богу, что он и так, и так мог быть про­из­не­сён), забо­лел и не мог петь. Мне было доста­точ­но стран­но испол­нять эту пес­ню. Я дума­ла, для кого ж спеть её? Я же долж­на видеть чело­ве­ка, кото­ро­му я эту пес­ню посвя­щаю. Нико­го, кро­ме Гур­чен­ко, у меня в голо­ве не возникло». 

В кон­курс­ном отбо­ре, поми­мо Пуга­чё­вой, участ­во­ва­ли «Ногу свело!». 

Алла Бори­сов­на высту­пи­ла отлич­но и на сцене смот­ре­лась уве­рен­но. Одна­ко евро­пей­ским слу­ша­те­лям бал­ла­да не понра­ви­лась, бал­лов ока­за­лось совсем мало: Сло­ве­ния пода­ри­ла Пуга­чё­вой 12 бал­лов, Нидер­лан­ды — 8, Эсто­ния — 7, Австрия — 5 и Нор­ве­гия — 1. В ито­ге певи­ца заня­ла 15‑е место.

Подроб­нее о «Евро­ви­де­нии» и уча­стии в нём Аллы Бори­сов­ны читай­те в нашем мате­ри­а­ле.

К алфа­ви­ту


Ж — «Женщина, которая поёт»

Музы­каль­ная дра­ма и полу­био­гра­фия Аллы Пуга­чё­вой вышла на экра­ны в 1978 году. Фильм стал хитом: воз­гла­вил про­кат, собрал 55 мил­ли­о­нов руб­лей, а Алла Бори­сов­на по резуль­та­там опро­са жур­на­ла «Совет­ский экран» ста­ла «Луч­шей актри­сой года». 

Глав­ная геро­и­ня филь­ма — Анна Стрель­цо­ва — эст­рад­ная певи­ца. Несколь­ко раз она хочет бро­сить сце­ну, пото­му что не может най­ти мате­ри­ал, кото­рый в пол­ной мере рас­крыл бы её талант. К карьер­ным труд­но­стям добав­ля­ют­ся лич­ные. Но всё же, несмот­ря ни на что, она нахо­дит свой стиль и музы­ку и ста­но­вит­ся звез­дой № 1. 

Кадр из филь­ма. Источ­ник: kinopoisk.ru

Музы­ку для филь­ма напи­сал Алек­сандр Заце­пин, а так­же сама Алла Пуга­чё­ва (изна­чаль­но скры­вав­ша­я­ся под муж­ским псев­до­ни­мом Борис Гор­бо­нос). Тек­сты песен, поми­мо самой Пуга­чё­вой, напи­са­ли Лео­нид Дер­бе­нёв и Наум Лаб­ков­ский, так­же исполь­зо­ва­лись сти­хи Кай­сы­на Кули­е­ва (в пере­во­де Нау­ма Греб­не­ва) и Уилья­ма Шекс­пи­ра (в пере­во­де Саму­и­ла Мар­ша­ка). Созда­те­ли филь­ма хоте­ли вклю­чить так­же ком­по­зи­цию на сти­хи Юнны Мориц, но поэтес­са, узнав, кто игра­ет глав­ную роль, запре­ти­ла исполь­зо­вать свои произведения. 

На съём­ках. Источ­ник: kinopoisk.ru

Сле­ду­ет ого­во­рить­ся, что ста­тус Пуга­чё­вой в 1970‑е ещё не стал таким бес­спор­ным, как сей­час. Интел­ли­ген­ция её не люби­ла, кри­ти­ко­ва­ла за вуль­гар­ность и откро­вен­ность. Чинов­ни­ки тоже не при­зна­ва­ли её ни как актри­су, ни как певи­цу. Гос­ки­но пыта­лось запре­тить фильм по той же при­чине — за «вуль­гар­ность и откро­вен­ность». Одна­ко мил­ли­о­ны зри­те­лей реши­ли ина­че, лен­та оста­лась в про­ка­те, а по рукам ходи­ло мно­же­ство само­дель­ных копий. В ито­ге «Жен­щи­на…» зани­ма­ет по посе­ща­е­мо­сти 27‑е место сре­ди оте­че­ствен­ных филь­мов за всю исто­рию совет­ско­го кинопроката.

К алфа­ви­ту


З — «За двумя зайцами»

В 2004 году на экра­ны вышел ново­год­ний музы­каль­ный ремейк ста­рой коме­дии «За дву­мя зай­ца­ми», глав­ные роли в кото­ром испол­ни­ли Алла Пуга­чё­ва, Андрей Данил­ко в обра­зе Вер­ки Сер­дюч­ки и Мак­сим Гал­кин (тогда ещё не муж Аллы Бори­сов­ны и не ино­агент). Пуга­чё­ва в этом мюзик­ле уди­ви­тель­но иро­нич­на: она игра­ет глу­по­ва­тую моло­дя­щу­ю­ся дочь бога­тых роди­те­лей, кото­рая меч­та­ет стать звез­дой сце­ны, но не име­ет к это­му талан­та. Актёр­скую игру тон­кой не назо­вёшь, но коме­дий­ная роль Пуга­чё­вой одно­знач­но уда­лась. 

Сего­дня смот­реть мюзикл смот­реть немно­го груст­но: в осно­ве сце­на­рия осо­вре­ме­нен­ная пье­са укра­ин­ско­го дра­ма­тур­га Миха­и­ла Ста­риц­ко­го, дей­ствие раз­во­ра­чи­ва­ет­ся в Кие­ве, укра­ин­ские и рос­сий­ские актё­ры вме­сте сме­шат зрителей. 

К алфа­ви­ту


И — Имя

При­ма­дон­ну оте­че­ствен­ной эст­ра­ды назва­ли Аллой в честь актри­сы Аллы Тара­со­вой — более все­го она была извест­на по ролям в теат­ре, но так­же игра­ла и в кино. Напри­мер, её мож­но уви­деть в един­ствен­ной режис­сёр­ской рабо­те Вла­ди­ми­ра Бата­ло­ва «Бабы» (1940) и в «Без вины вино­ва­тые» (1945). 

Поз­же сама Алла Бори­сов­на рас­ска­зы­ва­ла, что пра­виль­нее счи­тать, что её назва­ли в честь сра­зу двух Алл — вто­рой была народ­ная артист­ка РСФСР Алла Лари­о­но­ва. Пуга­чё­ва отме­ча­ла, что поэто­му она все­гда чув­ство­ва­ла себя на сцене не певи­цей, а дра­ма­ти­че­ской актрисой: 

«Петь я не соби­ра­лась. Конеч­но, голос раз­вил­ся, но певи­цей я не назы­ва­ла себя нико­гда. Как все зна­ют, я — не певи­ца, а жен­щи­на, кото­рая поёт». 

К алфа­ви­ту


К — Кузька 

У Пуга­чё­вой какое-то вре­мя жил пудель Кузь­ка или Кузень­ка, назван­ный, по слу­хам, в честь ком­по­зи­то­ра и испол­ни­те­ля Вла­ди­ми­ра Кузь­ми­на. Сам музы­кант с этим был не согласен. 

Источ­ник: aprilclub.net/art3300/art3501.htm

К алфа­ви­ту


Л — Любаша

Все зна­ют пес­ни «Пере­лёт­ная пти­ца» Кри­сти­ны Орба­кай­те, «Поле­те­ли сквозь окна» Филип­па Кир­ко­ро­ва и «Хоро­шо кра­са­ви­цам» Вер­ки Сер­дюч­ки. Но не всем извест­но, что их напи­сал один чело­век — про­дю­сер и автор песен Татья­на Мелен­тье­ва, более извест­ная как Люба­ша. Как и мно­гие дру­гие арти­сты, успе­хом Люба­ша обя­за­на Алле Пуга­чё­вой (см. «В — Вли­я­ние»). Хотя ещё до зна­ком­ства с певи­цей Мелен­тье­ва писа­ла пес­ни для Ири­ны Алле­гро­вой, Арка­дия Укуп­ни­ка и дру­гих, имен­но сотруд­ни­че­ство с Аллой Бори­сов­ной ока­за­лось реша­ю­щим. Вме­сте они запи­са­ли аль­бом «А был ли мальчик?». 

К алфа­ви­ту


М — «Миллион алых роз»

В нача­ле ХХ века на теат­раль­ных под­мост­ках Тби­ли­си бли­ста­ла фран­цуз­ская актри­са Мар­га­ри­та де Севр. Худож­ник Нико­лай Пиро­сма­ни был без­от­вет­но влюб­лён в неё и, что­бы при­влечь её вни­ма­ние, одна­жды отпра­вил к её гости­ни­це несколь­ко пово­зок самых раз­ных цве­тов — роз, сире­ни, пио­нов, лилий и дру­гих. Вся ули­ца на корот­кий момент пре­вра­ти­лась в цве­точ­ный сад. По край­ней мере, так гла­сит леген­да, поло­жен­ная в осно­ву леген­дар­ной пес­ни Аллы Пуга­чё­вой «Мил­ли­он алых роз». 

Сти­хи напи­сал Андрей Воз­не­сен­ский, а мело­дию исполь­зо­ва­ли гото­вую — одну из песен Рай­мон­да Паул­са. Сама Алла Бори­сов­на пес­ню не любила: 

«Я упи­ра­лась рогом на „Мил­ли­он роз“. Как я её не люби­ла! Чем боль­ше я её не люби­ла, тем попу­ляр­нее она становилась».

 

Одна­ко слу­ша­те­лям роман­тич­ная исто­рия о без­от­вет­ной люб­ви очень нра­ви­лась — без неё не обхо­дил­ся ни один соль­ный кон­церт певи­цы. Пес­ню полю­би­ли не толь­ко в СССР, но и за рубе­жом, осо­бен­но в Япо­нии. В свой репер­ту­ар её вклю­чи­ли сра­зу несколь­ко эст­рад­ных исполнителей. 

К алфа­ви­ту


Н — «Новогодний аттракцион»

2 янва­ря 1983 года во вто­ром выпус­ке празд­нич­ной теле­пе­ре­да­чи «Ново­год­ний аттрак­ци­он» в испол­не­нии Пуга­чё­вой про­зву­ча­ла её новая пес­ня «Мил­ли­он алых роз». 

В ново­год­нюю ночь 1984 года в празд­нич­ной теле­про­грам­ме «Ново­год­ний аттрак­ци­он» Пуга­чё­ва испол­ни­ла две новые пес­ни: «Рас­ска­жи­те, пти­цы» и «Айс­берг». Они были напи­са­ны начи­на­ю­щим ком­по­зи­то­ром Иго­рем Нико­ла­е­вым, кото­рый в то вре­мя чис­лил­ся музы­кан­том-кла­виш­ни­ком в её груп­пе «Реци­тал». С этих песен нача­лось сотруд­ни­че­ство Пуга­чё­вой и Нико­ла­е­ва, резуль­та­том кото­ро­го стал аль­бом «…Сча­стья в лич­ной жиз­ни!» (1986). Все­го же Нико­ла­ев напи­сал для Пуга­чё­вой более 30 композиций.

К алфа­ви­ту


О — Орбакайте, Орбакене, Орбакас 

Пер­вым мужем Аллы Бори­сов­ны стал артист цир­ка, лито­вец Мико­лас Эдмун­дас Орба­кас. Они позна­ко­ми­лись, когда певи­ца при­шла устра­и­вать­ся на рабо­ту в цирк — пою­щей артист­кой. Пара поже­ни­лась осе­нью 1969 года, неве­сте было все­го 20 лет, жени­ху — немно­гим боль­ше. Алла Бори­сов­на взя­ла фами­лию мужа — Орба­кене — но на эст­ра­де про­дол­жи­ла высту­пать под сво­ей фами­ли­ей, кото­рая к тому вре­ме­ни уже наби­ра­ла попу­ляр­ность. Фами­лию сле­ду­ю­щих мужей (поми­мо Орба­ка­са, их было ещё четы­ре) Алла Бори­сов­на не брала. 

25 мая 1971 года в семье роди­лась Кри­сти­на Орба­кай­те, в пред­став­ле­нии не нуж­да­ю­ща­я­ся. А уже 1973‑м Пуга­чё­ва и Орба­кас развелись. 

Кри­сти­на Орба­кай­те и Алла Пугачёва

К алфа­ви­ту


П — Политика и «первая свободная женщина в СССР»

Инте­ре­сы Пуга­чё­вой нико­гда не огра­ни­чи­ва­лись твор­че­ством — почти все­гда певи­ца транс­ли­ро­ва­ла актив­ную граж­дан­скую пози­цию, а её под­держ­ка неред­ко ока­зы­ва­лась важ­ной для поли­ти­ков. До 1977 года Алла Бори­сов­на состо­я­ла в ВЛКСМ, что во мно­гом было обя­за­тель­ным и ниче­го не гово­рит о её взгля­дах. В КПСС не всту­па­ла, «началь­ства» в широ­ком смыс­ле сло­ва не боя­лась под­ко­лоть. Одна­жды на кон­церт певи­цы в Казах­стане при­шли выс­шие руко­во­ди­те­ли рес­пуб­ли­ки и шум­но про­би­ра­лись на свои места. Алла Бори­сов­на пре­рва­ла пес­ню и про­ком­мен­ти­ро­ва­ла

«Здрас­ь­те, доро­гие! Устра­и­вай­тесь поудоб­нее, я подо­жду. Усе­лись? Мож­но про­дол­жать? Спа­си­бо большое!»

С певи­цей про­ве­ли вос­пи­та­тель­ную бесе­ду, но более ника­ких непри­ят­ных послед­ствий не было — авто­ри­тет Пуга­чё­вой уже тогда был слиш­ком высо­ким. «Би-би-си» писа­ли, что один из зару­беж­ных музы­кан­тов, высту­пав­ших с Аллой Бори­сов­ной, назвал её «пер­вой сво­бод­ной жен­щи­ной в СССР». 

В 1980‑е Алла Бори­сов­на участ­во­ва­ла в кон­церт­ных турах с при­зы­ва­ми к разоружению. 

В 1996 году Пуга­чё­ва участ­во­ва­ла в кам­па­нии «Голо­суй, или про­иг­ра­ешь» и лич­но при­зы­ва­ла голо­со­вать за Ель­ци­на. В интер­вью Лео­ни­ду Пар­фё­но­ву она гово­ри­ла

«…буду голо­со­вать за Ель­ци­на, и всех при­зы­ваю голо­со­вать за Ель­ци­на. Голо­суя за Ель­ци­на, это не зна­чит, что я — за него, я хочу голо­со­вать за тот путь раз­ви­тия, кото­рый выбра­ла наша стра­на. Да, тяжё­лый путь. Да, появ­ля­ют­ся люди, кото­рым тяже­ло. Да, появ­ля­ют­ся люди, кото­рым яко­бы очень лег­ко. А на самом деле надо выдер­жать этот путь, дой­ти до того хотя бы момен­та, когда мы пой­мём, что надо делать. <…> За Ген­на­дия Андре­еви­ча голо­су­ют люди оби­жен­ные. Это непра­виль­но, то есть ими дви­жет оби­да, а не пони­ма­ние раз­ви­тия в даль­ней­шем стра­ны, эко­но­ми­ки. Их это вооб­ще не вол­ну­ет. Толь­ко оби­да. Вот я был бед­ный, пусть все будут бед­ные. Аж задох­нусь, меня жаба заду­шит, если кто-то будет бога­че, жулик, зна­чит. Ну пра­виль­но, кто-то на афе­рах постро­ил капи­тал. А кто-то нет».

Есть мне­ние, что в обмен на под­держ­ку Пуга­чё­вой обе­ща­ли не толь­ко день­ги, но и пост мини­стра куль­ту­ры. Но ока­за­лось, что ей такое не по душе

«Был дол­гий раз­го­вор с людь­ми из пра­ви­тель­ства, но я поня­ла, что не ко вре­ме­ни это. Поме­ша­ет мне в твор­че­стве… Всё-таки я не каби­нет­ный червь. Каби­нет я выби­раю сама. А каби­нет для меня — Театр пес­ни, кото­рый мне так и не построили».

Алла Пуга­чё­ва и Борис Ель­цин на цере­мо­нии вру­че­ния госу­дар­ствен­ных наград. 1999 год. Источ­ник: kremlin.ru
Алла Пуга­чё­ва на Х Меж­ду­на­род­ном фести­ва­ле «Сла­вян­ский базар» с пре­зи­ден­та­ми Бело­рус­сии, Рос­сии и Укра­и­ны. 2001 год. Источ­ник: kremlin.ru

После певи­ца ото­шла от поли­ти­ки почти на десять лет, когда в 2007‑м сня­лась в аги­та­ци­он­ном роли­ке «Еди­ной Рос­сии». Сего­дня её сло­ва выгля­дят осо­бен­но инте­рес­но. В роли­ке певи­ца говорила:

«Я дав­но знаю Вла­ди­ми­ра Пути­на как умно­го чело­ве­ка, у кото­ро­го сло­ва с делом нико­гда не рас­хо­ди­лись и не рас­хо­дят­ся. Ска­зал, не пой­дёт не тре­тий срок — зна­чит, не пой­дёт. Поэто­му я не хочу участ­во­вать в этом все­лен­ском пла­че: „Путин, остань­тесь, Путин, остань­тесь“. Я пой­ду и про­го­ло­сую за „Еди­ную Рос­сию“ — за его пар­тию, а, ста­ло быть, за него. И вам сове­тую сде­лать то же самое».

На пре­зи­дент­ских выбо­рах 2012 года Пуга­чё­ва под­дер­жи­ва­ла Миха­и­ла Про­хо­ро­ва: певи­ца вошла в Обще­ствен­ный совет кан­ди­да­та в пре­зи­ден­ты, пред­став­ля­ла его на деба­тах и даже запи­са­ла вме­сте с Андре­ем Мака­ре­ви­чем (при­знан Миню­стом РФ ино­аген­том) пес­ню «Самый высо­кий» в его поддержку.

Неко­то­рое вре­мя Алла Бори­сов­на состо­я­ла в «Граж­дан­ской плат­фор­ме», пар­тии Про­хо­ро­ва, но после сме­ще­ния Про­хо­ро­ва с поста пред­се­да­те­ля поки­ну­ла партию. 

В сле­ду­ю­щие годы Алла Бори­сов­на, ско­рее, дер­жа­лась в сто­роне от поли­ти­ки, ред­ко что-либо заяв­ля­ла, но её настрой был оппо­зи­ци­он­ным. Вес­ной 2022 года вме­сте с семьёй она уеха­ла в Изра­иль и вре­мя от вре­ме­ни пуб­ли­ку­ет ост­рые посты. Напри­мер, про­сит при­знать себя ино­аген­том или дер­зит оппонентам: 

«Какое сча­стье, что меня нена­ви­дят те люди, кото­рых я все­гда тер­петь не мог­ла. Если бы я им нра­ви­лась, это зна­чи­ло бы, что я пела и жила зря. При­чи­на ясна. Пусть скре­же­щут зуба­ми. Были холо­па­ми, ста­ли рабами».

К алфа­ви­ту


Р — Ротару София

Про­ти­во­сто­я­ние двух певиц горя­чо обсуж­да­ли не одно деся­ти­ле­тие. Ещё в 1970‑е годы Пуга­чё­ву и Рота­ру про­воз­гла­си­ли глав­ны­ми сопер­ни­ца­ми на оте­че­ствен­ной эст­ра­де: испол­ни­тель­ни­цы дебю­ти­ро­ва­ли при­мер­но в одно вре­мя и обе быст­ро наби­ра­ли попу­ляр­ность, запи­сы­ва­ли все­со­юз­ные хиты и сни­ма­лись в кино. 

Слу­хов о при­чи­нах «враж­ды» было мно­же­ство, но ни один из них вряд ли мож­но под­твер­дить фак­та­ми. Ни Алла Бори­сов­на, ни Михай­лов­на нико­гда не гово­ри­ли что-либо оскор­би­тель­ное друг о дру­ге пуб­лич­но. А в 2009 году во вре­мя празд­но­ва­ния 60-летия Аллы Бори­сов­ны певи­цы и вовсе высту­пи­ли вме­сте на одной сцене — испол­ни­ли пес­ню «Нас не дого­нят» груп­пы «Тату». 

К алфа­ви­ту


С — Стиль

Алла Пуга­чё­ва мно­го экс­пе­ри­мен­ти­ру­ет со сти­лем, но все­гда выгля­дит ярко и оста­ёт­ся вер­на себе. Напри­мер, пыш­ные длин­ные воло­сы все­гда оста­ют­ся с ней — лишь в самой юно­сти она носи­ла корот­кую стриж­ку «под мальчика». 

Алла Пуга­чё­ва в юности

Уже на стар­те карье­ры, в 1970‑е, Алла Бори­сов­на вдох­но­ви­ла совет­ских жен­щин на локо­ны в соче­та­нии с пла­тья­ми и сара­фа­на­ми. В кон­це деся­ти­ле­тия Пуга­чё­ва раз­но­об­ра­зи­ла гар­де­роб ярки­ми шля­па­ми, объ­ём­ны­ми жаке­та­ми и даже ком­би­не­зо­на­ми. Ино­гда она носи­ла даже брю­ки-клёш, очень акту­аль­ные в то вре­мя — напри­мер, в кли­пе на пес­ню «Арле­ки­но». Но чаще её выбор падал на платья. 

В те же годы появи­лись и зна­ме­ни­тые бала­хо­ны, без кото­рых сего­дня певи­цу слож­но пред­ста­вить (см. подроб­нее «Б — Бала­хон») .

1978 год

В 1980‑е Алла Бори­сов­на про­дол­жа­ла экс­пе­ри­мен­ти­ро­вать, в её обра­зах появи­лись бле­стя­щие пиджа­ки, мас­сив­ная бижу­те­рия и даже мини-юбки — сло­вом, всё, что сего­дня ассо­ци­и­ру­ет­ся с эпо­хой дис­ко. В сере­дине деся­ти­ле­тия Пуга­чё­ва обра­ти­ла вни­ма­ние на рок-эсте­ти­ку (ска­за­лось сотруд­ни­че­ство с Вла­ди­ми­ром Кузь­ми­ным) — певи­цу мож­но было уви­деть в кожа­ной курт­ке и ярких лоси­нах. Такая эклек­ти­ка — соче­та­ние эст­ра­ды и рока — про­дли­лась до сере­ди­ны 1990‑х годов. 

1980‑е годы
Нача­ло 1990‑х

В кон­це 1990‑х стиль Аллы Бори­сов­ны стал более спо­кой­ным, а за осно­ву кон­церт­ных обра­зов артист­ка взя­ла бала­хо­ны. Не все­гда они были чёр­ны­ми — неко­то­рые из них вруч­ную рас­пи­сы­ва­ла худож­ни­ца Еле­на Пелевина. 

В 2010‑е годы Пуга­чё­ва сно­ва пре­об­ра­зи­лась: часто её мож­но было уви­деть в узких джин­сах и корот­ких пла­тьях. Несмот­ря на все экс­пе­ри­мен­ты, сама Алла Бори­сов­на о сти­ле отзы­ва­лась не слиш­ком-то заинтересованно: 

«Как-то стран­но вос­при­ни­ма­ют сме­ну ими­джа. Если я наде­ну очки, поху­дею, сме­ню при­чёс­ку или костюм­чик — это что? Сме­на ими­джа? В этом они все пони­ма­ют, а в музы­ке — не очень».

К алфа­ви­ту


Т — Тру-крайм

Все­со­юз­ная сла­ва не толь­ко при­ят­на, но и опас­на. В кон­це 1970‑х — нача­ле 1980‑х на Аллу Пуга­чё­ву охо­тил­ся маньяк. Ана­то­лий Наги­ев, извест­ный как Беше­ный, с осо­бой жесто­ко­стью убил не менее шести жен­щин (есть пред­по­ло­же­ние, что гораз­до боль­ше) и меч­тал добрать­ся до Пуга­чё­вой. О певи­це Наги­ев узнал, когда отбы­вал пер­вый срок за изна­си­ло­ва­ния — по радио часто ста­ви­ли её музы­ку. По неко­то­рым дан­ным, Наги­е­ву уда­лось несколь­ко раз ока­зать­ся с ней в гри­мёр­ке и даже в одном подъ­ез­де, одна­ко рядом все­гда ока­зы­ва­лось слиш­ком свидетелей. 

12 сен­тяб­ря 1980 года убий­цу аре­сто­ва­ли, а 5 апре­ля 1982 года — расстреляли.

К алфа­ви­ту


У — Улицы и места детства 

Всё дет­ство семья буду­щей певи­цы про­ве­ла в Москве — они жили в двух­этаж­ном доме № 14 на Кре­стьян­ской Заста­ве в Москве в Зон­точ­ном пере­ул­ке. Пере­улок про­ле­гал парал­лель­но Ворон­цов­ской и Марк­сист­ской ули­цам. До наше­го вре­ме­ни ни дом, ни пере­улок не сохранились.

Двух­этаж­ные дома в Зон­точ­ном пере­ул­ке. 1970‑е годы

С лета 1952 года Аллу регу­ляр­но вози­ли на дачу в под­мос­ков­ную дерев­ню Новоалек­сан­дро­во. Вслед за девоч­кой роди­те­ли отправ­ля­ли на гру­зо­вой машине тро­фей­ное пиа­ни­но «Цим­мер­ман», на кото­ром она долж­на была еже­днев­но зани­мать­ся три часа. 

В 1956 году буду­щая певи­ца пошла сра­зу в две шко­лы: обще­об­ра­зо­ва­тель­ную № 496 в Лав­ро­вом пере­ул­ке Таган­ско­го рай­о­на Моск­вы и музы­каль­ную № 31 при музы­каль­ном учи­ли­ще име­ни М. М. Ипполитова-Иванова. 

Алла Бори­сов­на в пер­вом клас­се. Источ­ник: http://fan-club-alla.ru/wp-content/uploads/2010/04/Untitled-1па.jpg

К алфа­ви­ту


Ф — «Фактор А»

Рос­сий­ская вер­сия бри­тан­ско­го музы­каль­но­го теле­шоу The X Factor, где испол­ни­те­ли сорев­ну­ют­ся друг с дру­гом. «Фак­тор А» транс­ли­ро­ва­ли по кана­лу «Россия‑1» и «Муз-ТВ» с 2011 по 2013 год. Веду­щи­ми в раз­ное вре­мя были Филипп Кир­ко­ров, Алек­сей Чума­ков и Вла­ди­мир Зелен­ский, а бес­смен­ной пред­се­да­тель­ни­цей — Алла Бори­сов­на. Все­го вышло три сезо­на. Шоу было доста­точ­но попу­ляр­ным, но по боль­шо­му счё­ту не откры­ло ни одной звез­ды. В тре­тьем сезоне участ­во­ва­ли Юлия Самой­ло­ва (поз­же пред­став­ля­ла Рос­сию на «Евро­ви­де­нии» в 2017 и 2018 годах) и Яро­слав Дро­нов (в 2020‑м взяв­ший псев­до­ним Shaman). 


«Эк тебя закол­ба­си­ло». Алла Пуга­чё­ва и Яро­слав Дро­нов на «Фак­то­ре А»

К алфа­ви­ту


Ч — Чернобыль

30 мая 1986 года после ава­рии на Чер­но­быль­ской АЭС Алла Пуга­чё­ва ста­ла одним из ини­ци­а­то­ров бла­го­тво­ри­тель­но­го кон­цер­та «Счёт 904» в «Олим­пий­ском». Все собран­ные сред­ства отпра­ви­ли в помощь постра­дав­шим и ликвидаторам.

8 сен­тяб­ря того же года певи­ца дала под откры­тым небом кон­церт для девя­ти тысяч лик­ви­да­то­ров ава­рии в посёл­ке вах­то­ви­ков Зелё­ный Мыс непо­да­ле­ку от При­пя­ти. Реак­тор тогда ещё не был закрыт сар­ко­фа­гом. Поз­же Пуга­чё­ва рас­ска­зы­ва­ла, что после это­го выступ­ле­ния у неё нача­лись про­бле­мы с голо­сом. Мно­го лет спу­стя в шоу Андрея Мала­хо­ва она дели­лась подробностями: 

«Такая глу­пость про­изо­шла, пото­му что ниче­го не пони­ма­ли! Это настоль­ко непра­виль­но: зака­за­ли апель­си­ны и Пуга­чё­ву. Мы не зна­ли, что такое ради­а­ция. Узна­ли, когда при­е­ха­ли туда. Нам ста­ли гово­рить: не ешь­те, не пей­те, одеж­ду в кото­рой ходи­те, потом сожги­те, цве­ты на пер­роне не бери­те. <…> Нель­зя было это­го делать! Нель­зя было себе это поз­во­лять и тем, кого я с собой везу». 

Пол­ной запи­си выступ­ле­ния не сохранилось. 

 

Впо­след­ствии певи­це при­сво­и­ли зва­ние лик­ви­да­то­ра послед­ствий ава­рии на ЧАЭС.

К алфа­ви­ту


Ш — Шёпот

В 1988 году груп­па «Нау­ти­лус Пом­пи­ли­ус» при­шла в сту­дию к Алле Пуга­чё­вой и зву­ко­ре­жис­сё­ру Алек­сан­дру Калья­но­ву — певи­ца уже зна­ла о груп­пе и помо­га­ла про­дви­гать её. 

С фев­ра­ля до кон­ца мар­та музы­кан­ты допи­сы­ва­ли аль­бом, это был их пер­вый опыт в про­фес­си­о­наль­ной сту­дии. Алла Бори­сов­на актив­но участ­во­ва­ла. Так, одна­жды она пред­ло­жи­ла доба­вить пар­тию шёпо­та в пес­ню «Док­тор тво­е­го тела». Идея всем понра­ви­лась, но изна­чаль­но пред­по­ла­га­лось, что шеп­тать будет сам Буту­сов. Но запись ему и так дава­лась тяже­ло: он посто­ян­но болел, быст­ро уста­вал и пел с боль­шим тру­дом. Пуга­чё­ва учи­ла его пря­мо в сту­дии, а зву­ко­ре­жис­сёр, втайне от всех, запи­сал её вокал и поз­же пред­ло­жил доба­вить его в композицию. 

К алфа­ви­ту


Э — «Эконика»

В 1997 году осно­ва­тель обув­ной ком­па­нии «Эко­ни­ка» Андрей Илио­пу­ло пред­ло­жил При­ма­донне создать имен­ную кол­лек­цию. Алла Бори­сов­на отнес­лась к этой затее скеп­ти­че­ски, одна­ко взя­лась за про­ект. Воз­мож­но, на реше­ние повли­я­ло то, что отец Пуга­чё­вой был дирек­то­ром Тал­дом­ской обув­ной фабрики.

Алла Бори­сов­на раз­ра­ба­ты­ва­ла моде­ли с Вален­ти­ном Юдаш­ки­ным (см. «Ю – Юдаш­кин Вален­тин»). Кол­лек­ции шили в Италии.

По сло­вам пред­ста­ви­те­лей «Эко­ни­ки», с нояб­ря 2021 года обувь мар­ки Alla Pugachova была пере­име­но­ва­на в Ekonika Premium, одна­ко сотруд­ни­че­ство ком­па­нии и артист­ки про­дол­жа­ет­ся до сих пор. Обувь под ста­рым брен­дом мож­но най­ти в интер­нет-мар­кет­плей­сах и на сай­те ком­па­нии.

К алфа­ви­ту


Ю — Юдашкин Валентин

Вален­тин Юдаш­кин и Алла Пуга­чё­ва позна­ко­ми­лись в 1986 году в спорт­ком­плек­се «Олим­пий­ский»: у певи­цы здесь был кон­церт, а моде­льер пред­став­лял пер­вый показ мод. Алла Бори­сов­на сама подо­шла позна­ко­мить­ся и пред­ло­жи­ла сотруд­ни­че­ство. Юдаш­кин, разу­ме­ет­ся, согла­сил­ся. Вско­ре певи­ца в оче­ред­ной раз пре­об­ра­зи­лась: в её гар­де­робе появи­лись мини-юбки, силу­эт­ные пла­тья и даже косухи. 

Сотруд­ни­че­ство пере­рос­ло в друж­бу семья­ми. Певи­ца посе­ща­ла все пока­зы дизай­не­ра, а он так отзы­вал­ся о ней: 

«Алла Пуга­чё­ва — неж­ный друг. Ей все­гда очень важ­но, что­бы не оби­деть. Очень так­тич­на. Шли годы, а отно­ше­ния наши были ров­ны­ми, ува­жи­тель­ны­ми ко мне, к Марине (супру­га Юдаш­ки­на. — VATNIKSTAN), моей семье. То есть не было ника­ких потря­се­ний, если нуж­на какая-то помощь, то доста­точ­но лишь намё­ка. Как я к ней, так и она ко мне». 

Алла Пуга­чё­ва и Вален­тин Юдашкин

Вален­ти­на Юдаш­ки­на не ста­ло в мае 2023 года, когда Алла Бори­сов­на уже уеха­ла в Изра­иль. Ради ста­ро­го дру­га она на несколь­ко дней при­ез­жа­ла в Россию.

К алфа­ви­ту


Я — «Я плачу»

Нака­нуне 75-летия Алла Бори­сов­на выпу­сти­ла новую пес­ню «Я пла­чу». Сло­ва и музы­ку напи­сал Лео­нид Агутин.

По дан­ным жур­на­ла Voice, «Я пла­чу» была запи­са­на пять лет назад к 50-летию Агу­ти­на. Пуга­чё­ва долж­на была высту­пить с ней 8 нояб­ря 2018 года, но из-за болез­ни не смогла.

Что­бы под­дер­жать авто­ров и редак­цию, под­пи­сы­вай­тесь на плат­ный теле­грам-канал VATNIKSTAN_vip. Там мы делим­ся экс­клю­зив­ны­ми мате­ри­а­ла­ми, зна­ко­мим­ся с исто­ри­че­ски­ми источ­ни­ка­ми и обща­ем­ся в ком­мен­та­ри­ях. Сто­и­мость под­пис­ки — 500 руб­лей в месяц.

 

Поделиться