Октябрьские события 1993 года получили множество названий: «Ельцинский переворот», «Октябрьское восстание», «Октябрьский путч», «Разгон/расстрел Верховного Совета», «Чёрный октябрь». Но чаще можно услышать нейтральное — «события 3–4 октября в Москве».
Развал СССР не уничтожил остатки советской системы власти. Пусть в демократизированной перестроечной форме, она продолжала существовать в виде съездов народных депутатов, Верховного Совета и старой Конституции 1978 года. Новая же власть, во главе с президентом Борисом Ельциным, стремилась развязать себе руки для проведения экономических и политических реформ. Конфликт был неизбежен.
Ранее VATNIKSTAN уже освещал актуальные исторические события в специальных подборках видеоматериалов (например, путч 1991 года). Предлагаем ознакомиться и с основными видео октября 1993-го, едва не начавшего в России очередную гражданскую войну.
Предыстория событий в августе 1993 года
Личное противостояние вице-президента Александра Руцкого с Борисом Ельциным началось ещё в 1991 году, когда последний подписал Беловежские соглашения. Должность вице-президента была выборной, и Ельцин к началу сентября 1993-го лишил Руцкого всех полномочий — кроме, собственно, его должности. Пресс-конференция августа 1993 года показывает оппозиционную оценку Руцким президента и его политики. В итоге он станет одним из лидеров октябрьской оппозиции.
Указ № 1400
21 сентября Ельцин подписал указ № 1400 о роспуске Съезда народных депутатов и Верховного Совета. В своём обращении к гражданам России он огласил основные положения указа и будущей конституционной реформы.
Указ противоречил действовавшей конституции, и народные депутаты, в свою очередь, сняли с Ельцина полномочия президента. Оппозицию поддержал Конституционный суд во главе с Валерием Зорькиным. Фрагмент выступления Зорькина и реакцию Верховного Совета на указ можно узнать из следующего новостного выпуска.
Рост противостояния в конце сентября
В здании Верховного Совета, известном как Белый дом, фактически образовался штаб оппозиции Ельцину. Рядом со зданием проходили стихийные митинги, было принято решение о вооружении охраны здания, а Руцкой назначил нового министра обороны Владислава Ачалова, а также его заместителя Альберта Макашова. Их пресс-конференция 24 сентября была ответом на ультиматум о сдаче оружия и отставке руководителей оппозиции.
Более подробно контекст событий можно узнать из выпусков программы «Вести» от 22–24 сентября. Выпуски демонстрируют, что «Вести» в тот момент старались достаточно объективно отражать политические реалии. Нельзя сказать, что с экрана на зрителей лилась оголтелая пропаганда позиции Ельцина: в выпусках можно увидеть репортажи из Белого дома и с митингов его сторонников, сообщения о региональной поддержке оппозиции.
Выступление заместителя министра безопасности России Евгения Савостьянова 26 сентября показывает, что официально президентская власть оценивала ситуацию достаточно спокойно. Она не была готова к вооружённому решению конфликта, как будто рассчитывая взять оппонентов измором. Тем не менее, информация о большом количестве оружия в Белом доме вызывала очевидное беспокойство общества.
[Дата пресс-конференции установлена предположительно при сравнении с другими источниками.]
Пресс-конференция Руцкого говорит нам о его непримиримой позиции в ходе нескольких дней жёсткого, но пока что мирного противостояния.
[Точная дата пресс-конференции не ясна.]
Цензура
Синдромом эскалации конфликта стала цензура. 1 октября вышел последний выпуск легендарной перестроечной программы Александра Невзорова «600 секунд», после чего передачу закрыли. В конфликте Ельцина и Верховного Совета журналист занял сторону последнего, и открытая поддержка оппозиции в эфире петербургского Пятого канала уже не раз доводила программу до цензурных ограничений и периодических проверок. Этот выпуск стал последней каплей, переполнившей чашу терпения продюсеров.
Программа «Политбюро» в эти же дни пустила сюжет об отмене показа ток-шоу «Красный квадрат», выразив обеспокоенность усилением цензуры на телевидении. В отличие от Невзорова, «Политбюро» при этом критично отозвалось и о сторонниках Верховного Совета.
Подробнее об этом сюжете читайте в нашей статье «Цензура на телевидении в начале ельцинских 1990‑х».
2 октября. Бойня на Смоленской площади
Ещё в конце сентября произошло несколько случаев жестокого разгона манифестаций, проводимых противниками властей. Окончательно в пользу насилия чаша весов склонилась после столкновений на Смоленской площади 2 октября. Попытки разогнать митинг «Трудовой России» и Фронта национального спасения превратились в настоящую бойню со строительством баррикад, перекрытием движения по Садовому кольцу, задержанием и ранениями десятков людей. На видео того дня можно заметить Виктора Анпилова, лидера движения «Трудовая Россия».
Попытка восстания 3 октября
Днём 3 октября милиция пыталась разогнать митинг на Октябрьской площади. Митинг, кстати, был заранее санкционирован Моссоветом, хотя официальная позиция по его поводу в этот день резко поменялась. ОМОН заблокировал площадь, и митингующие прорвали оцепление на Крымском мосту и направились к Белому дому. Уличным вождём и в этот день выступал Анпилов.
Около трёх часов дня демонстранты прорвали оцепление вокруг Белого дома и сняли его блокаду.
Это позволило оппозиции перейти в наступление и захватить здание мэрии.
У мэрии можно было заметить Эдуарда Лимонова.
Поход на Останкино
Восставшие перешли в наступление. Днём 3 октября Александр Руцкой призвал штурмовать Останкино. Как и полагается во время революции: главное — захватить средства связи и пропаганды! После семи часов вечера генерал Макашов у здания телецентра обратился к оборонявшим его солдатам с требованием сдать оружие.
Во время ночного штурма телецентра в город вошли проправительственные войска. Это была уже настоящая гражданская война.
Кстати, вскоре после требования Макашова сдать Останкино, трансляция футбольного матча «Ротор» — «Спартак» в 19:26 была прервана обращением диктора Льва Викторова. А «Ротор» победил: 1:0.
В это же время у здания Моссовета проходил митинг сторонников Ельцина. На записи можно услышать их политическую позицию.
Эмоции по разные стороны конфликта
Политическое противостояние — это всегда эмоции. Представляем два примера высказываний с разных сторон баррикад. Первый — известное обращение Лии Ахеджаковой, призывающей к вооружённому подавлению восстания (смотреть с 9:42).
Второй пример — крик души защитницы Верховного Совета, а также другие записи с баррикад.
Выпуски «Вестей» от 3 и 4 октября с Николаем Сванидзе, Светланой Сорокиной и Егором Гайдаром уже не напоминают лаконичные информационные передачи. Перед вами — эмоциональная пропаганда с вкраплениями информации, от сообщений о штурме Останкино до прямых трансляций горящего Белого дома.
Расстрел Белого дома
Ответ не заставил себя ждать. В середине ночи 4 октября Ельцин принял решение о штурме здания Верховного Совета. Выстрелы были слышны примерно с 7 часов утра, артиллерийские залпы по Белому дому начались где-то в 8 часов. Молчаливая хроника штурма перед вами.
В середине дня всё было кончено. В 17:30 Александр Руцкой, Руслан Хасбулатов (председатель Верховного Совета) и Альберт Макашов были арестованы.
Любительская съёмка середины дня 4 октября была сделана во многих местах Москвы. Беспорядки на улицах и странные люди — в просторечии «фрики» или городские сумасшедшие — прилагаются.
В ходе конфликта пострадали сторонние люди. Например, ранение получил журналист Рустем Сафронов, о чём рассказывает репортаж неуказанного телеканала.
Видео-солянка
Если предложенных выше роликов вам показалось недостаточно, можете ознакомиться с большими сборными записями разного происхождения. В этой, например, различные куски хроники и фрагменты телепередач постарались соединить в хронологическом порядке.
Этот микс новостных выпусков отличается несколько лучшим качеством записи.
Своеобразной эпитафией «600 секундам» стали подпольные записи программы Невзорова. После закрытия часть старых выпусков, а также новые снятые и смонтированные материалы распространялись Невзоровым и его командой на кассетах, — сегодня, в эпоху Интернета, даже сложно такое представить. Одна из подпольных кассет представлена ниже. В ней можно увидеть хроникальные материалы октября, эмоциональное видеоэссе из цикла «Русские люди», старую запись «600 секунд» от весны 93-го о тренировке петербургского ОМОНа. На кассету в самом конце записи попали фрагменты фильма Станислава Говорухина «Час негодяев» на эту же тему.
Наконец, завершает подборку документальный фильм «Путч‑2» 1995 года. Его достоинством являются многочисленные интервью свидетелей и современников событий: Александра Баркашова, Валерия Зорькина, Егора Гайдара, Валерии Новодворской и многих других.