В 2020 году от нашей страны на «Евровидении» должна была выступать группа Little Big, но из-за карантина международный конкурс песни отменили. Мы желаем рейверам успехов и разрыва танцполов, а сейчас давайте вспомним, как этот конкурс пришёл в Россию.
Вы узнаете, как в 1994 году казаки и немцы боролись с панками, но победили евреи и Сергей «Дево-девочка моя» Крылов. В 1995 году вы узрите Филиппа Бедросовича в розовой кофточке и узнаете, как проводили «договорняки» на конкурс европейской песни и пляски. Оцените безумие отбора в 1996 году, а также поймёте, почему Алле Пугачёвой ничего не светило годом позже.
Россия не участвовала в евроконкурсе в 1992–1993 годах из-за бюрократии и безденежья. Да и парламент горел — какое там «Евро», в Москве бы прибраться. Новые страны демократии надо было подготовить к участию по стандартам Евросоюза, что тоже было непросто. Поэтому Россию допустили лишь в 1994 году, первый раз в бой пошли и бывшие республики Союза, а также страны Восточного блока. Поляки, словаки, литовцы и русские ломанулись на Запад.
1994. Цыганова, «Ногу свело!» и Крылов
Весной 1994 года решили не просто назначить того, кто поедет, волевым решением партии и правительства, а ещё и выбрать в прямом эфире госканала РТР. А где было выбирать? Первый канал был крайне слаб, НТВ ещё не стал на ноги, а «2×2» был слишком детским и шутейным. За отбор должна была отвечать легендарная «Программа А». Но насчёт честности гонки были большие сомнения.
У РТР не оказалось денег на конкурс в Дублине, со спонсорами был полный бардак. Поэтому жюри скорее искало того, кто был бы готов не только сделать песню по стандартам, но и оплатить участие. Не важно уже, кто платит — Солнцевская или Ореховская ОПГ, Березовский или Жечков, — лишь бы сделали всё сами. А уж коль всё будет «под ключ», то и победу «обеспечим» в «честной» битве.
Негласно лидером отбора значилась Вика Цыганова. Всё при ней: патриотические песни, статус звезды и деньги, русская краса и сила. Продюсеры Цыгановой нашли поддержку в лице казачьих атаманов Дона и Кубани и немецких продюсеров, которые обещали 50 тысяч долларов на расходы. Звучит безумно: немцы и казаки со времён атамана Краснова не бывали вместе, но РТР это устраивало. Песня есть, деньги тоже, промоушн из Берлина.
Но тут то ли сама певица, то ли её команда начали метаться — дали на отбор песню «Я вернусь в Россию», а потом отозвали кассету и захотели заменить на что-то патриотичнее. Это было против правил «Евровидения», начался скандал, наезды атаманов на РТР и прочее. В результате Цыганову за хамство просто сняли c забега. Видимо, представители из России ещё не понимали, что на «Евровидении» по-пацански решать нельзя, закон есть закон. Цыганова потом уверяла, что виной всему евреи, Кобзон, Маша Кац, и прочие сионисты, которые не дали дорогу русской песне. Даже на отборе она заявила со сцены, мол, я всё равно победила.
Тогда решили поставить на группу «Ногу свело!». Всё при них — слава бессмысленного, но весёлого хита «Хару мамбуру», гремевшего из каждого тапка страны, харизма Максима Покровского (объявлен Минюстом РФ иноагентом), панковский разбитной формат, который бы понравился в Европе. Ребята записали «Сибирскую любовь», таёжный панк, и «Программа А» решительно говорила о победе.
Но молодость и слава ударили в голову. Незадолго до официального отбора «Ногу свело!» поссорились с продюсерами и лейблом «Тау-продукт». Музыкантам показалось, что им урезают гонорар. Группа устроила разборку со своей «крышей» из бандитов и банка «Метрополь», разорвали контракт на миллионы с теми, кто вывел их в люди.
На момент отбора «Ногу свело!» не было нужной финансовой поддержки, а в жюри, как назло, сидели обиженные представители «Тау». Они не поставили нужные баллы, и «Нога» заняла лишь второе место. Если бы не было разборок с ОПГ, Покровский выступил бы в Дублине и мог бы победить.
Ещё в 1994 году на поездку в Дублин претендовал паноптикум:
- Группа «Мегаполис» с песней «Пушкин» — странно, как и всё творчество этого коллектива. Не получили ни одного балла.
- Весь такой блистательный Пенкин с песней «Вспомни». Его грим и блёстки видимо спугнули советское жюри. Один балл.
- Достойная и стильная группа «Квартал», подарившая нам песню о «Парамарибо» и много всего хорошего. Видимо, их блюзовые свинги оказались не у дел. Один балл.
- Алиса Мон в образе стриптизёрши, Татьяна Марцинковская с баптистским госпелом, Андрей Мисин с романсом тоже остались за бортом. Слишком трешово и мимо ворот.
Приличнее всех среди казачества и прочего неистовства выглядела юная блюзовая певица Юдифь с балладой «Вечный странник». Юная Мария Кац (настоящее имя Юдифи) поражала скорее чистотой взятых нот, чем костюмом. Консервативное жюри, разумеется, отдало предпочтение романтическому песнопению под гитару без эпатажа и лубка, гей-лоска и треша. Но не забывайте — оплачивать всё нужно было своими силами. У Кац и её команды долларов пачками не было.
Жюри не знало, что делать, уже хотели просить вернуться атаманов и Цыганову. Но тут возник автор хита «Девочка моя» Сергей Крылов. Этот солидный господин заявил, что даёт Юдифи 100 тысяч долларов как спонсор. Откуда они у Крылова были? Сергей заработал их на шоу «Ангел-421», где выступил продюсером. Более того, за развитие музыки ему отплатили бизнесмены-спонсоры премии «Овация».
То, что эту премию финансировали тогда те же самые представители ОПГ, не было секретом для богемы столицы. Иными словами, Крылов отдал 100 тысяч от разных музыкальных бандформирований, но на «Евровидении» и Кац не заработал почти ничего. Скорее просто помог, не получив дивиденды ни в пиаре, ни в чём.
К чести Юдифи на конкурсе надо отметить и высокое качество вокала, и костюм в стиле картины Климта с тем же названием. Видны долгие репетиции и труд команды. Не забывайте, что никто не знал, как и куда петь. Да и место она заняла девятое — неплохо для первого опыта, когда нет ни технологий, ни понимания, как выступать.
1995. Филипп Бедросович
Гораздо безумнее прошёл отбор в 1995 году. О конкурсе вспомнили где-то за три недели до начала, в середине апреля. Возможно, из-за передела рынка, гибели Владислава Листьева и прочих трагедий. Под давлением Березовского решили, что отбором будет заниматься его свежеиспечённый канал ОРТ. В первые недели вещания команда принялась за поиск конкурсанта.
Срочно решили делать национальный отбор, но на него не было времени. То есть опять нужен был лишь человек, который оплатит участие. Уговорили на это Филиппа Бедросовича Киркорова, у него финансы были. Параллельно в режиме паники отсняли будто бы «Отбор от России на „Евровидение-95“», где выступили певцы «для галочки».
Вот что поведала VATNIKSTAN участница отбора, певица Ольга Дзусова:
«Нас, как придурков, позвали, мы отпели, нас сняли, потом показали по Первому каналу, и всё действо венчал клип Киркорова. Потом, оказывается, от организаторов „Евровидения“ пришла бумажка, где было рекомендовано послать одного из трёх кандидатов — Оксану Павловскую, Викторию Виту или Ольгу Дзусову. Бумажку спрятали в стол. Поехал Филипп».
Киркоров не был бы собою, если бы не прислал ремейк, что против правил конкурса. Песня «Колыбельная для вулкана» — это вольный перевод молдавского хита Анастасии Лазарюк Buna seara stelelor («Добрый вечер, звёзды») 1985 года.
В клипе Филипп вращается вокруг оси, делает пассы и поёт о вулкане, который бомбит.
Киркоров выступил, получил 17‑е место. Позже жюри в Дублине узнало, что это ремейк, и аннулировало результаты. Все спрашивали, почему король эстрады не ездит сам на конкурс петь во второй или третий раз, а возит протеже. Может, дело в этом?
1996—1999. Пугачёва, Меладзе и дисквалификация
В 1996 году отбор решили провести снова. ОРТ за глупость лишили этого права. РТР назвал это «Песня для Европы». Да и отбор решили делать честно.
«Ногу свело!» представили свой знаменитый «Московский романс» — песню нищих, на которую потом сняли шикарный клип. Есть предание, что жюри выбрало «Ногу», но Алла Борисовна попросила их не отправлять. Победила песня «Я это я» Андрея Косинского. В целом всё прошло уныло и серо, Косинский провалился в полуфинале.
Отбор 1997 года же был похож на нынешние: решили что ни к чему выбирать на глазах у страны, можно собраться кулуарно. Всё проходило непублично, ОРТ прослушивал кассеты и после вынес вердикт. В закрытом жюри было много известных имен: Юрий Саульский, Максим Дунаевский, Иван Демидов, Юрий Аксюта.
По итогам глава ОРТ Константин Эрнст заявил, что победила песня «Примадонна» Меладзе, а чуть лишь отстала песня «Ангел» в исполнении дуэта «Чай вдвоём».
Меладзе заболел, и жюри решило, что от России надо ехать Пугачёвой. Примадонна получила лишь 15‑е место, кучу едких уколов от прессы и ТВ. Алла Борисовна, дама закалённая советской эстрадой, не боялась травли. Пугачёва устроила себе летом 1997 года супергастроли по Европе с мужем и дочкой.
В 1998 году от страны хотели отправить Татьяну Овсиенко, но европейские чиновники просто не допустили страну до конкурса из-за плохих результатов прошлых лет. ОРТ от обиды даже не показывало «Евровидение». В 1999 году Россию не пустили снова — за то, что не транслировали конкурс. Такие правила.
Если в 2000‑е и 2010‑е годы Россия на «Евровидении» — это форматно, лучшие композиторы и продюсеры, огромные деньги, то в 1990‑е это кое-как, по наитию, без денег, но зато с бандитами, казаками, плагиатом и в режиме хаоса. Это было непрестижно, непонятно, ненужно и даже в тягость.
Хотя в недавнем прошлом тоже хватало треша. Например, вот эфир «России 1» после финала «Евровидения» 2014 года. Представительницы России сёстры Толмачёвы заняли седьмое место.
Читайте также:
— «Cамый лучший день для побега на Запад. Экспансия русской музыки в 1990‑е»;
— «Десять главных альбомов русского шансона 1990‑х»;
— «Русский рэп 1990‑х: десять главных альбомов».
Чтобы читать все наши новые статьи без рекламы, подписывайтесь на платный телеграм-канал VATNIKSTAN_vip. Там мы делимся эксклюзивными материалами, знакомимся с историческими источниками и общаемся в комментариях. Стоимость подписки — 500 рублей в месяц.