Красный модельер: как Вячеслав Зайцев вошёл в советскую культуру

30 апре­ля скон­чал­ся Вяче­слав Зай­цев — един­ствен­ный совет­ский моде­льер, про­сла­вив­ший­ся на Запа­де. Мода в СССР была пре­ро­га­ти­вой звёзд и номен­кла­ту­ры, до про­стых граж­дан она дохо­ди­ла толь­ко в виде шир­по­тре­ба, став­ше­го пово­дом для мно­же­ства сати­ри­че­ских про­из­ве­де­ний. Боль­шин­ство кра­си­вых мод­ных наря­дов людям при­хо­ди­лось шить само­сто­я­тель­но, поэто­му в СССР высо­ко цени­лась про­фес­сия порт­но­го и даже швеи-закрой­щи­цы в ате­лье. Для обыч­ных совет­ских людей худож­ник-моде­льер Зай­цев, шив­ший наря­ды для эли­ты и арти­стов, был таким же небо­жи­те­лем, как чле­ны полит­бю­ро. Но всё-таки граж­дане мог­ли позна­ко­мить­ся с его наря­да­ми бла­го­да­ря экра­ну и сцене.

VATNIKSTAN вспо­ми­на­ет самые извест­ные рабо­ты мэт­ра, кото­рые мы можем счи­тать частью совет­ской культуры.


«Иван Васильевич меняет профессию» (1973, Леонид Гайдай)

Исто­рия миро­вой моды береж­но сохра­ня­ет при­ме­ры работ выда­ю­щих­ся кутю­рье в кино, при­да­ю­щие филь­мам осо­бый шарм и атмо­сфе­ру. Вяче­слав Зай­цев рабо­тал как худож­ник по костю­мам над несколь­ки­ми филь­ма­ми. Для все­на­род­но люби­мой коме­дии Лео­ни­да Гай­дая цар­ские одеж­ды поза­им­ство­ва­ли из кар­ти­ны «Иван Гроз­ный» Сер­гея Эйзен­штей­на, но Вяче­слав Михай­ло­вич был ответ­стве­нен за наря­ды экс­тра­ва­гант­ной актри­сы Зиноч­ки, кото­рую сыг­ра­ла Ната­лья Селезнёва.

Самым запо­ми­на­ю­щим­ся наря­дом в филь­ме ста­ло пла­тье-рубаш­ка зна­ко­во­го для Зай­це­ва крас­но­го цве­та. Такие пла­тья в сти­ле сафа­ри впер­вые появи­лись в 1968 году в кол­лек­ции Ив Сен-Лора­на. Дли­на мини, про­сто­та, пря­мой покрой — это стиль­ный мини­ма­лизм эпо­хи хип­пи. О сти­ле «детей цве­тов» напо­ми­на­ет даже типич­ная совет­ская брошь с крас­ны­ми цве­та­ми, при­ко­ло­тая к ворот­ни­ку. Куколь­ный образ актри­сы отсы­ла­ет к сти­лю бри­тан­ской супер­мо­де­ли Твиг­ги, девоч­ки-тро­сти­ноч­ки, кото­рая нико­гда не ста­нет взрос­лой, как лег­ко­мыс­лен­ная Зиночка.

Брюч­ный костюм с крас­ны­ми аксес­су­а­ра­ми по тем вре­ме­нам мож­но было счи­тать насто­я­щим вызо­вом обще­ству: для жен­щин ещё не было при­ня­то повсе­мест­но появ­лять­ся в брю­ках, кото­рые счи­та­лись рабо­чей одеж­дой. В этом бело­снеж­ном наря­де мож­но раз­гля­деть чер­ты «кос­ми­че­ской моды» 1960‑х годов, кото­рая появи­лась на волне поко­ре­ния кос­мо­са в кол­лек­ци­ях таких аван­гард­ных фран­цуз­ских дизай­не­ров, как Андре Кур­реж. Кста­ти, рука­ва-паго­ды в этом наря­де опе­ре­жа­ют запад­ную моду: они появи­лись в кол­лек­ции Пье­ра Кар­де­на уже после выхо­да совет­ско­го фильма.

Мно­го­слой­ное бело-розо­вое пла­тье отра­жа­ет уже моду 1970‑х годов. Его отли­ча­ет дли­на не мини, а миди, хотя чёт­кие «гра­фи­че­ские» эле­мен­ты, веро­ят­нее все­го, были вдох­нов­ле­ны куль­то­вой кол­лек­ци­ей осень-зима 1965–1966 годов Ив Сен-Лора­на «Мон­дри­ан» по моти­вам твор­че­ства гол­ланд­ско­го художника-абстракциониста.


«Отель „У погибшего альпиниста“» (1979, Григорий Кроманов)

Сня­тый в Эсто­нии на эстон­ском язы­ке с при­бал­тий­ски­ми актё­ра­ми, кото­рых дуб­ли­ро­ва­ли на рус­ский, фильм по одно­имён­но­му рома­ну и сце­на­рию бра­тьев Стру­гац­ких — один из луч­ших образ­цов совет­ской кино­фан­та­сти­ки. Экра­ни­за­ция полу­чи­лась неве­ро­ят­но стиль­ным нуа­ром с эле­мен­та­ми кибер­пан­ка. Фильм мож­но даже счи­тать одним из пред­ше­ствен­ни­ков совре­мен­ных нео­но­вых нуаров.

Меди­та­тив­ный элек­трон­ный саунд­трек эстон­ско­го ком­по­зи­то­ра Све­на Грюн­бер­га под­черк­нул таин­ствен­ную и зло­ве­щую атмо­сфе­ру оте­ля, погре­бён­но­го под снеж­ной лави­ной в безы­мян­ной евро­пей­ской стране, роль кото­рой «сыг­ра­ли» пей­за­жи гор­но­лыж­но­го курор­та непо­да­ле­ку от Алма-Аты. В совет­ском кино быва­ли неудач­ные попыт­ки изоб­ра­жать жизнь на Запа­де, но при­бал­тий­ский про­ект полу­чил­ся очень достой­ным. Роль в этом сыг­ра­ли и костю­мы автор­ства Вяче­сла­ва Зайцева.

При­бы­ва­ю­щий рас­сле­до­вать убий­ство инспек­тор Глеб­ски (Улдис Пуци­тис), подоб­но насто­я­ще­му нуар­но­му детек­ти­ву, появ­ля­ет­ся в пла­ще. Но перед нами не нуар, а фан­та­сти­ка, поэто­му мате­ри­а­лом пла­ща моде­льер выбрал не ткань, а корич­не­вую кожу. Инте­рес­но, что Зай­цев опять слег­ка опе­ре­дил Запад: кожа­ные нуар­ные пла­щи в вели­ком кибер­пан­ке Рид­ли Скот­та «Бегу­щий по лез­вию» появят­ся толь­ко в 1982 году.

Девуш­ка Брюн, кото­рую Глеб­ски пона­ча­лу при­ни­ма­ет за юно­шу, щего­ля­ет в огром­ных солн­це­за­щит­ных очках, закры­ва­ю­щих поло­ви­ну лица. Вечер­нее пла­тье Брюн укра­ша­ют перья, как и голов­ной убор фам-фаталь филь­ма, гос­по­жи Мозес. Оче­вид­но, эле­мент отдел­ки костю­мов каба­ре нра­вил­ся эпа­таж­но­му модельеру.

Гос­по­жа Мозес ока­зы­ва­ет­ся робо­том: огром­ный куд­ря­вый парик, длин­ные наклад­ные рес­ни­цы, «меха­ни­че­ские» дви­же­ния актри­сы Ире­ны Кря­у­зай­те созда­ют ощу­ще­ние искус­ствен­но­сти. Роко­вая жен­щи­на долж­на выгля­деть рос­кош­ной, и Зай­цев наря­дил её в меха и перья. Лёг­кая стру­я­ща­я­ся ткань само­го запо­ми­на­ю­ще­го­ся пла­тья филь­ма из блед­но-лило­во­го шифо­на носит отго­лос­ки фольк­лор­ной моды хип­пи. Воз­мож­но, имен­но моде­льер при­ду­мал укра­сить шею жен­щи­ны-робо­та метал­ли­че­ским чоке­ром, созда­ю­щим впе­чат­ле­ние, что у неё «при­вин­че­на» голова.


«Скворец и Лира» (1974, Григорий Александров)

Послед­ний фильм Любо­ви Орло­вой так и не вышел в про­кат, став зна­ме­ни­тым имен­но поэто­му. Искус­ство ниче­го не поте­ря­ло: это про­па­ган­дист­ская агит­ка под видом шпи­он­ско­го кино, сня­тая, когда твор­че­ский пик дуэ­та Орло­вы и Алек­сан­дро­ва остал­ся дале­ко поза­ди. Суще­ству­ет вер­сия, что фильм запре­ти­ли «свы­ше», посколь­ку он боль­ше не соот­вет­ство­вал поли­ти­че­ской повестке.

Дру­гая вер­сия гла­сит, что фильм не захо­те­ла выпус­кать на экра­ны сама Орло­ва. Играть в семь­де­сят 35-лет­нюю раз­вед­чи­цу под при­кры­ти­ем было явным пере­бо­ром. И всё же она была леген­дар­ной дивой, для кото­рой Вяче­слав Зай­цев удо­сто­ил­ся чести сшить несколь­ко изыс­кан­ных нарядов.


Балахон Аллы Пугачёвой и другие наряды звёзд

При­ма­дон­на совет­ской эст­ра­ды Алла Пуга­чё­ва выде­ля­лась на фоне дру­гих арти­сток, вопло­щав­ших тра­ди­ци­он­ные пред­став­ле­ния о сдер­жан­ной жен­ствен­но­сти: «жен­щи­на, кото­рая поёт» с коп­ной рыжих куд­рей и фор­ма­ми плюс-сайз, кото­рые было при­ня­то «пря­тать под мак­си», а не боди­по­зи­тив­но выстав­лять напо­каз, как в наше время.

Фигу­ру артист­ки спря­тал наряд овер­сайз, при­ду­ман­ный Вяче­сла­вом Михай­ло­ви­чем. Бала­хо­ны с рука­ва­ми «лету­чая мышь» надол­го ста­ли неотъ­ем­ле­мой чер­той её сце­ни­че­ско­го обра­за. Объ­ём­ные яркие пла­тья были вид­ны изда­ле­ка, что было акту­аль­но для певи­цы, соби­рав­шей целые стадионы.

Алла Бори­сов­на про­ком­мен­ти­ро­ва­ла смерть моде­лье­ра в сво­их соц­се­тях сло­ва­ми благодарности:

«Про­щай, мой друг. Спа­си­бо за всё».

А вот для Эди­ты Пье­хи моде­льер шил совсем дру­гие наря­ды — неж­ные и эле­гант­ные, в духе париж­ско­го шика 1960‑х годов. Это были костю­мы, напо­ми­на­ю­щие клас­си­ку Chanel, а так­же воз­душ­ные пла­тья из крим­пле­на и люби­мо­го моде­лье­ром шифо­на. На каж­дое из пла­тьев певи­цы ухо­ди­ло не мень­ше шести мет­ров тка­ни. Зай­цев так­же при­ду­мал для Пье­хи корот­кую стриж­ку с зави­ты­ми локо­на­ми, кото­рую пыта­лись повто­рить мно­гие совет­ские жен­щи­ны. О сво­их платьях-«зефирках» моде­льер гово­рил певице:

«Я не тебя оде­ваю, а твои песни».


Зайцев и Высоцкий

Друж­ба моде­лье­ра и леген­дар­но­го бар­да, позна­ко­мив­ших­ся ещё в моло­до­сти, — мало­из­вест­ный факт. Одна­ко у них было боль­ше обще­го, чем может показаться.

Вяче­слав Зай­цев в ком­па­нии Вла­ди­ми­ра Высоц­ко­го в квар­ти­ре модельера

Высоц­ко­го вез­де запре­ща­ли, но и карье­ра Зай­це­ва раз­ви­ва­лась неров­но: моде­льер-экс­пе­ри­мен­та­тор был слиш­ком кре­а­тив­ным для совет­ской моды. Чинов­ни­ки запре­ти­ли его первую кол­лек­цию спец­одеж­ды для житель­ниц сель­ской мест­но­сти. Уви­дев раз­но­цвет­ные фуфай­ки и рас­пис­ные вален­ки, началь­ство ахну­ло: «Вы изде­ва­е­тесь над совет­ской дей­стви­тель­но­стью!» Успех на Запа­де вооб­ще вышел ему боком. Зай­цев рассказывал:

«Когда в 1974‑м в Чехо­сло­ва­кии в жур­на­ле „Кве­ты“ вышла пере­пе­чат­ка из фран­цуз­ской прес­сы, где в обзо­ре моды я был назван в чис­ле пяти выда­ю­щих­ся моде­лье­ров мира за 100 лет: Фре­де­рик Ворт, Поль Пуа­ре, Коко Шанель, Кри­сти­ан Диор и Сла­ва Зай­цев, меня вызва­ли в ЦК пар­тии и ска­за­ли: „Что­бы вас боль­ше не было видно“».

Вяче­слав Михай­ло­вич любил рабо­тать с эле­мен­та­ми рус­ско­го народ­но­го костю­ма, зача­стую состав­ля­ю­ще­го осно­ву его кол­лек­ций. Пла­тье-кимо­но из пав­ло­по­сад­ских плат­ков Зай­цев сшил для Мари­ны Вла­ди, кото­рая долж­на была появить­ся в нём на облож­ке их сов­мест­ной пла­стин­ки с Высоц­ким в 1975 году. Пла­стин­ка не вышла в свет, но сохра­ни­лись рабо­ты фото­гра­фа Вале­рия Плот­ни­ко­ва, кото­рые дол­го висе­ли в мос­ков­ской квар­ти­ре Высоц­кой и Влади.

По прось­бе Высоц­ко­го в 1962 году начи­на­ю­щий моде­льер сшил в пода­рок костюм для Андрея Тар­ков­ско­го, кото­рый пред­став­лял на Вене­ци­ан­ском кино­фе­сти­ва­ле фильм «Ива­но­во дет­ство», при­нёс­ший ему миро­вую извест­ность в воз­расте все­го 29 лет. Сши­тый Зай­це­вым костюм из чёр­но­го кре­па стал пер­вым в жиз­ни режиссёра.

Андрей Тар­ков­ский с актри­сой Вален­ти­ной Маля­ви­ной на Вене­ци­ан­ском фестивале

Театральные костюмы

За свою карье­ру моде­льер создал костю­мы для мно­же­ства сце­ни­че­ских поста­но­вок в Совет­ском Сою­зе, а поз­же в Рос­сии и на Бро­д­вее. Он оформ­лял спек­так­ли для теат­ров «Совре­мен­ник», МХАТ, Теат­ра сати­ры и Теат­ра име­ни Евге­ния Вахтангова.
Самым ярким теат­раль­ным опы­том Зай­це­ва стал самый пер­вый, когда в 1973 году моде­льер создал сце­ни­че­ские костю­мы для извест­но­го спек­так­ля «Безум­ный день, или Женить­ба Фига­ро» на сцене Теат­ра сати­ры с Андре­ем Миро­но­вым в глав­ной роли.

В мод­ной одеж­де Зай­це­ва все­гда про­сле­жи­ва­лись эле­мен­ты теат­раль­но­сти, а его сце­ни­че­ские костю­мы ста­ли выгля­деть, как кол­лек­ция от-кутюр. Костю­мы бога­то укра­ше­ны вышив­кой, золо­тым шитьём и малень­ки­ми зер­каль­ца­ми. Моде­льер говорил:

«И я сде­лал то, чего не хва­та­ло в теат­раль­ном костю­ме: мне не нра­ви­лась бута­фор­ность и сухость — я взял нату­раль­ные тка­ни и сде­лал так, что­бы в костю­ме было не стыд­но вый­ти в зал».


«Ода одежде»

Извест­ность моде­лье­ра была так вели­ка, что он даже попал в поэ­зию. В 1978 году в жур­на­ле «Кро­ко­дил» опуб­ли­ко­ва­ли «Иро­ни­че­скую оду одеж­де» поэта Андрея Воз­не­сен­ско­го. Где-то в этих строч­ках «чита­ет­ся» бала­хон Пугачёвой.

Пер­вый бунт про­тив Бога — одежда.
Голый, создан­ный в холо­де леса,
поправ­ляя Созда­те­ля дерзко,
вдруг — оделся.

Под­ры­ва­ние строя — одежда,
когда жер­де­об­раз­ный чудак
каждодневно
жёл­той коф­ты выве­ши­вал флаг.

В чём вели­кие джин­сы повинны?
В веч­ном спо­ре низов и верхов —
тела ниж­няя половина
тор­же­ству­ет над ложью умов.

И, пле­ча­ми пожав, Сла­ва Зайцев,
что­бы лег­че дышать или плакать, —
деколь­те на гру­ди вырезает,
вниз углом, как арбуз­ную мякоть.

Ты дыши нестес­нён­но и смело,
очер­та­нья­ми хороша,
содер­жа­нье одеж­ды — тело,
содер­жа­ние тела — душа.


Читай­те так­же «Вод­ка, Ста­лин, кру­же­ва: вос­по­ми­на­ния Эль­зы Скиа­па­рел­ли о визи­те в Совет­ский Союз»

Поделиться