Имя Эль­зы Скиа­па­рел­ли извест­но по все­му миру бла­го­да­ря её скан­даль­ным наря­дам. Сре­ди мод­ных изоб­ре­те­ний париж­ско­го моде­лье­ра — пла­тье-ске­лет, колье из насе­ко­мых и пер­чат­ки с золо­ты­ми ког­тя­ми. С ней сотруд­ни­чал Саль­ва­дор Дали и сопер­ни­ча­ла Коко Шанель, её пла­тья носи­ли гол­ли­вуд­ские актри­сы и состо­я­тель­ные дамы париж­ской богемы.

В 1935 году Эль­за отпра­ви­лась в СССР, где участ­во­ва­ла во фран­цуз­ской тор­го­вой выстав­ке. Ей пред­сто­я­ло создать новый, лако­нич­ный и стиль­ный образ для про­стой совет­ской жен­щи­ны. Поче­му эта затея про­ва­ли­лась и какое впе­чат­ле­ние у экс­тра­ва­гант­но­го дизай­не­ра оста­ви­ло посе­ще­ние Совет­ско­го Сою­за — в новом мате­ри­а­ле VATNIKSTAN.


В кон­це 1935 года в Москве состо­я­лась Фран­цуз­ская тор­го­вая выстав­ка. Её орга­ни­за­то­ры столк­ну­лись с суще­ствен­ным, но вполне ожи­да­е­мым пре­пят­стви­ем — фран­цу­зы были гото­вы демон­стри­ро­вать дости­же­ния про­мыш­лен­но­сти, но немно­гие из них осме­ли­ва­лись отпра­вить­ся на меро­при­я­тие лич­но. Сре­ди тех, кто решил­ся на поезд­ку, была Эль­за Скиа­па­рел­ли. Зна­ме­ни­тую аван­тю­рист­ку от мира моды, кото­рая часто шоки­ро­ва­ла пуб­ли­ку жаке­та­ми с мас­сив­ны­ми пуго­ви­ца­ми в виде тара­ка­нов и шля­па­ми-туф­ля­ми, надви­ну­ты­ми на макуш­ку, не испу­га­ло суро­вое рус­ское госте­при­им­ство. «Никто не хочет туда ехать, и это само по себе непре­одо­ли­мо при­тя­га­тель­но», — писа­ла Скиа­па­рел­ли в мему­а­рах «Моя шоки­ру­ю­щая жизнь». До визи­та в СССР Рос­сия каза­лась ей чем-то вро­де ска­зоч­но­го коро­лев­ства — шум­но­го, бога­то­го и очень опасного:

«Для меня Рос­сия была стра­ной… моло­дых ниги­ли­стов, для заба­вы спо­кой­но под­кла­ды­вав­ших бом­бы под ноги про­хо­жим; стра­ной неве­ро­ят­ных, мифи­че­ских импе­ра­то­ров, кото­рые при­ка­зы­ва­ли обез­гла­вить вра­гов дви­же­ни­ем мизин­ца и стро­и­ли горо­да за одну ночь; стра­ной импе­ра­триц и тан­цов­щи­ков, усы­пан­ных круп­ны­ми драгоценностями…»

Жакет с пуго­ви­ца­ми в виде тара­ка­нов. Из зим­ней кол­лек­ции Скиа­па­рел­ли 1937–1938 годов

Сказ­ка кон­чи­лась сра­зу после того, как поезд с фран­цуз­ской деле­га­ци­ей пере­сёк гра­ни­цу Поль­ши с Рос­си­ей. Эль­зу и её спут­ни­ков встре­тил совер­шен­но пустой вок­зал неиз­вест­но­го горо­да, сте­ны кото­ро­го были уве­ша­ны аги­та­ци­он­ны­ми пла­ка­та­ми. Веро­ят­но, зда­ние спе­ци­аль­но закры­ли для дру­гих посе­ти­те­лей, что­бы ино­стран­цы не уви­де­ли «лиш­не­го». На вок­за­ле фран­цу­зов ждал совет­ский поезд, обста­нов­ка в нём про­из­ве­ла на Эль­зу непри­ят­ное впе­чат­ле­ние. Спаль­ные ваго­ны, кото­рые все­гда счи­та­лись одни­ми из самых ком­форт­ных и доро­гих, ока­за­лись в пла­чев­ном состо­я­нии. Скиа­па­рел­ли вспоминала:

«Спаль­ные ваго­ны рус­ско­го поез­да были весь­ма гряз­ны­ми… мы еха­ли с посто­рон­ни­ми попут­чи­ка­ми. Моим сосе­дом ока­зал­ся огром­ный, не очень чистый субъ­ект, от кото­ро­го не слиш­ком-то хоро­шо пахло».

Шля­па-туф­ля. Из зим­ней кол­лек­ции Скиа­па­рел­ли 1937–1938 годов

Рез­кий кон­траст с гряз­ным купе состав­ля­ло бога­то укра­шен­ное поме­ще­ние ваго­на-ресто­ра­на — веро­ят­но, обыч­ных пас­са­жи­ров туда не пус­ка­ли. Ино­стран­цы лако­ми­лись мно­го­чис­лен­ны­ми закус­ка­ми, в том чис­ле дели­ка­тес­ной чёр­ной икрой, сидя на оби­тых крас­ным бар­ха­том сту­льях. Обед сопро­вож­дал­ся боль­шим коли­че­ством водки.

На про­тя­же­нии всей поезд­ки Скиа­па­рел­ли наблю­да­ла за окна­ми поез­да без­ра­дост­ный пей­заж. «Колю­чая про­во­ло­ка, подоб­но лесу со зло­ве­щим кустар­ни­ком, тянет­ся на кило­мет­ры вдоль желез­ной доро­ги», — писа­ла она. Зато по при­бы­тии в Моск­ву фран­цу­зы, не успев сой­ти с поез­да, уви­де­ли насто­я­щее цир­ко­вое представление:

«Ещё до пол­ной оста­нов­ки поез­да сот­ни жен­щин вспрыг­ну­ли на под­нож­ки поез­да, цеп­ля­ясь, как обе­зья­ны, и ста­ли смы­вать с ваго­нов грязь пото­ка­ми воды: встре­чая ино­стран­цев, при­быв­ших из чужо­го, внеш­не­го мира, надо сте­реть сле­ды опас­ной зара­зы! Плот­ная одеж­да, муж­ские зим­ние паль­то, чёр­ные плат­ки на голо­вах, тяжё­лые ботин­ки силь­но меша­ли этим малень­ким жен­щи­нам, но они про­яв­ля­ли такую отва­гу и лов­кость, что им поза­ви­до­ва­ли бы цир­ко­вые артисты».

Какую «опас­ную зара­зу» име­ла в виду Скиа­па­рел­ли? Смер­тель­ная «испан­ка» дав­ным-дав­но мино­ва­ла, дру­гих опас­ных инфек­ций, гро­зив­ших пере­ра­с­ти в пан­де­мию, в то вре­мя ни на Запа­де, ни в Рос­сии не наблю­да­лось. Оче­вид­но, эти сло­ва были ска­за­ны с иро­ни­ей — в те годы, да и мно­го поз­же, в СССР насто­ро­жен­но отно­си­лись к ино­стран­ным гостям. Одна­ко для чего адми­ни­стра­ция вок­за­ла заста­ви­ла жен­щин набро­сить­ся на поезд с тряп­ка­ми сра­зу после при­бы­тия? Воз­мож­но, желез­но­до­рож­ни­ки хоте­ли уди­вить фран­цу­зов тру­до­лю­би­ем и рас­то­роп­но­стью работ­ниц. Увы, нуж­но­го эффек­та достиг­нуть не уда­лось — опи­сан­ная Эль­зой кар­ти­на выгля­де­ла комич­но и нелепо.

Пер­чат­ки с ког­тя­ми. Из кол­лек­ции Скиа­па­рел­ли 1936 года

Ино­стран­ных гостей отвез­ли в отель «Мет­ро­поль» — на тот момент один из самых луч­ших в Москве. По вос­по­ми­на­ни­ям Эль­зы, обста­нов­ка в оте­ле совсем не соот­вет­ство­ва­ла его ста­ту­су — про­сты­ни на кро­ва­тях были дыря­вы­ми, водо­про­вод не рабо­тал. Един­ствен­ным досто­ин­ством номе­ра, в кото­ром рас­по­ло­жи­лась пари­жан­ка, был вели­ко­леп­ный вид на Кремль. Вот как Скиа­па­рел­ли опи­сы­ва­ла глав­ную досто­при­ме­ча­тель­ность Москвы:

«…одна из самых впе­чат­ля­ю­щих кар­тин в мире. Ничто даже в Риме или на аме­ри­кан­ском Даль­нем Запа­де не про­из­во­дит подоб­но­го впе­чат­ле­ния могу­ще­ства. <…> Необыч­ный, вар­вар­ский внеш­ний вид [Крем­ля] пора­жа­ет вас, подоб­но обшир­ным пано­ра­мам кам­ней и гор, или гиган­там, стре­мя­щим­ся достиг­нуть неба, или навяз­чи­вым кри­ча­щим фор­мам: „Никто до сих пор не смог и нико­гда не смо­жет нас разрушить!“»

Вто­рой поезд, кото­рый вёз мате­ри­а­лы для выстав­ки, задер­жал­ся, так что у Эль­зы и её спут­ни­ков ока­за­лась мас­са сво­бод­но­го вре­ме­ни. Несколь­ко дней они про­ве­ли, гуляя по Москве и посе­щая музеи. Всё это дела­лось под неустан­ным над­зо­ром при­став­лен­ных к ним гидов, кото­рые сле­ди­ли, что­бы ино­стран­цы сле­до­ва­ли толь­ко по «одоб­рен­ным» марш­ру­там. Скиа­па­рел­ли уда­лось побы­вать в Алмаз­ном фон­де Крем­ля и посе­тить Архан­гель­ский собор. Послед­ний при­влёк её вни­ма­ние не архи­тек­ту­рой, а неухо­жен­ным видом. Колон­ны хра­ма руши­лись, из них выпа­да­ли кам­ни. Гид пояс­нил, что во вре­мя фран­цуз­ской окку­па­ции Моск­вы в 1812 году Напо­ле­он и его сви­та при­вя­зы­ва­ли лоша­дей к этим колон­нам. «Теперь мы их реста­ври­ру­ем», — убеж­дал про­во­жа­тый оза­да­чен­ную ино­стран­ку. Слож­но пове­рить, что лошадь Напо­лео­на билась на при­вя­зи так отча­ян­но, что смог­ла раз­ру­шить камен­ную колон­ну. Ско­рее все­го, наход­чи­вый гид поста­рал­ся скрыть без­ала­бер­ное отно­ше­ние мест­ных вла­стей к архи­тек­тур­ным памят­ни­кам: вой­на с фран­цу­за­ми закон­чи­лась более 100 лет назад, а рестав­ра­ция, судя по все­му, даже не начиналась.

Дорож­ные рабо­ты у гости­ни­цы «Мет­ро­поль». 1930‑е годы

Музей ново­го запад­но­го искус­ства на Пре­чи­стен­ке (лик­ви­ди­ро­ван в 1948 году. — Прим.) пора­зил Скиа­па­рел­ли боль­шим коли­че­ством поло­тен Пикассо, Матис­са и Сезан­на, кото­рые она никак не ожи­да­ла уви­деть в совет­ских выста­воч­ных залах. «Кто их отби­рал с такой любо­вью и зна­ни­ем дела, преж­де чем при­вез­ти сюда?» — удив­ля­лась Эль­за в мему­а­рах. Одна­ко экс­по­зи­ция музея радо­ва­ла дале­ко не всех посетителей:

«Пуб­ли­ка состо­я­ла в основ­ном из рабо­чих и кре­стьян, они… смот­ре­ли на кар­ти­ны с мрач­ным видом. Их боль­ше инте­ре­со­вал Музей икон, собран­ных из церк­вей и двор­цов (веро­ят­но, име­ет­ся в виду экс­по­зи­ция икон в Музее Мос­ков­ско­го Крем­ля. — Прим.)».

Боль­ше все­го в Москве Эль­зе запом­нил­ся Мав­зо­лей Лени­на. Точ­нее, огром­ная оче­редь жела­ю­щих туда попасть. Скиа­па­рел­ли опи­са­ла мрач­ный «аттрак­ци­он», ради кото­ро­го про­ве­ла на моро­зе несколь­ко часов:

«Я сама высто­я­ла эту оче­редь и чуть не зале­де­не­ла. Ленин поко­ил­ся в стек­лян­ном сар­ко­фа­ге, его вос­ко­вая фигу­ра в чёр­ном костю­ме и белой рубаш­ке была окру­же­на солдатами.

„Про­хо­ди­те! Про­хо­ди­те!“ — под­го­ня­ют они пуб­ли­ку, так что едва успе­ва­ешь что-то разглядеть».

Оче­редь в Мав­зо­лей. Цвет­ная лито­гра­фия. 1930‑е годы

Мос­ков­ские ресто­ра­ны не бало­ва­ли гостей осо­бен­ны­ми изыс­ка­ми. Гиды вся­че­ски пыта­лись скрыть от фран­цу­зов нехват­ку про­до­воль­ствия, при­чём дела­ли это весь­ма ори­ги­наль­ным спо­со­бом. Они тре­бо­ва­ли у офи­ци­ан­тов дели­ка­тес­ные блю­да, к при­ме­ру лосо­си­ну или антре­кот, и удив­ля­лись, когда их не полу­ча­ли — мол, нас тут все­гда хоро­шо кор­мят, но сего­дня поче­му-то не повез­ло. Сама Скиа­па­рел­ли в путе­ше­ствии при­дер­жи­ва­лась необыч­ной дие­ты: вод­ка, хлеб и чёр­ная икра. По её сло­вам, такое пита­ние пре­крас­но спо­соб­ство­ва­ло поте­ре веса. «В Париж я вер­ну­лась худой, как Ган­ди, и пре­крас­но себя чув­ство­ва­ла», — гово­ри­ла она.

Город-пара­докс — так мож­но корот­ко оха­рак­те­ри­зо­вать впе­чат­ле­ния пари­жан­ки от посе­ще­ния совет­ской сто­ли­цы. Анти­за­пад­ные, в осо­бен­но­сти анти­аме­ри­кан­ские, настро­е­ния не меша­ли архи­тек­то­рам воз­во­дить зда­ния в сти­ле ар-деко и не пре­пят­ство­ва­ли про­ник­но­ве­нию зару­беж­ной моды в гар­де­робы совет­ских граж­дан. Одна­ко Эль­зе эти попыт­ки при­ме­рить на себя чуж­дую куль­ту­ру каза­лись неудачными:

«Чув­ство­ва­лась неко­то­рая непри­язнь к запад­ной циви­ли­за­ции, осо­бен­но к аме­ри­кан­ской, но тем не менее [горо­жане] стре­ми­лись с ней кон­ку­ри­ро­вать и под­ра­жать. Огром­ная ста­туя Ста­ли­на, воз­ве­дён­ная в то вре­мя, каза­лась при­зра­ком, весь­ма без­об­раз­ным, совре­мен­но­го искус­ства. Некра­си­вые зда­ния в духе аме­ри­кан­ских небо­скрё­бов были похо­жи на заблу­див­ших­ся детей в этом восточ­ном горо­де. Люди, види­мо, чув­ство­ва­ли себя нелов­ко в одеж­де, кото­рая не под­хо­ди­ла ни для кли­ма­та, ни для стра­ны. Ошиб­ка Восто­ка — жела­ние оде­вать­ся по-европейски».

Сама Скиа­па­рел­ли, напро­тив, реши­ла при­ме­рить нечто более под­хо­дя­щее для суро­вой рус­ской зимы и отпра­ви­лась на поис­ки гор­жет­ки (шарф из шку­ры пуш­но­го живот­но­го или цель­ная шкур­ка с голо­вой, лапа­ми и хво­стом, кото­рую носят на шее. — Прим.). Резуль­тат ока­зал­ся пла­чев­ным: вме­сто пуши­стых пес­цов и гор­но­ста­ев ей уда­лось раз­жить­ся толь­ко «очень стран­ной шкур­кой, напо­ми­нав­шей крысу».

Насмот­рев­шись на досто­при­ме­ча­тель­но­сти Моск­вы, фран­цу­зы реши­ли пови­дать Север­ную сто­ли­цу. С гости­ни­цей сно­ва не повезло:

«В Ленин­гра­де в моём оте­ле сереб­ря­ные лам­пы и пепель­ни­цы из квар­ца были при­креп­ле­ны к сте­нам цепя­ми. По утрам улыб­чи­вая гор­нич­ная при­но­си­ла мне нача­тый кусо­чек мыла».

Деле­га­ция посе­ти­ла Ека­те­ри­нин­ский дво­рец в Цар­ском селе, про­шлась по залам Эрми­та­жа, где Эль­зу при­ят­но уди­ви­ло боль­шое коли­че­ство поло­тен зару­беж­ных масте­ров, «с кото­ры­ми не вся­кий музей спо­со­бен срав­нить­ся». Несмот­ря на оби­лие досто­при­ме­ча­тель­но­стей и евро­пей­скую архи­тек­ту­ру, Ленин­град пока­зал­ся жиз­не­лю­би­вой пари­жан­ке серым и угрюмым:

«Внеш­ний вид горо­да созда­вал впе­чат­ле­ние, что Пётр Вели­кий, что­бы заме­нить недо­ста­ю­щие леса (в этой части Рос­сии их мало), решил создать для сво­их под­дан­ных вол­шеб­ный лес. Розо­вые зда­ния под­ни­ма­лись в небо как камен­ные дере­вья с золо­ти­сты­ми апель­си­на­ми навер­ху, но всё рав­но атмо­сфе­ра улиц была пол­на мелан­хо­ли­че­ской печа­ли, а крас­ка на домах облу­пи­лась. <…> Ули­цы оста­ва­лись мрач­ны­ми и насто­ро­жен­ны­ми, как в горо­де, нахо­дя­щем­ся в осад­ном положении».

Нев­ский про­спект (тогда — про­спект 25 Октяб­ря). Ленин­град. 1930‑е годы

Кое-что её всё же пора­до­ва­ло — на мест­ном аэро­дро­ме Скиа­па­рел­ли дове­лось наблю­дать пока­за­тель­ные тре­ни­ров­ки санитарок:

«Вне­зап­но с неба ста­ли падать сани­тар­ки, сто­лы, сум­ки, казав­ши­е­ся очень тяжё­лы­ми. Сани­тар­ки быст­ро осво­бо­ди­лись от сво­их пара­шю­тов, откры­ли сум­ки и за счи­тан­ные секун­ды раз­вер­ну­ли на откры­том воз­ду­хе импро­ви­зи­ро­ван­ную операционную».

Скиа­па­рел­ли так впе­чат­ли­ло это зре­ли­ще, что после воз­вра­ще­ния во Фран­цию она выпу­сти­ла кол­лек­цию изящ­ных «пара­шют­ных» пла­тьев с тон­кой тали­ей и пыш­ным купо­ло­об­раз­ным подо­лом. «Жен­щи­ны, кото­рые при­ня­ли эту моду, напо­ми­на­ли при ходь­бе цве­ты, пла­ва­ю­щие на воде», — писа­ла Эль­за о новом фасоне.

«Пара­шют­ное пла­тье», эскиз

Нако­нец, фран­цуз­ская деле­га­ция вер­ну­лась в Моск­ву. При­шло вре­мя выстав­ки. Эль­за сиде­ла за стен­дом, укра­шен­ным создан­ны­ми ею шар­фа­ми с рисун­ком в виде газет­ных выре­зок. К сло­ву, имен­но её счи­та­ют пер­вым моде­лье­ром, исполь­зо­вав­шим этот принт в одеж­де. На стен­де так­же были раз­ло­же­ны мод­ные зару­беж­ные жур­на­лы: фран­цуз­ские, англий­ские, аме­ри­кан­ские. По сло­вам Скиа­па­рел­ли, жен­щин в первую оче­редь инте­ре­со­ва­ли яркие стра­ни­цы с мод­но оде­ты­ми ино­стран­ка­ми, а не раз­ло­жен­ные на стен­де тка­ни. «Мно­гие моло­дые рус­ские жен­щи­ны нико­гда не виде­ли насто­я­щих мод­ных жур­на­лов», — писа­ла она о гостях выставки.

Шарф с прин­том из газет­ных выре­зок. Из кол­лек­ции Эль­зы Скиа­па­рел­ли, око­ло 1935 года

Жен­щин соци­а­ли­сти­че­ско­го рая дей­стви­тель­но очень при­вле­ка­ла мода «загни­ва­ю­ще­го Запа­да». Самые отча­ян­ные из них осме­ли­лись про­ник­нуть в гости­нич­ный номер Эль­зы, что­бы изу­чить её гар­де­роб. Скиа­па­рел­ли рассказывала:

«Одна­жды, забыв что-то в номе­ре, я неожи­дан­но вер­ну­лась в свой отель. В тот момент, когда я откры­ва­ла дверь, вдруг услы­ша­ла испу­ган­ные вос­кли­ца­ния… Вхо­жу и вижу, что мои пла­тья раз­ло­же­ны на полу и четы­ре жен­щи­ны спеш­но сни­ма­ют с них патрон­ки (выкрой­ки. — Прим.). Все разом при­ня­лись гово­рить, как буд­то я пони­ма­ла хоть одно сло­во. Сев на кро­вать, я хохо­та­ла до упа­ду и, к их глу­бо­ко­му удив­ле­нию, объ­яс­ни­ла им жеста­ми, как сни­мать патрон­ки более быст­рым и надёж­ным способом».

Пла­тья от париж­ско­го кутю­рье мог­ли бы носить и совет­ские жен­щи­ны, при­чём не пер­вые леди стра­ны, а про­стые работ­ни­цы и домо­хо­зяй­ки. Пока Эль­за нахо­ди­лась в СССР, запад­ные газе­ты вовсю тру­би­ли, что создан­ные ей наря­ды уже запу­ще­ны в про­из­вод­ство. Неко­то­рые изда­ния утвер­жда­ли, что супру­га Алек­сея Ста­ха­но­ва в награ­ду за заслу­ги мужа яко­бы полу­чи­ла авто­мо­биль, счёт в бан­ке и пла­тье послед­ней моде­ли от Скиа­па­рел­ли. Инте­рес­но, что сам Ста­ха­нов в 1935 году женат не был: пер­вая жена, Евдо­кия, на тот момент уже сбе­жа­ла от него с цыган­ским табо­ром, а вто­рая, 14-лет­няя Гали­на, вышла замуж за удар­ни­ка соци­а­ли­сти­че­ско­го тру­да лишь в 1936 году.

«Уткой» ока­за­лась не толь­ко новость о супру­ге Ста­ха­но­ва. Пла­тьям Скиа­па­рел­ли не суж­де­но было появить­ся в гар­де­робах совет­ских мод­ниц — про­ект «заре­за­ли» ещё на ста­дии эски­за. Эль­за нари­со­ва­ла про­стой, но стиль­ный наряд, кото­рый состо­ял из чёр­но­го пла­тья с отлож­ным ворот­ни­ком, широ­ко­го паль­то с боль­ши­ми кар­ма­на­ми и вяза­ной шапоч­ки с кар­маш­ком на мол­нии. Имен­но этот кар­ма­шек и решил судь­бу костю­ма — пред­ста­ви­те­ли совет­ско­го лег­про­ма сочли его слиш­ком соблаз­ни­тель­ным для вори­шек в обще­ствен­ном транспорте.

Наряд для совет­ской жен­щи­ны. Эскиз Эль­зы Скиа­па­рел­ли. 1935 год

Пре­бы­ва­ние Скиа­па­рел­ли в СССР не огра­ни­чи­лось уча­сти­ем в выстав­ке. Ей была дове­ре­на почёт­ная мис­сия — откры­тие Дома моде­лей на Сретенке.

«Я… ока­за­лась в доволь­но малень­кой ком­на­те, пол­ной людей, по виду кото­рых труд­но было опре­де­лить, кто они, так как раз­ли­чия меж­ду соци­аль­ны­ми сло­я­ми были стёр­ты. Под стек­лян­ным шаром мед­лен­но пово­ра­чи­ва­лись элек­три­че­ские мане­ке­ны, демон­стри­руя доволь­но стран­ные туа­ле­ты, точ­нее, стран­ные для меня: мне-то дума­лось, что одеж­да рабо­та­ю­щих людей долж­на быть про­стой и прак­тич­ной, а тут — оргия шифо­на, бар­ха­та и кружев».

Дом моде­лей на Сретенке

Эль­за не зна­ла, что эти бога­тые по совет­ским мер­кам наря­ды были доступ­ны толь­ко избран­ным. На откры­тии дома моде­лей не ока­за­лось ни одно­го чело­ве­ка из рабо­чей сре­ды — боль­шин­ство при­сут­ству­ю­щих были чле­на­ми пра­ви­тель­ства, жёнам кото­рых и пред­на­зна­ча­лась пора­зив­шая Скиа­па­рел­ли «оргия шифо­на». Моде­лье­ра тут же забро­са­ли вопро­са­ми: сколь­ко часов она рабо­та­ет, какую зар­пла­ту полу­ча­ет, что ест и как раз­вле­ка­ет­ся. Когда Эль­за упо­мя­ну­ла кок­тейль­ные вече­рин­ки и пола­га­ю­щий­ся для них дресс-код, оза­да­чен­ные собе­сед­ни­ки спросили:

— А что такое коктейли?
— Ну, это когда после рабо­ты пьют водку.
— Но зачем пере­оде­вать­ся, что­бы выпить?

После цере­мо­нии откры­тия гостью уго­сти­ли шикар­ным обе­дом — утон­чён­ные блю­да, подан­ные на доро­гой фар­фо­ро­вой посу­де, сопро­вож­да­лись доро­ги­ми фран­цуз­ски­ми вина­ми. Несмот­ря на тёп­лый при­ём, визит в Дом моде­лей непри­ят­но уди­вил Скиа­па­рел­ли. «Ухо­ди­ла я со стран­ным чув­ством, похо­жим на шок», — писа­ла она.

Путе­ше­ствие, пона­ча­лу казав­ше­е­ся весё­лой аван­тю­рой, про­из­ве­ло на Эль­зу тягост­ное впе­чат­ле­ние. «В Ленин­гра­де, как и в Москве, воз­ни­ка­ла мысль, что даже раз­вле­че­ния при­ни­ма­ют­ся все­рьёз, и что люди, одер­жи­мые тяжё­лы­ми про­бле­ма­ми, забы­ли, как сме­ют­ся, — писа­ла она. — Эту стра­ну я поки­ну­ла с убеж­де­ни­ем, что, в кон­це кон­цов, сего­дняш­няя Рос­сия похо­жа на преж­нюю, опи­сан­ную в 1839 году мар­ки­зом де Кюсти­ном, и в ней хоро­шо живут толь­ко те, кто при­над­ле­жит к пра­вя­ще­му классу».

Дей­стви­тель­но, в кни­ге фран­цуз­ско­го ари­сто­кра­та и путе­ше­ствен­ни­ка Астольф де Кюсти­на «Рос­сия в 1839 году», кото­рая до сих пор не поте­ря­ла акту­аль­но­сти, мож­но встре­тить такое наблюдение:

«Раз­ли­чия меж­ду людь­ми в этой стране столь рез­ки, что кажет­ся, буд­то кре­стья­нин и поме­щик не вырос­ли на одной и той же зем­ле. У кре­пост­но­го своё оте­че­ство, у бари­на — своё. Госу­дар­ство здесь внут­ренне рас­ко­ло­то, и един­ство его лишь внешнее…»

После воз­вра­ще­ния кутю­рье из СССР в жур­на­ле Vanity Fair опуб­ли­ко­ва­ли кари­ка­ту­ру мек­си­кан­ско­го худож­ни­ка Миге­ля Ковар­ру­би­а­са, где в воз­ду­хе, дер­жась за стро­пы пара­шю­тов, бесе­ду­ют Эль­за Скиа­па­рел­ли и Иосиф Сталин.

Мигель Ковар­ру­би­ас. Невоз­мож­ное интер­вью. 1936 год

Рядом с рисун­ком был поме­щен сле­ду­ю­щий диалог:

«Ста­лин: Что вы здесь дела­е­те, портниха?
Скиа­па­рел­ли: Совер­шаю обзор туа­ле­тов ваших женщин.
Ста­лин: Не може­те оста­вить в покое наших женщин?
Скиа­па­рел­ли: А они не жела­ют, что­бы их оста­ви­ли в покое, хотят быть похо­жи­ми на дру­гих жен­щин в мире.
Ста­лин: Как, на эти чуче­ла без ляжек и гру­дей вашей аго­ни­зи­ру­ю­щей цивилизации?!
Скиа­па­рел­ли: Зна­е­те, они уже любу­ют­ся наши­ми мане­ке­на­ми, наши­ми моде­ля­ми. Рано или позд­но они при­мут наши идеалы.
Ста­лин: Нико­гда, пока суще­ству­ет совет­ская идеология!
Скиа­па­рел­ли: Посмот­ри­те вниз, сталь­ной чело­век: воз­ни­ка­ют инсти­ту­ты кра­со­ты, парик­ма­хер­ские сало­ны, вслед за ними при­дёт мода. Через несколь­ко лет вы не уви­ди­те боль­ше плат­ков на головах.
Ста­лин: Вы недо­оце­ни­ва­е­те глу­би­ну души совет­ских женщин.
Скиа­па­рел­ли: А вы — есте­ствен­ное жен­ское кокетство.
Ста­лин: Может быть, пере­ре­зать стро­пы ваше­го парашюта…
Скиа­па­рел­ли: На моё место при­дут сто других.
Ста­лин: Тогда я пере­ре­жу свои!»


Читай­те так­же «Сиро­ты, абор­ты и ядер­ные испы­та­ния. Мария Коври­ги­на — опаль­ный министр здра­во­охра­не­ния СССР».

Поделиться