Мастер и жёны: как возлюбленные Михаила Булгакова повлияли на его судьбу и творчество

Миха­ил Бул­га­ков был женат три раза. С пер­вой супру­гой писа­тель начал твор­че­ский путь, вто­рая оста­ви­ла луч­шие мему­а­ры о нём, а тре­тья ста­ла про­то­ти­пом Мар­га­ри­ты и любо­вью, кото­рая была с ним до самой смер­ти. Жёны вдох­нов­ля­ли Бул­га­ко­ва, обе­ре­га­ли от пагуб­ных при­стра­стий, запе­чат­ле­ли в вос­по­ми­на­ни­ях раз­ные пери­о­ды жиз­ни Миха­и­ла Афа­на­сье­ви­ча и боро­лись за пуб­ли­ка­ции его произведений.

В День всех влюб­лён­ных раз­би­ра­ем­ся, кого любил Бул­га­ков и как жёны повли­я­ли на жизнь, твор­че­ство и насле­дие писателя.


Татьяна Лаппа

«Анна К. ста­ла моей тай­ной женой. Ина­че быть не мог­ло никак. Мы заклю­че­ны на необи­та­е­мый ост­ров» [1] — так начи­на­ет­ся опи­са­ние люб­ви геро­ев рас­ска­за «Мор­фий». Про­из­ве­де­ние носит авто­био­гра­фи­че­ский харак­тер: повест­во­ва­ние частич­но состо­ит из вос­по­ми­на­ний Бул­га­ко­ва, кото­рый в нача­ле Пер­вой миро­вой вой­ны рабо­тал вра­чом око­ло линии фрон­та. Про­то­ти­пом воз­люб­лен­ной глав­но­го героя явля­ет­ся Татья­на Нико­ла­ев­на Лап­па — пер­вая жена писателя.

Миха­ил Бул­га­ков и Татья­на Лаппа

Бул­га­ков женил­ся рано, в 21 год. Дво­рян­ская семья Татья­ны Нико­ла­ев­ны была про­тив бра­ка с бед­ным выпуск­ни­ком меди­цин­ско­го факуль­те­та Киев­ско­го уни­вер­си­те­та. Про­бле­мы с день­га­ми посто­ян­но сопро­вож­да­ли моло­до­жё­нов: супру­ги зара­ба­ты­ва­ли с тру­дом, часто про­си­ли помо­щи у отца Лап­пы, что при­во­ди­ло к кон­флик­там. В то же вре­мя Бул­га­ков любил рос­кошь: ездил на так­си, поку­пал доро­гой алко­голь — при­хо­ди­лось закла­ды­вать в лом­бард укра­ше­ния Татья­ны Нико­ла­ев­ны. С 1917 года нача­лись серьёз­ные тра­ты на мор­фий, кото­рый Миха­ил Афа­на­сье­вич при­ни­мал регу­ляр­но, что и послу­жи­ло источ­ни­ком вдох­но­ве­ния для рассказа.

Татья­на Лаппа

В 1925 году супру­ги раз­ве­лись. Несмот­ря на то что рас­ста­ва­ние каза­лось неиз­беж­ным с само­го нача­ла, Бул­га­ков про­жил с Лап­пой 13 лет — боль­ше, чем с кем-либо потом.

Татья­на Нико­ла­ев­на была пер­вой музой Миха­и­ла Афа­на­сье­ви­ча — с ней начал­ся путь Бул­га­ко­ва как лите­ра­то­ра. Он посте­пен­но ушёл из меди­ци­ны, писал фелье­то­ны для газет, зна­ко­мил­ся с авто­ра­ми и всту­пил в Союз писа­те­лей, где встре­тил новую любовь — Любовь Белозерскую.


Любовь Белозерская

Любовь Евге­ньев­на Бело­зер­ская окон­чи­ла жен­скую гим­на­зию и зани­ма­лась бале­том, в Первую миро­вую вой­ну уха­жи­ва­ла за ране­ны­ми в гос­пи­та­ле. В 1917 году Любовь Евге­ньев­на уеха­ла из рево­лю­ци­он­но­го Пет­ро­гра­да в Киев, потом — через Одес­су в Кон­стан­ти­но­поль, Мар­сель и, нако­нец, Париж.

Соглас­но вос­по­ми­на­ни­ям Бело­зер­ской, она позна­ко­ми­лась с Бул­га­ко­вым в 1924 году в особ­ня­ке в Денеж­ном пере­ул­ке. Любовь Евге­ньев­на толь­ко вер­ну­лась в Моск­ву. Бул­га­ков, мож­но ска­зать, помо­гал Бело­зер­ской при­нять новую совет­скую действительность.

Любовь Евге­ньев­на рас­ска­зы­ва­ла о пер­вой встре­че с Булгаковым:

«Одет он был в глухую чёр­ную тол­стов­ку без поя­са, „рас­па­шон­кой“. Я не при­вык­ла к тако­му муж­ско­му силу­эту; он пока­зал­ся мне слег­ка комич­ным, так же как и лаки­рованные ботин­ки с ярко-жёл­тым вер­хом, кото­рые я сра­зу окре­сти­ла „цып­ля­чьи­ми“ и посме­я­лась. Когда мы познако­мились бли­же, он ска­зал мне не без горечи:

— Если бы наряд­ная и наду­шен­ная дама зна­ла, с каким тру­дом доста­лись мне эти ботин­ки, она бы не сме­я­лась…» [2]

Рас­про­стра­не­но мне­ние, что этот брак имел свет­ский харак­тер: отно­ше­ния нача­лись на пуб­лич­ном меро­при­я­тии на гла­зах у зна­ко­мых и кол­лег, когда Бул­га­ков ещё был женат на Татьяне Лап­пе. Бело­зер­ская рас­ска­зы­ва­ла писа­те­лю о жиз­ни в Пари­же, давая новый импульс для твор­че­ства. Тема эми­гра­ции про­шла через про­из­ве­де­ния Бул­га­ко­ва: «Бег», «Белую гвар­дию», «Соба­чье сердце».

Под дик­тов­ку мужа Любовь Евге­ньев­на запи­сы­ва­ла пье­сы «Каба­ла свя­тош» и «Адам и Ева», а так­же стра­ни­цы рома­на «Кон­суль­тант с копы­том», пере­ра­бо­тан­ная вер­сия кото­ро­го пре­вра­ти­лась в «Масте­ра и Мар­га­ри­ту». Жизнь Бело­зер­ской с Бул­га­ко­вым лег­ла в осно­ву мему­а­ров, загла­ви­ем для кото­рых послу­жи­ла строч­ка Сер­гея Есе­ни­на — «О, мёд вос­по­ми­на­ний». После раз­во­да Любовь Евге­ньев­на устро­и­лась в редак­цию «ЖЗЛ» и почти всю жизнь про­ра­бо­та­ла в раз­ных издательствах.

Любовь Бело­зер­ская

Мему­а­ры Любо­ви Евге­ньев­ны закан­чи­ва­ют­ся сло­ва­ми, кото­рые, кажет­ся, могут при­от­крыть заве­су тай­ны души Булгакова:

«Мы часто опаз­ды­ва­ли и все­гда торо­пи­лись. Ино­гда бежа­ли за транс­пор­том. Но Миха­ил Афа­на­сье­вич неиз­мен­но при­го­ва­ри­вал: „Глав­ное — не терять досто­ин­ства“. Пере­би­рая в памя­ти про­жи­тые с ним годы, мож­но ска­зать, что эта фра­за, про­из­но­си­мая ино­гда по шутливо­му пово­ду, и была кре­до всей жиз­ни писа­те­ля Бул­га­ко­ва» [3] .


Елена Шиловская

Еле­на Сер­ге­ев­на Шилов­ская — послед­няя любовь Бул­га­ко­ва, с кото­рой он про­жил с 1932 года до самой смер­ти в 1940‑м. Всё это вре­мя писа­тель рабо­тал над глав­ным про­из­ве­де­ни­ем — рома­ном «Мастер и Мар­га­ри­та», в кото­ром отра­зи­лись раз­но­об­раз­ные чер­ты жиз­ни Миха­и­ла Афа­на­сье­ви­ча с Еле­ной Сергеевной.

Еле­на Шиловская

Бул­га­ков и Шилов­ская позна­ко­ми­лись в 1930 году. Оба состо­я­ли в бра­ке: Бул­га­ков шесть лет женат на Бело­зер­ской, а Еле­на Сер­ге­ев­на девя­тый год заму­жем за гене­рал-лей­те­нан­том. Евге­ний Алек­сан­дро­вич Шилов­ский заме­тил инте­рес жены к Бул­га­ко­ву и запре­тил им видеть­ся, угро­жал забрать детей.

На про­тя­же­нии двух лет Еле­на Сер­ге­ев­на тер­пе­ла посто­ян­ные скан­да­лы и упрё­ки. В 1932 году Шилов­ская и Бул­га­ков, не в силах тер­петь раз­лу­ку, уви­де­лись в ресто­ране «Мет­ро­поль». Вме­сте они напи­са­ли пись­мо Шилов­ско­му, в кото­ром про­си­ли Евге­ния Алек­сан­дро­ви­ча дать раз­вод. Шилов­ский согласился.

Миха­ил Бул­га­ков и Еле­на Шилов­ская (Бул­га­ко­ва)

«Мастер и Мар­га­ри­та», несо­мнен­но, про­ни­зан авто­био­гра­фи­че­ски­ми моти­ва­ми. Извест­но, что в модель обра­зов «Мастер — Мар­га­ри­та» и «Иешуа — Марк Левий» усмат­ри­ва­ет­ся парал­лель со вза­и­мо­от­но­ше­ни­я­ми Бул­га­ко­ва и Еле­ны Сергеевны.
В романе Мар­га­ри­та, бла­го­да­ря Волан­ду, спа­са­ет жизнь и твор­че­ство Масте­ра. Дья­вол испол­ня­ет жела­ние девуш­ки в бла­го­дар­ность за одну услу­гу — Мар­га­ри­та долж­на прий­ти обна­жён­ной на бал Сатаны:

«— Я при­гла­шаю вас к ино­стран­цу совер­шен­но без­опас­но­му. И ни одна душа не будет знать об этом посе­ще­нии. Вот уж за это я вам ручаюсь.
— А зачем я ему пона­до­би­лась? — вкрад­чи­во спро­си­ла Маргарита.
— Вы об этом узна­е­те позже.
— Пони­маю… Я долж­на ему отдать­ся, — ска­за­ла Мар­га­ри­та задум­чи­во» [4] .

Фраг­мент рома­на во все вре­ме­на вызы­вал вопро­сы, спо­ры, вос­хи­ще­ние и него­до­ва­ние. В этой сюжет­ной осо­бен­но­сти усмат­ри­ва­ет­ся алле­го­рия на пред­по­ла­га­е­мую рабо­ту Еле­ны Сер­ге­ев­ны на ОГПУ (поз­же — НКВД). Соглас­но гипо­те­зе, жене Бул­га­ко­ва пообе­ща­ли дать срав­ни­тель­ную сво­бо­ду и покой для мужа, если она будет доно­сить на него. Яко­бы Бул­га­ков знал об этом и пони­мал, что тако­ва цена нор­маль­ной жиз­ни, и даже был бла­го­да­рен Елене Сер­ге­евне. Но чув­ства и пере­жи­ва­ния, вос­при­я­тие ситу­а­ции нашли отра­же­ния в таком сим­во­ле — обна­жён­ной Мар­га­ри­те, кото­рая идёт на сдел­ку с дья­во­лом, что­бы спа­сти возлюбленного.

Тем не менее отно­ше­ния Миха­и­ла Афа­на­сье­ви­ча и Еле­ны Сер­ге­ев­ны часто назы­ва­ют при­ме­ром насто­я­щей и само­от­вер­жен­ной люб­ви. Шилов­ская боро­лась со вспыш­ка­ми нар­ко­ти­че­ской зави­си­мо­сти Бул­га­ко­ва. Страсть к мор­фию при­ве­ла к забо­ле­ва­нию почек, от кото­ро­го 10 мар­та 1940 года писа­тель умер.

Еле­на Сер­ге­ев­на сохра­ни­ла лите­ра­тур­ное насле­дие Бул­га­ко­ва. Перед смер­тью мужа она пообе­ща­ла, что добьёт­ся пуб­ли­ка­ции всех про­из­ве­де­ний Миха­и­ла Афа­на­сье­ви­ча. Мно­гие деся­ти­ле­тия ушли на то, что­бы выпол­нить обе­ща­ние. Прак­ти­че­ски через 30 лет после созда­ния «Масте­ра и Мар­га­ри­ты», в 1967 году, бла­го­да­ря уси­ли­ям Еле­ны Сер­ге­ев­ны роман уда­лось опуб­ли­ко­вать. В 1970 году вдо­ва Бул­га­ко­ва умерла.


Примечания

  1. Бул­га­ков М. А. Мор­фий. Гла­ва четвёртая.
  2. Бело­зер­ская-Бул­га­ко­ва Л. Е. О, мёд вос­по­ми­на­ний. Гла­ва «Зна­ком­ство».
  3. Бело­зер­ская-Бул­га­ко­ва Л. Е. О, мёд вос­по­ми­на­ний. Гла­ва «Послед­нее гнездо».
  4. Бул­га­ков М. А. Мастер и Мар­га­ри­та. Гла­ва девятнадцатая.

Что почитать по теме

  1. Бело­зер­ская-Бул­га­ко­ва Л. Е. О, мёд воспоминаний.
  2. Бело­зер­ская-Бул­га­ко­ва Л. Е. Воспоминания.
  3. Бул­га­ко­ва Е. С., Лян­дрес С. А. Вос­по­ми­на­ния о Миха­и­ле Булгакове.
  4. Вар­ла­мов А. Н. Бул­га­ков. Бег от судьбы.

Читай­те так­же «Кино­лен­ты не горят: каким полу­чил­ся новый фильм „Мастер и Маргарита“»

Что­бы под­дер­жать авто­ров и редак­цию, под­пи­сы­вай­тесь на плат­ный теле­грам-канал VATNIKSTAN_vip. Там мы делим­ся экс­клю­зив­ны­ми мате­ри­а­ла­ми, зна­ко­мим­ся с исто­ри­че­ски­ми источ­ни­ка­ми и обща­ем­ся в ком­мен­та­ри­ях. Сто­и­мость под­пис­ки — 500 руб­лей в месяц.

 

Поделиться