«Почти портреты». Альбом шаржей Кукрыниксов 1932 года

В 1932 году совет­ское изда­тель­ство «Феде­ра­ция» выпу­сти­ло аль­бом Кукры­ник­сов «Почти порт­ре­ты». В кни­ге были пред­став­ле­ны дру­же­ские шар­жи на 43 извест­ных писа­те­лей, дея­те­лей куль­ту­ры и поли­ти­ков СССР. Каж­дый порт­рет был под­пи­сан эпи­грам­мой поэта-сати­ри­ка Алек­сандра Архан­гель­ско­го. Из-за часто­го сотруд­ни­че­ства с Кукры­ник­са­ми Архан­гель­ско­го назы­ва­ли «чет­вёр­тым в тройке».

Мно­гие из геро­ев шар­жей попа­ли под репрес­сии и не пере­жи­ли 1930‑е годы. Через несколь­ко лет после выхо­да аль­бом был изъ­ят из биб­лио­тек и запре­щён к при­ё­му в буки­ни­сти­че­ские мага­зи­ны. Сего­дня печат­ное изда­ние «Почти порт­ре­тов» — биб­лио­гра­фи­че­ская редкость.

VATNIKSTAN пуб­ли­ку­ет шар­жи Кукры­ник­сов из это­го аль­бо­ма с неболь­ши­ми ком­мен­та­ри­я­ми. Сре­ди геро­ев — Мак­сим Горь­кий, Карл Радек, Ана­то­лий Луна­чар­ский, Все­во­лод Мей­ер­хольд, Кон­стан­тин Ста­ни­слав­ский, Миха­ил Коль­цов, Борис Ефи­мов и мно­гие другие.


Одним Авер­ба­хом
Всех побивахом.

Лео­польд Авер­бах — писа­тель. Борол­ся с кол­ле­га­ми-попут­чи­ка­ми. Попут­чи­ка­ми назы­ва­ли писа­те­лей и худож­ни­ков, отно­сив­ших­ся с сим­па­ти­ей к боль­ше­ви­кам, одна­ко не являв­ших­ся чле­на­ми партии.

Аре­сто­ван в 1937 году как близ­кий род­ствен­ник Ген­ри­ха Яго­ды: быв­ший нар­ком внут­рен­них дел был женат на сест­ре Авер­ба­ха. Выбро­сил­ся в лест­нич­ный про­лёт, когда его вели на допрос.

Сколь­ко у Асеева
Лири­че­ско­го сеева!

Нико­лай Асе­ев — писа­тель, поэт. За свою жизнь (1889–1963) выпу­стил более 30 книг сти­хо­тво­ре­ний и прозы.

Как дра­ма­тург —
Страх симпатичен.
Как теоретик —
Драматичен.

Алек­сандр Афи­но­ге­нов — драматург.

В 1937‑м Афи­но­ге­но­ва рез­ко кри­ти­ко­ва­ли, его пье­сы запре­ща­ли. Алек­сандра Нико­ла­е­ви­ча исклю­чи­ли из пар­тии и Сою­за писа­те­лей. Извест­но, что он в днев­ни­ке запи­сы­вал вооб­ра­жа­е­мый диа­лог со сле­до­ва­те­лем. В ито­ге Афи­но­ге­но­ва не репрес­си­ро­ва­ли, а отпра­ви­ли в Пере­дел­ки­но, где он подру­жил­ся с Пастернаком.

В нача­ле вой­ны Алек­сандра Нико­ла­е­ви­ча с женой-аме­ри­кан­кой хоте­ли отпра­вить в США аги­ти­ро­вать за откры­тие вто­ро­го фрон­та, но в октяб­ре 1941-го он погиб при бом­бар­ди­ров­ке Москвы.

Роман­ти­ки оплот,
Био­ло­гиз­ма бард,
Почёт­ный рыбовод
И птич­ник — Эдуард.

Эду­ард Баг­риц­кий — пред­ста­ви­тель роман­ти­че­ской поэ­зии. В эпи­грам­ме Архан­гель­ский наме­ка­ет на про­из­ве­де­ния Баг­риц­ко­го CYPRINUS CARPIO (лат. карп обык­но­вен­ный) и «Пти­це­лов».

Почти порт­рет? Ну, как не так.
Я с Кукры­ник­сы не согласен.
В ори­ги­на­ле мил Батрак
И даже при нали­чьи басен.

Иван Батрак — поэт-бас­но­пи­сец. Ответ­ствен­ный редак­тор жур­на­ла «Ком­байн» (1930–1932).

31 янва­ря 1938 года аре­сто­ван, 21 апре­ля осуж­дён и в этот же день расстрелян.

Тру­до­лю­би­вый Демьян —
Поэт рабо­чих и крестьян.

Демьян Бед­ный — поэт, ассо­ци­и­ро­вал себя с про­ле­та­ри­а­том. Ран­няя поэ­зия Бед­но­го была чисто рево­лю­ци­он­ной по харак­те­ру, затем про­слав­лял совет­скую власть, инду­стри­а­ли­за­цию и народ­ные подвиги.

Не раз под­вер­гал­ся насмеш­кам за слиш­ком лест­ные оды, посвя­щён­ные руко­вод­ству СССР. В сти­хо­тво­ре­нии Сер­гея Есе­ни­на «Русь совет­ская», в кото­ром поэт опи­сы­ва­ет род­ную дерев­ню после Граж­дан­ской вой­ны встре­ча­ют­ся строки:

С горы идёт кре­стьян­ский комсомол,
И под гар­мо­ни­ку, ная­ри­вая рьяно,
Поют агит­ки Бед­но­го Демьяна,
Весё­лым кри­ком огла­шая дол.

В 1938 году Бед­ный был исклю­чён из пар­тии и Сою­за писа­те­лей за «мораль­ное раз­ло­же­ние». Лич­но Ста­лин обви­нил Бед­но­го в «кле­ве­те на рус­ский народ» и «оплё­вы­ва­нии народ­но­го про­шло­го». Поэта пере­ста­ли печа­тать, одна­ко не арестовали.

Инду­стри­аль­ная деталь
Его удар­ной директивы:
Он дела­ет сти­ха­ми сталь
И лик­ви­ди­ру­ет прорывы.

Алек­сандр Безы­мен­ский — поэт, жур­на­лист. Рабо­тал в выезд­ных редак­ци­ях газет «Прав­да», «Ком­со­моль­ская прав­да», на заво­дах и новостройках.

В нём тем­пе­ра­мент пионерский.
Как меч, перо в его руке.
Сти­хи он пишет по-венгерски
На про­ле­тар­ском языке.

Антал Гидаш — вен­гер­ский поэт. Дол­гое вре­мя жил в СССР.

Он, конеч­но, не оратор,
А вер­ней — на общий взгляд —
Все­со­юз­ный инкубатор
Для писателей-цыплят.

Мак­сим Горь­кий — писа­тель, к 1930‑м годам стал живым клас­си­ком. В 1932 году род­ной город Алек­сея Мак­си­мо­ви­ча, Ниж­ний Нов­го­род, был пере­име­но­ван в Горький.

Про Мак­си­ма Горь­ко­го часто при­ду­мы­ва­ли доста­точ­но гру­бые шут­ки. Пово­дом к это­му слу­жи­ло его при­стра­стие к дидак­ти­ке. Он мно­го рабо­тал, откры­вал новых совет­ских авто­ров и, глав­ное, помо­гал уже полу­чив­шим сла­ву писа­те­лем. Так, дол­гое вре­мя Лео­ни­да Андре­ева и Ива­на Буни­на сар­ка­стич­но назы­ва­ли «под­мак­си­мо­ви­ка­ми», наме­кая на покро­ви­тель­ство Горького.

Неслож­ное ору­жие Дени
Бур­жу­ям уко­ра­чи­ва­ет дни.

Вик­тор Дени — худож­ник-кари­ка­ту­рист, один из осно­во­по­лож­ни­ков совет­ско­го поли­ти­че­ско­го плаката.

Болез­ней мно­го пере­нёс он,
Сей­час почти здо­ро­вый вид,
Он был нехо­ро­шо причёсан,
Теперь побрит.

Сер­гей Дина­мов — лите­ра­ту­ро­вед, шекспировед.

Аре­сто­ван 26 сен­тяб­ря 1938 года. Осуж­дён по обви­не­нию в уча­стии в контр­ре­во­лю­ци­он­ной тер­ро­ри­сти­че­ской орга­ни­за­ции. Рас­стре­лян и похо­ро­нен на поли­гоне «Ком­му­нар­ка» 16 апре­ля 1939 года.

Вид гар­мо­нич­ный и живой,
Суров, но всё ж не без улыбки.
Он при­зна­ёт свои ошибки,
Идя доро­гой столбовой.

Вла­ди­мир Ерми­лов — лите­ра­ту­ро­вед, кри­тик. Изве­стен тем, что на про­тя­же­нии сво­ей дея­тель­но­сти допус­кал нема­ло оши­бок, но вовре­мя каял­ся и избе­гал наказаний.

Ста­тьи и доно­сы Ерми­ло­ва нега­тив­но повли­я­ли на судь­бы мно­гих лите­ра­то­ров. Сре­ди писа­те­лей ходи­ла бай­ка, что к тек­сту таб­лич­ки «Осто­рож­но! Злая соба­ка!» на воро­тах дачи Ерми­ло­ва в Пере­дел­кине яко­бы кто-то при­пи­сал: «И беспринципная».

Когда худож­ник молодой
Зай­мёт­ся вер­хо­вой ездой,
Он разъ­ез­жа­ет по арене
На ино­ход­це Чемберлене.

Борис Ефи­мов — кари­ка­ту­рист. На момент изда­ния кни­ги Ефи­мо­ву было 32 года, про­жил 108 лет (1900–2008).

Вид бое­вой,
Воен­ная закалка.
Коро­че говоря,
Это — Матэ Залка.

Мате Зал­ка — вен­гер­ский писа­тель, участ­ник Граж­дан­ской войны.

Без хит­ро­стей и без затей
Он занят выдел­кой Лаптей.

Пётр Замой­ский — писа­тель. В эпи­грам­ме Архан­гель­ский наме­ка­ет на роман-три­ло­гию Замой­ско­го «Лап­ти».

Для бере­гов отчиз­ны дальней,
Поки­нув кон­струк­тив­ный кров,
В ста­тьях изыс­кан­но суров,
И всех и вся ортодоксальней.

Кор­не­лий Зелин­ский — лите­ра­ту­ро­вед, кри­тик. Рабо­тал кор­ре­спон­ден­том «Изве­стий» в Пари­же, лите­ра­тур­ным помощ­ни­ком посла СССР Хри­сти­а­на Раков­ско­го (1926).

Что он попут­чик — спо­ру нет.
Но что-то боль­но мно­го лет!

Все­во­лод Ива­нов — писа­тель, дра­ма­тург. Все­во­лод Вяче­сла­во­вич состо­ял в твор­че­ском объ­еди­не­нии «Сера­пи­о­но­вы бра­тья», кото­рых Троц­кий назвал попутчиками.

Чтоб в МОР­Пе не было пробела
Сидит ген­се­ком Иллеш Бела.

Бела Иллеш — вен­гер­ский писа­тель и жур­на­лист. С 1923 года жил в Совет­ском Союзе.

МОРП — Меж­ду­на­род­ное объ­еди­не­ние рево­лю­ци­он­ных писателей.

Крас­но­ре­чив. Скры­вать не хочет
Ошиб­ки преж­ние свои,
И пре­под­но­сит девять точек,
Не ста­вя ни одной над и.

Миха­ил Коза­ков — писа­тель и дра­ма­тург. Коза­ко­ва часто кри­ти­ко­ва­ли за «фор­ма­лизм». Глав­ное про­из­ве­де­ние Миха­и­ла Эмма­ну­и­ло­ви­ча — роман «Кру­ше­ние импе­рии» (1956) — изна­чаль­но было опуб­ли­ко­ва­но четырь­мя частя­ми в 1929–1939 годах под назва­ни­ем «Девять точек».

Смот­ри и усваивай
Про­из­вод­ствен­ный подход:
Порт­рет Караваевой,
Писав­шей «Лесо­за­вод».

Анна Кара­ва­е­ва — писа­тель­ни­ца, редак­тор. «Лесо­за­вод» — роман о про­буж­де­нии дерев­ни, в кото­рой стро­и­те­ли-ком­му­ни­сты воз­об­нов­ля­ют производство.

О хле­бе насущном
Вопрос решон:
Им кор­мит театры
Шекс­пе­карь Киршон.

Вла­ди­мир Кир­шон — писа­тель, дра­ма­тург. Стал изве­стен бла­го­да­ря успеш­ным поста­нов­кам пьес в кон­це 1920‑х — нача­ле 1930‑х годов. «Кон­стан­тин Терё­хин» Кир­шо­на был пере­ве­дён на несколь­ко язы­ков и ста­вил­ся в США, Япо­нии, Нор­ве­гии, Гер­ма­нии, Фран­ции, Лат­вии, Чехо­сло­ва­кии и Англии.

В 1937 году за «связь с Яго­дой и Авер­ба­хом» обви­нён в уча­стии в контр­ре­во­лю­ци­он­ной тер­ро­ри­сти­че­ской орга­ни­за­ции. Рас­стре­лян 28 июля 1938 года.

Воз­нёс на высоту
Писа­тель­ское званье
Един­ствен­ный летун,
Достой­ный подражанья.

Миха­ил Коль­цов — писа­тель, пуб­ли­цист. Часто писал об авиа­ции. В каче­стве кор­ре­спон­ден­та в июле 1926 года участ­во­вал в пер­вом пере­лё­те через Чёр­ное море — из Сева­сто­по­ля в Ангору.

Аре­сто­ван 13 декаб­ря 1938 года. Обви­нён в анти­со­вет­ской троц­кист­ской дея­тель­но­сти и в уча­стии в контр­ре­во­лю­ци­он­ной тер­ро­ри­сти­че­ской орга­ни­за­ции. Рас­стре­лян 2 фев­ра­ля 1940 года.

Свер­нув с доро­ги эпигонов,
Своё лицо спа-Соть Леонов.

Лео­нид Лео­нов — писа­тель. «Он хоро­шо и дол­го ими­ти­ро­вал Досто­ев­ско­го, так хоро­шо, что это вызы­ва­ло сомне­ния в его даро­ви­то­сти», — вспо­ми­нал о пер­вых лео­нов­ских кни­гах писа­тель и кри­тик Вик­тор Шкловский.

«Соть» (1929) — одно из пер­вых про­из­ве­де­ний Леонова.

Остри­ём эпи­грам­мы целя,
Про­стим ему тяж­кие роды.
Быва­ет такая Неделя,
Кото­рая тянет­ся годы.

Юрий Либе­дин­ский — писа­тель, жур­на­лист. «Неде­ля» (1922) — одно из про­из­ве­де­ний Либединского.

О нём не повто­рю чужих острот.
Пус­кай моя зву­чит све­жо и ново:
Родил­ся пре­ди­сло­ви­ем вперёд
И про­из­нёс всту­пи­тель­ное слово.

Ана­то­лий Луна­чар­ский — народ­ный комис­сар про­све­ще­ния (1917–1929).

Луна­чар­ский неод­но­крат­но ста­но­вил­ся объ­ек­том насме­шек за дея­тель­ность на посту нар­ко­ма про­све­ще­ния — на это наме­ка­ют пер­вые строч­ки эпи­грам­мы. Ана­то­лий Васи­лье­вич мно­го зани­мал­ся улуч­ше­ни­ем теат­раль­ной жиз­ни стра­ны, но при этом слиш­ком мно­го вни­ма­ния уде­лял актри­се Ната­лье Розе­нель. За это Луна­чар­ско­го высме­и­вал уже упо­мя­ну­тый Демьян Бед­ный, кото­рый тоже напи­сал эпиграмму:

Ценя в искус­стве рублики,
Нар­ком наш видит цель:
Дарить лох­мо­тья публике,
А бар­хат — Розенель.

Он укра­ша­ет теа-прессу.
Его мы честву­ем, честим.
А он, мятеж­ный, ищет пьесу,
Кото­рая спа­сёт Гостим.

Все­во­лод Мей­ер­хольд — теат­раль­ный режиссёр.

ГосТиМ — Госу­дар­ствен­ный театр име­ни Мей­ер­холь­да. В 1930‑е годы пар­тий­ное руко­вод­ство всё чаще запре­ща­ло сати­ри­че­ские поста­нов­ки театра.

20 июня 1939 года Мей­ер­хольд был аре­сто­ван в Ленин­гра­де. После трёх недель допро­сов с пыт­ка­ми Все­во­лод Эми­лье­вич под­пи­сал нуж­ные след­ствию пока­за­ния: его обви­ня­ли в контр­ре­во­лю­ци­он­ной дея­тель­но­сти. 2 фев­ра­ля 1940 года Мей­ер­холь­да расстреляли.

Вор­ку­ет неж­но голубок,
Как сава­оф сидит художник.
И вер­но. В гра­фине он бог,
Но голу­бят­ник и безбожник.

Дмит­рий Моор — худож­ник, рабо­тал в жур­на­ле «Без­бож­ник у станка».

Пло­хо­го про него не скажем,
О нём душой не покривим.
Се-рома­нист с под­поль­ным стажем,
Сидит в теат­ре, на крови.

Сер­гей Мсти­слав­ский — рево­лю­ци­о­нер, писа­тель. С 1931 года — редак­тор изда­тель­ства «Феде­ра­ция».

Было в Москве
Сорок сороков.
Ста­ло в Москве
Сорок дневников.

Нико­лай Огнев — дет­ский писа­тель. «Днев­ник Кости Ряб­це­ва» — одно из про­из­ве­де­ний Огнева.

Его полот­на велики
И широ­ки его мазки.
Пожа­луй, для таких мазков
Не хва­тит тыся­чи Брусков.

Фёдор Пан­фё­ров — писа­тель. Наи­боль­шую извест­ность полу­чил как автор мону­мен­таль­но­го рома­на «Брус­ки».

Как музы­кант с листа, чита­ет ноты.
Поли­тик. Пам­фле­тист. Театрофил.
И автор ост­ро­ум­ных анекдотов,
Кото­рых нико­гда не говорил.

Карл Радек — поли­тик, пуб­ли­цист, лите­ра­тур­ный кри­тик. Радек любил сочи­нять анек­до­ты и афоризмы.

В 1936 году вновь исклю­чён из ВКП(б) и аре­сто­ван. Был при­вле­чён к откры­то­му про­цес­су по делу «Парал­лель­но­го анти­со­вет­ско­го троц­кист­ско­го цен­тра». На суде и допро­сах вёл себя сво­бод­но, над­мен­но, мно­го шутил. В янва­ре 1937 года при­го­во­рён к деся­ти годам тюрьмы.

По офи­ци­аль­ной вер­сии, 19 мая 1939 года Радек был убит в Верх­не­ураль­ском поли­ти­зо­ля­то­ре дру­ги­ми заключёнными.

Люди иные,
Вре­мя иное.
Сидит Виринея
На перегное.

Лидия Сей­фул­ли­на — писа­тель­ни­ца. «Пере­гной» (1923), «Вири­нея» (1924) — пове­сти Сейфуллиной.

Он сух. Но это пол-беды,
Когда в докла­дах нет воды.

Алек­сей Сели­ва­нов­ский — лите­ра­тур­ный кри­тик, жур­на­лист. В 1931–1932 годах Сели­ва­нов­ский рабо­тал глав­ным редак­то­ром «Лите­ра­тур­ной газе­ты», руко­во­дил лите­ра­тур­ным круж­ком «Вагран­ка», высту­пал с реча­ми и докладами.

В 1936 году Сели­ва­нов­ский был исклю­чён из ВКП(б) и Сою­за писа­те­лей. 15 нояб­ря 1937 года аре­сто­ван и 21 апре­ля 1938 года осуж­дён по обви­не­нию в уча­стии в контр­ре­во­лю­ци­он­ной тер­ро­ри­сти­че­ской орга­ни­за­ции. В этот же день рас­стре­лян на поли­гоне «Ком­му­нар­ка».

Дли­на Желез­но­го потока —
От Мин­ска до Владивостока.

Алек­сандр Сера­фи­мо­вич — писа­тель. «Желез­ный поток» — роман Серафимовича.

Подроб­нее об Алек­сан­дре Сера­фи­мо­ви­че мож­но про­честь в мате­ри­а­лах Сер­гея Пет­ро­ва, опуб­ли­ко­ван­ных на нашем сайте:

— Сера­фи­мо­вич и лите­ра­тур­ное твор­че­ство;
— Сера­фи­мо­вич и лите­ра­тур­ный про­цесс;
— Сера­фи­мо­вич и Пер­вая рус­ская рево­лю­ция;
— Сера­фи­мо­вич и дон­ские каза­ки.

 

Добьёт­ся он респекта,
Идя не по кривой
От сред­не­го проспекта
К доро­ге столбовой.

Миха­ил Сло­ним­ский — писа­тель. «Сред­ний про­спект» (1927) — повесть Слонимского.

В нём каж­дый атом
Дышит МХАТом.

Кон­стан­тин Ста­ни­слав­ский — теат­раль­ный режис­сёр, один из осно­ва­те­лей МХА­Та.

Таи­ров — режис­сёр культурный.
В нём син­те­ти­че­ски слились
Домаш­ний реа­лизм структурный
И импорт­ный идеализм.

Алек­сандр Таи­ров — теат­раль­ный актёр и режис­сёр, созда­тель и худо­же­ствен­ный руко­во­ди­тель Камер­но­го театра.

В свои сти­хи за десять лет
Он бра­ги влил боль­шую дозу.
Чита­тель пьян, но трезв поэт
И пере­ко­че­вал на прозу.

Нико­лай Тихо­нов — писа­тель, поэт и публицист.

«Бра­га» (1922) — один из пер­вых сбор­ни­ков сти­хов Тихонова.

Он молод. Лет ему сто тридцать.
Весь­ма начи­тан и умён.
Архив­ной пылью серебрится
От гри­бо­де­дов­ских времён.

Юрий Тыня­нов — писа­тель, дра­ма­тург, лите­ра­ту­ро­вед и кри­тик. Актив­но зани­мал­ся исто­ри­ей литературы.

Рас­тёт, роман­ти­ку развеяв,
Жирапп из Удэ­ге — Фадеев.

Алек­сандр Фаде­ев — писа­тель. Один из глав­ных идео­ло­гов РАП­Па — Рос­сий­ской ассо­ци­а­ции про­ле­тар­ских писателей.

«Послед­ний из Удэ­ге» — роман Фадеева.

Люби­мец муз и госиздатов
Арте­мий Боро­да­то­вич Халатов.

Арте­мий Баг­ра­то­вич Хала­тов — поли­тик, гла­ва Госиздата.

В 1937 году исклю­чён из пар­тии, в 1938 году аре­сто­ван и расстрелян.

Широ­ту её размаха
Не уло­жишь в пис­чий лист.
Поэтес­са, лек­тор, пряха,
Шер­сто­вед и романист.

Мари­эт­та Шаги­нян — писа­тель­ни­ца. В 1930‑х годах окон­чи­ла Пла­но­вую ака­де­мию Гос­пла­на име­ни Моло­то­ва, где изу­ча­ла мине­ра­ло­гию, пря­диль­но-ткац­кое дело, энер­ге­ти­ку. Рабо­та­ла лек­то­ром, инструк­то­ром ткац­ко­го дела, ста­ти­сти­ком, исто­рио­гра­фом на ленин­град­ских фабриках.

К нему не подой­ди — сгоришь.
Он жёг Париж.

Бру­но Ясен­ский — поль­ский писа­тель и поэт. В 1925 году эми­гри­ро­вал из Поль­ши во Фран­цию. Жил в Пари­же, был чле­ном Фран­цуз­ской ком­му­ни­сти­че­ской пар­тии. В 1929 году пере­ехал в СССР.

17 сен­тяб­ря 1938 года осуж­ден за контр­ре­во­лю­ци­он­ную дея­тель­ность и расстрелян.


Смот­ри­те также:

— Кари­ка­ту­ры «Сати­ри­ко­на» на рус­ских писа­те­лей нача­ла XX века;

— Мая­ков­ский как худож­ник. Часть I: порт­ре­ты и шар­жи;

— Анти­фа­шист­ские кари­ка­ту­ры лета 1941 года на стра­ни­цах совет­ских жур­на­лов

Поделиться